Протокол № 2007 г. Программа «вместе весело шагать…»





НазваниеПротокол № 2007 г. Программа «вместе весело шагать…»
страница1/7
Дата публикации20.10.2013
Размер0.96 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
  1   2   3   4   5   6   7
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 50 «Космонавт»

СОГЛАСОВАНО

Заведующий МДОУ № 50

_______ Загрядская И.В.

УТВЕРЖДАЮ

На педагогическом совете

Протокол № ____________

«________»________2007 г.

ПРОГРАММА

«ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ…»

Тренинг с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими личностные особенности (застенчивые, нерешительные, неуверенные в себе).

(Срок реализации программы – 2 года, дети 5-7 лет.)

Автор:

Лебедева Наталья Борисовна

педагог-психолог

Северск – 2007

Пояснительная записка

Введение

Возрастные особенности дошкольников, обусловленные пока ещё ограниченными возможностями в осознании и вербализации межличностных отношений, ставят психологов перед необходимостью использования различных методов и коррекционно-развивающих задач.

Это позволяет обратить серьёзное внимание на окружающую ребёнка среду, то, как она преломляется в его сознании, как он сам оценивает своё место в этой среде.

Известно, что в ходе взаимодействия с окружающими людьми происходит социализация ребёнка, усвоение им определённой системы ценностей, норм общечеловеческой культуры.

Кроме того, общение выполняет важнейшую роль в возникновении и развитии самосознания и самооценки.

В процессе общения ребёнок получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности.

Гармоничное развитие личности ребёнка, успешность во взрослой жизни возможны при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия ребёнка.

Психическое здоровье – фундамент духовного развития. В последнее время отмечается рост пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков. Доказано, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.

Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствует проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребёнка, повышают уровень тревожности, нерешительности, замкнутости и неуверенности в себе, что приводит к невротизации. Все эти личностные особенности детей обусловлены склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребёнку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии.

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть – развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

По определению известного психолога Р.С.Немова коммуникативные способности – это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность.

Составитель словаря «Педагогическое речеведение» А.А.Князьков, ссылаясь на психолога А.Н.Леонтьева, даёт более ёмкое определение коммуникативных способностей. У него, коммуникативные способности (коммуникативный потенциал) – понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими. Из определения следует, что коммуникативные способности обладают сложной, уровневой структурой.

По мнению педагога Е.Юдиной, взрослый, который обладает высокой компетентностью в общении, - наиболее вероятный образец для ребёнка. При этом не просто образец для подражания. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребёнок принимает их как естественные и строит их на основе своего собственного стиля общения. Важна и социально-психологическая атмосфера детского коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития дошкольника: порождать чувство психологической защищённости, удовлетворять потребность ребёнка в эмоциональном контакте, быть значимым для других людей.

По мнению Л.С.Выготского, положительный психологический и педагогический потенциал детского коллектива не может сложиться сам, стихийно. Нужна «окружающая ребёнка атмосфера» социальной мысли, внешнее педагогическое влияние.

Если ребёнка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способным к личностному росту. Это основное положение психолого-педагогического сопровождения, в котором взрослый как хороший садовник: он не пытается педагогического сопровождения, в котором взрослый как хороший садовник: он не пытается вырастить из астры розу, а создаёт для каждого растения оптимальные условия для развития.

Актуальность

Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые – ребёнок может уйти в себя и замкнуться. Всем педагогам приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как, застенчивость, замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми.

По мнению психолога Л.И.Катаевой, застенчивость – сложное состояние, и оно может оказать самые разнообразные воздействия – от ощущения лёгкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжёлых неврозов.

Застенчивость, нерешительность и неуверенность в себе свойственна многим детям и взрослым. Наверное, её можно назвать наиболее распространённой причиной, осложняющей общение.

Последствия этих личностных особенностей могут быть удручающими:

  • отказ от встреч с новыми людьми, ограничение круга друзей и знакомых;

  • невозможность выразить своё мнение и отстоять свои права;

  • боязнь людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребёнка (или взрослого), какая-то эмоциональная угроза, и т.д.

На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоцию страха, которая возникает в определённый момент при взаимодействии ребёнка с другими людьми и впоследствии закрепляется.

Помочь малышу преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – задача и психолога, и воспитателей, и родителей. Она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого, нерешительного и неуверенного в себе ребёнка уже складывается определённый стиль поведения, он начинает замечать имеющийся «недостаток». Осознание своих особенностей характера не только не помогает, а наоборот мешает их преодолеть. Фиксации внимания на таком поведении вызывает ещё большую скованность, усиливает неуверенность и страх перед общением. Для того, чтобы помочь ребёнку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять причины. Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми.

По мнению современных психологов Н.В.Клюевой и Ю.В.Филипповой, неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания негативно влияют на психику ребёнка.

Существуют и более сложные причины – психофизиологические особенности ребёнка (определённая незрелость или минимальные поражения нервной системы вследствие неблагополучного протекания беременности матери или родов, что при правильном воспитании преодолевается к 7-8 годам).

Очень часто трудности в общении испытывают дети с общим недоразвитием речи. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, задета и эмоционально – личностная сфера: недостаточная сформированность диффренциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объём мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляции и тонкой моторики, - всё это снижает коммуникативные возможности детей. Дети осознают свой «дефект», и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать своё мнение, повышенная ранимость и неуверенность в себе. А ведь общение со сверстниками становится всё более привлекательным для старшего дошкольника, поскольку именно этот период сензитивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми.

Методологической основой программы являются труды авторитетных психологов и педагогов в области языкознания (теория коммуникативности – А.Н.Леонтьев, А.М.Шахнарович), психологии (теория общения – А.А.Боданев, Б.Ф.Ломов), психоаналитики (теория речи – А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн).

Над проблемой развития коммуникативных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста работают О.М.Казарцева, Т.А.Ладынежская, М.Р.Львов, А.Г.Арутаева, Л.М.Шипицина и др.

Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста рассматриваются нами с учётом исследований Н.В.Клюевой, Ю.В.Касаткиной, М.И.Лисиной, В.С.Мухиной.

Методики обследования самооценки у детей, уровня общительности педагогов, уровня родительского отношения, уровня межличностных отношений ребёнка с родителями представлены в литературе рядом авторов: В.Г.Щур, В.Ф.Ряховского, А.Я.Варги и В.В.Столина, Г.Т.Хоментаускаса.

Программа «Вместе весело шагать…» - это комплексные занятия, которые строятся в доступной и интересной для детей форме.

Цель программы: развитие социальных умений коммуникативной гибкости, создание чувства принадлежности к социуму, положительного эмоционального фона, умения понимать своё эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей, формирование «позитивного отношения к своему «Я», профилактика неврозов и невротических реакций, нарушений поведения, профилактика школьной дезадаптации.

Задачи программы:

  1. Преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.

  2. Развить язык жестов, мимики и пантомимики, понять, что кроме речевых существуют и другие средства общения.

  3. Познакомиться с эмоциями человека, осознать собственные эмоции и чувства, научиться распознавать эмоциональные реакции других людей и развивать умение адекватно выражать свои эмоции.

  4. Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; осознавать свою собственную уникальность; формировать способность выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра.

Принципы реализации программы

В коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы руководствуемся следующими принципами:

1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.

2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.

3. Принцип наглядности – демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.

5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста.

6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

Сроки реализации и возраст детей

Занятия рассчитаны на 2 года и проводятся с ноября по март месяцы включительно с детьми старшей и подготовительной групп. Октябрь, апрель – диагностика.

Ведущей формой работы являются тренинги.

Для работы с детьми, имеющими личностные особенности (застенчивые, нерешительные, неуверенные в себе) применяется цикл из 38 занятий (19 занятий в старшей группе, 19 занятий в подготовительной группе).

Продолжительность занятий 25-30 минут.

Занятия проводятся 1 раз в неделю с подгруппой детей, состоящей из 8-10 детей.

Рекомендации по проведению занятий

В нашем учреждении созданы все условия для проведения тренингов с детьми: занятия проводятся в специально оборудованном помещении, в котором все участники могут свободно располагаться и передвигаться. Во время занятий детям предлагается сидеть на мягких пуфах или на ковре в кругу, так как форма круга создаёт ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей.

В начале и в конце тренинга нами используется ритуальная игра для настроя детей. Почти каждое занятие завершается созданием ребятами какого-либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок – итог работы, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе тренинга.

Стиль ведения занятий должен быть эмоциональным и непринуждённым. К каждому ребёнку необходимо находить индивидуальный подход, и учитывать его личностные особенности. Специалист должен обладать профессиональными качествами, и в случае необходимости, всегда суметь выправить психологически неблагоприятную ситуацию. На занятиях регулярно используется музыкальное сопровождение танцевальной и релаксационной направленности, которое эффективно помогает снять мышечное и психоэмоциональное напряжение у воспитанников.

Оборудование

Для занятий по предлагаемой программе используются:

  • пуфики по количеству детей или мягкие диваны, столы;

  • массажные мячи и коврики;

  • релаксационные коврики.

Специальная атрибутика:

  • волшебный сундук;

  • шапка-невидимка;

  • ковёр-самолёт;

  • волшебная палочка;

  • камень-талисман;

  • добрый и злой стулья;

  • микрофон;

  • театральная ширма.

Дидактический материал:

  • альбомы для рисования;

  • фломастеры не менее 12 штук;

  • фотографии-иллюстрации с изображением детей с различными эмоциональными состояниями;

  • схемы-эмоции.

Техническое оснащение занятий:

  • телевизор;

  • видеомагнитофон;

  • музыкальный центр;

  • цифровой фотоаппарат;

  • система караоке.

Структура программы

Программа «Вместе весело шагать…» состоит из трёх разделов:

  1. «Я и эмоции»

Содержание этого раздела поможет понять взрослому эмоциональный мир ребёнка, лучше узнать его переживания в различных ситуациях; что его беспокоит и что радует.

Снять состояние эмоционального дискомфорта; сформировать у детей знания об эмоциональном мире человека и способах управления им.

  1. «Я+Я»

Содержание этого раздела поможет ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения. Понять, что он, как и другие уникален и неповторим; преодолеть эмоциональные проблемы; развить уверенность в себе.

  1. «Я и моё окружение»

Содержание этого раздела поможет детям развить коммуникативные навыки, избавиться от чувства одиночества, понять индивидуальные особенности других людей, сформировать внимательное и доброжелательное отношение друг к другу.

Задачи 1-го раздела:

Старшая группа

  • углубить знания детей о базовых эмоциях радости, удивления, страха, гнева, горя, интереса;

  • учить детей различать эмоции по их схематическим изображениям;

  • учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства мимики, пантомимики, интонации;

  • развить у детей эмпатию (способность к сопереживанию).

Подготовительная группа

  • закреплять полученные знания об эмоциях;

  • расширять представления детей об этих эмоциях, предлагая их сравнивать;

  • продолжать способствовать открытому проявлению эмоций различными социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).

Задачи 2-го раздела:

Старшая группа

  • способствовать осознанию ребёнком своего имени;

  • учить различать свои индивидуальные особенности (внешность, пол, походка);

  • формировать адекватную самооценку;

  • способствовать самопознанию ребёнка (обучение детей самонаблюдению, пониманию и принятию своих чувств);

  • помогать ребёнку поверить в свои силы;

  • гармонизировать потребность ребёнка в социальном признании.

Подготовительная группа

  • способствовать психическому и личностному росту детей;

  • продолжать формировать позитивное отношение к своему «Я»;

  • помогать ребёнку осознавать свои характерные особенности, предпочтения; способствовать пониманию того, что он, как и каждый человек уникален и неповторим;

  • помогать детям отрегулировать имеющиеся у них неуверенность, тревожные состояния, страхи, которые препятствуют полноценному развитию детей;

  • гармонизировать притязания ребёнка на социальное пространство его личности (права и обязанности).

Задачи 3-го раздела:

Старшая группа

  • расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими;

  • дать детям дополнительные сведения о важности и значимости органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения;

  • сформировать позитивное отношение к сверстникам;

  • учить понимать собеседника по выражению лица, положению тела, жестам, проявлениям эмоций, а также выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;

  • учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения.

Подготовительная группа

  • учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства;

  • дать детям представление о мужественности и женственности; о понимании своих возможностей при общении с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности;

  • сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации.

Структура тренинга состоит из четырёх этапов:

  1. В подготовительную часть включаются несложные ритуальные упражнения, которые помогают детям позитивно настроиться на работу в группе, установить контакт.

  2. В основную часть входят специальные упражнения, соответствующие цели и тематике занятия:

  • развивающие игры-драматизации;

  • сюжетно-ролевые;

  • игры на развитие навыков общения;

  • упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера;

  • этюды;

  • сочинение историй;

  • беседы и рассказы;

  • мини-конкурсы.

  1. Творческая часть: рисование и обсуждение рисунков.


Таблица 1

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Протокол № 2007 г. Программа «вместе весело шагать…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Лунтик, 7 силуэты Лунтиков, космическая яблоня с геометрическими плодами, Музыка «Вместе весело шагать» муз В. Шаинского, диск с...
Протокол № 2007 г. Программа «вместе весело шагать…» icon«Вместе весело шагать по просторам»
Учащиеся 11 классов конкурсанты секции 1 участвуют только с индивидуальными работами (в показе коллекций не участвуют). На другие...
Протокол № 2007 г. Программа «вместе весело шагать…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вед. Добрый вечер! Мы рады приветствовать Вас на игровой программе «Нам вместе весело». Дорогие родители, гости ! Оставьте все заботы...
Протокол № 2007 г. Программа «вместе весело шагать…» iconКонспект прогулки в подготовительной группе детского сада "вместе весело играть"
...
Протокол № 2007 г. Программа «вместе весело шагать…» iconПрограмма для студентов очной формы обучения Барнаул 2010 г. Утверждена...
Рекомендована к изданию советом факультета художественного творчества 22. 03. 2007, протокол №7
Протокол № 2007 г. Программа «вместе весело шагать…» iconМузыкальное образование
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании умк, протокол №7 от 21. 05. 2007 и утвержден на заседании кафедры музыкального...
Протокол № 2007 г. Программа «вместе весело шагать…» iconПриветственная игра «Здравствуйте ладошки». Сл. И муз. М картушиной....
Базовый учебник Дрогомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 класс. Вентана Граф. Москва, 2007 г
Протокол № 2007 г. Программа «вместе весело шагать…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Библиотечная школа «Вместе работаем – вместе учимся». Тема занятия «Формы массовой работы с читателями»
Протокол № 2007 г. Программа «вместе весело шагать…» iconПоложение о проведении Всероссийской акции по уборке мусора «Сделаем вместе!»
Всероссийской акции по уборке мусора «Сделаем вместе!», которая пройдет в рамках года охраны окружающей среды с 14 по 21 сентября....
Протокол № 2007 г. Программа «вместе весело шагать…» iconПрограмма для уровня «бакалавр»
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры международного права «28» декабря 2007 г., протокол №8
Протокол № 2007 г. Программа «вместе весело шагать…» iconРешение педсовета протокол №8 от 24. 05. 2013
«Изобразительное искусство 5-9 классы» под руководством Т. Я. Шпикаловой Москва «Просвещение» 2007 год
Протокол № 2007 г. Программа «вместе весело шагать…» iconСогласовано зам директора по нмр
Рао (от 06. 08. 2007) и ран (от 23. 10. 2007), заключение рао (№01-113/5/7д от 06. 08. 2007), заключения рао (№01-116/5/7д от 06....
Протокол № 2007 г. Программа «вместе весело шагать…» iconПлан проведения недели начальной школы 11. 03. 2014 14. 03. 2014...
Старт конкурса «Самый дисциплинированный класс начальной школы. Поведение на переменах, в столовой»
Протокол № 2007 г. Программа «вместе весело шагать…» iconФио протокол №1 от
Планирование составлено на основе Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение»,...
Протокол № 2007 г. Программа «вместе весело шагать…» iconПротокол № моу «Мари Куптинская 2011г основная общеобразовательная
Программы общеобразовательных учреждений. Черчение. 7-8 кл./Под руководством А. Д. Ботвинникова. М.: Просвещение, 2007
Протокол № 2007 г. Программа «вместе весело шагать…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры философии и социологии Протокол № Шйл/sf 2007 г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск