Скачать 2.33 Mb.
|
Пояснительная записка к образовательной программе школы. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №8 г. Баксана» является общеобразовательной основной школой. Образовательная программа школы сформирована, исходя из Положений Закона Российской Федерации «Об образовании». В статье 9 (п.1) поясняется, что «образовательная программа определяет содержание образования определённого уровня и направленности», а в статье 32 (п. 6) говорится, что «разработка и утверждение компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования, образовательных программ и учебных планов» относятся к компетенции образовательного учреждения. 1.1. Нормативно – правовая база. Образовательная программа - документ, определяющий путь достижения образовательного стандарта, характеризующий специфику и особенности образовательного учреждения. Нормативно-правовой базой образовательной программы являются
1.2. Цели и задачи. Цель образовательного процесса – повысить качество и эффективность школьного образования. Задачи образовательного процесса:
Планируется расширить содержание образовательного процесса в направлениях:
При определении содержания образования нашей школы необходимо в первую очередь обеспечить овладение учащимися знаниями и умениями удовлетворяющими требованию «основного общего образования». В содержании образования усилить внимание к вопросам непрерывности, преемственности обучения. Важно обеспечить непрерывность образования: 1 ступень-2 ступень. Создать для каждого ребенка условия, в которых он мог бы максимально обнаружить и развить свои склонности, способности, задатки при постоянном стимулировании творческой активности. Систему непрерывного основного обучения подкрепить системой дополнительного образования, учитывая потребности учащихся и творческий потенциал учителей. При составлении содержания образования исходим:
Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №8 г. Баксана» направлена:
В школе особое внимание уделяется формированию личности учащихся, а именно:
Названные ориентиры в условиях следования базовой образовательной программе
1.3. Особенности условий. При разработке образовательной программы учтены:
1.4. Принципы построения. Образовательная программа определяет:
Образовательная программа устанавливает содержание и способы взаимодействия с другими школами, научными учреждениями и предприятиями в целях развития творческого потенциала учащихся, выявления и объективной оценки их достижений. Образовательная программа регламентирует:
Основным условием эффективности обучения и обеспечения его вариативности является:
Выполнение указанных условий позволит школе реализовать педагогически, психологически, дидактически и материально-технически обеспеченное образовательное пространство для создания оптимальных условий самоопределения и развития личности учащихся. В тексте представлены образовательные программы:
Описание образовательных программ на каждой ступени соответствует принятой структуре образовательных программ. Образовательная программа - это маршрут, на котором образовывается личность, вместе с тем - это нормативный текст, в котором определены цели, ценности образования на соответствующей его ступени, а также пути их достижения. 2. Дошкольное образование 2.1. Пояснительная записка. Основная цель программы – реализовать принцип преемственности и обеспечить развитие и воспитание дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы , создать условия для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом человеком. Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Задачи программы: 1. Разработка содержания, обеспечивающего: – воспитание, гармоничное развитие личностных качеств ребенка; – развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи); – развитие эмоциональной сферы; – цельность детского мировоззрения. 2. Формирование опыта практической, познавательной, творческой и другой деятельности. 3. Формирование опыта самопознания. Обязательными условиями решения этих задач являются охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры, создание предметно-развивающей среды. Программа базируется на следующих основных линиях развития дошкольника: 1) формирование произвольного поведения, 2) овладение средствами и эталонами познавательной деятельности, 3) переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого человека), 4) мотивационная готовность. Эти четыре линии развития определяют содержание и дидактику дошкольного образования. Игровые образовательные технологии являются ведущими во всех разделах учебно-познавательного блока программы, а предлагаемые детям знания выступают в качестве средства развития личности ребенка-дошкольника. Во-вторых, обеспечит непрерывное и поступательное развитие личности ребенка на всех последующих этапах образования в условиях единой образовательной системы. Структура и содержание программы: Внутри каждого возрастного периода (младший дошкольный возраст, средний дошкольный возраст, старший дошкольный возраст) программа представлена следующими разделами: 1. Возрастные особенности детей. 2. Организация жизни. Охрана и укрепление здоровья дошкольников. 3. Физическое развитие. 4. Игровая деятельность. 5. Социально-личностное развитие. 6. Познавательная деятельность: • Развитие речи и подготовка к обучению грамоте. • Риторика общения (только в старшей или подготовительной группе). • Ознакомление с окружающим миром. • Введение в математику. • Введение в информатику (только в старшей или подготовительной группе). • Введение в художественную литературу. • Изобразительная деятельность. • Лепка. Аппликация. Конструирование. 7. Воспитание и развитие личностных качеств. Важным в программе являются разделы «Организация жизни. Охрана и укрепление здоровья дошкольников», «Физическое развитие». Основные группы общеучебных умений: • интеллектуальные (умение отличать новое от уже известного; сравнивать и группировать предметы и их образы, находить ответы на вопросы, делать выводы); • организационные (определять цель деятельности, планировать ее, работать по предложенному плану или алгоритму, оценивать полученный результат); • коммуникативные (слушать и понимать чужую речь, грамотно оформлять свою мысль в устной речи, выполнять различные роли); • оценочные (учиться оценивать результаты своей работы). Технология организации учебно-познавательной деятельности дошкольников. В Программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой , В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой для занятий с дошкольниками разработана технология, специально адаптированная к возрасту детей. Детям не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой, как на уровне содержания, так и на уровне технологии. Общая схема организации занятия 1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3–5 мин.). 2. Затруднение в игровой ситуации (1–3 мин.). 3. Открытие нового знания или умения (5–7 мин.). 4. Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин.). 5. Повторение и развивающие задания. 6. Итог занятия. 2.2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении. Дошкольный блок работает по 5 - дневной рабочей неделе с 7 до 19 часов. Выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные. Учебный год с 1 сентября по 31 мая. Максимальный объем образовательной нагрузки учебных занятий и занятий по дополнительному образованию соответствует требованиям СанПиНа и основной комплексной программы. Режим дня соответствует возрастным особенностям детей и условиям дошкольного учреждения. Развивающие занятия педагогом- психологом проводятся во второй половине дня. С учетом НРК в сетку занятий включены предметы краеведение и кабардинский язык во 2 младшей, средней и старшей группах. Группы скомплектованы по одновозрастному принципу на основании Типового положения о дошкольном образовательном учреждении.
Используемые технологии.
Учебный план
Учебные программы Дошкольный блок реализовывает следующие программы и для реализации программ используются пособия, рекомендованные Минобрнауки РФ и КБР (Приложение 1):
Гербовой,Т.С. Комаровой;
"Программа воспитания и обучения детей в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание, развитие дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями и подготовку их к обучению в школе. Физическое воспитание. В программе предусматриваются охрана и укрепление здоровья, особенно нервной системы ребенка, совершенствование функций организма ребенка, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт личности. Программа нацеливает на последовательное обучение детей двигательным умениям и навыкам, воспитание физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости), развитие координации движений, пространственной ориентировки, равновесия, формирование способности оценивать качество выполнения движений, правил подвижной игры. Умственное воспитание. Программа предусматривает развитие у детей в процессе учебной, игровой, трудовой деятельности внимания, воображения, мышления, формирования некоторых способов умственной деятельности: умения сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения. Большое внимание в программе уделено развитию устной речи детей. Для каждой возрастной группы определен уровень речевого развития детей, дана последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой и грамматическим строем. В умственном развитии детей большое значение уделяется развитию элементарных математических представлений, элементарных пространственных представлений, умений конструктивной деятельности. Нравственное воспитание. В программе ставится задача воспитания с раннего возраста уважения к взрослым, навыков культурного поведения, нравственных привычек, ответственного отношения к выполнению поручений и обязанностей, формирования умений дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей. Трудовое воспитание. В программе ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей) интереса к труду, желания трудиться, воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Решение этих задач предусмотрено двумя путями: через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное участие в посильной трудовой деятельности. Эстетическое воспитание. В программе предусматривается воспитание у детей в процессе знакомства с разными видами искусства, с окружающей действительностью любви к прекрасному, обогащение их духовного мира, развитие воображения, чувств. На занятиях по изобразительной деятельности формируются представления об искусстве, способности воспринимать его, развиваются умения в рисовании, лепке, аппликации. На музыкальных занятиях у детей развиваются любовь к музыке, к ритмичным движениям под музыку, певческие умения. 2.4. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Коллектив дошкольного образовательного учреждения совместно с семьей стремится к формированию важных качеств личности, которыми должен обладать выпускник детского сада в соответствии с выбранным содержанием образования, с учетом умений ближайших образовательных учреждений, в которых выпускник продолжит свое обучение. в физическом воспитании:
в социально-личностном развитии:
в художественно-эстетическом развитии:
2.5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы. Для каждого воспитанника формируется своё собственное «Портфолио». В «Портфолио» помещаются грамоты, работы ребенка. Родители регулярно знакомятся с «Портфолио» и дают свою оценку достижений собственного ребёнка. 3. Начальное общее образование. 3.1. Пояснительная записка ФГОС (1 класс). Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеурочную деятельность, формировать готовность осваивать требований основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания. Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика. Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребёнка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений. Умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия. Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребностей:
Образовательная программа начального общего образования МОУ «ООШ №8 г. Баксана» создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности. Специфика контингента учащихся определяется тем, что они были воспитанниками дошкольного отделения МОУ «ООШ №8 г. Баксана» и имеют начальный уровень сформированности УУД: адекватную мотивацию учебной деятельности; предпосылки успешного овладения чтением и письмом; понимают условные изображения в любых учебных предметах; владеют умениями решать математические, лингвистические и другие задачи; произвольно регулировать своё поведение и деятельность; организовывать и выполнять учебную деятельность в сотрудничестве с учителем. Специфика кадров ОУ определяется высоким уровнем профессионализма, большим инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности, в развитии творческих способностей. Большинство педагогов прошли обучение и владеют современными образовательными технологиями. Педагоги имеют успешный опыт разработки и внедрения инновационных проектов и программ, умеют осуществлять мониторинг экспериментальной деятельности и анализ её хода и результатов. Портрет выпускника начальной школы. Анализ результатов анкетирования учащихся, родителей и учителей выявил важнейшие черты выпускника начальной школы: нравственно и социально значимые качества (уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой); любознательность, активность в познании мира; готовность действовать самостоятельно и отвечать за свои поступки, высокий уровень овладения учебными навыками и действиями. Наш выпускник — доброжелательный и коммуникабельный; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни; готовый обучаться в основной школе. Цель программы. Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования. Задачи программы: 1. Создавать условия для формирования внутренней позиции школьника и адекватной мотивации учебной деятельности. 2. Обеспечивать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся. 3. Развивать коммуникативные качества личности школьника. 4. Способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся. 5. Продолжать создание в ОУ развивающей предметной среды. 6.Приобщать детей к краеведческим знаниям и национальной художественной культуре. Основные принципы построения программы: основные принципы дидактики; гуманизация; целостность и вариативность; индивидуализация и дифференциация; преемственность; системность; открытость; творческая активность личности. Нормативно-правовая база:
Также при разработке образовательной программы начального общего образования учтены: возможности образовательной среды г.о. Баксан: школой заключен договор о сотрудничестве с СДЮШОР, ЦДТТ, ЦТТ, школой искусств, детской музыкальной школой, ФОКом. Адресность программы. Программа адресована педагогическому коллективу МОУ «ООШ №8 г. Баксана», учащимся и их родителям. Характеристика учащихся, которым адресована образовательная программа начального общего образования
Процедура выбора образовательной программы предполагает:
|
Пояснительная записка к образовательной программе основного общего образования 1 Организационно-педагогические условия для реализации образовательной программы школы | Пояснительная записка к образовательной программе школы 3 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования | ||
Пояснительная записка. Общие сведения о программе Её преобразование определяется эффективным внедрением в практику работы новейших достижений в области инновационной деятельности.... | Пояснительная записка к образовательной программе мбоу «Новодемкинская сош» Система оценки достижений ожидаемых результатов к освоению обучающимися образовательной программы | ||
Пояснительная записка к образовательной программе школы Нормативно-правовая... Организационно-педагогические условия для реализации образовательной программы школы | Образовательная программа начального общего образования для 1 2 классов... Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования гбоу прогимназии №1792 «Остафьево» | ||
Пояснительная записка к образовательной программе школы Нормативно-правовая... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Куркачинская средняя общеобразовательная школаВысокогорского муниципального... | Пояснительная записка к развернутому тематическому плану Развернутый тематический план разработан применительно к Примерной образовательной программе основного общего образования «Технология.... | ||
Паспорт программы 3- 4 Пояснительная записка к образовательной программе школы 4 Первоочередные направления работы по реализации образовательной программы школы (перспектива до 2013 2014г г.) | Пояснительная записка к образовательной программе школы. Нормативно правовая база Организационно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения | ||
Пояснительная записка к образовательной программе Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов «Окружающий мир», 4 класс, часть1; М.: Аст: Астрель, 2011 (Планета знаний) | Рабочая программа по биологии 5- 9 класс Пояснительная записка Приложение к Основной образовательной программе основного общего образования мбоу «Кейзесская сш» | ||
Пояснительная записка к образовательной программе Образовательная программа рассматривается как возможная модель пути достижения обучающимися образовательного стандарта | Пояснительная записка к рабочей образовательной программе «Специальность: аккордеон» Рабочая образовательная программа «Специальность: аккордеон» составлена для учащихся, обучающихся по дополнительной предпрофессиональной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пояснительная записка к образовательной программе начального общего образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пояснительная записка к образовательной области «Познание» по программе «От рождения до школы» … |