Психологическая поддержка одаренных детей (тинейджеров) как условие развития духовно-интеллектуального потенциала общества





Скачать 49.85 Kb.
НазваниеПсихологическая поддержка одаренных детей (тинейджеров) как условие развития духовно-интеллектуального потенциала общества
Дата публикации05.08.2013
Размер49.85 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Психологическая поддержка одаренных детей (тинейджеров) как условие развития духовно-интеллектуального потенциала общества.

Бегунова Нина Вахидовна, психолог

НОУ «София»

Среди самых интересных и таинственных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства учителей, родителей и для детей.

Человек не знает самое главное – своих возможностей. Не знает, какая сила, мощь внутри него. Как будто в человеке, неизвестно кем и неизвестно для чего, поставлен ограничитель: мозг «используется» максимально на 10%. Иногда у человека открываются новые возможности.… Но это лишь отдельные случаи, и продуцирование гениев невозможно (по крайней мере, в настоящий момент).

Проблемы диагностики одаренности и ее развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок и это объясняется общественными потребностями. Если дети являются национальным достоянием любой страны, то одаренные дети есть ее интеллектуальный, творческий потенциал. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных, стратегических задач современного общества.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социокультурной среды, закрепленного деятельностью ребенка. При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также способность к саморазвитию личности. И это является основой, лежащей в формировании и реализации индивидуального дарования. Именно личность, ее направленность, система ценностей являются фундаментом для развития способностей, и именно они определяют уровень реализации индивидуального дарования.

В Школе «София» мы работаем с некоторыми детьми, опережающими в своем развитии сверстников, детьми с признаками незаурядного интеллекта, с высоким уровнем творческих возможностей. Но эти дети не изолированы, они работают в группе. Создание интеллектуальной элиты не является нашей целью. Мы создаем условия для оптимального развития потенциальных способностей всех детей, чьи способности пока не проявились, но есть надежда на качественный скачок в их личностном и интеллектуальном саморазвитии. У нас единая цель - Развитие одаренных детей и реализация их потенциальных возможностей, задачи которой раскрываются в нескольких направлениях, таких как:

  • Выявление детей с признаками одаренности и обеспечение благоприятных условий для дальнейшего развития присущих им видов одаренности, поддержание и развитие индивидуальности одаренного ребенка.

  • Оказание психологической поддержки одаренным детям в построении профессиональных перспектив.

  • Повышение уровня социального интеллекта одаренных детей, способствующего их адаптации в социальной среде, развитие духовно – нравственных основ личности одаренных детей.

Но в данной статье я хочу обратить внимании на детей определенной возрастной категории и наш опыт работы с ними.

Психологи расходятся в определении возрастных границ юности. У нас прижилось слово «тинейджер» как общее название для любого, кому от 13 до 19 лет. В отечественной науке юность определяется в границах 14-18 лет и рассматривается как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности. В центре психологического развития старшего школьника стоит профессиональное самоопределение. При этом речь должна идти не столько о сознательном самоопределении, сколько о действенном самоопределении. Исходя из знаний проблем и особенностей возраста, можно определиться с основными задачами развития в ранней юности или в позднем подростковом периоде:

1.Личностное развитие и обретение чувства личной тождественности и целостности (идентичности).

2.Обретение психосексуальной идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола.

3.Профессиональное самоопределение.

4.Развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.

На формирующем этапе нашей работы для развития у подростков и юношей личностного потенциала мы проводим психокоррекционные занятия тренингового типа и индивидуальные консультации. Эти занятия направлены на развитие:

  • Интеллектуальных и креативных способностей, творческого мышления, поведенческой и коммуникативной гибкости, позитивной Я – концепции;

  • Формирование устойчивой мотивации к интеллектуальной деятельности, к творчеству, лидерских качеств;

  • Умение ставить цель, формировать стратегии и тактики для ее достижения и актуализации профессионального самоопределения.

Более систематический и теоретически обоснованный метод обогащения психологическими и духовными знаниями работает в системе школьной жизни софийцев, уроки психологии идут с первого класса и по одиннадцатый выпускной класс. Такой путь работы с детьми, а впоследствии с тинейджерами предполагает три уровня. Первый уровень включает занятия по общему ознакомлению с широкими, порой мировоззренческими темами, выходящими за рамки обычной школьной программы. Задача работы в рамках первого уровня, охватывающей всех, а не только особо одаренных детей, заключается в том, чтобы помочь ученикам найти интересующую их область занятий и точек самопознания.

Второй уровень направлен на развитие когнитивных и эмоциональных процессов, а также знакомство с миром профессий. Два первых уровня рассчитаны на всех детей, но в ходе этих занятий из общего числа выделяются те, кто может считаться особенно одаренным в каких-то областях. Работа в рамках третьего уровня предполагает самостоятельные индивидуальные исследования ученика в той области, которая представляет для него наибольший интерес, тем самым ребенок получает опыт собственно творческой работы: не просто усвоения накопленного людьми знания, но производства своего продукта (проекта в рамках разных дисциплин, в том числе и основам профессионального самоопределения).
Тем самым обеспечивается определенная «демократичность» работы, подчеркиваемая и тем обстоятельством, что два из трех ее уровней предоставляются всем ученикам, а не только избранным. Кроме того, три уровня позволяют включить перед самостоятельной работой очень важный момент формирования узких профессиональных интересов.

Одаренные дети - не просто абстрактные носители таланта, а, прежде всего, это наши дети, наши «тинейджеры». И именно поэтому за способностями необходимо видеть, прежде всего, человека. Такой подход способен обеспечить и личностное развитие одаренного ребенка, и развитие его способностей. Человеческое, конструктивное отношение к таланту даст возможность одаренному ребенку почувствовать себя полноценным человеком, а не «белой вороной». Есть такая фраза: «В воздухе витает…» Необходимо квалифицированное сообщество (например, математическое сообщество), которое может распознать одаренных, гениальных людей, которое не будет допускать «ситуации» подобные произошедшей с Перельманом в С.-Петербурге, где он был уволен из института математики как профессионально неперспективный…

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психологическая поддержка одаренных детей (тинейджеров) как условие развития духовно-интеллектуального потенциала общества icon«Проблемы формирования системы выявления одаренных детей: психологические...
«Поддержка одаренных детей и их наставников на 2010-2015 годы» на районном уровне создана система методической поддержки и методического...
Психологическая поддержка одаренных детей (тинейджеров) как условие развития духовно-интеллектуального потенциала общества iconПояснительная записка Выявление, поддержка, развитие и социализация...
Талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка...
Психологическая поддержка одаренных детей (тинейджеров) как условие развития духовно-интеллектуального потенциала общества iconЗадачи: Использование проектной деятельности как технологии, обеспечивающей...
Цель нпк: создание условий для развития интеллектуально-творческого потенциала обучающихся школы
Психологическая поддержка одаренных детей (тинейджеров) как условие развития духовно-интеллектуального потенциала общества iconУчебно-методический комплекс днм. В. Психологические основы работы с одаренными детьми
Она помогает решить задачи дальнейшего развития магистра педагогики в аспекте развития навыков создания условий для реализации творческого...
Психологическая поддержка одаренных детей (тинейджеров) как условие развития духовно-интеллектуального потенциала общества iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие...
Психологическая поддержка одаренных детей (тинейджеров) как условие развития духовно-интеллектуального потенциала общества iconПрограмма работы семинара (4 марта 2011 года) Тема: «Создание условий...
Тема: «Создание условий для повышения мотивации и развития интеллектуального потенциала обучающихся в начальной школе»
Психологическая поддержка одаренных детей (тинейджеров) как условие развития духовно-интеллектуального потенциала общества iconСибирский федеральный университет
Поддержка одарённых детей, создание условий для реализации их творческих способностей
Психологическая поддержка одаренных детей (тинейджеров) как условие развития духовно-интеллектуального потенциала общества iconМолитвы на сон грядущим
Поддержка одарённых детей, создание условий для реализации их творческих способностей
Психологическая поддержка одаренных детей (тинейджеров) как условие развития духовно-интеллектуального потенциала общества iconИнформация о конкурсе Организаторы
Поддержка одарённых детей, создание условий для реализации их творческих способностей
Психологическая поддержка одаренных детей (тинейджеров) как условие развития духовно-интеллектуального потенциала общества iconЛитература по педагогике: воспитание и обучение одаренных детей
Попова С. И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя. – М., 2005
Психологическая поддержка одаренных детей (тинейджеров) как условие развития духовно-интеллектуального потенциала общества icon«марсиане в гостях у жителей города маркса»
Поддержка одарённых детей, создание условий для реализации их творческих способностей
Психологическая поддержка одаренных детей (тинейджеров) как условие развития духовно-интеллектуального потенциала общества iconРефераты и научно-исследовательские работы, представленные обучающимися...
Целью Дня науки является выявление и поддержка творческого и интеллектуального потенциала обучающихся школы, конкурсный смотр достижений...
Психологическая поддержка одаренных детей (тинейджеров) как условие развития духовно-интеллектуального потенциала общества iconИсследовательская деятельность школьников
Одаренные дети и молодежь для любой страны являются показателем уровня интеллектуального развития ее народа. «Иметь» одаренных детей...
Психологическая поддержка одаренных детей (тинейджеров) как условие развития духовно-интеллектуального потенциала общества iconУрок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская...
Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования...
Психологическая поддержка одаренных детей (тинейджеров) как условие развития духовно-интеллектуального потенциала общества iconОстановить разрушение интеллектуального потенциала граждан российского...
Правила определяют основные требования технической эксплуатации железной дороги
Психологическая поддержка одаренных детей (тинейджеров) как условие развития духовно-интеллектуального потенциала общества iconПрограмма 3 смены Лингвистическая смена «Умные каникулы» Сроки проведения
Цель смены: создание условий для полноценного отдыха, оздоровления и развития интеллектуального потенциала детей средствами погружения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск