Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601. 65 «Музыкальное образование»





Скачать 327.21 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов специальности 050601. 65 «Музыкальное образование»
страница1/3
Дата публикации05.10.2013
Размер327.21 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3



Министерство культуры РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры и искусств и социальных технологий»

Институт музыки, театра и хореографии

Кафедра теории музыки и музыкального образования


Музыкально-педагогические практикумы
Учебно-методический комплекс

для студентов специальности 050601.65 – «Музыкальное образование»

Тюмень

2011

Министерство культуры РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры и искусств и социальных технологий»

Институт музыки, театра и хореографии

Кафедра теории музыки и музыкального образования


Музыкально-педагогические практикумы
Учебно-методический комплекс

для студентов специальности 050601.65 – «Музыкальное образование»



Составитель:

И.В. Прокофьева, канд. пед. наук, доцент.








Утверждена на заседании кафедры

теории музыки и музыкального образования ТГАКИСТ.

«__14__»_____марта____, протокол № 7 .

Тюмень

2011
Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………5
Содержание практикума 1. Организация вокально-хоровой работы школьников……………………………………………………………………….8
Содержание практикума 2. Организация слушания музыки ………………...10
Содержание практикума 3. Организация игры на элементарных музыкальных инструментах…………………………………………………………………….11
Содержание практикума 4. Организация музыкально-пластической деятельности школьников………………………………………………………13
Содержание практикума 5. Организация музыкальной импровизации школьников………………………………………………………………………14
Список литературы………………………………………………………………15
Материально-техническое и методическое оснащение дисциплины………..16
Приложения 1. Схема анализа песни…………………………………………..17
Приложение 2. Примерная схема художественно-педагогического анализа музыкального произведения ……………………………………………………18


Пояснительная записка
Учебная дисциплина «Музы­кально-педагогические практикумы» является обязательной составляющей профессиональной подготовки учителя музыки в вузе. В соответствие с ГОС ВПО изучение данной дисциплины предполагает: «Освоение содержания, методов и форм преподавания музыки в следующих видах практической деятельности: вокально-хоровой, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, движение под музыку, импровизация».

Дисциплина преподается в блоке общепрофессиональных дисциплин (федеральный компонент) в 4 и 5 семестрах, после изучения «Теории музыкального образования» и параллельно с изучением «Методики музыкального образования». Данная организация учебного процесса наиболее благоприятна для формирования у студентов необходимой профессиональной компетентности. Содержание практикумов опирается на широкий спектр общепрофессиональных и специальных знаний и умений студентов, которые на занятиях практикумов конкретизируются относительно требований музыкально-педагогической практики. Задания, применяемые в работе со студентами, ориентированы на реальную музыкально-педагогическую практику, учитывают сложившиеся формы организации музыкальной деятельности, требования государственного образовательного стандарта по предмету «Музыка», общепринятые виды музыкальной деятельности, показатели возрастного развития учащихся, специфику музыкального материала, условия проведения занятий, средства обучения.

Практический характер работы в рамках практикумов позволяет выявить актуальный уровень теоретической, исполнительской (дирижерской инструментальной, вокальной), психолого-педагогической, методической подготовленности студентов к самостоятельной деятельности и скорректировать его. Это становится дополнительным фактором, обеспечивающим успешность прохождения студентами педагогической практики в школе.

Цель дисциплины — подготовка будущих учителей музыки к ор­ганизации музыкальной деятельности школьников на уроках и внеклассных занятиях в начальной и основной общеобразовательной школе.

Основные задачи курса:

1.Практическое овладение студентами алгоритмом деятельности учителя музыки при организации слушательской, исполнительской и музыкально-творческой деятельности учащихся.

2. Самостоятельное творческое моделирование разнообразных вариантов организации музыкальной деятельности школьников на уроках музыки и во внеклассной работе.

В изучаемом курсе выделено пять практикумов по числу видов деятельности учащихся на уроке, это практикумы организации:

- вокально-хоровой работы;

- слушания музыки;

- игры на элементарных музыкальных инструментах;

- музыкально-пластической деятельности;

- музыкальной импровизации.

В соответствии с учебным планом подготовки специалистов общий объем часов, отводимых на изучение дисциплины «Музыкально-педагогические практикумы», составляет:

- на отделении дневного обучения – 106 часов, из них 64 часа – аудиторные (практические занятия), 42 – самостоятельная работа студента;

- на отделении заочного обучения – 106 часов, из них 10 часов – аудиторные занятия, 96 часов – самостоятельная работа студента.
Распределение учебной нагрузки по видам практикумов

для студентов отделения дневного обучения



Семестр

Название практикума

Общий объем

(в часах)

Аудитор-ные (практ.) занятия

Самостоя-тельная работа

1.

IV

Организация вокально-хоровой работы школьников

26

16

10

2.

IV

Организация слушания музыки

26

16

10

3.

V

Организация музыкально-пластической деятельности

24

14

10

4.

V

Организация игры на элементарных музыкальных инструментах

24

14

10

5.

V

Организация импровизации

6

4

2

ИТОГО: Итого:

106

64

42


Распределение учебной нагрузки по видам практикумов

для студентов отделения заочного обучения



Семестр

Название практикума

Общий объем

(в часах)

Аудитор-ные (практ.) занятия

Самостоя-тельная работа

1.

IV

Организация вокально-хоровой работы школьников

22

2

20

2.

IV

Организация слушания музыки

22

2

20

3.

V

Организация музыкально-пластической деятельности

20

2

18

4.

V

Организация игры на элементарных музыкальных

22

2

20

5.

V

Организация импровизации

20

2

18

ИТОГО: Итого:

106

10

96



Организация учебной работы в рамках изучаемой дисциплины. В проведении занятий по всем видам практикумов соблюдается единая логика. Вначале студенты осваивают отдельные компоненты организации определенного вида музыкальной деятельности, затем самостоятельно подготавливают фрагмент урока музыки и проводят его с сокурсниками. Принципиальной установкой в выборе заданий по всем темам практикумов являлся дифференцированный подход:

- студент может выбрать близкий ему по духу музыкальный материал;

- выполнять задания в индивидуальном темпе, постепенно переходя от типовых способов к творческим;

-составлять задания самостоятельно.

Наиболее целесообразна следующая последовательность совместной деятельности педагога и студентов на занятиях практикума:

-обсуждения актуальных и сложных аспектов изучаемой темы, позволяющее создать у студентов методически верные установки для выполнения практических заданий;

- выполнение студентами практических заданий, моделирующих процесс обучения школьников определенному виду музыкальной деятельности. Работа в качестве руководителя и участника учебной группы;

- совместное обсуждение результатов выполнения заданий, способствующее развитию умения профессиональной самооценки, взаимооценки и экспертной оценки.

Самостоятельная работа студентов является неотъемлемой частью образовательного процесса в рамках дисциплины. Каждое практическое занятие требует домашней подготовки, связанной с повторение теоретического материала по теме практикума, изучением музыкального материала (выбор, анализ, разучивание, исполнение произведения), технической подготовкой методических материалов и средств обучения. Задания для самостоятельной работы указаны в тексте конкретно для каждого практикума.

Учет и оценка знаний студентов в процессе изучения учебного курса «Музыкально-педагогические практикумы» осуществляется в различных формах. В начале каждого занятия в форме опроса, краткой письменной работы, проверки конспектов первоисточников проводится предварительная проверка подготовленности студентов к выполнению заданий. Текущий учет осуществляется на каждом занятии как оценка выполнения студентом практического задания. После изучения каждого из пяти практикумов курса проводится контрольный урок, на котором студенты должны продемонстрировать владение полученными знаниями и умениями в предлагаемых обстоятельствах. Для этого каждый студент должен разработать и провести со своими сокурсниками фрагмент урока музыки, основным содержание которого является организации конкретного для данного практикума вида учебной музыкальной деятельности школьников. Цели, задачи урока и исполняемый репертуар должны соответствовать требованиям ГОС для общего среднего образования. Тема урока, его содержание, используемые методы, приемы должны отбираться исходя из рекомендаций одной из программ по музыке, действующих на федеральном уровне.

Итоговой формой учета знаний является зачет. Зачет выставляется при условии сдачи студентом всех пяти зачетных работ (по видам практикумов). Каждая работа сдается в письменной (методическая разработка) и в устной (проведение разработанного урока со студентами группы) форме. Если работы были подготовлены в соответствии с требованиями и сданы после прохождения каждого из практикумов, а студент посещал занятия регулярно и выполнял обязательные практические задания в полном объеме, владеет положениями, изложенными в основной методической литературе, проявил активное и творческое отношение к работе, то зачет выставляется по текущим результатам.

Учебно-методический комплекс составлен на основе:

-государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 050601.65 – Музыкальное образование. - М., 2005;

- положений типовой программы «Музыкально-педагогические практикумы» // Музыкальное образование: Методолого-методическая подготовка учителя музыки: Программы дисциплин по специальности 030700 – Музыкальное образование. Для педагогических университетов и институтов. Сост. Э.Б Абдуллин. М., 2000;

- «Музыкально-педагогические практикумов» : учебно-методического пособия для студентов специальности 0506001.65 «Музыкальное образование» / авт. – сост. И.В. Прокофьева. – Тюмень : РИЦ ТГАКИ,2008. – 64 с.

Многоаспектность работы в рамках дисциплины предполагает изложение задач, тематического плана и содержания занятий по темам и требований к уровню подготовленности студентов по каждому из практикумов в отдельности в соответствие с обозначенной выше последовательностью.
Содержание практикума 1. Организация вокально-хоровой работы школьников
Задачи:

- практическое освоение студентами систем распеваний и упражнений, необхо­димых для развития вокально-хоровых навыков учащихся начальной и основной школы;

- освоение методики работы с вокально-хоровыми произведениями разных жанров, стилей и направлений;

-развитие умений подбора певческого репертуара в зависимости от возраста и уровня подготовленности школьников и формы организации занятий (урок, занятие хора);

- формирование навыков организации отдельных этапов освоения певческого репертуара (знакомство, разучивание, впевание, исполнение).
Тематический план практикума 1




Темы

Название темы

Общий объем

(в часах)

Аудит.часы

Самостоят. Работа

1.1.

Диагностика и методика развития певческого голоса школьников.

3

2

1

1.2.

Дирижерское управление на уроке музыки в школе.

3

2

1

1.3.

Особенности организации вокально-хоровой работы с младшими школьниками и подростками.

3

2

1

1.4.

Распевание на уроке музыки: упражнения для развития певческого голоса школьников.

3

2

1

1.5.

Этапы работы над песней на школьном уроке музыки.

3

2

1

1.6.

Подбор репертуара. Особенности работы с произведениями разных жанров.

3

2

1

1.7.

Особенности работы над исполнением двухголосных и трехголосных хоровых произведений.

3

2

1

1.8.

Моделирование фрагментов вокально-хоровой работы со школьниками как части целостного урока музыки.

5

2

3

ИТОГО:

26

16

10


Виды практической работы студентов на занятиях практикума:

- наблюдение и анализ демонстрируемых преподавателем способов организации вокально-хоровой работы со школьниками разного возраста и уровня вокальной подготовленности на уроке музыки и во внеклассной работе;

- самостоятельный подбор студентом комплекса упражнений и учебных заданий, направленных на решение задач, аналогичных тем, которые возникают в работе со школьниками;

- подбор, музыкально-педагогический анализ и исполнение одноголосных, двух- и трехголосных песен с аккомпанементом и без аккомпанемента;

- практическое моделирование с группой студентов последовательности работы над песней (хоровым сочинением), в соответствии с обозначенными в методике этапами;

- отработка умений в области диагностики вокально-хорового развития школьников;

- отработка умений постановки задач вокально-хорового развития школьников в зависимости от особенностей их развития, исполняемой музыки, формы организации занятий, темы и содержания занятия;

- освоение особенностей работы с музыкальным материалом разных стилей, жанров и направлений;

- профессиональная рефлексия: анализ хода и результатов практической работы;

- прослушивание и музыкально-педагогический анализ аудиозаписей звучания детских и юношеских хоровых коллективов;

- просмотр видеозаписей и музыкально-педагогический анализ фрагментов уроков музыки, демонстрирующих вокально-хоровую работу с учащимися разных возрастов;

- составление обобщающих таблиц и схем, изготовление методических пособий, используемых для проведения вокально-хоровой работы со школьниками.

Задания для самостоятельной работы

- анализ методик, направленных на развитие голоса выдающихся педагогов-музыкантов прошлого (М.И. Глинка, А.Е. Варламов, П.Г. Чесноков и др.);

- составление методических подборок, включающих краткое описание методов и приемов вокально-хоровой работы ведущих современных педагогов-практиков;

- разучивание музыкального материала, исполняемого на занятиях (пение, игра на инструменте, дирижерский показ);

- анализ музыкального произведения с точки зрения исполнительских сложностей и составление исполнительского плана;

- составление подборки распеваний для учащихся разных возрастов;

- составление таблицы характеристик развития голоса школьников (по возрастам);

- составление текста бесед со школьниками об охране голоса;

- составление алгоритма работы над песней на уроках музыки.

- подготовка раздаточного и наглядного материала (запись партитуры, в том числе и в цифровом формате, обучающие таблицы, карточки, фонограммы).

Уровень подготовленности студента, освоившего практикум, характеризуется:

- способностью применять необходимые знания в отборе содержания и организации вокально-хоровой деятельности школьников разных возрастов на уроках музыки и во внеклассной работе;

- умением подбирать упражнения, песенный и хоровой репертуар в соответствии с поставленной художественно-педагогической задачей, возрастными особенностями учащихся и формой организации занятий;

- умением проводить процесс разучивания и исполнения детских одноголосных, двухголосных и трехголосных песен с аккомпанементом и без него;

- умением диагностировать уровень развития певческого голоса школьников и прогнозировать процесс его развития на определенном этапе обучения.
Содержание практикума 2. Организация слушания музыки
Задачи практикума:

- практическое овладение способами организации определенных методикой этапов слушания музыки на уроках в начальной и основной школе;

- освоение методов и приемов, способствующих углублению переживания школьниками образно-смыслового содержания музыки;

- формирование практических умений специального отбора музыкальных произведений для слушания музыки с учащимися в начальной и основной школе;

- формирование у студентов творческих умений создавать методический «инструментарий» для проведения слушания музыки на уроке.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601. 65 «Музыкальное образование» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601. 65 «Музыкальное образование» iconПрограмма для студентов одо специальности 050601. 65 «Музыкальное образование»
Голубева Н. В. «Элементарное музицирование на уроке музыки». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов одо специальности...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601. 65 «Музыкальное образование» iconУчебно-методический комплекс по курсу «Отечественная история» (специальность...
«Отечественная история» разработан кандидатом исторических наук, старшим преподавателем кафедры истории и этноархеологии Каримовой...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601. 65 «Музыкальное образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 3 курса очной формы обучения по специальности 030700 (050601....
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601. 65 «Музыкальное образование» icon
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601. 65 «Музыкальное образование» iconЭкзаменационные вопросы
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601. 65 «Музыкальное образование» iconДыхание по фролову
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601. 65 «Музыкальное образование» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601. 65 «Музыкальное образование» iconУчебно-методический комплекс «Класс хорового дирижирования и чтения...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601. 65 «Музыкальное образование» iconПрограмма вступительного экзамена по биологии
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601. 65 «Музыкальное образование» iconПрограмма по биологии общие указания
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601. 65 «Музыкальное образование» iconСборник статей выступающих на конференции
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601. 65 «Музыкальное образование» iconА. А. Альтшуллер Практическая психология для менеджера
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601. 65 «Музыкальное образование» iconСтандарт основного общего образования по биологии
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601. 65 «Музыкальное образование» iconОоо «геофон» введение в понятие биополя
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601. 65 «Музыкальное образование» iconАттестационные педагогические измерительные материалы по дисциплине...
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск