Программа обсуждена на заседании кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья





Скачать 364.43 Kb.
НазваниеПрограмма обсуждена на заседании кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья
страница1/3
Дата публикации23.09.2013
Размер364.43 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
  1   2   3
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья
«Психолого-медико- педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях»

Внешняя рецензия.

Рецензент: к.п.н., доцент кафедры специальной коррекционной педагогики ИППСиУ Тюм ГУ Л.И.Дмитриева
Внутренняя рецензия.

Рецензент: к.п.н., доцент кафедры дошкольного и начального образования ТОГИРРО Е.А. Менчинская

Тюменский государственный институт развития регионального образования

Программа модуля
«Формирование готовности педагогов к осуществлению коррекционно-логопедической работы с детьми»

Автор: Е.Г. Карасёва, ст. преподаватель

кафедры психолого-педагогических технологий

охраны и укрепления здоровья ТОГИРРО

Тюмень 2010

1.Пояснительная записка

Большая распространённость речевых нарушений у детей дошкольного

возраста вызывает необходимость поиска путей повышения эффективности

коррекционного воздействия.

Вопросам подготовки педагогов для работы с детьми с речевыми

нарушениями занимались Е.Б. Агеева, Л.Р. Давидович, Г.Ф. Кумарина,

В.И. Селиверстов, О.А. Степанова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева,

М.Е Хватцев, Г.В. Чиркина. Воспитатель детского сада для детей с

нарушением речи выполняет, помимо общеобразовательных и рядом

коррекционных задач, направленных на устранение недостатков

сенсорной, аффективно- волевой, интеллектуальной сферах

обусловленных особенностями речевого дефекта.

При этом воспитатель обращает своё внимание не только на коррек-

цию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии,

на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее

развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов.

Этим создаётся основа для благоприятного развития компенсаторных

возможностей ребёнка, что в конечном итоге влияет на эффективное

овладение речью. Данные зарубежных и отечественных исследователей

подтверждают у детей дошкольного возраста с различными нарушениями

речевого развития наличие серьёзных трудностей в организации речевого

общения. В связи с этим становятся актуальными вопросы взаимосвязи

логопеда и воспитателя в группах для детей с нарушениями речи.

Общение рассматривается в качестве одного из условий

развития ребёнка, важнейшего фактора формирования его личности,

ведущего вида деятельности человека, направленного на познание и

оценку самого себя посредством взаимодействия с другими людьми.

В рамках социальной сферы от ребёнка требуются речевые умения

войти в ситуацию общения и выйти из неё (начать и завершить разговор с тем или иным человеком, привлечь внимание собеседника, умение слушать и понимать собеседника), правильно вести общение со сверстником и взрослым, в условиях беседы и дискуссии. Научить ребёнка сознательному выбору невербальных и вербальных средств в зависимости от ситуации общения является одной из важнейших задач педагогов дошкольных учреждений.

Цель курса: ознакомление педагогов с организацией и содержанием коррекционно-логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи курса:

-дать представление о необходимости комплексности и личностной

ориентированности коррекционного воздействия на общее психическое и речевое развитие ребёнка с нарушениями речи;

-познакомить с организацией коррекционно- воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями речи;

- познакомить с деятельностью основных участников коррекционного процесса (логопеда, воспитателя, физинструктора, и др.).

Слушатели должны знать:

- особенности речевого и неречевого развития дошкольников,

посещающих логопедические группы детского сада; цели, задачи,

основное содержание работы педагогического коллектива детского сада.

Слушатели должны уметь:

- наблюдать за детьми, имеющими различные нарушения

речи, в процессе разнообразных видов их деятельности, проводить

коррекционно-воспитательные мероприятия в логопедических группах

под руководством педагогов; анализировать календарные и тематические

планы занятий с детьми логопеда и воспитателей.

Общая трудоёмкость дисциплины – 24 аудиторных часов, 10 часов – лекционных, 14 – практических часов.

2. Тематический план дисциплины

«Формирование готовности педагогов к осуществлению коррекционно-логопедической работы с детьми»

№ п,п

Наименование разделов

Всего

трудоёмкость

Аудиторные

часы







Лекц

Прак

1.

Общие вопросы специальной педагогики

5

3

2

2.

Основные направления общепедагогической и коррекционной работы в детском саду для детей, имеющих нарушения речевого развития



3

2

1

3.

Ознакомление со спецификой деятельности воспитателя логопедической группы

детского сада


12

3

9

4.

Формирование произвольности поведения у детей дошкольного возраста

2

1

1

5.

Формирование произвольности в общении у детей дошкольного возраста

2

1

1




Всего:

24

10

14


Содержание дисциплины

Тема 1. Общие вопросы специальной педагогики.

    1. Объект, предмет, цели, задачи и методологические основы специальной педагогики.

Диалектика понятия «норма». Специфические принципы науки и практики специальной педагогики:

1) принцип коррекционной направленности обучения и воспитания;

2) принцип комплексного подхода к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей в процессе обучения и воспитания;

3) принцип ранней медико-психолого-педагогической коррекции дефектной функции;

4) принцип достижения уровня общеобразовательной и профессионально-трудовой подготовки, необходимого выпускникам школ для обеспечения последующей интеграции и социальной адаптации в обществе;

5) принцип дифференцированного подхода в коррекционном обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья;

6) принцип непрерывности дошкольного школьного и профессионально-технического обучения.

1.2. Причины возникновения нарушений, отклонений и задержек развития.

Классификации причин, вызывающих нарушения, отклонения и задержки в развитии. Роль биологических и социальных факторов в их происхождении. Социальная среда как ведущий фактор развития ребёнка. Значение современного выявления нарушений, отклонений и задержек в их преодолении, коррекции и компенсации.

1.3. Закономерности развития детей в норме и с ограниченными возможностями здоровья.

Общие закономерности развития детей в норме и с ограниченными возможностями здоровья. Закономерности развития различных категорий детей, имеющих отклонения, нарушения или задержки. Динамика процессов обучения и развития в различные возрастные периоды жизни детей. Ведущая роль обучения в компенсации первичных и вторичных симптомов проблемного развития. Учёт и использование сенситивных периодов развития ребёнка в специальной педа­гогике.

Содержание понятий об уровне актуального (достигнутого) развития и зоне ближайшего развития в раскрытии потенциальных возможностей ребёнка в норме и при отклонениях.

1.4. Проблемы специальной педагогики.

Проблемы специальной педагогики на современном этапе: выявление и учёт детей с нарушениями, отклонениями и за­держками в развитии, охват всех нужда­ющихся в специальном обучении и воспитании; разработка новых методов и приёмов обучения и воспитания детей в дошкольных учреждениях системы специального образования.

Тема 2. Основные направления общепедагогической и коррекционной

работы в детском саду для детей, имеющих нарушения речевого развития

Ознакомление с функциями логопеда, воспитателя, музыкального

руководителя воспитателя по физической культуре, особенностями

коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовательном

учреждении для детей с нарушениями речи. Знакомство с оборудованием

кабинетов методиста, музыкального руководителя, спортивного и музыкального

залов и др.

Наблюдение за работой педагогов разного профиля с детьми,

имеющими нарушения речевого развития. Последовательное знакомство со спецификой деятельности музыкального руководителя и воспитателя по физической культуре. Посещение музыкально-ритмических и физкультурных занятий, установление коррекционной направленности данных занятий.

Практические задания

Составить схему, отражающую перечень приёмов коррекционной

работы с детьми, используемых на музыкально-ритмических и физкультурных занятиях.

Наблюдение за детьми в процессе занятий. Составление плана наблюдений и наблюдение за деятельностью детей, на занятиях воспитателя, музыкального руководителя и др. в ходе режимных моментов.

Обсуждение итогов наблюдения. Знакомство слушателей с принципами

составления психолого-педагогической характеристики на ребёнка дошкольного возраста.

Практические задания

Дать характеристику формы взаимосвязи в работе логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре.

Тема 3. Ознакомление со спецификой деятельности воспитателя логопедической группы детского сада.

Роль воспитателя в осуществлении коррекционной направленности

педагогического процесса в детском саду для детей с нарушениями речи.

Коррекционная направленность занятий воспитателя с детьми, имеющими различные нарушения речевого развития.

Коррекционные задачи педагогической деятельности воспитателя

логопедической группы. Примерное планирование коррекционной работы воспитателя логопедической работы. Периоды и этапы коррекционного обучения и воспитания в детском саду дошкольников с нарушениями речи.

Особенности фронтальной и индивидуальной работы воспитателя с

детьми, имеющими нарушения речи.

Особенности фронтальной и индивидуальной работы воспитателя с

детьми, имеющими нарушения речи. Требования к проведению режимных моментов в детском саду для детей с нарушениями речи.

Необходимость взаимодействия в работе воспитателя с логопедом,

родителями и медицинскими работниками.

Изучение программных материалов по вопросам воспитания и обучения в детском саду, анализ перспективных и календарных планов общеобразовательной и коррекционно-развивающей работы в логопедических группах разного типа. Наблюдение за деятельностью воспитателя, связанного с подготовкой сенсорной базы дошкольников для развития правильной речи на занятиях и вне их.

Тема 4. Формирование произвольности поведения у детей

дошкольного возраста

Два основных подхода к проблеме произвольности поведения.

Периодизация развития произвольности у детей дошкольного возраста

по Е.О. Смирновой. Методы формирования активной произвольной

деятельности. Мотив учебной деятельности, намерения, потребности.

Произвольное поведение, подчинение правилам и следование инструкции и образцу задания. Планирование, регуляция и контроль деятельности. Самооценка и представление о системе оценок.

Практические задания

Подготовить игры для формирования произвольности поведения у

детей старшего дошкольного возраста.

Тема 5. Формирование произвольности в общении у детей дошкольного возраста

Ознакомление детей со структурой ситуаций общения и правильной реализацией речевой программы в моделируемых ситуациях.

Практические задания

Практическая работа составить конспект занятия по теме «День рождения» на этапе ознакомления со структурой коммуникативной ситуации.

Обучение правильному составлению и реализации речевой программы при переходе от моделируемых коммуникативных ситуаций к немоделируемым ситуациям.

Практическая работа составить конспект занятия по теме «Гость в детском саду» на этапе обучения правильному составлению и реализации речевой программы при переходе от моделируемых коммуникативных ситуаций к немоделируемым ситуациям.

Закрепление навыков правильного составления и реализации речевой программы и отбора адекватных языковых средств в немоделируемых коммуникативных ситуациях.

Практическая работа составить конспект занятия по теме «Прогулка» на этапе закрепления реализации речевой программы в немоделируемых коммуникативных ситуациях.

Форма итогового контроля - зачёт.

Контрольные вопросы к зачёту

1. Назвать основные задачи, цели специальной педагогики.

2. Назвать причины возникновения нарушений, отклонений и задержек развития.

3. Назвать общие закономерности развития детей в норме и с ограниченными возможностями здоровья.

4.Назовите нормативные документы по организации логопедической

работы в специализированном детском саду для детей с нарушениями речи, сделайте их анализ.

5.Дайте характеристику базисных программ обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи.

6.Дайте характеристику коррекционных программ обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи.

7.Раскройте основные направления, содержание и формы логопедической и воспитательной работы с детьми в условиях специального учреждения.

8.Покажите необходимость взаимодействия логопеда, воспитателя и медицинских работников и родителей в работе по коррекции нарушений

речи детей дошкольного возраста.

9.Дайте понятие о вторичной профилактике речевых нарушений,

раскройте её место и значение в системе логопедической и бщевоспитательной работы с детьми.

10.Расскажите об оборудовании помещения воспитательной группы в детском саду компенсирующего вида.

11.Покажите роль воспитателя в осуществлении коррекционной направленности педагогического процесса в детском саду для детей с нарушениями речи.

13.Расскажите об особенностях организации занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи.

14.Назовите и охарактеризуйте формы взаимодействия в работе логопеда и воспитателя детского сада для детей с нарушениями речи.

15.Раскройте принципы подбора дидактического и речевого материала для логопедических занятий с детьми дошкольного возраста.

16.Дать понятие «произвольность». Охарактеризовать основные подходы к проблеме произвольности.

17.Дать характеристику каждого периода развития произвольности у детей дошкольного возраста по Е.О. Смирновой.

18.Дать характеристику основных структурных компонентов общения

(потребности, мотивы, средства).

19.Дать характеристику форм общения у детей дошкольного возраста.

20.Охарактеризовать основные аспекты общения дошкольника со сверстниками.
5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

5.1 Рекомендуемая литература.

Основная литература

  1. Логопедия [Текст]: учебник для студентов дефектол. фак. пед.вузов /

Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.- М.: Академия, 2000.– 394с.

  1. Поваляева, М.А. Справочник логопеда [Текст] / М.А. Поваляева.– Ростов-на-Дону: ЮНИТЭ, 2002.– 448с.

  2. Степанова, О.А. Организация логопедической работы в дошкольном

образовательном учреждении [Текст] / О.А. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2004.–112с.

  1. Филичева, Т.Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи [Текст] / Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В.- М. : учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2008.

Дополнительная литература

1.Виноградова, М.А. Формирование навыков речевого общения заикающихся дошкольников [Текст] : учебно-методическое пособие / М.А. Виноградова.- СПб.: КАРО, 2006. – 128с.

2.Коноваленко, В.В. Коррекционная работа воспитателя в старшей логопедической группе [Текст] / В.В. Коноваленко.- М.: ГНОМ- ПРЕСС,

2002.- 177с.

3.Котырло, В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников [Текст] / В.К.Котырло. - Киев: Радянська школа, 1971.

4.Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина.- М., 1986.

5.Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] / С.А. Миронова.- М. : Просвещение, 1991.- 125с.

6.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] / : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Под ред.Т.В. Волосовец, Н.В. Горина, Н.И. Зверева - М.: Изд-во АКАДЕМИЯ, 2000.- 200с.

7. Смирнова, Е.О. Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Смирнова, Е.О. Холмогорова В.М. - М.: Изд-во ВЛАДОС, 2003- 160с.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тюменский областной государственный институт развития регионального образования

Кафедра психолого-педагогических технологий охраны

и укрепления здоровья

Программа модуля
«Медико-биологические основы образовательных технологий интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии в условиях дошкольных образовательных учреждений»

Автор: И.В. Яковлева, доцент

кафедры психолого-педагогических технологий

охраны и укрепления здоровья ТОГИРРО, к.м.н.

Тюмень 2010

Пояснительная записка
Не только в дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида, но в массовых детских садах встречается значительное число детей с нерезко выраженными, пограничными, отклонениями в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сферы:

  • дети с минимальными нарушениями слуха и зрения, дети с нарушениями речи;

  • дети с легкой задержкой психического развития и педагогически запущенные дети;

  • дети – носители негативных психических состояний (утомляемость, психическая напряженность, тревожность, фрустрация, нарушения сна, аппетита) соматогенной или церебрально-органической природы без нарушений интеллектуального развития (часто болеющие, перенесшие травму, страдающие хроническими соматическими заболеваниями, компенсированной и субкомпенсированной гидроцефалией, церебро-эндокринными заболеваниями);

  • дети с начальными проявлениями психических заболеваний (шизофрения, ранний детский аутизм, эпилепсия);

  • дети с психогениями (неврозами) – до 33%;

  • дети с легкими проявлениями двигательной патологии церебрально-органической природы;

  • дети, имеющие асинхронию созревания отдельных структур головного мозга или нарушения их функционального или органического генеза (синдром минимальной мозговой дисфункции – до 22%). В том числе дети с такими психопатоподобными формами поведения органического генеза как гиперактивность, синдром дефицита внимания.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности является наиболее частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, встречается у 24,1% детей со школьной дезадаптацией. По данным зарубежных и отечественных исследований, частота СДВГ среди детей этих возрастных групп достигает от 2,2 до 18%.

Среди всех больных детей 20,4% составили дети с неврологическими заболеваниями, из них 10,7% приходилось на больных органическими заболеваниями и слабоумием, а 36% – невротическими расстройствами. У старшеклассников неврозы затяжные субдепрессивно-тревожные в 39,7%, дезадаптивно-приспособительные с поведенческими нарушениями в 89,5%. В возрасте 12-18 лет имеется постоянный уровень невротизма. Наибольшая тяжесть невроза наблюдается у мальчиков в младшем школьном возрасте.

Эти дети с минимальными и парциальными нарушениями психического развития остро нуждаются в своевременной коррекционной помощи с целью предотвращения дальнейшего усложнения проблем. В противном случае нарушенная функция в структуре развития ребенка может спровоцировать социально-психологическую дезадаптацию ребенка. Эту категорию детей принято обозначать как «группу риска».

Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение ЦНС и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых и морально-эстетических понятий и т.д.).

Для этих детей требуется организация индивидуального комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения в условиях массового образовательного учреждения во взаимодействии с семьей.

В любом ОУ, где проводится специальная работа по интеграции детей с нарушением развития, встает вопрос о психолого-медико-педагогическом сотрудничестве и создании комплексной службы, которая предполагает организацию междисциплинарной команды специалистов, в которой педагоги, владеющие основами коррекционной педагогики, специальной психологии, медицинских знаний, взаимодействуют с психологом, дефектологом, логопедом, врачом-педиатром, детским психоневрологом, социальным педагогом которые при отсутствии специалистов по эрготерапии или по occupational терапии – становятся переводчиками с медицинского на русский для педагогов и родителей, которым надо понять, что происходит с ребенком.

Поэтому программа модуля предполагает рассмотрение в системе факторов развития школьных трудностей, в том числе акцент делается на эндогенные факторы:

  • Генетические факторы

  • Неблагоприятные факторы беременности и родов, раннего развития ребенка

  • Нарушения состояния здоровья

  • Нейросенсорные нарушения

  • Дисфункции в развитии мозга и ЦНС

  • Уровень зрелости систем мозга и сформированности познавательных функций

Цель модуля – изучение нейрофизиологических механизмов и медико-биологических факторов при разных видах отклонений в развитии детей.

Задачи модуля:

  • дать представление о медико-биологических основах возникновения проблем развития у детей с особыми образовательными нуждами (основы нарушений раннего психического развития, проблемы школьной адаптации детей, группа риска и т.д.).

  • обосновать необходимость комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в психофизическом развитии в процессе интегративного обучения.

  • В результате слушатели должны овладеть:

  • понятиями и терминами, которыми обозначаются медицинские проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • приемами педагогической диагностики проблем здоровья детей с ОВЗ;

  • основными формами индивидуального комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения интегрированного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе;

  • навыками консультативной работы с семьей в составе школьной ПМПк по вопросам создания адекватных условий обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья.


Учебно-тематический план модуля

«Медико-биологические основы образовательных технологий интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии в условиях дошкольных образовательных учреждений»


№ п/п


Наименование разделов и дисциплин

Всего

часов

В том числе

Ф.И.О. лектора

лек

прак

сам

1.

Организация комплексной медико-психолого-педагогической профилактики и коррекции факторов, влияющих на трудностей обучения и воспитания у детей с ОВЗ


24


12


12




И.В. Яковлева

1.1

Резидуально-органические поражения нервной системы у детей

  • Причины, классификация, педагогическая диагностика, возможности комплексной коррекции.

  • Основы первичной и вторичной профилактики РОП ЦНС у детей: просветительская работа с родителями в условиях ДОУ.

  • Нарушения чтения, счета, письма, речи, праксиса и их возможные причины.

8

4


4





И.В. Яковлева

1.2

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: педагогическая диагностика и приемы работы.

  • Проблемы социальной адаптации гиперактивных детей;

  • Общие представления о неврологической предиспозиции гиперактивных детей

  • Приемы поведенческой терапии, оперантное обусловливание;

  • Развитие и тренировка «слабых функций» (практические приемы нейрокоррекции, программа «Дельфины»); Направленная двигательная активность; правила для родителей

8

4


4





И.В. Яковлева

1.3

Детские психогении: педагогическая диагностика, принципы коррекционной работы

  • Общий патогенез неврозов: возрастные аспекты происхождения неврозов; преморбидное своеобразие детей, склонных к неврозу; социальные факторы риска, обусловливающие возникновение неврозов у детей; основные невротические проявления у детей, нарушения поведения.

  • Коррекция невротических состояний: задачи воспитателя; принципы организации деятельности взрослых; работа с семьей, типичные ошибки родителей (практикум).

8

4

4





И.В. Яковлева


Содержание модуля
Блок 1 Резидуально-органические поражения (РОП) ЦНС

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа обсуждена на заседании кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья iconН. К. Смирнов, заведующий кафедрой психолого-педагогических технологий...

Программа обсуждена на заседании кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Теория и методика профессионального образования» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры информатики и информационных...
Программа обсуждена на заседании кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры общей педагогики...
Программа обсуждена на заседании кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Общая педагогика, история педагогики и образования» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры общей педагогики...
Программа обсуждена на заседании кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Медико-профилактическое дело», по профилю «Общественное здоровье и здравоохранение» разработана профессорско-преподавательским составом...
Программа обсуждена на заседании кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья iconПсихолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса
Обсуждена на заседании кафедры экономики производства 27 января 2009, протокол №9
Программа обсуждена на заседании кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья iconО. А. Свиридов информационные технологии в менеджменте
Обсуждена на заседании кафедры «Инноватики и информационных технологий» от 04. 09. 2011 г., протокол №1
Программа обсуждена на заседании кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья iconСоздание условий для обеспечения доступного и качественного образования,...
Совершенствование профессиональной компетентности педагогических кадров, изучение и внедрение новых технологий
Программа обсуждена на заседании кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья iconРабочая программа учебной дисциплины Составитель И. А. Юмашева Оренбург...
Обсуждена на заседании кафедры «Теории управления и маркетинга» от 29 августа 2014 г., протокол №1
Программа обсуждена на заседании кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья iconРабочая программа учебной дисциплины Составитель А. Г. Алятина Оренбург...
Обсуждена на заседании кафедры «Управления персоналом, туризма и сервиса» от г., протокол № …
Программа обсуждена на заседании кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обсуждена на заседании кафедры «Инноватики и информационных технологий» от 28. 08. 2011 г., протокол №1
Программа обсуждена на заседании кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель сп – формирование у педагогических работников профессиональных компетенций в области здоровьеформирующих технологий, сохранения...
Программа обсуждена на заседании кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
Биологические науки», по профилю «Физиология» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры физиологии, обсуждена и...
Программа обсуждена на заседании кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Биологические науки», по профилю «Генетика» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры биологии, обсуждена и утверждена...
Программа обсуждена на заседании кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья iconОсновная образовательная программа по направлению 230700. 62 «Прикладная...
Обсуждена на заседании кафедры «Инноватики и информационных технологий» от «24» «марта» 20 11 г., протокол №8
Программа обсуждена на заседании кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Информационные системы и процессы» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры компьютерного и математического моделирования,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск