Скачать 448.78 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ Учебно-методический комплекс для студентов специальности 071401.65 «Социально-культурная деятельность»
Целью курса является рассмотрение основ коммуникативной культуры личности, формирование у студентов необходимых знаний, умений и навыков делового общения в социально-культурной сфере.
- Сформировать представление об особенностях коммуникативного процесса в социально-культурной деятельности; - Познакомить студентов с основными видами и средствами общения; - Рассмотреть принципы и правила взаимоотношений субъектов социокультурной деятельности; - Проанализировать культурные особенности повседневного и делового общения; - Изучить особенности и правила официально-делового общения. В результате изучения дисциплины будущий специалист должен: знать: - концептуальный и понятийный аппарат, используемый при анализе коммуникативной культуры личности; - особенности формирования коммуникативных навыков общения в социокультурной сфере; - национально-этнические и исторические особенности межличностного и группового общения. Уметь: - ориентироваться в правилах, законах и нормах современной профессиональной риторики; - владеть навыками официально-делового общения; - применять приемы и методы общения в своей профессиональной деятельности. Владеть знаниями в области теории и практики коммуникативной культуры организатора социокультурной деятельности.
Курс «Основы коммуникативной культуры» имеет междисциплинарный характер. Его место в профессиональной подготовке студентов обусловлено необходимостью изучения общих принципов и составляющих элементов коммуникативной культуры специалиста в социально-культурной сфере. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как культурологи, психология, деловой этикет, делопроизводство, культура речи. Знания и навыки, полученные студентами в результате изучения дисциплины, призваны помочь им в будущей профессиональной деятельности.
Сущность и особенности общения как социально-психологического феномена; потребность в общении; мотивы, обуславливающие вступление в социальное взаимодействие; основные функции общения; предмет общения и средства общения; основные виды и типы межличностного общения; основные структурные компоненты процесса общения; восприятие человека человеком; взаимодействие как компонент общения; общение и межличностные отношения; общее понятие и процесс формирования коммуникативной культуры личности; общение и нравственные установки человека; характеристики личностных качеств, необходимых для полноценного участия в общении; роль и место этикета в составе коммуникативной культуры; коммуникативные стереотипы и коммуникативное творчество; сущность и особенности коммуникативной культуры и профессиональная этика организатора социально-культурной деятельности; основные принципы и правила его взаимоотношений с субъектами социокультурной деятельности. Речевое общение. Предмет и основные категории риторики. Национально-этнические и исторические особенности повседневной и публичной речи. Современная риторика: этнориторика, риторика и профессиональная речь. Риторика и речевое поведение человека. Риторика и лингвистика. Речевое событие – дискурс. Речевая ситуация. Речевое действие. Речевой поступок. Требования к поведению говорящего. Законы современной общей риторики. Стратегии речевого поведения. Риторика специалиста социально-культурной деятельности. Деловая риторика. Особенности официально-делового общения. Убеждение и манипулирование. Языковое выражение доводов. Средства изобразительности и выразительности. Создание текста в сфере делового общения. Деловая переписка. Приемы речевого воздействия. Деловые переговоры. Стратегия слушающего. Стратегия говорящего. Групповые формы деловых переговоров. Методы коллективного принятия решений. Коллективные двухсторонние деловые переговоры. Дискуссия. Мода. Внешний вид. Искусство соответствовать социально-психологической ситуации. Эстетические основы и техника движения. Процесс общения, методы общения. Техника общения.
Оценка степени усвоения учебного материала по данному курсу осуществляется на основе рейтинговой системы. Все знания, умения и навыки, приобретаемые студентами в ходе освоения дисциплины, систематически оцениваются по 100-балльной шкале. Для допуска к итоговой аттестации студенту необходимо набрать не менее 60 баллов. Общее количество баллов складывается из суммы балов, полученных студентом по каждой теме за выполнение обязательных видов работ. Перечень обязательных видов работ включает в себя ответы на семинарах, участие в дискуссиях, подготовку докладов, рефератов, выполнение контрольных работ, участие в подготовке и проведении деловых игр и тренингов. За выполнение каждого вида работы начисляется установленное количество баллов. При оценке устных видов работ (ответы на семинаре, участие в дискуссиях, доклады) учитывается степень владения темой, знание фактического материала, логичность суждений, умение грамотно аргументировать свой ответ или свою точку зрения. Тема докладов формулируется студентом самостоятельно, с учетом содержания занятия. Письменные работы (рефераты, контрольные работы) оцениваются в зависимости от полноты раскрытия темы, степени проработанности литературы и источников, обоснованности выводов. Общий объем реферата должен составлять не менее 10 страниц текста и содержать в списке используемой литературы не менее 8 статей и монографий. В качестве промежуточного контроля предлагается в конце каждого раздела выполнение коротких контрольных работ (до 30 минут). За пропуски занятий без уважительных причин, нарушение сроков выполнения учебных заданий, систематический отказ отвечать на занятиях, количество набранных баллов уменьшается. В случае если студент не набрал необходимого для допуска к итоговой аттестации количества баллов, он получает дополнительные задания и отчитывается за их исполнение во время собеседования назначаемого преподавателем. Оценка «хорошо» или «отлично» может быть выставлена студенту автоматически, в случае если сумма набранных им баллов составляет более 75. Распределение зачетных баллов по видам работ
Шкала перевода баллов в оценки: - от 0 до 59 баллов – «незачет», «не допуск к экзамену», - от 60 до 75 баллов – «зачет», «допуск к экзамену», - от 76 до 85 баллов – «хорошо», - от 86 до 100 баллов – «отлично»
I. Теоретические аспекты изучения социальных коммуникаций
Коммуникация как необходимое условие жизнедеятельности человека. Основные подходы к определению содержания термина коммуникации: коммуникация как механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений; коммуникация как обмен информацией между сложными динамическими системами и их частями; коммуникация как информационная связь субъекта с тем или иным объектом; Коммуникация как способ деятельности. Виды коммуникаций. Понятие социальной коммуникации как межнаучной категории. Законы и категории коммуникации. Коммуникационные потребности. Типология коммуникационных потребностей. Личностные, групповые и общественные коммуникативные потребности. Социологические подходы к исследованию коммуникаций |