1. Цели и задачи дисциплины:
Целью учебного курса «Теория методика плавания» является формирование у студентов профессионально-педагогических знаний, умений и навыков, необходимых для проведения занятий по плаванию с людьми различного пола и возраста.
2. Место дисциплины в структуре ООП.
Изучение плавания составляет необходимый компонент подготовки специалиста в этой области.
3. Требования к результатам освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: - технику спортивных и прикладных способов плавания, стартов и поворотов.
Уметь: - анализировать технику способов плавания; - организовать процесс обучения способам плавания, - самостоятельно проводить занятия по плаванию; - организовывать и проводить соревнования по плаванию.
Владеть: - методикой начального обучения плаванию.
- методикой обучения технике спортивных способов плавания, стартов и поворотов.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
| 1
| 2
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 90
| 36
| 54
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции
| 36
| 18
| 18
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 54
| 18
| 36
|
|
| Семинары (С)
|
|
|
|
|
| Коллоквиумы (К)
|
|
|
|
|
| Курсовой проект/(работа) (аудиторная нагрузка)
|
|
|
|
|
| Другие виды аудиторной работы
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 54
| 36
| 18
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа) (самостоятельная работа)
|
|
|
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
|
|
|
| Реферат
|
|
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (экзамен)
| 36
|
| 36
|
|
| Общая трудоемкость час
| 180
| 72
| 108
|
|
| Зачетные Единицы Трудоемкости
| 4
| 2
| 2
|
|
| 5. Содержание дисциплины
5.1. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Лекции
| Лаборат.
занятия
| Практич.
занятия.
| Курсовой П/Р (КРС)
| Самост. работа студента
| Всего час. (без экзам)
| Формируемые компетенции
(ОК, ПК)
| 1
| Теория плавания
| 18
|
| 18
|
| 36
| 72
|
| 2
| Методика плавания
| 18
|
| 36
|
| 18
| 72
|
|
5.2. Содержание разделов дисциплины (по темам)
№ п/п
| Наименование разделов
| Содержание разделов
| Трудоемкость (час.)
| Формируемые компетенции
(ОК, ПК)
| 1.
| Теория плавания
| Техника спортивных способов плавания, стартов, поворотов
| 14
|
| 2.
|
| Модель техники плавания
| 14
|
| 3
|
| Типичные ошибки в технике плавания способами кроль на груди, кроль на спине, дельфин, брасс.
| 14
|
|
|
| Прикладное плавание
| 14
|
| 4
|
| Причины несчастных случаев на воде.
| 14
|
| 5
|
| Мнимые и реальные опасности воды
| 16
|
| 6
| Методика плавания
| Эволюция методики обучения.
| 12
|
| 7
|
| Методы обучения
| 12
|
| 8
|
| Методика обучения спортивным способам плавания: кроль на груди, на спине, брасс, дельфин
| 12
|
| 9
|
| Методика обучения технике стартов.
| 12
|
| 10
|
| Методика обучения технике поворотов.
| 12
|
| 11
|
| Ошибки и методика их исправления
| 12
|
|
5.3. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечивающими (предыдущими) и обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
(пример)
№ п/п
| Наименование обеспечивающих (предыдущих) и обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| № № разделов данной дисциплины из табл.5.1, для которых необходимо изучение обеспечивающих (предыдущих) и обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| Раздел 1
| Раздел 2
| Предшествующие дисциплины
| 1.
| История
| +
| +
| Последующие дисциплины
| 2
| Психология ФК
| +
| +
|
5.4. Соответствие компетенций, формируемых при изучении дисциплины, и видов занятий Перечень компетенций
| Виды занятий
| Л
| Лаб
| Пр.
| КР/КП
| СРС
| ОК-1
| +
|
| +
|
| +
| ПК-1
| +
|
| +
|
| +
| ПК-2
| +
|
| +
|
| +
| Л – лекция, Пр – практические и семинарские занятия, Лаб – лабораторные работы, КР/КП – курсовая работа/проект, СРС – самостоятельная работа студента
5.5. Соответствие компетенций, формируемых при изучении дисциплины, и видов контроля
Перечень компетенций
| Формы контроля по разделам дисциплины
| Раздел 1
| Раздел 2
| Раздел 3
| Раздел 4
| ОК-1
| Опрос на лекции
| Работа на семинаре
| Выступление на семинаре
| Тест
| ПК-1
| Опрос
| Выступление на семинаре
| Выступление на семинаре
| Выступление на семинаре
| ПК-2
| Тест
| Выступление на семинаре
| Индивидуальное задание
| Индивидуальное задание
|
6. Методы и формы организации обучения
Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий в часах
Формы
Методы
| Лекции (час)
| Практические/семинарские
Занятия (час)
| Тренинг
Мастер-класс (час)
| СРС (час)
| Всего
| IT-методы
|
| 4
|
| 2
| 6
| Работа в команде
|
|
| 2
|
| 2
| Case-study
(метод конкретных ситуаций)
| 6
|
| 2
|
| 8
| Игра
|
| 2
|
|
| 2
| Поисковый метод
|
|
|
|
|
| Решение ситуационных задач
|
|
|
|
|
| Исследовательский метод
|
|
|
| 2
| 2
| Итого интерактивных занятий
| 6
| 6
| 4
| 4
| 20
|
7. Лабораторный практикум
№ п/п
| № раздела дисциплины из табл. 5.1
| Наименование лабораторных работ
| Трудо-емкость
(час.)
| Компетенции ОК, ПК
| 1.
|
|
|
|
| …
|
|
|
|
|
8. Практические занятия (семинары)
№ п/п
| № раздела дисциплины из табл. 5.1
| Тематика практических занятий (семинаров)
| Трудо-емкость
(час.)
| Компетенции ОК, ПК
| 1
| Раздел 1. Теория плавания
| Упражнения по освоению с водой
| 2
|
| 2
|
| Упражнения для начального обучения
| 2
|
| 3
|
| Учебные прыжки в воду
| 2
|
| 4
|
| Игры и развлечения на воде
| 2
|
| 5
|
| Совершенствование методики начального обучения плаванию
| 2
|
| 6
|
| Игры и развлечения на воде на разных этапах обучения плаванию.
| 2
|
| 7
|
| Начальное обучение плаванию (подготовительные упражнения по освоению с водой).
| 2
|
| 8
|
| Построение урока по плаванию.
| 2
|
| 9
|
| Основные средства обучения плаванию (классификация, характеристика).
| 2
|
|
| Раздел 2. Методика плавания
|
|
|
|
|
| Методика обучения технике плавания способом кроль на спине.
| 4
|
|
|
| Методика обучения технике плавания способом брасс.
| 4
|
|
|
| Методика обучения старту с тумбочки.
| 4
|
|
|
| Методика обучения старту из воды.
| 4
|
|
|
| Методика обучения поворотам в плавании.
| 4
|
|
|
| Техника плавания способом кроль на груди.
| 4
|
|
|
| Техника плавания способом кроль на спине.
| 4
|
|
|
| Техника плавания способом брасс.
| 4
|
|
|
| Техника выполнения старта с тумбочки.
| 4
|
| 9. Самостоятельная работа
№ п/п
| № раздела дисциплины из табл. 5.1
| Тематика самостоятельной работы
(детализация)
| Трудо-емкость
(час.)
| Компетенции ОК, ПК
| Контроль выполнения работы (Опрос, тест, дом.задание, и т.д)
| 1
| теория плавания
| Ошибки в технике плавания способом брасс. Методика их устранения.
Проработка конспекта лекций
Участие в тестировании на лекции
| 4
|
| Тест
| 2
|
| Ошибки при выполнении поворотов. Методика их устранения. Проработка конспекта лекций
Участие в тестировании на лекции
| 4
|
| Тест
| 3
|
| Ошибки при выполнении старта с тумбочки и из воды. Методика их устранения. Проработка конспекта лекций
Участие в тестировании на лекции
| 4
|
| Тест
| 4
|
| Техника прикладных способов плавания. Проработка конспекта лекций
Участие в тестировании на лекции
| 4
|
| Тест
| 5
|
| Техника ныряния в длину и глубину. Требования к погружениям. Проработка конспекта лекций
Участие в тестировании на лекции
| 4
|
| Тест
| 6
|
| Приемы транспортировки тонущего. Проработка конспекта лекций
Участие в тестировании на лекции
| 4
|
| Тест
| 7
|
| Способы освобождения от захватов. Проработка конспекта лекций
Участие в тестировании на лекции
| 4
|
| Тест
| 8
|
| Способы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Проработка конспекта лекций
Участие в тестировании на лекции
| 4
|
| Тест
| 9
|
| Общеразвивающие и имитационные упражнения, применяемые в процессе обучения плаванию. Проработка конспекта лекций
Участие в тестировании на лекции
| 4
|
| Тест
| 10
| Методика плавания
| Организация и проведение массовых соревнований по плаванию. Проработка конспекта лекций
| 2
|
| Тест
| 11
|
| Работа по плаванию в оздоровительных лагерях. Проработка конспекта лекций
| 2
|
| Тест
| 12
|
| Основные требования к сооружениям и местам занятий плаванием на естественных водоемах. Проработка конспекта лекций
| 2
|
| Тест
| 13
|
| Обязанности судьи при участниках. Программа соревнований по плаванию. Проработка конспекта лекций
| 2
|
| Тест
| 14
|
| Состав и подготовка судейской коллегии. Проработка конспекта лекций
| 2
|
| Тест
| 15
|
| Церемония открытия и закрытия соревнований, подготовка к параду. Проработка конспекта лекций
| 2
|
| Тест
| 16
|
| Правила выполнения старта с тумбочки и из воды. Проработка конспекта лекций
| 2
|
| Тест
| 17
|
| Правила выполнения поворотов при плавании различными способа-ми. Проработка конспекта лекций
| 2
|
| Тест
| 18
|
| Обязанности главного судьи соревнований. Проработка конспекта лекций
| 2
|
| Тест
| 10. Примерная тематика курсовых проектов (работ) не предусмотрены учебным планом. 11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
11.1 Основная литература
Булгакова Н.Ж. Обучение плаванию в школе. - М.: Просвещение, 2005.
Булгакова Н.Ж. Учите детей плавать. - М.: Физкультура и спорт, 2006.
Вайцеховский С.М. Физическая подготовка пловца. - М.: Физкультура и спорт, 2005.
Гончар И.Л. Плавание: Теория и методика преподавания: Учеб. - Мн.: Четыре четверти, 2005.
Макаренко Л.П. Подготовка юных пловцов. - М.: Физкультура и спорт, 2005.
Никитский Б.Н. Плавание: Учебник для вузов. - М.: Просвещение, 2006.
Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: учеб.пособие / под ред. Н.Ж.Булгаковой .— М. : Академия, 2005 .
Хаазе И. Игры в воде и под водой: Пер. с нем. - Мн.: Беларусь, 2005.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Плавание»
11.2 Дополнительная литература
Алексеева, О.И. Теоретико-методические основы подготовки пловца в вузе : учеб.пособие .— М. : Теория и практика физической культуры, 2003 .
Афанасьев, В.З. Спортивное плавание : учебник для вузов физической культуры / В.З.Афанасьев, Н.Ж. Булгакова, А.Р.Воронцов и др.; под ред. Н.Ж.Булгаковой .— М. : Физкультура, образование и наука, 1996 .
Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов- М.: ФиС, 1986.
Викулов, А.Д. Плавание: учеб.пособие .— М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004 .
Водные виды спорта : учебник для вузов / под ред. Н.Ж.Булгаковой .— М. : Академия, 2003.
Волков И.П. Вопросы медико-психологического обеспечения учебно-тренировочного процессе. — Теория и практика ф-ры- № 11, 1984.
Гончар И.Л. Плавание: Теория и методика преподавания: Учеб.-Мн "четыре четверти"; 1998. -352 с.
Гордон С.М. Техника спортивного плавания.- М.: ФиС, 1986.
Гордон С.М., Ширковец Е.А. Гидродинамическое сопротивление и продвигающие силы пловца //Теория и практика физ. культуры,- 1967, - № 7.
Гринев В.Г. Экспериментальное исследование эффективности гребка, методика оценки и совершенствования техники спортивного плавания: Авто-реф. дис. канд. пед. наук - Краснодар, 1976.
Гринь А.Р. Управление совершенствования специализированных восприятий при тренировке пловцов высокой квалификации: Автореф. дис. канд пед. наук, - Киев, 1978.
Жуков Р.О, Франченко А.С. Комментарии к правилам соревнований по плаванию (с экз. бил). -Кемерово: Кемеровский гос. университет, 2001. - 76 с.
Инясевкий К.А. Тренировка пловцов высокой квалификации. -М.: ФиС, 1970.
Каменев, Д.А. Плавательные бассейны .— М. : , 1999.
Каунсилмен Д. Наука о плавании.- М.: ФиС, 1972.
Каунсилмен Д. Спортивное плавание.- М.: ФиС, 1982.
Макаренко Л.Г. Юный пловец,- М., ФиС, 1983.
Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки.- М.: ФиС, 1977.
Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания,- М.: ФиС, 1976.
Мерсон Ф.З. Адаптация сердца к большой нагрузке и сердечная недостаточность- М.: Наука, 1975.
Основы спортивного плавания.- М.: ФиС, 1971.
Парфенов В.А., Платонов В.Н. Тренировка квалифицированных пловцов- М.: ФиС, 1979.
Плавание. Правила соревнований- М., ФиС, 1983.- 32 с.
Плавание. Учебник для вузов/Под ред. Н.Ж. Булгаковой. -М.: ФиС, 2001.
Плавание. Учебник для ин-тов физ. культ, под ред. Н.Ж. Булгаковой- М.: ФиС, 1979.
Плавание. Учебник для техникумов физ. культуры /Под ред. В.А. Парфенова, М.: ФиС, 1981.
Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов -М.: ФиС, 1986.
Платонов В.Н. Спортивное плавание.- Киев; Радяньска школа, 1983.
Платонов В.Н., Вайцеховский С.М. Тренировка пловцов высокого класса.- М.: ФиС, 1985.
Платонов В.Н., Фесенко СП. Сильнейшие пловцы мира- М.: ФиС, 1990.
Тимакова Т.С. Многолетняя подготовка пловца и ее индивидуализация.- М.: ФиС, 1985.
Учебник для ин-ов физ.культ. /Под ред. Н.Ж. Булгаковой, 1984.
Яшин Э. Азбука адаптации- Теория и практика ф.к-ры- № 11, 1982.
|