Педагогическая технология физического воспитания младших школьников с использованием средств плавания





Скачать 241.75 Kb.
НазваниеПедагогическая технология физического воспитания младших школьников с использованием средств плавания
Дата публикации05.10.2014
Размер241.75 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Культура > Автореферат


На правах рукописи
Шишкова Елена Викторовна


Педагогическая технология

физического воспитания младших школьников

с использованием средств плавания

13.00.04 – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры


АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Москва - 2009

Работа выполнена в ФГОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент

Маркина Татьяна Анатольевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, доцент

Полянский Валерий Петрович
кандидат педагогических наук,

старший научный сотрудник

Протченко Тамара Алексеевна
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московская государственная академия физической культуры»


Защита состоится «____»_________200_года в ____ часов на заседании диссертационного совета Д 311.003.02 при ФГОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» по адресу: 105122, Москва, Сиреневый бульвар, 4, ауд.603.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»
Автореферат разослан «___» ___________200__года

Ученый секретарь

диссертационного совета Сахарова М.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность. Интенсивные учебные программы, увеличивающийся объем информации, повышение требований к образованию, желание активно развивать интеллектуальные способности детей, их творческую активность в педагогической практике не всегда сочетаются с возможностями сохранения и укрепления психического и физического здоровья младших школьников. В общей системе формирования личностной культуры подрастающего поколе-ния физическое воспитание учащихся начальных классов играет значимую роль. В этот возрастной период закладывается фундамент физической культу-ры личности, формируется ценностное отношение ребенка к занятиям, зарож-даются предпосылки его физического совершенствования. Однако в настоя-щее время все чаще появляются тревожные публикации об ухудшении сос-тояния здоровья школьников, снижении уровня их физического развития и двигательной подготовленности (Н.Н.Куинджи, М.И. Степанова, 2000; Л.А. Вахрушева, 2001; С.Н. Лазырев, 2002; С.Н. Блинков, 2003; В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, Л.Н. Прогонюк, 2003; В.А. Фетисов 2003; В.С. Кудрявцев, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская, 2004; С.И. Изаак, 2004; В.К. Петров, 2005; В.Ю. Давыдов, 2007). В этом возрасте дети испытывают определенную тре-вогу при общении со взрослыми, учениками, сверстниками, что негативно влияет на эффективность учебного процесса, снижению интереса детей к занятиям физической культурой.

Анализ научно-методической литературы, педагогического опыта учи-телей физической культуры, инструкторов по плаванию позволяют сделать вывод о наличии неиспользуемых резервов в организации физического воспи-тания детей начальной школы и как, следствие - низкий уровень физической подготовленности школьников, недостаточное владение двигательными на-выками, высокий процент заболеваемости. К таким резервам можно отнести углубленное изучение раздела плавания, которое в современных условиях природных и экономических катаклизм наряду с ходьбой и бегом является жизненно необходимым двигательным навыком. Большинство несчастных случаев на воде по результатам статистики происходит именно с детьми младшего школьного возраста, в связи с отсутствием навыков плавания и чувства опасности. В соответствии с Российским законодательством уроки по плаванию вхо­дят в режим учебного дня и внеучебных занятий, в процессе которых каждый школьник должен научиться плавать (Конституция Россий-ской Федерации от 12.10.1993г., закон Российской Федерации «от 04.12.2007г. № 329-Ф-3). Проблема оптимизации программно-методического обеспечения обучения плаванию младших школьников рассматривалась специалистами (Т.В. Ермиловой, 1983; Л.Г. Комаровой, 1990; Л.И. Широкановой, 1991; Е.И. Иванченко, 1993; Р.А. Щербаковой, 1994; Е.С. Жуковой, 1996; А.И. Погреб-ным, 1997; И.Е. Кожевниковой, 1998; Н.Ж.Булгаковой, 2001; Т.А Протченко, Ю.А. Семеновым 2003; Д.М. Билыком, 2004; Д.А Косьяненко, 2005). Однако в настоящее время плавательная подготовленность школьников все еще оста-ется очень низкой. Традиционная школьная программа по плаванию, рассчи-танная на 24-26 часов подготовки, не ориентирована на положительное реше-ние задачи комплексного воздействия на личность младших школьников. Не-обходимость разработки и внедрения педагогической технологии физическо-го воспитания младших школьников, позволяющей расширить оздоровитель-ные и прикладные возможности плавательной подготовки на уроках физичес-кой культуры, свидетельствует об актуальности данной темы исследования.

Объект исследования: процесс физического воспитания младших школьников.

Предмет исследования: педагогическая технология физического воспитания младших школьников с использованием средств плавания.

В качестве гипотезы выступает предположение об эффективности про-цесса физического воспитания младших школьников, повышении уровня их двигательной подготовленности с прикладной направленностью, психи-ческой готовности и состояния здоровья за счет разработки и внедрения педагогической технологии физического воспитания с использованием средств плавания.

Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование

педагогической технологии физического воспитания младших школьников с использованием средств плавания.

Задачи исследования:

  1. Изучить проблему конструирования педагогических технологий в системе физического воспитания школьников.

  2. Разработать педагогическую технологию физического воспитания младших школьников с использованием средств плавания.

  3. Выявить психолого-педагогические условия реализации педагоги-ческой технологии физического воспитания младших школьников и экспе-риментально обосновать их эффективность.

4. Разработать методические рекомендации для учителей физической культуры и инструкторов по плаванию по совершенствованию физического воспитания учеников начальной школы с включением углубленного изуче-ния раздела «Плавание».

Теоретико-методологической основой исследования является: психологическая теория развивающего обучения В.В Давыдова, Д.Б. Эль-конина; концепции построения технологических систем в педагогике и психологии В.П. Беспалько, Ж.К. Холодова, В.М. Монахова, С.Д. Неверко-вича, Г.В. Хозяинова; современные подходы к разработке теории и мето-дики обучения плаванию детей Н.Ж. Булгаковой, Д.Б. Билыка, В.Ю. Давыдова, Т.В. Ермиловой; И.Е. Кожевниковой, Т.А. Протченко, Ю.А. Семенова, Е.А. Сергиевича, Л.И. Широкановой; теоретические представ-ления о содержании, средствах и методах физического воспитания школь-ников В.И.Ляха, А.М. Максименко, А.П. Матвеева, Л.П. Матвеева.

Методы исследования:

  1. Анализ психолого-педагогической литературы;

  2. Педагогическое наблюдение;

  3. Анкетирование;

  4. Педагогический эксперимент;

  5. Тестирование;

  6. Математическая обработка данных исследования.

Организация исследования

Экспериментальная работа проводилась в период с сентября 2004 по май 2008 года. В исследовании принимали участие ученики 1-4 классов средних общеобразовательных школ № 664, 1080г. Москвы (всего 90 чел).

Контрольная группа (КГ), составлена из учеников начальной школы

№ 1080, обучающихся по комплексной программе физического воспитания, разработанной В.И. Ляхом, А.А. Зданевичем, с целью сравнения динамики изменений показателей физической подготовленности младших школьни-ков. Экспериментальные группы (ЭГ1) и (ЭГ2), состояли из учеников шко-лы № 664. Физическое воспитание в данных группах осуществлялось по ав-торской (экспериментальной) программе и включали третий урок физичес-кой культуры (плавание). Сравнительный педагогический эксперимент, по-строен на различиях в методическом обеспечении этих групп: усилении дви- гательной (прикладной) подготовки и состояния психической готовности в ЭГ1. Педагогический эксперимент проводился в естественных условиях, поэто-му специального комплектования групп не производилось. Перед эксперимен-том была проведена диагностика уровня двигательной подготовленности и пси-хической готовности детей контрольной и экспериментальных групп. Анализ полученных данных позволил сделать заключение об однородности эксперимен-тальных и контрольной групп.

Исследование осуществлялось в три этапа:

Первый этап – поисковый (2003-2004).

Изучена и проанализирована психолого-педагогическая и методичес-кая литература по проблеме исследования. Проведен первичный сбор информации об объекте исследования. Определены предмет, цель, задачи и методы исследования. Выявлены психолого-педагогические предпосылки к разработке педагогической технологии физического воспитания младших школьников с использованием средств плавания.

Второй этап – эмпирический (2004-2007).

Проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого определены начальные показатели уровня физического, психического развития, и двига-тельной подготовленности учеников начальной школы. Разработаны и ап-робированы: содержание структурных компонентов педагогической техно-логии физического воспитания младших школьников; углубленная образо-вательная программа изучения раздела «Плавание» дисциплины «Физичес-кая культура» для учеников начальной школы. Педагогический экспери-мент осуществлялся в течение 4-х лет (2004-2007).

Третий этап – обобщающий (2007 - 2008).

Осуществлена систематизация, коррекция, теоретическое обобщение и математическая обработка результатов экспериментальной части исследо-вания. Подготовлены научно-методические рекомендации и осуществлено внедрение технологии в педагогическую практику.

Научная новизна результатов исследования определяется тем, что представлены новые способы решения проблемы совершенствования физического воспитания за счет:

- построения педагогической технологии физического воспитания с использованием средств плавания, позволяющей расширить возможности формирования психической готовности и двигательной подготовленности младших школьников;

- разработки программы и методики углубленного изучения раздела

«Плавание» для учащихся 1-4 классов;

- выявления психолого-педагогических условий эффективной реализа-ции процесса физического воспитания младших школьников.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что на основе те-оретико-методологического и методического анализа современных подхо-дов к решению проблемы физического воспитания детей младшего школь-ного возраста в педагогике физической культуры теоретически обосновано одно из эффективных путей оптимизации физической, прикладной подго-товленности младших школьников за счет разработки педагогической тех-нологии физического воспитания младших школьников с использованием средств плавания.

Практическая значимость. Внедрение педагогической технологии фи-зического воспитания младших школьников с использованием средств пла-вания позволяет повысить оздоровительную, прикладную и образователь-ную направленность уроков физической культуры. Результаты исследования могут быть использованы в системе школьного физического воспитания младших школьников; при изучении дисциплины «Обеспечение безопаснос-ности и жизнедеятельности» в общеобразовательной школе; в психолого-педагогической подготовке студентов спортивно-педагогических вузов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Педагогическая технология физического воспитания младших школьников с использованием средств плавания представляет собой сово-купность психолого-педагогических установок педагога на повышение уровня физического и психического развития, плавательной и двигательной подготовленности младших школьников; многокомпонентную полифунк-циональную модель совместной педагогической деятельности учителей фи-зической культуры и инструкторов по плаванию по проектированию, орга-низации и диагностике процесса физического воспитания с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся.

2. Модификация целевого, проектировочного и операционно-деятель-

ностного компонентов педагогической технологии физического воспитания

младших школьников на основе использования средств плавания повышает эффективность их образовательной и двигательной подготовленности с прикладной направленностью.

3. Разработанная в рамках педагогической технологии комплексная ме-

тодика углубленного изучения раздела «Плавание» в учебной программе по физической культуре, дифференцирующая объем, интенсивность физичес-кой нагрузки с учетом физических и психических возможностей учащихся с использованием вспомогательных средств обучения плаванию, повышает качество уроков физической культуры, обеспечивает более эффективную плавательную подготовку младших школьников.

4. Эффективность физического воспитания в процессе реализации педа-гогической технологии физического воспитания младших школьников с ис-пользованием средств плавания обеспечивается комплексной организацией психолого-педагогических условий:

- вариативности в конструировании содержания компонентов педаго-гической технологии физического воспитания в зависимости от показате-лей диагностического обследования уровня двигательной подготовленнос-ти, психической готовности и состояния здоровья младших школьников, условий организации занятий.

- расширения плавательной подготовки младших школьников, усиления ее прикладной направленности;

- компетентности учителей физической культуры и инструкторов по плаванию в реализации педагогической технологии физического воспита-ния с использованием средств плавания;

Эмпирическую базу диссертации составили результаты конкретных педагогических исследований, проведенных автором по теме настоящей ра-боты на базе средней общеобразовательной школы № 664 г. Москвы в рам-ках общешкольной экспериментальной программы: «Организация здо-ровьесберегающей школьной среды как условия повышения качества обу-чения и развития школьников».

Апробация результатов исследования. Материалы докладывались на: семинаре-практикуме для учителей физической культуры и инструкторов по плаванию г. Москвы 20 декабря 2006 г.; на ХVII Международной научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащих-ся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире» г. Коломна, 6 мая 2006 г.; на II-ой научно-практической конференции работ-ников физической культуры г. Москвы и Московской области «Физическая культура в современном образовании» 25 апреля 2007 г.; на ХII – ом Между- народном научном конгрессе «Cовременный Олимпийский и Паралимпийс-ский спорт и спорт для всех» май - 2008 г.; на V–ой Международной науч-но-практической конференции «Рудиковские чтения» 2-5 июня 2009 г.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и 10 приложений.

Работа изложена на 172 страницах машинописного текста, содержит 7 таб-

лиц, 11 рисунков. Список литературы включает 195 источников, из них 6 на

иностранном языке.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, дана харак-теристика объекта, предмета исследования, поставлена цель и задачи рабо-ты, изложена научная новизна, определена теоретическая и практическая значимость, положения на защиту.

В первой главе проведен анализ психолого-педагогической литера-туры по проблеме конструирования педагогических технологий в системе физического воспитания школьников. Изучение этой проблемы позволило получить более полное представление о педагогических технологиях, как на методологическом, так и на практическом уровне. Исследователи рас-сматривают педагогическую технологию как управляемый процесс реше-ния дидактических задач, который проектируется и осуществляется на ос-нове известных закономерностей, его протекание контролируется в опре-деленных промежуточных состояниях с помощью известных стандартизи-рованных процедур, с применением определенных средств диагностики. Системно-технологический подход, как и личностно-деятельностный, к процессу обучения и воспитания, является методологическим для педаго-гики физической культуры и спорта и активно разрабатывался (Л.П. Мат-веевым, Ж.К. Холодовым, М.В. Сахаровой, В.П. Пономаревым, В.В. Ким, Ю.А. Янсоном и др.). Современные педагогические технологии в области физической культуры, проектируются и конструируются на основе теорети-ческих концепций реформирования системы физического воспитания: лич-ностно-ориентированной (В.Н. Шаулина, Е.Н. Литвинова, А.П. Матвеева, В.И. Ляха); усиления здоровьесберегающего эффекта физического воспита-ния (Л.И. Лубышевой, В.Г Большинкова, С.В. Добржинского) экстенсивно-го подхода к физическому воспитанию (Ф.Р. Зотовой); спортизации физи-ческого воспитания (В.Н. Бальсевича).

Предложенные учеными и практиками основные концепции реформи-рования школьного физического воспитания связаны с идеей вариативного подхода к развитию личности учащихся, в творческом овладении ими спо-собами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Совре-менные педагогические технологии физического воспитания, конструиру-ются по традиционной структуре, принятой в классической педагогике и включают целевой, проектировочный, операционно-деятельностный, ре-зультативный компоненты, различаясь друг от друга целевыми установка-ми, содержанием программно-методического обеспечения физического воспитания школьников, средствами диагностики.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить возможности повышения качества физического воспитания, усиле-ния оздоровительной и прикладной направленности за счет модификации структурных компонентов педагогической технологии физического воспи-тания младших школьников, разработки программно-методического комп-лекса, использования средств плавания на уроках физической культуры. Уг-лубленное изучение плавания, включенное в систему физического воспита-ния, может способствовать оптимизации восстановительных процессов в ор-ганизме ребенка, так как благоприятное воздействие водной среды и поло-жительное влияние систематических занятий плаванием благотворно влия-ют на морфофункциональное, физическое и психоэмоциональное развитие младших школьников (Л.П. Макаренко, 1974; Н.Ж Булгакова, 2001; Н.Н. Кардамонова, 2001; И.Л. Гончар, 2006 и др.). В комплексной программе фи-зического воспитания школьников предусмотрено обучение плаванию в рамках учебных часов, отведенных школьной программой. Анализ специ-альной методической литературы по обучению плаванию школьников (Н.Ж. Булгаковой; А.А. Зенина; Т.В Ермиловой; Л.Г. Комаровой; Р.А. Щербако-вой; Л.И. Широкановой и др.) показал, что большое количество методик и программ акцентирует свое внимание только на обучающем аспекте, упус-кая при этом проблему формирования прикладных навыков и воспитатель-ной направленности урока.

Во второй главе «Методы и организация исследования» сформулиро-ваны задачи диссертационной работы, определены методы и представлена организация проведения исследования.

В третьей главе на основе анализа концепций конструирования тех-нологических систем в педагогике и психологии, методических подходов к совершенствованию физического воспитания и обучения плаванию млад-ших школьников дано рабочее определение, разработана педагогическая технология физического воспитания с использованием средств плавания и осуществлена модификация ее структурных компонентов.
Рис.1. Структура компонентов экспериментальной педагогической технологии физического воспитания младших школьников
Разработка целевого компонента по экспериментальной технологии

осуществлялась на основе генеральной педагогической цели физического

воспитания: создание эффективной системы физического воспитания млад-ших школьников с оздоровительно-прикладной и развивающей направлен-ностью.

Исходя из цели и поставленных задач, совершенствовалось содержание проектировочного, операционно-деятельностного и результативного компо-нентов педагогической технологии физического воспитания младших школьников. Проектировочный компонент включал в себя разработку прог-раммы физического воспитания младших школьников с использованием средств плавания. Модификация операционно-деятельностного компонента осуществлялась за счет внедрения методики физического воспитания млад-ших школьников, разработанной на основе программы углубленного изуче-ния раздела «Плавание». По экспериментальной технологии результатив-ный компонент предполагал диагностику уровня достижения физического развития, двигательной, плавательной подготовленности и психической го-товности, состояния здоровья младших школьников. Технологическая це-почка реализации учебного процесса корректировалась в зависимости от диагностики результатов индивидуального уровня развития и подготовлен-ности детей ЭГ1 в процессе обучения.

Углубленное изучение раздела «Плавание» в ЭГ1 осуществлялось за счет: 1) введения третьего урока физической культуры (плавание); 2) разра-ботки программы и методики обучения плаванию, рассчитанной на 4 года, включающих изучение спортивных способов и прикладных элементов пла-вания; 3) введения комплексов имитационных и специально-подготовитель-ных упражнений по технике плавания в уроки легкой атлетики, подвижных игр, гимнастики (на изучение гребковых движений руками, ногами, согла-сования движений рук и ног), состоящих из 2-3 упражнений, которые про-водились в подготовительной и основной частях урока в зависимости от дидактических задач изучаемого раздела базового компонента программы; 4) сопряженного развития физических качеств на уроках физической культуры в зале и в бассейне; 5) включения в уроки физической культуры подвижных игр с имитацией элементов техники плавания; 6) исполь-зования вспомогательных средств обучения (контактных устройств), спо-собствующих активизации зрительного и тактильного анализаторов, само-контроля учеников за выполнением движений; 7) усиления прикладного ас-пекта плавания за счет подбора упражнений прикладного характера, включения элементов упражнений по аквааэробике и водного поло; 8) использования психотехнических средств с целью релаксации, снятия тревожности, повышения мотивации к обучению.

Эффективность учебно-воспитательного процесса достигалась за счет рационального сочетания дидактических и психологических методов: опос-редованной и непосредственной наглядности, направленного прочувствова-ния двигательного действия, эмоционального стимулирования, создания си-туации успеха в учении, формирования психической готовности к заня-тиям.

Эффективность внедрения экспериментальной педагогической техно-логии физического воспитания выявлялась в процессе диагностики изменения количественных характеристик, двигательных подготовленности, показателей жизненной емкости легких, психической готовности и состояния здоровья детей младшего школьного возраста контрольной и экспериментальных групп.

Оценку показателей физического развития проводили по методике Б.Х. Ланда, (2004). Тестирование физической подготовленности осуществ-лялось по комплексной программе физического воспитания учащихся I –XI классов В.И. Ляха, А.А. Зданевича, (2004), которое включало следующие тесты: бег 30м, прыжки в длину с места, челночный бег 3х10, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, наклон туловища вперед из положения сидя, поднимание туловища из положения лежа, бег 1000м.

Результаты тестирования координационных способностей младших школьников, участвующих в экспериментальном исследовании показали значительный прирост данных способностей у учеников ЭГ1 по сравнению с ЭГ2 и КГ на всех этапах диагностики, достигая к четвертому классу улуч-шения в ЭГ1 в сравнении с ЭГ2 на 0,25 с, с КГ на 0,45 с (Р<0,001), рис.2.

Показатели гибкости к концу педагогического эксперимента в ЭГ1 в сравне-

нии с КГ увеличилась на 4,5 см (Р<0,001), с ЭГ2 на 3,74 см (Р<0,001), рис.2.



Рис.2. Динамика изменения показателей координационных способностей и гибкости школьников ЭГ1, КГ и ЭГ2 в течении основного педагогического эксперимента

Количественный анализ роста результатов скоростных способностей в ЭГ1, КГ и ЭГ2 к концу педагогического эксперимента показал, что скорость в беге на 30 м у учащихся ЭГ1 в сравнении: с КГ2 улучшилась на 0,18 с (Р<0,001), в сравнении с ЭГ2 на 0,12 с (Р<0,05), рис.3.

Скоростно-силовые способности в ЭГ1 на заключительном этапе исследования достоверно отличаются от показателей в КГ и ЭГ2 (Р<0,001). Так у учащихся ЭГ1 показатели скоростно-силовых способностей к концу

педагогического эксперимента значительно улучшились в КГ на 14,6 см, и

в ЭГ2 на 8,26 см, рис.3.



Рис.3. Динамика изменения показателей скоростных и скоростно-силовых способностей школьников ЭГ1, КГ и ЭГ2 в течении основного

педагогического эксперимента

Общая выносливость к концу педагогического эксперимента в ЭГ1 повысилась на 30,87с в сравнении с КГ (Р<0,001). При сравнении показателей общей выносливости ЭГ1 с ЭГ2 наблюдается их значительное улучшение в ЭГ1 на 17,47с (Р<0,01), рис 4.

Анализируя показатели проявления силовой выносливости, следует под-черкнуть превосходство в выполнении теста «поднимание туловища», детей из ЭГ1 над КГ и ЭГ2, результаты которых к концу педагогического эксперимента повысились в сравнении: с КГ на 2,14 раза (Р<0,001), с ЭГ2 на 0,97 раза (Р<0,01), рис.4.



Рис.4. Динамика изменения показателей общей и силовой выносливости школьников ЭГ1, КГ и ЭГ2 в течении основного педагогического эксперимента
Результаты, отражающие уровень сформированности силовых способнос-тей младших школьников в ЭГ1 к концу педагогического эксперимента значи-тельно увеличились по сравнению с КГ на 8,07 раза, (Р<0,001) и с ЭГ2 на 5,23 раз (Р<0,01). Динамика улучшения результатов в ЭГ1 по сравнению с КГ и ЭГ2 представлена на рис. 5.

Показатели ЖЕЛ на заключительном этапе экспериментальной работы

в ЭГ1 в сравнении: с КГ возросли на 324 мл (Р<0,001), с ЭГ2 достоверных

различий не наблюдается, рис. 5.



Рис.5. Динамика изменения показателей силовых способностей и

жизненной емкости легких школьников ЭГ1, КГ и ЭГ2 в течении основного педагогического эксперимента
Анализ результатов специальных тестов, характеризующих эффектив-ность использования средств плавания в физическом воспитании младших школьников показал, что к концу педагогического эксперимента в ЭГ1 сила кисти и гибкость плечевых суставов значительно превосходят показатели в ЭГ2. Показатели силы кисти возросли на 1,43 кг (Р<0,001), гибкости в плечевых суставах на 3,45 см (Р<0,01).

Проведенная на первом этапе экспериментального исследования диагностика уровня плавательной подготовленности у детей ЭГ1 и ЭГ2, показала стопроцентное отсутствие плавательных умений. На начальном этапе обучения плаванию в ЭГ1 нами применялись вспомогательные сред-ства (контактные устройства), разработанные Ю.А. Семеновым, которые позволили смоделировать у детей представление о правильности выполне-ния техники движений ногами. При сравнении результатов диагностики плавательной подготовленности детей в конце первого этапа эксперимен-тальной работы было выявлено, что при плавании брассом без ошибок вы-полняли движения руками в ЭГ1- 76%, в ЭГ2 - 53%; движения ногами в ЭГ1 – 80%, в ЭГ2 60%; согласование движений рук, ног и дыхания в ЭГ1 - 73%, в ЭГ2 – 56% детей. В результате внедрения программно-методичес-кого обеспечения педагогической технологии физического воспитания младших школьников с использованием средств плавания в тесте на макси-мальное количество проплываемых метров брассом, на заключительном этапе педагогического исследования, показатели метража проплываемой дистанции в ЭГ1 оказались выше на 47,27 м, чем в ЭГ2 (Р<0,001).

Формирование навыков прикладного плавания осуществлялась с 3 класса. Результаты теста «Транспортировка предмета» показали, что в ЭГ1 к концу педагогического эксперимента увеличился метраж проплываемой дистанции по сравнению с ЭГ2 на 5,83 м (Р<0,01), скорость плавания брассом в одежде в ЭГ1 оказалась также выше на 2,03 с (Р<0,01), чем в ЭГ2.

С целью выявления эффективности психолого-педагогического сопро-вождения физического воспитания младших школьников, в процессе реали-зации технологии проведен сравнительный анализ результатов диагностики изменения показателей личностного развития и психической готовности к урокам физической культуры учеников ЭГ1 и ЭГ2 по методике Р.Б. Кеттелла и Р.В. Коана. Выявлены достоверные улучшения показателей в ЭГ1 в сравнении с ЭГ2 (Р<0,05). В конце педагогического эксперимента дети в ЭГ1 обладали более стойкой мотивацией к занятиям, добросовестно выполняли задания, (фактор G); меньше испытывали трудности в общении с учителями и сверстниками, легко вступали в контакты, не стеснялись публичных выступлений на соревнованиях и праздниках (фактор H); контролировали свои эмоции и поведение, преодолевали препятствия, не останавливались при столкновении с трудными проблемами (фактор Q3). На снижение уровня тревожности указывают показатели фактора (О). Результаты диагностики по данному фактору подтверждаются анализом рисуночного теста М.В. Максимовой, который позволил выявить значи-тельное снижение высокого уровня тревожности на уроках плавания в ЭГ1

на 60%, в ЭГ2 на 34%, на уроках физической культуры в ЭГ1 на 47% в ЭГ2

на 30%,на уроке в классе в ЭГ1 на 53%, в ЭГ2 на 29%.

В результате тестирования уровня закаленности младших школьников

по тесту Кестнера было выявлено, что в ЭГ1 и ЭГ2 наблюдается тенденция к ее повышению на каждом этапе обучения. Отличная степень закаленнос-ти на начало педагогического эксперимента зафиксирована у 33% учени-ков в ЭГ1, у 50% учеников в ЭГ2. На заключительном этапе эксперимен-тальной работы в ЭГ1 отличной закаленности достигли 73% учеников, в ЭГ2 – 80%. Анализ классных журналов и медицинских карт на начало педагогического эксперимента, выявил систематическое отсутствие по болезни в ЭГ2 – 30% учеников, в ЭГ1 – 33%. В конце педагогического эксперимента количество пропусков по болезни в ЭГ2 было выявлено у 13% учеников, в ЭГ1– у 10%.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о положитель-

ном воздействии предлагаемой педагогической технологии физического во-

спитания младших школьников с использованием средств плавания.

Выводы:

1. Проблема разработки новых педагогических технологий в области физического воспитания школьников, отвечающих современным социаль-но-экономическим запросам общества, является востребованной в связи с дефицитом исследований, направленных на совершенствование програм-мно-методического обеспечения прикладного, развивающего и оздорови-тельного аспектов уроков физической культуры.

2. Разработанная экспериментальная технология физического воспита-ния младших школьников с использованием средств плавания представляет собой совокупность психолого-педагогических установок педагога на по-вышение уровня физического и психического развития, плавательной и двигательной подготовленности младших школьников; многокомпонент-ную полифункциональную модель совместной педагогической деятельнос-ти учителей физической культуры и инструкторов по плаванию по проекти-рованию, организации и диагностике процесса физического воспитания с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся.

3. Экспериментальная апробация педагогической технологии физичес-

кого воспитания, модификации ее структурных компонентов, повышает эффективность процесса физического воспитания младших школьников, на что указывают результаты формирующего эксперимента с достоверностью различий между ЭГ1, КГ, ЭГ2 по следующим показателям: скоростным способностям между ЭГ1 и КГ (Р<0,001), ЭГ1 и ЭГ2 (Р<0,05); скоростно-силовым способностям между ЭГ1 и КГ (Р<0,001), ЭГ1 и ЭГ2 (Р<0,01); коор-динационными, силовыми способностями и гибкостью между ЭГ1 и КГ, ЭГ1 ЭГ2 (Р<0,001); общей выносливостью между ЭГ1 и КГ (Р<0,001), ЭГ1 и КГ (Р<0,01); скоростно-силовой выносливостью между ЭГ1 и КГ (Р<0,001), ЭГ1 и ЭГ2 (Р<0,01). Достоверность в показателях ЖЕЛ выявлена только между ЭГ1 и КГ (Р<0,001). При сравнении показателей ЖЕЛ в ЭГ1 и ЭГ2 достоверных различий не выявлено.

4. Разработка и внедрение программы и комплексной методики углубленного изучения раздела «Плавание», дифференцирующих объем, интенсивность физической нагрузки с учетом физических и психических возможностей учащихся, с использованием вспомогательных средств обучения плаванию, повышает качество уроков физической культуры, обеспечивает более эффективную прикладную и плавательную подготовку младших школьников, что доказывается результатами общей и специальной физической подготовленности с достоверностью различий между ЭГ1 и ЭГ2 в следующих тестах: «Кистевая динамометрия» на выявление силы кисти (Р<0,001), «Выкрут» на выявление гибкости в плечевых суставах (Р<0,01), на количество проплываемых метров брассом (Р<0,001), «Транспортировка пред-мета над водой» и «Плавание в одежде брассом» на скорость (Р<0,01).

5. Динамика результатов по позициям психической готовности: мотива-ции достижения успеха, тревожности, эмоциональной устойчивости, общи-тельности, произвольному управлению собственной деятельностью млад-ших школьников в ЭГ1 по сравнению с ЭГ2 (Р<0,05), свидетельствует об эффективности педагогического взаимодействия и целесообразности выб-

ранных методов обучения и воспитания в процессе реализации эксперимен-

тальной педагогической технологии.

6. Оздоровительная направленность педагогической технологии физи-ческого воспитания младших школьников с использованием средств пла-вания подтверждается результатами повышения адаптационных способ-ностей детей ЭГ1 к воздействию внешней среды. В конце педагогического эксперимента в ЭГ1 возросло количество учеников, имеющих высокий уровень закаленности на 40%, в ЭГ2 на –30%. Количество пропусков по болезни на заключительном этапе экспериментальной работы сократилось в ЭГ1 на 23%, в ЭГ2 – на 17%.

7. Выявлены психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность физического воспитания в процессе реализации педагоги-ческой технологии физического воспитания младших школьников с использованием средств плавания:

- вариативность в конструировании содержания компонентов педа-гогической технологии физического воспитания в зависимости от показате-лей диагностического обследования, уровня двигательной подготовленнос-ти, психической готовности и состояния здоровья младших школьников, условий организации занятий;

- расширение плавательной подготовки младших школьников, усиле-ние ее прикладной направленности;

- компетентность учителей физической культуры и инструкторов по плаванию в реализации педагогической технологии физического воспита-ния с использованием средств плавания.

Список работ, опубликованных по теме диссертации.

1. Шишкова Е.В. Использование инновационных технологий при обучении плаванию младших школьников в рамках третьего урока по физической культуре / Е.В. Шишкова // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире : тез. докл. ХVI междунар. науч.-практ. конф. по пробл. физ. воспитания учащихся. – Коломна, 2006. – С. 121–122.

2. Шишкова Е.В. Обучение младших школьников прикладным навы-кам плавания / Е.В. Шишкова // Физическая культура в школе. – 2007. – № 3. – С. 40–42.

3. Шишкова Е.В. Инновационный подход к обучению плаванию младших школьников в системе школьного физического воспитания / Е.В. Шишкова // Вестник спортивной науки. – 2007. – № 4. – С. 65–68.

4. Шишкова Е.В. Современные проблемы совершенствования профессиональной подготовки учителей физической культуры / Е.В. Шишкова // Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования : тез. докл. IV Всерос. науч.-практ. конф. (29-31 марта 2006 г.). – М., 2006. – С. 100–102.

5. Шишкова Е.В. Инновационный подход к организации физического воспитания младших школьников / Е.В. Шишкова // Cовременный Олим-пийский и Паралимпийский спорт и спорт для всех : тез. докл. ХII Между-нар. науч. конгр. – М., 2008. – Т. 3. – С. 164–165.

6. Шишкова Е.В. Снижение уровня тревожности младших школь-ников средствами физического воспитания / Е.В. Шишкова, Т.А. Маркина // Рудиковские чтения: материалы V Международной науч. практ. конф. Психологов физ. Культуры и спорта (2-5 июня 2009г). – М., 2009. – С. 451–455.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Педагогическая технология физического воспитания младших школьников с использованием средств плавания iconРефератов по дисциплине «Тимивс»
Цель и основные задачи физического воспитания в начальной школе. Возрастные основы физического воспитания младших школьников
Педагогическая технология физического воспитания младших школьников с использованием средств плавания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Педагогическая технология физического воспитания младших школьников с использованием средств плавания iconНеотъемлемой частью физического развития и становления как личности...
Одним из средств физического воспитания являются спортивные игры. Одной из самых популярных спортивных игр, получивших широкое распространение,...
Педагогическая технология физического воспитания младших школьников с использованием средств плавания iconВопросы к экзамену Дисциплина: Методика обучения и воспитания младших...
Психолого-педагогические особенности воспитания и развития младшего школьника. Неравномерность развития. Учет индивидуальных особенностей...
Педагогическая технология физического воспитания младших школьников с использованием средств плавания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Музыка в развитии ребенка», «Теория музыкального воспитания», «Теоретические основы и технологии художественно-эстетического воспитания...
Педагогическая технология физического воспитания младших школьников с использованием средств плавания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель физического воспитания в школе содействие всестороннему развитию личности. Достижение этой цели обеспечивается программой, основанной...
Педагогическая технология физического воспитания младших школьников с использованием средств плавания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель физического воспитания в школе содействие всестороннему развитию личности. Достижение этой цели обеспечивается программой, основанной...
Педагогическая технология физического воспитания младших школьников с использованием средств плавания iconКурсовая работа по теме: «Нравственное воспитание младших школьников...
России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии,...
Педагогическая технология физического воспитания младших школьников с использованием средств плавания iconРеферат «Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания младших...
«Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания младших школьников. Целостная категория Родина.»
Педагогическая технология физического воспитания младших школьников с использованием средств плавания iconПрограмма внеурочной деятельности школьников в сфере духовно-нравственного...
Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год....
Педагогическая технология физического воспитания младших школьников с использованием средств плавания iconКонцепции. Ведущая педагогическая идея
«Формирование универсальных учебных действий младших школьников в рамках образовательной системы «Школа России»
Педагогическая технология физического воспитания младших школьников с использованием средств плавания iconВ. А. Сухомлинский Современная концепция общего образования во главу...
...
Педагогическая технология физического воспитания младших школьников с использованием средств плавания iconРазвитие духовных способностей (на примере младших школьников) 19....
Пикин Геннадий Николаевич ассистент кафедры теоретических основ физической культуры 4
Педагогическая технология физического воспитания младших школьников с использованием средств плавания iconРоссийской Федерации Карельский государственный педагогический университет...
В 1962 году на факультете физической культуры была создана первая специальная кафедра теоретических основ физического воспитания....
Педагогическая технология физического воспитания младших школьников с использованием средств плавания iconКафедра физического воспитания Утверждена на заседании кафедры физического воспитания
Разработана в соответствии с требованиями нового Государственного стандарта высшего профессионального образования
Педагогическая технология физического воспитания младших школьников с использованием средств плавания iconРеферат Тема: «Роль спортивных игр в воспитании школьников»
Актуальность спортивных игр в свете физического и духовно-нравственного воспитания школьников


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск