Скачать 364.43 Kb.
|
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья «Психолого-медико- педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях» Внешняя рецензия. Рецензент: к.п.н., доцент кафедры специальной коррекционной педагогики ИППСиУ Тюм ГУ Л.И.Дмитриева Внутренняя рецензия. Рецензент: к.п.н., доцент кафедры дошкольного и начального образования ТОГИРРО Е.А. Менчинская Тюменский государственный институт развития регионального образования Программа модуля «Формирование готовности педагогов к осуществлению коррекционно-логопедической работы с детьми» Автор: Е.Г. Карасёва, ст. преподаватель кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья ТОГИРРО Тюмень 2010 1.Пояснительная записка Большая распространённость речевых нарушений у детей дошкольного возраста вызывает необходимость поиска путей повышения эффективности коррекционного воздействия. Вопросам подготовки педагогов для работы с детьми с речевыми нарушениями занимались Е.Б. Агеева, Л.Р. Давидович, Г.Ф. Кумарина, В.И. Селиверстов, О.А. Степанова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, М.Е Хватцев, Г.В. Чиркина. Воспитатель детского сада для детей с нарушением речи выполняет, помимо общеобразовательных и рядом коррекционных задач, направленных на устранение недостатков сенсорной, аффективно- волевой, интеллектуальной сферах обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель обращает своё внимание не только на коррек- цию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создаётся основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребёнка, что в конечном итоге влияет на эффективное овладение речью. Данные зарубежных и отечественных исследователей подтверждают у детей дошкольного возраста с различными нарушениями речевого развития наличие серьёзных трудностей в организации речевого общения. В связи с этим становятся актуальными вопросы взаимосвязи логопеда и воспитателя в группах для детей с нарушениями речи. Общение рассматривается в качестве одного из условий развития ребёнка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида деятельности человека, направленного на познание и оценку самого себя посредством взаимодействия с другими людьми. В рамках социальной сферы от ребёнка требуются речевые умения войти в ситуацию общения и выйти из неё (начать и завершить разговор с тем или иным человеком, привлечь внимание собеседника, умение слушать и понимать собеседника), правильно вести общение со сверстником и взрослым, в условиях беседы и дискуссии. Научить ребёнка сознательному выбору невербальных и вербальных средств в зависимости от ситуации общения является одной из важнейших задач педагогов дошкольных учреждений. Цель курса: ознакомление педагогов с организацией и содержанием коррекционно-логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Задачи курса: -дать представление о необходимости комплексности и личностной ориентированности коррекционного воздействия на общее психическое и речевое развитие ребёнка с нарушениями речи; -познакомить с организацией коррекционно- воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями речи; - познакомить с деятельностью основных участников коррекционного процесса (логопеда, воспитателя, физинструктора, и др.). Слушатели должны знать: - особенности речевого и неречевого развития дошкольников, посещающих логопедические группы детского сада; цели, задачи, основное содержание работы педагогического коллектива детского сада. Слушатели должны уметь: - наблюдать за детьми, имеющими различные нарушения речи, в процессе разнообразных видов их деятельности, проводить коррекционно-воспитательные мероприятия в логопедических группах под руководством педагогов; анализировать календарные и тематические планы занятий с детьми логопеда и воспитателей. Общая трудоёмкость дисциплины – 24 аудиторных часов, 10 часов – лекционных, 14 – практических часов. 2. Тематический план дисциплины «Формирование готовности педагогов к осуществлению коррекционно-логопедической работы с детьми»
Содержание дисциплины Тема 1. Общие вопросы специальной педагогики.
Диалектика понятия «норма». Специфические принципы науки и практики специальной педагогики: 1) принцип коррекционной направленности обучения и воспитания; 2) принцип комплексного подхода к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей в процессе обучения и воспитания; 3) принцип ранней медико-психолого-педагогической коррекции дефектной функции; 4) принцип достижения уровня общеобразовательной и профессионально-трудовой подготовки, необходимого выпускникам школ для обеспечения последующей интеграции и социальной адаптации в обществе; 5) принцип дифференцированного подхода в коррекционном обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья; 6) принцип непрерывности дошкольного школьного и профессионально-технического обучения. 1.2. Причины возникновения нарушений, отклонений и задержек развития. Классификации причин, вызывающих нарушения, отклонения и задержки в развитии. Роль биологических и социальных факторов в их происхождении. Социальная среда как ведущий фактор развития ребёнка. Значение современного выявления нарушений, отклонений и задержек в их преодолении, коррекции и компенсации. 1.3. Закономерности развития детей в норме и с ограниченными возможностями здоровья. Общие закономерности развития детей в норме и с ограниченными возможностями здоровья. Закономерности развития различных категорий детей, имеющих отклонения, нарушения или задержки. Динамика процессов обучения и развития в различные возрастные периоды жизни детей. Ведущая роль обучения в компенсации первичных и вторичных симптомов проблемного развития. Учёт и использование сенситивных периодов развития ребёнка в специальной педагогике. Содержание понятий об уровне актуального (достигнутого) развития и зоне ближайшего развития в раскрытии потенциальных возможностей ребёнка в норме и при отклонениях. 1.4. Проблемы специальной педагогики. Проблемы специальной педагогики на современном этапе: выявление и учёт детей с нарушениями, отклонениями и задержками в развитии, охват всех нуждающихся в специальном обучении и воспитании; разработка новых методов и приёмов обучения и воспитания детей в дошкольных учреждениях системы специального образования. Тема 2. Основные направления общепедагогической и коррекционной работы в детском саду для детей, имеющих нарушения речевого развития Ознакомление с функциями логопеда, воспитателя, музыкального руководителя воспитателя по физической культуре, особенностями коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями речи. Знакомство с оборудованием кабинетов методиста, музыкального руководителя, спортивного и музыкального залов и др. Наблюдение за работой педагогов разного профиля с детьми, имеющими нарушения речевого развития. Последовательное знакомство со спецификой деятельности музыкального руководителя и воспитателя по физической культуре. Посещение музыкально-ритмических и физкультурных занятий, установление коррекционной направленности данных занятий. Практические задания Составить схему, отражающую перечень приёмов коррекционной работы с детьми, используемых на музыкально-ритмических и физкультурных занятиях. Наблюдение за детьми в процессе занятий. Составление плана наблюдений и наблюдение за деятельностью детей, на занятиях воспитателя, музыкального руководителя и др. в ходе режимных моментов. Обсуждение итогов наблюдения. Знакомство слушателей с принципами составления психолого-педагогической характеристики на ребёнка дошкольного возраста. Практические задания Дать характеристику формы взаимосвязи в работе логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре. Тема 3. Ознакомление со спецификой деятельности воспитателя логопедической группы детского сада. Роль воспитателя в осуществлении коррекционной направленности педагогического процесса в детском саду для детей с нарушениями речи. Коррекционная направленность занятий воспитателя с детьми, имеющими различные нарушения речевого развития. Коррекционные задачи педагогической деятельности воспитателя логопедической группы. Примерное планирование коррекционной работы воспитателя логопедической работы. Периоды и этапы коррекционного обучения и воспитания в детском саду дошкольников с нарушениями речи. Особенности фронтальной и индивидуальной работы воспитателя с детьми, имеющими нарушения речи. Особенности фронтальной и индивидуальной работы воспитателя с детьми, имеющими нарушения речи. Требования к проведению режимных моментов в детском саду для детей с нарушениями речи. Необходимость взаимодействия в работе воспитателя с логопедом, родителями и медицинскими работниками. Изучение программных материалов по вопросам воспитания и обучения в детском саду, анализ перспективных и календарных планов общеобразовательной и коррекционно-развивающей работы в логопедических группах разного типа. Наблюдение за деятельностью воспитателя, связанного с подготовкой сенсорной базы дошкольников для развития правильной речи на занятиях и вне их. Тема 4. Формирование произвольности поведения у детей дошкольного возраста Два основных подхода к проблеме произвольности поведения. Периодизация развития произвольности у детей дошкольного возраста по Е.О. Смирновой. Методы формирования активной произвольной деятельности. Мотив учебной деятельности, намерения, потребности. Произвольное поведение, подчинение правилам и следование инструкции и образцу задания. Планирование, регуляция и контроль деятельности. Самооценка и представление о системе оценок. Практические задания Подготовить игры для формирования произвольности поведения у детей старшего дошкольного возраста. Тема 5. Формирование произвольности в общении у детей дошкольного возраста Ознакомление детей со структурой ситуаций общения и правильной реализацией речевой программы в моделируемых ситуациях. Практические задания Практическая работа составить конспект занятия по теме «День рождения» на этапе ознакомления со структурой коммуникативной ситуации. Обучение правильному составлению и реализации речевой программы при переходе от моделируемых коммуникативных ситуаций к немоделируемым ситуациям. Практическая работа составить конспект занятия по теме «Гость в детском саду» на этапе обучения правильному составлению и реализации речевой программы при переходе от моделируемых коммуникативных ситуаций к немоделируемым ситуациям. Закрепление навыков правильного составления и реализации речевой программы и отбора адекватных языковых средств в немоделируемых коммуникативных ситуациях. Практическая работа составить конспект занятия по теме «Прогулка» на этапе закрепления реализации речевой программы в немоделируемых коммуникативных ситуациях. Форма итогового контроля - зачёт. Контрольные вопросы к зачёту 1. Назвать основные задачи, цели специальной педагогики. 2. Назвать причины возникновения нарушений, отклонений и задержек развития. 3. Назвать общие закономерности развития детей в норме и с ограниченными возможностями здоровья. 4.Назовите нормативные документы по организации логопедической работы в специализированном детском саду для детей с нарушениями речи, сделайте их анализ. 5.Дайте характеристику базисных программ обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи. 6.Дайте характеристику коррекционных программ обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи. 7.Раскройте основные направления, содержание и формы логопедической и воспитательной работы с детьми в условиях специального учреждения. 8.Покажите необходимость взаимодействия логопеда, воспитателя и медицинских работников и родителей в работе по коррекции нарушений речи детей дошкольного возраста. 9.Дайте понятие о вторичной профилактике речевых нарушений, раскройте её место и значение в системе логопедической и бщевоспитательной работы с детьми. 10.Расскажите об оборудовании помещения воспитательной группы в детском саду компенсирующего вида. 11.Покажите роль воспитателя в осуществлении коррекционной направленности педагогического процесса в детском саду для детей с нарушениями речи. 13.Расскажите об особенностях организации занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. 14.Назовите и охарактеризуйте формы взаимодействия в работе логопеда и воспитателя детского сада для детей с нарушениями речи. 15.Раскройте принципы подбора дидактического и речевого материала для логопедических занятий с детьми дошкольного возраста. 16.Дать понятие «произвольность». Охарактеризовать основные подходы к проблеме произвольности. 17.Дать характеристику каждого периода развития произвольности у детей дошкольного возраста по Е.О. Смирновой. 18.Дать характеристику основных структурных компонентов общения (потребности, мотивы, средства). 19.Дать характеристику форм общения у детей дошкольного возраста. 20.Охарактеризовать основные аспекты общения дошкольника со сверстниками. 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 5.1 Рекомендуемая литература. Основная литература
Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.- М.: Академия, 2000.– 394с.
образовательном учреждении [Текст] / О.А. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2004.–112с.
Дополнительная литература 1.Виноградова, М.А. Формирование навыков речевого общения заикающихся дошкольников [Текст] : учебно-методическое пособие / М.А. Виноградова.- СПб.: КАРО, 2006. – 128с. 2.Коноваленко, В.В. Коррекционная работа воспитателя в старшей логопедической группе [Текст] / В.В. Коноваленко.- М.: ГНОМ- ПРЕСС, 2002.- 177с. 3.Котырло, В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников [Текст] / В.К.Котырло. - Киев: Радянська школа, 1971. 4.Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина.- М., 1986. 5.Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] / С.А. Миронова.- М. : Просвещение, 1991.- 125с. 6.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] / : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Под ред.Т.В. Волосовец, Н.В. Горина, Н.И. Зверева - М.: Изд-во АКАДЕМИЯ, 2000.- 200с. 7. Смирнова, Е.О. Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Смирнова, Е.О. Холмогорова В.М. - М.: Изд-во ВЛАДОС, 2003- 160с. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Тюменский областной государственный институт развития регионального образования Кафедра психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Программа модуля «Медико-биологические основы образовательных технологий интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии в условиях дошкольных образовательных учреждений» Автор: И.В. Яковлева, доцент кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья ТОГИРРО, к.м.н. Тюмень 2010 Пояснительная записка Не только в дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида, но в массовых детских садах встречается значительное число детей с нерезко выраженными, пограничными, отклонениями в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сферы:
Синдром дефицита внимания и гиперактивности является наиболее частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, встречается у 24,1% детей со школьной дезадаптацией. По данным зарубежных и отечественных исследований, частота СДВГ среди детей этих возрастных групп достигает от 2,2 до 18%. Среди всех больных детей 20,4% составили дети с неврологическими заболеваниями, из них 10,7% приходилось на больных органическими заболеваниями и слабоумием, а 36% – невротическими расстройствами. У старшеклассников неврозы затяжные субдепрессивно-тревожные в 39,7%, дезадаптивно-приспособительные с поведенческими нарушениями в 89,5%. В возрасте 12-18 лет имеется постоянный уровень невротизма. Наибольшая тяжесть невроза наблюдается у мальчиков в младшем школьном возрасте. Эти дети с минимальными и парциальными нарушениями психического развития остро нуждаются в своевременной коррекционной помощи с целью предотвращения дальнейшего усложнения проблем. В противном случае нарушенная функция в структуре развития ребенка может спровоцировать социально-психологическую дезадаптацию ребенка. Эту категорию детей принято обозначать как «группу риска». Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение ЦНС и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых и морально-эстетических понятий и т.д.). Для этих детей требуется организация индивидуального комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения в условиях массового образовательного учреждения во взаимодействии с семьей. В любом ОУ, где проводится специальная работа по интеграции детей с нарушением развития, встает вопрос о психолого-медико-педагогическом сотрудничестве и создании комплексной службы, которая предполагает организацию междисциплинарной команды специалистов, в которой педагоги, владеющие основами коррекционной педагогики, специальной психологии, медицинских знаний, взаимодействуют с психологом, дефектологом, логопедом, врачом-педиатром, детским психоневрологом, социальным педагогом которые при отсутствии специалистов по эрготерапии или по occupational терапии – становятся переводчиками с медицинского на русский для педагогов и родителей, которым надо понять, что происходит с ребенком. Поэтому программа модуля предполагает рассмотрение в системе факторов развития школьных трудностей, в том числе акцент делается на эндогенные факторы:
Цель модуля – изучение нейрофизиологических механизмов и медико-биологических факторов при разных видах отклонений в развитии детей. Задачи модуля:
Учебно-тематический план модуля «Медико-биологические основы образовательных технологий интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии в условиях дошкольных образовательных учреждений»
Содержание модуля Блок 1 Резидуально-органические поражения (РОП) ЦНС |
Н. К. Смирнов, заведующий кафедрой психолого-педагогических технологий... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Теория и методика профессионального образования» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры информатики и информационных... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры общей педагогики... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Общая педагогика, история педагогики и образования» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры общей педагогики... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Медико-профилактическое дело», по профилю «Общественное здоровье и здравоохранение» разработана профессорско-преподавательским составом... | Психолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса Обсуждена на заседании кафедры экономики производства 27 января 2009, протокол №9 | ||
О. А. Свиридов информационные технологии в менеджменте Обсуждена на заседании кафедры «Инноватики и информационных технологий» от 04. 09. 2011 г., протокол №1 | Создание условий для обеспечения доступного и качественного образования,... Совершенствование профессиональной компетентности педагогических кадров, изучение и внедрение новых технологий | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Составитель И. А. Юмашева Оренбург... Обсуждена на заседании кафедры «Теории управления и маркетинга» от 29 августа 2014 г., протокол №1 | Рабочая программа учебной дисциплины Составитель А. Г. Алятина Оренбург... Обсуждена на заседании кафедры «Управления персоналом, туризма и сервиса» от г., протокол № … | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обсуждена на заседании кафедры «Инноватики и информационных технологий» от 28. 08. 2011 г., протокол №1 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель сп – формирование у педагогических работников профессиональных компетенций в области здоровьеформирующих технологий, сохранения... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... Биологические науки», по профилю «Физиология» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры физиологии, обсуждена и... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Биологические науки», по профилю «Генетика» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры биологии, обсуждена и утверждена... | ||
Основная образовательная программа по направлению 230700. 62 «Прикладная... Обсуждена на заседании кафедры «Инноватики и информационных технологий» от «24» «марта» 20 11 г., протокол №8 | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Информационные системы и процессы» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры компьютерного и математического моделирования,... |