Навигатор коррекционно-развивающих программ для работы педагога- психолога ДОУ
(эмоционально-личностная сфера)
|
Программы развивающей, профилактической направленности
|
Название, автор, направленность
| Возраст, количество занятий, длительность, количество участников
| Основные цели, задачи:
| Источник Достоинства, недостатки
|
1. «Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению» Роньжина А. С.
| 2-4 года, 15 занятий, 10-20 мин., 2-3 раза в неделю, можно проводить в течение года, (автор рекомендует повторять каждое занятие по 3-4 раза).
| Цель занятий - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи занятий:
преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:
снятие эмоционального и мышечного напряжения;
снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
развитие игровых навыков, произвольного поведения.
| Роньжина А.С.
Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.- М.:Книголюб, 2003.- 72 с. Рекомендуем для составления рабочей программы, есть подробные конспекты, нетребовательна к условиям, оч, хорошая методическая разработка для раннего возраста, есть диагностический инструментарий у автора.
|
2. «Давайте жить дружно!»
Крюкова С.В. Эмоционально–коммуникативная сфера. Адаптация детей в группе
| 4-6 лет,
7 занятий,
1-2 раза в неделю,
30-40 минут, 10-15 человек, в начале учебного года.
| Основная цель – через создание зоны ближайшего развития способствовать психическому и личностному росту ребенка, помогая ему адаптироваться к условиям ДОУ.
Задачи:
Сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным;
Развивать навыки социального поведения;
Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности;
Формировать позитивное отношение к своему «Я» и к сверстникам;
Развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
Учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами;
| Крюкова С.В. Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь боюсь, хвастаюсь и радуюсь». М.: Генезис, 1999.
Можно парциально использовать для составления рабочей программы. Нет диагностики. Требовательна к оборудованию и условиям (просторный кабинет, зал)
|
3. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь…»
Крюкова С.В.
Работа с «предметными чувствами», эмоциями, переживаниями;
|
4-6 лет,
17 занятий,
30-40 минут,
10-15 человек
| Основная цель – ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь пережить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает и дать ему словесное наименование.
Задачи:
1)научить детей понимать эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации
2) знакомство с навыками релаксации и саморегуляции, повышение эмоциональной устойчивости.
| Крюкова С.В. Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь боюсь, хвастаюсь и радуюсь». М.: Генезис, 1999.
Менее требовательна к условиям. Есть подробные конспекты. Мало диагностики.
|
4. «Здравствуйте, я сам!»
Крюкова С.В.
3 части
Эмоционально-волевая и коммуникативная сферы. Тренинговая программа.
| 3-6 лет.
35 занятий (30-40 мин),
1-2 раза в неделю,
1 ч.( 8 зан.) «Потрогаю, понюхаю, посмотрю, послушаю, и, если это можно есть , то, конечно, скушаю»,
2 ч. (10 зан.) « Моя первая ступенька в телесный мир»
3 ч. (17 зан). «Здравствуй, я сам!»
| Цели:
Развивать восприятие детей, их способность к формированию точных и полных образов, обучая их различным способам обследования окружающего мира;
Учить детей произвольно улавливать основные телесные ощущения, расслаблять и напрягать отдельные группы мышц;
Осознание чувств, ощущений своего тела;
Осознание эмоций и проживание их на телесном уровне;
Развитие навыков ассоциативно-образного восприятия;
Развитие самосознания, уверенности, внимания;
Повышение групповой сплоченности;
| Крюкова С.В. «Здравствуй, я сам!» Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет. – М.: Генезис, 2007. с. – 111с.
Рекомендуем для рабочих программ. Есть подробные конспекты.
Не укладывается во время, нужно модифицировать.
|
5. «Тропинка к своему Я»
Хухлаева О.В. Эмоционально-волевая, коммуникативная сферы, самосознание,
| Программа групповых занятий из 3 частей:
3-4 года, 4 -5 лет, 5-6 лет,
В каждой части 25 занятий, время в зависимости от возраста.
| Осн. цель: Групповая психологическая поддержка дошкольников, укрепление психологического здоровья.
Задачи:
обучение положительному самоотношению и принятию других людей;
обучение рефлексивным умениям;
формирование потребности в саморазвитии;
содействие росту, развитию ребенка.
Подробно описаны теоретические основы психологической работы с детьми Лучше проводить со среднего возраста (4-5 лет). Занятия для 5-6 лет подходит для детей подготовительной группы.
| Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М.
Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис. 2005. – 175 с.
Комплексная разработка, не требовательна к оборудованию. Есть преемственность с начальной школой.
Нет диагностики.
|
6. Тренинг «Страна понимания»
Калинина Р.Р.
Нравственная, коммуникативная сферы.
| Старшие дошкольники, младшие школьники.
9 занятий, 50-60 минут.
| Цели:
обучать умению слушать и слышать другого.
Побуждать к осмыслению своих поступков и поступков другого.
Учить гибко использовать мимику пантомимику и голос в общении.
Развивать способности делиться своими переживаниями, открыто выражать чувства и эмоции.
Воспитывать желание и умение сотрудничать. Учитывать и уважать интересы других, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.
Развивать эмпатию. Воспитывать желание и готовность помогать другим людям.
Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.
Развитие чувства МЫ, нравственности, доброжелательного отношения к окружающим.
| Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 2-е изд., доп. И перераб. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – 160 с.
Подробная разработка, есть диагностика, Нужно модифицировать, т.к. время занятий не соответствует нормам.
|
7. «Я и мой мир»
Белинская Е.В. Программа развития эмоционального мира детей
| 5-7 лет, 36 занятий.
| Данная программа позволяет решить широкий спектр задач:
развитие эмпатии;
дифференцировка слухового восприятия;
развитие понимания мимических выражений и выражения лица;
повышение самооценки;
развитие умения чувствовать партнера;
облегчение идентификации ребенка со своим именем; формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я»;
формирование у ребенка чувства принадлежности к своей семье; формирование позитивного отношения к своей семье;
развитие воображения, символических представлений, креативности;
гармонизация эмоционального состояния;
отработка механизмов саморегуляции;
снятие напряжения, получение позитивного двигательного опыта;
формирование навыков общения; развитие навыков бесконфликтного общения;
формирование знаний об эмоциях, обучение детей отреагированию эмоций в конфликте;
актуализация позитивного эмоционального опыта;
развитие умения договариваться друг с другом, умения благодарить;
коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения;
формирование адекватных форм поведения.
гармонизация семейных отношений;
| Белинская Е.В.
Сказочные тренинги для дошкольников и младших
школьников.— СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. Подробная разработка, не требовательна к условиям.
|
8. Цикл занятий «Мир эмоций»
Ю.Е. Веприцкая; эмоционально-волевая сфера
| Средний дошкольник,
15 занятий, 20-30 мин., 3 блока, 5-8 детей, 1-2 раза в неделю.
Есть диагностический блок (карты развития)
| Осн. цель: Развитие эмоционально-волевой сферы.
Задачи:
Познакомить с основными эмоциями.
Развивать умение различать основные эмоции.
Развивать умение анализировать эмоции.
(подробнее задачи есть по блокам).
Комплексная разработка.
| Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы/ сост. Ю. Е. Веприцкая. – Волгоград: Учитель, 2010. – 123 с.
|
9.«Цветик-семицветик»
Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И. А. Козлова. Программаинтеллектуального эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет.
| 5-6 лет, 30 занятий (из них 4 диагностических), 25 минут, (7-8 человек).
(Есть циклы занятий на 3-4, 6-7 лет)
| Осн. цель: создание условий для естественного психологического развития ребенка
Задачи:
Создавать условия для формирования элементов произвольности псих. Процессов у детей во всех видах деятельности.
Развивать творческих потенциал ребенка.
способствовать самопознанию ребенка.
Развивать навыки саморегуляции эмоциональных реакций.
Совершенствовать коммуникативные навыки дошкольников, развивать навыки совмествной деятельности.
| Н. Ю. Куражева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова «Цветик - семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет.
Комплексная, многоцелевая разработка.
|
Программы коррекционно-развивающей направленности
|
10. Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста
Ирина Ярушина
| Старшие дошкольники, 30 минут, 20 занятий (разделены на 5 блоков)
Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций.
Блок 2. Коррекция тревожности. Формирование социального доверия.
Блок 3. Гармонизация противоречивости личности. Формирование адекватной самооценки у детей.
Блок 4. Коррекция зависимости от окружающих. Обучение умению самостоятельно решать проблемы.
Блок 5. снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения.
| Осн. цель: помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.
Задачи по блокам:
Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое; обучить приемам ауторелаксации.
Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе, снизить эмоциональное напряжение.
Коррекция поведения с помощью ролевых игр; учить распознавать эмоции по внешним сигналам; формировать моральные представления; снять эмоциональное напряжение; тренировать психомоторные функции.
Дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным человеком; прививать новые формы поведения; учить самостоятельно принимать верные решения; учить навыкам саморасслабления.
корректировать поведение с помощью ролевых игр; формировать адекватные формы поведения; учить осознавать свое поведение; работать над выразительностью движений; регулировать поведение в коллективе.
| Школьный психолог 2000 г.
Подробная разработка. Не требовательна к условиям. Рекомендуем для составления рабочих программ,
Нет диагностики.
|
11. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста»
Алябьева Е.А. Эмоционально –волевая, нравственная, коммуникативная сферы. (логопедические группы),
| Цикл занятий:
Старшая группа (5-6 лет), 27 занятий,
Подготовительная группа (6-7 лет), 18 занятий,
25-30 минут.
| Профилактика и коррекция агрессивности, конфликтности, замкнутости, тревожности.
Основные задачи:
Успешная адаптация детей в новой группе;
Формирование представления о внутреннем мире человека, его месте в окружающем мире;
Активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к осознанию собственной внутренней позиции, формированию собственных ценностных ориентаций;
Научить детей выделению, анализу и оценке поведения с т. Зрения эталонов и образцов, представленных в культуре;
Развить умение чувствовать и понимать другого;
Повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
Воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого;
Способствовать развитию творческих способностей воображения, индивидуальному самовыражению детей;
Развивать любознательность, наблюдательность;
Способствовать сплочению детского коллектива.
| Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 96 с.
|
12. «Психогимнастика в детском саду» Е. А. Алябьева
Организация психогимнастики для детей с нормой развития и «пограничными нарушениями»
| 4-7 лет, 20 занятий, 30 минут, до 7 детей в группе.
| Задачи:
- обучение детей выразительным движениям.
- тренаж узнавания эмоций по внешним сигналам.
- формирование у детей моральных представлений.
- коррекция поведения с помощью ролевых игр.
- снятие эмоционального напряжения.
Обучение навыкам ауторелаксации.
| Е.А. Алябьева. Психогимнастика в детском саду. М.: Сфера, 2003.
|
13. «Погружение в сказку»
Погосова Н. Коррекционно-развивающая программа для детей, имеющих проблемы с речью и эмоциональной стабильностью
| Цикл занятий (на основе сказочного сюжета),
5-7 лет, 26 занятий,
25-30 минут,
| Осн. цель: Развитие и гармонизация личности.
Развитие произвольного внимания, самоконтроля;
Развитие понимания чувств и эмоций (эмпатии), эмоциональной выразительности;
Овладение выразительными средствами общения, развитие коммуникативных навыков;
Повышение уверенности в себе;
Преодоление эмоциональной нестабильности;
Развитие моторики, координации движений,
Снятие психо-эмоционального напряжения, телесное осознание.
| Тренинг по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2005. – 254 с.
Подробная разработка, умеренно требовательна к оборудованию и условиям.
Очень рекомендуем!!!
Нет диагностики.
|
14. «Ребята и зверята»
Кряжева Н.Л., Орел В.Е., Рыжкова З.Л. Программа анималотерапии эмоционально-личностных проблем у детей, (коррекционная)
| 4-10 лет, 10 занятий, 45-50 минут, 2 раза в неделю.
| Осн. цель: Коррекция трудностей в адаптации и общении:
страхи, замкнутость, чувство одиночества и ответственности, неадекватная самооценка, агрессивность.
| Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь…- Ярославль: «Академия развития», «Академия, Ко», 2000. – 176 с.
Подробная, требовательна к условиям и оборудованию, есть диагностика.
|
15. «Сказочная шкатулка»
Костина Л. М. Коррекция тревожности методом директивной игровой терапии
| Старшие дошкольники, 10 занятий, индивидуально и в группе. 3 цикла.
| Осн. цель :снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения.
1 цикл :закрепление за ребенком позиции управляющего, режиссера; обучение придумыванию сюжета, объединение предметов по смыслу; обучение самостоятельно владеть ролью, образом.
2 цикл: снижение тревожности через закрепление умения решать проблемную ситуацию без опоры на роль-образ.
3 цикл: создание внутренней позиции, способствующей принятию самостоятельных решений.
| Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми. – Спб.: Речь, 2001 – 160 с.
Есть диагностика.
|
16. «Само-чувствие»
Костина Л.М. Коррекция тревожности методом директивной игровой терапии
| 13 занятий (2 цикла), индивидуально, до 40 минут, после прохождения индив. тренинга возможна групповая работа с высокотревожными детьми.
| Осн. цель: снижение уровня тревожности у детей.
1 цикл: выработка у ребенка уверенности в своих силах, и повышение навыков самоконтроля;
2 цикл: помочь ребенку осознать свои чувства, переживания, и освоить новые эффективные социально приемлемые стратегии поведения.
| Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми. – Спб.: Речь, 2001 – 160 с.
|
17. «Это Я»
Костина Л.М. Коррекция тревожности методом директивной игровой терапии
| Старшие дошкольники, младшие школьники; 10 занятий (3 цикла, 1 и 3 индивидуально, 2- -включение в группу сверстников). До 40 минут.
| Осн. цель: снижение уровня тревожности.
1 цикл «это Я» - снижение тревожности, повышение активности, самоценности ребенка.
2 цикл «Это Я и мои друзья» - овладение способами установления отношений с другими детьми.
3 цикл «Это Я и мои чувства» - помочь ребенку различать и определять собственные чувства и переживания и развить эмоциональное самовыражение.
| Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми. – Спб.: Речь, 2001 – 160 с.
|
18. Цикл занятий по коррекции гиперактивности.
Арцишевская И.Л. СДВГ, импульсивность, невнимательность.
| старший дошкольник, 16 занятий и больше, 5-8 человек, 25-30 мин,
| Коррекция СДВГ, развитие внимания, самоконтроля, произвольности, эмоциональной выразительности, навыков общения, снятие психоэмоционального напряжения. (Задачи прописаны к каждому занятию).
| Арцишевская И.Л.
Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. Изд. 2-е, доп. – М.: Книголюб, 2004. – 64 с. (Психологическая служба)
Нет диагностики.
|
19. Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с СДВГ. Сиротюк А.Л.
| 6-12 лет, 4-6 человек, 2 раза в неделю,16 занятий 50-60 минут, можно проводить индивидуально
| Цель: Коррекция СДВГ
Задачи:
- Нормализация гипертонусаи гипотонуса мышц.
- Ритмирование организма, развитие самоконтроля и произвольности.
- Развитие восприятия, расширение поля зрения.
-Развитие межполушарного взаимодействия, снятие мышечных зажимов.
- Развитие внимания.
- Элиминация гиперактивности и импульсивности.
- Элиминация гнева и агрессии.
- Развивать навыки группового взаимодействия
| Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. А.Л.Сиротюк М.; ТЦ Сфера – 2002г, -128с. Эффективная, подробная разработка, не требовательна к условиям и оборудованию. Есть диагностика.
Рекомендуем!
|
20. Игровая программа профилактики социальной дезадаптации детей старшего дошкольного возраста «Корабль» сост. Картаполова О.В.
| Система обучения здоровому жизненному стилю, развитие эмоциональной сферы
6-7 лет, 6-7 участников
16 занятий по 30 минут 1 раз в неделю
| Цель: повышение психосоциальной адаптации детей.
Задачи:
1. Формирование адаптивных и эффективных стратегий поведения.
2. развитие ресурсов личности.
3. Развитие рефлексии чувств.
-Принятие своих чувств и чувств окружающих людей.
- Развитие умения различать чувства и эмоции, опознавать их у себя и других.
- Умение говорить о своих эмоциях и проблемах.
4.Формирование адаптивного представления о себе.
5.Формирование позитивной самооценки.
6. Выработка коммуникативных навыков, навык сплочения группы.
7. осознание и опреление персонального пространства.
8. признание права на собственные ошибки.
9. развитие умения отстаивать собственное мнеие.
10. Умение разрешать конфликты мирным путем.
11. Формирование умения ставить перед собой цели и достигать их.
| Игровая программа профилактики социальной дезадаптации детей старшего дошкольного возраста «Корабль» сост. Картаполова О.В. Курган. 2010 ИМЦ.
Комплексная, подробная разработка. Соответствует современным требованиям.
Требовательна к оборудованию и условиям.
Рекомендуем!
|
21. Программа по профилактике и преодолению тревожности у дошкольников (автор-составитель Н.П. Бадьина
| 3-7 лет.
| Целеполагание подробное к каждому занятию.
Есть тематическое планирование коррекционных занятий с тревожными детьми, а также профилактических, со второй младшей группы до подготовительной.
Описание игр, упражнений и этюдов, использовавшихся при проведении коррекционных занятий с тревожными детьми, а также профилактических представлено в приложении.
| Профилактика и преодоление тревожности в дошкольном возрасте: Методические рекомендации для педагогов-психологов ДОУ. – Курган, 2003. – 74 с.)
|