Билет Предмет, задачи, методы и принципы психологии





НазваниеБилет Предмет, задачи, методы и принципы психологии
страница1/26
Дата публикации07.08.2013
Размер3.6 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


Билет 1.

1. Предмет, задачи, методы и принципы психологии.

Психология (от греч. psyche — душа и logos — наука)— наука об общих психических закономерностях взаимодействия человека со средой.

Предметом психологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать и регулировать свое взаимодействие с ним.

Психология изучает, каким образом внешнее воздействие переходит во внутреннее, психическое отражение и становится регулятором нашей деятельности. Психология изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.

Методы психологии:

1) естественный и лабораторный эксперимент; 2) наблюдение; 3) исследование продуктов деятельности человека; 4) метод тестов и анкетирования.

Экспериментальная психология использует большое разнообразие частных экспериментальных методов: ассоциативного эксперимента, субсенсорных и психосоматических реакций, психосемантические методы.

В совр, психолог. исследованиях широко применяется общенаучный метод моделирования – выр. в знаковой имитации психических явлений или в организации различных видов человеческой деятельности в искусственно сконструированной среде. С его помощью удается моделировать некот. аспекты восприятия, памяти, логического мышления, создавать бионические модели психической деятельности.

Широко используется биографический метод исследования личности (выявление ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Полученные данные используются для коррекции поведения индивида, личностно направленной психотерапии, релаксации (ослабления) возрастных кризисов методами психотренинга и психотерапии).

система приемов и правил исследования — методика конкретного исследования (выдвижение гипотезы, выбор экспериментального приема и соответствующего материала, выделение контрольных и экспериментальных групп испытуемых, определение содержания серий эксперимента, статистическая и теоретическая обработка экспериментального материала и т.п.).

Основные теоретические принципы психологии:

1) признание детерминированности психических явлений материальной действительностью;

2) генетический подход к психическим явлениям, исследование их в развитии;

3) изучение психики человека во взаимосвязи биологических и социальных факторов;

4) признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности.

Современная научная психология исходит из принципа психофизиологического единства — сохраняя свое качественное своеобразие, психика имеет материальную, нейрофизиологическую основу.

Но отражение мира в психике выходит за пределы сугубо мозговых явлений. Психика человека опосредуется внешними взаимосвязями, характером деятельности человека, образом его жизнедеятельности. Психическая деятельность — продукт мозга, активно взаимодействующего с миром на соц.-культ. основе. С переходом от биолог. к общественно-историч. форме жизнедеятельности психика человека принципиально преобразуется, приобретает черты сознания и начинает опосредоваться общественно-историч. опытом человечества. Основным средством психической саморегуляции становится социально выработан. человеческая знаковая система — речь. Сознание человека, его психика становятся не биолог., а соц. обусловленным продуктом. Абсолютизация отдельных сторон психики приводит к ошибочным концепциям и теориям.

31. Право как фактор социальной регуляции поведения личности.

Психологизм права состоит в том, что оно с самого своего возникновения регулирует наиболее сложные, во многих случаях конфликтные сферы межлюдского взаимодействия. Вот как мотивировалась необходимость права уже в первом своде законов: «Для того чтобы дать сиять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого» («Сборник законов царя Хаммураппи», XVIII в. до н. э.). Та же исходная позиция права просматривается и в древнеиндийских законах Ману: «Если бы царь не налагал неустанно наказания на заслуживающих его, более сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле». В Древнем Риме сущность права была сформулирована: «право — искусство правды и справедливости».

Право — многогранное системное явление, обеспечивающее саморазвитие общества. В теоретическом плане оно должно быть охвачено всеми обществоведческими науками: философией, социологией, психологией, теорией информации и др.

В интересующем нас аспекте право выступает как фактор гармонизации личных интересов людей с общественной необходимостью.

В сфере права психология личности взаимодействует с общесоц. и групповыми ценностями, с соц. ожиданиями и установками. Юридические нормы транслируют человеку модель должного поведения в сложных противоречивых, конфликтных жизненных ситуациях. Право каждой эпохи охватывает все существенные особенности психического состояния общества, психологические особенности поведения людей данной эпохи.

Личностная автономия, утверждаемая правом, стала возможной лишь на определенном историческом этапе психического и социального развития человека, когда внешние социальные регуляторы интериоризировлись - трансформировались в социально адаптированные внутри-личностные регуляционные механизмы. Право, не деформированное субъективными факторами, гарантирует свободу личности, но не все безбрежные проявления свободы, а только ту свободу, которая остается в рамках социальной целесообразности. Правоисполнительное поведение — это социально ориентированное поведение. Но существуют и абсолютные свободы личности, которые не требуют правовой корректировки, которые безоговорочно принимаются (или должны быть приняты) всеми правовыми системами — это всем известные основные права человека. Централизация в праве этих человеческих прав в свое время выразилась в возникновении естественной школы права.

Итак, право, правовое регулирование является основной формой социального регулирования. Регуляция социальных процессов — это направление поведения социальных общностей и отдельных индивидов в целях их оптимального функционирования и социального развития.

На каждом историческом этапе развития общества формируется своя система социального регулирования, своя мера общесоциального воздействия на поведение личности, возрастают и усложняются функции социальной регуляции.

Социальное регулирование обеспечивает упорядоченность жизнедеятельности общества, его поступательное развитие вне зависимости от случайных субъективных факторов. Оно связано с принятой в данном обществе системой ценностей, определяется общественным сознанием.

Уже в первоначальной форме человеческого общественного строя — в первобытной общине — сформировалась система дозволений и строгих запретов. Первоначально социальные требования соотносились с конкретными ситуациями, но затем становились все более обобщенными.

Кардинальные изменения в механизме социальной регуляции произошли при переходе человеческого общества к эпохе цивилизации.

По мере развития производительных возможностей поведение человека становилось все более автономным, все менее зависимым от общины. Формируется общесоциальная система отношений, которая уже не могла охватываться конкретными обычаями отдельных общин. Так возникла необходимость особого института социальной регуляции — института права, института специализированного, юридического регулирования основных социальных процессов, социально значимых поведенческих проявлений. Таким образом, право возникло из необходимости предоставления свободному человеку определенных дозволений и наряду с этим из необходимости упорядочить и ограничить индивидуальную активность интересами социума. Первоначально юридические нормы совпадали с обычаями. Юридические запреты приравнивались к традиционным родовым запретам — табу. Так возникла и развивалась социально-регулятивная культура человечества, которая и является основным признаком цивилизации.

Уже у своих истоков право было связано с появлением особого института социальной власти — с возникновением государства, его специализированных правовых органов: суда, полиции, карательных учреждений. С этого времени право превращается в институциональное нормативное образование. Но после альянса права и государства возникла опасность отрыва права от социальных потребностей общества, опасность подчинения самого права государству, опасность его этатизации. И эта опасность превратилась в историческую реальность. В определенные исторические периоды право подверглось социальному отчуждению, что явилось извращением самой первоначальной его сущности.

Этатизация права, экспансия власти государства на все сферы жизни общества приходится на рассвет средневековых абсолютных монархий, когда политическая власть сконцентрировалась в одних руках, а государственный аппарат предельно бюрократизировался. Организационно-контрольные функции монархического государства стали подавлять прогрессивные социальные тенденции. Государственное управление становилось избыточным и в силу этого репрессивным. Административный гнет распространился на законность и общественный порядок.

Билет 2.

2. Классификация психических явлений.

Все психические явления делятся на три группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства личности.

Психические процессы следует рассматривать как базовые явления, а психические состояния и свойства личности как временную и типологическую модификации психических процессов.

1. Психический процесс — это целостные акты психической деятельности, имеющий свой объект отражения и регуляционную функцию. Психическое отражение — это формирование образа тех условий, в кот. осуществляется данная деятельность. Психические процессы — это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.

Психические процессы подразделяются:

познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение), эмоциональные, волевые.

Вся психическая деятельность человека — это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

2. Психическое состояние — это временное, текущее своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Психическое состояние - общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.

Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.

Все психические состояния подразделяются на четыре вида:

1. Мотивационные, 2. Эмоциональные. 3. Волевые. 4. Состояния разных уровней организованности сознания.

Различают также пограничные психические состояния личности — психопатии, акцентуации характера, неврозы и состояния задержанности психического развития.

3. Психические свойства личности—типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его псих. процессов.

К психическим свойствам личности относятся:

1) темперамент - индивидуальные способности психической деятельности, обусловленные врожденным типом высшей нервной деятельности, динамика реализации психических процессов (сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики);

2) направленность - иерархия потребностей и устойчивых мотивов поведения, ценностных ориентации и установок;

3) способности - психофизиологические регуляционные возможности, проявляющиеся в конкретных видах деятельности;

4) характер - обобщенные способы поведения, тип адаптации к среде, поведенческий склад личности.

Личность — индивид, включенный в общественные отношения, это социальное качество человека, тогда как индивид — это отдельный представитель биологического рода homo sapiens (таковым является новорожденный).

Каждая личность имеет неповторимые сочетания психических особенностей — псих. склад; это и составляет ее индивидуальность.

Понятие «человек» более широкое, чем понятие «личность». Оно включает в себя и понятие «индивид», и понятие «личность».

Психические процессы, состояния и свойства человека — это единое проявление его психики (схема).

32. Правосознание и правоисполнительное поведение.

Правовые представления, оценки и установки образуют правосознание личности. Правосознание — сфера сознания человека, связанная с правозначимыми явлениями.

Правосознание — сфера сознания человека, связанная с отражением правозначимых явлений и правосоотнесенной регуляцией поведения. Правосознание человека определяется его общей ценностной ориентацией, общей направленностью личности в отношении социальных ценностей, охраняемых правом.

Оно подразделяется на общественное, групповое и индивидуальное.

В правосознании различаются три взаимосвязанные стороны: 1)познавательная; 2)оценочная и 3)регулятивная. Познавательная сторона правосознания связана с адекватным отражением правовых ценностей в сознании индивида. Оценочная сторона индивидуального правосознания проявляется в личностном отношении человека к правовым явлениям, в определении их смысла. Регулятивная сторона правосознания связана с интересами и волей как подавляющего большинства населения (когда речь идет об общественном правосознании), так и отдельной личности (когда речь идет об индивидуальном правосознании).

Индивидуальное правосознание проявляется в мотивах правозначимых поведенческих актов, в особом структурно-личностном образовании — солидарности личности с правом на основе ее убеждения в необходимости соблюдения правовых норм или в правовом негативизме — в отрицании правовых ценностей. Солидарность личности с правом означает, что правоисполнительное поведение само по себе становится личностно принятой ценностью, самодавлеющим интересом личности.

Сознание регулирует поведение человека, но и само оно формируется теми условиями, в которых осуществляется жизнедеятельность индивида.

Первопричиной противоправного поведения являются не «дефекты» правосознания, а те реальные жизненные условия, которые эти дефекты порождают.

Правоисполнительное поведение можно подразделить на три уровня:

— правопослушное поведение — потребности личности, цели и средства их достижения совпадают с общественными требованиями;

— правоисполнительное поведение — цели и средства их достиже-ия совпадают с общественными требованиями не в силу внутреннего убеждения личности, а в силу ее конформности;

— вынужденное законопослушное поведение — потребности, желания, интересы личности не совпадают с общественными требованиями, но личность в силу боязни наказания подчиняется требованиям закона.

Билет 3.

3. Развитие психики в процессе эволюции.

Психика возникла на определенном этапе развития жизни как механизм активного взаимодействия живых существ с окружающей средой.

По мере эволюционного развития у животных формируется специальный орган психики — нервная система, обеспечивающая отражение окружающего мира и регуляцию поведения.

Первоначальной формой психического отражения и регуляции поведения являются инстинкты.

Инстинкты — комплекс врожденных реакций, стимулом для которых являются отдельные биологически значимые свойства окружающей среды. Этот этап развития психики называется еще и этапом элементарного анализа.

Паук, сидящий в паутине, набрасывается на запутавшуюся в ней муху. Сигналом, вызывающим реализацию этой программы действия, является вибрация. Достаточно приложить к паутине вибрирующий камертон, чтобы паук высунулся из гнезда и бросился на него. Лягушка, подстерегая свою жертву, набрасывается лишь на летающую мошку — сигналом к ее действию является мелькание.

С развитием коры головного мозга появились новые, индивидуально-изменчивые формы поведения, основанные на образно-концептуальном отражении окружающего мира.

Поведение высокоорганизованного животного регулируется психическим образом конкретных условий среды.

У высокоорганизованных животных наряду с инстинктами возникает способность ситуативного, предметного отражения действительности, способность отражения отношений, связей между элементами данной ситуации, на основе чего вырабатывается гибкая программа поведения. Эти животные приобретают индивидуальные навыки (закрепленные в индивидуальном опыте действия, которые дают положительный эффект в определенных ситуациях). Наиболее высокоразвитые животные (приматы, собаки, дельфины и др.) способны даже на отдельные интеллектуальные действия.

В чем своеобразие психики животных?

В опытах исследователей на глазах у голодной обезьяны в ящик с плотно закрывающейся крышкой помещался банан. В боковой стенке ящика имелось треугольное отверстие, через которое крышку можно было открыть. Рядом с ящиком было положено несколько палок с различными сечениями: круглым, квадратным, прямоугольным и треугольным. После длительных манипуляций, различных проб, перебирая палки наугад, обезьяна открывала ящик палкой с треугольным сечением. Однако, когда опыт повторялся, обезьяна никогда не брала сразу нужную палку, все начиналось сначала. Между тем в аналогичном опыте ребенок во втором случае сразу берет палку с треугольным сечением. Это свидетельствует о том, что обезьяна не вычленяет, не абстрагирует треугольную форму отверстия в ящике и треугольную форму сечения палки, не соотносит эти общие свойства. Животные лишены абстрагирующей деятельности. Они не отражают постоянного значения вещей.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Билет Предмет, задачи, методы и принципы психологии iconОбъект, предмет и задачи психологии Исторические этапы развития психологии Методы психологии
Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой
Билет Предмет, задачи, методы и принципы психологии iconТема Содержание работы
Определение психологии как науки. Этапы становления психологии как науки. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии. Взаимосвязь...
Билет Предмет, задачи, методы и принципы психологии icon1. Предмет психологии, ее задачи и методы
Рецензент: Е. Г. Балбасова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования Московского городского педагогического...
Билет Предмет, задачи, методы и принципы психологии icon1. Предмет, задачи, методы и принципы психологии
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65...
Билет Предмет, задачи, методы и принципы психологии iconМетодические указания для студентов по дисциплине патофизиология...
Уметь характеризовать цель и основные задачи, методы и структуру патофизиологии как учебной дисциплины. Изучить принципы моделирования...
Билет Предмет, задачи, методы и принципы психологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (психологии человека, психологии развития, педагогической...
Билет Предмет, задачи, методы и принципы психологии iconПрограммные вопросы для подготовки студентов к экзамену
...
Билет Предмет, задачи, методы и принципы психологии iconТема Предмет, задачи и методы психологии
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности...
Билет Предмет, задачи, методы и принципы психологии iconОбщая психология
Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные...
Билет Предмет, задачи, методы и принципы психологии iconУчебно-методический комплекс история психологии специальность: 031000 «Педагогика и психология»
Выявить динамику взглядов на предмет психологии и методы ее изучения в различные исторические периоды
Билет Предмет, задачи, методы и принципы психологии iconПредмет и методы анализа Предмет и подходы
История детской психологии: Учебник для студ пед вузов. – М.: Гуманит изд центр владос, 1998. – 272 с
Билет Предмет, задачи, методы и принципы психологии iconИсследовательская работа на тему: «Повышение эффективности компьютерных...
Уметь характеризовать цель и основные задачи, методы и структуру патофизиологии как учебной дисциплины. Изучить принципы моделирования...
Билет Предмет, задачи, методы и принципы психологии iconСписок литературы а основная литература Литвицкий П. Ф. Патофизиология...
Уметь характеризовать цель и основные задачи, методы и структуру патофизиологии как учебной дисциплины. Изучить принципы моделирования...
Билет Предмет, задачи, методы и принципы психологии iconВысшая школа экономики
Естественно-научные основы психологии, ее принципы, методы и методологические ориентации
Билет Предмет, задачи, методы и принципы психологии iconВысшая школа экономики
Естественно-научные основы психологии, ее принципы, методы и методологические ориентации
Билет Предмет, задачи, методы и принципы психологии iconПредмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук....
Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск