Скачать 222.63 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Гимназия № 3» г. Кудымкара Я выбираю здоровье. Я выбираю жизнь! Программа профилактики наркомании и пропаганды здорового образа жизни Составители: Климова В.М., зам. директора по ВР; Дружинина Е.Г., педагог-организатор 2013 г. Рассмотрено на заседании методсовета Утверждено приказом директора гимназии Протокол № _____ от _________ № 202 от 31.08.2013 Я выбираю здоровье. Я выбираю жизнь! В настоящее время наркомания стала одной из серьезных проблем общества. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, за последнее десятилетие численность больных наркоманией увеличилась более чем в 9 раз. В последние годы наблюдается активное вовлечение детей до 14 лет в незаконное потребление наркотиков и психоактивных веществ. Чтобы сформировать устойчивые антинаркотические установки, стремление к полноценному развитию личности ребенка, необходим концептуально обоснованный подход к организации профилактической деятельности в условиях образовательного учреждения. Данной программой предусмотрена комплексная просветительско-воспитательная работа, направленная на формирование осознания учащимися ценности здоровья и здорового образа жизни, просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями, а также мониторинговые мероприятия и коррекционная деятельность. Введение Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Ум и жизненный опыт каждого необходимы его будущим детям, обществу, государству. Главным достоянием человека на земле является здоровье, духовное и физическое, способствующее полной и успешной самореализации. Поэтому сохранение здоровья - дело не только личное, но и общественное. Есть такая притча. «Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще удерживался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали на помощь. Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги… «Разве тебе безразлична судьба детей?» - спросили спасатели. Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить». Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы табакокурения, алкоголизма и наркомании. Можно спасать «тонущих» детей, строя лечебницы и реабилитационные центры. Заниматься этим должны и занимаются профессионалы. Задача педагогов и родителей – «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», то есть заниматься своим делом – профилактикой. Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему необходима и воспитательная и образовательная деятельность семьи, школы и всего общества по вопросам сохранения и укрепления здоровья. Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность. В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. С учетом актуальности данной проблемы Министерством образования РФ разработана Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (приказ Министерства образования РФ от 28.02.2000г. № 619, одобрена решением Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту от 22.05.2000). Одним из важнейших аспектов профилактики наркомании Министерство образования считает разработку и внедрение в деятельность школы образовательных программ по вопросам формирования здорового образа жизни, предупреждения злоупотребления психоактивными веществами, адаптированных к уровню и потребностям различных возрастных групп. Концептуальные основы программы Смысл деятельности современной школы – создание образовательной среды, способствующей развитию личности ребенка. Наркотизация же пространства жизнедеятельности школьника несомненно разрушает все педагогические усилия. Разработка данной программы продиктована необходимостью продолжения работы по профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей учащимся гимназии развиваться в благоприятной среде, свободной от различных зависимостей - психоактивных веществ (ПАВ), таких как никотин, алкоголь, наркотические и одурманивающие вещества. Для решения общей задачи – борьбы с наркоманией - необходима координация действий всех субъектов системы профилактики с привлечением широкого круга общественности. Ведь «болезнь легче предупредить, чем лечить». Поэтому необходима широкая пропаганда здорового образа жизни и ранняя профилактика наркомании и токсикомании. Американские исследователи выявили свыше 50 наиболее распространённых причин, по которым школьники начинают употреблять наркотики, и только 3 причины, по которым они этого не делают. К последним относятся: страх, положительный пример близкого взрослого и положительный пример кумира. Исходя из этого, для работы в гимназии приемлемы такие методы профилактики употребления ПАВ, которые, так или иначе, связаны с этими тремя причинами. Программа профилактики направлена на формирование навыков сопротивления наркотикам (ПАВ) на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, социальной компетентности (межличностные отношения, самодостаточность и твердость в сопротивлении) в соединении с укреплением негативного отношения к наркотикам. Разработанная профилактическая программа призвана воздействовать на все причины, нивелируя влияние отрицательных и способствуя влиянию положительных. Анализ ситуации в образовательном учреждении По данным Минздравсоцразвития РФ, уровень наркотизации подростков-школьников из малых городов в среднем по России составил 8,4 на 100 обследованных мальчиков и 4,0 на 100 девочек. Данный показатель увеличивается с возрастом от 9 класса к 11 классу: среди мальчиков в среднем с 6,6 до 11,6, а среди девочек - с 2.6 до 5.9. По данным проведенного в гимназии в начале учебного года анкетирования среди 8-11 классов 99 % учащихся владеют информацией о том, что первая проба наркотических веществ приводит к зависимости; 1,6 % учащихся старшего звена пробовали наркотические вещества ради интереса, но им не понравилось; 97% учащихся при предложении им наркотических веществ ответили, что откажутся. Тем не менее, в подростковой среде использование ПАВ с целью одурманивания занимает существенное место в досуге, групповом общении. Наркотики сегодня достаточно доступны для приобретения. Можно говорить о реальной незащищенности подрастающего поколения от агрессивной экспансии наркотического соблазнения. Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении – одно из приоритетных направлений деятельности гимназии. В 2012-2013 учебном году нами была разработана и успешно реализована программа по пропаганде ЗОЖ и профилактике наркомании «Здоровый выбор». В рамках программы регулярно проводились интересные классные часы, каждую неделю работало школьное телевидение с сюжетами антинаркотической направленности и пропагандой ЗОЖ; спортивным сектором и физруками проведена школьная спартакиада; прошли полезные встречи обучающихся со специалистами различных ведомств, лектории с учащимися и родителями. Одним из самых ярких, убедительных и запоминающихся мероприятий стал конкурс агитбригад по пропаганде ЗОЖ, в котором приняло участие 16 классных команд. В конкурсе сочинений на тему «Если бы я был министром здравоохранения» приняло участие 24 ученика от 1 до 10 класса. В рамках программы проводятся мероприятия не только с учащимися (турслет, посещение бассейна, спартакиада, встречи с врачами и др.), но и с привлечением родителей (веселые старты, совместные походы, поездки на загородные турбазы, по городам России). Результаты профилактической работы учитывались в рамках конкурса «Класс года». Мы считаем достижением тот факт, что в помещении гимназии, и на ее территории учащиеся не курят. Однако, учитывая, что у нас есть дети, находящиеся в социально опасном положении и состоящие в «группе риска», допускаем наличие у некоторых из них вредных привычек, поэтому считаем необходимой реализацию комплексной программы, направленной на профилактику вредных привычек и пропаганду здорового образа жизни среди учащихся. Актуальность данной программы состоит в нарастании остроты данной проблемы среди подрастающего поколения, повышении требований к образовательным учреждениям в организации качественной работы по профилактике наркомании и формировании здорового образа жизни. Цели программы: – совершенствование системы работы по профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде; - формирование негативного отношения учащихся к незаконному обороту и потреблению наркотиков и других ПАВ и существенное снижение спроса на них. Поставленные цели реализуется через решение следующих задач: - предупреждение употребления психоактивных веществ учащимися гимназии методами просветительской работы; - организация мероприятий, направленных на антинаркотическую пропаганду и рекламу; - обучение учащихся навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья; - привлечение молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к общественно значимой и творческой деятельности, направленной на самореализацию и на пользу окружающим; - профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде. В основу программы по профилактике наркомании и связанных с ней правонарушений положены следующие принципы: ● законности - недопущения при проведении профилактических мероприятий ограничения конституционных прав и свобод граждан, кроме случаев, установленных федеральными законами; ● системности - разработки и проведения профилактических мероприятий на основе системного анализа развития наркоситуации в городе, стране; ● комплексности - организации межведомственного взаимодействия с участием других объединений, специалистов в сфере профилактики, отдельных граждан, родителей и педагогов гимназии; ● приоритета мероприятий первичной профилактики - предупреждения первого употребления наркотиков, ● непрерывности - обеспечения преемственности мероприятий, направленных на реализацию различных видов и направлений профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков; ● универсальности - организации и проведения комплексных мероприятий с учетом возможности реализации различных видов и направлений профилактической деятельности; ● целостности - единой стратегии профилактической деятельности, обуславливающей основные направления и конкретные мероприятия. Профилактику наркомании и пропаганду здорового образа жизни целесообразно начинать уже с 1-го класса. Данная Программа рассчитана на обучающихся школьного возраста, легко применима в общеобразовательном учреждении. Одним из главных требований выступает максимальное исключение возможности обратного эффекта — «повышенного интереса», то есть сообщаемая информация не должна вызывать «поисковой активности» ребенка, желания на собственном опыте проверить достоверность приводимых фактов. Кроме того, отрицательная информация о воздействии тех или иных наркотических веществ, лекарственных препаратов не должна затрагивать возможности смертельного исхода, так как в случае возникновения мыслей о самоубийстве она может спровоцировать ребенка на реальное действие. Формы, методы и приемы профилактической работы. 1. Изучение состояния физического и психического здоровья учащихся, наличия перегрузок учащихся в учебной деятельности и их влияния на здоровье. 2. Тренинги по непрямой профилактике зависимостей, связанной с актуализацией основных жизненных ценностей и нахождением конструктивного выхода из конфликтных ситуаций как формы актуализации личности. 3. Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических советах и родительских собраниях. 4. Просвещение учащихся в области личной гигиены, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма. 5. Вовлечение учащихся в спортивно-оздоровительные объединения, привитие навыков здорового образа жизни. 6. Подготовка волонтеров и организация их деятельности. Один из методов антинаркотического воспитания детей – метод передачи знаний и убеждений от равных по возрасту категорий равным – является одним из эффективных. Особое значение имеет подготовка волонтеров и их участие в профилактике наркотизированного поведения подростков и удержания их от первых проб. Целью волонтерской деятельности в целом является вовлечение подростков в пропаганду ЗОЖ и профилактику наркомании среди сверстников через создание условий для личностного роста, формирования установок на сохранение трезвости; навыков уверенного поведения, межличностного взаимодействия; активной жизненной позиции. Деятельность волонтеров решает задачи антинаркотического воспитания и самих волонтеров, и их сверстников. Подросток не только приобретает сумму определенных знаний и обучается соответствующим навыкам поведения. У него формируется активная жизненная позиция, позволяющая ему использовать свои знания и навыки в среде сверстников. А так же передача психологической культуры осуществляется внутри подростковой субкультуры, чем снимается момент возрастного сопротивления воздействию взрослых. Материальная база и кадрово-профессиональный потенциал гимназии позволяет уже сейчас развернуть антинаркотическую работу, для реализации которой необходима надежная и эффективная программа, реализуемая при тесном межведомственном сотрудничестве. Основная работа по реализации программы осуществляется заместителем директора по воспитательной работе, социальными педагогами, педагогом-психологом, педагогом-организатором, членами Ученического совета, волонтерами из числа учащихся гимназии. Для более эффективного результата планируется привлечение узких специалистов: наркологов КПОБ, медицинского психолога, инспекторов ПДН, лекторов ЦМП, женской консультации. Сроки реализации программы: Данная программа рассчитана на 1 год реализации и будет проведена в период с сентября 2013 года по август 2014 года. Этапы реализации программы I. Подготовительный этап (сентябрь - октябрь 2013) • Анализ состояния профилактической работы за 2012 – 2013 уч. год. • Диагностика трудностей и проблем. • Обработка результатов. • Формирование рабочей модели системы профилактической работы и разработка программы. II. Практический (ноябрь 2013 г.- июнь 2014г.) • Реализация программы. • Отработка технологий и методов работы. • Мониторинг. Отслеживание результатов. • Коррекционная работа. III. Обобщающий (август 2014 г.) • Анализ и обобщение результатов. • Соотнесение результатов с поставленными целями. • Оформление и описание результатов. • Выработка методических рекомендаций. • Описание опыта работы по реализации программы. Модель комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательном учреждении
Традиционные и инновационные мероприятия по формированию ЗОЖ и профилактике вредных привычек обучающихся
Краткий перечень тем мини-лекций, проводимых волонтерами: 1) Кто и как наркотизирует молодежную среду. 2) Что такое трезвость и о людях, которые никогда ничем не дурманили своего сознания. 3) Как алкоголь, табак и наркотики действуют на мозг. 4) Прогрессивная молодежь, которая выбрала трезвый образ жизни. 5) Просмотр лекции профессора Кривоногова с комментариями. 6) Просмотр лекции профессора Жданова 7) Просмотр фильма «Сущность табакокурения» 8) Подготовка и показ спектакля «Последний герой» Критерии отслеживания эффективности программы Предлагается два способа отслеживания эффективности
Уровень и степень добровольной вовлеченности родителей, детей и других людей в мероприятия. Ежегодный мониторинг состояния здоровья обучающихся включает: - распределение учащихся по группам здоровья, - распределение детей по физкультурным группам, - физическое здоровье детей, - анализ итогов профилактических осмотров, - мониторинг острой заболеваемости учащихся. Список используемой литературы
|
Информаци я о работе библиотек Белореченского района по профилактике... Библиотекари Белореченского района в своей работе по противодействию распространения наркомании и пропаганде здорового образа жизни... | План мероприятий в рамках декады Конкурс видео и фото сюжетов с классных мероприятий, акций по теме «Я выбираю зож, я выбираю жизнь!» | ||
Программа по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни «Школа территория здоровья» Российской Федерации и усиления пропаганды здорового образа жизни (зож). Воз определяет здоровье как состояние полного физического,... | Программа пропаганды здорового образа жизни и профилактики вредных привычек Москва, 2012 Здоровье – важный фактор жизнедеятельности человека, означающий не только свободу деятельности, но и обязательное условие его полноценного... | ||
Викторина «Здоровье не купишь его разум дарит» Цель: формирование... Оформление и оборудование: картинки и плакаты о спорте, здоровье; игровое поле для игры „Крестики нолики”, музыка, чистые листы,... | КонсультантПлюс «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки... | ||
Название мероприятия «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки... | Российский государственный торгово-экономический университет «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки... | ||
Коллективный договор федерального государственного научного учреждения «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки... | Программа формирования здорового и безопасного образа жизни «здоровье школьников» Формирование у обучающихся в навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей... | ||
Аннотации к программам дисциплин (модулей) Целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов осознанного понимания связи здоровья человека с окружающей... | Информационно-справочный материал о работе культурно-досуговых учреждений Чеченской Республики «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки... | ||
План работы Общественного формирования наркопост по профилактике... Формирование здорового образа жизни в среде школьников, ответственного отношения к своему здоровью и негативного отношения к разным... | Организация работы по гигиеническому воспитанию, формированию здорового... Итанию, формированию здорового образа жизни, включающему воспитание гигиенических навыков с раннего детского возраста, правильного... | ||
Тихонова дина Валерьевна разработка метода верификации диагноза бластоцистоза... «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки... | Кандидат педагогических наук Школа – идеальное место для первичной профилактики, выработки навыков здорового образа жизни. Школа №2 г. Черкесска пропагандирует... |