Скачать 356.18 Kb.
|
На правах рукописи ФЕТИСОВ Александр Михайлович МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ С ГЛУХИМИ ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Тамбов 2010 Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»
Защита состоится «29» апреля 2010 г. в 14.00 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.261.05 в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Советская, д.6, зал заседаний диссертационных советов. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. Автореферат диссертации размещен на официальном сайте ТГУ имени Г.Р. Державина «____»марта 2010 г. (http: // tsu.tmb.ru). Автореферат разослан «__» _марта 2010 г. Ученый секретарь диссертационного совета Иванова Л.К. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. На современном этапе развития Российского общества большое внимание уделяется людям с ограниченными возможностями, в том числе с нарушением слуха. Так, в России к 2009 году число детей с нарушением слуха в сравнении с восьмидесятыми годами прошлого столетия возросло более чем в 3 раза, что вызвано рядом неблагоприятных социальных, экономических, экологических и других факторов (Т.Г. Богданова, С.А. Мясищев, А.И. Погребной и др.). В связи с этим в настоящее время активно исследуются пути полноценной интеграции в общество детей с нарушением слуха, через занятия адаптивной физической культурой. Однако на практике имеет место нехватка высококвалифицированных специалистов по различным базовым дисциплинам адаптивной физической культуры готовых осуществлять данную деятельность. Особое значение в совершенствовании системы подготовки специалистов в области адаптивной физической культуры придается поиску новых подходов к определению содержания и организации учебного процесса, активизации студентов при подготовке к будущей профессиональной деятельности (С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова и др.). В этой связи обосновываются содержание и методы подготовки к профессиональной деятельности, углубляется мотивационная сфера изучения профессиональной деятельности (И.П. Андриади, Ю.Д. Железняк, В.Т. Чичикин и др.), комплексный подход к изучению отдельных предметов с последующей их интеграцией (К.Ю. Задворнов, Е.Б. Сологуб, и др.). Особое внимание уделяется формированию у будущих педагогов умения готовить себя к целостной профессиональной деятельности (Ю.Д. Железняк, Е.В. Никулина и др.). В адаптивной физической культуре существуют научно обоснованные методики обучения плаванию слабослышащих детей 9-12 лет (С.А. Мясищев, А.И. Погребной, Я.А. Смекалов и др.), но при этом остаётся недостаточно разработанным вопрос методики подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми (Д.Ф. Мосунов, А.И. Погребной, В.Г. Сазыкин и др.). Методика подготовки специалистов адаптивной физической культуры к проведению занятий по плаванию с глухими детьми нуждается в дальнейшем совершенствовании и доработке. Недостаточно исследованы и освещены в научно-методической литературе вопросы: организационно-методических особенностей начального обучения плаванию глухих детей 6-7 лет; методики подготовки специалистов по адаптивной физической культуре; использования средств и методов при формировании профессиональных знаний и умений студентов; содержания педагогических и учебных практик в профессиональной подготовке специалистов адаптивной физической культуры к проведению занятий по плаванию с глухими детьми. Приведённые выше аргументы свидетельствуют об актуальности нашего исследования и необходимости совершенствования методики подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет. Таким образом, в настоящее время существуют противоречия между: – сформированным в России образовательным, научным, правовым, информационным пространством адаптивной физической культуры и недостатком специалистов обеспечивающих его полноценное функционирование; – подготовкой о многих вузах России кадров для работы в сфере адаптивной физической культуры и недостаточно разработанной методикой подготовки специалистов по различным базовым дисциплинам, в том числе по дисциплине «Плавание». Названные противоречия обусловили проблему настоящего исследования: каковы теоретические и методические основания подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет. В соответствии с проблемой определена тема исследования: «Методика подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет». Цель исследования – теоретически и экспериментально обосновать методику подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет. Объект исследования – процесс подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет. Предмет исследования – методика подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
Гипотеза исследования: предполагалось, что процесс подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет будет эффективнее, если: 1. Определены организационно-методические особенности начального обучения плаванию глухих детей 6-7 лет. 2. Реализована методика подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет, основанная на знаниях студентов особенностей нозологической группы с нарушениями слуха, умении студентов подбирать и использовать адекватные формы организации занятий, использовать средства и методы обучения глухих детей в комплексе с методическими приёмами. Методологическую основу исследования составили:
Теоретическую базу исследований составили:
Для достижения поставленной цели и решения задач применялись следующие методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы, беседы, педагогические наблюдения, анкетирование, опрос-интервью, метод экспертной оценки, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Опытно-экспериментальной базой исследования выступили: Институт физической культуры и спорта ТГУ им. Г.Р. Державина, Тамбовское областное государственное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида» г. Тамбова, ДЮСШ № 6 г. Тамбова. Этапы исследования: Исследование проводилось с 2003 по 2010 гг. включительно в три этапа. На первом этапе (сентябрь 2003 г. сентябрь 2004 г.) определялось общее направление исследования, уточнялась проблема, проводился анализ научно-методической литературы по проблемам подготовки специалистов по адаптивной физической культуре, частных методик начального обучения плаванию глухих детей. Определялись методологические и теоретические основы исследования. Разрабатывались критерии оценки методической и технической подготовленности в плавании студентов специальности 032102 – «Физическая культура и спорт для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)»; разрабатывалась методика подготовки специалистов адаптивной физической культуры к проведению занятий по плаванию с глухими детьми. Разрабатывались организационно-методические особенности начального обучения плаванию глухих детей 6-7 лет. На втором этапе (сентябрь 2004 г. сентябрь 2005 г.) формировались контрольная и экспериментальная группы. Проводился отбор детей-инвалидов ТОГУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида» г. Тамбова для участия в эксперименте. Проводилась подготовка экспериментальной базы исследования. Констатирующий эксперимент проводился с целью определения исходного уровня специфических двигательных умений, теоретических и практических профессиональных знаний и умений студентов и исходного уровня владения плавательными умениями глухих детей 6-7 лет. Разрабатывалось содержание педагогических практик, отрабатывалась методика педагогического наблюдения. Осуществлялась проверка эффективности разработанной методики подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет. На третьем этапе (сентябрь 2005 г. – февраль 2010 г.) проводился формирующий эксперимент, направленный на создание и корректировку элементов профессиональных знаний и умений специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет, определение уровня владения плавательными умениями и элементами облегчённых способов плавания глухими детьми 6-7 лет. Обработаны результаты педагогического эксперимента, проведен анализ полученных данных, сформулированы выводы, разработаны практические рекомендации, закончено оформление диссертационной работы. Научная новизна исследования:
Теоретическая значимость исследования обуславливается его вкладом в теорию и методику адаптивной физической культуры, в частности в научном обосновании методики подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет. Полученные в работе данные позволили также расширить и дополнить современные представления о средствах, методах и методических приёмах начального обучения плаванию глухих детей 6-7 лет; о возможности применения средств физической культуры в реабилитационных и оздоровительных занятиях с глухими детьми; об особенностях физической подготовки глухих детей 6-7 лет. Практическая значимость работы заключается:
Полученные результаты исследования внедрены в процесс подготовки студентов специальности 032102 – «Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» по дисциплине «Плавание» Института физической культуры и спорта ТГУ им. Г.Р. Державина, в работу Оздоровительно-коррекционного центра ТГУ им. Г.Р. Державина. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались соблюдением исходных методологических и теоретических положений, использованием необходимого количества научных методов, адекватных цели и задачам исследования, репрезентативной выборкой испытуемых и корректным применением методов математической статистики. Основные положения, выносимые на защиту:
|
Программа кандидатского экзамена по научной специальности 13. 00.... Программа обсуждалась на совместном заседании кафедры теории и методики физического воспитания и адаптивной физической культуры и... | Моделирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре... Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | ||
Методика краткосрочного прогнозирования результатов и достижений... Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Комплексная программа физической реабилитации спортсменов при миофасциальном болевом синдроме Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | ||
Рабочая программа дисциплины «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» основной | Педагогическая технология физического воспитания младших школьников... Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | ||
Программа кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | ||
Предсоревновательная подготовка юниоров 12-13 лет в спортивных танцах... Научная сессия по итогам работы университета в 2011 году состоялась со 20 по 30 марта 2012 года на базе Сибирского государственного... | Эволюция системы российской науки в области физической культуры и... Всероссийский турнир по боксу класса «А» среди юниоров 1995- 1996 г р памяти полковника милиции А. Т. Каюмова | ||
Индивидуальная тактическая подготовка бегунов на средние дистанции... О проведении регионального этапа всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» | Формирование основ тактического мышления у баскетболисток 11-13 лет... Обязательного минимума содержания образования по русскому языку федерального компонента государственного образовательного стандарта... | ||
Программа курса включает знакомство с современными философскими дискуссиями... Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Обоснование методики надёжности выполнения оборонительных тактико-технических... Присутствовали: 11 человек из 15 членов Совета. От управы Бутырского района: Беляев А. А., Серёгин И. В., Старкова О. Ф., Волгин... | ||
Развитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной... Оборудование: изображения гербов на листах, кроссворд, выставка литературы, энциклопедия, таблички, учебник по истории Саплина Е.... | Формирование специализированных восприятий у пловцов-брассистов 10-15... Пикин Геннадий Николаевич ассистент кафедры теоретических основ физической культуры 4 |