Скачать 257.37 Kb.
|
ПРОГРАММА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ для студентов 4 курса очной формы обучения, обучающихся по следующим специальностям: 050715 «Логопедия», 050716 «Специальная психология», 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология». автор: к.п.н., доцент, зав. кафедрой СПиЛ (МГПУ) Кузьмичёва Т.В., Сроки проведения практики Данный вид практики проводится в конце 7 семестра в течение 6 недель (с отрывом от занятий). Место проведения практики
Цели учебно-воспитательной практики: — практическое освоение совокупности методов и приемов учебно-воспитательной работы в условиях специализированных дошкольных и школьных учреждений и групп (классов); — овладение основами педагогической культуры современного воспитателя; — формирование готовности к творческому педагогическому труду. Задачи практики:
Содержание и характер деятельности студентов: 1. Установочная конференция. 2. Наблюдательная практика (1 неделя):
3. Самостоятельное планирование и проведение учебно-воспитательной работы на различном предметном содержании (2-6 -неделя практики):
На каждое из перечисленных направлений выделена отдельная неделя практики, но возможна и интеграция нескольких из них на отдельных занятиях.
Организация деятельности студентов Ведущим направлением деятельности является самостоятельная учебно-воспитательная работа студентов в течение полного рабочего дня воспитателя, в соответствии с режимом дня группы в рамках 5 недель. Содержание деятельности студентов 4-го курса в ходе учебно-воспитательной практики максимально приближено к реалиям профессиональной деятельности воспитателя (учителя) в группе для детей с различными недостатками в развитии. Оно включает в себя две составные части: собственно учебно-воспитательную работу и методическо-исследовательскую деятельность. 1. Учебно-воспитательная работа. 1.1.Подготовка и проведение занятий по различным направлениям:
1.2.Участие в воспитательных мероприятиях по плану детского сада или школы, педагогов группы или класса. 1.3.Подготовка и проведение родительского собрания или другой формы работы с родителями по актуальной для детей группы (или класса) проблеме. 1.4.Осуществление мероприятий, приуроченных к Декаде инвалидов (1-10 декабря). 2. Методическая и исследовательская деятельность. 2.1.Участие в работе педагогического совета, методического объединения учителей начальных классов и т.п. (выступление с сообщением по теме курсовой работы). 2.2.Проведение опытно-экспериментальной работы, накопление эмпирического материала для курсовой работы по специальности). 2.3.Исследование особенностей воспитания детей в семье, взаимоотношений ребенка с особыми нуждами с его родителями, прочими родственниками (на примере одного дошкольника или школьника). 2.4.Исследование личности, профессиональных качеств педагогов, работающих с группой (классом) детей с особыми образовательными потребностями. 2.5.Психолого-педагогическая рефлексия: самодиагностика и самопроектирование (определение способности к саморазвитию, составление программы саморазвития). Учебно-воспитательная работа студентов Физкультурно-оздоровительная деятельность. Здоровый ребенок - это проблема не только медицинская, но и социально-гигиеническая и психолого-педагогическая. Особенно физическая культура необходима для детей с особыми нуждами. К физкультурно-оздоровительной работе относятся: утренняя гимнастика;
Учитывая контингент детей, студент должен получить четкий инструктаж со стороны инструктора по физкультуре и четко следовать его рекомендациям. Если есть возможность - некоторые мероприятия можно провести на свежем воздухе, во время прогулки. Музыкально-художественная. В работе с детьми можно использовать разнообразные виды художественной деятельности, которые служат не только средством приобретения и закрепления знаний об окружающем, но и обеспечивают общность переживаний, радостное состояние детей, способствуют их сплочению, что благотворно влияет на развитие детского коллектива и каждого отдельного ребенка. Музыку, рисование, ручной труд можно использовать как средства, способствующие расслаблению, снятию душевного и физического напряжения, а также условия, обеспечивающие развитие самостоятельности и индивидуальности детей, способствующие обретению уверенности в своих силах. Организация музыкальной деятельности детей может проходить в крупных и малых формах. К крупным относятся музыкальные развлечения, концерты, вечера детской самодеятельности, художественная гостиная, танцевальные вечера, дискотеки. К малым: развлечения, конкурсы, игры. Развлечения с карандашами, красками, пластилином, глиной, аппликация и т.д. являются очень привлекательными видами изобразительной деятельности. Воспитанники могут выполнять задания как на свободную, так и на определенную тему. В качестве изобразительного материала можно использовать традиционные материалы: гуашь, уголь, восковые карандаши, бумагу и пр., а также нетрадиционные: пух тополя, свечной воск, кожуру апельсина и т.д. Трудовая деятельность. Трудовая деятельность предполагает следующие виды труда:
Из бумаги, природного и бросового материала детей можно научить мастерить игрушки, сувениры, предметы быта, наглядные пособия для учебной деятельности, атрибуты для художественно-речевой и театральной деятельности. Интересны поделки из соленого теста, фигурки, выполненные в технике оригами и т.д. К ручному труду относятся также вязание, плетение, вышивание, шитье, изготовление мягких игрушек. При выборе тех или иных заданий практикант должен учитывать особенности детей, обусловленные нарушениями в развитии. До начала работы педагог-организатор обязан проверить выполнение правил техники безопасности: требования к инвентарю и инструментам, присутствие взрослых во время трудовой деятельности детей, соблюдение санитарных норм. Грамотное педагогическое руководство деятельностью предполагает создание ситуации успеха для каждого из детей, чтобы они могли активно преобразовывать и познавать окружающую действительность. Литературно-театрализованная деятельность. Литературно-театрализованная деятельность широко используется в практике работы современных образовательных учреждений, так как позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся развития речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, а так же она является источником развития чувств, эмоций, переживаний ребенка, формирует опыт социальных навыков поведения. Воспитательные возможности литературно-театрализованной деятельности огромны: тематика ее не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Опосредованное (от лица персонажа) решение проблемной ситуации, сложной коллизии помогает изжить свой внутренний конфликт, преодолеть робость и неуверенность в обычной жизни. В литературно-театрализованной деятельности знакомство с окружающим миром идет через образы, краски, звуки. Литературная деятельность включает в себя:
Театрализованная деятельность может выступать как театральное представление, в котором участвуют сверстники или взрослые, и как игровая деятельность (игра-драматизация, игры с куклами, «в театр» и т.д.) Можно выделить следующие виды театрализованных игр:
Театрализованные игры позволяют проявлять творчество в следующих направлениях: – продуктивное (сочинительство, интерпретация); – исполнительское (речевое, двигательное); – оформительское (обстановка, декорации, костюмы). Сценарии литературных утренников, спектаклей можно заимствовать в различных источниках, но возможно и целесообразно ставить сценарии самим, проявляя творчество. Интеллектуальная деятельность. Задачами умственного воспитания детей являются:
Игры, направленные на умственное развитие ребенка формируют умение классифицировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина; умение сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. Они помогают развивать основные свойства внимания (устойчивость, переключение, распределение), умение подбирать средства, облегчающие процесс запоминания. В этих играх дети учатся пользоваться различными планами, схемами; у них формируется умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики. Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры, загадки вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, сообразительность и развиваются конструктивные умения. Психологические игры. Психологические игры занимают важное место в работе педагога-дефектолога. С их помощью можно не только развлечь детей, но и познакомить с психологией человека, развить коммуникативные навыки, душевную гибкость и силу. Большое влияние они оказывают на создание доброжелательной психологической атмосферы, позволяют влиять на создание коллективистских отношений среди детей. Через правильно организованную психологическую игру педагог может оказать необходимое воспитательное воздействие как на отдельного ребенка, так и группу детей. Психологические игры следует воспринимать как инструмент воспитания, позволяющий в атмосфере свободы и творческой раскрепощённости полнее учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей. Следует использовать простые игры и упражнения рода «Что изменилось?», «Пожелание» и др. Подготовка и проведение родительского собрания или другой формы работы с родителями по актуальной проблеме для детей группы (или класса). В практической работе воспитатели и родители используют коллективные индивидуальные формы взаимодействия. Причем и в том и в другом случае реализуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Традиционные формы работы с родителями:
Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительской собрание. К его организации и проведения предъявляется ряд требований:
Нетрадиционные формы работы с родителями:
Также практиканты могут изготовить материалы для родительского уголка: консультацию по актуальной проблеме и т.п. Темы для консультаций и собраний могут быть различными:
Творческое задание, приуроченное к Декаде инвалидов (1-10 декабря). Для его выполнения студенты могут объединяться в группы или работать индивидуально. Задание может представлять собой оформление стенгазеты, подготовка доклада по какой-либо проблеме, связанной с инвалидностью, создание интернет-страницы и т.д. Студенты отчитываются по проделанной работе на итоговой конференции. Исследовательская деятельность студента-практиканта. Студенты вуза после окончания третьего курса еще недостаточно владеют знаниями и навыками в области своей будущей профессиональной деятельности, но уже освоили многие курсы психологического блока. Это дает возможность использовать работу во время учебно-воспитательной практики для апробации диагностических методик с целью повышения своих научно-исследовательских умений и подготовки к будущей профессии. Специфика деятельности педагога, а тем более педагога-дефектолога требует навыка сбора и обработки информации, касающейся личности ребенка и ближайшего к нему окружения. Компетентный педагог должен уметь выполнять медицинские, педагогические, психологические и социально-педагогические диагностики. Для успешной социализации детей с особыми нуждами требуются усилия всех участников процесса: педагогов, родителей, самого ребенка. Для адекватного понимания отдельного ребенка и группы в целом, с которыми предстоит работать практиканту в период практики, следует провести обследование одного воспитанника и заполнить социальный паспорт семьи (Приложение № 4). Для полноты и объективности картины семейных взаимоотношений следует провести ряд психологических проективных тестов и проанализировать их результаты. Например: рисуночный тест «Моя семья», опросники для родителей. В последнее время актуальна проблема исследования особенностей личности и профессиональной деятельности педагогов-дефектологов. Так, Н.А. Строгова в статье «К вопросу о гуманизации педагогической деятельности олигофренопедагога» (Дефектология, №1, 1999 год), отмечает следующие качества, важные для эффективного построения и результативности процесса коррекционно-развивающего обучения и воспитания:
Следует провести анкетирование педагогов (воспитатели, учителя, логопед, дефектолог и т.д.), работающих в группе (классе), где проходит практика (Приложение № 5), а также наблюдения за их деятельностью. Оформить результаты в форме отчета. Работу следует проводить с соблюдением этических принципов добровольности и анонимности. Важной частью для любого педагога является самооценка личностных особенностей и профессиональных качеств. Практикантам предлагается ответить на вопросы анкеты «Способность к саморазвитию» (Приложение № 6), составить индивидуальную программу саморазвития и подготовить психологическое эссе (жанр свободного текста с подчеркнуто индивидуальной позицией автора). Ожидаемые результаты:
Формы отчетности: 1) дневник педагогических наблюдений, который представляет собой отдельную тетрадь (48 или 96 страниц) и должен содержать следующие разделы:
2) результаты исследовательских диагностик (оформляются в отдельной тетради (18-24 страницы)):
3) конспекты «открытых» и «пробных» занятий (открытые – не менее 4 занятий, пробные не менее 14 занятий, заверенных печатью и подписью руководителя образовательного учреждения, оформляются на листах формата А4 и собираются в папку), посвященных следующим видам деятельности:
В связи с развитием инновационной образовательной деятельности в ДОУ целесообразным является проведение итоговых (тематических) занятий, построенных с учетом интеграции образовательных областей (не менее четырех) 4) конспект родительского собрания или консультации; 5) краткий отчет о проделанной работе (отчет делается на основании обобщения записей в дневнике и оформляется на листах формата А4) должен содержать:
6) характеристика с оценкой деятельности практиканта (заверенная подписью и печатью руководителя образовательного учреждения) должна отражать следующие моменты: • личностный блок:
• профессиональный блок:
• результативный блок:
7) творческое задание, приуроченное к Декаде инвалидов. Список рекомендуемой ЛитературыУчебно-воспитательная практикаОсновная:
Дополнительная: I. для организации учебно-воспитательных мероприятий с детьми с нарушениями речи:
II. для организации учебно-воспитательных мероприятий с детьми с нарушениями слуха:
III. для организации учебно-воспитательных мероприятий с детьми с нарушениями зрения:
IV. для работы с детьми с диагнозом умственная отсталость или задержка психического развития:
Приложение № 4 СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ СЕМЬИ 1. Общие сведения о ребенке Ф.И.О.______________________________________________________ Пол___ Дата рождения__________________ № С(К)ДОУ, (СКОШ)_______________ Адрес проживания__________________________________________________ 2. Жилищно-бытовые условия Отдельная квартира___ Коммунальная квартира___ Благоустроенное жилье___ Неблагоустроенное жилье___ Наличие условий для игр и занятий ребенка (своя комната, уголок, стол) ____ 3. Сведения о семье Состав семьи_________________________________________________ Социальный статус семьи_____________________________________ Форма и длительность брачных отношений родителей_____________ Какой по счету брак каждого из родителей_______________________ Сведения о родителях (возраст, образование, место работы и занимаемая должность) Материальное положение семьи (низкий прожиточный уровень, средний или высокий)______________________________________________ Психоэмоциональная атмосфера в семье (спокойная, конфликтная, насилие и др.)________________________________________________________________ Организация родителями совместной деятельности и досуга с детьми (время и периодичность)_____________________________________ Межличностные отношения в семье_____________________________ Дополнительная информация Дата заполнения Подпись педагога Приложение № 5 АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Цель: выявление типичных свойств и качеств личности педагогов- дефектологов. Инструкция: Ответьте на каждый из вопросов, используя шкалу: 5 - утверждение полностью соответствует действительности; 4 - скорее соответствует, чем нет; 3 - и да, и нет; 2 - скорее не соответствует; 1 - не соответствует. Для меня значима ориентация на изучение и коррекцию личности ребенка. У меня развит интерес к личности ребенка, его внутреннему миру. Для меня важно ли знать и любить свою отрасль дефектологии. Для меня важна ли ориентация на самосовершенствование. У меня развита потребность в самовоспитании и самообразовании. У меня развиты способности к творчеству. Для такой работы важно ли обладать развитым воображением. Я обладаю развитым воображением. В работе важен педагогический оптимизм. У меня хорошо развит педагогический оптимизм. Для меня важна потребность общения с детьми. Приложение № 6 Анкета «Способность к саморазвитию» Инструкция: Ответьте на каждый из вопросов, используя шкалу: 5 - утверждение полностью соответствует действительности; 4 - скорее соответствует, чем нет; 3 - и да, и нет; 2 - скорее не соответствует; 1 - не соответствует. Вопросы: Я стремлюсь изучить себя. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят(а) работой и домашними делами. Возникшие препятствия стимулируют мою активность. Я ищу обратную связь, т.к. это помогает мне узнать и оценить себя. Я рефлексирую свою деятельность, специально выделяя на это время. Я анализирую свои чувства и мысли. Я много читаю. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам. Я верю в свои возможности. Я стремлюсь быть более открытым человеком. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня люди. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты. Я получаю удовольствие от освоения нового. Возрастающая ответственность не пугает меня. Я положительно отнесусь к моему возможному продвижению по службе, в карьере. Подсчитайте общую сумму баллов и сделайте вывод:
|
Методические указания по выполнению курсового проекта для студентов... | Итоговые аттестационные испытания по специальностям Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальностям 030401 История и 100103 Социально-культурный сервис... | ||
Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса юридического факультета... Судебная психиатрия: Учебно-методическое пособие для студентов 5-го курса отделения юридического факультета очной формы обучения... | Пояснительная записка Программа курса рассчитана на 70 часов. Из... Сунцова Е. Н. История земельных отношений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 80801. 65... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы... Семейное право: учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост. Г. Н. Павлов; Кузбасский институт... | Учебно-методический комплекс по дисциплине цикла дс. 12 Для студентов... Финансовый учет и отчетность : учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост к э н., доцент Н.... | ||
Учебно-методический комплекс по циклу дисциплин опд. Ф. 03 Для студентов... История отечественного государства и права: учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения / сост к и н. С. В. Серебренников;... | Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы... Право социального обеспечения : учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост. Г. Н. Павлов; Кузбасский... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы... Правовые основы проведения процедур банкротства: Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост.... | Учебно-методическое пособие адресовано студентам очной формы обучения... Кискин Е. В., Ахмедова А. К. Юридическое делопроизводство: Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной формы обучения.... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Биология очной формы обучения профилей Ботаника, Зоология, Физиология, Биоэкология | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения Рыбка А. Г., Кириченко А. Н., Гавронина А. В. Социальная ответственность организации. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направления... Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения направления 05. 07.... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. В 1 «Практикум по постановке звукопроизношения» Программа курса предназначена для студентов 1 курса (1семестр) очной формы обучения отделения логопедии | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения Шармин Д. В. История и методология математики. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения,... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения Малярчук Н. Н. Психиатрия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 030300.... |