Конспект урока русского языка по теме: «Частица как часть речи» Цели для учителя: формирование понятия о функциях частицы в речи, её роли в предложении, показать отличие частицы от других служебных частей речи и её своеобразие. Цели для учащихся:
- Знать определение частицы
- Знать для чего служит частица в предложении (т.е. её функции)
- Уметь отличать частицы от других частей речи
- Находить частицы в предложениях, текстах.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: проектор, экран, компьютер, раздаточный материал
-
Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Время
| 1. Орг. момент
(Эмоциональный настрой)
| -Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. -Чтение стихотворения «Улыбка» Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя по утру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно будет забот,
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
- Беседа о значении улыбки в жизни человека, о настроении.
-Вспомните ситуации, когда улыбка вас выручала, придавала силы, уверенность.
- Откройте рабочие тетради, запишите дату (десятое апреля), классная работа.
-В одном предложении выражение: «Улыбка - что это?»
- Проверка получившихся предложений
- Словесная оценка работ учащихся
| -Приветствие учителя, проверка готовности рабочих мест к уроку. -Прослушивание стихотворения «Улыбка».
- Ответы учащихся
- Учащиеся записывают, получившиеся предложения - Учащиеся зачитывают, получившиеся предложения
| 1-2 мин.
5 мин.
| 2. Актуализация знаний --- создание проблемной ситуации
| - На слайде записаны части речи, вам предлагается разбить слова на группы (группы не озвучиваются). Чтобы, зато, из-под, ввиду, пусть, около, через, разве, для, тоже, но, неужели, как будто, даже, вследствие.
Предлоги
| Союзы
| Частицы
| Из-под
Ввиду
Около
Через
Для
Вследствие
| Чтобы
Зато
Тоже
Но
Как будто
| Пусть
Разве
Неужели
Даже
|
-Какие трудности возникли при заполнении таблицы?
| - Учащиеся чертят в тетрадях таблицу и её заполняют словами со слайда. -При заполнении таблицы учащиеся сталкиваются с незнанием к какой части речи относятся слова: пусть, разве, неужели, даже.
- Ответы учащихся. (Не знают к какой группе отнести слова: пусть, разве, неужели, даже)
| 7 мин.
| 3. Подведение к теме урока
| -Чтобы узнать как называется эта часть речи, предлагаю выполнить задание. (Тема урока зашифрована в словах, которые вы запишите) -К словам, записанным на слайде подберите антонимы и запишите их в столбик в тетрадь. Родной –
Неряшливый –
Горький –
Светлый –
Ложный –
Разбитый –
Пассивный – - Прочитайте получившееся слово по первым буквам по вертикали. - Значит к какой части речи мы отнесем слова: пусть, разве, неужели, даже. -Итак, как будет звучать тема нашего урока?
Словесная оценка работ учащихся - Запишите её в тетрадь.
|
- Учащиеся записывают антонимы в тетрадь.
- чужой
- аккуратный
- сладкий
- тёмный
- истинный
- целый
- активный - Получилось слово «Частица»
- Часть речи «Частица»
- «Частица как часть речи»
- Учащиеся записывают в тетрадь тему: «Частица как часть речи»
| 5-6 мин.
| 4. Целеполагание
| - Какие задачи вы сегодня для себя поставите исходя из темы урока?
| - Знать определение частицы
- Знать для чего служит частица
- Уметь отличать частицы от других частей речи
- Находить частицы в предложениях, текстах
-Уметь строить предложения с частицами.
| 3 мин.
| 5. Этап усвоения новых знаний
| -Работа с предложениями на слайде (эти же предложения есть и на карточках) - Сегодня к нам приедут артисты? - Разве сегодня к нам приедут артисты? - Чем схожи эти предложения? Чем они различаются?
- Работа с текстом диалога на слайде (этот же текст диалога есть и на карточках)
- Коля, посмотри, какая чудесная модель лунохода! Это Женя из нашего класса сделал.
- Я тоже такую сделал бы.
- А здесь смотри, что ребята придумали: проект подводного города.
- Я придумал бы ещё получше.
- Слушаю я тебя, Коля, и начинаю понимать, в чём разница между тобой и участниками этой выставки.
- В чем?
- В частице бы. - О какой частице идет речь?
- А для чего служит эта частица?
- Итак, какое определение «частице как части речи» мы с вами можем дать?
-Давайте сравним данное определение с определением данным в учебнике, &62, стр. 167 - Составить схему, используя материал учебника на листах формата А4 (работа в парах) -Сверить со слайдом.
- Словесная оценка работ учащихся
| - Учащиеся внимательно читают предложения и отвечают на поставленные вопросы. - В этих предложениях говорится об одном и том же, что к нам приедут артисты. - Но говорится это с разным оттенком значения. Во втором предложении вносится дополнительный оттенок сомнение, неуверенность к слову «сегодня» при помощи использования частицы «разве»
- Речь в диалоге идет о частице БЫ.
- Для образования формы условного наклонения глагола. - Частица – это служебная часть речи, которая вносит различные оттенки в предложения или служит для образования форм слова. -Учащиеся работают с материалом учебника (стр. 167)
-Учащиеся в парах составляют схему на листах формата А4, используя материал учебника.
| 4-5 мин.
| 6. Физминутка
| -Найди смайл
|
| 2 мин.
| 7. Этап применения новых знаний
| - Задание на слайде: включите в предложения частицы из слов для справок. Запишите получившиеся предложения в тетрадь. Ты нап..сал домашн..е соч..нение? (ли) Вы научились находить и испр..влять грамматические ошибки? (разве)
Можно нап..сать хорошее соч..нение в один вечер? (неужели) -Самопроверка со слайда.
- Словесная оценка работ учащихся
| -Учащиеся записывают получившиеся предложения в тетрадь.
Написал ли ты домашнее сочинение? Разве вы научились находить и исправлять грамматические ошибки? Неужели можно написать хорошее сочинение в один вечер? - Учащиеся сверяют свои работы со слайдом, выставляют на полях оценки.
| 5 мин.
| 8. Этап контроля и самоконтроля
| -Задание на карточках: Вставьте в предложения, подходящие по смыслу частицы. Подчеркнуть слово, значение которого усиливает частица.
Ты не веришь мне, а ещё другом называешься. Я очень занят, но помогу тебе, мы друзья. Ты сам хорошо учишься, а товарищ твой запустил ученье. Ему это не простительно, говорил о дружбе, а товарищу помочь отказался.
Слова для справок
| То, даже, же, ведь.
|
-Сверьте получившиеся предложения со слайдом.
-Оцените свои работы.
Критерии оценивания:
0 – «5»
1 – «4»
2 – «3»
3 – «2» - Словесная оценка работ учащихся
| - Учащиеся вставляют в предложения, подходящие по смыслу частицы.
Даже ты не веришь мне, а ещё другом называешься. Я очень занят, но помогу тебе, ведь мы друзья. Ты сам-то хорошо учишься, а товарищ твой запустил ученье. Ему же это не простительно, говорил о дружбе, а товарищу помочь-то отказался.
-Учащиеся сверяют получившиеся предложения со слайдом (взаимопроверка).
-Оценивают работы своих товарищей.
| 5-6 мин.
| 9. Этап подведения итогов
| -Давайте подведем итог нашего урока. О какой части речи вы сегодня для себя сделали новые открытия?
| -Отвечают на вопрос.
| 1 мин.
| 10. Этап рефлексии
| -Перед вами находятся оценочные листы, с помощью которых оцените свою работу на уроке, на основании которых я выставлю отметки в журнал. Оценочный лист
Дата проведения урока:____________
Тема урока: ______________________
ФИ учащегося:____________________
Сегодня на уроке
Что нового Я узнал
| Чему я научился
| Что осталось для меня непонятным
| Где мне пригодятся мои знания
|
|
|
|
| За работу на уроке я ставлю себе отметку _____, потому что __________________________________ - Спасибо за урок, желаю вам хорошего настроения и, чтобы улыбка всегда украшала ваши лица.
| -Заполняют оценочные листы, в соответствии с поставленными на урок целями.
| 5 мин.
| 11. Этап информации о домашнем задании
| - Выучить определение частицы 1. Сочинить сказку
«Жила-была частица…» 2. Написать сочинение-рассуждение «Важны ли частицы в нашей речи» 3. Выписать из художественных произведений 5 предложений с частицами.
| - Учащиеся записываю одно задание на выбор.
| 1-2 мин.
| |