Музыкальное образование





Скачать 147.51 Kb.
НазваниеМузыкальное образование
Дата публикации31.12.2014
Размер147.51 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Л.Г. Глухих


ПРАЗДНИЧНО-ИГРОВАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКОВ



Учебно-методический комплекс
Рабочая учебная программа.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы
для студентов ОДО

специальности «Музыкальное образование»




Издательство

Тюменского государственного университета

2007

Учебно-методический комплекс обсужден на заседании УМК, протокол № 7 от 21.05.2007 и утвержден на заседании кафедры музыкального образования, протокол № 3 от 22.10.2007.
Учебно-методический комплекс (Рабочая учебная программа. Методические указания по выполнению самостоятельной работы) по дисциплине «Празднично-игровая культура школьников» специализации 030713 «Организация музыкально-эстетической деятельности школьников» для студентов ОДО специальности 030700 (код по ОКСО 050601.65) «Музыкальное образование»


Автор:

Ст. преподаватель


Глухих Лариса Георгиевна


Рецензенты:


доцент кафедры театрализованных представлений и праздников Тюменской академии искусств и культуры
кандидат философских наук, ст. преподаватель


Корякова Вера Васильевна


Колчанова Елена Августовна


Ответственный за выпуск:


зав. кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент


Емельянов Виктор Вадимович

Ответственный

редактор:

ст. преподаватель

Трифонова Инна Александровна



Курс является дисциплиной специализации «Организация музыкально-эстетической деятельности школьников» и ориентирована на теоретическое и практическое освоение учебного материала, основанного на понимании праздничной культуры, как синтеза духовного и материального и дальнейшего применения в деятельности учителя музыки.

Тюмень, 2007

Пояснительная записка



Кроме решения основных задач – приобщения детей к музыкальному искусству, учитель музыки в школе часто принимает на себя дополнительные функции организатора внеклассных мероприятий. Дополнительные функции требуют дополнительных специальных знаний. Дисциплина «Празднично-игровая культура школьников» специализации «Организация музыкально-эстетической деятельности школьников» разработана с целью приобщения студентов-музыкантов к основам праздничной культуры, для расширения профессиональных возможностей будущего педагога.

Праздник – это целостная система художественных образов, в которой музыка занимает далеко не последнее место. Культура праздника слагается из совокупности разных культур – культуры игры, слова, движения, музыкального звука, костюма, этикета, обычая, ритуала. Праздник – явление деятельное, творческое, коллективистское. Школьный праздничный календарь – своеобразный дневник школьного быта. Любой детский праздник должен развлекая поучать, в этом волшебная сила праздничного искусства.

Организация праздничных мероприятий – задача, требующая от педагога вдумчивого, серьезного отношения, широкого кругозора и специальных знаний. При достижении задач, поставленных перед предметом «Празднично-игровая культура школьников», студенты могут опираться на знания, приобретенные в процессе прохождения курсов «Мировая художественная культура», «Народное музыкальное творчество», «История русской и зарубежной музыки» и на практические навыки множества исполнительских дисциплин.
Цель курса – формирование у студентов культуры праздника, отношения к празднику как к акту творческого самовыражения и духовного обогащения человека.
Основные задачи курса:

  • изучение значения и содержания традиционных мероприятий школьного праздничного календаря;

  • исследование многообразия видов и форм школьных праздничных мероприятий;

  • освоение игровой сущности детского праздника;

  • становление навыков формирования литературно-музыкального репертуара в соответствии с идейно-тематическими основами праздника.

Трудоемкость дисциплины:

всего часов – 173, из них лекционных – 36, семинарских – 54, самостоятельной работы – 83 часа в 7 семестре.
Тематический план




п/п

Тема

Лекции

Практич. семинар. занятия (кол-во часов)

Сам. работа (кол-во часов)

Формы контроля

1

Понятие праздничной культуры.

2










2

Идейно-тематические основы праздника.

4

4

7




3

Содержание традиционных школьных праздников.

12

18

30




4

Виды и формы праздничных мероприятий.

6

8

6




5

Праздник как феномен игры.

6

12

10




6

Наглядное и музыкальное оформление праздника.

6

12

30








ИТОГО:


36


54


83


зачет


Содержание дисциплины
Тема 1. ПОНЯТИЕ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ. (2 часа)

Основные понятия праздничной культуры: праздник, традиция, обряд, ритуал, церемония, игра, праздничное мероприятие. Рассмотрение понятий на примерах традиционных государственных, народных и религиозных праздников.
Тема 2. ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАЗДНИКА. (4 часа)

Система школьных праздников. Особенности детского праздника, его задачи и социально-педагогические функции. Школьный праздник как форма активного творческого досуга, коллективной эмоциональной жизни.

Тема и идея праздника. Целевая аудитория, масштабность праздника, средства художественной выразительности, материально-технические ресурсы – компоненты, влияющие на формирование замысла праздника.

  • Опорные понятия и слова: «активный творческий досуг», «целевая аудитория», «средства художественной выразительности».



Тема 3. СОДЕРЖАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ШКОЛЬНЫХ ПРАЗДНИКОВ. (12 ч.)

Школьный праздничный календарь. Всеобщие государственные и народные праздники, отвечающие наиболее масштабным событиям и датам. Праздники школьной направленности, отвечающие определенным этапам развития школьной жизни. Праздники коллективные (группы, класса, классной параллели, творческого объединения, клуба).

Содержание традиционных праздников: Новый год, Рождество, день Святого Валентина, 23 февраля, 8 марта, Масленица, День Победы, День защиты детей, День Знаний, День учителя, День Музыки, день рождения и др. История происхождения, символы, атрибуты, традиционные персонажи, песни, игры, танцы. Индивидуализация, «зерно» праздника.

  • Опорные понятия и слова: «праздничный календарь», «школьная направленность», «содержание праздника», «символ», «атрибут», «персонаж», «зерно» праздника».



Тема 4. ВИДЫ И ФОРМЫ ПРАЗДНИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. (6 ч.)

Исторические корни формирования типов досуга и совместной деятельности. Три вида праздничных мероприятий: 1) статичные – представления, 2) статико-динамичные – созидания-гуляния, 3) динамико-статичные – путешествия. Формы представлений, гуляний, путешествий.

  • Опорные понятия и слова: «типы досуга», «виды праздничных мероприятий», «формы досуга», «представление», «гуляние», «путешествие».



Тема 5. ПРАЗДНИК КАК ФЕНОМЕН ИГРЫ. (6 ч.)

Игра как форма духовного самовыражения детей. Включение игры в контекст праздника. Диагностические, познавательные, развлекательные, мотивационные задачи игр. Виды и жанры игр: подвижные, познавательные, музыкальные, сюжетные, ролевые, аттракционы и др.

  • Опорные понятия и слова: «задачи игр», «виды игр», «жанры игр».



Тема 6. НАГЛЯДНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРАЗДНИКА. (6 ч.)

Визуальность праздника. Значение особенностей праздничного пространства. Эмблема, визитка мероприятия; торжественные атрибуты – флаги, гирлянды, транспаранты, лозунги, ритуальные аксессуары; выставки, афиши, стенгазеты; декорации; освещение; костюмы.

Музыка – главное средство выразительности, создающее эмоциональный настрой. Функции музыки в празднике: иллюстративная,
драматургическая, фоновая, организующая, музыка концертного номера.

  • Опорные понятия и слова: «визуальность праздника», «праздничное пространство», «функции музыки».



Темы семинаров
Семинар № 1. ШКОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ.

Вопросы для обсуждения:

1. Школьный праздник – творчество или принуждение?

2. Анализ плана работы школы, коллектива (по выбору).

3. Местные традиции – «лицо» коллектива.
Семинар № 2. ПРАЗДНИКИ, ОТРАЖАЮЩИЕ ЭТАПЫ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ.

Вопросы для обсуждения:

  1. Идейно-тематические различия праздников: День Знаний, Посвящение в первоклассники, Последний Звонок;

  2. Значение ритуального действия в праздниках школьной тематики;

  3. Новые и традиционные персонажи школьных праздников.


Семинар № 3. ДЕНЬ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ. МОЗГОВОЙ ШТУРМ.

Формулировка задачи.

Выработать ряд идей для проведения классного часа «Пусть музыка звучит!» на основе:

  • определенных условий и ресурсов проведения классного часа;

  • поставленных воспитательных задач.


Семинар № 4. ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛЕ. МОЗГОВОЙ ШТУРМ.

Формулировка задачи.

Выработать ряд идей для проведения музыкально-спортивного праздника «Музыка – залог здоровья» на основе:

  • определенных условий и ресурсов проведения;

  • соединения музыкального и спортивного действия.


Семинар №5. РОЖДЕСТВО В ШКОЛЕ: ЗА И ПРОТИВ.

Вопросы для обсуждения:

  1. Христианская сущность праздника;

  2. Возможность празднования Рождества Христова в многонациональном коллективе;

  3. Возможность празднования Рождества Христова в условиях светского учебного заведения.



Семинар № 6. ДРЕВНЕСЛАВЯНСКИЕ И ПРАВОСЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ В ПРАЗДНИКЕ РУССКАЯ МАСЛЕНИЦА.

Вопросы для обсуждения:

  1. Праздник проводов зимы и встречи весны в честь бога Велеса (Волоса);

  2. Стихия масленичных гуляний в произведениях А.Н. Островского, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова.

  3. Современное осмысление масленичных игр и ритуалов.


Семинар № 7. ДЕНЬ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА – «НЕ НАШ» ПРАЗДНИК.

Вопросы для обсуждения:

1. Легенды о Святом Валентине;

2. Причины популярности Дня влюбленных;

3. Символы дня Святого Валентина.
Семинар № 8. ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В ПРОЦЕССЕ И ПРАЗДНОВАНИЯ ДНЯ ПОБЕДЫ.

Вопросы для обсуждения:

  1. Актуальность патриотического воспитания.

  2. Культурно-исторический компонент патриотического воспитания, обращение к богатейшим традициям Отечества.

  3. Тема защиты Отечества в произведениях С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича и др.


Семинар № 9. ПРЕЗЕНТАЦИЯ «НОВЫЙ ГОД – ПРАЗДНИК МАСКАРАДА».

Формулировка задачи.

Подготовить краткую презентацию с использованием игровых приемов и маскарадного реквизита, побуждающую участников к «ряжению».

Темы практических занятий



Практическое занятие № 1. АНАЛИЗ ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ.

1. Проанализировать сценарий школьной тематики из сборников «Сценарии и репертуар» (по выбору);

2. Сформулировать тему и идею выбранного сценария;

  1. Выделить и оценить структурные элементы сценария: литературные, музыкальные, театрализованные, хореографические и др. номера.


Практическое занятие № 2. МУЗЫКА – ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.

  1. Проанализировать средства выразительности прослушанной музыкальной миниатюры инструментального жанра: лад, темп, динамика, тембр, фактура;

  2. Дать определение настроения, характера, действенности музыкального образа.


Практическое занятие № 3. МОДЕЛИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗА.

Преобразование мелодии при помощи смены лада, темпа, регистра, фактуры с целью изменения характера музыкального образа.
Практическое занятие № 4. ИГРОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ: «С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!»

1. Разработка вариантов поздравления с днем рождения, применяя условный игровой подход (работа в микрогруппах);

  1. Показ варианта поздравления.


Практическое занятие № 5. ИГРОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ: «ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ!»

  1. Разработка вариантов 3-х заданий для проведения семейного конкурса: музыкального, спортивного, познавательного, художественного и др. направлений (работа в микрогруппах);

  2. Показ вариант проведения конкурса с использованием необходимых материалов, реквизита и музыкального сопровождения.


Практическое занятие № 6. ИГРОТРЕНИНГ: ИГРЫ С ЗАЛОМ, ИГРЫ-ШУТКИ, ИГРЫ-АТТРАКЦИОНЫ.

  1. Индивидуально провести со зрителями игру (по выбору): на внимание, с пением, с движением, игру-скороговорку, на установление тишины, игру-шутку;

  2. Использование при проведении приема «заманивания»;

  3. Выучить предлагаемую игру наизусть.



Виды самостоятельной работы студентов и

методические указания по их подготовке

  1. Доработка и оформление записей по лекционному материалу.


  2. Подготовка сообщений к практическим занятиям, содержащих дополнительный к лекциям материал.

  3. Выполнение рефератов.

  4. Подготовка к семинарам.

  5. Подготовка к практическим занятиям творческого характера: игротренинг, игровое проектирование, презентация.

  6. Исследование профилирующих периодических печатных изданий, репертуарных сборников, интернет-сайтов на предмет содержания школьных праздников.


В процессе подготовки практического материала студенты должны представить письменную работу в форме реферата.

Реферат должен представлять собой краткое логичное изложение изучаемого материала, дополнять основные вопросы, изучаемые на лекциях, содержать выводы и список использованных источников.

Реферат должен быть представлен в печатном виде объемом не менее 10 листов.

Темы рефератов





  1. Символы и обряды в первобытном обществе.

  2. Пир и праздник для первобытного человека.

  3. Посвятительный обряд инициации у первобытных народов.

  4. Божества древних славян.

  5. Русский народный детский фольклор.

  6. М.М. Бахтин. Народная смеховая культура.

  7. Театр Петрушки.

  8. Многоликий Дед Мороз.

  9. Традиции празднования Рождества в разных странах.

  10. Легенды о св. Валентине.

  11. Русские народные городские увеселения и зрелища.

  12. Искусство скоморохов.

  13. Православный праздничный календарь.

  14. Традиционный национальный праздник (по выбору).

  15. Карнавал (по выбору).

  16. Фестиваль (по выбору).


Контрольные требования
Зачет выставляется по сумме знаний лекционного материала и результатам успешного выполнения практических заданий, с учетом качественного написания реферата и других письменных работ.
Теоретические вопросы формулируются по темам лекционных занятий.

Практические задания к зачету
К зачету студенту предлагается разработать и защитить проект нетрадиционного детского праздничного мероприятия по следующему плану:

  1. Социально-педагогическая обоснованность мероприятия.

  2. Предполагаемый интерес к теме мероприятия со стороны целевой аудитории.

  3. Формулировка темы и идеи мероприятия.

  4. Форма разрабатываемого мероприятия.

  5. Характеристика ведущих и персонажей театрализации (при необходимости).

  6. Перечень игровых, творческих, конкурсных заданий, ритуальных моментов, концертных номеров.

  7. Музыкально-образная характеристика мероприятия. Список предполагаемых музыкальных произведений.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины



1. Рекомендуемая литература

Основная:

  1. Игры на каждый день: Пособие для организаторов развивающего досуга. – Новосибирск, Сибирское университетское издательство, 2003.

  2. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. – СПб., Азбука-классика, 2004.

  3. Сто великих праздников. – М., Вече, 2007.

  4. Шароев И.Г. Музыка, которую мы видим. – М., Советский композитор, 1989.

  5. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М., ЦГЛ, 2005.


Дополнительная:

  1. Амелин Ю.Н., Пустовойтов В.Н. Церковные праздники и обряды. – Ростов-Дон., Феникс, 2002.

  2. Громыко М.М. Мир русской деревни. – М., Молодая гвардия, 1991.

  3. Мирончиков Л.Т. Словарь славянской мифологии и этноса. – Мн., Харвест, 2004.

  4. Народные праздники на Руси. – М., Центрполиграф, 2004.

  5. Образцова Т.Н. Музыкальные игры для детей. – М., Этрол Лада, 2005.

  6. Поляков С. Д. Технологии воспитания. – М., Владос, 2002.

  7. Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры. – М., ННН, 1995.

  8. Ромашкова Е.И. Малая энциклопедия новогоднего досуга. – М., Сфера, 2004.

  9. Фольклорный театр. – М., Современник, 1988.


2. Средства и материально-техническое обеспечение дисциплины

Иллюстративные материалы:

  1. Аудиозаписи образцов музыкальных произведений классического, эстрадного, электронного направления.

  2. Видеозаписи фрагментов праздничных и концертных программ и выступлений.

Технические средства: аудио-, CD-, MP3-, DVD- и видеоаппаратура.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Музыкальное образование iconУчебно-методический комплекс по курсу «Отечественная история» (специальность...
«Отечественная история» разработан кандидатом исторических наук, старшим преподавателем кафедры истории и этноархеологии Каримовой...
Музыкальное образование iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. Дс. Ф. 3 Народное музыкальное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Музыкальное образование iconПрограмма для студентов одо специальности 050601. 65 «Музыкальное образование»
Голубева Н. В. «Элементарное музицирование на уроке музыки». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов одо специальности...
Музыкальное образование iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Музыкальное образование iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» (профили: «Музыка», «Дополнительное...
Музыкальное образование iconПеречень учебно-производственных работ по специальности 050130 Музыкальное образование

Музыкальное образование iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...
Настоящий курс «Философия образования и науки» включен в программу подготовки в рамках вузовского компонента магистрантов по специальности:...
Музыкальное образование iconЦель дать всем желающим музыкальное образование. Центр образовательного...

Музыкальное образование iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...
Музыкальное образование iconТюменский государственный университет
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 050601. 625 Музыкальное образование
Музыкальное образование iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 050601. 65 «Музыкальное образование»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Музыкальное образование icon
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Музыкальное образование iconСправочник студента
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...
Музыкальное образование iconУчебно-методический комплекс курса для специальности 030700 «Музыкальное образование»
...
Музыкальное образование iconПрограмма профессионального модуля
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...
Музыкальное образование iconФгбоу впо «Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова»
В аспирантуру на конкурсной основе принимаются лица, имеющие высшее профессиональное (музыкальное) образование


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск