Пояснительная записка Пояснительная записка к рабочей образовательной программе «Специальность: АККОРДЕОН» для учащихся, обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты»
Рабочая образовательная программа «Специальность: АККОРДЕОН» составлена для учащихся, обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты» на основе федеральных государственных требований.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса по специальности АККОРДЕОН направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающихся, создание основы для приобретения ими опыта исполнительской практики (сольной), самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.
Данная программа составлена с учётом опыта передовых музыкантов нашего времени, таких как И. Пуриц, Ф. Липс, З. Алёшиной, Г. Шахова, В. Семёнова, В. Брызгалина и т.д. и все программные требования разработаны с учётом соблюдения дидактического принципа «последовательности и доступности» в обучении и усвоении учебного материала.
Программа может служить и методическим пособием, как для начинающих преподавателей, так и для преподавателей с большим стажем работы и являться ориентиром для единых требований работы народного отдела в Детской музыкальной школе по данной программе обучения.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА, ЕГО ЗНАЧИМОСТЬ. Уроки специальности предполагают индивидуальные занятия с учащимся, на которых они приобретают:
- знания, умения и навыки игры на АККОРДЕОНЕ позволяющие творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;
- умения и навыки сольного и ансамблевого исполнительства.
Значимость занятий по специальности заключается в:
- овладении учащимися духовными и культурными ценностями народов мира;
- приобретении учащимися опыта творческой деятельности.
- художественном образовании, эстетическом воспитании и духовно-нравственном развитии детей;
- выявлении одарённых детей в раннем возрасте. НОВИЗНА данной рабочей образовательной программы состоит в том, что она:
разработана на основе Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» и сроку обучения по этой программе;
учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:
выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на аккордеоне, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;
приобретение детьми умений и навыков сольного исполнительства;
приобретение детьми опыта творческой деятельности;
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
АКТУАЛЬНОСТЬ программы заключается в том, что она:
обеспечивает преемственность программы и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;
сохраняет единство образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства;
отвечает:
целостности, т.е. внутренней взаимосвязи компонентов учебного плана с такими предметами как «Ансамбль», «Оркестровый класс», «Сольфеджио», «Слушание музыки», «Музыкальная литература» и т.д.;
преемственности, т.е. обеспечения преемственности программы и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;
перспективности, т.е. наличии резервов, гибкости образовательной программы.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
- интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: приобщение детей к искусству, развитие их творческих способностей и приобретение ими начальных профессиональных навыков игры на музыкальном инструменте (АККОРДЕОН); обеспечение высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности.
ЗАДАЧИ:
- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Развивающие задачи:
- развитие музыкальных способностей (музыкальный слух, память, метроритм);
- развивать способность к художественному переживанию, эмоциональное начало в постоянной связи с интеллектуальным;
- развитие творческих способностей;
- развитие артистических способностей;
- развитие воображения, усидчивости, терпения, мышления.
Обучающие задачи:
- приобретение начальных профессиональных исполнительских навыков игры на инструменте;
- приобретение навыков ансамблевой игры, чтения с листа;
- приобретение необходимых навыков для самостоятельного музицирования;
- приобретение навыков самостоятельной работы над произведением;
- овладение основами аккомпанемента.
Воспитательные задачи:
- воспитание культуры личности;
- эстетическое и нравственное воспитание учащихся;
- воспитание трудолюбия, чувство товарищества, чувство личной ответственности;
- формирование патриотизма на основе репертуара;
- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации;
- умению планировать свою домашнюю работу;
- приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования;
- осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью;
- умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам;
- пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности;
- определению наиболее эффективных способов достижения результата.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
Срок освоения программы для детей, поступивших в 1 класс в возрасте 6 лет 6 месяцев до 9 лет, составляет 8 лет.
Срок освоения программы для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год. Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета
Индекс, наименование учебного предмета
| Трудоёмкость в часах
| Распределение по годам обучения
| 1-й класс
| 2-й класс
| 3-й класс
| 4-й класс
| 5-й класс
| 6-й класс
| 7-й класс
| 8-й класс
| количество недель аудиторных занятий
| 32
| 33
| 33
| 33
| 33
| 33
| 33
| 33
| недельная нагрузка в часах
| ПО.01. УП.01 Специальность аккордеон
| Аудиторные занятия (в часах)
| 559
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2,5
| 2,5
| Самостоятельная работа (в часах)
| 757
| 2
| 2
| 2
| 3
| 3
| 3
| 4
| 4
| Максимальная учебная нагрузка по предмету (без учёта консультаций)
| 1316
| 4
| 4
| 4
| 5
| 5
| 5
| 6,5
| 6,5
| Консультации (часов в год)
| 62
| 6
| 8
| 8
| 8
| 8
| 8
| 8
| 8
|
| Распределение по годам обучения
| КЛАССЫ:
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| Продолжительность учебных занятий в неделю
| 32
| 33
| 33
| 33
| 33
| 33
| 33
| 33
| 33
| Количество часов на аудиторные занятия в неделю
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2,5
| 2,5
| 2,5
| 2,5
| 2,5
| Общее количество часов на аудиторные занятия
| 559
| 82,5
| 641,5
|
| Количество часов на самостоятельную работу в неделю
| 3
| 3
| 4
| 4
| 5
| 5
| 6
| 6
| 6
| Общее количество часов на самостоятельную работу по годам
| 96
| 99
| 132
| 132
| 165
| 165
| 198
| 198
| 198
| Общее количество часов на
внеаудиторную (самостоятельную работу)
| 757
| 132
| 889
|
| |