Скачать 220.26 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра английского языка Программа учебной дисциплины «Педагогическая практика» для специальности – 050303 «иностранный язык» Утверждена на заседании кафедрыанглийского языка « 30 » августа 2006г., протоколом № 1. Составитель: Шевцова М. А. Воронеж – 2006Рабочая программа по педагогической практике Пояснительная записка Педагогическая практика является важным аспектом в системе профессиональной подготовки преподавателей иностранного языка. Она является связующим звеном между теоретическим обучением будущих учителей и их самостоятельной работой в учебно-воспитательных учреждениях. В процессе педпрактики реализуются, закрепляются и углубляются теоретические знания, полученные старшекурсниками в вузе. Студенты не только наблюдают, анализируют, обсуждают различные стороны процесса обучения, но и дают уроки иностранного языка, проводят внеклассные мероприятия, осуществляют воспитательную работу со школьниками. Все это помогает им вырабатывать умения методического мастерства учителя иноязычной культуры, среди которых проектировочные, адаптационные, организационные, коммуникативные, мотивационные, исследовательские, рефлексивные и контролирующие умения. Главными факторами эффективности педагогической практики являются ее теоретическая обоснованность, обучающий и воспитательный характер, систематичность и преемственность. Сроки и виды педпрактики студентов определены учебными планами факультета, а порядок ее проведения соответствующей инструкцией («Положение о проведении педагогической практики в педагогическом университете»). Настоящая программа определяет содержание педагогической практики, раскрывает задачи ее проведения, конкретизирует умения, которыми должны овладеть студенты в процессе ее прохождения. Структура педпрактики подразделяется на два этапа: Первый этап – 4 курс (8 семестр). Производственно – педагогическая практика проводится в течение 7 недель и носит обучающий характер. Ее цель состоит в освоении студентами методики разработки и проведения уроков по основной специальности, а также внеклассной и воспитательной работы на младшей и средней ступенях обучения. Второй этап – 5 курс (9 семестр). Производственно – педагогическая практика проводится в течение 9 недель и носит обучающий характер, однако, ее основная цель состоит в совершенствовании методики подготовки и проведении уроков по основной специальности, внеклассной и воспитательной работы в старших классах на более сложной теоретической основе, а также в освоении методики разработки и проведения уроков по второй специальности. Задачи педагогической практики
За время педпрактики студенты должны овладеть основами профессионально-педагогических умений, связанных с проведением учебно-воспитательной работы в школе:
- организовывать опытно-экспериментальную работу;
Содержание педагогической практики Первый этап – 4 курс (8 семестр) Педагогическая практика проводится в течение 7 недель в городских базовых образовательных учреждениях: школах, лицеях, гимназиях. Направление студентов на практику происходит по договору между Воронежским государственным педагогическим университетом и учреждением, а также на основании приказа по университету. Цель педпрактики – освоение студентами методики разработки и проведения уроков по основной специальности, а также внеклассной и воспитательной работы на младшей и средней ступенях обучения. Основная задача педпрактики – применить полученные знания по языку и методике преподавания английского языка в условиях школьной действительности на младшей и средней ступенях обучения. Педпрактика начинается с установочной конференции, где факультетский руководитель излагает цели, задачи практики, озвучивает распределение студентов по образовательным учреждениям, назначает старост каждой группы, оглашает содержание педпрактики и требования к ней, перечисляет список отчетной документации. Преподаватели с других кафедр также беседуют со студентами и предлагают задания для выполнения. Староста группы обязан в течение первой недели практики представить расписание уроков (звонков, номера кабинетов) на соответствующие кафедры (кафедры английского языка, педагогики, психологии, валеологии). Каждая группа студентов закреплена за своим групповым руководителем, который осуществляет контроль над работой студентов и назначается кафедрой. Он знакомит практикантов с конкретным образовательным учреждением, с его особенностями, с директором, завучами, с учителями иностранного языка и классными руководителями. Групповой руководитель вместе с учителем иностранного языка распределяет практикантов по классам. Каждый студент должен работать в двух классах на младшей и средней ступенях. За период педпрактики студенты проводят не менее 30 уроков. Программа требует постоянного взаимопосещения студентами уроков коллег и учителей (не менее 30 уроков), активного участия в их разборе. Все уроки (пробные, контрольные, открытые) завершаются анализом студентами группы, учителем или групповым руководителем с обязательным выставлением оценки за урок в индивидуальный план. По окончании педпрактики необходимо дать по 2 открытых урока в разных классах. Для проведения воспитательной работы студенты прикрепляются по 1-2 человека к классу и работают помощниками классного руководителя: ведут внеклассную работу по предмету, организуют конкурсы, тематические беседы. На практике студенты участвуют во всех видах педагогического труда: ведут уроки в соответствии с расписанием, помогают классному руководителю, подчиняются правилам внутреннего распорядка школы, распоряжениям администрации и группового руководителя, работая в школе не менее 6 часов в день. В случае не выполнения требований и нарушения трудовой дисциплины (опоздания, пропуски, неявка без уважительной причины), студент может быть отстранен от практики. В случае болезни студента педпрактика продлевается на соответствующий срок исключительно по предъявлению медицинской справки. За период педпрактики студенты должны научиться: 1. Планировать уроки английского языка как звено в цепи уроков на основе тематического плана.
В ходе практики будущие учителя анализируют свою педагогическую деятельность, участвуют в семинарах, в методических объединениях, проводимых руководителями практики и учителями. Полезно привлекать практикантов к тем проблемам, над которыми трудятся учителя школы или метод объединения (например, повышение качества знаний школьников по английскому языку; современный урок английского языка; личностно ориентированный подход как основная стратегия обновления процесса обучения иностранным языкам и др.). Работа над такими проблемами, а также решение общеметодических вопросов помогает студентам собрать соответствующий материал по теме курсовой работы. Итоги педпрактики подводят на заключительной конференции, которой обычно предшествует итоговая конференция в школе, где учителями, групповыми руководителями и самими студентами обсуждаются достигнутые результаты каждого студента и группы в целом. Групповой руководитель назначает студента-докладчика, который отчитывается о проделанной учебно-воспитательной работе, указывает на достоинства и недостатки в организации и проведении уроков английского языка и педпрактики в целом на итоговой конференции в вузе. Отчетная документация За 5 дней до окончания педпрактики сдаются выполненные задания на кафедру психологии, педагогики, валеологии. За 5 дней до завершения педпрактики студенты обязаны предоставить групповому руководителю следующую документацию на проверку (в папке с завязками): 1) тетрадь конспектов, подписанных учителем (не менее 30 уроков); 2) тетрадь конспектов с анализом посещенных уроков (не менее 30 уроков: 15 – в младших классах, 15 – в средних классах). Тетради с конспектами уроков проверяются только групповым руководителем, после чего возвращаются обратно студентам. Нижеперечисленная документация обратно не возвращается и остается на кафедре:
По окончании педпрактики староста группы сдает: 1) журнал-посещаемость с оценками по психологии, педагогики, валеологии, где групповой руководитель выставляет оценку по английскому языку и общую итоговой оценку за всю практику;
Все вышеперечисленные документы тщательно проверяются групповым руководителем, после чего передаются факультетскому руководителю. Факультетский руководитель обрабатывает полученную документацию, цифровые данные. В течение двух недель по окончании педпрактики факультетский руководитель сдает в отдел педпрактики: - сведения на оплату работников школ и ведомости почасовиков; - отчет текстовой и цифровой (таблица), списки – ведомости студентов; - второй экземпляр экзаменационных ведомостей (или их ксерокопии) Оценка педагогической практики Групповой руководитель выставляет общую оценку по педпрактике каждому студенту в индивидуальный план после проверки документации практикантов, а также после полученных количественных результатов с других кафедр. Общая оценка по педпрактике носит комплексный характер. Она ставит своей целью выявить уровень профессиональной состоятельности учебной и внеучебной педагогической деятельности студента. Соответственно общая оценка складывается из оценки по предмету за уроки на младшем и среднем этапах, из оценки по классному руководству, из оценок по заданиям кафедр психологии, педагогики и валеологии. Оценку по предмету в целом определяют:
План прохождения педпрактики студентами 4 курса
Второй этап – 5 курс (8 семестр). Педагогическая практика проводится в течение 9 недель в городских базовых образовательных учреждениях: школах, лицеях, гимназиях. Данный этап является завершающей стадией профессиональной подготовки студентов. В отличие от предыдущей педпрактики последняя характеризуется высокой степенью самостоятельности, ответственности, расширением объема и сложностью содержания работы. Цель педпрактики – совершенствовании методики подготовки и проведении уроков по основной специальности, внеклассной и воспитательной работы в старших классах на более сложной теоретической основе, а также в освоении методики разработки и проведения уроков по второй специальности. Основные задачи педпрактики – 1) обобщить и применить полученные ранее профессионально-педагогические знания и умения по языку и методике преподавания английского языка в условиях школьной действительности на средней и старшей ступенях обучения; 2) овладеть системой учебно-воспитательной деятельности учителя иностранного языка по основной и второй специальностям, классного руководителя. К приобретенным умениям в ходе первой практики данный этап добавляет овладение студентами следующими умениями:
Содержание второго этапа педпрактики во многом повторяет содержание первого этапа. Разница заключается в смене ступени обучения и в количестве проведенных и посещенных уроков. По первой специальности практикант распределяется в два класса: средний и старший классы. По второй специальности студент имеет право выбрать класс только на младшей ступени обучения. За период педпрактики студенты дают не менее 40 уроков по основной специальности и не менее 20 по второй специальности. Практиканты посещают не менее 20 уроков студентов и учителей по основной и 30 уроков по второй специальностям, в том числе и в других школах. По окончании педпрактики студенты дают два открытых урока в разных классах по первому языку и один открытый урок в младших классах по второму языку. В ходе практики студенты проводят учебную и внеклассную работу по двум специальностям; посещают и анализируют уроки, факультативные и внеклассные мероприятия; осуществляют методический анализ учебных программ и учебно-методической литературы; подбирают и изготавливают дидактические материалы по двум языкам для кабинета иностранных языков; участвуют в методобъединениях и конференциях школы. Практиканты выполняют функции классного руководителя, организуя работу по нравственному, эстетическому воспитанию учащихся; проводят различные формы работы с родителями. В течение данного этапа старшекурсники собирают теоретический и практический материал по теме исследования выпускной квалификационной работы; осуществляют опытно-экспериментальную часть работы; апробируют результаты исследования; обрабатывают полученные данные. На заключительной неделе студенты сдают отчетную документацию по двум специальностям, а также по кафедрам психологии и педагогики. План прохождения педпрактики студентами 5 курса
Отчетная документация по первой специальности За 5 дней до завершения педпрактики студенты обязаны предоставить групповому руководителю по первому языку следующую документацию на проверку (в папке с завязками): 1) тетрадь конспектов, подписанных учителем (не менее 40 уроков); 2) тетрадь конспектов с анализом посещенных уроков (не менее 20 уроков: 10 – в средних классах, 10 – в старших классах). Тетради с конспектами уроков проверяются только групповым руководителем, после чего возвращаются обратно студентам. Нижеперечисленная документация не возвращается и остается на кафедре:
По окончании педпрактики староста группы сдает: 1) журнал-посещаемость с оценками по второй специальности, психологии и педагогики, где групповой руководитель выставляет оценку по английскому языку и общую итоговой оценку за всю практику;
Отчетная документация по второй специальности За 5 дней до завершения педпрактики студенты обязаны предоставить групповому руководителю по второму языку следующую документацию на проверку: 1) тетрадь конспектов, подписанных учителем (не менее 20 уроков); 2) тетрадь конспектов с анализом посещенных уроков (не менее 30 уроков: 15 – в младших классах, 15 – в средних классах). 3) индивидуальный план с характеристикой от учителя иностранного языка по второй специальности;
За 5 дней до окончания педпрактики сдаются выполненные задания на кафедру психологии и педагогики. Оценка педагогической практики Итоговая оценка за производственно-педагогическую практику выставляется в соответствии с требованиями, определенными данной программой. Также как и на первом этапе итоговая оценка по педпрактике носит комплексный характер. Помимо указанных составляющих итоговой оценки (см. выше), на данном этапе добавляется оценка за уроки на младшей ступени по второй специальности. Отчетная документация по первой специальности За 5 дней до завершения педпрактики студенты обязаны предоставить групповому руководителю по первому языку следующую документацию на проверку (в папке с завязками): 1) тетрадь конспектов, подписанных учителем (не менее 40 уроков); 2) тетрадь конспектов с анализом посещенных уроков (не менее 20 уроков: 10 – в средних классах, 10 – в старших классах). Тетради с конспектами уроков проверяются только групповым руководителем, после чего возвращаются обратно студентам. Нижеперечисленная документация не возвращается и остается на кафедре: 3) индивидуальный план с характеристиками от учителей иностранного языка по двум специальностям; с характеристикой от классного руководителя; 4) конспекты 2 открытых уроков и их самоанализ: 1 открытый урок в среднем классе, 2-ой открытый урок в старшем классе; 5) модель наглядного пособия с описанием его использования;
По окончании педпрактики староста группы сдает: 1) журнал-посещаемость с оценками по второй специальности, психологии и педагогики, где групповой руководитель выставляет оценку по английскому языку и общую итоговой оценку за всю практику;
Отчетная документация по второй специальности За 5 дней до завершения педпрактики студенты обязаны предоставить групповому руководителю по второму языку следующую документацию на проверку: 1) тетрадь конспектов, подписанных учителем (не менее 20 уроков); 2) тетрадь конспектов с анализом посещенных уроков (не менее 30 уроков: 15 – в младших классах, 15 – в средних классах). 3) индивидуальный план с характеристикой от учителя иностранного языка по второй специальности; 4) конспект 1 открытого урока в младшем классе и его самоанализ; 5) отчет о педагогической практике в произвольной форме (личные впечатления о практике, пожелания по улучшению ее организации – 1-2 стр.). |
Пояснительная записка рабочая программа учебной дисциплины «Основы психолингвистики» Требования к оформлению отчета по производственной (преддипломной) практике 12 | Пояснительная записка Ученик считается компетентным, если он способен применить усвоенное на практике. Метод проектов рассматривается как один из способов... | ||
Методические рекомендации по педагогической практике по «Практике... Методические рекомендации представляют собой первый раздел методической разработки по педагогической практике по дополнительной подготовке... | Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом... | ||
Рабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная... «История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой | Пояснительная записка к образовательной программе 3 Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей | ||
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном... | «Техника рисования «по сырому» – как эффективный прием педагогической практики» Цель: Обучить основным приемам техники «по сырому», создать мотивацию на применение ее в педагогической практике | ||
Пояснительная записка основной Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический... | Пояснительная записка к проекту приказа мвд россии Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки» | ||
Рабочая учебная программа по педагогической практике по направлению... Составитель: Хасбатов Ренат Саримович, доцент кафедры художественного образования | Кафедра психологии документация по педагогической практике Рабочая программа предмета «География» для 6 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе | ||
Пояснительная записка рабочая программа предмета «Музыка» Федерального стандарта второго поколения, примерной программы начального общего образования, основными положениями художественно-... | Учебно-методическое пособие по педагогической практике для студентов... В пособии приводится педагогический дневник для 5 курса, который должен служить упорядочиванию процесса педагогической практики и... | ||
Учебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике... Учебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике, для студентов 4-го и 5-го курсов отделения романо-германской... | Пояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины... Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний... |