Скачать 116.18 Kb.
|
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» Автор: Акентьева О.В. Цели урока:
Ход урока: Здравствуйте, ребята! Чтобы лучше нам настроиться на урок, я прочитаю вам такое стихотворение: Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу, Улыбки подарим гостям! К уроку готовы! Тогда - за работу! Удачи желаю я Вам!
Мама, покупая материал Кате на платье, обратилась к продавцу: «Мне вон ту ткань, пожалуйста» - Понял продавец маму? Почему? (Нет, т.к. не названы признаки понравившейся ткани) - А как бы вы задали вопрос продавцу? … - Действительно, продавец задал вопрос: «Какую?» -Красную, в белую полосочку, - пояснила покупательница. - Итак, чтобы узнать предмет, точно его охарактеризовать, потребуются слова какой части речи? (прилагательные) 2. Формулирование темы цели урока - Значит какая тема нашего урока? ( Имя прилагательное) (СЛАЙД 1) - А что вы уже знаете об имени прилагательном? (СЛАЙД 2) - С чего нам нужно начать изучение данной темы? (1. Общее значение, 2. Морфологические признаки, 3. Синтаксическая роль) – на карточках - Это и будут этапы нашего урока. Только в каком порядке мы будем по ним работать? Эти этапы я прикреплю над деревьями результатов. - А зачем нам это нужно знать? ( употреблять их, чтобы речь была красивая, точная,..) По опорным фразам сформулируйте цель урока. Опорные фразы: (СЛАЙД 3)
2. Учиться .…… ..….. речи ( использовать прилагательные в устной и письменной речи) - Откройте тетради и подпишите число, классная работа. - А какую тему мы запишем в тетради? 3.Актуализация знаний учащихся Прежде чем повторим изученное об имени прилагательном, я приглашаю Вас на экзамен, на котором мальчик по имени Митрофан демонстрирует свои знания об имени прилагательном. Этот отрывок я взяла из комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». Это произведение было написано в 18 веке, поэтому вы не удивляйтесь, что произношение некоторых слов отличается от современного языка. А вот и наши герои. (СЛАЙД 4) (разыграть- прочитать по ролям) карточка № 1 Правдин (учитель). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан. Дверь, котора дверь? Правдин. …Вот эта. Митрофан. Эта? Прилагательна. Правдин. Почему же? Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя стоит не навешена; так та покамест существительна. Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку? Митрофан. И ведомо. - Правильно ли ответил Митрофан, что такое имя прилагательное? (Нет) - Что не знает Митрофан? Помогите ему. (не знает что обозначает и на какие вопросы отвечает) - Если вы внимательно слушали сценку из комедии Фонвизина «Недоросль», то в нелепом ответе Митрофана уловили долю истины. Найдите в реплике Митрофана главное слово, которое относится к имени прилагательному. (прилагается, приложена) Правильно, молодцы! - К словам какой части речи прилагается прилагательное? - Почему к именам существительным? (существительное обозначает предмет, а прилагательное - признак предмета) - На какие вопросы отвечает прилагательное? Действительно, прилагательные неотделимы от существительных и следуют за ними «как нитка за иголкой». 4.Тренировачные упражнения Упражнение 1 Отгадайте, о каком животном идёт речь в тексте Г. Скребицкого? (карточка № 2) – читаю я Как он был хорош на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки. (о лосе) - Какие слова помогли вам узнать лося, хотя в тексте ни разу о нём не упомянуто? (длинная горбоносая морда, тяжёлый, грузный, ноги высокие, стройные, тёмно-бурый). - Возникло у кого-нибудь предположение, что это олень? Олень – красивое, стройное животное, с высокими ветвистыми рогами. Лось – огромное животное, с широкими, развесистыми рогами. - Сделаем вывод: для чего же служат прилагательные? (чтобы обозначать различные признаки предмета, характеризовать предмет с разных сторон, выделить из ряда подобных, заключают в себе авторскую оценку) (Показать картинки)- (СЛАЙД 5) (карточка № 3) - Выпишите из текста только прилагательные, которые характеризуют лося:
- Теперь поменяйтесь тетрадью с соседом и сверьтесь со слайдом. (СЛАЙД 6) Поставьте оценку однокласснику: все верно – 5
3 и более - 3 - А теперь возьмите разноцветные листочки, которые лежат у вас на столе и повесьте на 1 дерево, которое прикреплено к доске зеленый листочек – если вы выполнили все правильно, вам было не сложно желтый – если вы сомневались красный – если вы считаете, что над этим вам нужно еще поработать - Подумали, тогда сначала идет вешать 1 ряд, затем 2 и за ним 3. - Выполнили мы первую задачу? Вспомнили общее значение прилагательных? ( Да) под деревом поставить плюс - На какой этап мы с вами переходим? (2) Неслучайно прилагательные говорят о себе так: С существительными подчас Не жизнь, а просто скука. Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука. Но если нас к ним приложить, Им веселее станет жить. Упражнение 2 карточка № 4 Откройте учебник, прочитайте задание к упражнению № 566 и подумайте, что нам поможет выяснить это задание? (как описан гриб, как поставить вопрос и определить род, число и падеж у прилагательного) Вставьте пропущенные слова в текст. Что у вас получилось? - А теперь спишите в тетрадь текст и определите у прилагательных род, число и падеж. - Проверим, что у вас получилось. - А теперь возьмите разноцветные листочки, которые лежат у вас на столе и повесьте на 2 дерево, которое прикреплено к доске зеленый листочек – если вы выполнили все правильно, вам было не сложно желтый – если вы сомневались красный – если вы считаете, что над этим вам нужно еще поработать - Подумали, тогда сначала идет вешать 1 ряд, затем 2 и за ним 3. - Ребята, выполнили мы вторую задачу? - Теперь переходим к 3 этапу. О чем пойдет речь дальше у нас на уроке? Упражнение 3 Начался урок со сценки в магазине, а теперь предложу сценку из школьной жизни. Вова Смирнов не слушал учительницу, которая объясняла тему имя прилагательное. И когда Полина Ивановна попросила вставить вместо пропущенных слов имена прилагательные с надеждой посмотрел на соседа Ваську. Васька написал прилагательные на листке и бросил Смирнову. Вот что у него получилось: Пришла косолапая зима. Одела деревья серебром, завалила неумытыми сугробами, леса покрыла ранними узорами. Махнула гостья квадратным крылом и посыпались на землю вчерашние снежинки. Почему вы заулыбались? Вставьте в текст нужные имена прилагательные. Карточка 4 - Зачитайте, получившиеся у вас рассказы. - А вот такой рассказ получился у меня: СЛАЙД 7 Пришла снежная зима. Одела деревья серебром, завалила глубокими сугробами, леса покрыла дивными узорами. Махнула гостья ажурным крылом и посыпались на землю пушистые снежинки. - Ребята, а зачем нужны прилагательные? (чтобы речь была красИвее, точнее, …) Физкультминутка - Все встали. Вспомните, как подчеркиваются члены предложения. Подумайте и покажите, как подчеркивается – подлежащее - сказуемое - дополнение - определение - обстоятельство - А теперь прочитайте предложение: В Тотьму пришла долгожданная весна. (На доске) - Сейчас я буду показывать слова, а вы – какой это член предложения….. -Давайте подчеркнем прилагательные, как члены предложения и посмотрим какими членами они являются ? – ( Сначала самостоятельно) (определение, сказуемое) - Выполнили мы 3 задачу? - Теперь снова возьмите разноцветные листочки, которые лежат у вас на столе и повесьте на 3 дерево, которое прикреплено к доске зеленый листочек – если вы выполнили все правильно, вам было не сложно желтый – если вы сомневались красный – если вы считаете, что над этим вам нужно еще поработать - Подумали, тогда сначала идет вешать 1 ряд, затем 2 и за ним 3. 5. Рефлексия. - Следующее задание вы выполните по группам, на которые вы разобьетесь сами, но сначала подумайте, т.к. задание каждой группе будет свое. Итак, сначала послушайте задание: СЛАЙД 8 1 группа - найти прилагательные и подчеркнуть их как члены предложения - Что мы здесь будем отрабатывать? (синтаксис) 2 группа - найти прилагательные и определить у них род, число и падеж - На что направлено это задание? (морфологию) 3 группа - найти прилагательные, подчеркнуть их как члены предложения и определить у них род, число и падеж. - Над чем будет работать следующая группа? (над тем и другим) - Прежде чем разделиться, подумайте, что у вас лучше получается. Какое задание вам понятнее. Объединяемся. - Там одно слово выделено, его вы не рассматриваете, с такими словами вы будете работать в старших классах. СЛАЙД 9 - После завершения работы мы выслушаем от каждой группы по одному человеку. Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам, А вода по асфальту рекой. И не ясно прохожим в этот день непогожий, Почему я веселый такой? Осенью в дождливый, серый день Проскакал по городу олень, Он летел по гулкой мостовой, Рыжим лесом, пущенной стрелой. - А теперь давайте проверим. Выступает 1(2, 3) группа. - Как класс оценивает выступление 1 (2, 3) группы. Покажите на пальчиках. Почему? - Почему слова “прохожим”, “мостовой” не являются именами прилагательными? (они отвечают на вопросы кому? чему?) - Как вы определяли число и род имен прилагательных? (по вопросу, по существительному, по окончанию). - Теперь обсудите в группе вопросы на другой стороне листа. - Все ли принимали участие в выполнении задания? - Сложно ли было выполнить это задание? - Прислушивались ли к твоему мнению в группе? - А прислушивался ли ты к мнению других? - Что вы хотите пожелать ребятам для успешного выполнения заданий в группе? 6. Д\З : Оформить памятку прилагательного: (она на листах с карточками сзади) -На какие вопросы отвечает прилагательное? -Что обозначает прилагательное? -Как изменяются прилагательные? -С какой частью речи согласуется прилагательное? -Какова синтаксическая роль прилагательного? (Вопросы выдать каждому ) 7. Итог урока. СЛАЙД 10 - А теперь посмотрите на слайд, прочитайте и оцените свою работу. (3-4 человека) 1.На уроке я работал … 2.Своей работой на уроке я … 3.Урок для меня показался … 4.За урок я … 5.Мое настроение … 6.Материал урока мне был … 7. Из одноклассников на уроке хорошо работали … - А я бы хотела тоже отметить работу некоторых ребят… Подберите по 1 прилагательному, выражающему ваше впечатление от урока. (передавая колокольчик)- вставая у своего места - На этом наш урок подошел к концу. Я думаю, что на уроке вам не было скучно, вы все вспомнили, что такое имя прилагательное и готовы к новым открытиям. - А теперь посмотрите на наши деревья. Каких листьев на них больше? - Пусть и дальше вам на дорогах по стране Знаний всегда горит зеленый свет, желтого будет совсем немного, а красный пусть не встречается. Спасибо всем за урок. До свидания. Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам, А вода по асфальту рекой. И не ясно прохожим в этот день непогожий, Почему я веселый такой? Осенью в дождливый, серый день Проскакал по городу олень, Он летел по гулкой мостовой, Рыжим лесом, пущенной стрелой. Карточка № 1 Правдин (учитель). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан. Дверь, котора дверь? Правдин. …Вот эта. Митрофан. Эта? Прилагательна. Правдин. Почему же? Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя стоит не навешена; так та покамест существительна. Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку? Митрофан. И ведомо. Карточка № 2 Как он был хорош на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки. Карточка №3 - Выпишите из текста только прилагательные, которые характеризуют лося:
Карточка № 4 Пришла … зима. Одела деревья серебром, завалила … сугробами, леса покрыла … узорами. Махнула гостья … крылом и посыпались на землю … снежинки. |
Урок русского языка в 6-м классе. "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное" Цели урока: закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи | Тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе В планировании уроков русского языка в 7 классе предусматривается изучение таких самостоятельных частей речи, как имя существительное,... | ||
Тема «Имя прилагательное как часть речи» Орфографическая минутка: Предложение, расположить, прилагать, располагать, приложение, предположительно, прилагательное | Урок русского языка по теме: «Имя прилагательное» Автор-составитель: Реш Ольга Вильгельмовна, учитель русского языка и литературы моу «Большегривская сош» Нововаршавского муниципального... | ||
Урок русского языка. Умк «Гармония». 3 класс. Тема: Сравниваем части... Цель урока: создать условия для усвоения грамотного написания окончаний имён прилагательных | Урока русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное н и нн... «Имя прилагательное н и нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных» | ||
Русского языка» помогает учащимся развить навыки правильной речи,... Как употреблять формы глагола правильно? Что такое паронимы? Суть речевой ошибки – Плеоназм? Имя существительное и его место в речи?... | Урок русского языка в 4-ом классе. Тема: Склонение имен прилагательных Познакомить детей со склонениями имен прилагательных. Повысить уровень знаний детей по теме «Имя прилагательное» | ||
Урок русского языка во 2 классе на тему «Имя прилагательное» Из опыта работы учительницы начальных классов сош №2 г. Неи Храмцовой Натальи Борисовны | Урок систематизации знаний в форме деловой игры по теме «Имя прилагательное» Автор: Канюкова Е. Н., учитель русского языка, обществознания, права маоу «сош №100» | ||
Имя прилагательное как часть речи Обучающая: систематизация полученных сведений в начальной школе о прилагательном | Урок русского языка в 6 классе. Тема: Обобщающее повторение. Местоимение как часть речи План-конспект урока с использованием групповых форм работы по окружающему миру в 3 классе | ||
Урок по интегрированному курсу «Мир родного языка» в 3 классе по... «литературное чтение» позволяют учащимся увидеть русскую речь как единое целое, а не разрозненные учебные предметы, использовать... | Урок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку... Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка | ||
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Части речи» Тема урока русского языка «Глагол как часть речи». Тип урока – открытие новых знаний | Урок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок... Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории |