В ходе модернизации системы образования сегодня особая роль отводится подготовке учителей для новой школы. Этой теме был посвящен прошедший 21-22 ноября 2012 г. форум российских педагогических вузов «Новый учитель для новой школы: теория, опыт и перспективы модернизации педагогического образования в России». Мы предлагаем вашему вниманию интервью с председателем комитета форума, ректором Московского городского педагогического университета, доктором исторических наук, профессором, членом-корреспондентом Российской академии образования Виктором Васильевичем Рябовым.
Виктор Васильевич, какова была цель форума педагогических вузов, и какие задачи он перед собой ставил?
Идея форума возникла спонтанно. Еще в начале года на расширенном заседании Президиума Российской академии наук в Санкт-Петербурге мы говорили о проблемах модернизации педагогического образования. Там впервые прозвучала мысль о том, что в связи с переходом на новые стандарты высшего педагогического и психолого-педагогического образования стоило бы собраться и обсудить эти вопросы. Идею поддержали Министерство образования и науки Российской Федерации, Департамент образования г. Москвы, Российская академия образования. 21-22 ноября этого года на базе нашего университета (ред. — Московский городской педагогический университет) состоялся первый форум, посвященный педагогическому образованию.
Главной целью форума стало обсуждение проблем организации педагогического образования, поиска новых инструментов и технологий для подготовки учителя в условиях бакалавриата и магистратуры. Например, как соотносится степень учителя-бакалавра со ступенями общего образования — начальной, основной и старшей школой? Какими знаниями и навыками должен обладать магистр педагогики и психологии, чтобы успешно работать в старшей школе? По каким критериям должна определяться его готовность к преподавательской деятельности? Именно эти проблемы и стали основными в ходе обсуждения.
Какая из обсуждаемых тем вызвала наибольший интерес у участников форума? Чем это, на Ваш взгляд, обусловлено?
Наибольшее количество дискуссий вызвала тема о роли педагогических вузов и классических университетов в подготовке учителей. В последние годы возникало много споров о том, кто должен готовить будущих педагогов — классические университеты или педагогические вузы. Связано это, прежде всего, с тем, что роль пединститутов сегодня несколько снижена. Если раньше педагогические вузы готовили основную массу учителей, то в настоящее время – около половины. Остальную часть готовят классические университеты, технические, сельскохозяйственные вузы, многие из которых не являются государственными.
Но дело в том, что, получая отличное профессиональное образование не в педагогическом вузе, а в классическом университете, выпускник не совсем готов к учительской деятельности, поскольку он не получает необходимых знаний по психологии и педагогике. В то же время, пройдя магистратуру по направлению «Психология и педагогика» в педагогическом вузе, выпускники классических и технических университетов вполне могут работать учителями в старшей школе.
Обсуждая эту проблему, мы пришли к выводу, что нам необходимо сотрудничество и взаимодействие. Эту идею поддержал и Андрей Александрович Фурсенко. Он отметил, что готовить новых учителей для новой школы должен хороший вуз. И не важно – будет ли это пединститут или классический университет. Оглядываясь назад, могу с уверенностью сказать, что эта тема — тема подготовки учителей — так или иначе, затрагивалась во всех дискуссиях форума.
С 1 сентября 2011 г. были введены новые образовательные стандарты для начальной школы, многие учителя уже перешли на новую систему работы. В связи с этим возникает вопрос: какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать современный учитель?
Когда задумывался форум, мы подготовили анкету и задали всем участникам такой вопрос: какими основными качествами должен обладать новый учитель для новой школы? Ответы распределились таким образом:
За социальную ответственность проголосовали 68% респондентов. Речь идет, прежде всего, об ответственности за жизнь детей, за их знания, за их будущее, за то, какими они вырастут.
Вдохновение выбрали 56% респондентов. Конечно, очень сложно от каждого учителя требовать вдохновения на 6-5 уроках ежедневно. Но без искры в душе, любви к ребенку вообще ничего не получится в школе. Это одно из главных качеств педагога.
53% респондентов выбрали способность к инновационной деятельности и мастерство, а 26% — информационную культуру, итого около 80% отметили эти качества педагога как основные.
17% респондентов среди приоритетных для учителя качеств выбрали адаптивность – это быстрое привыкание, быстрое вхождение в среду, в коллектив.
Я думаю, когда мы попытаемся объединить вместе некие качества из того перечня, то получится образ человека и образ учителя, которого требует современная семья, требуют современные дети, требует современное общество.
Многие учителя-участники форума уже работают по новой системе. Какие сложности возникали у них при переходе на новую систему?
Эти вопросы обсуждались на форуме. Совместно с Институтом открытого образования мы проводим мониторинг процесса адаптации учителей. Более того, исходя из его результатов, мы создаем программы повышения квалификации учителей. В данный момент мы предложили более 50 программ, в том числе для учителей начальных классов, на которые записалось уже около 25 тысяч педагогов.
Итак, какие же адаптационные сложности возникают у учителей? Первое — это проблема компьютерной грамотности. Введение новых стандартов требует от педагогов владения инновационными формами обучения, умения пользоваться интерактивным мультимедийным оборудованием. Учителя должны хорошо ориентироваться в Интернете и пользоваться полученной информацией. Проблемы компьютерной грамотности, несомненно, волнуют учителей.
Кроме того, умение построить воспитательную работу с ребятами также зачастую является проблемой. В нынешних условиях учителю приходится находить новые инструменты взаимодействия с детьми: это, прежде всего, игровые формы работы, интересные педагогические находки, разного рода проектные задания, кружки, творческие объединения. Неумение учителей работать с новым воспитательным инструментарием – одна из основных проблем сегодня.
Я назвал два главных момента, которые больше всего волнуют учителей. Но есть еще и психологическая проблема — это работа с семьей, работа с родителями. Если учитель не сможет найти общий язык с родителями, то ему будет сложно работать и с ребенком, сложно добиться хорошего результата в воспитательной деятельности. Поэтому семейные отношения, психология семейной жизни — это важный инструмент, которым тоже должен владеть учитель. Сегодня на каждой учительской специальности у нас читаются курсы социальной психологии, ведь качественная психологическая подготовка – это ключ к душе ребенка.
Новые стандарты предполагают творческий подход к образовательному процессу. Как вы считаете, можно ли студента научить этому или это приходит уже с опытом?
Во время учебы у студентов есть мощный стимул для развития творческого потенциала будущего учителя — это исследовательская деятельность в рамках университета. Я имею в виду работу в студенческих научных обществах, создание проектных работ, участие в выставках и студенческих конкурсах, получение различных грантов — городских, российских, международных. В нашем университете около 65 студентов полностью включены в такую деятельность. Это задел для того, чтобы студенты смогли развить свои творческие способности.
Наши студенты, например, сделали проект в области робототехники — «Робоняня». Его цель — помочь малышам адаптироваться в детском саду, освоить электронные и мультимедийные средства. Наши студенты – авторы проекта «Робоняня» – получили и российские, и международные гранты. Без творчества в вузе, без наличия мощной научно-исследовательской работы невозможно воспитать человека, который придет в школу и начнет творчески трудиться. Этого не бывает. Фундамент должен закладываться все-таки в вузе, а реализоваться уже на рабочем месте.
Профессия педагога возвращает свой престиж. Что, на Ваш взгляд, способствовало этому?
Сам факт того, что у нас не снижаются конкурсы на учительские профессии, что значительно увеличился средний балл ЕГЭ, с которым к нам приходят выпускники, конечно, говорит о том, что интерес к учительской профессии возрос. И возрос он по ряду обстоятельств.
Первое — это общественная оценка этого труда. В последние годы принят ряд мощных программ развития образования, программ по инновационной деятельности. В адрес школы сказано много хороших слов из уст президента, из уст руководителей правительства. Была провозглашена президентская программа «Наша новая школа», выдвинуты принципиальные требования общества к школе и к учителю. И это не могло не отразиться на отношении общества к учителям.
Меры, которые в последнее время были предприняты по доведению зарплат учителей до средней зарплаты по экономике каждого региона — это тоже мощный фактор повышения интереса к педагогическим профессиям, особенно со стороны молодежи. Ведь молодой учитель, который уже создал или вот-вот создаст семью, должен нормально зарабатывать. Хорошая зарплата дает нам уверенность в том, что этот выпускник после окончания вуза пойдет работать в школу.
Успех новой школы во многом зависит от того, насколько грамотно будет выстроено взаимодействие между школой и обществом.
Как правильно организовать это взаимодействие, как распределить роли в процессе воспитания и обучения детей? Это целая наука. Я думаю, что самое главное здесь — это постепенный и неизбежный уход от чрезмерной монополии государства в образовании. В том смысле, что управление образованием должно быть общественно-государственным. Семья, родители, общественные организации должны играть все большую роль в судьбе той или иной школы, того или иного ребенка. Создание попечительских советов — это хорошо, но недостаточно.
Сейчас во многих школах действуют управляющие советы. Они могут влиять на финансовые вопросы, содержание образования, подбор учителей, на всю политику, которая проводится в школе. И мне кажется, это путь достаточно перспективный. Через какое-то время мы поймем, что управление образованием должно носить общественно-государственный характер, а не государственно-общественный, как сейчас.
Что касается распределения ролей, это трудно оценивать в каких-то долях и процентах. Самое главное — это школа, семья и общество. Если орган управления образованием руководствуется в оценках и решениях именно интересами этих трех групп, тогда система образования будет успешной, конкурентоспособной и нормальной. Другого пути просто нет. Ужесточение вертикали образования, форм дополнительного контроля – это ошибочный путь. Потому что и учебные программы, и учебные планы, и содержание работы школы — это предмет общественного обсуждения и общественного контроля. Но и государство должно нести ответственность за состояние школ.
Что Вы можете сказать об итогах прошедшего форума, что нас ждет в будущем?
Главным итогом форума стали рекомендации, которые, по мнению участников, необходимо передать в Министерство образования и науки Российской Федерации. У нас много предложений от высших учебных заведений – и педагогических вузов, и классических университетов. Они касаются качества подготовки студентов, создания сетевых структур и новых образовательных программ, формирования, социального партнерства, инноваций в системе образования и так далее.
Например, предлагается создать некий информационный межвузовский центр для постоянного сетевого общения и обмена опытом работы. Для меня неожиданной была рекомендация создать в нашем университете постоянно действующий семинар с участием крупных специалистов по проблемам модернизации педагогического образования, поиску новых идей и новых технологий.
В список предложений внесен также ряд мер, касающихся новых программ повышения квалификации учителей. И одна из рекомендаций сводится к тому, чтобы место подготовки и переподготовки выбирал учитель и школа, а не управления образования и методические объединения. Ведь на местах лучше известно, в каких дополнительных знаниях и навыках нуждаются педагоги.
В резолюции форума много и других рекомендаций. Все документы форума мы передадим в Министерство образования и науки Российской Федерации. А любой желающий сможет с ними ознакомиться на нашем сайте и на сайте Департамента образования г. Москвы. |