Конспект урока русского языка по теме: «Частица как часть речи»





Скачать 89.57 Kb.
НазваниеКонспект урока русского языка по теме: «Частица как часть речи»
Дата публикации21.10.2013
Размер89.57 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Конспект урока русского языка по теме: «Частица как часть речи»
Цели для учителя: формирование понятия о функциях частицы в речи, её роли в предложении, показать отличие частицы от других служебных частей речи и её своеобразие.
Цели для учащихся:

- Знать определение частицы

- Знать для чего служит частица в предложении (т.е. её функции)

- Уметь отличать частицы от других частей речи

- Находить частицы в предложениях, текстах.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: проектор, экран, компьютер, раздаточный материал



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1. Орг. момент

(Эмоциональный настрой)


-Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
-Чтение стихотворения «Улыбка»
Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя по утру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно будет забот,

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

- Беседа о значении улыбки в жизни человека, о настроении.

-Вспомните ситуации, когда улыбка вас выручала, придавала силы, уверенность.

- Откройте рабочие тетради, запишите дату (десятое апреля), классная работа.

-В одном предложении выражение: «Улыбка - что это?»

- Проверка получившихся предложений

- Словесная оценка работ учащихся

-Приветствие учителя, проверка готовности рабочих мест к уроку.
-Прослушивание стихотворения «Улыбка».

- Ответы учащихся


- Учащиеся записывают, получившиеся предложения
- Учащиеся зачитывают, получившиеся предложения



1-2 мин.

5 мин.

2. Актуализация знаний --- создание проблемной ситуации

- На слайде записаны части речи, вам предлагается разбить слова на группы (группы не озвучиваются).
Чтобы, зато, из-под, ввиду, пусть, около, через, разве, для, тоже, но, неужели, как будто, даже, вследствие.


Предлоги

Союзы

Частицы

Из-под

Ввиду

Около

Через

Для

Вследствие

Чтобы

Зато

Тоже

Но

Как будто

Пусть

Разве

Неужели

Даже



-Какие трудности возникли при заполнении таблицы?


- Учащиеся чертят в тетрадях таблицу и её заполняют словами со слайда.
-При заполнении таблицы учащиеся сталкиваются с незнанием к какой части речи относятся слова: пусть, разве, неужели, даже.

- Ответы учащихся. (Не знают к какой группе отнести слова: пусть, разве, неужели, даже)

7 мин.

3. Подведение к теме урока

-Чтобы узнать как называется эта часть речи, предлагаю выполнить задание. (Тема урока зашифрована в словах, которые вы запишите)
-К словам, записанным на слайде подберите антонимы и запишите их в столбик в тетрадь.
Родной –

Неряшливый –

Горький –

Светлый –

Ложный –

Разбитый –

Пассивный –
- Прочитайте получившееся слово по первым буквам по вертикали.
- Значит к какой части речи мы отнесем слова: пусть, разве, неужели, даже.
-Итак, как будет звучать тема нашего урока?

Словесная оценка работ учащихся
- Запишите её в тетрадь.




- Учащиеся записывают антонимы в тетрадь.

- чужой

- аккуратный

- сладкий

- тёмный

- истинный

- целый

- активный
- Получилось слово «Частица»

- Часть речи «Частица»


- «Частица как часть речи»


- Учащиеся записывают в тетрадь тему: «Частица как часть речи»


5-6 мин.

4. Целеполагание

- Какие задачи вы сегодня для себя поставите исходя из темы урока?


- Знать определение частицы

- Знать для чего служит частица

- Уметь отличать частицы от других частей речи

- Находить частицы в предложениях, текстах

-Уметь строить предложения с частицами.

3 мин.

5. Этап усвоения новых знаний

-Работа с предложениями на слайде (эти же предложения есть и на карточках)
- Сегодня к нам приедут артисты?
- Разве сегодня к нам приедут артисты?
- Чем схожи эти предложения? Чем они различаются?

- Работа с текстом диалога на слайде (этот же текст диалога есть и на карточках)

- Коля, посмотри, какая чудесная модель лунохода! Это Женя из нашего класса сделал.

- Я тоже такую сделал бы.

- А здесь смотри, что ребята придумали: проект подводного города.

- Я придумал бы ещё получше.

- Слушаю я тебя, Коля, и начинаю понимать, в чём разница между тобой и участниками этой выставки.

- В чем?

- В частице бы.
- О какой частице идет речь?

- А для чего служит эта частица?

- Итак, какое определение «частице как части речи» мы с вами можем дать?

-Давайте сравним данное определение с определением данным в учебнике, &62, стр. 167
- Составить схему, используя материал учебника на листах формата А4 (работа в парах)
-Сверить со слайдом.

- Словесная оценка работ учащихся


- Учащиеся внимательно читают предложения и отвечают на поставленные вопросы.
- В этих предложениях говорится об одном и том же, что к нам приедут артисты.
- Но говорится это с разным оттенком значения. Во втором предложении вносится дополнительный оттенок сомнение, неуверенность к слову «сегодня» при помощи использования частицы «разве»

- Речь в диалоге идет о частице БЫ.

- Для образования формы условного наклонения глагола.
- Частица – это служебная часть речи, которая вносит различные оттенки в предложения или служит для образования форм слова.
-Учащиеся работают с материалом учебника (стр. 167)

-Учащиеся в парах составляют схему на листах формата А4, используя материал учебника.



4-5 мин.

6. Физминутка

-Найди смайл






2 мин.

7. Этап применения новых знаний

- Задание на слайде: включите в предложения частицы из слов для справок. Запишите получившиеся предложения в тетрадь.
Ты нап..сал домашн..е соч..нение? (ли)
Вы научились находить и испр..влять грамматические ошибки? (разве)

Можно нап..сать хорошее соч..нение в один вечер? (неужели)
-Самопроверка со слайда.


- Словесная оценка работ учащихся


-Учащиеся записывают получившиеся предложения в тетрадь.

Написал ли ты домашнее сочинение?
Разве вы научились находить и исправлять грамматические ошибки?
Неужели можно написать хорошее сочинение в один вечер?
- Учащиеся сверяют свои работы со слайдом, выставляют на полях оценки.


5 мин.

8. Этап контроля и самоконтроля

-Задание на карточках: Вставьте в предложения, подходящие по смыслу частицы. Подчеркнуть слово, значение которого усиливает частица.

  1. Ты не веришь мне, а ещё другом называешься. Я очень занят, но помогу тебе, мы друзья. Ты сам хорошо учишься, а товарищ твой запустил ученье. Ему это не простительно, говорил о дружбе, а товарищу помочь отказался.

Слова для справок

То, даже, же, ведь.



-Сверьте получившиеся предложения со слайдом.

-Оцените свои работы.

Критерии оценивания:

0 – «5»

1 – «4»

2 – «3»

3 – «2»
- Словесная оценка работ учащихся

- Учащиеся вставляют в предложения, подходящие по смыслу частицы.




Даже ты не веришь мне, а ещё другом называешься. Я очень занят, но помогу тебе, ведь мы друзья. Ты сам-то хорошо учишься, а товарищ твой запустил ученье. Ему же это не простительно, говорил о дружбе, а товарищу помочь-то отказался.

-Учащиеся сверяют получившиеся предложения со слайдом (взаимопроверка).

-Оценивают работы своих товарищей.


5-6 мин.

9. Этап подведения итогов


-Давайте подведем итог нашего урока. О какой части речи вы сегодня для себя сделали новые открытия?

-Отвечают на вопрос.

1 мин.

10. Этап рефлексии

-Перед вами находятся оценочные листы, с помощью которых оцените свою работу на уроке, на основании которых я выставлю отметки в журнал.
Оценочный лист

Дата проведения урока:____________

Тема урока: ______________________

ФИ учащегося:____________________

Сегодня на уроке

Что нового Я узнал

Чему я научился

Что осталось для меня непонятным

Где мне пригодятся мои знания











За работу на уроке я ставлю себе отметку _____, потому что __________________________________
- Спасибо за урок, желаю вам хорошего настроения и, чтобы улыбка всегда украшала ваши лица.



-Заполняют оценочные листы, в соответствии с поставленными на урок целями.

5 мин.

11. Этап информации о домашнем задании

- Выучить определение частицы
1. Сочинить сказку

«Жила-была частица…»
2. Написать сочинение-рассуждение «Важны ли частицы в нашей речи»
3. Выписать из художественных произведений 5 предложений с частицами.

- Учащиеся записываю одно задание на выбор.

1-2 мин.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока русского языка по теме: «Частица как часть речи» iconМетодическая разработка урока русского языка в 7 классе. Тема: «Частица...
Средства обучения: учебник, тексты для исследования, памятка «Частица как часть речи», толковый словарь, портрет И. С. Тургенева,...
Конспект урока русского языка по теме: «Частица как часть речи» iconКонспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Части речи»
Тема урока русского языка «Глагол как часть речи». Тип урока – открытие новых знаний
Конспект урока русского языка по теме: «Частица как часть речи» iconКонспект урока обобщение изученного по теме «Причастие как часть...
Причастие как часть речи”; продолжить работу по нахождению причастий в речи, контроль сформированности орфографических и пунктуационных...
Конспект урока русского языка по теме: «Частица как часть речи» iconУрок русского языка в 6 классе. Тема: Обобщающее повторение. Местоимение как часть речи
План-конспект урока с использованием групповых форм работы по окружающему миру в 3 классе
Конспект урока русского языка по теме: «Частица как часть речи» iconКонспект урока русского языка по теме
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Конспект урока русского языка по теме: «Частица как часть речи» iconУрок русского языка "Отличие причастий от отглагольных прилагательных....
Причастие как часть речи”; продолжить работу по нахождению причастий в речи, контроль сформированности орфографических и пунктуационных...
Конспект урока русского языка по теме: «Частица как часть речи» iconПлан-конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Правописание...
Научить грамотно решать орфографические задачи, связанные с употреблением о-ё после шипящих в словах разных частей речи
Конспект урока русского языка по теме: «Частица как часть речи» iconЗадачи изучения курса «Культура речи и Деловое общение» в вузе. Связь...
Роль русского языка в современном мире. Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального...
Конспект урока русского языка по теме: «Частица как часть речи» iconКонспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме: «Части речи»
Содействовать воспитанию навыков работы в паре, уважения друг к другу, любознательности
Конспект урока русского языка по теме: «Частица как часть речи» iconУрок русского языка в 5 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи»
Здравствуйте, ребята! Чтобы лучше нам настроиться на урок, я прочитаю вам такое стихотворение
Конспект урока русского языка по теме: «Частица как часть речи» iconПлан-конспект урока английского языка
Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи
Конспект урока русского языка по теме: «Частица как часть речи» iconУрок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку...
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Конспект урока русского языка по теме: «Частица как часть речи» iconКонспект открытого урока путешествия по русскому языку по теме: «Тайны...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №60» города Барнаула
Конспект урока русского языка по теме: «Частица как часть речи» iconУрок русского языка, 6 класс. Тема урока: «безличные глаголы»
Здравствуйте, ребята! Мы знаем о глаголе уже немало, однако не все. Глагол – это самая сложная по составу форм часть речи русского...
Конспект урока русского языка по теме: «Частица как часть речи» iconТема учебного занятия: Частица как часть речи. Разряды частиц
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №60» города Барнаула
Конспект урока русского языка по теме: «Частица как часть речи» iconКонспект урока русского языка в 6 классе по теме «не и ни в отрицательных местоимениях»
Автор: Воскобойник Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №5, г. Саров Нижегородской области


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск