Программа спортивной подготовки по плаванию





НазваниеПрограмма спортивной подготовки по плаванию
страница1/10
Дата публикации01.10.2014
Размер1.07 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Спорт > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

« Спортивная школа олимпийского резерва № 41»Москворечье»

Департамента физической культуры и спорта города Москвы
(ГБУ «СДЮСШОР № 41»Москворечье»Москомспорта)


Ул. Лестева, д.3, Москва,127599

Тел/факс:(495)483-17-30, e-mail:s41@mossport.ru

ОКПО 13521321, ОГРН 1027713024250 , ИНН/КПП 7713333358/771301001




«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО»

Директор ГБОУ Заместитель руководителя

ДОДСН «ДЮСШ№41» Москомспорта

Москомспорта ___________ А.В. Мишуков

_____________В.Г. Тимофеев
Принято

Тренерский совет

ГБОУ ДОДСН

«ДЮСШ №41»

Москомспорта

«___» _______ 2013 г.

Протокол № 6 от 12.12.2013

Программа

спортивной подготовки

по плаванию

Москва 2013

  1. Пояснительная записка.

Плавание, по сравнению с другими видами физических упражнений, отличается своими характерными особенностями, которые сводятся к следующим моментам. В процессе плавания пловцом выполняются движения, когда он находится в водной среде, исключая любую твердую опору. За счет такого положения тела увеличиваются двигательные возможности человека, что улучшает их развитие. В этом случае увеличивается подвижность практически всех частей тела, а органы и системы организма развиваются и укрепляются.

В воде для человека характерна относительная невесомость тела, а человеческий вес уравновешивается благодаря подъемной силе воды. За счет невесомости тела разгружается опорная система, что обусловливает правильное физическое развитие организма.

В процессе плавания человек находится в горизонтальном положении, что необходимо для выполнения физических упражнений, и работа отдельных органов – печени, сердца, почек, существенно облегчается. В виду указанных особенностей необходимо обращать на это внимание в процессе физического воспитания детей и подростков.

Плавание отличается и определенным воспитательным характером. Если овладеть навыками данного вида спорта, то легко можно развить такие качества как сила, выносливость, гибкость и ловкость. За счет занятий плаванием создаются благоприятные эстетические условия воспитания. Спортивные занятия способствуют достижению гармоничных движений, разделению рациональных и экономичных движений.

Система многолетней спортивной подготовки представляет собой единую организационную систему, обеспечивающую преемственность задач, средств, методов, форм подготовки спортсменов всех возрастных групп, которая основана на целенаправленной двигательной активности: оптимальное соотношение процессов тренировки, воспитания физических качеств и формирования двигательных умений, навыков и различных сторон подготовленности. Рост объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постоянно изменяется. Строгое соблюдение постепенности в процессе наращивания нагрузок. Одновременное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого.

Целью многолетней спортивной подготовки спортсменов является поддержание оптимальной динамики развития физических качеств, функциональных возможностей и формирование специфической структуры спортивных способностей каждого этапа подготовки с целью достижения максимального спортивного результата на этапе высшего спортивного мастерства.

Для реализации этой цели необходимо:

- определить целевые показатели - итоговые и промежуточные (текущие), по которым можно судить о реализации поставленных задач;

- разработать общую схему построения соревновательного и тренировочного процесса на различных этапах и циклах подготовки;

- определить динамику параметров тренировочных и соревновательных нагрузок;

- разработать системы восстановления работоспособности, направленных на достижение главных и промежуточных целей.
Многолетняя спортивная подготовка должна строиться на основе следующих методических положений:

- целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе подготовки всех возрастных групп;

- преемственность задач, средств и методов тренировки всех возрастных групп;

- поступательное увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок при строгом соблюдении принципа постепенности;

- своевременное начало спортивной специализации;

- постепенное изменение соотношения между объемами средств общей и специальной физической подготовки: увеличение удельного веса объема СФП по отношению к удельному весу ОФП;

- одновременное развитие физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней спортивной подготовки и преимущественное развитие отдельных качеств в наиболее благоприятные для этого возрастные периоды (сенситивные периоды);

- учет закономерностей возрастного и полового развития;

- постепенное введение дополнительных средств, ускоряющих процессы восстановления после напряженных нагрузок и стимулирующих рост работоспособности.
Подводить спортсменов к параметрам тренировочной работы, характерным для этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей, необходимо постепенно, на протяжении ряда лет. Стремление у юных спортсменов любыми путями (копированием методики тренировки сильнейших спортсменов с характерным для нее арсеналом средств и методов) добиться высоких результатов приводит к бурному росту результатов. Опасность форсирования подготовки состоит в том, что тренировка юных пловцов по образцам сильнейших взрослых спортсменов мира практически отрезает им путь к дальнейшему росту результатов. Применение в тренировке юных пловцов наиболее мощных стимулов приводит к быстрой к ним адаптации и исчерпанию приспособительных возможностей растущего организма. Из-за этого уже в следующем тренировочном цикле или тренировочном годе спортсмен слабо реагирует на такие же воздействия. Но главное - он перестает реагировать и на меньшие нагрузки, которые могли быть весьма эффективными, не применяй тренер ранее самых жестких режимов.

Основные термины и понятия.

Биологический возраст - степень соответствия развития организма, его отдельных систем и звеньев, соответствующей усредненной норме признаков лиц одинакового паспортного возраста.

Пубертатный период - период полового созревания человека, охватывает возрастной диапазон от 9 до 17 лет, к концу которого организм достигает половой, физической и психической зрелости.

Сенситивный период - период возрастного развития, в котором происходит наиболее интенсивный естественный прирост отдельных двигательных способностей и в котором можно ожидать наибольшего прироста данного физического качества в ответ на тренировочную нагрузку.

Общая физическая подготовка (ОФП) - процесс развития двигательных способностей, не специфических для избранного вида мышечной деятельности, но косвенно влияющих на успех в спорте. ОФП направлена на укрепление здоровья, повышение уровня развития физических качеств и функциональных возможностей органов и систем организма. Например, к средствам ОФП на суше относят бег, общеразвивающие упражнения, силовые упражнения с отягощениями и неспецифическими тренажерами; в воде - игры с мячом, прыжки в воду и т.п.

Специальная физическая подготовка (СФП) - процесс развития двигательных способностей, отвечающих специфическим требованиям соревновательной деятельности в избранном виде спорта. На суше к средствам СФП относят упражнения на специальных тренажерах, в воде - подавляющее большинство видов тренировочной нагрузки.

Подразделение на ОФП и СФП несколько условно, с ростом спортивной квалификации углубляется спортивная специализация и некоторые упражнения из категории СФП переходят в ОФП. В связи с этим специалисты выделяют раздел подготовки, занимающий промежуточное положение между ОФП и СФП - вспомогательная подготовка [В.Н. Платонов, 2000], целенаправленная ОФП [В.Р. Воронцов, 1996].

Специальная техническая подготовка (СТП) - процесс обучения спортсмена основам техники двигательных действий и совершенствования избранных форм спортивной техники, а также развития необходимых для этого двигательных способностей.

При осуществлении спортивной подготовки устанавливаются следующие этапы: спортивно-оздоровительный этап, этап начальной подготовки, тренировочный этап (этап спортивной специализации), этап совершенствования спортивного мастерства, этап высшего спортивного мастерства.

Основной целью организаций, осуществляющих спортивную подготовку, является подготовка спортивного резерва в связи с чем, для ее достижения на каждом ее этапе необходимо обеспечить решение конкретных задач.

Содержание этапов спортивной подготовки определяется программами спортивной подготовки, разработанными и реализуемыми организацией, осуществляющей спортивную подготовку (за исключением спортивно-оздоровительного этапа).

Зачисление на определенный этап спортивной подготовки, перевод лиц, проходящих спортивную подготовку, в группу следующего этапа спортивной подготовки производится по приказу руководителя (директора) организации, осуществляющей спортивную подготовку на основании решения органа самоуправления (тренерского, методического совета) с учетом стажа занятий, выполнения контрольно-переводных нормативов.

Если на одном из этапов спортивной подготовки (за исключением спортивно-оздоровительного этапа), результаты прохождения спортивной подготовки не соответствуют требованиям, установленным федеральными стандартами спортивной подготовки по выбранным виду или видам спорта (спортивным дисциплинам), перевод на следующий этап спортивной подготовки не допускается. В исключительных случаях, лицам, проходящим спортивную подготовку, не выполнившим предъявляемые программой спортивной подготовки требования, может предоставляться возможность продолжить спортивную подготовку на том же этапе спортивной подготовки в порядке, предусмотренном Уставом организации, осуществляющей спортивную подготовку. Такие лица могут решением органа самоуправления учреждением (тренерского, методического совета) продолжать спортивную подготовку повторно, но не более одного раза на данном этапе.

Отдельные лица, проходящие спортивную подготовку, не достигшие установленного возраста для перевода в группу следующего тренировочного года, в исключительных случаях могут быть переведены раньше срока на основании решения органа самоуправления (тренерского, методического совета) при персональном разрешении врача.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Спортивная школа организует работу спортивной подготовки в течение всего календарного года. В каникулярное время могут открываться в установленном порядке спортивные или спортивно-оздоровительные лагеря с круглосуточным или с дневным пребыванием, проводить учебно-тренировочные сборы. В таких условиях объемы недельной нагрузки могут быть увеличены. Это увеличение не должно превышать 50% от базовых недельных величин учебного плана. В соответствии с финансовыми возможностями спортивной школы и по согласованию с учредителем рекомендуется направлять в спортивные лагеря лучших спортсменов, выполнивших контрольно-переводные нормативы. Для остальных учащихся устанавливаются каникулы продолжительностью 4-8 недель, во время которых спортивная форма поддерживается по рекомендациям тренера.

Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в июле. Спортсмены проводят в летнем спортивно-оздоровительном лагере 6 недель либо самостоятельно по заданиям тренера поддерживают свою спортивную форму (переходный период или активный отдых). Годовой объем работы по годам обучения определяется из расчета недельного режима работы для данной группы на 46 недель и 6 недель работы по индивидуальным планам учащихся в период их активного отдыха. На этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства планирование годичного цикла подготовки определяется календарем соревнований, поэтому продолжительность сезона подготовки устанавливается администрацией индивидуально.

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам (на этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства), медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика учащихся.

Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях.

Штатное расписание спортивной школы определяется самостоятельно в зависимости от целей и задач, финансовых возможностей, с учетом квалификации работников, определяемой на основе тарифно-квалификационных характеристик, утвержденных для работников физической культуры и спорта и согласовывается с учредителем.

Организация тренировочного процесса по плаванию несет экономические затраты, она требует как минимум спортивного бассейна длиной не менее 25 метров, спортивного зала для занятий «сухим плаванием».

1.1 Этапы спортивной подготовки по плаванию.

Занятия плаванием как видом спорта подразумевают прохождение ребенком определенных этапов спортивной подготовки и подтверждения качества освоения занятий после каждого этапа на спортивных соревнованиях.

Занятия плаванием начинаются в:

Группы начальной подготовки (далее – ГНП)

Основные задачи начальной подготовки:

  • улучшение состояния здоровья и закаливание;

  • устранение недостатков физического развития;

  • привлечение максимально возможного числа детей и подростков к занятиям плаванием;

  • формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятиям спортом и к здоровому образу жизни;

  • овладение жизненно необходимых навыков плавания;

  • обучение основам техники всех способов плавания и широкому кругу двигательных навыков;

  • приобретение детьми разносторонней физической подготовленности: развитие аэробной выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей;

  • воспитание морально-этических и волевых качеств, становление спортивного характера;

  • поиск талантливых в спортивном отношении детей на основе морфологических критериев и двигательной одаренности.


Возрастная категория юных спортсменов (от 7 лет), занимающихся плаванием в физкультурно-спортивных организациях в соответствии с требованиями ПСП.
На этап начальной подготовки зачисляются лица, желающие заниматься спортом не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача). Если число желающих заниматься превышает план комплектования, тренерский совет спортивной школы может принять решение о принятии детей на конкурсной основе по их физическим показателям. Продолжительность этапа 2-3 года.

На этапе начальной подготовки осуществляется: физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на тренировочный этап подготовки.
После подтверждения своей готовности заниматься дальше на спортивных соревнованиях дети переходят на следующий этап:

Учебно-тренировочные группы (далее – УТГ).

Основные задачи учебно- тренировочной подготовки:

  • укрепление здоровья, закаливание;

  • устранение недостатков в уровне физической подготовленности;

  • освоение и совершенствование техники всех способов плавания;

  • планомерное повышение уровня общей и специальной физической подготовленности;

  • гармоничное совершенствование основных физических качеств с акцентом на развитие аэробной выносливости;

  • формирование интереса к целенаправленной многолетней спортивной подготовке, начало интеллектуальной, психологической и тактической подготовки;

к концу этапа - определение предрасположенности к спринтерским или стайерским дистанциям (начало спортивной специализации);

воспитание физических, морально-этических и волевых качеств; профилактика вредных привычек и правонарушений

Возрастная категория юных спортсменов (от 8-9 лет), занимающихся плаванием в физкультурно-спортивных организациях, прошедших необходимую подготовку и участвующих в спортивных соревнованиях в соответствии с требованиями ПСП и ЕВСК.

Тренировочные Группы (УТГ) формируются на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых детей, проявивших способности к спортивному плаванию, прошедших необходимую начальную подготовку не менее одного года и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Продолжительность этапа 4-5 лет.

Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения спортсменом контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке.

После выполнения нормативов ЕВСК спортсмены переходят в:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа спортивной подготовки по плаванию iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
И. Нифонтова, змс по дзюдо, С. Хорохордина, змс россии по спортивной гимнастике (г. Барнаул), А. Гречина, змс россии по плаванию,...
Программа спортивной подготовки по плаванию iconПрограмма по плаванию на практике реализует принципы государственной...
Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта плавание, утвержденного приказом Минспорта России от «3» апреля 2013г....
Программа спортивной подготовки по плаванию iconПрограмма курса повышения квалификации «О бучение плаванию детей с нарушениями слуха»
«Обучение плаванию детей с нарушениями слуха» разработана в соответствии с учебным планом для учителей физической культуры и инструкторов...
Программа спортивной подготовки по плаванию iconУскоренного обучения плаванию, спортивной тренировки и оздоровления...
...
Программа спортивной подготовки по плаванию iconПрограмма «Обучение плаванию детей и подростков города Дзержинский...
Рассмотрев представленный Управлением по социальным вопросам администрации города проект Программы «Обучение плаванию детей и подростков...
Программа спортивной подготовки по плаванию iconМетодика подготовки специалистов по адаптивной физической культуре...
Юрист Гай определял, что личный иск бывает тогда, когда ответчик должен передать или сделать или предоставить что-либо. Вещный иск...
Программа спортивной подготовки по плаванию iconПрограмма подготовки по плаванию для начальных классов маоу «сош...
Использование в отчётном году акционерным обществом видов энергетических ресурсов 20
Программа спортивной подготовки по плаванию iconСамостоятельная работа, в час. Итого часов по теме Лекции*
Технологии целеполагания, проектирования жизненного пути, спортивной и пост-спортивной карьеры
Программа спортивной подготовки по плаванию iconРоссийский Футбольный союз Межрегиональный центр подготовки специалистов в сфере футбола «Юг»
Программа предназначена для подготовки педагогов-организаторов в области детско-юношеского массового футбола. Она предусматривает...
Программа спортивной подготовки по плаванию iconНормативные документы
Ким В. С., областной ведущий специалист по лечебной физкультуре и спортивной медицине, директор Кемеровского клинического центра...
Программа спортивной подготовки по плаванию iconКонспект занятия по плаванию в старшей логопедической группе
Аннотация. На первом этапе подготовки экскурсии необходимо выбрать объект экскурсии и подготовить материал, найти Интернет-ресурсы...
Программа спортивной подготовки по плаванию iconФормирование спортивной мотивации у боксеров на этапе начальной спортивной...
Т48 Тесты по грамматике русского языка. Контрольные работы. 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 288 с. — (Домашний репетитор)
Программа спортивной подготовки по плаванию iconАнализ физкультурно-спортивной работы учителей физической культуры...
«Марлин» (создание рефератов, компьютерных презентаций на тему здорового образа жизни, спортивной жизни цо)
Программа спортивной подготовки по плаванию iconДоклад муниципального образовательного учреждения дополнительного...
Коллективом спортивной школы определены и с успехом решаются следующие основные задачи
Программа спортивной подготовки по плаванию iconПрограмма спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика
Гбоу додсн сдюсшор №65 «Ника» Департамента физической культуры и спорта города Москвы
Программа спортивной подготовки по плаванию iconАдаптированная учебная программа спортивной подготовки по спортивному...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск