Скачать 1.27 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Учебно-методическое объединение вузов Российской Федерации по образованию в области физической культуры на базе Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ ИМЕНИ П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ____________________________________________________________
ПРИМЕРНАЯОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯНаправление подготовкиФизическая культураКвалификация выпускника - БакалаврФорма обучения – очнаяНормативный срок освоения программы - 4 годаСанкт-Петербург 2010 СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В процессе проектирования ООП и ПрООП по направлениям «Физическая культура» и «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» перед коллективом разработчиков были поставлены следующие задачи:
На подготовительном этапе ректоратом вуза было принято решение об организации работ по проектированию ПрООП и ООП, реализующих требования ФГОС ВПО, по УМО вузов России по образованию в области физической культуры. На основании данного решения ректором университета издан приказ «Об организации работ по проектированию ООП и ПрООП в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлениям подготовки Физическая культура и Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», в котором назначена группа управления проектом в составе: проректор по учебной работе профессор Орехов Е.Ф., секретарь УМО Конопелько А.Г., начальник УМУ Щенникова М.Ю., декан педагогического факультета профессор Костюченко В.Ф., декан факультета АФК Евсеева О.Э., заведующий кафедрой теории и методики атлетизма профессор Виноградов Г.П, заведующая кафедрой социальных технологий профессор Росенко С.И., заведующая кафедрой анатомии профессор Ткачук М.Г., заместитель декана факультета АФК Юдина С.С. для прохождения специализированной подготовки актива базовых вузов УМО в области проектирования ООП, реализующих требования ФГОС ВПО (Санкт-Петербургский поток). Проектный коллектив в университете сформирован по циклам дисциплин ГСЭ, ЕН и ОПД и СД, в него вошли представители кафедр, на которых по результатам анализа действующих учебно-методических материалов разработаны наиболее качественные УМК по дисциплинам, включающие технологические карты для балльно-рейтингового контроля, содержание семинарских и практических занятий с указанием форм их проведения и используемых образовательных технологий, методические материалы для студентов по самостоятельной работе по всем видам контроля. В соответствии с разработанным планом подготовки материалов и выполнения заданий в университете проходили обучающие семинары для проектного коллектива не реже раза в 2 недели. Документация разрабатывалась по одной рабочей программе для каждого из циклов: Б.1 – Б.6 для бакалавров и М.1–М.4 для магистров. ООП включает в себя следующие разделы:
Данный состав обусловлен структурой ФГОС ВПО, требованиями по лицензированию и государственной аккредитации ОУ ВПО, дополнен документами, демонстрирующими процесс формирования компетенций и их взаимосвязь с дисциплинами учебного плана. Примерная основная образовательная программа (ПрООП) сформирована в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке ПрООП Координационного совета УМО и НМС. Выполнение задания 1 способствовало определению объёма «перенастройки», имеющихся в вузе учебно-методических материалов и составлению плана разработки ООП и ПрООП. Аналитическая работа, представленная в заданиях 2 и 3 проводилась в вузе при разработке проекта ФГОС ВПО (использовался и ГОС ВПО первого поколения) с целью преемственности традиций образования в сфере физической культуры, формирования взаимосвязанной и взаимообусловленной структуры: виды профессиональной деятельности – задачи профессиональной деятельности – компетенции как способности к решению задач – дисциплины, обеспечивающее формирование компетенций. По результатам выполнения задания 6 определены направления дальнейшего совершенствования ООП в частности: увеличение количества дисциплин, по которым разработаны учебные программы, организация работ по паспортизации компетенций в формате «знать, уметь, владеть». По результатам выполнения заданий 7 и 8 намечены перспективные направления совершенствования методического обеспечения и внедрения современных средств оценивания. Запланирована методическая учеба коллектива университета по вопросам современных образовательных технологий. Ведется работа по внедрению междисциплинарного проектирования в форме кейс-измерителей. В качестве основных направлений оптимизации социокультурной среды университета определена разработка методических, информационных и частично организационно-правовых и учебно-воспитательных характеристик социокультурной образовательной среды университета и формирование общекультурных компетенций. Замечания, представленные в Экспертном заключении Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов МИСиС, в части конкретизации и методического обеспечения самостоятельной работы студентов связаны в первую очередь с имеющейся инертностью преподавателей, и вызывают затруднения в совершенствовании методического обеспечения дисциплин через коррекцию УМК по дисциплинам и внутри университета. Это касается и описания образовательных технологий. Приобщение коллектива преподавателей к разработке макетов ООП и ПрООП в соответствии с ФГОС ВПО положительно сказалось на увеличении числа преподавателей, ознакомленных с технологиями реализации компетентностного подхода в образовании. Паспортизация компетенций представляется документом, который должен быть взаимосвязан с компетентностно-ориентированным учебным планом и программами дисциплин. Как отдельная компетенция формируется различными дисциплинами и одна дисциплина участвует в формировании ряда компетенций, так и ЗУНЫ могут повторяться в паспортах различных компетенций в соответствии с предметной областью дисциплины. Качественная паспортизация предполагает наличие ЗУНОВ по всем дисциплинам плана, данная работа в вузе продолжается. Более важным представляется разработка оценочных средств по степени освоенности той и или иной компетенции на различных дисциплинах по курсам обучения, оценки общекультурных компетенций через призму профессиональной деятельности. Матрица соотнесения компетенций и разделов дисциплин представляется не всегда актуальной. Пример: профессиональные компетенции бакалавра физической культуры 2, 4, 6, 8, 10, 11, 13, 17, 18, 19 предполагают знание анатомо-физиологических особенностей людей различного пола и возраста для обоснования принимаемых решений, при этом, все разделы дисциплин медико-биологического цикла обеспечивают студента теоретическими знаниями, необходимыми для формирования данных компетенций. Встает вопрос о целесообразности такого рода повторов. Трудности разработки предложенной документации связаны в первую очередь с её большим объёмом, что требует значительного времени при сохранении занятости преподавателей в учебном процессе и в других работах, предусмотренных индивидуальным планом преподавателя. Технологии реализации компетентностного подхода продолжают оставаться предметом обсуждения в кругах академической общественности, не имеют единых подходов. ФГОС ВПО не утверждены, что отрицательно сказывается на нормативном обеспечении процесса разработки ООП.
Настоящая примерная образовательная программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению – Физическая культура. Нормативно-правовую базу разработки ПрООП ВПО составляют:
|
Теория и методика физического воспитания Учебник предназначен для студентов высших физкультурных учебных заведений, обучающихся по специальности 022300 «Физическая культура... | Формирование рациональной структуры взаимодействия с опорой в беге... Внесены всесоюзным ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским институтом гидротехники имени Б. Е. Веденеева | ||
Программа кандидатского экзамена по научной специальности 13. 00.... Программа обсуждалась на совместном заседании кафедры теории и методики физического воспитания и адаптивной физической культуры и... | Федеральное агентство по физической культуре и спорту сибирский государственный... Психология физической культуры и спорта : учебник для высших физкультурных учебных заведений / под ред профессора Г. Д. Бабушкина,... | ||
Формирование специализированных восприятий у пловцов-брассистов 10-15... Пикин Геннадий Николаевич ассистент кафедры теоретических основ физической культуры 4 | Комплексная программа физической реабилитации спортсменов при миофасциальном болевом синдроме Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | ||
Моделирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре... Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Эволюция системы российской науки в области физической культуры и... Всероссийский турнир по боксу класса «А» среди юниоров 1995- 1996 г р памяти полковника милиции А. Т. Каюмова | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов высших учебных заведений культуры и искусства. Учебно-методический комплекс... | Рабочая программа дисциплины «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» основной | ||
Методика подготовки специалистов по адаптивной физической культуре... Юрист Гай определял, что личный иск бывает тогда, когда ответчик должен передать или сделать или предоставить что-либо. Вещный иск... | Предсоревновательная подготовка юниоров 12-13 лет в спортивных танцах... Научная сессия по итогам работы университета в 2011 году состоялась со 20 по 30 марта 2012 года на базе Сибирского государственного... | ||
Учебник для высших учебных заведений издание 2-е дополненное Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской федерации в качестве учебника для студентов высших... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Квалификация: «Учитель физической культуры с дополнительной подготовкой в области спортивной тренировки» | ||
Программа кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры |