Скачать 0.56 Mb.
|
Заявка на включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ ГОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет» «Теория и методика преподавания физического воспитания в школе» (название программы) Программа для учителей физической культуры общеобразовательных учреждений ___________________________________________________ (категория слушателей) По направлениям «Проектирование содержания образования по специальности физическая культура Наименование учреждения: ГОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет» Наименование учредителя учреждения: Министерство образования и науки РФ № и дата лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам повышения квалификации: Серия А № 282047 от 17 марта 2008г., регистрационный № 9966 от 17 марта 2008 г. № и дата свидетельства о государственной аккредитации программ повышения квалификации: Серия АА № 001267, регистрационный № 1237 от 28 апреля 2008г., срок действия до 28 апреля 2013 года Наименование программы с указанием категории слушателей: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Теория и методика преподавания физического воспитания в школе для учителей физической культуры Объем (в часах): 168часов Стоимость курса обучения в расчете на одного слушателя: ФИО ректор учреждения: Потапов А.С. ФИО, должность разработчика программы повышения квалификации: Туманцев В.М., к.п.н., доцент кафедры спорта, зав.кафедрой Лихачева В.С., к.п.н., доцент кафедры спортигр, зав.кафедрой Гаевская О.В., к.п.н., доцент кафедры гимнастики Щиголева Н.В., к.п.н., доцент кафедры общей и педагогической психологии Юридический адрес учреждения: 394043, г.Воронеж, ул.Ленина, д.86. Контактные адреса и телефоны учреждения: 54-56-43, 55-54-46. e-mail: rektorat@vspu.ac.ru Подпись ректора: (печать) Учебно-тематический план повышения квалификации учителей физической культуры Модуль 1. Пояснительная записка Модуль предназначен для повышения уровня знаний учителей физической культуры по современным средствам обучения с использованием компьютерной техники. Ознакомить слушателей с новыми программами физического воспитания учащихся 1-11 классов, провести их анализ, отметив положительные стороны и недостатки каждой из них. Ознакомить учителей физической культуры с новыми формами физкультурно-оздоровительных мероприятий со школьниками, выработать методику формирования здорового образа жизни школьников. Основная цель – вооружить знаниями учителей физической культуры по использованию содержания школьных программ физического воспитания, умению разрабатывать авторские программы по физическому воспитанию школьников. Сформировать навыки осуществления контроля за величиной физической нагрузки по частоте сердечных сокращений и другим признакам.
Темы лекций 1. Использование современных информационных и коммуникативных технологий в учебном процессе. Основные понятия. Цели и задачи использования информационных технологий в образовании. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся. 2. Спортивно-ориентированное физическое воспитание школьников. С учетом спортивной базы и спортивными наклонностями учителей физической культуры в основу физического воспитания школьников подбирается 2-4 вида спорта: легкая атлетики и лыжный спорт, футбол и единоборства, гимнастика и мини-футбол, баскетбол и гандбол, волейбол и спортивное ориентирование. Сочетание разных видов спорта. Роль тренеров ДЮСШ в организации спортивно-ориентированного физического воспитания школьников. Создание инфраструктуры по избранным (базовым) видам спорта. Система повышения квалификации учителей для осуществления спортивно-ориентированного физического воспитания. 3. Индивидуальные (авторские) программы физического воспитания учащихся 1- 11 классов. Школьная спортивная база. Условия для занятий тем или иным видом спорта. Спортивная специализация учителей физической культуры. Эффективность выбранных средств физического воспитания. Методика разработки авторской программы физического воспитания на базе примерных государственных программ. Требования Госстандарта по физической подготовленности школьников. 4. Новые формы физкультурно-оздоровительных мероприятий школьников. Спартанское движение как новая форма. Олимпийское образование школьников: формы, методы, средства. Приобщение школьников к ЗОЖ в процессе: направления, содержание, подходы. Методика организации и проведения коллективных спортивно-творческих мероприятий. Учет интересов школьников в процессе их проведения. Взаимосвязь содержаний ФОР с другими учебными предметами в школе.
Распределение школьников по группам здоровья. Методика определения частоты сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя и после нагрузки. Нормы восстановительных реакций. Оценка состояния дыхательных функций по величине жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Реакция сердца на физическую нагрузку по величине артериального давления. Тесты по оценке уровня развития быстроты, силы, гибкости, скоростно-силовых качеств и координационных способностей. Самоконтроль: ЧСС утром, после сна, индекс Рюффье, задержка дыхания на вдохе и на выдохе. Прыжок в длину с места, количество отжиманий и др.
Корсетная, обменная и насосная функция мышечной системы. Мышцы стопы, ног, позвоночника и брюшного пресса – как наиболее важные в укреплении здоровья школьников. Методика развития силы у школьников. Формы проявления быстроты. Условия, которые необходимо соблюдать при развитии быстроты. Средства и методы развития быстроты. Виды выносливости. Компоненты нагрузки. Дозирование нагрузки. Для самостоятельной подготовки слушателям предлагается написать реферат на тему: Развитие одного из двигательных качеств: быстроты, силы, гибкости, ловкости, выносливости и скоростно-силовых качеств для учащихся одного возраста. Темы рефератов
Модуль 2. Пояснительная записка Раздел «Гимнастики» в программе общеобразовательной школы является ведущим в физическом воспитании учащихся. Он представляет собой систему специфических гимнастических упражнений. В процессе уроков предусматривается изучение теоретических знаний, формирование жизненно необходимых навыков и умений, развитие физических качеств, формирование интереса к систематическим занятиям оздоровительной направленности. Гимнастика как исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов физического воспитания, является дисциплиной педагогической. Ее главным предназначением является подготовка человека к здоровому образу жизни, к учебному и производственному труду, к воинской службе. Целью курса является совершенствование знаний, умений и навыков у учителей в условиях современных требований подходов к методике обучения гимнастическим упражнениям, методике использования их в оздоровительном, образовательном, воспитательном и прикладном направлениях, основанных на принципах дидактики и спортивной тренировки.
Темы лекций 1. Основы методики обучения гимнастическим упражнениям. Теоретические и методологические основы обучения. Гимнастическая терминология. Основы анализа техники гимнастических упражнений (статических, динамических). Ознакомление с изучаемым упражнением. Способы разучивания упражнения. Закрепление и совершенствование техники исполнения. 2. Пути повышения эффективности уроков гимнастики. Основы методического мастерства учителя: педагогическая технология, педагогическое творчество, знание предмета, педагогический стиль. Ознакомление с кодексом учителя. Подготовка к уроку. Решение воспитательных задач средствами гимнастики. Значение педагогического контроля в решении образовательных задач. Передовой опыт. 3. Использование музыки на уроках. Музыкальное сопровождение как метод и прием, способствующий более быстрому и точному формированию двигательных навыков и умений. Функциональное значение музыки. Основы музыкальной грамоты. Особенности подбора музыкальных произведений, подготовки и использования фонограмм с помощью аудиовизуальной аппаратуры. 4. Методика подбора упражнений. Дозирование и контроль нагрузки при выполнении упражнений физической подготовки. Характеристика упражнений для разных групп мышц и частей тела. Учет возрастных особенностей учащихся. Упражнения для развития координации движений, силы мышц, гибкости, быстроты, выносливости. Методы измерения физических качеств. Общая и специальная физическая подготовка в гимнастике. Способы определения дозирования нагрузки и ее контроля в ходе занятий. 5. Оздоровительные виды и формы занятий гимнастикой в школе. Проблемы здоровья. Методические основы оздоровительной гимнастики. Виды гимнастики оздоровительной направленности. Формы занятий. Методические принципы применения упражнений развивающего характера. Контроль в оздоровительной гимнастике. 6. Содержание, методика организации и проведения физкультурно-гимнастических выступлений. Массовые гимнастические выступления (краткая история) и их классификация. Спортивные праздники. Показательные выступления. Методика подготовки и проведения праздников в школе. Разработка сценария. Особенности обучения массовым упражнениям и их тренировки. Содержание практических занятий 1.Методика организации проведения ритмической гимнастики. Воздействие на организм. Особенности выполнения упражнений. Структура занятия, характеристика содержания и проведения его частей. Выбор режима занятия. Самоконтроль на занятиях. Подготовка к занятию. 2.Способы проведения общеразвивающих упражнений (ОРУ) на уроках. Основные требования подбора упражнений для комплекса. Примерная схема последовательности упражнений. Способы проведения: раздельный, в движении и поточный. 3. Дозирование и контроль нагрузки при выполнении упражнений физической подготовки. Упражнения без предмета и в парах, упражнения с отягощениями, упражнения на тренажерах. Определение объема нагрузки. Контроль за ЧСС. 4. Оздоровительные виды и формы занятий в режиме дня. Понятие двигательной активности. Формы оздоровительных занятий, их содержание и особенности организации. Структура и содержание упражнений атлетической гимнастики. Характеристика упражнений оздоровительной аэробики и особенности ее проведения. 5. Посещение специализированной ДЮСШ г. Воронежа (спортивной гимнастики, акробатики или художественной гимнастики). Проведение занятия «Мастер-класс». Знакомство с особенностями спортивной тренировки. Задания для самостоятельной работы 1. Участие в дискуссии «Круглого стола». 2. Практическое выполнение фрагментов различных способов проведения ОРУ. 3. Написание сценария спортивного праздника (2 – 3 с.). 4. Подготовка и написание реферата по предложенной согласно плана теме. Рекомендуемая литература
Модуль 3. Пояснительная записка |
Педагогическая технология физического воспитания младших школьников... Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Зачетные требования к уровню подготовки студентов III курса физб-о-д Анатомия, физиология, биомеханика, педагогика, психология, теория и методика физической культуры, теория и методика физического воспитания,... | ||
«Теория и методика избранного вида спорта» Изучение данной дисциплины базируется на освоении студентами дисциплин базовой части профессионального цикла «Педагогика», «Теория... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Теория и методика физического воспитания как научная и учебная дисциплина: объект и субъект исследования; предметы изучения и преподавания;... | ||
Методика краткосрочного прогнозирования результатов и достижений... Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Теория и методика физического воспитания Учебник предназначен для студентов высших физкультурных учебных заведений, обучающихся по специальности 022300 «Физическая культура... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... ... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» (031201. 65), «Перевод и переводоведение» (031202. 65), «Теория и практика... | ||
Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов теория и методика физического воспитания и спорта Этот урок, я надеюсь, запомнится вам надолго | I. Перечень экзаменационных вопросов по дисциплине Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина, ее основные понятия | ||
Рабочая программа дисциплины «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» основной | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методика физического... Курс «Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии» призван подготовить студентов к работе с детьми, имеющими отклонения... | ||
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) Теория и методика физического воспитания и спорта в системе физкультурно-профессионального образования | Воспитание физических качеств у юношей гимназии в блочно-модульном варианте планирования Специальность 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины ен. В. 02. 2 Криптография для специальностей... «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», 031202. 65 «Перевод и переводоведение» |