Анализ работы ШМО
учителей иностранного языка МОАУ «СОШ № 13»
за 2011-2012 1чебный год
В 2011-2012 учебном году ШМО учителей иностранного языка работало по проблеме «Повышение качества образования как результата формирования ключевых компетенций ученика на основе использования методов активного обучения и здоровьесберегающих технологий», реализуя её и во внеклассной деятельности.
Цель:повысить качество преподавания иностранных языков путём использования современных педагогических технологий в образовательном процессе.
Задачи:
1.Повышать качество преподавания иностранных языков путём использования современных педагогических технологий в образовательном процессе.
2. Активизировать работу по взаимопосещению уроков и внеклассных мероприятий с целью повышения качества преподавания и умения давать уроки с высоким уровнем подачи материала, разнообразить формы работы и применять современные методики и технологии.
3. Создать график мониторинговых работ по всем видам речевой деятельности для всех параллелей и вести планомерную работу по отслеживанию и ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
4. Повышать профессиональный уровень учителей через активные формы повышения квалификации: курсовую подготовку и обобщение опыта работы.
5. Активизировать работу с одарёнными детьми с целью успешного участия в олимпиадах, конкурсах и сдачи ГИА и ЕГЭ.
6. Продолжить обзор научно-методических изданий для повышения информированности учителей, развития профессионального уровня, стимулирования потребности учителей в самообразовании.
7. Активизировать участие в профессиональных конкурсах.
8. Начать работу на региональном сайте сетевого сообщества учителей иностранного языка.
При отборе содержания учебного материала, составлении тематического и поурочного планирования учителя руководствовались обязательными минимумами основного общего и среднего образования. Учителя работали по программе авторов А.А. Миролюбов, И.М. Бим, Р.С. Алпатова и др. и по УМЛ З.Н, Никитенко 2-4 классы, В.П. Кузовлев и др. 5-11 классы (английский язык) и Л.П. Бим 2-9 классы и Г.И. Воронина 10-11 классы. Все учащиеся были обеспечены учебниками на 100%.
Кадровый состав
Образовательный процесс по английскому и немецкому языку осуществляли 5 учителей: ЕмелинаО.Е., Озёрская Е.Е., Игнатьева Ю.И., Белевцева Н.С., Саблина Н.В. Все учителя с высшим педагогическим образованием, что предполагает высокий уровень знаний педагогов и соответствующий методический уровень. В этом учебном году Игнатьева Ю. И. закончила самарский Филиал Московского Городского Педагогического Университета, факультет иностранных языков и PR технологий по специальности учитель английского языка.
№
| ФИО
| Категория
| Стаж
| Образование
| Награды, грамоты
| язык
| 1.
| Белевцева Н.С.
| 2
| 5,6
| ВП
| Грамота УО администрации г. Бузулука
| Немецкий
| 2.
| Емелина О.Е.
| 1
| 24
| ВП
| Почетная грамота Мин. Образования и науки РФ
| Английский
| 3.
| Игнатьева Ю.И.
| 2
| 4
| ВП
|
| английский
| 4.
| Озёрская Е.Е.
| 1
| 12
| ВП
| Грамота УО администрации г. Бузулука
| английский
| 5.
| Саблина Н..В.
| 1
| 16
| ВП
| Грамота УО администрации г. Бузулука
| Немецкий.
| Методическое объединение учителей иностранного языка работало гад совершенствованием педагогического мастерства путём самообразования, что нашло своё отражение в практической деятельности.
Самообразование
№
| ФИО
| Тема
| Практический выход
| 1.
| Белевцева Н.С.
| Обучение коммуникативному чтению и устной речи на основе прочитанного текста
| 22.12.11 Открытый урок в 3 классе МОУ «СОШ № 8» по теме «Зима. Кто умеет отгадывать загадки о животных?»
Обобщение опыта работы на городском конкурсе «Учитель года 2012»
| 2.
| Емелина О.Е.
| Ролевая игра как средство обучения иноязычному говорению.
| 27.01.12 –ШМО
02.03.12 –Открытый урок в 6-б классе по теме “CentralDepartmentStore”
| 3.
| Игнатьева Ю.И.
| Обучение младших школьников технике чтения на английском языке с использованием графических моделей.
|
---------------
| 4.
| Озёрская Е.Е.
| Развитие критического мышления на уроках английского языка
| 27.01.12 –ШМО
15.05.12.- Открытый урок в 6-б классе по теме «Семья»
| 5.
| Саблина Н. В.
| Роль компьютера в успешно овладении немецким языком
| 27.02.12 –ШМО
02.12.11 –Открытый урок на защиту 1 категории в 9-б классе по теме «Книги в нашей жизни»
| В течение года с целью обмена опытом и повышения уровня преподавания было организовано взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий, даны открытые уроки.
Не менее важным в повышении уровня преподавания является курсовая подготовка и семинары. Саблина Н.В. аттестовалась на I квалификационную категорию. В апреле-мае Саблина Н.В. и Озёрская Е.Е. прошли курсовую подготовку «Основы сайт строения», Игнатьева Ю.И. –«Обучение проектной деятельности в программе Intel», Белевцева Н.С. –«ИКТ в проектной деятельности».
Особое внимание уделялось освоению современных педагогических технологий преподавания иностранного языка, отслеживанию уровня учебных достижений учащихся, подготовке к проведению итоговой и переводной аттестации, организации педагогического мониторинга качества знаний учащихся, Изучались нормативные документы, касающиеся ФГОС. Отдельное внимание было уделено самоанализу урока, а Белевцева Наталья Сергеевна поделилась опытом работы на городском конкурсе «Учитель года», в котором за этот вид работы получила высокий балл, а в целом заняла 5 место.
Образовательная деятельность
Важным этапом в деятельности учителей МО стала работа по совершенствованию форм и методов ликвидации пробелов в знаниях учащихся на основе дифференцированного, индивидуального подхода. В течение года проводились индивидуально-групповые занятия с учащимися.
Успеваемость по иностранному языку в течение года была следующей:
ФИО
| I четверть
| II четверть
| III четверть
| IV четверть
| год
| БелевцеваН.С.
| 36%
| 37%
| 41%
| 41%
| 40%
| Емелина О.Е.
| 42%
| 53%
| 50%
| 50%
| 50%
| Игнатьева Ю,И.
| 78%
| 71%
| 73%
| 68%
| 73%
| ОзёрскаяЕ.Е.
| 50%
| 41%
| 50%
| 45%
| 50%
| Саблина Н.В.
| 47%
| 44%
| 51%
| 43%
| 53%
| Итого за год – КЗ- 53% , Успеваемость -100%
Мониторинг качества знаний по иностранным языкам за пять лет
Предметная Неделя
Положительной стороной в работе учителей иностранного языка можно отметить работу с одарёнными детьми и внеурочную деятельность.
Одним из средств стимулирования учебно-познавательной деятельности является предметная неделя, т.к. она предполагает развитие у школьников не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, справочниками, словарями, ресурсами Интернета. Кроме того,предметная неделя является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей учащихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллектуальную. Сферу своего развития. Предметная неделя даёт хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать значимость иностранного языка как часть общечеловеческой культуры. Предметная неделя также является массовым и увлекательным ученическим соревнованием.
Исходя из вышеизложенного, в соответствии с планом методической работы и планом работы ШМО учителей иностранного языка в нашей школе с 12 по 17 марта 2012 проводилась предметная неделя. (см. справку о проведении предметной недели).
Олимпиада
Итогигородского тура предметных олимпиад, к сожалению, оставляют желать лучшего.Несмотря на то, что с ребятами проводятся дополнительные занятия по подготовке к олимпиадам, они не могут показать высокие результаты. На ШМО проходило обсуждение и анализ результатов школьного и городского уровня (см. план работы) Впервые в этом году проводился городской этап олимпиады по английскому языку среди учащихся 4 классов. Ученица 4а класса, Задорожная Кира, заняла первое место с результатом 33,5 балла (учитель Игнатьева Ю.И.)
Сравнительный анализ участия в городских олимпиадах за 3 года
2009-2010 учебный год
|
| 2010-2011 учебный год
|
| 2011-2012 учебный год
|
| АЯ
| НЯ
| всего
| АЯ
| НЯ
| всего
| АЯ
| НЯ
| всего
| 3
| 1
| 4
| 1
| 2
| 3
| 1
| 1
| 2
| ЕмелинаО.Е.
| Саблина Н.В.
|
| Емелина О.Е.
| Саблина Н.В.
|
| Игнатьева Ю.И.
| Белевцева Н.С.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| По данному вопросу на заседании ШМО решено: перенять опыт учителей города, которые показывают высокий уровень подготовки ребят к городскому туру олимпиад.
Международный конкурс «Британскийбульдог».
В этом учебном году 78 учащихся приняло участие.
Количество учащихся по параллелям:
3кл.
| 4кл.
| 5кл.
| 6кл.
| 7кл.
| 8кл.
| 9кл.
| 10кл.
| 11кл.
| всего
| 13
| 22
| 13
| 10
| 4
| 8
| 2
| 6
| -
| 78
| Результаты в школе:
Фамилия и Имя
| класс
| Балл
| Место в школе
| Место в районе
| Место в регионе
| Никулин Кирилл
| 3
| 84
| 1
| 14
| 529
| Вергаскина
Настя
| 4
| 105
| 1
| 7
| 361
| Стадник Павел
| 4
| 105
| 1
| 7
| 361
| Иванникова Виктория
| 5
| 84
| 1
| 22
| 950
| Терехова Ирина
| 5
| 84
| 1
| 22
| 950
| Сухорева Ирина
| 6
| 96
| 1
| 14
| 685
| Хон Анастасия
| 7
| 90
| 1
| 14
| 521
| Васильева Екатерина
| 8
| 90
| 1
| 14
| 583
| Иванов Сергей
| 9
| 102
| 1
| 11
| 161
| Фёдорова Ольга
| 10
| 108
| 1
| 3
| 151
| Итоговая и переводная аттестация
Государственная (итоговая) аттестация и переводные экзамены по английскому языку проводились в форме тестирования. Для проведения был предложен текст работы, составленный на основе демонстрационного варианта КИМ для проведения государственной (итоговой) аттестации и проведения единого государственного экзамена, подготовленный ФИПИ(см. приложение №6а, 7). Ученица 9а класса, Крымзалова Анна, набрала 24 балла и получила итоговую оценку -4. Ученики 10 класса: Коршунов Алексей (34 балла), Малявина Кристина (36 баллов), Усольцева Виктория (35 баллов), Фёдорова Ольга (34 балла) и в итоге они подтвердили свои годовые оценки -5. В следующем учебном году этим ребятам предстоит сдавать ЕГЭ по английскому языку.
Промежуточный мониторинг
Кроме итоговой о переводной аттестации, проводились мониторинговые работы по различным видам речевой деятельности с целью выявления пробелов и ликвидации в знаниях учащихся. Итоги представлены в следующей таблице. класс
| учитель
| дата
| Вид работы
| успеваемость
| К/З
| Типичные ошибки
| 8б
| Емелина
| 22.10.11
| аудирование
| 53%
| 33%
| Слабое восприятие текста на слух
|
|
| 24.04.12
| аудирование
| 77%
| 44%
| Слабое восприятие текста на слух
| 8а
| Озёрская
| 19.10.11
| аудирование
| 79%
| 21%
| Непонимание текста на слух
|
|
| 24.04.12
| аудирование
| 74%
| 56%
| Непонимание текста на слух
| 4а
|
| 25.10.11
| чтение
| 84%
| 50%
| Незнание лексики и непонимание текста
|
|
| 17.04.12
| чтение
| 63%
| 25%
| Непонимание текста
|
|
| 25.10.11
| аудирование
| 17%
| 16%
| Слабое восприятие текста на слух
|
|
| 17.04.12
| аудирование
| 75%
| 41%
| Непонимание текста на слух
| 4в
|
| 25.10.11
| грамматика
| 68%
| 25%
| Незнание времён глагола
|
|
| 17.04.12
| грамматика
| 75%
| 31%
| Степени сравнения прилагательных
| 4а
| Игнатьева
| 25.10.11
| Аудирование, чтение
| 100%
| 100%
| Недостаточное восприятие текста на слух
|
|
| 17.04.12
| Аудирование, чтение
| 54%
| 36%
| Слабое восприятие текста на слух, непонимание текста
| 4б
|
| 26.10.11
| Аудирование, чтение
| 46%
| 27%
| Слабое восприятие текста на слух
|
|
| 16.04.12
| Аудирование, чтение
| 43%
| 36%
| Слабое восприятие текста на слух
| 5а
|
| 27.10.11
| грамматика
| 20%
| 0%
| Неумение различать времена глагола
|
|
| 17.04.12
| грамматика
| 38%
| 15%
| Неумение употреблять в письменной речи времена глагола
| 5б
|
| 27.10.11
| грамматика
| 35%
| 7%
| Незнание времён глагола
|
|
| 16.04.12
| грамматика
| 25%
| 6%
| Неумение употреблять в письменной речи времена глагола
|
8а
| Белевцева
| 22.10.11
| аудирование
| 100%
| 40%
| Низкое восприятие текста на слух
|
|
| 17.04.12
| аудирование
| 75%
| 50%
| Низкое восприятие текста на слух
| 8б
|
| 22.10.11
| аудирование
| 100%
| 33%
| Низкое восприятие текста на слух
|
|
| 14.04.12
| аудирование
| 100%
| 77%
| Низкое восприятие текста на слух
| 5а
|
| 27.10.11
| грамматика
| 80%
| 20%
| Построение отрицательных предложений
|
|
| 17.04.12
| грамматика
| 100%
| 17%
| Инфинитивные обороты, склонение существительных
|
4б
|
| 26.10.11
| Чтение, аудирование
| 100%
| 40%
| Недостаточное восприятие текста на слух
|
|
| 16.04.12
| Чтение, аудирование
| 90%
| 80%
| Ориентирование в тексте
| 4в
|
| 26.10.11
| Чтение, аудирование
| 71%
| 57%
| Недостаточное восприятие текста на слух
|
|
| 16.04.12
| Чтение, аудирование
| 88%
| 75%
| Ориентирование в тексте
| 5б
| Саблина
| 27.10.11
| грамматика
| 81%
| 10%
| Спряжение глагола в настоящем времени
|
|
| 16.04.12
| грамматика
| 85%
| 30%
| Инфинитивные обороты
| Как видно из приведённой таблицы, незначительный рост произошёл по успеваемости и качеству знаний у таких учителей, как Емелина О.Е. (8б ), Саблина Н.В.,(5б .), Белевцева Н.С. (8б, 4б), Игнатьева Ю.И. (5а), Озёрская Е.Е. (4в, 8а). Но на ряду с этим. Мы видим и снижение успеваемости и качества знаний: Озёрская (4а), Игнатьева (4а, 5б), Белевцева (8а). Таким образом, необходимо больше внимания уделять аудированию в формате тестирования, работу над грамматикой и наиболее трудные темы прорабатывать более тщательно и включать данные темы на этапах повторения, а также продолжить использовать дифференцированный подход к учащимся на уроках.
Участие в конкурсах
Одной из задач текущего учебного года была задача участия в профессиональных конкурсах.
№
| ФИО учителя
| Название конкурса
| Результат
| 1.
| Белевцева Н.С.
| «Учитель Года 2012»
| 5 место
| 2.
| Озёрская Е.Е.
| Областной конкурс учебных видеороликов
| 2 место
| 3.
| Озёрская Е.Е.
| Городской конкурс «Мама ,папа, я – спортивная семья»
| 4 место
| На заседаниях ШМО регулярно рассматривались новинки методической литературы, обсуждались стать и методического журнала «ИЯШ» (см. приложение №4). Важно использовать рекомендованные методические издания в практической деятельности с целью повышения интереса учащихся к предмету и развития, и отработки различных видов речевой деятельности. Каждый из учителей зарегистрирован на региональном сайте OPENCLASS и активно пользуется материалами данного сайта, но к сожалению, никто из членов ШМО не рискнул отправить свои методические разработки, хотя есть достойные материалы. Работа ШМО отражалась на школьном сайте.
По результатам проведённого анализа в следующем году необходимо:
1.Совершенствовать работу по развитию интеллектуальных способностей учащихся, более целенаправленно осуществлять подход к выявлению одарённых и склонных к языкам детей и к организации развивающего их обучения.
2. Формировать у учащихся школы устойчивые познавательные интересы, включая каждого ученика в работу на учебных занятиях в качестве активного участника и организатора образовательного процесса.
3. Ввести пропедевтический (подготовительный) курс изучения иностранного языка в форме кружка в 1-х классах в рамках ФГОС.
4. Осуществлять качественную подготовку выпускников к итоговой аттестации. |