Скачать 66.37 Kb.
|
КОНСПЕКТ УРОКА по теме: «Знакомство с наречием как частью речи» Сразу признаюсь вам – изначально у меня несколько другая профессия, нежели вы думаете. А какая именно – угадайте, решив кроссворд.
Сможете угадать слово? Допустим, угадали – ПСИХОЛОГ. МОЛОДЦЫ! А кто скажет, помимо того, чтобы угадать мою профессию, какую задачу преследовал этот кроссворд? (повторить орфограммы) Какие именно? (Безударные гласные в корне слова и парные по глухости-звонкости согласные). А почему именно эти орфограммы учёные называют ГЛАВНЫМИ? (Потому что это главные опасности нашего письма, именно на их месте бывает больше всего ошибок.) Итак, я психолог. А кто знает, чем занимаются психологи? … Вы правы, это люди, помогающие другим разобраться с их проблемами. Расскажу, как это происходит. Человек приходит ко мне на КОНСУЛЬТАЦИЮ. Теперь он – мой КЛИЕНТ. Он садится передо мной и рассказывает, что у него случилось. Я внимательно слушаю его, и мы вместе пытаемся определиться, как выйти из создавшейся ситуации. - Странно, - скажете вы, - а при чём тут урок русского языка?... Соглашусь – странно… Но только на первый взгляд… Когда я готовилась к этому уроку, случайно, перебирая свои бумаги, я нашла некоторые заметки, которые делала после консультации. Я стала их перечитывать, и меня осенило: научные знания, к примеру, части речи, очень похожи на судьбы людей. Поэтому сегодня на уроке предлагаю посмотреть на научные знания с другой точки зрения! С точки зрения психолога. Сами понимаете, насколько в каждой профессии важно всё расставить по своим местам. Итак, ПСИХОЛОГАМИ сегодня станем все мы, класс превратится в ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ, а нашими клиентами станут ЧАСТИ РЕЧИ, их мы и будем КОНСУЛЬТИРОВАТЬ. А кто знает, как называются слова, которыми пользуются сугубо представители той или иной профессии? (профессионализмами). ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ КЛИЕНТ КОНСУЛЬТИРОВАТЬ На мой взгляд, всё новое легче преодолевать вместе, поэтому предлагаю поработать в группах. На доске – фразеологические обороты. СОВАТЬ НОС КЛЕВАТЬ НОСОМ ЗАРУБИТЬ НА НОСУ УНЕСТИ НОГИ НАДУТЬ ГУБЫ ЗАГОВАРИВАТЬ ЗУБЫ НЕ ПОКЛАДАЯ РУК СПУСТЯ РУКАВА ДАТЬ СТРЕКОЧА ВЫХОДИТЬ ИЗ СЕБЯ ЧЕСАТЬ ЯЗЫКИ БИТЬ БАКЛУШИ ЛОМАТЬ ГОЛОВУ ВОДИТЬ ЗА НОС Что общего между представленными словосочетаниями? (фразеологические обороты). Давайте отберём те, которые НЕ должны стать правилами работы в наших группах; назовём их АНТИПРАВИЛАМИ. (Обсуждаем). Итак, каждая группа получит принесённую мной заметку о клиенте. Ваша задача – в этих человеческих портретах найти морфологические и морфемные признаки той или иной части речи. В соответствии с каким алгоритмом будем доказывать, о какой части говорится?
Карточка 1. Это – горделивая красавица. Она свысока смотрит на всех… Ещё бы! Она очень самостоятельна и может существовать независимо от других: делаю, что хочу, дружу, с кем хочу! Хотя, конечно же, ей приходится подстраиваться под тех, с кем она оказывается рядом. Но лишь немного – не всей душой, а лишь её частью. Кроме того, она всегда очень осведомлена. Она всегда знает КТО с ней рядом, ЧТО от неё хотят, и может буквально обо всём ПРЕДМЕТно поговорить… Это существительное. Обсуждаем. Карточка 2. Это – юная девушка. Она никак не может определиться, КАКОЙ ей быть? КАКИМИ качествами обладать? КАКУЮ музыку слушать? КАКОЕ мороженое выбрать в кафе? Она всегда ждёт, когда её приятель приме решение, она с удовольствием с ним соглашается, и снова задаёт кучу вопросов: КАКОЙ цвет лучше? КАКАЯ муха ТЕБЯ укусила? КАКИЕ мультфильмы ТЫ любишь смотреть? Потому по всем этим ПРИЗНАКАМ можно сказать, что эта девушка, хотя и САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ, но очень ЗАВИСИМА от того, с кем она рядом. Прилагательное. Обсуждаем. Итак, мы разгадали с вами 2 части речи. Кто от кого зависит? Кто главный в этих отношениях, а кто ему подчиняется? (прилагательное подчиняется существительному). Есть у нас, в психологии, такой приём – РАССТАНОВКИ. Это когда неодушевлённое становится одушевлённым. Давайте этот приём тоже попробуем использовать на нашем необычном уроке. Даю 2 карточки: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ и КОНСУЛЬТАЦИЯ. ЭТИ КАРТОЧКИ ДЕРЖАТ 2 ЧЕЛОВЕКА (МАЛЬЧИК И ДЕВОЧКА). Третий человек – ПСИХОЛОГ. Он «выстраивает» их отношения. Существительное (мальчика) ставит на стул – это главное слово. Тот протягивает руку «ПРИЛАГАТЕЛЬНОМУ» и «заставляет» изменить его окончание. Делаем вывод – прилагательное живёт ПРИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ, украшая его, уточняя, придавая чёткость (?). Давайте послушаем 3-ю группу. Карточка 3. А это – парень. Он очень энергичный. Ему не до слов! «Больше дела!» - его девиз. Только и слышно от него: «ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?» Не успеет это выполнить – снова ждёт поручений. Без ДЕЙСТВИЙ он никто… Это глагол. Обсуждаем. Осталась у меня ещё одна карточка, и уж, поскольку она одна, давайте угадаем, что это за часть или даже части речи, вместе. Карточка 4. И вот рядом с энергичным молодым человеком (карточка 4) я замечаю удивительной красоты девушку. Но, несмотря на милые черты лица, эта девушка имеет совсем не женский характер, очень упрямый: никогда и ни при каких обстоятельствах она не меняется, хотя очень ЗАВИСИТ от своего друга. Они всегда вместе: куда – он, туда и она – удивительно гармоничная пара! Причём, когда он один, всё то, что он делает – как-то скучно и бесцветно. Просто ВСТАЛ, ВЫШЕЛ, ВЕРНУЛСЯ…Но, как только его девушка появляется рядом, он сразу же ГРАЦИОЗНО встаёт, УДИВИТЕЛЬНО КРАСИВО выходит и ОЧЕНЬ ЭФФЕКТНО возвращается… Только с ней он чувствует себя ГАРМОНИЧНО. Хотя, конечно же, бывает, что они расстаются, но ненадолго, только лишь для того, чтобы понять, как им хорошо им вместе… Итак, о какой части речи говорится? Предлагаю собрать данные для последующей психологической работы с этим клиентом. Что о нём известно?
Итак, мы выяснили, что слово неизвестной нам части речи употребляется всегда вместе с глаголом. Какое слово можно придумать для его названия, чтобы в его основании было слово «глагол». (Должно получиться типа ПРИГЛАГОЛ или ПРИГЛАГОЛИЕ). ТЕПЕРЬ ПОПРОБУЕМ ЗАМЕНИТЬ СЛОВО «ГЛАГОЛ» НА ЕГО СИНОНИМ. Дело в том, что в русском языке слово «глагол» имело несколько значений. Попробуйте определить это значение. У Татьяны Орбатовой есть такие стихи: «Нет, не истину глаголю, душу слушаю свою»…Глаголю – это…(типа говорю…типа держу РЕЧЬ). При РЕЧие Заменим ПРИ на НА Наречие. Действительно, это наречие. Само слово «наречие» пришло из древнерусского языка. А древние римляне говорили: adverbium – приглаголие. Давайте снова попробуем РАССТАНОВКИ в отношениях 4-х частей речи – существительного, прилагательного, глагола и наречия. Снова – дети выходят к доске, получая соответствующие роли. Расставляют учащихся. Должна получиться пара – наречие и глагол. Глагол – главный, протягивает руку наречию. На доске – словосочетания из «карточки»: грациозно встаёт, удивительно красиво выходит, очень эффектно возвращается. Раз глагол – главный, давайте попробуем заставить наречие изменить свою форму. Изменим время глагола на прошедшее – ВСТАЛ (Меняю карточку). Как поведёт себя наречие? (не изменяется). Хорошо… Пусть глагол изменит время на будущее - ВСТАНЕТ (Меняю карточку). Что наречие? – снова не меняется… Пробуем проделать то же самое с глаголами ВЫХОДИТ и ВОЗВРАЩАЕТСЯ. Делаем вывод о том, что наречие – неизменяемая часть речи. Вот почему в карточке были слова: «Но, несмотря на милые черты лица, эта девушка имеет совсем не женский характер, очень упрямый: никогда и ни при каких обстоятельствах она не меняется, хотя очень ЗАВИСИТ от своего друга». Формулируем определение наречия как самостоятельной части речи. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Деформированный текст – из текста убрали наречия, нужно их вставить… Я называю слова, дети хлопают, когда они услышат наречие. Раздаю слова-карточки. Приглашаю мальчика-глагола к доске, к нему выходит девочка-наречие. К ним могут примкнуть и другие дети-слова, берутся за руки – получается предложение. НЕОЖИДАННО ВЗОШЛО И УДИВИТЕЛЬНО БЫСТРО ИСЧЕЗЛО БОЛЬШОЕ, КРАСНОЕ СОЛНЦЕ. Почему именно так распределились пары? Кто с кем дружит? Какие части речи зависимы друг от друга? Итак, скажите, пожалуйста, какова была тема нашего сегодняшнего урока…Что такое наречие? Что удивило вас в сегодняшнем уроке? Когда я стала учителем, я вдруг сделала для себя удивительное открытие – научные знания, которые я открываю своим ученикам, очень похож на мир человеческих отношений. И знания, и люди, на мой взгляд, имеют одну и ту же природу – все мы обладаем уникальными особенностями, только нам одним присущими, но есть то, что всех нас объединяет – мы все не можем существовать в одиночестве, друг без друга… |
Конспект урока обобщение изученного по теме «Причастие как часть... Причастие как часть речи”; продолжить работу по нахождению причастий в речи, контроль сформированности орфографических и пунктуационных... | Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Части речи» Тема урока русского языка «Глагол как часть речи». Тип урока – открытие новых знаний | ||
Конспект урока «Понятие о глаголе» (6 класс) Цели: дать понятие о... Исходная компетенция учителя (владение икт и инструментарием Единой коллекции, ее ресурсов): владение компьютером и проекционным... | Конспект урока в 10 б классе По теме «Экзотические фестивали в англоязычных странах и России» Задачи урока: контроль монологической речи по теме урока (защита проектов), формирование навыков диалогической речи, практика в аудировании,... | ||
Урок-путешествие в сказку Тема: «Цвета, знакомство» Задачи урока : 1 Обобщить знания учащегося, поддержать интерес к английскому языку, тренировать детей в употреблении знакомых структур... | Урок по теме «cinema» Конспект открытого урока английского языка по теме "Кино" Цели урока: систематизировать знания чащихся по теме “Кино”; совершенсвовать знания, умения, навыкиучащихся в области устной речи,... | ||
Конспект урока по теме «Буквы \"ч\" и \"щ\" в суффиксе имен существительных \"-чик\" (\"-щик\")» Цель: формировать знания о предложении как единице речи, воспитание наблюдательности и внимательности | Конспект урока № английского языка в 11 классе Тема урока: Профессия,... Материальное обеспечение урока: Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, видеофрагменты по теме, авторские упражнения... | ||
Знакомство ролевая игра на уроке английского языка во 2-м классе Цели Цели: обобщение темы "Знакомство"; закрепление темы "Счёт"; развитие навыков устной речи по теме; развитие навыков диалогической... | Конспект урока Тип урока Закрепление знаний по теме «Спорт» и их использование в устной и письменной речи | ||
Конспект урока обучения грамоте в первом классе по теме «Письмо прописной... Цель: формировать знания о предложении как единице речи, воспитание наблюдательности и внимательности | Конспект урока в 7-м классе по теме: "Причастие" цели: Дидактическая... Дидактическая – способствовать усвоению общего понятия о причастии как части речи | ||
Конспект открытого урока по литературе в 5 «А» классе по теме «Творчество И. А. Крылова» Цель урока: продолжить знакомство жанровыми признаками басни на примере басни «Ворона и Лисица» | Конспект занятия по развитию речи для детей 1 младшей группы по теме План-конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия» | ||
Конспект урока русского языка по теме: «Частица как часть речи» Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | Конспект урока по русскому языку по теме «Наречие» Тема: «Разряды наречий» Задание. Запишите предложение, сделайте полный синтаксический разбор. Найдите в предложении наречие, расскажите о нем как о части... |