Скачать 174.71 Kb.
|
Институт психоанализа Факультет психологии Кафедра общей психологии Утверждено на заседании кафедры общей психологии от 23 октября 2009г. протокол №1 Зав. кафедрой общей психологии к.пс.н., профессор Иванов Феликс Евгеньевич Учебно-методический комплекс по курсу «Психология внимания и памяти» Авторы: (Иванов Ф.Е. к..пс.н., проф.) Москва 2009 Пояснительная записка Курс Общей психологии «Внимание и память» рассчитан на студентов, обучающихся по специальности «Психология», и охватывает раздел познавательных процессов, знание которых является основой гуманитарного знания будущих специалистов психологов. Психология познавательных процессов или когнитивная психология возникла в середине прошлого века почти одновременно с гуманистической психологией личности. Сегодня эти направления становятся все ближе друг к другу. Учебный настоящий раздел. Обшей психологии - особый: он характеризует проблематику психологии познавательных процессов, представляющих основу личностного знания, используемого индивидуальностью в поведении. Целью данного курса является:
Задачи курса: -сформировать представления о разграничении процессов внимания и памяти, -ознакомить студентов с современными теориями внимания и памяти; -рассмотреть методы исследования внимания и памяти; -овладеть адекватными представлениями видов классификаций, феноменов и базовых законов внимания и памяти. Программа рассчитана на 20 лекций и 12 семинаров: всего 64 часа. В целях практической апробации теоретических знаний предусматривается проведение общепсихологического практикума по данным разделам общей психологии. Ключевые понятия: поле внимания, селекция, предвнимание, непроизвольное и произвольное внимание, послепроизвольное внимание, устойчивость, концентрация, переключение, распределение внимания, рефлексивный уровень, объем внимания, усилие и активация при внимании, ассоциация, запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание, кратковременная память и долговременная память, эйдетическая память, произвольное и непроизвольное запоминание, ретроактивное и проактивное торможение, реминисценция, мнемотехника, модели памяти. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Раздел 1. ВНИМАНИЕ Тема 1.1. Общие представления о внимании. Природа внимания (теории внимания, дискуссия). Внимание как познавательный процесс. Свойства внимания. * Классификация внимания. Тема 1.2. Виды внимания. Непроизвольное внимание (рефлекторное, инстинктивное, первичное). Связь непроизвольного внимания с познавательной активностью. Факторы детерминанты непроизвольного внимания. Процессы предвнимания (У.Найсер) и их роль в организации поведения. Произвольное внимание. Психологические механизмы. Особенности условий, возникновения поддержания произвольного внимания. Роль средств в организации произвольного внимания. Методика двойной стимуляции при анализе опосредованных форм внимания. Послепроизвольное внимание (Добрынин Н.Ф.) условия его возникновения. Внимание и творческий процесс. Тема 1.3. Основные свойства внимания. Методы исследования свойств внимания. Зависимость объема и устойчивости внимания от структуры материала, характера деятельности и установок личности. Факторы детерминанты переключения и распределения внима- ния. Зависимость успешного решения задач от индивидуальных свойств внимания. Тема 1.4. Основные принципы организации процесса внимания. Меха низмы внимания (проблемы и подходы к их решению). Внимание и сознание. Ясность и отчетливость содержания сознания Внимание как свойство восприятия (Коффка, Келлер). Избирательность внимания. Понимание внимания (и его критика) как специфического механизма фильтрации информации (Черри, Бродбент Трейсман). Внимание и память. Внимание как результат слияния перцептивного образа с реальными объектами (Джеймс, Ланге, Норман, Найсер). Психофизиологические индикаторы и механизмы внимания. Роль настройки моторных и сенсорных систем при внимании (показатели ориентировочного рефлекса, движения глаз, вызванные потенциалы). Усилия и активация при внимании (Соколов, Каннеман). Тема 1.5. Развитие внимания. Стадии развития внимания и факторы, их определяющие. Пути развития высших форм внимания. Произвольное внимание как высшая психическая функция. Развитие внимания как "истории развития организованности поведения" (Л.С.Выготский). Тема 1.6. Внимание и деятельность. Теория внимания как объединение различных планов анализа сознания, деятельности и физиологических механизмов. (А.Н.Леонтьев). Анализ структуры деятельности и внимания (физиологическая концепция уровней построения движений и механизм кольцевого регулирования Н.А.Бернштейн, П.К.Анохин). Внимание и практика (учебная деятельность, оперативная деятельность, производственная, спортивная и т.д.). Обучение и внимание. Внимание в проблемной ситуации. Раздел 2. ПАМЯТЬ Тема 2.1. Общие представления о памяти. Психологический статус памяти как процесса. Значение памяти в жизни и деятельности человека. Научное определение памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание. Тема 2.2. Виды памяти и их особенности. Основные классификации видов памяти: по времени сохранения информации, по модальности, по связанности с эмоционально-волевой сферой, по использованию мнемических средств. Особенности кратковременной и долговременной памяти. Трансформация информации в памяти. Особенности образной, словесно-логической, эмоциональной и моторной памяти. Эйдетическая память. Зрительная и слуховая память. Сфера их профессионального использования. Непроизвольная и произвольная память. Анализ соотношения произвольного и непроизвольного запоминания в работах А.Н.Леонтьева, А.А.Смирнова, П.И.Зинченко. Индивидуально-психологические различия памяти. Феноменальная память. Нарушения памяти. Тема 2.3. Теории памяти в психологии. Ассоциативная, гештальт-теория, смысловая концепция, психоаналитическая деятельностная-концепция Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, информационно-кибернетическая. Тема 2.4. Основные факты и закономерности психологии памяти, Влияние характера запоминаемого материала (объема, степень однородности, привычность, осмысленность), организация материала субъектом (ритмическая, конфигурационная, семантическая группировки) и структура упражнений (оптимальное распределение). Роль установок, мотивации и эмоциональных реакций в процессах памяти. Методика прерванных действий (эффект Зейгарника). Классические исследования забывания (Эббингауз, Пьерон). Ретроактивное и проактивное торможение. Забывание намерений (З.Фрейд, К.Левин). Забывание стихийное и забывание как действие. Мнемотехника, основные факторы и теории реминисценции. Тема 2.5. Основные принципы организации памяти. Психофизиологические и нейропсихологические аспекты организации памяти. Виды ассоциаций и закон их образования. Экспериментальные исследования памяти Г. Эббингауза. Критика ассоцианистского подхода. Навыки и память. Законы научения. Критика Н.Л.Бернштейна механистического понимания процесса формирования навыков (бихевиоризм). Память как совокупность процессов приема, преобразований и хранения информации (Найссер, Линсдей, Норман, Аткинсон, Шифрин, Клацки). Критический анализ исследований памяти в когнитивной психологии. Использование средств как специфический принцип организации памяти человека (П.Жане, Ф.Бартлет, Л.С.Выготский). Память и речь. Тема 2.6. Память и деятельность. Включенность памяти в решение жизненных задач личности, ее обусловленность строением и динамикой мотивационной сферы. /Тема 2.7. Развитие памяти. Две линии развития (филогенетическая и онтогенетическая). Теории и концепции памяти как высшей психической функции (П.П.Блонский, П.Жане, Л.С.Выготский. А.А.Смирнов, А.Н.Леонтьев). Тема 2.8. Прикладные аспекты изучения памяти. Пути улучшения памяти. Мнемотехника. Тренировка памяти. Роль различных видов памяти в практической деятельности. Коррекция нарушений памяти. Учебно-тематический план курса Общая психология. Внимание и память.
ВОПРОСЫ К КУРСУ 'ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ" Раздел 1. ВНИМАНИЕ.
10.Зависимость внимания от характера материала, вида деятельности, установки личности. 1 [.Факторы-детерминанты устойчивости и распределения внимания. 12.Роль переключаемости и распределения внимания в трудовой деятельности. 13.Внимание при успешном решении задач. 14.Внимание и сознание. 15 .Использование метода самонаблюдения для описания явлений и свойств внимания. 16.Избирательность внимания. Понимание внимания как специального процесса блокировки или фильтрации информации. 17.Внимание и установка. 18.Внимание как свойство восприятия. 19.Внимание, образ и реальность. 20.Методы исследования различных видов внимания. 21.Внимание, усилие и активация, психофизиологические механизмы внимания. 22.Нейропсихологический анализ внимания (А.Р.Лурия). 23.Внимание и деятельность. 24.Теория внимания как объединение различных планов анализа сознания, деятельности и физиологических механизмов (А.Н.Леонтьев). 25. Анализ структуры деятельности и внимания (Н.А.Бернштейн, П.К.Анохин). 26.Развитие внимания: стадии и факторы, их определяющие. 27.Развитие внимания как история развития организованности поведения (Л.С.Выготский). 28.Внимание и практика (учебная деятельность, спортивная, производственная, оперативная и т.д.). 29.Обучение и внимание. З0.Внимание в проблемной ситуации. Раздел 2. ПАМЯТЬ. 1. Психологический статус памяти как процесса. Значение памяти в жизни и деятельности человека, в общении с людьми, воспитании, обучении.
10.Зрительная и эйдетическая память (Лурия, Рибо, Корсаков). П.Слуховая память и сфера ее профессионального использования. 12.Непроизвольная и произвольная память. Анализ соотношения произвольность-непроизвольность запоминания в работах А.Н. Леонтьева, А.А.Смирнова, П.И.Зинченко. 13.Теория памяти в психологии (ассоциативная, гештальт-теория, смысло вая концепция памяти, психоаналитическая, деятельнбстная теория- концепция Л.С.Выготского-А.Н.Леонтьева, информационно- кибернетическая). 14.Психофизиологические и нейрофизиологические аспекты памяти. 15.Виды ассоциаций. Экспериментальные исследования памяти Г.Эббингаузом. Критика ассоцианистского подхода. 16.Навыки и память. Закон изучения. Критика Н.А.Бернштейном механического понимания процессов формирования навыков у бихевиористов. 17.Использование средств как специфический принцип организации человеческой памяти (П.Жане, Ф.Барлетт, Л.С.Выготский). 18.Влияние характера материала (объема, степени однородности, привычности, осмысленности) на успешность запоминания и воспроизведения. 19.Структура упражнений при научении и память ( оптимальное распределение упражнений). 20.Роль установок, мотивации и эмоциональных реакций в процессах памяти. Методика прерванных действий и "эффект Зейгарника". 21.Влияние ритмической, конфигурационной и семантической группировок материала субъектом и способа заучивания на память. 22.Забывание "стихийное" и забывание как действие. Классические исследования забывания (Эббингауз, Пьерон). Ретроактивное и проактивное торможение. 23.Основные факты теории реминисценции. 24.Память и деятельность. Включенность памяти в решение жизненных задач личности, ее обусловленность строением и динамикой мотивацион-ной сферы. 25.Основные ступени в развитии памяти. Две линии развития памяти: филогенетическая и онтогенетическая. 26.Социогенез памяти (П.Жане, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев).Онтогенез памяти. 27.Развитие непосредственного и опосредованного запоминания у детей по А.Н.Леонтьеву. 28 Условия и задачи развития памяти в учебной деятельности. 29.Память и пути ее улучшения. Мнемотехника. Тренировка памяти (Ле- зер, Д.Лапп, Роуз). 30.Роль различных видов памяти в практической деятельности. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ
8. Классификация свойств внимания. 9. Методика исследования свойств внимания. 10. Внимание и сознание. 11. Внимание и установка. 12. Внимание, образ и реальность. 13. Внимание и деятельность. 14. Развитие внимания. 15. Внимание и практика. 16. Внимание в проблемной ситуации. 17.Теории памяти в психологии. 18. Психологический статус памяти как процесса. 19. Критерии процессов памяти: запечатление, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание. 20. Виды памяти и их особенности. 21.Иконическая и эхоическая памяти. 22.Кратковременная и долговременная память: их особенности и модели. 23.Особенности образной, словесно-логической и моторной памяти. 24.Эмоциональная память. 25.Феномены памяти. 26.Навыки и память. 27.Закономерности мнемонических процессов. 28.Установка, мотивация и память. 29.Память и деятельность. 30.Стадии развития памяти. 31.Развитие внимания и памяти. Мнемотехника. Тренировка памяти. 32.Роль различных видов внимания и памяти в практической деятельности. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Ю.Дормашев Ю.Б., Романов В.. Психология внимания. М., 1995. Шифр: 15 Д-68 11 Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. М., 1987. 12.3инченко В.П., Величковский Б.М., Вучетич Г.Г. Функциональная структура зрительной памяти. М., МГУ, 1980. 13.3инченко Т.П. Опознание и кодирование. ЛГУ, 1981. 14.Исследование памяти (ред. Н.Н.Корж). М., 1990. 15. КлацкиР. Память человека. М., 1978. 16.Корсаков И.Л., Корсакова Н.К. Наедине с памятью. М., 1996. 17.Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. М., 1993. 18.Лапп Д. Искусство помнить и забывать. СПб, 1995. 19.Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 2004. 20.Линдсей К., Норман Д. Переработка информации человеком. М., 1974. 21.Лук А.Н. Память и кибернетика. М., 1966. 22.Лурия А.Р. Потерянный и возращенный мир. М., 1971. 23.Лурия А.Р. Внимание и память. М., МГУ, 2004. 24.Лурия А.Р. Мозг и память. М., МГУ, 1975. 25.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., МГУ, 1973. 26.Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 1996. 27.Ляудис В. Память в процессе развития. М., 1976. 28.Матюгин И.Ю. Аскоченская Т.Ю., Бонк И.А. Как развить внимание и память вашего ребенка. М., 1995. 29.Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И. Как научиться забывать ненужное. М., 1996. З0.Найссер У. Познание и реальность. М., 1981. 31.НемовР.С. Психология. В 2 кн., М., 1994. 32.Общая психология (ред. Петровский А.В.) М., 1986. Шифр: 15 М-64 33.Общая психология. Тексты. Том 2, книга 3. М., УМК «Психология», 2004 18 34.Психофизические исследования восприятия и памяти (ред. Ю.М.Забродин) М, 1981. 35.Психологические тесты для деловых людей. М., 1996. 36.Психология внимания. Хрестоматия под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., М., ЧеРО,2001. 37.Психология памяти. Хрестоматия под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., М., Че-РО, 2002. 38.Роуз С. Устройство памяти. М., 1995. 39.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. Т.1 и 2. 40.Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966. 41.Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996. 42.Хофман И. Активная память. М., 1986. 43.Хрестоматия по вниманию (ред. А.Н.Леонтьев) М., МГУ, 1976. 44.Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М., 1979. 45.Черемошкина Л.В. Психология памяти. М., Академия, 2002. |
Учебно-методический комплекс по курсу «Психология внимания и памяти» Сегодня эти направления становятся все ближе друг к другу. Учебный настоящий раздел. Обшей психологии особый: он характеризует проблематику... | Белашева Х. В. Учебно-методический комплекс по курсу «Психология эмоций» Белашева Х. В. Учебно-методический комплекс по курсу «Психология эмоций». – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 23 с | ||
Учебно-методический комплекс по курсу «Социальная психология» для... Содержание требований государственного образовательного стандарта по курсу «социальная психология» | Учебно методический комплекс по направлению: 521000 «психология»... Историческая психология: Учебно-методический комплекс / Авторы Берно-Беллекур И. В., Серавин А. И.– Спб.: Ивэсэп, 2005.– 78 с | ||
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... О. И. Дубровина. Психология труда, инженерная психология и эргономика: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология».... | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Г. И. Морева. Гендерная психология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология».... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины управление образовательными... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс по спецкурсу «Психология рекламы». Предназначен... Целью такого исследования является повышение психологической эффективности рекламных сообщений и рекламных компаний, которая характеризуется... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо.... Малярчук Н. Н. Неврология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 030300.... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» разработан в соответствии с требованиями государственного... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная... Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии... | №3. Внимание и память Изучить основные типы памяти и виды внимания, также вопросы, касающиеся нарушений внимания и памяти | ||
Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс... Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010 | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... И. Н. Иванова. Психотерапия детей и подростков: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство... | ||
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... И. Н. Иванова. Введение в клиническую психологию: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство... | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Богданова М. В. Детская и семейная психотерапия: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство... |