Скачать 147.51 Kb.
|
Издательство Тюменского государственного университета 2007 Учебно-методический комплекс обсужден на заседании УМК, протокол № 7 от 21.05.2007 и утвержден на заседании кафедры музыкального образования, протокол № 3 от 22.10.2007. Учебно-методический комплекс (Рабочая учебная программа. Методические указания по выполнению самостоятельной работы) по дисциплине «Празднично-игровая культура школьников» специализации 030713 «Организация музыкально-эстетической деятельности школьников» для студентов ОДО специальности 030700 (код по ОКСО 050601.65) «Музыкальное образование»
Курс является дисциплиной специализации «Организация музыкально-эстетической деятельности школьников» и ориентирована на теоретическое и практическое освоение учебного материала, основанного на понимании праздничной культуры, как синтеза духовного и материального и дальнейшего применения в деятельности учителя музыки. Тюмень, 2007 Пояснительная запискаКроме решения основных задач – приобщения детей к музыкальному искусству, учитель музыки в школе часто принимает на себя дополнительные функции организатора внеклассных мероприятий. Дополнительные функции требуют дополнительных специальных знаний. Дисциплина «Празднично-игровая культура школьников» специализации «Организация музыкально-эстетической деятельности школьников» разработана с целью приобщения студентов-музыкантов к основам праздничной культуры, для расширения профессиональных возможностей будущего педагога. Праздник – это целостная система художественных образов, в которой музыка занимает далеко не последнее место. Культура праздника слагается из совокупности разных культур – культуры игры, слова, движения, музыкального звука, костюма, этикета, обычая, ритуала. Праздник – явление деятельное, творческое, коллективистское. Школьный праздничный календарь – своеобразный дневник школьного быта. Любой детский праздник должен развлекая поучать, в этом волшебная сила праздничного искусства. Организация праздничных мероприятий – задача, требующая от педагога вдумчивого, серьезного отношения, широкого кругозора и специальных знаний. При достижении задач, поставленных перед предметом «Празднично-игровая культура школьников», студенты могут опираться на знания, приобретенные в процессе прохождения курсов «Мировая художественная культура», «Народное музыкальное творчество», «История русской и зарубежной музыки» и на практические навыки множества исполнительских дисциплин. Цель курса – формирование у студентов культуры праздника, отношения к празднику как к акту творческого самовыражения и духовного обогащения человека. Основные задачи курса:
Трудоемкость дисциплины: всего часов – 173, из них лекционных – 36, семинарских – 54, самостоятельной работы – 83 часа в 7 семестре. Тематический план
Содержание дисциплины Тема 1. ПОНЯТИЕ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ. (2 часа) Основные понятия праздничной культуры: праздник, традиция, обряд, ритуал, церемония, игра, праздничное мероприятие. Рассмотрение понятий на примерах традиционных государственных, народных и религиозных праздников. Тема 2. ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАЗДНИКА. (4 часа) Система школьных праздников. Особенности детского праздника, его задачи и социально-педагогические функции. Школьный праздник как форма активного творческого досуга, коллективной эмоциональной жизни. Тема и идея праздника. Целевая аудитория, масштабность праздника, средства художественной выразительности, материально-технические ресурсы – компоненты, влияющие на формирование замысла праздника.
Тема 3. СОДЕРЖАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ШКОЛЬНЫХ ПРАЗДНИКОВ. (12 ч.) Школьный праздничный календарь. Всеобщие государственные и народные праздники, отвечающие наиболее масштабным событиям и датам. Праздники школьной направленности, отвечающие определенным этапам развития школьной жизни. Праздники коллективные (группы, класса, классной параллели, творческого объединения, клуба). Содержание традиционных праздников: Новый год, Рождество, день Святого Валентина, 23 февраля, 8 марта, Масленица, День Победы, День защиты детей, День Знаний, День учителя, День Музыки, день рождения и др. История происхождения, символы, атрибуты, традиционные персонажи, песни, игры, танцы. Индивидуализация, «зерно» праздника.
Тема 4. ВИДЫ И ФОРМЫ ПРАЗДНИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. (6 ч.) Исторические корни формирования типов досуга и совместной деятельности. Три вида праздничных мероприятий: 1) статичные – представления, 2) статико-динамичные – созидания-гуляния, 3) динамико-статичные – путешествия. Формы представлений, гуляний, путешествий.
Тема 5. ПРАЗДНИК КАК ФЕНОМЕН ИГРЫ. (6 ч.) Игра как форма духовного самовыражения детей. Включение игры в контекст праздника. Диагностические, познавательные, развлекательные, мотивационные задачи игр. Виды и жанры игр: подвижные, познавательные, музыкальные, сюжетные, ролевые, аттракционы и др.
Тема 6. НАГЛЯДНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРАЗДНИКА. (6 ч.) Визуальность праздника. Значение особенностей праздничного пространства. Эмблема, визитка мероприятия; торжественные атрибуты – флаги, гирлянды, транспаранты, лозунги, ритуальные аксессуары; выставки, афиши, стенгазеты; декорации; освещение; костюмы. Музыка – главное средство выразительности, создающее эмоциональный настрой. Функции музыки в празднике: иллюстративная, драматургическая, фоновая, организующая, музыка концертного номера.
Темы семинаров Семинар № 1. ШКОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. Вопросы для обсуждения: 1. Школьный праздник – творчество или принуждение? 2. Анализ плана работы школы, коллектива (по выбору). 3. Местные традиции – «лицо» коллектива. Семинар № 2. ПРАЗДНИКИ, ОТРАЖАЮЩИЕ ЭТАПЫ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ. Вопросы для обсуждения:
Семинар № 3. ДЕНЬ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ. МОЗГОВОЙ ШТУРМ. Формулировка задачи. Выработать ряд идей для проведения классного часа «Пусть музыка звучит!» на основе:
Семинар № 4. ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛЕ. МОЗГОВОЙ ШТУРМ. Формулировка задачи. Выработать ряд идей для проведения музыкально-спортивного праздника «Музыка – залог здоровья» на основе:
Семинар №5. РОЖДЕСТВО В ШКОЛЕ: ЗА И ПРОТИВ. Вопросы для обсуждения:
Семинар № 6. ДРЕВНЕСЛАВЯНСКИЕ И ПРАВОСЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ В ПРАЗДНИКЕ РУССКАЯ МАСЛЕНИЦА. Вопросы для обсуждения:
Семинар № 7. ДЕНЬ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА – «НЕ НАШ» ПРАЗДНИК. Вопросы для обсуждения: 1. Легенды о Святом Валентине; 2. Причины популярности Дня влюбленных; 3. Символы дня Святого Валентина. Семинар № 8. ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В ПРОЦЕССЕ И ПРАЗДНОВАНИЯ ДНЯ ПОБЕДЫ. Вопросы для обсуждения:
Семинар № 9. ПРЕЗЕНТАЦИЯ «НОВЫЙ ГОД – ПРАЗДНИК МАСКАРАДА». Формулировка задачи. Подготовить краткую презентацию с использованием игровых приемов и маскарадного реквизита, побуждающую участников к «ряжению». Темы практических занятийПрактическое занятие № 1. АНАЛИЗ ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ. 1. Проанализировать сценарий школьной тематики из сборников «Сценарии и репертуар» (по выбору); 2. Сформулировать тему и идею выбранного сценария;
Практическое занятие № 2. МУЗЫКА – ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.
Практическое занятие № 3. МОДЕЛИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗА. Преобразование мелодии при помощи смены лада, темпа, регистра, фактуры с целью изменения характера музыкального образа. Практическое занятие № 4. ИГРОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ: «С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!» 1. Разработка вариантов поздравления с днем рождения, применяя условный игровой подход (работа в микрогруппах);
Практическое занятие № 5. ИГРОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ: «ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ!»
Практическое занятие № 6. ИГРОТРЕНИНГ: ИГРЫ С ЗАЛОМ, ИГРЫ-ШУТКИ, ИГРЫ-АТТРАКЦИОНЫ.
Виды самостоятельной работы студентов иметодические указания по их подготовке
В процессе подготовки практического материала студенты должны представить письменную работу в форме реферата. Реферат должен представлять собой краткое логичное изложение изучаемого материала, дополнять основные вопросы, изучаемые на лекциях, содержать выводы и список использованных источников. Реферат должен быть представлен в печатном виде объемом не менее 10 листов. Темы рефератов
Контрольные требования Зачет выставляется по сумме знаний лекционного материала и результатам успешного выполнения практических заданий, с учетом качественного написания реферата и других письменных работ. Теоретические вопросы формулируются по темам лекционных занятий. Практические задания к зачету К зачету студенту предлагается разработать и защитить проект нетрадиционного детского праздничного мероприятия по следующему плану:
Учебно-методическое обеспечение дисциплины1. Рекомендуемая литература Основная:
Дополнительная:
2. Средства и материально-техническое обеспечение дисциплины Иллюстративные материалы:
Технические средства: аудио-, CD-, MP3-, DVD- и видеоаппаратура. |
Учебно-методический комплекс по курсу «Отечественная история» (специальность... «Отечественная история» разработан кандидатом исторических наук, старшим преподавателем кафедры истории и этноархеологии Каримовой... | Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Дс. Ф. 3 Народное музыкальное... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа для студентов одо специальности 050601. 65 «Музыкальное образование» Голубева Н. В. «Элементарное музицирование на уроке музыки». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов одо специальности... | Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... | ||
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное... Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» (профили: «Музыка», «Дополнительное... | Перечень учебно-производственных работ по специальности 050130 Музыкальное образование | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... Настоящий курс «Философия образования и науки» включен в программу подготовки в рамках вузовского компонента магистрантов по специальности:... | Цель дать всем желающим музыкальное образование. Центр образовательного... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | Тюменский государственный университет Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 050601. 625 Музыкальное образование | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601. 65 «Музыкальное образование» Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... | ||
Справочник студента Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | Учебно-методический комплекс курса для специальности 030700 «Музыкальное образование» ... | ||
Программа профессионального модуля Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | Фгбоу впо «Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова» В аспирантуру на конкурсной основе принимаются лица, имеющие высшее профессиональное (музыкальное) образование |