Скачать 128.42 Kb.
|
ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ» Пояснительная записка Ухудшение здоровья подрастающего поколения достигло в настоящее время масштабов национальной проблемы. Среди заболеваний наиболее распространены патологии опорно-двигательного аппарата, органов зрения, верхних дыхательных путей и органов пищеварения. Постоянно растет число детей и подростков, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Цель современной школы - подготовка своих воспитанников к успешной адаптации в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества. Но следует помнить, что в условиях многократно возросшей в образовательном пространстве нагрузки особое внимание следует уделять здоровью всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогов и обслуживающего персонала. И в первую очередь, конечно же, здоровью учащихся, в связи с: -интенсивным течением процессов роста и развития детского организма; -с неблагоприятным воздействиям окружающей среды, в том числе и образовательной; -использованием в процессе обучения всех основных сенсорных систем ребенка, таких как визуальная (или зрительная), аудиальная (или слуховая), кинестетическая (или телесная); -экологической (техногенной) загрязненностью образовательного пространства ОУ (например, шумовое, электромагнитное и электростатическое загрязнения и пр.). Перечисленные характеристики зависимости здоровья обучающихся от особенностей организации образовательного процесса современной школы требуют четкой регламентации всех условий, определяющих жизнедеятельность школьников в период нахождения в образовательном учреждении. Этому будет способствовать реализация программы «Здоровье». В школе разработана программа «Здоровье», которая основывается на: 1.Конвенции ООН о Правах Ребенка; 2.Конституции Российской Федерации; 3. Законе Российской Федерации «Об образовании»; 4. Национальной Доктрине образования Российской Федерации; Основные концептуальные положения Программы «Здоровье»: 1. Программа призвана реализовать основные положения Декларации Прав Ребенка, направленные на защиту здоровья и получение полноценного образования. 2. Программа является подтверждением особого статуса детства как периода, не зависящего от социальных, политических, национальных, конфессиональных и других отличий. 3. Программа находится в числе приоритетных направлений деятельности органов власти, служит основой сотрудничества образования и здравоохранения, общественности, школы и родителей. Цели программы: 1. Поддержание и создание условий для сохранения и укрепления физического, психического и духовно-нравственного здоровья всех участников образовательного процесса. 2. Формирование у школьников знаний о здоровом образе жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему, профилактика вредных привычек. 3. Выработка индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить здоровье в современных условиях жизни. Задачи программы: Создание реальных социально-гигиенических и социально-психологических условий в школе, способствующих укреплению здоровья. Контроль выполнения санитарно-гигиенических требований с учетом особенностей современного образовательного учреждения. Обеспечить включение в оптимизированную активную двигательную деятельность всех учащихся школы для сохранения и укрепления физического здоровья. Формирование у школьников через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей. Разработать пакет методических материалов (пособий, рекомендаций, буклетов и пр.) для педагогов, учащихся и родителей по вопросам развития ребенка, охраны и укрепления его здоровья. Продолжить обучение всех участников образовательного процесса элементарным приемам сохранения и укрепления индивидуального здоровья. В соответствии с основными задачами содержание работы школы определяется следующими направлениями: - научным, изучающим закономерности роста и развития, формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов применения знаний в условиях учреждений системы образования; - прикладным, осуществляющим научно-методическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания. Направление предполагает подготовку кадров педагогических, ориентированных на ЗОЖ, создание учебных пособий, методических рекомендаций; - практическим (работа с детьми, родителями, педагогами ОУ в рамках программы). Реализация поставленных задач будет осуществляться конкретными средствами, методами, через систему спланированных мероприятий. Созданием определенных условий, в комплексе с концепцией развития учебно- воспитательного процесса школы: организацию скоординированных действий по уменьшению детского травматизма; усовершенствования сбалансированного разнообразного питания; разработку комплекса мероприятий по профилактике алкоголизма, наркомании, табакокурения; адаптацию и внедрение современных социальных технологий, направленных на уменьшение всех видов насилия в семье, школе и других социальных группах, где находятся дети и подростки. Основными видами деятельности по программе «Здоровье» в школе являются диагностика, развитие, профилактика и консультирование. Диагностическая деятельность. Школа решает следующие конкретные диагностические задачи: - диагностика готовности ребенка к поступлению в школу с выявлением степени зрелости ребенка - контроль за сбалансированностью питания; - мониторинг причин, влияющих на ухудшение состояния здоровья и нарушение гармоничности физического развития. Развивающая деятельность ориентирована на оказание помощи педагогическому коллективу в осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании детей, развитии их способностей и склонностей. Профилактическая и коррекционная деятельность определяется необходимостью формирования у педагогов и детей потребности в знаниях о здоровом образе жизни, желания использовать их в работе с ребенком, а также своевременным предупреждением и устранением возможных отклонений в состоянии здоровья и физического развития, обусловленных неумелым обучением и воспитанием. Профилактическая и коррекционная работа проводится с отдельными детьми, педагогами. В процессе профилактической и коррекционной работы осуществляются следующие конкретные мероприятия: - диагностика с целью раннего выявления возможных отклонений в состоянии здоровья; - разработка комплекса развивающих, профилактических и коррекционных упражнений для занятия с детьми. Совместно с педагогами и родителями намечает программу индивидуальной работы с целью их улучшения адаптации, высокой работоспособности и обеспечения нормального развития с учетом индивидуальной готовности ребенка к обучению на каждом переходном этапе. Консультативная деятельность ориентирована на повышение культуры педагогов и родителей; расширение кругозора по вопросам здорового образа жизни. При осуществлении консультативной работы необходимо решать следующие задачи: - консультация педагогов, родителей по проблеме оздоровления детей; - индивидуальные и коллективные занятия с детьми по вопросам здорового образа жизни; - повышение грамотности через работу педагогического совета, методических объединений, общих и родительских собраний; Реализация программы «Здоровье» требует решения ряда организационных проблем: 1. мониторинг состояния здоровья школьников; 2. нормализация учебной нагрузки; 3. повышение квалификации работников школы в вопросах охраны здоровья, рациональной организации учебного процесса, ликвидации учебных перегрузок; 4. информирование родителей в вопросах охраны здоровья, предупреждения школьных проблем и помощи детям с трудностями школьной адаптации; Основные принципы реализации программы: Принцип триединого представления о здоровье: здоровье - это неразрывное единство трех составляющих - физического здоровья, психического здоровья и духовно-нравственного здоровья. Принцип приоритета действительной заботы о здоровье учащихся и педагогов: предполагает, что все происходящее в школе - от разработки планов и составления расписания до организации внеурочной деятельности и работы с родителями - должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей. Принцип непрерывности и преемственности: определяет необходимость проводить работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся и педагогов не от случая к случаю, а каждый день и на каждом учебном занятии или школьном мероприятии. Принцип соответствия содержания и применения здоровьесберегающих технологий возрастным особенностям обучающихся: обоснованность применения как традиционных, так и нетрадиционных методик оздоровительной работы и здоровьесберегающих технологий в различных возрастных группах. Принцип комплексного междисциплинарного подхода - основа эффективной работы по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса, так как только тесное и согласованное взаимодействие педагогов и школьных специалистов является условием достижения положительных результатов оздоровительной деятельности. Сроки реализации программы 2013 – 2014 годы Этапы выполнения программы «Здоровье» 1.Создание оптимальных санитарно-гигиенических условий: Соблюдение теплового режима; Поддержание в помещениях школы чистоты; Соблюдение нормативов освещенности в классах; Соблюдение гигиенических норм и правил обучающимися; Организация здорового, витаминизированного и разнообразного питания обучающихся школы; Осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний обучающихся. 2.Условия для здоровья на уроках: Санитарно-гигиенические условия (в дополнение к вышеизложенным) и условия, учитывающие физиологию человека: - Формирование правильной осанки; - Правильное размещение обучающихся при посадке, учитывающее состояние здоровья, смену места и т.д.; - Физкультминутки до 8 класса включительно; - Использование мебели, соответствующей росту обучающихся; Морально –психологические: - Деловая, деятельная атмосфера; - Уверенность в успехе; - Доброжелательность; 3.Формирование социально-психологического климата в школьном коллективе, отвечающего следующим требованиям: -перспективность, оптимистичность; -жизнерадостность; -уверенность в успехе, результативности как в личной, так и в коллективной деятельности; -защищенность обучающихся; -дух сотрудничества; -построение оптимальных целесообразных отношений учитель – ученик. 4. Изменение подходов к урокам физической культуры и их совершенствование в следующих направлениях: -увеличение объема физической нагрузки на уроке за счет повышения плотности, моторности, динамичности уроков; -нацеленность на конкретные результаты физического развития каждого отдельного школьника, скоростных, силовых качеств, выносливости; -активное включение и использование идеи состязательности свойственной детям школьного возраста; -мотивация обучающихся на повышение своей физической культуры, -увеличение доли времени на улучшение осанки. 5. Во внеклассной спортивно-массовой работе достичь массовости, всеохватности обучающихся в спортивных секциях. Спортивно-массовую работу расширить и дополнить следующим содержанием и мероприятиями: -проведение два раза в год «Дня здоровья» -спортивного праздника с участием всего школьного коллектива и родителей обучающихся как комплекса эстафет, соревнований и туризма; -организация различных внутришкольных соревнований, веселых стартов среди обучающихся, спортивных встреч родителей и обучающихся; -использование перемен для расширения двигательной активности (через подвижные и спортивные игры); -формирование спортивных традиций, открытие спортивных сезонов, выявление лучших спортсменов, самых сильных, лучших прыгунов и т.д. Участие в районных соревнованиях. 6. Программа здоровья учителя, которая включает в себя: -творческую активность; -поддержание благоприятного морально-психологического климата; -организацию здорового досуга; -занятия физической культуры и спортом; 7. Пропаганда здорового образа жизни: -формирование физиологии здоровья; -обучение способам оздоровления организма; -раскрытие значения взаимодействия человека с окружающей средой. 8. Установление взаимосвязи с медицинскими учреждениями для решения общих задач: -проведение медосмотров в ГБУЗ РМ «Ардатовская центральная районная больница»; -профилактика инфекционных заболеваний; -организация медицинских знаний через классные часы, уроки ОБЖ, встречи с медицинскими работниками; -обучение всех участников образовательного процесса оказанию первой медицинской помощи. 9. Работа с родителями: -проведение родительских собраний, индивидуальной работы с родителями по созданию установки на совместную деятельность с целью решения психолого-педагогических проблем развития ребенка; -вооружение родителей основами психолого- педагогических знаний, оказание помощи в создании благоприятной экологической и психологической среды в семье; -включение родителей в воспитательный процесс школы; -привлечение внимания обучающихся и их родителей к проблемам здоровья. Направление реализации программы «Здоровье» 1. Оптимизация учебно-воспитательного процесса 2. Оздоровительные мероприятия 3. Повышение двигательной активности учащихся План работы программы «Здоровье»
|
Программа лектория «Здоровье в наследство» Здоровье является базисной характеристикой человеческой жизни. Рассматривая здоровье как жизненный процесс, можно говорить о нем... | Программа «Здоровье» Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться... | ||
Урок трудового обучения по теме: «Изготовление по образцу плоской модели светофора» Сейчас мы поговорим о том, как оберегать себя от опасностей и сохранить своё здоровье, и здоровье окружающих. А для чего необходимо... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Привлечь внимание учащихся к тому, что о своем здоровье и о здоровье окружающих надо заботиться, что здоровье одно из главных условий... | ||
Реферат в номинации «Питание» На тему «Диета и здоровье школьника» Что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (воз), здоровье – это состояние полного физического,... | Тематический план изучения курса учебной дисциплины «Здоровый образ жизни и его составляющие» Здоровье как государственная задача и личная потребность человека. Основные понятия категории здоровье. Здоровье как государственная... | ||
Программа элективного курса. «Здоровье человека и окружающая среда» Содержание курса поможет понять, почему здоровье – физическое и духовное, главное богатство человека; каким образом здоровье зависит... | «Здоровье не все, но все без здоровья ничто» «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка – … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Забота о здоровье одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой,... | Образовательная программа «здоровье» Здоровье подрастающего поколения является одна из приоритетных задач общества и определяется комплексом факторов | ||
Ориентация на здоровье у лиц отнесённых к интерналам и экстерналам.... Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Воспитывать желание заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье окружающих | ||
Конспект занятия кружка «Здоровье» во 2 «Б» классе Дать представление о вредных привычках и их влиянии на здоровье, развитие личности и поведение человека | Методический материал «Урок-игра «Счастливый случай» Цели «Здоровье – это не только отсутствие болезней, это полное физическое, душевное и социальное благополучие». Необходимо также всегда... | ||
Урок здоровья Тема: «Здоровье бесценный дар» «Здоровье бесценный дар». Действительно, здоровье- это одна из главных составляющих счастья каждого человека. Ведь не зря говорят,... | Isbn 978—5—89774—998—0 © Прихожан А. М., 2007 ... |