Методика подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры





Скачать 356.18 Kb.
НазваниеМетодика подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
страница1/3
Дата публикации14.09.2013
Размер356.18 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3



На правах рукописи


ФЕТИСОВ Александр Михайлович

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ
С ГЛУХИМИ ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ


13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной
тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры


Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Тамбов  2010

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования

«Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»



Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент

Лисицын Евгений Петрович


Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Собянин Фёдор Иванович
кандидат педагогических наук, профессор

Чубуков Анатолий Семёнович



Ведущая организация:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тольяттинский государственный университет



Защита состоится «29» апреля 2010 г. в 14.00 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.261.05 в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Советская, д.6, зал заседаний диссертационных советов.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.

Автореферат диссертации размещен на официальном сайте ТГУ имени Г.Р. Державина «____»марта 2010 г. (http: // tsu.tmb.ru).

Автореферат разослан «__» _марта 2010 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Иванова Л.К.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. На современном этапе развития Российского общества большое внимание уделяется людям с ограниченными возможностями, в том числе с нарушением слуха. Так, в России к 2009 году число детей с нарушением слуха в сравнении с восьмидесятыми годами прошлого столетия возросло более чем в 3 раза, что вызвано рядом неблагоприятных социальных, экономических, экологических и других факторов (Т.Г. Богданова, С.А. Мясищев, А.И. Погребной и др.). В связи с этим в настоящее время активно исследуются пути полноценной интеграции в общество детей с нарушением слуха, через занятия адаптивной физической культурой. Однако на практике имеет место нехватка высококвалифицированных специалистов по различным базовым дисциплинам адаптивной физической культуры готовых осуществлять данную деятельность.

Особое значение в совершенствовании системы подготовки специалистов в области адаптивной физической культуры придается поиску новых подходов к определению содержания и организации учебного процесса, активизации студентов при подготовке к будущей профессиональной деятельности (С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова и др.).

В этой связи обосновываются содержание и методы подготовки к профессиональной деятельности, углубляется мотивационная сфера изучения профессиональной деятельности (И.П. Андриади, Ю.Д. Железняк, В.Т. Чичикин и др.), комплексный подход к изучению отдельных предметов с последующей их интеграцией (К.Ю. Задворнов, Е.Б. Сологуб, и др.). Особое внимание уделяется формированию у будущих педагогов умения готовить себя к целостной профессиональной деятельности (Ю.Д. Железняк, Е.В. Никулина и др.).

В адаптивной физической культуре существуют научно обоснованные методики обучения плаванию слабослышащих детей 9-12 лет (С.А. Мясищев, А.И. Погребной, Я.А. Смекалов и др.), но при этом остаётся недостаточно разработанным вопрос методики подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми (Д.Ф. Мосунов, А.И. Погребной, В.Г. Сазыкин и др.).

Методика подготовки специалистов адаптивной физической культуры к проведению занятий по плаванию с глухими детьми нуждается в дальнейшем совершенствовании и доработке. Недостаточно исследованы и освещены в научно-методической литературе вопросы: организационно-методических особенностей начального обучения плаванию глухих детей 6-7 лет; методики подготовки специалистов по адаптивной физической культуре; использования средств и методов при формировании профессиональных знаний и умений студентов; содержания педагогических и учебных практик в профессиональной подготовке специалистов адаптивной физической культуры к проведению занятий по плаванию с глухими детьми.

Приведённые выше аргументы свидетельствуют об актуальности нашего исследования и необходимости совершенствования методики подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет.

Таким образом, в настоящее время существуют противоречия между:

– сформированным в России образовательным, научным, правовым, информационным пространством адаптивной физической культуры и недостатком специалистов обеспечивающих его полноценное функционирование;

– подготовкой о многих вузах России кадров для работы в сфере адаптивной физической культуры и недостаточно разработанной методикой подготовки специалистов по различным базовым дисциплинам, в том числе по дисциплине «Плавание».

Названные противоречия обусловили проблему настоящего исследования: каковы теоретические и методические основания подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет.

В соответствии с проблемой определена тема исследования: «Методика подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет».

Цель исследования – теоретически и экспериментально обосновать методику подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет.

Объект исследования – процесс подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет.

Предмет исследования – методика подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить недостатки существующей методики подготовки специалистов по адаптивной физической культуре по дисциплине «Плавание».

  2. Определить организационно-методические особенности начального обучения плаванию глухих детей 6-7 лет.

  3. Разработать методику подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет.

  4. Проверить эффективность разработанной методики подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет.

Гипотеза исследования: предполагалось, что процесс подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет будет эффективнее, если:

1. Определены организационно-методические особенности начального обучения плаванию глухих детей 6-7 лет.

2. Реализована методика подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет, основанная на знаниях студентов особенностей нозологической группы с нарушениями слуха, умении студентов подбирать и использовать адекватные формы организации занятий, использовать средства и методы обучения глухих детей в комплексе с методическими приёмами.

Методологическую основу исследования составили:

  • концептуальные положения теорий по психологии воспитания и обучения (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский);

  • фундаментальные разработки по теории и методике физического воспитания и спорта (Б.А. Ашмарин, Ю.Д. Железняк, В.М. Зациорский, Л.П. Матвеев);

  • фундаментальные разработки по теории адаптивной физической культуры (С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова и др.);

  • идеи индивидуального и индивидуально-дифференцированного подходов (В.С. Кузнецов, Л.П. Матвеев, Ж.К. Холодов);

  • концепция системного подхода (А.Г. Асмолов, Н.И. Болдырев, В.Д. Шадриков);

  • идеи личностно-деятельностного подхода (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, А.К. Макарова);

  • концепция культурологического подхода в сфере физической культуры (В.К. Бальсевич, М.В. Выдрин, Л.И. Лубышева, Ф.И. Собянин);

Теоретическую базу исследований составили:

  • работы ведущих специалистов по теории и методике физической культуры (Б.А. Ашмарин, Ю.Ф. Курамшин, Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков, В.И. Лях и др.);

  • основополагающие исследования в области адаптивной физической культуры (А.А. Дмитриев, С.П. Евсеев, А.С. Самыличев, Е.С. Черник, Л.В. Шапкова, и др.);

  • исследования, посвящённые физиологической природе произвольных движений (Н.А. Бернштейн, Н.И. Введенский, И.П. Павлов, И.М. Сеченов и др.);

  • исследования о единстве законов развития нормального и глухого ребёнка (Л.С. Выготский, А.П. Гозова, А.А. Дмитриев, С.П. Евсеев, Т.В. Розанова, Л.В. Шапкова, Ж.И. Шиф и др.);

  • исследования об общих психолого-педагогических принципах коррекционной работы с детьми с проблемами в состоянии здоровья (Л.С. Выготский, Б.В. Сермеев, Е.С. Черник и др.);

  • исследования о влиянии плавания на организм ребёнка-инвалида (Э.П. Бебриш, В.Н. Зайцева, С.Ф. Курдыбайло, Д.Ф. Мосунов, С.А. Мясищев, Ю.А. Орешкина, Е.В. Петрова, А.И. Погребной Я.А. Смекалов и др.).

Для достижения поставленной цели и решения задач применялись следующие методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы, беседы, педагогические наблюдения, анкетирование, опрос-интервью, метод экспертной оценки, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступили: Институт физической культуры и спорта ТГУ им. Г.Р. Державина, Тамбовское областное государственное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида» г. Тамбова, ДЮСШ № 6 г. Тамбова.

Этапы исследования: Исследование проводилось с 2003 по 2010 гг. включительно в три этапа.

На первом этапе (сентябрь 2003 г.  сентябрь 2004 г.) определялось общее направление исследования, уточнялась проблема, проводился анализ научно-методической литературы по проблемам подготовки специалистов по адаптивной физической культуре, частных методик начального обучения плаванию глухих детей. Определялись методологические и теоретические основы исследования. Разрабатывались критерии оценки методической и технической подготовленности в плавании студентов специальности 032102 – «Физическая культура и спорт для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)»; разрабатывалась методика подготовки специалистов адаптивной физической культуры к проведению занятий по плаванию с глухими детьми. Разрабатывались организационно-методические особенности начального обучения плаванию глухих детей 6-7 лет.

На втором этапе (сентябрь 2004 г.  сентябрь 2005 г.) формировались контрольная и экспериментальная группы. Проводился отбор детей-инвалидов ТОГУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида» г. Тамбова для участия в эксперименте. Проводилась подготовка экспериментальной базы исследования.

Констатирующий эксперимент проводился с целью определения исходного уровня специфических двигательных умений, теоретических и практических профессиональных знаний и умений студентов и исходного уровня владения плавательными умениями глухих детей 6-7 лет. Разрабатывалось содержание педагогических практик, отрабатывалась методика педагогического наблюдения. Осуществлялась проверка эффективности разработанной методики подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет.

На третьем этапе (сентябрь 2005 г. – февраль 2010 г.) проводился формирующий эксперимент, направленный на создание и корректировку элементов профессиональных знаний и умений специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет, определение уровня владения плавательными умениями и элементами облегчённых способов плавания глухими детьми 6-7 лет.

Обработаны результаты педагогического эксперимента, проведен анализ полученных данных, сформулированы выводы, разработаны практические рекомендации, закончено оформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования:

  • выявлены организационно-методические особенности начального обучения плаванию глухих детей 6-7 лет;

  • определены средства, методы и последовательность начального обучения плаванию глухих детей 6-7 лет в комплексе с методическими приёмами;

  • обоснована методика подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет.

Теоретическая значимость исследования обуславливается его вкладом в теорию и методику адаптивной физической культуры, в частности в научном обосновании методики подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет. Полученные в работе данные позволили также расширить и дополнить современные представления о средствах, методах и методических приёмах начального обучения плаванию глухих детей 6-7 лет; о возможности применения средств физической культуры в реабилитационных и оздоровительных занятиях с глухими детьми; об особенностях физической подготовки глухих детей 6-7 лет.

Практическая значимость работы заключается:

  • в определении комплекса тестов для оценки уровня плавательных умений глухих детей 6-7 лет при начальном обучении плаванию;

  • в выявлении организационно-методических особенностей начального обучения плаванию глухих детей 6-7 лет, обосновании последовательности организации начального обучения плаванию глухих детей 6-7 лет и применения средств и методов обучения;

  • в разработке методики подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет, в рамках которой дополнена и доработана рабочая программа, уточнено содержание учебных практик, и практик по специализации, расширен и дополнен состав профессиональных знаний и умений специалистов адаптивной физической культуры для учебной дисциплины «Плавание».

Полученные результаты исследования внедрены в процесс подготовки студентов специальности 032102 – «Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» по дисциплине «Плавание» Института физической культуры и спорта ТГУ им. Г.Р. Державина, в работу Оздоровительно-коррекционного центра ТГУ им. Г.Р. Державина.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались соблюдением исходных методологических и теоретических положений, использованием необходимого количества научных методов, адекватных цели и задачам исследования, репрезентативной выборкой испытуемых и корректным применением методов математической статистики.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. В существующей методике подготовки специалистов по адаптивной физической культуре, выявлены следующие недостатки: пробелы в знаниях студентов нозологии детей с нарушением слуха, специфики физических состояний глухих детей 6-7 лет; недостаточные знания специфики организации занятий по плаванию с детьми-инвалидами, в том числе с глухими детьми, особенностей подбора средств, методов и последовательности начального обучения плаванию глухих детей; у студентов отсутствуют навыки применения специальных жестов и дактильной (ручной) азбуки.

  2. Успешному овладению глухими детьми плавательных умений и элементов облегчённых способов плавания способствуют организационно-методические особенности начального обучения плаванию глухих детей 6-7 лет, которые включают: подготовку базы для работы, формирование групп глухих детей, требования к организации занятий, использование элементов методики преодоления критических ситуаций, последовательность начального обучения плаванию глухих детей.

  3. Разработанная методика подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет включает: формирование у студентов знаний нозологии группы с нарушением слуха; умений использовать специальные жесты и дактильную (ручную) азбуку, подбирать адекватные формы организации занятий, использовать средства и методы обучения в комплексе с методическими приёмами, учитывающими особенности детей данной нозологии и возраста, использовать организационно-методические особенности начального обучения плаванию глухих детей 6-7 лет; организацию практических занятий студентов с применением ролевой практики (в процессе учебной и специализированной практики).

  4. Применение методики подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет способствует повышению уровня необходимых знаний и умений у студентов, а также эффективности овладения плавательными умениями у глухих детей при начальном обучении плаванию.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методика подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры iconПрограмма кандидатского экзамена по научной специальности 13. 00....
Программа обсуждалась на совместном заседании кафедры теории и методики физического воспитания и адаптивной физической культуры и...
Методика подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры iconМоделирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре...
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Методика подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры iconМетодика краткосрочного прогнозирования результатов и достижений...
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Методика подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры iconКомплексная программа физической реабилитации спортсменов при миофасциальном болевом синдроме
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Методика подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры iconРабочая программа дисциплины
«Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» основной
Методика подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры iconПедагогическая технология физического воспитания младших школьников...
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Методика подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Методика подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Методика подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры iconПредсоревновательная подготовка юниоров 12-13 лет в спортивных танцах...
Научная сессия по итогам работы университета в 2011 году состоялась со 20 по 30 марта 2012 года на базе Сибирского государственного...
Методика подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры iconЭволюция системы российской науки в области физической культуры и...
Всероссийский турнир по боксу класса «А» среди юниоров 1995- 1996 г р памяти полковника милиции А. Т. Каюмова
Методика подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры iconИндивидуальная тактическая подготовка бегунов на средние дистанции...
О проведении регионального этапа всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания»
Методика подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры iconФормирование основ тактического мышления у баскетболисток 11-13 лет...
Обязательного минимума содержания образования по русскому языку федерального компонента государственного образовательного стандарта...
Методика подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры iconПрограмма курса включает знакомство с современными философскими дискуссиями...
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Методика подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры iconОбоснование методики надёжности выполнения оборонительных тактико-технических...
Присутствовали: 11 человек из 15 членов Совета. От управы Бутырского района: Беляев А. А., Серёгин И. В., Старкова О. Ф., Волгин...
Методика подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры iconРазвитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной...
Оборудование: изображения гербов на листах, кроссворд, выставка литературы, энциклопедия, таблички, учебник по истории Саплина Е....
Методика подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры iconФормирование специализированных восприятий у пловцов-брассистов 10-15...
Пикин Геннадий Николаевич ассистент кафедры теоретических основ физической культуры 4


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск