Урок русского языка в 5 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи»





Скачать 116.18 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 5 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи»
Дата публикации28.07.2014
Размер116.18 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Урок русского языка в 5 классе по теме:

«Имя прилагательное как часть речи»

Автор: Акентьева О.В.

Цели урока:

  1. образовательная: повторить изученное о имени прилагательном как части речи;

  2. развивающая: развивать мыслительные способности учащихся при выполнении логических операций распознания имён прилагательных в тексте;

  3. воспитательная: привить любовь к языку через выразительные возможности прилагательных, использовать прилагательные в устной и письменной речи.


Ход урока:

Здравствуйте, ребята! Чтобы лучше нам настроиться на урок, я прочитаю вам такое стихотворение:

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы! Тогда - за работу!

Удачи желаю я Вам!


  1. Однажды в магазине произошел такой случай:

Мама, покупая материал Кате на платье, обратилась к продавцу: «Мне вон ту ткань, пожалуйста»

- Понял продавец маму? Почему? (Нет, т.к. не названы признаки понравившейся ткани)

- А как бы вы задали вопрос продавцу? …

- Действительно, продавец задал вопрос: «Какую?»

-Красную, в белую полосочку, - пояснила покупательница.

- Итак, чтобы узнать предмет, точно его охарактеризовать, потребуются слова какой части речи? (прилагательные)
2. Формулирование темы цели урока

- Значит какая тема нашего урока? ( Имя прилагательное) (СЛАЙД 1)

- А что вы уже знаете об имени прилагательном? (СЛАЙД 2)
- С чего нам нужно начать изучение данной темы? (1. Общее значение, 2. Морфологические признаки, 3. Синтаксическая роль) на карточках

- Это и будут этапы нашего урока. Только в каком порядке мы будем по ним работать?

Эти этапы я прикреплю над деревьями результатов.

- А зачем нам это нужно знать? ( употреблять их, чтобы речь была красивая, точная,..)

По опорным фразам сформулируйте цель урока.

Опорные фразы: (СЛАЙД 3)


  1. Повторить изученное об… ( имени прилагательном)

2. Учиться .…… ..….. речи ( использовать прилагательные в устной и письменной речи)

- Откройте тетради и подпишите число, классная работа.

- А какую тему мы запишем в тетради?
3.Актуализация знаний учащихся

Прежде чем повторим изученное об имени прилагательном, я приглашаю Вас на экзамен, на котором мальчик по имени Митрофан демонстрирует свои знания об имени прилагательном. Этот отрывок я взяла из комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». Это произведение было написано в 18 веке, поэтому вы не удивляйтесь, что произношение некоторых слов отличается от современного языка. А вот и наши герои. (СЛАЙД 4)

(разыграть- прочитать по ролям) карточка № 1

Правдин (учитель). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. …Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту.

Вон у чулана шеста неделя стоит не навешена;

так та покамест существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак

прилагательное, потому что оно прилагается

к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.
- Правильно ли ответил Митрофан, что такое имя прилагательное? (Нет)

- Что не знает Митрофан? Помогите ему. (не знает что обозначает и на какие вопросы отвечает)

- Если вы внимательно слушали сценку из комедии Фонвизина «Недоросль», то в нелепом ответе Митрофана уловили долю истины. Найдите в реплике Митрофана главное слово, которое относится к имени прилагательному. (прилагается, приложена) Правильно, молодцы!

- К словам какой части речи прилагается прилагательное?

- Почему к именам существительным? (существительное обозначает предмет, а прилагательное - признак предмета)

- На какие вопросы отвечает прилагательное?
Действительно, прилагательные неотделимы от существительных и следуют за ними «как нитка за иголкой».
4.Тренировачные упражнения

Упражнение 1

Отгадайте, о каком животном идёт речь в тексте Г. Скребицкого?

(карточка № 2) – читаю я
Как он был хорош на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки. (о лосе)
- Какие слова помогли вам узнать лося, хотя в тексте ни разу о нём не упомянуто? (длинная горбоносая морда, тяжёлый, грузный, ноги высокие, стройные, тёмно-бурый).

- Возникло у кого-нибудь предположение, что это олень?

Олень – красивое, стройное животное, с высокими ветвистыми рогами.

Лось – огромное животное, с широкими, развесистыми рогами.
- Сделаем вывод: для чего же служат прилагательные? (чтобы обозначать различные признаки предмета, характеризовать предмет с разных сторон, выделить из ряда подобных, заключают в себе авторскую оценку)

(Показать картинки)- (СЛАЙД 5)
(карточка № 3)

- Выпишите из текста только прилагательные, которые характеризуют лося:

  • По цвету: тёмно-бурый, белые

  • Форме: горбоносая морда, стройные, вывороченные

  • Размеру, росту: длинная, огромная, высокие

  • Весу: тяжёлый, грузный

  • Авторской оценке (отношение автора): своеобразный, хорош.



- Теперь поменяйтесь тетрадью с соседом и сверьтесь со слайдом. (СЛАЙД 6)

Поставьте оценку однокласснику: все верно – 5

  1. 2 ошибки -4

3 и более - 3
- А теперь возьмите разноцветные листочки, которые лежат у вас на столе и повесьте на 1 дерево, которое прикреплено к доске

зеленый листочек – если вы выполнили все правильно, вам было не сложно

желтый – если вы сомневались

красный – если вы считаете, что над этим вам нужно еще поработать
- Подумали, тогда сначала идет вешать 1 ряд, затем 2 и за ним 3.

- Выполнили мы первую задачу? Вспомнили общее значение прилагательных? ( Да) под деревом поставить плюс

- На какой этап мы с вами переходим? (2)

Неслучайно прилагательные говорят о себе так:

С существительными подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.
Упражнение 2 карточка № 4

Откройте учебник, прочитайте задание к упражнению № 566 и подумайте, что нам поможет выяснить это задание? (как описан гриб, как поставить вопрос и определить род, число и падеж у прилагательного)

Вставьте пропущенные слова в текст. Что у вас получилось?

- А теперь спишите в тетрадь текст и определите у прилагательных род, число и падеж.

- Проверим, что у вас получилось.
- А теперь возьмите разноцветные листочки, которые лежат у вас на столе и повесьте на 2 дерево, которое прикреплено к доске

зеленый листочек – если вы выполнили все правильно, вам было не сложно

желтый – если вы сомневались

красный – если вы считаете, что над этим вам нужно еще поработать
- Подумали, тогда сначала идет вешать 1 ряд, затем 2 и за ним 3.

- Ребята, выполнили мы вторую задачу?

- Теперь переходим к 3 этапу. О чем пойдет речь дальше у нас на уроке?
Упражнение 3

Начался урок со сценки в магазине, а теперь предложу сценку из школьной жизни.

Вова Смирнов не слушал учительницу, которая объясняла тему имя прилагательное. И когда Полина Ивановна попросила вставить вместо пропущенных слов имена прилагательные с надеждой посмотрел на соседа Ваську. Васька написал прилагательные на листке и бросил Смирнову. Вот что у него получилось:

Пришла косолапая зима. Одела деревья серебром, завалила неумытыми сугробами, леса покрыла ранними узорами. Махнула гостья квадратным крылом и посыпались на землю вчерашние снежинки.

Почему вы заулыбались?

Вставьте в текст нужные имена прилагательные. Карточка 4

- Зачитайте, получившиеся у вас рассказы.
- А вот такой рассказ получился у меня: СЛАЙД 7

Пришла снежная зима. Одела деревья серебром, завалила глубокими сугробами, леса покрыла дивными узорами. Махнула гостья ажурным крылом и посыпались на землю пушистые снежинки.

- Ребята, а зачем нужны прилагательные? (чтобы речь была красИвее, точнее, …)

Физкультминутка

- Все встали. Вспомните, как подчеркиваются члены предложения. Подумайте и покажите, как подчеркивается – подлежащее

- сказуемое

- дополнение

- определение

- обстоятельство

- А теперь прочитайте предложение:

В Тотьму пришла долгожданная весна. (На доске)
- Сейчас я буду показывать слова, а вы – какой это член предложения…..
-Давайте подчеркнем прилагательные, как члены предложения и посмотрим какими членами они являются ? – ( Сначала самостоятельно) (определение, сказуемое)

- Выполнили мы 3 задачу?
- Теперь снова возьмите разноцветные листочки, которые лежат у вас на столе и повесьте на 3 дерево, которое прикреплено к доске

зеленый листочек – если вы выполнили все правильно, вам было не сложно

желтый – если вы сомневались

красный – если вы считаете, что над этим вам нужно еще поработать
- Подумали, тогда сначала идет вешать 1 ряд, затем 2 и за ним 3.
5. Рефлексия.

- Следующее задание вы выполните по группам, на которые вы разобьетесь сами, но сначала подумайте, т.к. задание каждой группе будет свое. Итак, сначала послушайте задание: СЛАЙД 8

1 группа - найти прилагательные и подчеркнуть их как члены предложения

- Что мы здесь будем отрабатывать? (синтаксис)
2 группа - найти прилагательные и определить у них род, число и падеж

- На что направлено это задание? (морфологию)
3 группа - найти прилагательные, подчеркнуть их как члены предложения и определить у них род, число и падеж.

- Над чем будет работать следующая группа? (над тем и другим)
- Прежде чем разделиться, подумайте, что у вас лучше получается. Какое задание вам понятнее. Объединяемся.

- Там одно слово выделено, его вы не рассматриваете, с такими словами вы будете работать в старших классах. СЛАЙД 9
- После завершения работы мы выслушаем от каждой группы по одному человеку.

Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам,

А вода по асфальту рекой.

И не ясно прохожим в этот день непогожий,

Почему я веселый такой?

Осенью в дождливый, серый день

Проскакал по городу олень,

Он летел по гулкой мостовой,

Рыжим лесом, пущенной стрелой.
- А теперь давайте проверим. Выступает 1(2, 3) группа.

- Как класс оценивает выступление 1 (2, 3) группы. Покажите на пальчиках. Почему?
- Почему слова “прохожим”, “мостовой” не являются именами прилагательными? (они отвечают на вопросы кому? чему?)
- Как вы определяли число и род имен прилагательных? (по вопросу, по существительному, по окончанию).
- Теперь обсудите в группе вопросы на другой стороне листа.
- Все ли принимали участие в выполнении задания?

- Сложно ли было выполнить это задание?

- Прислушивались ли к твоему мнению в группе?

- А прислушивался ли ты к мнению других?

- Что вы хотите пожелать ребятам для успешного выполнения заданий в группе?
6. Д\З : Оформить памятку прилагательного: (она на листах с карточками сзади)

-На какие вопросы отвечает прилагательное?

-Что обозначает прилагательное?

-Как изменяются прилагательные?

-С какой частью речи согласуется прилагательное?

-Какова синтаксическая роль прилагательного?

(Вопросы выдать каждому )
7. Итог урока. СЛАЙД 10

- А теперь посмотрите на слайд, прочитайте и оцените свою работу. (3-4 человека)

1.На уроке я работал …

2.Своей работой на уроке я …

3.Урок для меня показался …

4.За урок я …

5.Мое настроение …

6.Материал урока мне был …

7. Из одноклассников на уроке хорошо работали …

- А я бы хотела тоже отметить работу некоторых ребят…

Подберите по 1 прилагательному, выражающему ваше впечатление от урока. (передавая колокольчик)- вставая у своего места
- На этом наш урок подошел к концу. Я думаю, что на уроке вам не было скучно, вы все вспомнили, что такое имя прилагательное и готовы к новым открытиям.

- А теперь посмотрите на наши деревья. Каких листьев на них больше?

- Пусть и дальше вам на дорогах по стране Знаний всегда горит зеленый свет, желтого будет совсем немного, а красный пусть не встречается.

Спасибо всем за урок. До свидания.


Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам,

А вода по асфальту рекой.

И не ясно прохожим в этот день непогожий,

Почему я веселый такой?

Осенью в дождливый, серый день

Проскакал по городу олень,

Он летел по гулкой мостовой,

Рыжим лесом, пущенной стрелой.


Карточка № 1
Правдин (учитель). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. …Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту.

Вон у чулана шеста неделя стоит не навешена;

так та покамест существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак

прилагательное, потому что оно прилагается

к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.

Карточка № 2
Как он был хорош на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки.

Карточка №3
- Выпишите из текста только прилагательные, которые характеризуют лося:

  • По цвету:




  • Форме:




  • Размеру, росту:




  • Весу:




  • Авторской оценке (отношение автора):


Карточка № 4
Пришла … зима. Одела деревья серебром, завалила … сугробами, леса покрыла … узорами. Махнула гостья … крылом и посыпались на землю … снежинки.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» iconУрок русского языка в 6-м классе. "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное"
Цели урока: закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» iconТематическое планирование уроков русского языка в 6 классе
В планировании уроков русского языка в 7 классе предусматривается изучение таких самостоятельных частей речи, как имя существительное,...
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» iconТема «Имя прилагательное как часть речи»
Орфографическая минутка: Предложение, расположить, прилагать, располагать, приложение, предположительно, прилагательное
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» iconУрок русского языка по теме: «Имя прилагательное»
Автор-составитель: Реш Ольга Вильгельмовна, учитель русского языка и литературы моу «Большегривская сош» Нововаршавского муниципального...
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» iconУрок русского языка. Умк «Гармония». 3 класс. Тема: Сравниваем части...
Цель урока: создать условия для усвоения грамотного написания окончаний имён прилагательных
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» iconУрока русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное н и нн...
«Имя прилагательное н и нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» iconРусского языка» помогает учащимся развить навыки правильной речи,...
Как употреблять формы глагола правильно? Что такое паронимы? Суть речевой ошибки – Плеоназм? Имя существительное и его место в речи?...
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» iconУрок русского языка в 4-ом классе. Тема: Склонение имен прилагательных
Познакомить детей со склонениями имен прилагательных. Повысить уровень знаний детей по теме «Имя прилагательное»
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» iconУрок русского языка во 2 классе на тему «Имя прилагательное»
Из опыта работы учительницы начальных классов сош №2 г. Неи Храмцовой Натальи Борисовны
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» iconУрок систематизации знаний в форме деловой игры по теме «Имя прилагательное»
Автор: Канюкова Е. Н., учитель русского языка, обществознания, права маоу «сош №100»
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» iconИмя прилагательное как часть речи
Обучающая: систематизация полученных сведений в начальной школе о прилагательном
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» iconУрок русского языка в 6 классе. Тема: Обобщающее повторение. Местоимение как часть речи
План-конспект урока с использованием групповых форм работы по окружающему миру в 3 классе
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» iconУрок по интегрированному курсу «Мир родного языка» в 3 классе по...
«литературное чтение» позволяют учащимся увидеть русскую речь как единое целое, а не разрозненные учебные предметы, использовать...
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» iconУрок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку...
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» iconКонспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Части речи»
Тема урока русского языка «Глагол как часть речи». Тип урока – открытие новых знаний
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск