Формирование специализированных восприятий у пловцов-брассистов 10-15 лет 13. 00. 04. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры





Скачать 365.78 Kb.
НазваниеФормирование специализированных восприятий у пловцов-брассистов 10-15 лет 13. 00. 04. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры
страница1/3
Дата публикации04.07.2013
Размер365.78 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Спорт > Автореферат
  1   2   3

На правах рукописи




КАЗЫЗАЕВА Александра Сергеевна
ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ВОСПРИЯТИЙ

У ПЛОВЦОВ-БРАССИСТОВ 10-15 ЛЕТ


13.00.04. – Теория и методика физического воспитания,

спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры






АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук



Омск - 2006


Диссертация выполнена на кафедре теории и методики плавания

Сибирского государственного университета физической культуры и спорта

Научный руководитель – кандидат педагогических наук,

доцент Бакшеев М.Д.


Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Карпеев А.Г.;

кандидат педагогических наук Мироненко Е.Н.


Ведущая организация – Российский государственный университет

физической культуры, спорта и туризма

Защита состоится «01» ноября 2006 г. в 14 часов

на заседании диссертационного совета Д.311.001.01.

в Сибирском государственном университете физической культуры и спорта

по адресу: 644009, Омск, ул. Масленникова, 144.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Сибирского государственного университета физической культуры и спорта


Автореферат разослан «__» сентября 2006 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор педагогических наук, профессор Попков В.Н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
Актуальность. Важное место в системе многолетней тренировки юных пловцов занимает проблема совершенствования технической подготовки, так как техника плавания, наряду с другими факторами определяет уровень спортивных достижений (Л.П. Макаренко, 2000; В.Н. Платонов, 1997; Н.Ж. Булгакова, 2002 и другие). Техника движений пловца неразрывно связана не только с его физической подготовленностью, но и с уровнем двигательной одарённости, с тонкостью двигательных ощущений и восприятий – так называемым чувством воды. Известный специалист в области спортивного плавания, профессор Д. Каунсилмен (1972) говорил, что «мы не знаем, как оценить чувство воды, но мы знаем, что это качество также как сила, гибкость, мощность мышечного сокращения необходимо при подготовке пловца мирового класса». Поэтому, одним из основных направлений технической подготовки пловцов является совершенствование специализированных восприятий.

Общеизвестно, что основы техники движений закладываются в детском и юношеском возрасте. В работах ряда авторов показано, что эффективность тренировочного процесса во многом зависит от того, насколько направленность тренировочных воздействий совпадает с естественным ритмом развития моторики (И.В. Азарова, 1983; В.К. Бальсевич, В.К. Запорожанов, 1987; Л.В. Волков, 1980, 2002; В. П. Филин, 1970). Выявлено, что наилучшая реализация возможностей организма достигается в том случае, когда генетически обусловленная программа развития и программа спортивной тренировки гармонично согласуются (В.К. Бальсевич, 1965, 2000; А.А. Гужаловский, 1979, 1984 и другие). В связи с этим, при планировании средств подготовки необходимо учитывать возрастные особенности формирования элементов моторики занимающихся.

Анализ научно-методической литературы показал, что к настоящему времени отсутствуют сведения о возрастных особенностях формирования специализированных восприятий у пловцов-брассистов. Отсутствуют научно-обоснованные рекомендации по распределению средств совершенствования различных специализированных восприятий на этапе базовой подготовки. Поэтому знания о возрастных особенностях формирования специализированных восприятий могут стать основой для эффективного планирования тренировочного процесса.

Научная проблема: в теории и практике спортивного плавания утверждается, что специализированные восприятия являются необходимым условием достижения высокого спортивного результата (Д. Каунсилмен, 1972; В.Н. Платонов, 2000; Ю.Д. Ярмицкий, 1977 и другие), несмотря на это, до настоящего времени не были изучены возрастные особенности формирования специализированных восприятий у юных пловцов-брассистов. Отсутствуют научно-обоснованные рекомендации по применению упражнений для совершенствования специализированных восприятий пловцов-брассистов на базовом этапе многолетней подготовки.

Объектом исследования является техническая подготовка пловцов-брассистов.

Предметом исследования является методика дифференцированного применения средств совершенствования специализированных восприятий с учетом возрастных особенностей их формирования у пловцов-брассистов 10-15 лет.

Цель работы: дифференцировать средства совершенствования специализированных восприятий у пловцов-брассистов 10-15 лет.

Научной гипотезой послужило предположение о том, что выявление возрастных особенностей формирования специализированных восприятий у пловцов-брассистов 10-15 лет позволит распределить акценты педагогических воздействий в соответствии с естественным ритмом развития моторики, что позволит оптимизировать многолетний процесс технической подготовки пловцов, и будет способствовать наиболее полной реализации потенциальных возможностей спортсменов в каждом возрастном периоде.

Задачи исследования:

  1. Изучить возрастные особенности формирования специализированных восприятий у пловцов-брассистов 10-15 лет.

  2. Выявить структуру специализированных восприятий пловцов-брассистов 10-15 лет в каждом возрастном периоде.

  3. Определить эффективное соотношение упражнений по совершенствованию отдельных специализированных восприятий с учетом темпов их прироста.

  4. Разработать возрастную дифференцировку упражнений для повышения отдельных специализированных восприятий для пловцов-брассистов 10-15 лет.

Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы; педагогические контрольные испытания; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; антропометрия; динамометрия; хронометрия; методы математической статистики.

Методологической основой и теоретической базой исследования явились положения теории физической культуры и спорта (Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, Н.Ж. Булгакова); основы юношеского спорта (Л.В. Волков, В.П. Филин, Н.А. Фомин); концепция П.К. Анохина о гетерохронном развитии функциональных систем организма в онтогенезе человека; концепции соответствия характера педагогических воздействий биологическому ритму возрастного развития моторики (В.К. Бальсевич, А.А. Гужаловский, В.А. Аикин); теоретические основы развития координационных способностей (В.И. Лях, И.И. Сулейманов, А.Г. Карпеев); концепции индивидуального развития (И.А. Аршавский, Д.А. Фар-бер); концепции индивидуально-психологических особенностей (Б.М. Теплов, Е.П. Ильин, В.А. Сальников).

Организация исследования. На первом этапе исследования проводился анализ научно-методической литературы с целью изучения состояния вопроса. На втором этапе для выявления возрастных особенностей формирования специализированных восприятий был организован констатирующий педагогический эксперимент, в котором участвовали пловцы от 10 до 15 лет. Все испытуемые были разделены на шесть возрастных групп, по 33-34 человека в каждой. Испытуемые проходили обследование в следующем порядке. Сначала проводились антропометрические измерения и тестирование по определению общей физической подготовленности, уровня специализированных восприятий на суше и типологических особенностей нервной системы. После этого оценивался уровень специализированных восприятий и технической подготовленности спортсменов в воде. Один испытуемый всю программу измерений проходил за 50-60 минут по поточно-круговой системе. Одновременно за 1 час 30 минут обследовалось 4 человека.

На третьем этапе для выявления оптимального соотношения средств совершенствования специализированных восприятий был организован сравнительный педагогический эксперимент, в котором приняли участие 28 спортсменов 11-летнего возраста, разделенные на 2 группы, по 14 человек в каждой. Занятия проводились три раза в неделю, выполнение упражнений для совершенствования отдельных параметров специализированных восприятий по разработанной нами программе составляло на каждом занятии 30-40 минут в зависимости от задания.

Пловцы экспериментальных групп занимались по различным программам. Так, объем упражнений для совершенствования чувства воды и чувства времени, которые обнаружили ускоренный прирост в данном возрасте, в первой экспериментальной группе составил 70%, а во второй – 50%. Для совершенствования остальных параметров специализированных восприятий (чувства темпа, пространства, развиваемых усилий) – 30% и 50% процентов соответственно.

Все исследования были проведены на базе плавательного бассейна «Альбатрос» Сибирского государственного университета физической культуры и спорта с октября 2003 по март 2006 года.

Научная новизна работы заключается в следующем:

- выявлены возрастные особенности формирования специализированных восприятий у пловцов 10-15 лет;

- определена структура специализированных восприятий пловцов-брассистов 10-15 лет в каждом возрастном периоде;

- определено рациональное соотношение упражнений по совершенствованию отдельных специализированных восприятий пловцов-брассистов с учетом темпов прироста уровня их развития;

- дифференцированы средства совершенствования отдельных специализированных восприятий с учетом возрастных особенностей их формирования у пловцов-брассистов разного возраста.

Теоретическая значимость проведенных исследований заключается в дополнении теории и методики физического воспитания сведениями об особенностях формирования специализированных восприятий у пловцов.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что в практику подготовки спортсменов рекомендована возрастная дифференцировка упражнений для совершенствования специализированных восприятий, адекватная возрастным особенностям их формирования, способствующая улучшению скоростно-силовых, силовых и координационных способностей. Практические рекомендации могут использоваться в условиях ДЮСШ, УОР, ШВСМ, а также послужить основой для конкретизации существующих учебных программ для этих организаций.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Динамика параметров специализированных восприятий пловцов-брассистов от 10 до 15 лет характеризуется чередованием периодов ускоренных, замедленных темпов развития с периодами стабилизации, что является отражением цикличности биологического ритма формирования моторики человека. В возрасте от 10 до 11 лет отмечается ускоренный прирост показателей чувства темпа на суше и в воде, а также чувства воды. В возрастном диапазоне от 11 до 12 лет происходит ускоренное развитие чувства времени в воде и чувства воды. В возрасте от 12 до 13 лет наблюдается стабилизация всех изучаемых показателей. В возрастном диапазоне от 13 до 14 лет ускоренно улучшается чувство воды и чувство развиваемых усилий при плавании брассом в координации. Возрастной диапазон от 14 до 15 лет характеризуется ускоренным приростом показателей чувства пространства при скольжении и чувства воды.

  2. В сенситивные периоды развития отдельных специализированных восприятий следует применять средства их совершенствования в объеме не менее 70% от общего количества упражнений, направленных на техническую подготовку.

  3. Средства совершенствования специализированных восприятий пловцов-брассистов целесообразно использовать в соответствии с возрастными особенностями моторики занимающихся. Стратегия применения средств совершенствования специализированных восприятий в многолетней подготовке пловцов-брассистов предусматривает акцентированное воздействие на: чувство темпа на суше и в воде – в 10 лет; чувство времени в воде – в 11 лет; чувство развиваемых усилий при плавании брассом в координации – в 13 лет; чувство пространства при скольжении – в 14 лет; коэффициент эффективности техники – в 11 и 14 лет; коэффициент эффективности гребковых усилий – 10 и 13 лет; специфическую ловкость – в 10 лет.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, семи глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Работа иллюстрирована 13 рисунками и 15 таблицами. Список литературы включает 224 источника, из них 13 на иностранном языке.
СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Возрастные особенности развития специализированных восприятий

пловцов-брассистов 10-15 лет
Изучение возрастной динамики формирования показателей специализированных восприятий способствовало выявлению возрастного ритма развития временных, динамических и пространственных характеристик. Выявлено, что наилучшие значения чувства времени, проявляемого на суше, наблюдаются в 10 и 12 лет. В отличие от этого чувство времени в воде достоверно улучшается от 10 до 15 лет, имея сенситивный период от 11 до 12 лет (p<0,05). Улучшение значений чувства темпа в воде отмечается в возрасте от 10 до 11 лет. К тому же этот возрастной диапазон является благоприятным для развития чувства темпа при плавании брассом (p<0,05). Аналогичная динамика до 12-летнего возраста наблюдается и в развитии чувства темпа на суше, с таким же сенситивным периодом от 10 до 11 лет. Чувство пространства в воде от 10 до 11 лет имеет тенденцию к снижению, а от 11 до 15 лет – к росту, причем период от 14 до 15 лет является сенситивным для развития данного специализированного восприятия.

Период замедленных темпов прироста показателей чувства развиваемых усилий при имитации гребкового движения на суше отмечен от 13 до 14 лет. Чувство развиваемых усилий кисти в изучаемом диапазоне достоверно не изменяется. Чувство развиваемых усилий при выполнении прыжка вверх, имея лучшее значение в 15 лет, достоверно не изменяется в течение изучаемого периода.

Чувство развиваемых усилий при плавании брассом в координации на привязи имеет ускоренный период развития от 13 до 14. Достоверных изменений чувства развиваемых усилий при плавании с помощью ног на протяжении изучаемого периода не обнаружено. Возрастной диапазон от 10 до 11 является неблагоприятным для развития чувства развиваемых усилий при плавании с помощью рук.

Значение коэффициента эффективности техники, позволяющего оценить умение пловца опираться о воду, увеличивается от 10 до 15 лет, за исключением периода от 12 до 13 лет. Имеется два благоприятных периода для развития данного показателя: от 11 до 12 лет и от 14 до 15 лет (p<0,05).

Специфическая ловкость имеет период ускоренного развития от 10 до 11 лет (p<0,05). Следует отметить, что периоды улучшения и стабилизации показателей коэффициента эффективности техники и специфической ловкости совпадают.

Коэффициент эффективности гребковых усилий, отражающий способность пловца эффективно реализовать тяговые усилия в воде за счет умения принимать наиболее обтекаемое положение, достоверно улучшается и имеет два сенситивных периода: от 10 до 11 лет и от 13 до 14 лет (p<0,05).

На основе изучения возрастной динамики этих показателей была выявлена хронология благоприятных (сенситивных периодов) развития специализированных восприятий пловцов-брассистов 10-15 лет (табл. 1).

Возраст с 10 до 11 лет можно назвать периодом становления способности пловцов к регулированию темпа движений, как на суше, так и в воде, а также способности принимать обтекаемое положение во время плавания брассом (оцениваемое с помощью коэффициента эффективности гребковых усилий) и способности наиболее быстро выполнять сложно-координационное упражнение в воде. Таким образом, в этом возрасте у пловцов-брассистов формируется умение регулировать пространственно-временные параметры движений.
Таблица 1

Сенситивные периоды формирования специализированных восприятий

у пловцов-брассистов от 10 до 15 лет



Показатель

Возраст, лет

10-11

11-12

12-13

13-14

14-15

1

Чувство времени в воде




++










2

Чувство темпа на суше

++













3

Чувство темпа в воде

++













4


Чувство развиваемых усилий

при имитации гребкового движения










--




5


Чувство развиваемых усилий

при плавании брассом с помощью рук

--













6


Чувство развиваемых усилий

при плавании брассом в координации










++




7

Чувство пространства при скольжении













++

8

КЭТ (чувство воды)




++







++

9

КЭГУ (чувство воды)

++







++




10

Специфическая ловкость

(чувство воды)

++













Условные обозначения:

++

- сенситивный период

--

- период замедленных темпов прироста










- период с умеренными темпами изменений показателя












  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование специализированных восприятий у пловцов-брассистов 10-15 лет 13. 00. 04. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры iconМоделирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре...
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Формирование специализированных восприятий у пловцов-брассистов 10-15 лет 13. 00. 04. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры iconПрограмма кандидатского экзамена по научной специальности 13. 00....
Программа обсуждалась на совместном заседании кафедры теории и методики физического воспитания и адаптивной физической культуры и...
Формирование специализированных восприятий у пловцов-брассистов 10-15 лет 13. 00. 04. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры iconПедагогическая технология физического воспитания младших школьников...
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Формирование специализированных восприятий у пловцов-брассистов 10-15 лет 13. 00. 04. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры iconРабочая программа дисциплины
«Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» основной
Формирование специализированных восприятий у пловцов-брассистов 10-15 лет 13. 00. 04. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры iconМетодика краткосрочного прогнозирования результатов и достижений...
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Формирование специализированных восприятий у пловцов-брассистов 10-15 лет 13. 00. 04. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры iconКомплексная программа физической реабилитации спортсменов при миофасциальном болевом синдроме
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Формирование специализированных восприятий у пловцов-брассистов 10-15 лет 13. 00. 04. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Формирование специализированных восприятий у пловцов-брассистов 10-15 лет 13. 00. 04. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры iconФормирование основ тактического мышления у баскетболисток 11-13 лет...
Обязательного минимума содержания образования по русскому языку федерального компонента государственного образовательного стандарта...
Формирование специализированных восприятий у пловцов-брассистов 10-15 лет 13. 00. 04. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Формирование специализированных восприятий у пловцов-брассистов 10-15 лет 13. 00. 04. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры iconПредсоревновательная подготовка юниоров 12-13 лет в спортивных танцах...
Научная сессия по итогам работы университета в 2011 году состоялась со 20 по 30 марта 2012 года на базе Сибирского государственного...
Формирование специализированных восприятий у пловцов-брассистов 10-15 лет 13. 00. 04. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры iconФормирование рациональной структуры взаимодействия с опорой в беге...
Внесены всесоюзным ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским институтом гидротехники имени Б. Е. Веденеева
Формирование специализированных восприятий у пловцов-брассистов 10-15 лет 13. 00. 04. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры iconЭволюция системы российской науки в области физической культуры и...
Всероссийский турнир по боксу класса «А» среди юниоров 1995- 1996 г р памяти полковника милиции А. Т. Каюмова
Формирование специализированных восприятий у пловцов-брассистов 10-15 лет 13. 00. 04. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры iconИндивидуальная тактическая подготовка бегунов на средние дистанции...
О проведении регионального этапа всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания»
Формирование специализированных восприятий у пловцов-брассистов 10-15 лет 13. 00. 04. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры iconФормирование тактических умений в нападении волейболистов новичков...
Программа секции «волейбол» адресована: детям – подросткам, обучающимся в 8-11ом классе моу «Большетарховская осш», проживающих в...
Формирование специализированных восприятий у пловцов-брассистов 10-15 лет 13. 00. 04. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры iconПрограмма курса включает знакомство с современными философскими дискуссиями...
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Формирование специализированных восприятий у пловцов-брассистов 10-15 лет 13. 00. 04. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры iconОбоснование методики надёжности выполнения оборонительных тактико-технических...
Присутствовали: 11 человек из 15 членов Совета. От управы Бутырского района: Беляев А. А., Серёгин И. В., Старкова О. Ф., Волгин...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск