Развитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры





Скачать 269.59 Kb.
НазваниеРазвитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
страница1/3
Дата публикации03.08.2013
Размер269.59 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Спорт > Автореферат
  1   2   3



На правах рукописи
ВЛАСОВА Ольга Петровна

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЭЛЕМЕНТАМ

БЕЗ ПРЕДМЕТА НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ





13.00.04 – Теория и методика физического воспитания,

спортивной тренировки, оздоровительной

и адаптивной физической культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук




Омск – 2011
Диссертация выполнена на кафедре теории и методики гимнастики Сибирского государственного университет физической культуры и спорта


Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент

Пшеничникова Галина Николаевна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Бабушкин Геннадий Дмитриевич

(Сибирский государственный университет

физической культуры и спорта)


кандидат педагогических наук, доцент

Сухостав Ольга Анатольевна

(Сибирская государственная автомобильно-

дорожная академия)


Ведущая организация: Московская государственная академия физической культуры


Защита состоится 05 апреля 2011 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 311.001.01 в Сибирском государственном университете физической культуры и спорта по адресу:

644009, Омск, ул. Масленникова, 144, ауд. 501.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Сибирского государственного университета физической культуры и спорта
Ученый секретарь диссертационного совета

доктор педагогических наук, профессор В.Н.Попков

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Чрезвычайно высокий уровень сложности движений, их связок и комбинаций, требований к артистичности их выполнения в соревновательных композициях гимнасток экстра-класса берет свое начало на этапе начальной подготовки спортсменок. В соответствии с правилами соревнований по художественной гимнастике (2005-2008, 2009-2012 годы) юные спортсменки должны исполнять в соревновательных композициях высокоамплитудные элементы структурных групп (прыжки, равновесия, повороты, наклоны). Непременным условием выполнения этих элементов является наличие значительной подвижности в различных суставах. Именно поэтому на этапе начальной подготовки возросли требования к амплитуде движений в соревновательных элементах.

Для эффективного применения упражнений с целью улучшения подвижности в суставах в научно-методической литературе рассматриваются подходы, в которых средства на гибкость рекомендуется выполнять в конце подготовительной, основной или заключительной части занятия с многократным повторением (В.Н. Платонов, М.М. Булатова, 1992; Г.С. Туманян, 1998; Н.Г. Безматерных, 2006; В.Б. Гармаев, 2007). В то же время монотонное выполнение этих упражнений, по мнению исследователей, может оказывать угнетающее воздействие на организм детей. Поэтому во избежание монотонии (Л.К. Руденко, 2008; Е.П. Ильин, 2009) необходим поиск путей развития гибкости, соответствующих возрастным особенностям занимающихся. Вместе с тем в научной литературе высказана мысль, что средства для развития гибкости могут с успехом чередоваться с упражнениями, требующими проявления силы, быстроты, ловкости, а также с упражнениями на расслабление (С.К. Харацидис, 1998; В.К. Спирин, 2004; Р.М. Тухватулин, 2006). Однако рекомендаций по рассредоточенному применению упражнений для развития гибкости в процессе обучения высокоамплитудным элементам структурных групп «трудности тела» в научной литературе по художественной гимнастике нами не выявлено.

Проблема исследования заключается в том, что при современной ориентации художественной гимнастики на возросшие требования к амплитудам движений в элементах структурных групп без предмета в теории и практике спорта отсутствуют научнообоснованные сведения о методике развития гибкости, соответствующей возрастным особенностям юных гимнасток на этапе начальной подготовки.

Объект исследования: методика развития гибкости в художественной гимнастике.

Предмет исследования: рассредоточенное применение упражнений для развития гибкости в процессе обучения элементам структурных групп без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике.

Гипотеза исследования: предполагалось, что выявление оптимальной продолжительности выполнения упражнений для развития гибкости, а также определение содержания и последовательности освоения элементов структурных групп без предмета позволит разработать и обосновать методику рассредоточенного применения упражнений для развития гибкости, обеспечивающую качественное выполнение высокоамплитудных элементов на этапе начальной подготовки.

Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать эффективную методику применения упражнений для развития гибкости, создающую предпосылки для качественного обучения юных гимнасток элементам структурных групп без предмета на этапе начальной подготовки.

Задачи исследования:

  1. Определить значение гибкости для соревновательного результата юных спортсменок на этапе начальной подготовки.

2. Разработать методику рассредоточенного применения упражнений для развития гибкости при обучении элементам структурных групп без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике.

3. Экспериментально обосновать методику рассредоточенного применения упражнений для развития гибкости у юных гимнасток на этапе начальной подготовки.

Методологическую основу исследования составили: фундаментальные положения теории физической культуры и спорта о развитии физических качеств (Л.П. Матвеев, Ю.В. Менхин, Н.Г. Озолин), концепции о необходимости учета психофизиологических особенностей детей в процессе занятий (В.П. Филин, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин), теории сенситивных периодов развития физических способностей (В.К. Бальсевич, А.А. Гужаловский, А.И. Кравчук), теория поэтапного развития гибкости у спортсменов (Б.В. Сермеев, В.П. Платонов, С.К. Харацидис), концепции ведущих ученых в области гимнастики о методике обучения двигательным действиям (Ю.К. Гавердовский, В.А. Солодянников).

Методы исследования: анализ научно-методической литературы и документальных материалов, тестирование, гониометрия, педагогические наблюдения, метод экспертных оценок, хронометрирование, педагогические контрольные испытания, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Организация исследования. Исследование проводилось в шесть этапов. На первом этапе изучалась научно-методическая литература, анализировались официальные документы, определялись задачи и методы исследования.

На втором этапе проводилось педагогическое исследование для выявления взаимосвязи между показателями физической подготовленности и компонентами соревновательного результата юных гимнасток 1-го и 2-го годов обучения. Анализировались видеоматериалы 33-х соревновательных композиций без предмета у юных гимнасток начальной подготовки. Третий этап исследования был посвящен педагогическим наблюдениям за содержанием учебно-тренировочных занятий. Всего проанализировано 72 занятия. В процессе наблюдений фиксировались упражнения для развития гибкости, продолжительность выполнения упражнений, а также место их расположения в структуре учебно-тренировочных занятий. На четвертом этапе проводились педагогические исследования для выявления оптимальной продолжительности выполнения упражнений для развития гибкости. В исследовании участвовало 12 юных гимнасток 6-7 лет 1-го года обучения. Всего получено 300 измерений. На пятом этапе проведены исследования методом ранжирования (342 элемента) для разработки алгоритма действий, направленных на последовательность прохождения программного материала для рассредоточенного применения упражнений на гибкость в сочетании с освоением элементов структурных групп «трудности тела». Для определения эффективности разработанной методики был проведен педагогический эксперимент с участием гимнасток 1-го года обучения. По результатам предварительного тестирования дети были распределены с учетом их подготовленности на две равнозначные группы - контрольную и экспериментальную (по 15 человек в каждой). На шестом этапе определялась эффективность применяемых нами педагогических воздействий, использовались методы математической статистики, формулировались выводы и практические рекомендации, завершалось редактирование и оформление диссертационной работы.

Научная новизна:

– выявлено, что гибкость наиболее значимый компонент физической подготовленности, составляющий основу соревновательного результата в упражнениях без предмета у начинающих гимнасток первого и второго годов обучения;

– установлено, что в связи с недостаточным проявлением активной гибкости в элементах без предмета художественной гимнастики спортсменки первого года обучения не реализуют амплитуды движений в обязательных элементах структурных групп в соответствии с качественными характеристиками их выполнения по правилам соревнований;

– определена оптимальная продолжительность выполнения статических и динамических упражнений на гибкость без снижения качества их исполнения, характерных для частей двигательных действий при освоении элементов структурных групп без предмета, находящаяся в пределах 14-15 секунд в статическом выполнении упражнений, 18-19 секунд в динамическом выполнении упражнений;

– разработана модель учебно-тренировочного занятия юных спортсменок в художественной гимнастике, позволяющая последовательно, с учетом освоения элементов без предмета, рационально распределить специальные упражнения на гибкость, которые должны располагаться перед осваиваемыми элементами, обеспечивая структурное сходство с двигательными действиями в стадии реализации прыжков, равновесий, поворотов;

– экспериментально обоснована методика развития гибкости адекватная возможностям занимающихся юных гимнасток на этапе начальной подготовки. В отличие от методики развития гибкости, где упражнения применяются концентрированно в частях занятия, обоснована методика рассредоточенного применении упражнений, учитывающая структуру изучаемых упражнений без предмета и разновидности проявляемой подвижности в суставах для их освоения по этапам. На первом этапе основным является развитие подвижности в суставах, необходимой для формирования «школы» движений. На втором этапе применяются специальные упражнения на гибкость для освоения базовых и профилирующих элементов. На третьем этапе предусмотрено совершенствование гибкости при соединении элементов структурных групп в соревновательных упражнениях без предмета.

Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении содержания теории и методики спортивной тренировки в разделе физической и технической подготовки новыми сведениями:

– об оптимальной продолжительности выполнения упражнений на гибкость юными гимнастками, в частности выявлено, что продолжительность выполнения упражнений без снижения качества в статических упражнениях составляет 14-15 секунд, в динамических 18-19 секунд;

– о возможности рассредоточенного применения упражнений на гибкость у юных гимнасток с учетом освоения элементов без предмета на этапе начальной подготовки, позволяющей устранить монотонность их применения;

– об особенностях развития гибкости на этапе начальной подготовки для эффективного освоения «школы» движений, базовых и профилирующих элементов без предмета.

Практическая значимость работы состоит в разработке и внедрении в практику подготовки юных гимнасток методики рассредоточенного применения упражнений для развития гибкости, в которой обоснованы: оптимальная продолжительность выполнения упражнений на гибкость юными гимнастками; рациональное сочетание упражнений на подвижность в суставах с выполнением осваиваемых частей двигательных действий элементов структурных групп без предмета и их распределение в каждой части учебно-тренировочного занятия; процентное соотношение активных и пассивных упражнений, применяемых на каждом этапе развития гибкости в подготовительном периоде годичного цикла; поэтапное развитие гибкости в сочетании с начальной технической подготовкой, в которой последовательно осваиваются «школа движений», базовые и профилирующие элементы, соревновательные композиции без предмета.

Методика рассредоточенного применения упражнений на гибкость в процессе обучения элементам начальной технической подготовки обеспечивает достоверное улучшение развития гибкости и качества выполнения элементов структурных групп без предмета у юных спортсменок. Полученные результаты исследования рекомендуется использовать: в практике работы тренеров по гимнастике при подготовке юных спортсменок; в процессе обучения студентов на отделении гимнастики по курсу специализации; в ходе переподготовки и повышения квалификации тренеров по художественной гимнастике.

Апробация и внедрение: результаты исследований внедрены в учебно-тренировочный процесс юных спортсменок отделения художественной гимнастики СДЮСШОР № 1 города Нижнего Тагила и ДЮСШ «Виктория» города Екатеринбурга; в учебный процесс подготовки студентов кафедры теории и методики гимнастики Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. По теме исследования опубликовано одиннадцать научных работ. Результаты исследования докладывались на всероссийских, региональных научно-практических конференциях.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. В соревновательных элементах без предмета амплитуды движений у юных гимнасток на этапе начальной подготовки находятся в пределах от 80±8º до 173±5º. Амплитуды движений в формообразующей фазе элементов структурных групп «трудности тела» выполняются юными гимнастками с нарушением качественных характеристик. Отсутствие фиксированной формы при выполнении элементов без предмета свидетельствует о недостаточном развитии активной гибкости. В связи с этим процесс развития гибкости должен учитывать специфику требований правил соревнований к качеству выполнения высокоамплитудных элементов.

2. Критерием дозирования выполнения статических и динамических упражнений на гибкость как пассивного, так и активного проявления вида гибкости является оптимальная продолжительность без снижения качества исполнения юными гимнастками статических упражнений - 14-15 секунд, динамических упражнений - 18-19 секунд.

3. Рассредоточенное применение упражнений для развития гибкости в сочетании с последовательным освоением элементов без предмета составляет эффективную основу построения учебно-тренировочных занятий, что обеспечивает оптимальное развитие амплитуды движений сопряженно с формированием двигательных навыков выполнения прыжков, равновесий, поворотов, наклонов и повышает соревновательный результат юных гимнасток.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения по главам, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Работа изложена на 161 странице, дополнена 37 таблицами, 10 рисунками и 10 приложениями. Список литературы включает 181 источник из них 6 на иностранном языке.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Взаимосвязь показателей физической подготовленности с компонентами соревновательного результата юных гимнасток

Выявлена достоверная средняя степень взаимосвязи (r=0,44–r=0,74) между компонентами соревновательного результата (оценки за трудность и технику) и показателями тестов на гибкость. Исследования показали, что у гимнасток как первого, так и второго годов обучения показатели тестов на пассивную гибкость имеют среднюю степень взаимосвязи с соревновательными оценками. На втором году обучения выявлена корреляция также с показателями активной гибкости. Различия средних значений свидетельствуют о достоверном (Р<0,05) улучшении показателей активной гибкости и подвижности в суставах у гимнасток второго года обучения.

В соревновательных композициях юных гимнасток, как правило, должна проявляться активная гибкость. Это связано с тем, что амплитуды движений являются одним из основных требований при оценивании качества выполнения формообразующих действий в соревновательных элементах. Именно поэтому возникла необходимость исследования параметров выполнения амплитуд движений в соревновательных элементах.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры iconПрограмма кандидатского экзамена по научной специальности 13. 00....
Программа обсуждалась на совместном заседании кафедры теории и методики физического воспитания и адаптивной физической культуры и...
Развитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры iconМоделирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре...
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Развитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры iconКомплексная программа физической реабилитации спортсменов при миофасциальном болевом синдроме
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Развитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры iconПедагогическая технология физического воспитания младших школьников...
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Развитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры iconРабочая программа дисциплины
«Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» основной
Развитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры iconМетодика краткосрочного прогнозирования результатов и достижений...
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Развитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры iconФормирование основ тактического мышления у баскетболисток 11-13 лет...
Обязательного минимума содержания образования по русскому языку федерального компонента государственного образовательного стандарта...
Развитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Развитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Развитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры iconЭволюция системы российской науки в области физической культуры и...
Всероссийский турнир по боксу класса «А» среди юниоров 1995- 1996 г р памяти полковника милиции А. Т. Каюмова
Развитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры iconРазвитие специальной выносливости у кикбоксёров юношей в подготовительном...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Преображенка Катангского района Иркутской...
Развитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры iconИндивидуальная тактическая подготовка бегунов на средние дистанции...
О проведении регионального этапа всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания»
Развитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры iconОбоснование методики надёжности выполнения оборонительных тактико-технических...
Присутствовали: 11 человек из 15 членов Совета. От управы Бутырского района: Беляев А. А., Серёгин И. В., Старкова О. Ф., Волгин...
Развитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры iconПрограмма курса включает знакомство с современными философскими дискуссиями...
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Развитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры iconПредсоревновательная подготовка юниоров 12-13 лет в спортивных танцах...
Научная сессия по итогам работы университета в 2011 году состоялась со 20 по 30 марта 2012 года на базе Сибирского государственного...
Развитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры iconФормирование рациональной структуры взаимодействия с опорой в беге...
Внесены всесоюзным ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским институтом гидротехники имени Б. Е. Веденеева


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск