Программа «здоровье»





Скачать 128.42 Kb.
НазваниеПрограмма «здоровье»
Дата публикации25.06.2014
Размер128.42 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Спорт > Программа
ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»

Пояснительная записка

Ухудшение здоровья подрастающего поколения достигло в настоящее время масштабов национальной проблемы.

Среди заболеваний наиболее распространены патологии  опорно-двигательного аппарата, органов зрения, верхних дыхательных путей и органов пищеварения. Постоянно растет число детей и подростков, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Цель современной школы - подготовка своих воспитанников к успешной адаптации в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества. Но следует помнить, что в условиях многократно возросшей в образовательном пространстве нагрузки особое внимание следует уделять здоровью всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогов и обслуживающего персонала. И в первую очередь, конечно же, здоровью учащихся, в связи с:

-интенсивным течением процессов роста и развития детского организма;

-с неблагоприятным воздействиям окружающей среды, в том числе и образовательной;

-использованием в процессе обучения всех основных сенсорных систем ребенка, таких как визуальная (или зрительная), аудиальная (или слуховая), кинестетическая (или телесная);

-экологической (техногенной) загрязненностью образовательного пространства ОУ (например, шумовое, электромагнитное и электростатическое загрязнения и пр.).

Перечисленные характеристики зависимости здоровья обучающихся от особенностей организации образовательного процесса современной школы требуют четкой регламентации всех условий, определяющих жизнедеятельность школьников в период нахождения в образовательном учреждении. Этому будет способствовать реализация программы «Здоровье».

В школе разработана программа «Здоровье», которая основывается на:

1.Конвенции ООН о Правах Ребенка;

2.Конституции Российской Федерации;

3. Законе Российской Федерации «Об образовании»;

4. Национальной Доктрине образования Российской Федерации;

 

Основные концептуальные положения Программы «Здоровье»:

1. Программа призвана реализовать основные положения Декларации Прав Ребенка, направленные на защиту здоровья и получение полноценного образования.

2. Программа является подтверждением особого статуса детства как периода, не зависящего от социальных, политических, национальных, конфессиональных и других отличий.

3. Программа находится в числе приоритетных направлений деятельности органов власти, служит основой сотрудничества образования и здравоохранения, общественности, школы и родителей.  

Цели программы: 

1. Поддержание и создание  условий для сохранения и укрепления физического, психического и духовно-нравственного здоровья всех участников образовательного процесса.

2. Формирование у школьников знаний о здоровом образе жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему, профилактика вредных привычек.

3. Выработка индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить здоровье в современных условиях жизни.

Задачи программы:

Создание реальных социально-гигиенических и социально-психологических условий в школе, способствующих укреплению здоровья.

Контроль  выполнения санитарно-гигиенических требований с учетом особенностей современного образовательного учреждения.

Обеспечить включение в оптимизированную активную двигательную деятельность всех учащихся школы для сохранения и укрепления физического здоровья.

Формирование у школьников через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Разработать пакет методических материалов (пособий, рекомендаций, буклетов и пр.) для педагогов, учащихся и родителей по вопросам развития ребенка, охраны и укрепления его здоровья.

Продолжить обучение всех участников образовательного процесса элементарным приемам сохранения и укрепления индивидуального здоровья.

 В соответствии с основными задачами содержание работы школы определяется следующими направлениями:

            - научным, изучающим закономерности роста и развития, формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов применения знаний в условиях учреждений системы образования;

            - прикладным, осуществляющим научно-методическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания. Направление предполагает подготовку кадров педагогических, ориентированных на ЗОЖ, создание учебных пособий, методических рекомендаций;

            - практическим (работа с детьми, родителями, педагогами ОУ в рамках программы).

Реализация поставленных задач будет осуществляться конкретными средствами, методами, через систему спланированных мероприятий. Созданием определенных условий, в комплексе с концепцией развития учебно- воспитательного процесса школы:

организацию скоординированных действий по уменьшению детского травматизма;

усовершенствования сбалансированного разнообразного питания;

разработку комплекса мероприятий по профилактике алкоголизма, наркомании, табакокурения;

адаптацию и внедрение современных социальных технологий, направленных на уменьшение всех видов насилия в семье, школе и других социальных группах, где находятся дети и подростки.

 Основными видами деятельности по программе «Здоровье» в школе являются диагностика, развитие, профилактика и консультирование.

Диагностическая деятельность.

Школа решает следующие конкретные диагностические задачи:

- диагностика готовности ребенка к поступлению в школу с выявлением степени зрелости ребенка

- контроль за сбалансированностью питания;

- мониторинг причин, влияющих на ухудшение состояния здоровья и нарушение гармоничности физического развития.

 Развивающая деятельность ориентирована на оказание помощи педагогическому коллективу в осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании детей, развитии их способностей и склонностей.

 Профилактическая и коррекционная деятельность определяется необходимостью формирования у педагогов и детей потребности в знаниях о здоровом образе жизни, желания использовать их в работе с ребенком, а также своевременным предупреждением и устранением возможных отклонений в состоянии здоровья и физического развития, обусловленных неумелым обучением и воспитанием. Профилактическая и коррекционная работа проводится с отдельными детьми, педагогами. В процессе профилактической и коррекционной работы осуществляются следующие конкретные мероприятия:

- диагностика с целью раннего выявления возможных отклонений в состоянии здоровья;

- разработка комплекса развивающих, профилактических и коррекционных упражнений для занятия с детьми. Совместно с педагогами и родителями намечает программу индивидуальной работы с целью их улучшения адаптации, высокой работоспособности и обеспечения нормального развития с учетом индивидуальной готовности ребенка к обучению на каждом переходном этапе.

Консультативная деятельность ориентирована на повышение культуры педагогов и родителей; расширение кругозора по вопросам здорового образа жизни. При осуществлении консультативной работы необходимо решать следующие задачи:

- консультация педагогов, родителей по проблеме оздоровления детей;

- индивидуальные и коллективные занятия с детьми по вопросам здорового образа жизни;

- повышение грамотности через работу педагогического совета, методических объединений, общих и родительских собраний;

Реализация программы «Здоровье» требует решения ряда организационных проблем:

1.  мониторинг состояния здоровья школьников;

2.  нормализация учебной нагрузки;

3. повышение квалификации работников школы в вопросах охраны здоровья, рациональной организации учебного процесса, ликвидации учебных перегрузок;

4. информирование родителей в вопросах охраны здоровья, предупреждения школьных проблем и помощи детям с трудностями школьной адаптации;

Основные принципы реализации программы:

Принцип триединого представления о здоровье: здоровье - это неразрывное единство трех составляющих - физического здоровья, психического здоровья и духовно-нравственного здоровья.

Принцип приоритета действительной заботы о здоровье учащихся и педагогов: предполагает, что все происходящее в школе - от разработки планов и составления расписания до организации внеурочной деятельности и работы с родителями - должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей.

Принцип непрерывности и преемственности: определяет необходимость проводить работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся и педагогов не от случая к случаю, а каждый день и на каждом учебном занятии или школьном мероприятии.

Принцип соответствия содержания и применения здоровьесберегающих технологий возрастным особенностям обучающихся: обоснованность применения как традиционных, так и нетрадиционных методик оздоровительной работы и здоровьесберегающих технологий в различных возрастных группах.

Принцип комплексного междисциплинарного подхода - основа эффективной работы по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса, так как только тесное и согласованное взаимодействие педагогов и школьных специалистов является условием достижения положительных результатов оздоровительной деятельности.

Сроки реализации программы 2013 – 2014 годы

Этапы выполнения программы «Здоровье»

1.Создание оптимальных санитарно-гигиенических условий:

Соблюдение теплового режима;

Поддержание в помещениях школы чистоты;

Соблюдение нормативов освещенности в классах;

Соблюдение гигиенических норм и правил обучающимися;

Организация здорового, витаминизированного и разнообразного питания обучающихся школы;

Осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний  обучающихся.

2.Условия для здоровья на уроках:

Санитарно-гигиенические условия (в дополнение к вышеизложенным) и условия, учитывающие физиологию человека:

- Формирование правильной осанки;

- Правильное размещение обучающихся при посадке, учитывающее состояние здоровья, смену места и т.д.;

- Физкультминутки до 8 класса  включительно;

- Использование мебели, соответствующей росту обучающихся;

Морально –психологические:

- Деловая, деятельная атмосфера;

- Уверенность в успехе;

- Доброжелательность;

3.Формирование социально-психологического климата в школьном коллективе, отвечающего следующим требованиям:

-перспективность, оптимистичность;

-жизнерадостность;

-уверенность в успехе, результативности как в личной, так и в коллективной деятельности;

-защищенность обучающихся;

-дух сотрудничества;

-построение оптимальных целесообразных отношений учитель – ученик.

4. Изменение подходов к урокам физической культуры и их совершенствование в следующих направлениях:

-увеличение объема физической нагрузки на уроке за счет повышения плотности, моторности, динамичности уроков;

-нацеленность на конкретные результаты физического развития каждого отдельного школьника, скоростных, силовых качеств, выносливости;

-активное включение и использование идеи состязательности свойственной детям школьного возраста;

-мотивация обучающихся на повышение своей физической культуры,

-увеличение доли времени на улучшение осанки.

5. Во внеклассной спортивно-массовой работе достичь массовости, всеохватности обучающихся в спортивных секциях. Спортивно-массовую работу расширить и дополнить следующим содержанием и мероприятиями:

-проведение два раза в год «Дня здоровья» -спортивного праздника с участием всего школьного коллектива и родителей обучающихся как комплекса эстафет, соревнований и туризма;

-организация различных внутришкольных соревнований, веселых стартов среди обучающихся, спортивных встреч родителей и обучающихся;

-использование перемен для расширения двигательной активности (через подвижные и спортивные игры);

-формирование спортивных традиций, открытие спортивных сезонов, выявление лучших спортсменов, самых сильных, лучших прыгунов и т.д. Участие в районных соревнованиях.

6. Программа здоровья учителя, которая включает в себя:

-творческую активность;

-поддержание благоприятного морально-психологического климата;

-организацию здорового досуга;

-занятия физической культуры и спортом;

7. Пропаганда здорового образа жизни:

-формирование физиологии здоровья;

-обучение способам оздоровления организма;

-раскрытие значения взаимодействия человека с окружающей средой.

8. Установление взаимосвязи с медицинскими учреждениями для решения общих задач:

-проведение медосмотров в ГБУЗ РМ «Ардатовская центральная районная больница»;

-профилактика инфекционных заболеваний;

-организация медицинских знаний через классные часы, уроки ОБЖ, встречи с медицинскими работниками;

-обучение всех участников образовательного процесса оказанию первой медицинской помощи.

9. Работа с родителями:

-проведение родительских собраний, индивидуальной работы с родителями по созданию установки на совместную деятельность с целью решения психолого-педагогических проблем развития ребенка;

-вооружение родителей основами психолого- педагогических знаний, оказание помощи в создании благоприятной экологической и психологической среды в семье;

-включение родителей в воспитательный процесс школы;

-привлечение внимания обучающихся и их родителей к проблемам здоровья.

 

Направление реализации программы «Здоровье»

1. Оптимизация учебно-воспитательного процесса

2. Оздоровительные мероприятия

3. Повышение двигательной активности учащихся

 

План работы  программы «Здоровье»



Мероприятия


сроки

Руководитель

1.

Гигиеническая оценка воздушно-теплового режима  в классных комнатах

октябрь

Администрация

2.

Гигиеническая оценка освещенности учебных кабинетов.

1 раз в четверть

Кл. руководители

3.

Оформление документации «Охрана жизни и здоровья детей» (листки здоровья в классных журналах)

сентябрь

Работник ФАП

Кл.руководители

4.

Осуществление контроля выполнения СанПиНа:

 - световой , питьевой, воздушный режим спортивного зала, мастерской;

- соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку, рассаживание обучающихся согласно рекомендациям;

- анализ школьного расписания, предотвращение перегрузки учебными занятиями, дозирование домашних заданий

В течение    учебного года

Работник ФАП

Классные руководители

5.

Организация и проведение утренней гимнастики до учебных занятий для учащихся 2-9  классов.

Ежедневно

Дежурный учитель

6.

Медосмотр обучающихся

По графику

Работник ФАП

7.

Обязательное  использование  на учебных занятиях физкультурных минуток и динамических пауз; организация подвижных игр;

В течение учебного года

Учителя

8.

Организация и проведение динамических перемен для учащихся 1- го класса.

В течение года

Учитель

9.

Использование учителями - предметниками методики здоровьесберегающего урока.

Постоянно

Учителя-предметники

10.

Осуществление контроля обучения технологии,  ОБЖ, информатике

В теч. года

Администрация

11.

Проведение профилактической работы по искоренению вредных привычек обучающихся.

В течение учебного  года

Кл. руководители

12.

Витаминизация блюд школьной столовой

Постоянно

Работник ФАП Директор

13.

Родительские собрания по ЗОЖ, занятия физкультурой и спортом.

В течение уч. года

Администрация,

учитель физкультуры

14.

Пропаганда ЗОЖ: оформление газет, плакатов, просмотр видеофильмов, беседы.

В течение года

Работник ФАП, классные руководители

15.

Школа здоровья: Дни здоровья, спортивные секции, спортивные мероприятия.

В течение года

Администрация, учитель физкультуры

16.

Различные формы работы с родителями обучающихся Родительский всеобуч «Наша семья - за здоровый образ жизни».

По плану

Родительский комитет, классные руководители

17.

Организация и проведение спортивных праздников, соревнований для школьников и родителей

Согласно графика

Родительский комитет, классные руководители, учитель физкультуры

 18.

Комплексная воспитательная программа «Я - за здоровый образ жизни»:


В течение года

Классные руководители Учитель физкультуры

 19.

Использование ИКТ для совершенствования и повышения эффективности оздоровительной деятельности школы

Постоянно

Учитель информатики

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «здоровье» iconПрограмма лектория «Здоровье в наследство»
Здоровье является базисной характеристикой человеческой жизни. Рассматривая здоровье как жизненный процесс, можно говорить о нем...
Программа «здоровье» iconПрограмма «Здоровье»
Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться...
Программа «здоровье» iconУрок трудового обучения по теме: «Изготовление по образцу плоской модели светофора»
Сейчас мы поговорим о том, как оберегать себя от опасностей и сохранить своё здоровье, и здоровье окружающих. А для чего необходимо...
Программа «здоровье» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Привлечь внимание учащихся к тому, что о своем здоровье и о здоровье окружающих надо заботиться, что здоровье одно из главных условий...
Программа «здоровье» iconРеферат в номинации «Питание» На тему «Диета и здоровье школьника»
Что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (воз), здоровье – это состояние полного физического,...
Программа «здоровье» iconТематический план изучения курса учебной дисциплины «Здоровый образ жизни и его составляющие»
Здоровье как государственная задача и личная потребность человека. Основные понятия категории здоровье. Здоровье как государственная...
Программа «здоровье» iconПрограмма элективного курса. «Здоровье человека и окружающая среда»
Содержание курса поможет понять, почему здоровье – физическое и духовное, главное богатство человека; каким образом здоровье зависит...
Программа «здоровье» icon«Здоровье не все, но все без здоровья ничто»
«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка – … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических...
Программа «здоровье» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Забота о здоровье одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой,...
Программа «здоровье» iconОбразовательная программа «здоровье»
Здоровье подрастающего поколения является одна из приоритетных задач общества и определяется комплексом факторов
Программа «здоровье» iconОриентация на здоровье у лиц отнесённых к интерналам и экстерналам....
Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то...
Программа «здоровье» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воспитывать желание заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье окружающих
Программа «здоровье» iconКонспект занятия кружка «Здоровье» во 2 «Б» классе
Дать представление о вредных привычках и их влиянии на здоровье, развитие личности и поведение человека
Программа «здоровье» iconМетодический материал «Урок-игра «Счастливый случай» Цели
«Здоровье – это не только отсутствие болезней, это полное физическое, душевное и социальное благополучие». Необходимо также всегда...
Программа «здоровье» iconУрок здоровья Тема: «Здоровье бесценный дар»
«Здоровье бесценный дар». Действительно, здоровье- это одна из главных составляющих счастья каждого человека. Ведь не зря говорят,...
Программа «здоровье» iconIsbn 978—5—89774—998—0 © Прихожан А. М., 2007
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск