Теория и методика физического воспитания





НазваниеТеория и методика физического воспитания
страница1/9
Дата публикации07.05.2015
Размер1.02 Mb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Спорт > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

высшее

образование

А.А. Васильков

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ






УДК 796(075.8) ББК 75я73 КТК 570 В19

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор ОЛ. Сиротин; доктор педагогических наук, профессор ЕЛ, Короткова.

Автор: Андрей Андреевич Васильков — кандидат педагогических наук, профессор

Васильков А.А.

В19 Теория и методика физического воспитания : учебник / А. А. Васильков. — Ростов н/Д : Феникс, 2008. — 381 с. : ил. — (Высшее образование).

ISBN 978-5-222-14231-8

Учебник предназначен для студентов высших физкультурных учебных заведений, обучающихся по специальности 022300 «Физическая культура и спорт», квалификации — бакалавр, специалист и магистр физической культуры, специалистов научного направления 13.00.04 — «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», преподавателей физической культуры в школах, средних и высших профессиональных учебных заведений, тренеров по спорту.

Написан в соответствии с Государственным стандартом по дисциплине «Теория и методика физического воспитания и спорта».

В учебнике даны разделы курса: «Введение в предмет» и «Теория и методика физической культуры».

Изучение дисциплины «Теория и методика физического воспитания и спорта» продолжается по учебнику этого же автора «Теория и методика спорта». Он включает разделы курса: «Теория и методика спортивной тренировки», «Теория и методика оздоровительной и адаптивной физической культуры».

УДК 796(075.8) ISBN 978-5-222-14231-8 ББК 75я73

© Васильков А.А., 2008 © ООО «Феникс», оформление, 2008

Предисловие

Настоящее издание является учебником по дисциплине «Теория и методика физического воспитания и спорта» для студентов высших учебных заведений при подготовке специалистов в области «Физической культуры и спорта» квалификации — бакалавр, специалист и магистр физической культуры, аспирантов по специальности 13.00.04 — «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры».

Полный курс дисциплины состоит из четырех частей: «Введение в предмет», «Теория физической культуры и спорта»; «Теория и методика спортивной тренировки», «Теория и методика оздоровительной и адаптивной физической культуры». В продолжение данного предлагается учебник этого же автора «Теория и методика спорта».

Текст учебника содержит необходимый минимум понятийного аппарата (исходных и ключевых понятий), который поможет студенту ориентироваться в информационном поле предмета. Каждая глава начинается «Кратким содержанием», а заканчивается «Выводами по главе», которые в сжатой форме раскрывают содержание темы, для повторения студентами при подготовке к семинарским занятиям; даются примерные «Темы и вопросы для обсуждения на семинарах»; «Темы для рефератов»; «Темы для самостоятельной исследовательской работы»; дана «Литература» по теме главы. «Практические задания» выполняются на лабораторных (практических, семинарских) занятиях и в виде домашнего задания при подготовке к семинарскому занятию.

Учебник включает в себя рисунки и таблицы.

Список сокращений

АД — артериальное давление крови

АФК — адаптивная физическая культура

ВНС — вегетативная нервная система

ВФП — вспомогательная физическая подготовка

ДАД — диастолическое АД

ДСО — Добровольные спортивные общества

ДОУ — дошкольные образовательные учреждения

ДЮСШ — детско-юношеская спортивная школа

ЖЕЛ — жизненная емкость легких

KMC — кандидат в мастера спорта

КЭК — клинико-экспертная комиссия

ЛФК — лечебная физическая культура

МОУ — муниципальные образовательные учреждения

МПК — максимальное потребление кислорода

МС — мастер спорта

МСМК — мастер спорта международного класса

ОМГ — основная медицинская группа

ОРУ — общеразвивающие упражнения

ОФК — оздоровительная физическая культура

ОФП — общая физическая подготовка

ПМГ — подготовительная медицинская группа

ППФП — профессионально-прикладная физическая

подготовка

САД — систолическое АД

СМГ — специальная медицинская группа

СДЮШОР — специализированная детско-юношеская

школа Олимпийского резерва

СФП — специальная физическая подготовка

ТФК — теория физической культуры

У Ад. — уровень адаптации

УГГ — утренняя гигиеническая гимнастика

УКРП — универсальный кардиореспираторный показатель

ЧД — частота дыхания

ЧСС — частота сердечных сокращений

ЦНС — центральная нервная система

ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ

Глава 1

ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Краткое содержание

Каждая научная дисциплина оперирует специфическим понятийным аппаратом, вкладывая определенные значения в слова или термины. В одно и то же слово в различных сферах научной и хозяйственной деятельности может вкладываться различное понятие. Основными терминами понятийного аппарата предмета «Теория и методики физического воспитания и спорта» являются: «физическая культура», «физическое воспитание», «физическое образование», «физическое развитие», «физическая подготовка и подготовленность». Научная дисциплина «Теория и методика физического воспитания и спорта» является интегративной наукой, вобравшей в себя все знания о человеке. Понятийный аппарат включает понятия из медико-биологических, психолого-педагогических и социаль- но-экологических сфер человеческой деятельности.

Спорт является особенной частью физической культуры, системой многолетней подготовки спортсменов направленной на достижение ими высших спортивных результатов. Спорт объединяет дух состязания, победа — доказательство превосходства социальной политики государства, спортивной школы. Спортивная наука является интегральной и объединяет все сферы научных изысканий о человеке: медико-биологические, психолого-педагогические и социально-экономические дисциплины, от каждой из которых в различной степени зависит результат подготовки спортсмена и показанный им результат.

Тема 1. Исходные понятия

«Физическая культура» — термин и понятие впервые ввел ректор Московского института физической культуры проф. В.Е. Игнатьев в 1919 г. на II съезде Всеобуча.

Существует несколько значений этого понятия.

  1. Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека (Сов. энциклопедический словарь, 1988).

  2. Физическая культура — это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими социальных обязанностей (Ю.Ф. Курамшин, 2004).

  3. Физическая культура (в широком смысле слова) составляет важную часть культуры общества — всю совокупность его достижений в создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий направленного физического совершенствования человека (Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков, 1976). «Физическое воспитание» — вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям (двигательным действиям) и воспитании (управлении развитием) физических качеств человека. В прикладном отношении физическое воспитание представляет собой процесс физической подготовки человека к социально обусловленной трудовой, военной или учебной деятельности. В единстве с другими видами воспитания и при достаточных социальных условиях физическое воспитание может приобретать значение одного из основных факторов всестороннего развития личности (Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков, 1976).

Система физического воспитания отражает исторически определенный тип социальной практики физического воспитания, т. е. целесообразно упорядоченную совокупность ее исходных основ и форм организации, зависящих от условий конкретной общественной формации. Система физического воспитания характеризуется:

■ идеологическими основами, выраженными в ее социальных целевых установках, принципах, продиктованных потребностями общества;

  • теоретико-методическими основами научно-практических знаний о закономерностях, правилах, средствах и методах физического воспитания;

  • программно-нормативными основами, т.е. программным материалом, в котором определены цели, концепции и нормативные критерии физической подготовленности;

  • системой организаций и учреждений осуществляющих и контролирующих физическое воспитание в обществе (Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков, 1976). «Физическое образование» — педагогический процесс, направленный на усвоение системы знаний и развитие интеллектуальных способностей личности; освоение основ знаний о целях, задачах, средствах, методах, формах, видах, принципах, правилах и закономерностях занятий физической культурой и спортом. Физическое образование связано с усвоением основ знаний в области анатомии, биохимии, физиологии, биомеханики, врачебного контроля и спортивной медицины. В качестве учебной дисциплины «Теория и методика физической культуры и спорта» изучается в вузах при подготовке специалистов в физической культуре.

Физическое образование включает:

    1. формирование специальных знаний о средствах и методах физической культуры и здорового образа жизни;

    2. формирование навыков и умений в профессиональной деятельности;

    3. формирование навыков и умений в спортивной деятельности.

«Физическая подготовка» — педагогический процесс развития двигательных навыков, умений, физических качеств. Различают: «общую физическую подготовку» (ОФП) — включающую средства, не связанные с соревновательной деятельностью, и направленную на гармоничное развитие всех мышечных групп и физических качеств; нормализацию осанки; повышение функциональных способностей внутренних органов; «вспомогательную физическую подготовку» (ВФП) — включающую комплекс подводящих и вспомогательных средств развития соревновательного двигательного навыка и умения; «специальную физическую подготовку» (СФП) — направленную на развитие мышечных групп, функциональных систем и физических качеств, необходимых для достижения наивысших показателей в спортивной и профессиональной деятельности (Н.В. Платонов, 2004).

Виды подготовки

      1. Физическая подготовка направлена на развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации, а также формирование правильной осанки.

      2. Функциональная подготовка направлена на развитие функциональных систем организма: сердечно-сосу- дистой, дыхательной, нервно-мышечной, выделительной, сенсорной, иммунной, эндокринной, центральной и вегетативной нервной систем.

      3. Техническая подготовка — направлена на усвоение и совершенствование конструкции движений, наиболее оптимальной для индивидуальных особенностей конституции и психологического типа (типа нервной системы), которая ведет к эффективности и эффектности, экономичности и целесообразности двигательных действий.

      4. Тактическая подготовка — искусство поведения во время соревнования, приемы и способы ведения спортивного боя, маневры и совместные действия игроков одной команды (коллективные действия), которые способствуют достижению победы. Основными видами тактических приемов (действий) являются: атака или нападение (лидирование, работа первым номером); защита или оборона (работа вторым номером, от защиты, выжидания); контратаки (встречная атака).

      5. Психологическая подготовка — включает обучение теоретическим знаниям и практическому применению средств и методов науки о психике и поведении человека.

      6. Подготовка (диагностика и развитие) психических качеств человека включает методы: внушения, самовнушения, рациональную психотерапию, гипноз, аутогенную тренировку, воспитание силы воли, концентрации внимания, быстроты и точности реагирования, увеличения объема оперативной и долговременной памяти, развития интеллекта и сенсорных способностей и др.

      7. Теоретическая подготовка — включает усвоение знаний о закономерностях и правилах становления спортивного мастерства, развития физических и психических качеств, обучения технико-тактическим действиям.

      8. Практическая подготовка — включает практику судьи по спорту и тренерскую практику спортсмена.

      9. Соревновательная подготовка — интегральный вид подготовки и выступления на соревнованиях.

Для успешной подготовки спортсменов необходимо техническое обеспечение — спортивной формой (одеждой и обувью); спортивным снаряжением (лыжи, мазь для лыж, коньки, клюшки и т. д.); спортивными снарядами (гимнастические брусья, бревно, конь, ковер, перекладина, кольца, тренировочные тренажеры, борцовские чучела, боксерские груши и т. д.); спортивными техническими средствами (велосипед, мотоцикл, автомобиль, самолет, парусное или моторное судно и т. д.): спортивными сооружениями (теннисный корт, стрелковый тир, плавательный бассейн, ипподром, стадион и т. д.).

«Физическое развитие» имеет несколько определений:

        1. совокупность показателей длины и массы тела, окружности головы и грудной клетки, жизненной емкости легких, кистевой динамометрии и степени биологического созревания (по вторичным половым признакам) (И.И. Бахрах, 1991);

        2. совокупность показателей конституционного типа, развитости мышц и состояния осанки (Г.Н. Сердю- ковская, 1995);

        3. процесс изменения естественных морфофункциональ- ных свойств всего организма в течение индивидуальной жизни (Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков, 1976);

4) процесс изменения форм и функций организма либо под воздействием естественных условий (питания» труда, быта), либо под воздействием целенаправленного использования специальных физических упражнений (Ю.Ф. Курамшин, 2004). Физическое совершенство:

          1. оптимальная мера гармонического физического развития и всесторонней физической подготовленности человека. Мера оптимально соответствует требованиям трудовой и других сфер жизнедеятельности, выражает достаточно высокую степень развития индивидуальной физической одаренности и отвечает закономерностям долголетнего сохранения крепкого здоровья (Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков, 1976);

          2. идеал физического развития, физического и функционального здоровья, физкультурного образования, гармоничность физического и духовного развития. «Спорт» [от англ. sport — disport — игра, развлечение]:

            1. воспитательная, игровая, соревновательная деятельность, основанная на применении физических упражнений, имеющая социально значимые результаты; спорт как собственно соревновательная деятельность и спорт как многофункциональное общественное явление (Н.В. Платонов,1987);

            2. вид физической культуры, игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанные на использовании физических упражнений и направленные на достижение наивысших результатов (Ю.Ф. Курамшин, 2004);

            3. система подготовки и соревновательной деятельности, направленных на достижение высших спортивных результатов в атлетических, игровых, интеллектуальных и прикладных видах спорта.

Система подготовки спортсменов описана в «Теории спорта». Различают: «детский спорт» — 3-й, 2-й и 1-й юношеские разряды; «массовый спорт» — 3-й и 2-й взрослые разряды; «резервный спорт» — 1-й взрослый разряд и Кандидаты в Мастера спорта; «спорт высших достижений» — Мастера спорта и Мастера спорта международного класса.

«Теория и методика физической культуры и спорта» — система знаний о принципах, закономерностях, условиях, формах, средствах и методах «физического воспитания и образования» и «теории спорта».

В названии дисциплины «Теория и методика физической культуры и спорта» все слова иностранного происхождения, в понятийном переводе на русский язык могут звучать следующим образом: «Закономерности и способы телесного и духовного развития, подготовки и участия в состязаниях (соревнованиях)».

«Упражнение» имеет несколько понятий:

              1. повторное выполнение действия с целью его усвоения, закрепления и совершенствования;

              2. повторение двигательного действия с целью обучения или развития качеств, повторение интеллектуального задания, урока;

              3. любое движение, перемещение тела в пространстве, а также дыхательные и психические действия;

              4. целенаправленное двигательное действие с целью обучения, воспитания или развития, выполняемое с заданным напряжением, быстротой, числом повторений и координированное в пространстве. Существуют следующие виды упражнений: динамические, ациклические, дополнительные, имитационные, контрольные, корригирующие, общей физической подготовки (ОФП), вспомогательной физической подготовки (ВФП), специальной физической подготовки (СФП), подводящие, с отягощениями и без них, силовые, скоро- стно-силовые, соревновательные, специально-подготовительные, статические, тренировочные, циклические, физические (телесные), дыхательные, психические, балансовые, без предмета и с предметами, вольные, вольтижные (акробатические), групповые, парные, одиночные (индивидуальные), классические, на снарядах, обязательные

и т. д. Синонимом понятия «упражняться»является «тренироваться».

«Движение» (философское определение) — способ существования материи, важнейший ее атрибут; в самом общем виде изменение вообще, всякое изменение материальных объектов. Основные формы движения материи: физическая, химическая, биологическая и общественная. Человеку присущи все формы движения.

«Спортивное движение», «Олимпийское движение» — совокупность организационных и практических мероприятий в рамках целей этих организаций.

«Локомоция» — движение, совокупность согласованных движений, с помощью которых человек активно перемещается в пространстве (ходьба, бег, плавание и др.). Единица измерения двигательной активности — одна локомоция — одно крупное движение: шаг, наклон или прогиб туловища, мах ногой и т. д.

«Урок» — динамичная и вариативная основная форма организации учебного процесса. На уроке педагогом решаются познавательные, развивающие и воспитывающие учащихся задачи, методами и средствами обучения и воспитания. Уроки включены в учебную программу образовательного учреждения и в расписание занятий. В дошкольных, школьных и вузовских учреждениях уроки проводятся в соответствии с годовым, четвертным и поурочным планированием, которые основывается на учебной программе, утвержденной соответствующим Министерством (Федеральным агентством). Урок состоит из вводной, подготовительной, основной и заключительной частей.

«Тренировка» [от англ. training — упражнение]:

                1. «спортивная тренировка» — адаптация функциональных систем организма к проявлению максимальных возможностей в соревновательной деятельности (Н.В. Платонов, 1987);

                2. «система спортивной тренировки» — совокупность знаний, принципов, методов и спортивных достижений, организация и управление тренировочным процессом (Н.В. Платонов, 1987);

3) «тренировочное занятие» — основная часть спортивной подготовки, педагогический процесс, направленный на достижение спортивных результатов. Существуют различные виды тренировки: спортивная, профессиональная, аутогенная, высотная, гипоксическая, идеомоторная, интегральная, интенсивная, круглогодичная, круговая, общекондиционная, психомы-шечная, психорегул ирующая, ударная, экстенсивная, развития тактического мышления, совершенствование техники выполнения упражнений, развития функций организма и др.

«Тренер» — педагог, специалист в каком-либо виде спорта, занима-ющийся подготовкой спортсменов в спортивных школах (ДЮСШ, СДЮШОР), клубах, секциях, техникумах и вузах.

«Преподаватель физической культуры» — педагог, специалист по физической культуре в детских садах (методист), начальной школе (учитель), основной и полной школе, техникумах, высших учебных заведениях (преподаватель), занимающийся общим физическим развитием и подготовкой детских и массовых спортивных разрядов.

«Мастер спорта» — спортивное звание, присваиваемое спортсменам за достижение ими установленных нормативных показателей, согласно «Единой спортивной квалификационной категории» (Сборников нормативов и требований к присвоению спортивных разрядов). Различают: «Кандидат в мастера спорта», «Мастер спорта Российской Федерации», «Мастер спорта международного класса», «Гроссмейстер» в шахматах, почетное звание «Заслуженный Мастер спорта Российской Федерации».

«Судья» — официальное лицо соревнований, облеченное определенными полномочиями для организации и проведения соревнований и отвечающее за выполнение правил соревнований, положений о соревновании и достоверность результатов.

«Нагрузка» — воздействие на организм (физическое, психическое), вызывающее в организме ответную реакцию, нормальная нагрузка ведет к приспособлению (адаптации), передозировка нагрузок вызывает перетренированность, утомление или дистресс (патологический стресс). Основными характеристиками нагрузки являются: объем, интенсивность, интервал отдыха, направленность и вариативность воздействий. Различают виды нагрузки: волнообразные, индивидуальные, интенсивные, максимальные, непрерывные, переменные, пиковые, предельные, прогрессивно-нарастающие, силовые, скоростные, координационные, выносливости, гибкости, соревновательные, тренировочные, суммарные, умеренные, физические, психологические и т. д. Под воздействием физических нагрузок в организме наступают катаболические (разрушительные) процессы, во время отдыха, после нагрузок в организме наступают анаболические (восстанавливающие) процессы, адекватные организму нагрузки вызывают явление «сверхвосстановления» («суперкомпенсацию»), за счет которого осуществляется физическое и функциональное развитие и рост спортивного мастерства.

«Здоровье» — качественный показатель жизни (жизнедеятельности); полноценное функционирование всех систем организма. В преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье определяется, как полное: «... физическое, духовное и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Под «физическим здоровьем» понимается: нормальное морфологическое (конституциональное) развитие, гармоничное развитие всех мышечных групп, нормальное состояние осанки, нормальное развитие физических качеств, полноценное функционирование всех систем организма (сердечно-сосудистой, легочной, пищеварительной, выделительной, иммунной, нервной, эндокринной). Здоровье — это качественно полноценная и продолжительная жизнь человека.

«Оценка уровня здоровья». Уровень здоровья оценивается по нескольким критериям:

  1. по группам здоровья: у взрослых по трем группам здоровья (здоровые, практически здоровые, больные); у детей по пяти группам здоровья (здоровые, практически здоровые, группы риска, больные субкомпен- сированного состояния, больные декомпенсированно- го состояния);

  2. по медицинским группам: основной, подготовительной, специальной и группы лечебной физической культуры;

  3. по структуре заболеваний (по Международной классификации болезней — 10 (МКБ-10 или МКБ-11);

  4. по количеству больничных койко-дней и дней освобождений от уроков физкультуры;

  5. физическое здоровье — соответствие возрастно-поло- вой норме физического развития;

  6. духовное (психическое) здоровье — соответствие воз- растно-половой норме нервно-психического и интеллектуального развития;

  7. социальное здоровье — соответствие нормам социального поведения, обеспеченности и защищенности гражданина и семьи в государстве.

«Нормативы и программы». В спорте нормативы и правила присвоения спортивного мастерства описаны в Единой спортивной квалификации, которая переиздается и изменяется каждые четыре года (олимпийский цикл). Преподавание в ДЮСШ и СДЮШОР регламентируется программами по физической культуре, утвержденными в Министерстве (Федеральном агентстве) образования или Федеральном агентстве по физической культуре и спорту. При подготовке специалистов физической культуры и спорта, учебные заведения руководствуются образовательным стандартом, утвержденными Министерствами (Федеральными агентствами) и ведомствами.

Спортсмен — лицо, систематически занимающиеся каким-либо видом спорта и имеющее спортивный разряд, целью занятий является достижение высших спортивных результатов — чемпиона и рекордсмена страны, Европы, Мира и Олимпийских игр и разрядов — Мастер спорта и Мастер спорта международного класса.

Физкультурник — лицо, систематически занимающееся физическими упражнениями с целью гармоничного физического и духовного развития, профилактики заболеваний и укрепления здоровья, имеющего детский или массовый спортивный разряд.

Объектом теории спорта является система организации и проведения учебно-тренировочных занятий, направленных на достижение высоких спортивных результатов и побед в состязаниях.

Целью теории спорта является познание, описание, объяснение и предсказание (предвосхищение, прогнозирование, моделирование) объективных закономерностей, процессов и явлений спортивной деятельности, которые включают: социально-экологические, организационно- методические, психолого-педагогические, медико-биоло- гические и другие аспекты, с учетом тесной взаимосвязи спорта со сферой информации, финансово-экономическими и другими смежными областями знаний.

Существует общая и частные теории и методики спортивной тренировки:

  • общая теория и методика спортивной тренировки описывает общие для всех видов спорта принципы, методы, средства, виды подготовки и планирования, моделирования и контроля в спорте;

  • частные, по видам спорта: Теория и методика лыжного спорта, Теория и методика водных видов спорта, Теория и методика легкой атлетики, Теория и методика единоборств, Теория и методика спортивных игр, Теория и методика велосипедного спорта, Теория и методика тяжелой атлетики и т. д.

Предметом теории спорта являются знания в различных областях спорта: системы подготовки и состязаний, основанные на эмпирических знаниях об адаптации организма к физическим нагрузкам различного объема, интенсивности и направленности, интервала отдыха между нагрузками.

Теория спорта имеет функции: описательную, систематизирующую, предсказательную, практическую, методологическую.

Исходные элементы теории спорта: эмпирическая (факты) основа, теоретическая основа (мнения, идеи, основные принципы, закономерности, гипотезы), логическая основа, собственно теоретическая основа.

Основные факторы, свидетельствующие о том, что теория и методика спортивной тренировки являются наукой: направленность спорта на достижение высших результатов, наличие видов спорта, не связанных с двигательной активностью (шашки, шахматы и др.), наличие большого количества видов спорта, резкое возрастание внетренировочных и внесоревновательных факторов, стимулирующих соревновательную деятельность (питание, восстановление, психологический статус и др.).

Спортивное соревнование — способ демонстрации, сравнения и оценки спортивных достижений в конкурентной борьбе.

Спортивная деятельность — многосторонний процесс активной деятельности для достижения наивысших результатов в спорте.

Спортивная подготовка — многофакторный процесс, охватывающий все стороны жизнедеятельности спортсмена, подготовки и участия в соревнованиях.

Спортивная тренировка — специализированный процесс с использованием средств физического воспитания с целью развития и совершенствования физических, функциональных, технических, тактических и психических качеств.

Тренированность — степень готовности организма спортсмена к достижению высших результатов.

Подготовленность — физическая, функциональная, тактическая, психологическая и техническая оснащенность спортсмена в данный момент времени.

Техническое обеспечение и оснащенность: наличие современного спортивного оборудования, снарядов, сооружений и спортивной одежды, которые иногда становятся определяющими в спортивных состязаниях.

Спортивные достижения — показатель мастерства спортсмена, показанный в конкретных результатах: спортивный результат, спортивный разряд, занятое место на соревнованиях, рекорд.

Спортивный результат — количественный или качественный уровень мастерства, показанный на официальных соревнованиях — место на соревнованиях, рекорд, показатель.

Спортивная квалификация — достижения спортсмена в единой спортивной классификации, разряд:

  • детские: 3-й, 2-й и 1-й юношеские разряды, 4-й (в шахматах);

  • массовые: 3-й, 2-й взрослые разряды;

  • резервный спорт, квалифицированные спортсмены: 1-й разряд и Кандидат в мастера спорта (KMC);

  • спорт высших достижений, высококвалифицированные спортсмены: Мастер спорта (МС), Мастер спорта международного класса (МСМК):

  • почетное звание: Заслуженный мастер спорта, присваивается за выдающиеся достижения в спорте Указом президента РФ.

Функции спорта: соревновательная, нормативная, удовольствия от занятий, зрелищная, оздоровительно- рекреационная, информационно-прогностическая (научная), гуманистическая (политическая, престижная).

Логическая схема взаимосвязи физической культуры и спорта представлена на рис. 1.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Теория и методика физического воспитания iconПедагогическая технология физического воспитания младших школьников...
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Теория и методика физического воспитания iconЗачетные требования к уровню подготовки студентов III курса физб-о-д
Анатомия, физиология, биомеханика, педагогика, психология, теория и методика физической культуры, теория и методика физического воспитания,...
Теория и методика физического воспитания icon«Теория и методика избранного вида спорта»
Изучение данной дисциплины базируется на освоении студентами дисциплин базовой части профессионального цикла «Педагогика», «Теория...
Теория и методика физического воспитания iconМетодика краткосрочного прогнозирования результатов и достижений...
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Теория и методика физического воспитания icon«Теория и методика преподавания физического воспитания в школе»

Теория и методика физического воспитания iconI. Перечень экзаменационных вопросов по дисциплине
Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина, ее основные понятия
Теория и методика физического воспитания iconЖ. К. Холодов, В. С. Кузнецов теория и методика физического воспитания и спорта
Этот урок, я надеюсь, запомнится вам надолго
Теория и методика физического воспитания iconРабочая программа дисциплины
«Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» основной
Теория и методика физического воспитания iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методика физического...
Курс «Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии» призван подготовить студентов к работе с детьми, имеющими отклонения...
Теория и методика физического воспитания iconВоспитание физических качеств у юношей гимназии в блочно-модульном варианте планирования
Специальность 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки
Теория и методика физического воспитания iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
Теория и методика физического воспитания и спорта в системе физкультурно-профессионального образования
Теория и методика физического воспитания iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Теория и методика физического воспитания icon10-11 классы задачи физического воспитания учащихся
Теория и методика тренировки учащихся детских спортивных школ по легкой атлетике
Теория и методика физического воспитания iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Теория и методика физического воспитания iconПрограмма кандидатского экзамена по научной специальности 13. 00....
Программа обсуждалась на совместном заседании кафедры теории и методики физического воспитания и адаптивной физической культуры и...
Теория и методика физического воспитания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск