Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов теория и методика физического воспитания и спорта





НазваниеЖ. К. Холодов, В. С. Кузнецов теория и методика физического воспитания и спорта
страница1/33
Дата публикации27.09.2013
Размер7.03 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Культура > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ж.К.ХОЛОДОВ, В.С.КУЗНЕЦОВ

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
И СПОРТА

Рекомендовано

Министерством Российской Федерации по физической культуре,

спорту и туризму е качестве учебного пособия для студентов

высших учебных заведений физической культуры

2-е издание, исправленное и дополненное
Москва

ACADEMA 2003


00.5
УДК ББК?4.

Х733"

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой

теории и метоликн физического воспитания МГГГУ О.П.Юшков;

доктор педагогических наук, профессор Российской государственной академии

физической культуры, заслуженный деятель науки, мастер спорта Д. //. Филин

Холодов Ж.К., Кузнецов B.C.

Х73 Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. -2-е изд.,исир.идоп. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 4S0 с. ISBN 5-7695-0853-1

В пособии раскрывается сущность фтическото воспитания, излагаются принципы и методы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста, а также взрослых, дается характеристика упражнении, рекомендуе­мых для развития тех или иных физических способностей или возможностей человека. Предлагаемые методики базируются на научной основе, насыщены конкретным материалом по направленному использованию физической куль­туры в жизни разных групп людей.

Кинга может быть полезна также студентам средних специальных учеб­ных заведений физической культуры, преподавателям вузов и учителям физкуль­туры.

уинсцон B.C.. 2001 «Академия», 2001

УДК 7A(075.S) ББК 74.200.55я73

ISBN 5-7695-0853-1

От авторов

Учебное пособие написано в соответствии с программой курса «Теория и методика физического воспитания и спорта» для студентов высших физкультурных учебных заведений и факультетов физической культуры педагогических вузов.

Книга состоит их трех частей. В первой изложены вопро­сы теории и методики физического воспитания. Раскрыва­ются его сущность, основные термины и понятия, кото­рыми должен свободно владеть профессионально грамот­ный специалист, излагаются принципы, средства, методы физического воспитания, основы теории и методики обу­чения двигательным действиям, развития физических ка­честв. Показаны особенности физического воспитания де­тей дошкольного и школьного возраста, студенческой мо­лодежи, взрослого контингента населения.

Вторая часть пособия посвящена теории и методике спорта: дана общая характеристика спорта и спортивной подготовки; рассмотрены основы спортивной тренировки, построения процесса спортивной подготовки, технология планирования в спорте и т.п.

В третьей части раскрывается методика оздоровитель­ной физической культуры в аспекте использования ее раз­нообразных форм, средств и методов применительно к раз­личным контингентам населения.

При подготовке учебного пособия использованы раз­ные источники, прежде всего учебники по данной дис­циплине, а также научные труды ведущих отечественных теоретиков, научных работников и опытных преподавателей А.Д. Новикова, Л. П. Матвеева, В. В. Белиновича, В. П. Фи­лина, В.М.Зациорского, Ф.П.Суслова, М.М. Богена, В. И.Ляха, А. М.Максименко и др.

Цель данного учебного пособия — дать студентам глубо­кие теоретические основы физического воспитания и спорта, а также научить их практически реализовать его основные положения в различных образовательных учреж­дениях и спортивных организациях — по месту будущей профессиональной деятельности выпускников высших физ­культурных учебных заведений и факультетов физической культуры педагогических вузов.

Часть I

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1. Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе

Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе (Н.И.Пономарев, 1970). Люди добывали себе пищу, охотились, строили жилье, и в ходе этой естественной, необходимой дея­тельности спонтанно происходило совершенствование их физи­ческих способностей — силы, выносливости, быстроты.

Постепенно в ходе исторического процесса люди обратили внимание на то, что те члены племени, которые вели более ак­тивный и подвижный образ жизни, многократно повторяли те или иные физические действия, проявляли физические усилия, были и более сильными, выносливыми и работоспособными. Это привело к осознанному пониманию людьми явления упражняв-мости (повторяемости действий). Именно явление упражняемос-ти стало основой физического воспитания.

Осознав эффект упражняемости, человек стал имитировать необходимые ему в трудовой деятельности движения (действия) вне реального трудового процесса, например бросать дротик в изоб­ражение животного. Как только трудовые действия начали приме­няться вне реальных трудовых процессов, они превратились в фи­зические упражнения. Превращение трудовых действий в физи­ческие упражнения значительно расширило сферу их воздействия на человека, и в первую очередь в плане всестороннего физичес­кого совершенствования. Далее, в ходе эволюционного развития выяснилось, что значительно лучший эффект в физической под­готовке достигается тогда, когда человек начинает упражняться в детском, а не в зрелом возрасте, т.е. когда его готовят к жизни и к труду предварительно.

Таким образом, осознание человечеством явления упражняе-мости и важности так называемой предварительной подготовки человека к жизни, установление связи между ними послужили истоком появления подлинного физического воспитания.

Формы организованного физического воспитания возникли в Древней Греции в виде специального обучения молодежи воен­ным и спортивным упражнениям, но вплоть до Новейшей исто­рии они оставались достоянием немногих представителей приви­легированных классов или ограничивались рамками военного обу­чения.

1.2. Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина, ее основные понятия

Теория и методика физического воспитания являются одной из основных профилирующих дисциплин б системе профессио­нальной подготовки специалистов с высшим физкультурным об­разованием. Она призвана через свое содержание обеспечить сту­дентам необходимый уровень теоретических и методических зна­ний о рациональных путях, методах и приемах профессиональной деятельности преподавателя физической культуры, раскрыть в структуре и содержании этой деятельности условия успешной ре­ализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач физического воспитания.

Источниками возникновения и развития теории и методики физического воспитания являются [10]:

  1. практика общественной жизни. Потребность общества б хоро­
    шо физически подготовленных людях вызвала стремление познать
    закономерности физического воспитания и на их основе строить
    систему управления физическим совершенствованием человека;

  2. практика физического воспитания. Именно в ней проверя­
    ются на жизненность все теоретические положения, могут рож­
    даться оригинальные идеи, побуждающие теорию и методику
    физического воспитания к разработке новых положений;

3) прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания
гармонически развитой личности, которые высказывались фило­
софами, педагогами, врачами разных эпох и стран;

  1. постановления правительства о состоянии и путях совершен­
    ствования физической культуры в стране;

  2. результаты исследований как в области теории и методики
    физического воспитания, так и в смежных дисциплинах.

Изучение любой учебной дисциплины, как правило, начина­ется с освоения ее понятийного аппарата, т.е. со специфических профессиональных терминов и понятий.

Понятие — это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного терми-

на и выражающая при этом наиболее существенные стороны, свой­ства или признаки определяемого объекта (явления).

К основным понятиям теории1 физического воспитания отно­сятся следующие: 1) «физическое воспитание»; 2) «физическая

Физическое воспитание

Вид воспитания, специфика которого заключается

в обучении движениям (двигательным действиям)

и воспитании (управлении развитием) физических

качеств человека

Физическое образование

Процесс формирования

у человека двигательных

умений и навыков, а также

передачи специальных

физкультурных знаний

Воспитание физических качеств

Целенаправленное

воздействие на развитие

физических качеств человека

посредством нормированных

функциональных нагрузок

Рис. 1. Физическое воспитание как педагогический процесс целенаправ­ленного формирования двигательных умений и навыков и развития физических качеств человека

1 Теория — система принципов, законов, категорий, понятий, концепций, описывающая какое-либо относительна однородное, целостное явление — систему

или ее элементы, функции.

подготовка»; 3) «физическое развитие»; 4) «физическое совер­шенство»; 5) «спорт».

Физическое воспитание. Это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспита­ние физических качеств, овладение специальными физкультур­ными знаниями и формирование осознанной потребности в физ­культурных занятиях (рис. 1).

Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование — системное освоение человеком рациональных спо­собов управления своими движениями, приобретение таким пу­тем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знании.

Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важ­ными для жизни или спорта двигательными действиями, занима­ющиеся приобретают умения рационально и полноценно прояв­лять свои физические качества. Одновременно с этим они позна­ют закономерности движений своего тела.

По степени освоенности техника двигательного действия мо­жет выполняться в двух формах — в форме двигательного умения и в форме навыка. Поэтому часто вместо словосочетания «обуче­ние движениям» в практике физического воспитания используют термин «формирование двигательных умений и навыков».

Воспитание физических качеств является не менее существен­ной стороной физического воспитания. Целенаправленное управ­ление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливос­ти и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.

Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо разви­вать, совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, т.е. педагогический ха­рактер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание фи­зических качеств».

В процессе физического воспитания приобретается также широ­кий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, мед и ко-биологического и методического содер­жания. Знания делают процесс занятий физическими упражнения­ми более осмысленным и в силу этого более результативным.

Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных вое питательно-образовательных задач, которому присуши все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания явля­ется то. что оно обеспечивает системное формирование двига­тельных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере опре­деляет его физическую дееспособность.

Физическая подготовка. Термин «физическая подготовка» под­черкивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную.

Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.

Специальная физическая подготовка — специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющей специализирован­ные требования к двигательным способностям человека. Резуль­татом физической подготовки является физическая подготовлен­ность, отражающая достигнутую работоспособность в сформи­рованных двигательных умениях и навыках, способствующих эф­фективности целевой деятельности (на которую ориентирована подготовка).

Физическое развитие. Это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональнътх свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.

  1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка,
    объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложе­
    ния и др.), которые характеризуют прежде всего биологические
    формы, или морфологию, человека.

  2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологи­
    ческие и функциональные изменения физиологических систем
    организма человека. Решающее значение на здоровье человека
    оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной
    и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделе­
    ния, механизмов терморегуляции и др.

  3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных
    способностей, выносливости и др.).

Примерно до 25-летнего возраста (период становления и рос­та) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45— 50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на опреде­ленном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональ­ная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

Характер физического развития как процесс изменения ука­занных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если изве­стны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания.

Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, бла­гоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возмож­ностей и успехов человека в спорте.

Процесс физического развития подчиняется также закону воз­растной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического раз­вития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в раз­личные возрастные периоды: в период становления и роста, в пе­риод наивысшего развития его форм и функций, в период старе­ния.

Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зави­сит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и измене­ние форм и функций организма. Известное влияние на физичес­кое развитие оказывает и географическая среда.

Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон уп-ражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкрет­ном случае.

Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме за­нимающихся. При этом учитывается, что организм функциони­рует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и на­грузки, преимущественно избирательного воздействия, необ­ходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.

Физическое совершенство. Это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

Важнейшими конкретными показателями физически совершен­ного человека современности являются [3]:

  1. крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность
    безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том чис­
    ле и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта;

  2. высокая общая физическая работоспособность, позволяю­
    щая добиться значительной специальной работоспособности;

  3. пропорционально развитое телосложение, правильная осан­
    ка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;

  1. всесторонне и гармонически развитые физические качества,
    исключающие однобокое развитие человека;

  2. владение рациональной техникой основных жизненно важ­
    ных движений, а также способность быстро осваивать новые дви­
    гательные действия;

  3. физкультурная образованности т.е. владение специальными
    знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и
    физическими способностями в жизни, труде, спорте.

На современном этапе развития общества основными крите­риями физического совершенства служат нормы и требования государственных программ в сочетании с нормативами единой спортивной классификации.

Спорт. Представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчело­веческие отношения и нормы, ей присущие1.

Характерной особенностью спорта является соревнователь­ная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопостав­лять человеческие возможности на основе четкой регламента­ции взаимодействий соревнующихся, унификации состава дей­ствий (вес снаряда, соперника, дистанция и т.д.), условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам.

Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов теория и методика физического воспитания и спорта icon«Теория и методика избранного вида спорта»
Изучение данной дисциплины базируется на освоении студентами дисциплин базовой части профессионального цикла «Педагогика», «Теория...
Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов теория и методика физического воспитания и спорта iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
Теория и методика физического воспитания и спорта в системе физкультурно-профессионального образования
Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов теория и методика физического воспитания и спорта iconПедагогическая технология физического воспитания младших школьников...
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов теория и методика физического воспитания и спорта iconЗачетные требования к уровню подготовки студентов III курса физб-о-д
Анатомия, физиология, биомеханика, педагогика, психология, теория и методика физической культуры, теория и методика физического воспитания,...
Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов теория и методика физического воспитания и спорта iconРабочая программа Теория и методика физического воспитания и спорта...
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук
Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов теория и методика физического воспитания и спорта iconТеория и методика физической культуры и спорта Программа учебной...
Расширение представления о баскетболе как способе эффективного средства физического воспитания
Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов теория и методика физического воспитания и спорта iconМетодика краткосрочного прогнозирования результатов и достижений...
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов теория и методика физического воспитания и спорта icon«Теория и методика преподавания физического воспитания в школе»

Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов теория и методика физического воспитания и спорта iconРабочая программа учебной дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта»
Пояснительная записка по изучению (модуля) «Теория и методика избранного вида спорта». (бокс)
Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов теория и методика физического воспитания и спорта iconЭволюция системы российской науки в области физической культуры и...
Всероссийский турнир по боксу класса «А» среди юниоров 1995- 1996 г р памяти полковника милиции А. Т. Каюмова
Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов теория и методика физического воспитания и спорта iconТеория и методика физического воспитания
Учебник предназначен для студентов высших физкультурных учебных заведений, обучающихся по специальности 022300 «Физическая культура...
Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов теория и методика физического воспитания и спорта iconНаправление подготовки и уровень образования
Последующие: теория и методика физической культуры, теория и методика обучения базовым видам спорта, повышение профессионального...
Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов теория и методика физического воспитания и спорта iconI. Перечень экзаменационных вопросов по дисциплине
Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина, ее основные понятия
Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов теория и методика физического воспитания и спорта iconРабочая программа дисциплины
«Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» основной
Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов теория и методика физического воспитания и спорта iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методика физического...
Курс «Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии» призван подготовить студентов к работе с детьми, имеющими отклонения...
Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов теория и методика физического воспитания и спорта iconПредсоревновательная подготовка юниоров 12-13 лет в спортивных танцах...
Научная сессия по итогам работы университета в 2011 году состоялась со 20 по 30 марта 2012 года на базе Сибирского государственного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск