Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 385.42 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации25.01.2014
Размер385.42 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи

САДЫКОВ Руслан Ильтизарович

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

С Юношами на основе принципов спортивной тренировки
13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Набережные Челны - 2013

Работа выполнена на кафедре теории и методики физического воспитания

ГОУ ВПО ХМАО −Югры «Сургутский государственный педагогический университет»


Научный руководитель

Синявский Николай Иванович

доктор педагогических наук, профессор

ГОУ ВПО ХМАО − Югры «Сургутский государственный педагогический университет»







Официальные оппоненты:

Лубышева Людмила Ивановна

доктор педагогических наук, профессор

ФГБОУ ВПО «Российский государственный

университет физической культуры спорта,

молодежи и туризма»










Голубева Галина Николаевна

доктор педагогических наук, профессор

ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»







Ведущая организация

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный

университет физической культуры спорта»



Защита состоится «21» декабря 2013 года в 14 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 311.015.01 при ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» по адресу: 423807, г. Набережные Челны, ул. Е.Н. Батенчука, 21, ауд. 313.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма».

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма». Режим доступа: http//www.kamgifk.ru и на сайте ВАК http//vak2.ed.gov.ru

Автореферат разослан «21» ноября 2013 г.



Ученый секретарь диссертационного

совета, кандидат педагогических наук, профессор



А.А. Черняев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Федеральные государственные образовательные стандарты содержат требования к содержанию образования в области физической культуры. В них отмечается, что учебный процесс должен быть направлен на формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, целостное развитие физических, морально-волевых качеств, психических, социализацию и адаптацию школьников к современным требованиям и условиям жизни российского общества (Приказ Министерства образования и науки России №1560 от 29 июля 2011 г.).

Анализ научно-методической литературы показал, что необходимы инновационные изменения в системе школьного физического воспитания, и в первую очередь в методике построения системы уроков физической культуры как основной действующей в школе формы учебного процесса. Основная масса современных школьников никакой двигательной активности, кроме как на обязательных уроках физической культуры, не получают. Поэтому учителя физической культуры должны с максимальной эффективностью использовать эту организационную форму физического воспитания подрастающего поколения (О.В. Головин, 2005; Ю.А. Копылов, 2005; А.П. Матвеев, 2005; Е.Н. Харитонова, 2007; В.Л. Мутко, Н.В. Паршикова, В.А. Чистяков, 2007; В.И. Лях, 2010 и др.).

Естественная потребность юношей в движении не удовлетворяется в условиях общеобразовательной школы, следовательно, у них не развиваются надлежащим образом силовые и скоростные способности, выносливость, необходимые для формирования систем организма и укрепления здоровья. Причин такого отрицательного положения много, среди них: минимальный объем обязательных занятий физической культурой; низкое дозирование физической нагрузки; низкая моторная плотность уроков физической культуры; недостаточное использование самостоятельных тренировок; неудовлетворительная организация внеклассной физкультурно-массовой и спортивной работы (Ю.Д. Железняк, 2006; В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий, 2006; Е.А. Фонарева, 2011 и др.).

Ключевым моментом в решении этой проблемы является вопрос о структуре и содержании школьного урока физической культуры и подборе соответствующих способов организации теоретической и практической деятельности, направленных на развитие двигательных способностей юношей, а также о необходимости методики построения урока, позволяющей обеспечить преемственность обучающих и тренировочных эффектов физических нагрузок.

В связи с тем, что не только основной, но и наиболее распространенной организационной формой физического воспитания юношей остается школьный урок физической культуры, одним из перспективных направлений совершенствования физического воспитания является его спортизация на основе предложенной В.К. Бальсевичем (2005) концепции конверсии избранных элементов технологий спортивной тренировки в интересах совершенствования форм организации и содержания физического воспитания в школьных образовательных учреждениях. Концепция тренировки, по мнению В.К. Бальсевича (2005), – единственная научно обоснованная концепция управления развитием физического потенциала человека.

Система уроков физической культуры должна строиться на основе педагогических правил рациональной организации и отбора содержания учебно-воспитательного процесса, творчески перенесенных в спортивную практику общеобразовательной школы (Л.И. Лубышева, 2010).

Методологическая установка в содержании уроков физической культуры в целенаправленном развитии двигательных способностей юношей должна быть основана на применении микроциклов, используемых в учебно-воспитательном процессе. На уроках физической культуры в общеобразовательной школе внедрение микроциклов может быть основой для построения сбалансированного учебно-тренировочного процесса (А.П. Матвеев, 2005).

Однако в научно-методической литературе практически отсутствуют какие-либо рекомендации по выбору структуры и содержания уроков образовательно-тренировочной направленности.

При решении всех вышеперечисленных проблем, с учетом консерватизма, менталитета подавляющего большинства учащихся, учителей, родителей, руководства школ главенствующим инструментом развития двигательных способностей в настоящее время все же остается школьный урок физической культуры (Е.Г. Сайкина, 2008; А.П. Матвеев, 2009; В.И. Лях, 2010; Л.И. Лубышева, 2010; В.К. Спирин, 2011 и др.).

Анализ научной литературы по проблемам физического воспитания в школах, а также опыта работы с юношами в общеобразовательной школе позволил выявить ряд противоречий между:

  • необходимостью в разносторонне физически развитой личности и сохраняющейся в программах по физической культуре установкой преимущественно образовательной направленности на «научение» школьников в первую очередь, двигательным умениям и навыкам;

  • необходимостью совершенствования эффективности форм организации и содержания урока физической культуры в школьных образовательных учреждениях, с одной стороны, и недостаточной разработанностью научно-методических основ обоснования содержания уроков физической культуры образовательно-тренировочной направленности на основе принципов спортивной тренировки в педагогическом процессе как одной из форм развития двигательных способностей у юношей - с другой;

  • необходимостью научного исследования уроков физической культуры образовательно-тренировочной направленности, которые должны проводиться микроциклами и планироваться на основе принципов спортивной тренировки, и недостаточной разработанностью этого вопроса.

Сформулированные противоречия позволяют выделить основную проблему исследования: каковым должна быть научно-методическое обоснование содержания уроков физической культуры образовательно-тренировочной направленности на основе принципов спортивной тренировки как одной из форм развития двигательных способностей у юношей в педагогическом процессе общеобразовательных школ?

Цель исследования: разработать и научно обосновать содержание уроков физической культуры образовательно-тренировочной направленности с юношами на основе принципов спортивной тренировки

Объект исследования: процесс физического воспитания юношей в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: структура и содержание уроков физической культуры образовательно-тренировочной направленности с юношами на основе принципов спортивной тренировки.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что разработка и научное обоснование структуры и содержания уроков по физической культуре образовательно-тренировочной направленности на основе принципов спортивной тренировки: с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в специальной и общей подготовке; с системной цикловой динамикой повышения интенсивности и объема нагрузки; с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных занятий − будет способствовать оптимальному развитию двигательных способностей у юношей и повысит уровень их физического развития.

Задачи исследования:

1. Выявить и обосновать содержание уроков физической культуры образовательно-тренировочной направленности на основе принципов спортивной тренировки юношей в общеобразовательных школах.

2. Определить оптимально допустимые физические нагрузки для юношей на уроках физической культуры образовательно-тренировочной направленности по разделам школьной программы.

3. Разработать и экспериментально проверить эффективность структурно-функциональной модели урока физической культуры образовательно-тренировочной направленности на основе принципов спортивной тренировки.

4. Оценить эффективность воздействия содержания уроков физической культуры образовательно-тренировочной направленности на развитие двигательных способностей юношей.

Методы исследования: Для решения поставленных задач и достижения цели был использован комплекс теоретических (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.) и эмпирических методов исследования (наблюдение, сравнение, пульсометрия и хронометраж уроков физической культуры, тестирование физической подготовленности и физического развития, педагогический эксперимент), аппаратурных средств (монитор ЧСС «Polar F6»), а также методы математико-статистической обработки экспериментальных данных.

Теоретической и методической базой диссертационного исследования являются следующие теоретические положения и концепции: о физиологических механизмах утомления и восстановления (И.А. Аршавский, Я.С. Ванбаум, Г.В. Фольборт, В.С. Фарфель и др.); единстве законов развития детей с разными двигательными способностями (В.К. Бальсевич, А.Н. Гужаловский, В.М. Зациорский, В.И. Лях и др.); принцип возрастной адекватности направлений многолетнего процесса физического воспитания (А.Н. Гужаловский, Л.П. Матвеев и др.); теория и методика физического воспитания (В.И. Лях Л.П. Матвеев, А.П. Матвеев и др.); программно-нормативные основы физического воспитания школьников (A.A. Зданевич, В.И. Лях, А.П. Матвеев и др.); концепция конверсии избранных элементов технологий спортивной тренировки в интересах совершенствования содержания и форм организации физического воспитания в школьных образовательных учреждениях (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева и др.); теория и методика педагогических исследований (Б.А. Ашмарин, Ю.Д. Железняк, П.К. Петров 2002 и др.).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- разработана структурно-функциональная модель уроков физической культуры образовательно-тренировочной направленности.

- обоснованы научно-методические подходы к нормированию и распределению физических нагрузок в структуре и содержании уроков физической культуры образовательно-тренировочной направленности на основе принципов спортивной тренировки в соответствии с разделами школьной программы.

- доказана эффективность содержания уроков физической культуры образовательно-тренировочной направленности, которые проводятся микроциклами и планируются на основе принципов спортивной тренировки;

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты дополняют теорию и методику физического воспитания данными концепции конверсии избранных элементов технологий спортивной тренировки в содержании и структуре уроков физической культуры образовательно-тренировочной направленности с юношами. Полученные данные подтверждают эффективность использования уроков физической культуры образовательно-тренировочной направленности на основе принципов спортивной тренировки как одной из форм развития двигательных способностей у юношей.

Практическая значимость заключается в определении структуры и содержания уроков физической культуры образовательно-тренировочной направленности на основе принципов спортивной тренировки, комплексов физических упражнений, допустимых физических нагрузок, положительно воздействующих на развитие двигательных способностей и содействующих повышению общей физической подготовленности юношей общеобразовательной школы. Экспериментально обоснованные подходы могут быть использованы при разработке методики проведения уроков физической культуры образовательно-тренировочной направленности на основе принципов спортивной тренировки у юношей в общеобразовательных школах, а также при организации секций общей физической подготовки. Полученные в процессе исследования научные данные могут использоваться при разработке лекций и семинарских занятий в системе подготовки специалистов по физической культуре, в процессе повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.

Обоснованность и достоверность основных положений и выводов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных параметров исследования; использованием комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам и логике; преемственностью и взаимообусловленностью результатов, полученных на разных этапах исследования; репрезентативностью объема выборки и статистической значимостью экспериментальных данных; сочетанием количественного, качественного анализа материалов исследования и личным участием автора во всех этапах исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Структурно-функциональная модель урока физической культуры образовательно-тренировочной направленности на основе принципов спортивной тренировки, особенностями которой являются: планирование подготовительной части (от 9 до 12 мин); основной части (от 26 до 30 мин; развивающие нагрузки составляли 48-52% времени урока, тренирующие нагрузки - 9-13%, а также обеспечивалось постепенное нарастание величины физической нагрузки) и заключительной части урока, связанной прежде всего с восстановлением организма после интенсивной мышечной деятельности (от 7 до 9 мин); обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия.

2. Уроки физической культуры образовательно-тренировочной направленности проводятся микроциклами, а содержание планируются на основе принципов спортивной тренировки: с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке; с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки; с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков, с учетом специфичности тренировочного эффекта (комбинированные, корригирующие, уроки с акцентом на развитие видов проявления одной двигательной способности).

3 Определена пульсовая напряженность учебного материала школьной программы на уроках физической культуры образовательно-тренировочной направленности на основе принципов спортивной тренировки у юношей при использовании в качестве основных режимов нагрузки повышенной интенсивности (пульс 156-175 уд/мин) и высокой интенсивности (пульс свыше 176 уд/мин) режимов.

4. Внедрение в практическую деятельность общеобразовательных школ содержания уроков физической культуры образовательно-тренировочной направленности на основе принципов спортивной тренировки в зависимости от содержания учебного материала школьной программы способствует развитию двигательных способностей у юношей, повышает уровень их физического развития.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск