Скачать 0.96 Mb.
|
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 50 «Космонавт» СОГЛАСОВАНО Заведующий МДОУ № 50 _______ Загрядская И.В. УТВЕРЖДАЮ На педагогическом совете Протокол № ____________ «________»________2007 г. ПРОГРАММА «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ…» Тренинг с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими личностные особенности (застенчивые, нерешительные, неуверенные в себе). (Срок реализации программы – 2 года, дети 5-7 лет.) Автор: Лебедева Наталья Борисовна педагог-психолог Северск – 2007 Пояснительная записка Введение Возрастные особенности дошкольников, обусловленные пока ещё ограниченными возможностями в осознании и вербализации межличностных отношений, ставят психологов перед необходимостью использования различных методов и коррекционно-развивающих задач. Это позволяет обратить серьёзное внимание на окружающую ребёнка среду, то, как она преломляется в его сознании, как он сам оценивает своё место в этой среде. Известно, что в ходе взаимодействия с окружающими людьми происходит социализация ребёнка, усвоение им определённой системы ценностей, норм общечеловеческой культуры. Кроме того, общение выполняет важнейшую роль в возникновении и развитии самосознания и самооценки. В процессе общения ребёнок получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности. Гармоничное развитие личности ребёнка, успешность во взрослой жизни возможны при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия ребёнка. Психическое здоровье – фундамент духовного развития. В последнее время отмечается рост пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков. Доказано, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствует проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребёнка, повышают уровень тревожности, нерешительности, замкнутости и неуверенности в себе, что приводит к невротизации. Все эти личностные особенности детей обусловлены склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребёнку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии. Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть – развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. По определению известного психолога Р.С.Немова коммуникативные способности – это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность. Составитель словаря «Педагогическое речеведение» А.А.Князьков, ссылаясь на психолога А.Н.Леонтьева, даёт более ёмкое определение коммуникативных способностей. У него, коммуникативные способности (коммуникативный потенциал) – понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими. Из определения следует, что коммуникативные способности обладают сложной, уровневой структурой. По мнению педагога Е.Юдиной, взрослый, который обладает высокой компетентностью в общении, - наиболее вероятный образец для ребёнка. При этом не просто образец для подражания. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребёнок принимает их как естественные и строит их на основе своего собственного стиля общения. Важна и социально-психологическая атмосфера детского коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития дошкольника: порождать чувство психологической защищённости, удовлетворять потребность ребёнка в эмоциональном контакте, быть значимым для других людей. По мнению Л.С.Выготского, положительный психологический и педагогический потенциал детского коллектива не может сложиться сам, стихийно. Нужна «окружающая ребёнка атмосфера» социальной мысли, внешнее педагогическое влияние. Если ребёнка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способным к личностному росту. Это основное положение психолого-педагогического сопровождения, в котором взрослый как хороший садовник: он не пытается педагогического сопровождения, в котором взрослый как хороший садовник: он не пытается вырастить из астры розу, а создаёт для каждого растения оптимальные условия для развития. Актуальность Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые – ребёнок может уйти в себя и замкнуться. Всем педагогам приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как, застенчивость, замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми. По мнению психолога Л.И.Катаевой, застенчивость – сложное состояние, и оно может оказать самые разнообразные воздействия – от ощущения лёгкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжёлых неврозов. Застенчивость, нерешительность и неуверенность в себе свойственна многим детям и взрослым. Наверное, её можно назвать наиболее распространённой причиной, осложняющей общение. Последствия этих личностных особенностей могут быть удручающими:
На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоцию страха, которая возникает в определённый момент при взаимодействии ребёнка с другими людьми и впоследствии закрепляется. Помочь малышу преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – задача и психолога, и воспитателей, и родителей. Она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого, нерешительного и неуверенного в себе ребёнка уже складывается определённый стиль поведения, он начинает замечать имеющийся «недостаток». Осознание своих особенностей характера не только не помогает, а наоборот мешает их преодолеть. Фиксации внимания на таком поведении вызывает ещё большую скованность, усиливает неуверенность и страх перед общением. Для того, чтобы помочь ребёнку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять причины. Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми. По мнению современных психологов Н.В.Клюевой и Ю.В.Филипповой, неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания негативно влияют на психику ребёнка. Существуют и более сложные причины – психофизиологические особенности ребёнка (определённая незрелость или минимальные поражения нервной системы вследствие неблагополучного протекания беременности матери или родов, что при правильном воспитании преодолевается к 7-8 годам). Очень часто трудности в общении испытывают дети с общим недоразвитием речи. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, задета и эмоционально – личностная сфера: недостаточная сформированность диффренциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объём мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляции и тонкой моторики, - всё это снижает коммуникативные возможности детей. Дети осознают свой «дефект», и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать своё мнение, повышенная ранимость и неуверенность в себе. А ведь общение со сверстниками становится всё более привлекательным для старшего дошкольника, поскольку именно этот период сензитивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми. Методологической основой программы являются труды авторитетных психологов и педагогов в области языкознания (теория коммуникативности – А.Н.Леонтьев, А.М.Шахнарович), психологии (теория общения – А.А.Боданев, Б.Ф.Ломов), психоаналитики (теория речи – А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн). Над проблемой развития коммуникативных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста работают О.М.Казарцева, Т.А.Ладынежская, М.Р.Львов, А.Г.Арутаева, Л.М.Шипицина и др. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста рассматриваются нами с учётом исследований Н.В.Клюевой, Ю.В.Касаткиной, М.И.Лисиной, В.С.Мухиной. Методики обследования самооценки у детей, уровня общительности педагогов, уровня родительского отношения, уровня межличностных отношений ребёнка с родителями представлены в литературе рядом авторов: В.Г.Щур, В.Ф.Ряховского, А.Я.Варги и В.В.Столина, Г.Т.Хоментаускаса. Программа «Вместе весело шагать…» - это комплексные занятия, которые строятся в доступной и интересной для детей форме. Цель программы: развитие социальных умений коммуникативной гибкости, создание чувства принадлежности к социуму, положительного эмоционального фона, умения понимать своё эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей, формирование «позитивного отношения к своему «Я», профилактика неврозов и невротических реакций, нарушений поведения, профилактика школьной дезадаптации. Задачи программы:
Принципы реализации программы В коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы руководствуемся следующими принципами: 1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка. 2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка. 3. Принцип наглядности – демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять. 4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы. 5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста. 6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма. Сроки реализации и возраст детей Занятия рассчитаны на 2 года и проводятся с ноября по март месяцы включительно с детьми старшей и подготовительной групп. Октябрь, апрель – диагностика. Ведущей формой работы являются тренинги. Для работы с детьми, имеющими личностные особенности (застенчивые, нерешительные, неуверенные в себе) применяется цикл из 38 занятий (19 занятий в старшей группе, 19 занятий в подготовительной группе). Продолжительность занятий 25-30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю с подгруппой детей, состоящей из 8-10 детей. Рекомендации по проведению занятий В нашем учреждении созданы все условия для проведения тренингов с детьми: занятия проводятся в специально оборудованном помещении, в котором все участники могут свободно располагаться и передвигаться. Во время занятий детям предлагается сидеть на мягких пуфах или на ковре в кругу, так как форма круга создаёт ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. В начале и в конце тренинга нами используется ритуальная игра для настроя детей. Почти каждое занятие завершается созданием ребятами какого-либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок – итог работы, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе тренинга. Стиль ведения занятий должен быть эмоциональным и непринуждённым. К каждому ребёнку необходимо находить индивидуальный подход, и учитывать его личностные особенности. Специалист должен обладать профессиональными качествами, и в случае необходимости, всегда суметь выправить психологически неблагоприятную ситуацию. На занятиях регулярно используется музыкальное сопровождение танцевальной и релаксационной направленности, которое эффективно помогает снять мышечное и психоэмоциональное напряжение у воспитанников. Оборудование Для занятий по предлагаемой программе используются:
Специальная атрибутика:
Дидактический материал:
Техническое оснащение занятий:
Структура программы Программа «Вместе весело шагать…» состоит из трёх разделов:
Содержание этого раздела поможет понять взрослому эмоциональный мир ребёнка, лучше узнать его переживания в различных ситуациях; что его беспокоит и что радует. Снять состояние эмоционального дискомфорта; сформировать у детей знания об эмоциональном мире человека и способах управления им.
Содержание этого раздела поможет ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения. Понять, что он, как и другие уникален и неповторим; преодолеть эмоциональные проблемы; развить уверенность в себе.
Содержание этого раздела поможет детям развить коммуникативные навыки, избавиться от чувства одиночества, понять индивидуальные особенности других людей, сформировать внимательное и доброжелательное отношение друг к другу. Задачи 1-го раздела: Старшая группа
Подготовительная группа
Задачи 2-го раздела: Старшая группа
Подготовительная группа
Задачи 3-го раздела: Старшая группа
Подготовительная группа
Структура тренинга состоит из четырёх этапов:
Таблица 1 |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Лунтик, 7 силуэты Лунтиков, космическая яблоня с геометрическими плодами, Музыка «Вместе весело шагать» муз В. Шаинского, диск с... | «Вместе весело шагать по просторам» Учащиеся 11 классов конкурсанты секции 1 участвуют только с индивидуальными работами (в показе коллекций не участвуют). На другие... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вед. Добрый вечер! Мы рады приветствовать Вас на игровой программе «Нам вместе весело». Дорогие родители, гости ! Оставьте все заботы... | Конспект прогулки в подготовительной группе детского сада "вместе весело играть" ... | ||
Программа для студентов очной формы обучения Барнаул 2010 г. Утверждена... Рекомендована к изданию советом факультета художественного творчества 22. 03. 2007, протокол №7 | Музыкальное образование Учебно-методический комплекс обсужден на заседании умк, протокол №7 от 21. 05. 2007 и утвержден на заседании кафедры музыкального... | ||
Приветственная игра «Здравствуйте ладошки». Сл. И муз. М картушиной.... Базовый учебник Дрогомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 класс. Вентана Граф. Москва, 2007 г | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Библиотечная школа «Вместе работаем – вместе учимся». Тема занятия «Формы массовой работы с читателями» | ||
Положение о проведении Всероссийской акции по уборке мусора «Сделаем вместе!» Всероссийской акции по уборке мусора «Сделаем вместе!», которая пройдет в рамках года охраны окружающей среды с 14 по 21 сентября.... | Программа для уровня «бакалавр» Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры международного права «28» декабря 2007 г., протокол №8 | ||
Решение педсовета протокол №8 от 24. 05. 2013 «Изобразительное искусство 5-9 классы» под руководством Т. Я. Шпикаловой Москва «Просвещение» 2007 год | Согласовано зам директора по нмр Рао (от 06. 08. 2007) и ран (от 23. 10. 2007), заключение рао (№01-113/5/7д от 06. 08. 2007), заключения рао (№01-116/5/7д от 06.... | ||
План проведения недели начальной школы 11. 03. 2014 14. 03. 2014... Старт конкурса «Самый дисциплинированный класс начальной школы. Поведение на переменах, в столовой» | Фио протокол №1 от Планирование составлено на основе Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение»,... | ||
Протокол № моу «Мари Куптинская 2011г основная общеобразовательная Программы общеобразовательных учреждений. Черчение. 7-8 кл./Под руководством А. Д. Ботвинникова. М.: Просвещение, 2007 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры философии и социологии Протокол № Шйл/sf 2007 г |