Скачать 1.55 Mb.
|
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБУ «Спортивная школа № 75 «Савеловская» Москомспорта С.А. Мещеряков «________»________________2014 г. ГБУ «Спортивная школа № 75 «Савеловская» Департамента физической культуры и спорта города Москвы КАРАТЭ ТИПОВАЯ ПРОГРАММА «КАРАТЭ» Срок реализации Программы – 10 лет Москва, 2014 г. Вступление Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена как важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью обшей культуры и профессиональной подготовки, физическая культура входит обязательным компонентом в гармоничное развитие личности, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. В современном мире боевых искусств, при традиционном обучении все больше внимание уделяется спортивным мероприятиям, состоящим из нескольких соревновательных разделов, участие в которых предполагает развитие комплексной подготовленности спортсменов. Введение во всероссийскую единую, спортивную классификацию таких видов боевых искусств как Каратэ, Ушу и Тае Квон До, а также признание их видом спорта, предполагает открытие спортивных школ различного типа или организацию структурных подразделений в государственных учреждениях дополнительного образования. В связи с этим возникает проблема создания многолетнего тренировочного процесса, соответствующего типовым нормативам государственного образца с учетом традиционного обучения в боевых искусствах. Таким образом, была написана программа занятий по каратэ, которая соответствует современным технологиям спортивной подготовки в сочетании с традиционными формами обучения в боевых искусствах и может непосредственно использоваться в тренировочном процессе. Программа занятий по каратэ для спортивной школы составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральным Законом №12-фз от 13.01.96 г. и Типовым Положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Постановление Правительства РФ №233 от 07.03.95), нормативными документами Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму, регламентирующими работу спортивных школ. Целью программы является физическое воспитание, формирование физической культуры личности, гармоническое развитие занимающихся, повышение качества технической и тактической подготовки начинающих спортсменов. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач: - осознание роли каратэ в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности; - усвоение практических основ каратэ и здорового образа жизни; - формирование мотивационно - ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое совершенствование и самовоспитание; - овладение системой практических умений и навыков: обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизиологических способностей, качеств и свойств личности; - приобретение опыта творческого использования полученных знаний для достижения жизненных и спортивных целей. Содержание программы. Программа состоит из 4 этапов, включающих в себя цели и задачи, методы и методики обучения. Каждый этап программы содержит теоретическую часть, тактико-техническую подготовку, контрольные нормативы, методическую подготовку. Этап начальной подготовки (ЭНП). На этапе начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники каратэ, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на тренировочный этап подготовки. Тренировочный этап (этап спортивной специализации) ТЭ (ЭСС) формируется на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку не менее 1 года и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общефизической и специальной подготовке. Этап совершенствования спортивного мастерства (ЭССМ) формируется из спортсменов выполнивших спортивный разряд кандидата в мастера спорта. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей. Этап высшего спортивного мастерства (ВСМ) формируется из спортсменов достигших высоких спортивных результатов в российских и международных соревнованиях и выполнивших спортивную норму мастера спорта. Методическая часть рекомендаций включает учебный материал по основным видам подготовки, его распределение по годам обучения и в годичном цикле. Рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок. Планирование спортивных результатов по годам обучения; организацию и проведение педагогического и медико-биологического контроля; содержит практические материалы и методические рекомендации по проведению тренировочных занятий. Введение В основу методических рекомендаций положены нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке, научные и методические разработки по каратэ отечественных и зарубежных тренеров и специалистов, применяемые в последние годы для подготовки, высококвалифицированных спортсменов. Методические рекомендации содержат научно обоснованные рекомендации по структуре и организации тренировочного процесса на различных этапах многолетней подготовки. Материал методических рекомендаций объединен в целостную систему поэтапной, спортивной подготовке и воспитательной работы, предполагая решение следующих задач: -привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом; -содействие всестороннему, гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья учащихся; -подготовка спортсменов высокой квалификации, подготовка резерва в сборные команды России; -воспитание высоких волевых, морально-этических и эстетических качеств; -профессиональную подготовку (подготовку инструкторов и судей по каратэ). Методические рекомендации предназначены для тренеров-преподавателей, педагогов и руководителей учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, но не должны рассматриваться как единственно возможный вариант организации и планирования тренировочного процесса. Учебный план, рассчитанный на 10-летнее обучение, 46 рабочих недель, предусматривает теоретическую, физическую, техническую, психологическую, интегральную и профессиональную подготовку. В методических рекомендациях представлен материал по организации и планированию тренировочной работы на разных ее этапах, отбору, комплектованию учебных групп в зависимости от возраста, уровня развития физических качеств и от специальных особенностей занимающегося. Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности спортсменов являются: выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, овладение теоретическими знаниями и навыками по организации и проведению занятий и соревнований на тренировочном этапе и этапе совершенствования спортивного мастерства, выполнение нормативных требований по присвоению спортивных разрядов Всероссийской единой спортивной классификации в соответствии с требованиями по годам обучения. Весь тренировочный материал излагается по следующим тренировочным этапам: начальной подготовки, тренировочный, совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства, что позволяет дать спортсменам единое направление в тренировочном процессе. На каждом этапе решаются определенные задачи. Этап начальной подготовки:
3.Уровень освоения основ техники каратэ, навыков гигиены и самоконтроля. Тренировочный этап (этап спортивной специализации): 1. Состояние здоровья, уровень физического развития занимающихся. 2. Динамика уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями спортсменов. 3.Освоение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программой по каратэ. 4.Освоение теоретического раздела программы. Этап совершенствования спортивного мастерства: 1 .Уровень физического развития и функционального состояния спортсменов. 2.Выполнение спортсменом объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, предусмотренных индивидуальным планом подготовки. 3.Динамика спортивно-технических показателей. 4.Результаты выступлений во всероссийских соревнованиях. Этап высшего спортивного мастерства: 1.Стабильность результатов выступления на всероссийских и международных соревнованиях. 2. Число спортсменов подготовленных в составы сборных команд России. Организационно-методические указания Занятия в спортивных школах различного типа по каратэ могут, проводится с отступлением по возрасту в ту или иную сторону. Продолжение тренировок и перевод спортсмена на следующий тренировочный этап осуществляется по решению тренерского совета и оформляется приказом директора. Многолетняя подготовка строится на основе следующих методических положений: - использование общепедагогических (дидактических) принципов воспитывающего обучения; - сознательности и активности занимающихся, наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации, прочности и прогрессирования; - целевая направленность к мастерству и наивысшим, спортивным достижениям путем неуклонного роста объема средств общей и специальной подготовки, соотношения между которыми изменяются из года в год в сторону увеличения объема специальной подготовки; - оптимальное соотношение (соразмерность) различных сторон подготовленности спортсмена в процессе многолетнего обучения; - стремиться к тому, чтобы объем и интенсивность упражнений возрастала по мере улучшения физической подготовленности юных спортсменов, отдавая предпочтение упражнениям динамического характера, приучая занимающихся к различному темпу их выполнения; - поиск средств, позволяющих решать одновременно несколько задач (например: сочетание физической и технической подготовки); - моделирование соревновательной деятельности в тренировочном процессе; - использование централизованной подготовки наиболее перспективных спортсменов на тренировочных сборах с привлечением к работе лучших специалистов. Теоретическая подготовка - формирование у занимающихся специальных знаний, необходимых для успешной деятельности в каратэ, осуществляется в ходе практических занятий и самостоятельно. Интегральная подготовка направлена на приобретение соревновательного опыта, повышение устойчивости к соревновательному стрессу и надежности выступлений. Может осуществляться в процессе соревнований и модельных тренировок. Подготовка занимающихся каратэ в спортивной школе рассчитана на 10 лет. На протяжении этого периода спортсмены проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач: 1. Этап начальной подготовки: - начальная подготовка 8-11 лет. 2. Тренировочный этап: - начальная специализация 10-13 лет; -углубленная специализация 14-15 лет. 3. Этап совершенствования спортивного мастерства: - 16-17, 18 лет. Преимущественная направленность тренировочного процесса по годам обучения определяется с учетом сенситивных периодов развития физических качеств, не совершенствующихся в данном возрасте. Педагогический и врачебный контроль. Наряду с планированием, важной функцией управления является контроль, определяющий эффективность тренировочной работы. В процессе тренировочной работы систематически ведется учет подготовленности занимающихся путем: а) текущей оценки усвоения изучаемого материала; б) оценки результатов выступления в соревнованиях, индивидуальных показателей и командного выступления; в) выполнение контрольных упражнений по общей и специальной физической подготовке, для чего организуются специальные соревнования. Набор в группы начальной подготовки детей определен возрастом 8 лет. При этом зачислять в эти группы можно и более старших детей, которые хотят заниматься каратэ. Для этого предлагаются нормативные требования для разного возраста. Контроль физической подготовленности занимающихся каратэ в тренировочных группах необходимо вести с учетом их биологического возраста. А это значит, что важно учитывать не только год обучения в спортивной школе, а фактические возможности юных спортсменов на данном этапе их физического развития. Даже по паспортному возрасту занимающиеся в одной группе отличаются на целый год, а по биологическому это отличие может быть еще больше. Представляется возможным оценить уровень физической подготовленности, опираясь на паспортный возраст и длину тела юных спортсменов. Контроль занимающихся, выходящих за рамки указанных ростовых границ (низкорослые и гиганты), должен осуществляться по индивидуальным нормам с ориентиром на «должные» по всей совокупности каждой возрастной группы. Для определения паспортного возраста на момент тестирования необходимо учитывать период в шесть месяцев до наступления полных лет и после дня рождения. Медико-биологический контроль. В задачи медицинского обеспечения входят: диагностика спортивной пригодности ребенка к занятиям каратэ; оценка его перспективности, функционального состояния, контроль переносимости нагрузок на занятии; оценка адекватности средств и методов в процессе тренировочных сборов (ТС); санитарно-гигиенический контроль за местом занятий и условиями проживания спортсменов; профилактика травм и заболеваний; оказание первой до врачебной помощи; организация лечения спортсменов в случае необходимости. С этой целью проводятся начальное обследование, углубленное и этапное обследования, врачебно-педагогические наблюдения в процессе тренировочных занятий. Все перечисленное выполняет врач спортивной школы, работающий в тесном контакте с врачебно-физкультурным диспансером, кабинетом врачебного контроля поликлиники, тренерами. Все поступающие в спортивную школу дети представляют справку от школьного врача или врача районной поликлиники о допуске к занятиям. В дальнейшем дети находятся под наблюдением врачебного диспансера. Два раза в год должно проводиться углубленное обследование, а каждые три месяца - повторные. Кроме этого, повторные обследования проводятся до начала и в конце ТС и перед соревнованиями. Особого внимания требуют спортсмены, перенесшие травмы и заболевания. Они должны пройти обследование и получить заключение врача. Врачу необходимо анализировать объективные данные медицинского контроля (пульс, электрокардиограмма, химический состав крови и т.д.) в динамике развития с учетом педагогических наблюдений тренеров, данных самоконтроля занимающихся в сопоставлении со спортивными результатами на тренировках и соревнованиях. Большая роль принадлежит медицинским профилактическим мероприятиям. Рекомендуется проводить курсы ультрафиолетового облучения, давать родителям рекомендации по рациональному. питанию и режиму детей, занимающихся каратэ. В периоды (сезоны) роста ОРЗ необходимо проводить ультрафиолетовое облучение, давать витаминные смеси, рекомендовать местный и точечный массаж. |
Пояснительная записка Общеразвивающая программа дополнительного образования... Программа предназначена для тренеров-преподавателей спортивной школы | Уста в муниципального казенного общеобразовательного учреждения Вечерней... «Учреждение», создано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным... | ||
Программа развития школы составлена в соответствии с Законом «Об образовании» Правительством Российской Федерации от 31 августа 1994 года за №1008, программой «Столичное образование», методическими рекомендациями... | Законом «О некоммерческих организациях», Законом Российской Федерации... Учреждение создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях»,... | ||
Программа по киокушин каратэ для детей 7-13 лет для групп начальной подготовки Программный материал составлен в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29. 12. 2012 г. №273 – фз | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Настоящие правила внутреннего распорядка для учащихся(далее Правила) разработаны в соответствии с уставом школы( далее Школа), в... | ||
Программа повышения квалификации разработана в соответствии с Федеральным... Енеджмент в образовании: управление образовательным учреждением в условиях изменений системы образования российской федерации | Образовательная программа школы разработана в соответствии с нормативными... Оревской средней общеобразовательной школы, реализующей общеобразовательную программуосновного общего образования | ||
Рабочая программа Никитенко Е. В. педагог-психолог Ставрополь,2013... Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», методических рекомендаций для образовательных учреждений Ставропольского... | Пояснительная записка рабочая программа по биологии разработана в... Федеральным законом от 29. 12. 2012 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Настоящие Правила разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка, Законом Российской... | Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с законом «Об образовании» Программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования по литературному... | ||
Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с законом «Об образовании» Программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования по литературному... | И. И. Дудникова правила внутреннего распорядка для учащихся Настоящий документ разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом «Об образовании в рф» ст. 28,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», постановлением... | Правила внутреннего распорядка для учащихся общие положения Настоящий документ разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об образовании»,... |