Формирование спортивной мотивации у боксеров на этапе начальной спортивной специализации посредством удовлетворения их потребностей





Скачать 453.62 Kb.
НазваниеФормирование спортивной мотивации у боксеров на этапе начальной спортивной специализации посредством удовлетворения их потребностей
страница1/3
Дата публикации28.06.2013
Размер453.62 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Спорт > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

АНТИПИН Виталий Борисович


ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ У БОКСЕРОВ

НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук
Омск 2007

Работа выполнена на кафедре психологии Сибирского государственного университета физической культуры и спорта
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент

Бабушкин Евгений Геннадьевич
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Лалаков Геннадий Сергеевич
кандидат педагогических наук

Бобровский Владислав Александрович
Ведущая организация: Уральский государственный университет

физической культуры


Защита диссертации состоится 23 октября 2007 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 311.001.01 в Сибирском государственном университете физической культуры и спорта по адресу: 644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Сибирского государственного университета физической культуры и спорта

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор педагогических наук, профессор В.Н. Попков
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования определяется высокой значимостью психологической подготовки боксеров и большим отсевом из числа занимающихся боксом на начальных этапах занятий. Так, данные учебной документации и анкетного опроса специалистов свидетельствуют о том, что число учащихся спортивных школ по боксу, прекративших тренироваться на первом году составляет 80%, на втором и третьем годах 60%. Кроме этого, отмечены факты ухода перспективных боксеров, имеющих отличные текущие спортивные результаты.

Значительное число ушедших из спорта является серьезным недостатком в практике бокса. Особенно такое положение является нежелательным в учебно-тренировочном процессе учащихся ДЮСШ и СДЮСШОР на этапе начальной спортивной специализации, так как оно отрицательно сказывается на общей постановке учебного процесса. Решение этой задачи видится в эффективном управлении процессом формирования мотивации у юных спортсменов к занятиям боксом.

Исследованию различных аспектов мотивации посвящено значительное число работ. Однако в большей части авторских публикаций отражена констатация спортивной мотивации – приводятся результаты ее исследований, при этом мало внимания уделяется управлению формированием спортивной мотивации на начальном этапе занятий спортом. Так, исследователи спортивной мотивации: А.Ш. Алахвердиев (1985); Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин (2000); Н.Р. Ермак (1998); Р.А. Пилоян (1984); А.Д. Суханов (2001); Г.П. Фураев (1980) и др. выявили ее особенности у представителей различных видов спорта, факторы, влияющие на ее возникновение и формирование, показали зависимость спортивного результата от мотивации. В некоторых исследованиях показана возможность формирования спортивной мотивации у спортсменов. Однако в приводимых авторами методиках не уделяется должного внимания изучению и учету потребностей спортсменов, являющихся источником их мотивации, что служит важным фактором при формировании спортивной мотивации, особенно на этапе начальной спортивной специализации.

Увлеченность спортом позволяет удовлетворить различные потребности занимающихся, однако выявить их без научного метода крайне сложно, поэтому возникает необходимость дальнейшего изучения мотивации спортсменов и поиск путей ее формирования.

Проблема исследования заключается в поиске направлений, средств и методов формирования спортивной мотивации у боксеров на этапе начальной спортивной специализации с целью сохранения контингента занимающихся в спортивных школах по боксу.

Объект исследования: мотивация спортивной деятельности боксеров.

Предмет исследования: методика формирования спортивной мотивации у боксеров посредством удовлетворения актуальных потребностей.

Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать методику формирования спортивной мотивации у боксеров на этапе начальной спортивной специализации на основе изучения проявления и удовлетворения актуальных потребностей спортсменов при занятиях боксом.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что изучение особенностей проявления потребностей боксеров при занятиях спортом позволит выявить степень удовлетворения актуальных потребностей и их взаимосвязь со спортивной мотивацией, что даст возможность разработать методику формирования устойчивой спортивной мотивации для боксеров этапа начальной спортивной специализации, которая, в свою очередь, окажет положительное влияние на повышение уровня спортивной мотивации и сохранение контингента занимающихся в группах начальной спортивной подготовки.

Задачи исследования:

1. Выявить причины отсева учащихся в спортивных школах по боксу на этапе начальной спортивной специализации.

2. Определить уровень сформированности и особенности спортивной мотивации у боксеров различной квалификации и возраста.

3. Выявить потребности спортсменов при занятиях боксом и определить степень их удовлетворения.

4. Выявить взаимосвязь между потребностями и спортивной мотивацией у боксеров.

5. Разработать и экспериментально обосновать методику формирования спортивной мотивации у боксеров на этапе начальной спортивной специализации на основе удовлетворения актуальных потребностей.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие научные методы: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; анализ учебной документации; опрос; педагогические наблюдения; тестирование физических качеств; социометрия; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Организация исследования. Исследование проводилось в период с 2003 по 2006 год. Первый этап исследования был посвящен теоретическому анализу и обобщению литературы по теме диссертации, формулированию проблемы и гипотезы, определялись методологические основания для проведения научных изысканий. Второй этап предусматривал поисковые исследования. В исследовании приняло участие 160 спортсменов, занимающихся боксом, в возрасте 10 – 25 лет, спортивной квалификации от новичка до мастера спорта. Исследование проводилось на базе СибГУФК и СДЮСШОР №21 г. Омска. Также на этом этапе разрабатывалась методика формирования спортивной мотивации для боксеров этапа начальной спортивной специализации. Третий этап исследования (педагогический эксперимент) проводился на базе СДЮСШОР №21 с боксерами в количестве 60 человек – учащимися групп начальной спортивной подготовки в возрасте 10 – 11 лет. Педагогический эксперимент был проведен в период с сентября 2005 г. по май 2006 г. На этом этапе осуществлялась обработка и анализ полученных результатов, завершалось оформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Выявлены потребности (степень их проявления) у боксеров различной квалификации и возраста, влияющие на спортивную деятельность: физиологические (в движении, отдыхе, активном отдыхе, рациональном питании, питьевой воде); в безопасности (в защите от физических и психологических опасностей); в социальных связях; уважения (в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении окружающих, признании, одобрении, авторитете); в самоактуализации.

2. Выявлена динамика проявления потребностей у боксеров в зависимости от спортивной квалификации и возраста, заключающаяся в следующем: физиологические потребности по мере роста спортивных достижений и повышения квалификации боксеров в большей степени актуализируются, исключение составляет потребность в питьевой воде – отмечается ее снижение. Потребности в безопасности имеют тенденцию снижения своего проявления с повышением спортивного мастерства. Потребность в социальных связях находится в относительно равном отношении у боксеров независимо от квалификации и возраста и имеет достаточно высокую степень выраженности. Потребности уважения являются актуальными для всех боксеров, исключение составляет потребность в авторитете, которая с возрастом утрачивает свою актуальность. Потребность в самоактуализации является выраженной у боксеров независимо от квалификации, ее актуальность в большей степени определяется уровнем достижений в спорте (чем выше уровень – тем актуальнее потребность).

3. Установлена степень удовлетворения потребностей у боксеров различной квалификации и возраста при занятиях спортом. На этапе начальной спортивной специализации у боксеров первого года обучения, в процессе учебно-тренировочных занятий, недостаточно удовлетворяются потребности в отдыхе, активном отдыхе, питьевой воде, защите от физических и психологических опасностей, социальных связях, личных достижениях, компетентности, уважении окружающих, признании, авторитете, самоактуализации. На этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства у боксеров высокой квалификации (кандидаты в мастера спорта, мастера спорта) данные потребности имеют достаточно высокую степень удовлетворения, исключение составляет лишь потребность в отдыхе (отмечается недостаточное ее удовлетворение).

4. Выявлена взаимосвязь между показателями удовлетворения потребностей боксеров и спортивной мотивации. Более высокие и многочисленные связи обнаружены у высококвалифицированных боксеров.

5. Доказано, что использование методики формирования спортивной мотивации у боксеров на этапе начальной спортивной специализации, основанной на удовлетворении актуальных потребностей, способствует повышению уровня спортивной мотивации, а также сохранению значительной части контингента занимающихся в группах начальной спортивной подготовки.

Теоретическая значимость исследования состоит в дополнении и совершенствовании теории спортивной тренировки в разделе «психологическая подготовка спортсменов»: в частности, в разработке теоретического и методического аспектов формирования спортивной мотивации на основе удовлетворения актуальных потребностей спортсменов.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные данные позволили разработать и экспериментально обосновать методику формирования спортивной мотивации у боксеров на этапе начальной спортивной специализации, основанной на удовлетворении актуальных потребностей, с целью укрепления у учащихся групп начальной спортивной подготовки положительного отношения к занятиям боксом, повышения интереса к их содержанию, а также сохранения значительной части контингента. Результаты, представленные в диссертации, могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки тренеров по боксу в физкультурных вузах при чтении дисциплин: «Психология физической культуры и спорта», «Теория и методика бокса», а также на факультетах повышения квалификации тренеров по боксу.

Достоверность результатов исследования обеспечена использованием апробированных, валидных методов исследования, репрезентативностью выборки контингента испытуемых и полученных данных, а также подтверждается внедрением в учебно-тренировочный процесс подготовки юных боксеров разработанной методики формирования спортивной мотивации, основанной на удовлетворении актуальных потребностей, способствующей положительным результатам.

Апробация и внедрение результатов исследования: материалы диссертационного исследования опубликованы в 6-ти печатных работах. Основные материалы диссертации докладывались на научно-практических конференциях Сибирского государственного университета физической культуры и спорта (Омск, 2004-2006), на региональном симпозиуме по спортивной психологии (Омск, 2004), на всероссийских научно-практических конференциях (Омск, 2005; 2006), на международной научной конференции психологов физической культуры и спорта (Москва, 2006). Работа была обсуждена на кафедре психологии Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

Результаты исследований внедрены как методические рекомендации для работы в спортивные школы и клубы г. Омска, а также в образовательный процесс при подготовке специалистов по физической культуре и спорту – будущих тренеров по боксу, спортивных психологов и магистров Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Уровень спортивных достижений в боксе определяет динамику проявления актуальных потребностей у боксеров при занятиях спортом, выражающуюся в следующем: 1) физиологические потребности по мере роста спортивных достижений и повышения квалификации боксеров в большей степени актуализируются, исключение составляет потребность в питьевой воде – отмечается ее снижение; 2) потребности в безопасности имеют тенденцию снижения своего проявления по мере повышения спортивного мастерства; 3) потребность в социальных связях находится в относительно равном отношении у боксеров независимо от квалификации и имеет достаточно высокую степень выраженности; 4) потребности уважения являются актуальными для всех боксеров, исключение составляет потребность в авторитете, которая с возрастом утрачивает свою актуальность; 5) потребность в самоактуализации является выраженной у боксеров независимо от квалификации, ее актуальность в большей степени определяется уровнем достижений в спорте.

2. Степень удовлетворения потребностей боксеров (физиологических, в безопасности, в социальных связях, уважения, самоактуализации) обусловливает уровень спортивной мотивации, отражающийся в ее компонентах (интерес к спорту, мотивационно-энергетический, стабильность-помехоустойчивость) и ее направленности (ориентация на тренировочную и соревновательную деятельность, «на достижение успеха» и «на избежание неудачи»).

3. Удовлетворение актуальных потребностей у боксеров способствует повышению уровня их спортивной мотивации и значительному сохранению контингента занимающихся на этапе начальной спортивной специализации.

Структура и объем диссертации. Работа изложена на 175 страницах машинописного текста и состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Работа иллюстрирована 5 рисунками и 15 таблицами. Список литературы представлен 195 работами, из них 17 на иностранном языке.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Исследование спортивной мотивации и потребностей

у боксеров различной квалификации и возраста

Анализ результатов проведенного нами анкетирования тренеров свидетельствует о том, что большая часть детей уходит из спорта (бокса) на начальном этапе занятий по следующим причинам: отсутствие устойчивого интереса – 68%; боязнь соревновательных боев – 55%; отсутствие способностей к данному роду спортивной деятельности – 45%; отсутствие трудолюбия – 41%.

Однако результаты анализа соответствующей части ответов детей, ушедших из секции на этапе начальной спортивной специализации, показывают, что значительная часть из них покинули секцию по причинам: отсутствия мотивации к занятиям спортом – 88%; неудовлетворения потребностей – 76%; отсутствия интереса и однообразия занятий – 56%; малочисленности игровых занятий – 44%. Это свидетельствует в пользу того, что тренеры не вполне адекватно представляют себе типичные для спортсменов причины ухода, недооценивая значение одних причин и переоценивая значение других. Возможно, это один из основных факторов, влияющих на текучесть спортсменов на этапе начальной спортивной специализации.

При изучении спортивной мотивации боксеров выявлялись следующие ее характеристики (табл. 1): интерес к спорту (боксу); направленность спортивной мотивации на тренировочную и соревновательную деятельность; направленность соревновательной мотивации «на достижение успеха» и «на избежание неудачи»; показатели психической надежности (мотивационно-энергетический компонент, стабильность-помехоустойчивость).

Результаты исследования интереса к спорту у боксеров свидетельствуют о том, что у спортсменов высокой квалификации (пятая группа) интерес к боксу характеризуется как устойчивый (31 балл), в то время как у боксеров остальных групп он носит недостаточно устойчивый характер (27 – 28,8 балла). Это дает возможность полагать, что высокого уровня спортивного мастерства достигают в основном спортсмены с устойчивым спортивным интересом.

Таблица 1

Выраженность спортивной мотивации у боксеров ( ± σ), баллы






Показатели

мотивации

Группы боксеров



р

1 новички

(n = 74)

2

2 и 1-й юн.

разряды

(n = 24)

3

3 и 2-й взр.

разряды

(n = 18)

4

1-й взр. разряд

(n = 17)

5

КМС, МС

(n = 27)

1

Интерес к спорту

27,0±2,8

27,8±2,9

27,6±1,6

28,8±1,9

31,0±1,5

1-2 >0,05

1-3 >0,05

1-4 <0,01

1-5 <0,01

2

Спортивная мотивация:

- на соревнование
- на тренировку



6,3±1,4
6,8±1,6



7,8±1,0
5,5±0,8



5,9±1,3
7,2±0,7



7,6±1,2
6,1±1,3



8,2±1,2
4,7±1,2

1-2 <0,01

1-3 >0,05

1-4 <0,01

1-5 <0,01

1-2 <0,01

1-3 >0,05

1-4 <0,05

1-5 <0,01

3

Соревновательная мотивация:

- на достижение успеха

- на избежание неудачи



6,5±1,5
4,6±1,6



6,7±1,2
3,8±1,4



5,4±1,3
5,8±0,9



7,1±0,8
3,9±0,9



7,5±1,2
2,8±0,8

1-2 >0,05

1-3 <0,01

1-4 <0,05

1-5 <0,01

1-2 <0,05

1-3 <0,01

1-4 <0,05

1-5 <0,01

4

Показатели психической надежности:

- мотивационно-энергетический компонент

- стабильность-по-мехоустойчивость


-0,3±1,9

-1,7±0,8


-0,3±1,5

-0,7±1,2


-0,4±1,5

-2,0±1,1


+2,1±2,1

-1,0±1,7


+1,2±1,7

+0,8±1,2



1-2 >0,05

1-3 >0,05

1-4 <0,01

1-5 <0,01

1-2 <0,01

1-3 >0,05

1-4 >0,05

1-5 <0,01

С повышением уровня спортивного мастерства повышается направленность на соревновательную деятельность и снижается направленность мотивации на тренировочный процесс. Так, если у спортсменов низкой квалификации (первая и третья группы) в структуре спортивной мотивации преобладает направленность на тренировочный процесс, то у спортсменов высокой квалификации (пятая группа) преобладает мотивация на соревновательную деятельность.

В структуре соревновательной мотивации у боксеров прослеживается похожая тенденция, то есть с повышением уровня спортивного мастерства повышается направленность соревновательной мотивации «на достижение успеха» и снижается направленность мотивации «на избежание неудачи».

Как показывает исследование, средние групповые значения компонентов психической надежности (мотивационно-энергетический, стабильность-помехоустойчивость) закономерно увеличиваются с ростом спортивного мастерства.

В связи с вышеизложенным с полной уверенностью можно утверждать, что высокого уровня спортивного мастерства достигают боксеры с высоким уровнем сформированности спортивной мотивации. Следует отметить, что чем выше у спортсмена показатели по каждому из компонентов спортивной мотивации, тем выше у него уровень ее сформированности (исключение составляет направленность мотивации «на избежание неудачи»).

Изучив потребности спортсменов при занятиях боксом (табл. 2), мы выявили степень их проявления в зависимости от спортивной квалификации и возраста, заключающуюся в следующем. «Физиологические» потребности по мере роста спортивных достижений и повышения квалификации боксеров в большей степени актуализируются, исключение составляет потребность в питьевой воде (отмечается ее снижение). Потребности «в безопасности» имеют тенденцию снижения своего проявления по мере повышения спортивного мастерства боксеров. Потребность «в социальных связях» носит выраженный характер у спортсменов независимо от возраста и квалификации. Потребности «уважения» являются актуальными для спортсменов всех исследуемых групп, исключение составляет потребность в авторитете, которая с возрастом утрачивает свою актуальность. Потребность «в самоактуализации» является выраженной у спортсменов независимо от возраста, однако ее актуальность в большей степени определяется уровнем достижений в спорте (чем выше уровень – тем актуальнее потребность).
Таблица 2

Характеристика потребностей боксеров различной квалификации

и возраста ( ± σ), баллы



Потребности

Группы боксеров



р

1 новички

(n = 74)

2

2 и 1-й юн. разряды

(n = 24)

3

3 и 2-й взр. разряды

(n = 18)

4

1-й взр. разряд

(n = 17)

5

КМС, МС

(n = 27)

Физиологические

в движении

3,9 ± 0,6

4,1 ± 0,6

4,0 ± 0,5

4,0 ± 0,5

4,1 ± 0,5

1 и 5 >0,05

в отдыхе

3,2 ± 0,8

3,1 ± 0,9

3,5 ± 0,8

3,5 ± 1,0

4,1 ± 0,6

1 и 5 <0,01

в активном отдыхе

4,1 ± 1,1

4,3 ± 0,7

4,2 ± 0,8

4,2 ± 0,8

4,6 ± 0,7

1 и 5 <0,05

в питании

3,1 ± 0,8

3,5 ± 0,6

3,6 ± 0,6

3,9 ± 0,9

4,7 ± 0,5

1 и 5 <0,01

в питьевой воде

3,1 ± 1,1

2,6 ± 0,9

2,5 ± 0,5

2,2 ± 0,9

2,1 ± 0,9

1 и 5 <0,01

В безопасности

в защите от физи- ческих опасностей

3,9 ± 0,6

3,5 ± 0,6

3,8 ± 0,6

3,2 ± 0,9

2,9 ± 0,4

1 и 5 <0,01

в защите от психологических опасностей

4,5 ± 0,5

4,1 ± 0,7

4,5 ± 0,4

4,2 ± 0,8

4,0 ± 0,6

1 и 5 <0,01

В социальных связях

4,2 ± 0,6

4,1 ± 0,6

4,2 ± 0,6

4,3 ± 0,6

4,3 ± 0,5

1 и 5 >0,05

Уважения

в самоуважении

4,3 ± 0,6

4,4 ± 0,6

4,4 ± 0,5

4,6 ± 0,2

4,5 ± 0,4

1 и 5 <0,05

в личных дости-жениях

4,3 ± 0,6

4,4 ± 0,5

4,2 ± 0,7

4,6 ± 0,4

4,7 ± 0,4

1 и 5 <0,01

в компетентности

4,1 ± 0,7

4,3 ± 0,6

4,1 ± 0,5

4,3 ± 0,6

4,3 ± 0,5

1 и 5 >0,05

в уважении окру-жающих

4,0 ± 0,7

4,2 ± 0,6

3,7 ± 1,0

4,1 ± 0,6

4,1 ± 0,8

1 и 5 >0,05

в признании

4,0 ± 0,8

4,2 ± 0,5

3,3 ± 1,1

3,8 ± 0,6

4,0 ± 0,9

1 и 5 >0,05

в одобрении

4,3 ± 0,6

4,2 ± 0,5

4,0 ± 0,8

4,2 ± 0,5

4,2 ± 0,6

1 и 5 >0,05

в авторитете

3,8 ± 0,8

4,0 ± 0,7

3,3 ± 0,9

3,2 ± 1,0

3,4 ± 0,9

1 и 5 >0,05

В самоактуализации

4,3 ± 0,5

4,4 ± 0,6

3,8 ± 0,4

4,5 ± 0,3

4,7 ± 0,3

1 и 5 <0,01


Анализ результатов исследования потребностей у боксеров позволяет утверждать, что изученные нами потребности определенным образом оказывают влияние на деятельность спортсменов, воздействуя тем самым на их мотивационную сферу.

Изучение степени удовлетворения выявленных потребностей у боксеров показало, что в процессе учебно-тренировочных занятий, преимущественно на этапе начальной спортивной специализации, данные потребности в подавляющем своем большинстве имеют недостаточную степень удовлетворения (табл. 3).

Таблица 3

Показатели степени удовлетворения потребностей спортсменов

различной квалификации и возраста при занятиях боксом ( ± σ), баллы



Потребности

Группы боксеров



р

1 новички

(n = 74)

2

2 и 1-й юн. разряды

(n = 24)

3

3 и 2-й взр. разряды

(n = 18)

4

1-й взр. разряд

(n = 17)

5

КМС, МС

(n = 27)

Физиологические

в движении

4,5 ± 0,6

4,5 ± 0,3

4,6 ± 0,2

4,7 ± 0,2

5,0 ± 0,0

1 и 5 <0,01

в отдыхе

3,5 ± 0,9

4,3 ± 0,5

4,1 ± 0,5

3,5 ± 0,7

3,2 ± 0,8

1 и 5 >0,05

в активном отдыхе

3,5 ± 0,8

3,8 ± 0,5

3,7 ± 0,5

4,2 ± 0,3

4,1 ± 0,6

1 и 5 <0,01

в питании

4,1 ± 0,8

3,9 ± 0,7

3,9 ± 0,5

4,1 ± 0,5

3,9 ± 0,7

1 и 5 >0,05

в питьевой воде

3,3 ± 0,9

4,1 ± 0,5

4,2 ± 0,3

4,3 ± 0,3

4,6 ± 0,5

1 и 5 <0,01

В безопасности

в защите от физи- ческих опасностей

3,5 ± 1,0

4,3 ± 0,5

3,4 ± 0,3

3,8 ± 0,5

4,2 ± 0,6

1 и 5 <0,01

в защите от психологических опасностей

3,6 ± 0,9

4,4 ± 0,3

3,9 ± 0,5

4,2 ± 0,5

4,4 ± 0,7

1 и 5 <0,01

В социальных связях

3,7 ± 0,7

4,0 ± 0,5

4,1 ± 0,5

4,5 ± 0,2

4,8 ± 0,4

1 и 5 <0,01

Уважения

в самоуважении

4,2 ± 0,6

4,3 ± 0,3

4,1 ± 0,5

4,7 ± 0,2

4,8 ± 0,4

1 и 5 <0,01

в личных дости-жениях

3,6 ± 0,6

4,1 ± 0,5

3,9 ± 0,7

4,1 ± 0,5

4,6 ± 0,5

1 и 5 <0,01

в компетентности

2,7 ± 0,8

3,4 ± 0,7

3,6 ± 0,5

3,9 ± 0,5

4,3 ± 0,7

1 и 5 <0,01

в уважении окру-жающих

3,5 ± 0,8

4,4 ± 0,2

3,6 ± 0,7

4,4 ± 0,3

4,7 ± 0,5

1 и 5 <0,01

в признании

2,6 ± 0,7

3,4 ± 0,3

2,5 ± 0,3

3,7 ± 0,5

4,3 ± 0,5

1 и 5 <0,01

в одобрении

4,2 ± 0,8

4,1 ± 0,5

4,0 ± 0,5

4,7 ± 0,3

4,8 ± 0,4

1 и 5 <0,01

в авторитете

3,4 ± 0,9

4,4 ± 0,5

3,5 ± 0,2

4,4 ± 0,3

4,7 ± 0,5

1 и 5 <0,01

В самоактуализации

3,0 ± 0,6

3,9 ± 0,3

2,9 ± 0,3

3,8 ± 0,5

4,4 ± 0,5

1 и 5 <0,01


Корреляционный анализ между потребностями (степенью их удовлетворения) и показателями спортивной мотивации в первой (боксеры первого года обучения) и пятой (боксеры высокой квалификации) группах боксеров (табл. 4) показал следующее. В первой группе высокого уровня взаимосвязи не выявлено, наблюдается лишь средний и низкий уровень. В пятой группе выявлены достаточно высокие показатели взаимосвязи между следующими потребностями и показателями мотивации: в активном отдыхе и интересом к спорту (r=0,56), с направленностью спортивной мотивации на тренировочную деятельность (r=0,6), с мотивационно-энергетическим компонентом (r=0,58); в рациональном питании и

Таблица 4

Характеристика взаимосвязи потребностей с компонентами

спортивной мотивации




Потребности

Показатели мотивации

Интерес к спорту

Спортивная мотивация

Соревновательная

мотивация

Мотивационно-энергетический компонент

Стабильность- помехоустойчивость

на соревнование

на тренировку

на достижение успеха

на избежание неудачи

В движении

+0,27

-

+0,14

-

+0,15

-

+0,35

-

-0,10

-

+0,31

-

-0,03

-

В отдыхе

+0,13

+0,22

+0,23

+0,20

+0,19

+0,50

+0,11

+0,39

+0,12

-0,07

+0,10

+0,12

-0,01

+0,21

В активном отдыхе

+0,52

+0,56

+0,13

-0,09

+0,36

+0,60

+0,08

+0,30

-0,17

-0,09

+0,05

+0,58

-0,10

+0,03

В рациональном питании

+0,16

+0,28

+0,21

-0,03

-0,15

+0,22

+0,24

+0,60

-0,08

-0,24

-0,04

-0,24

+0,02

+0,15

В питьевой воде

+0,06

+0,17

+0,08

-0,13

-0,03

-0,17

-0,09

+0,30

+0,23

-0,31

-0,05

-0,07

-0,04

+0,26

В защите от физических опасностей

-0,11

+0,58

+0,34

+0,36

-0,11

-0,07

+0,04

+0,62

-0,25

-0,14

-0,05

+0,10

+0,23

+0,33

В защите от психологи- ческих опасностей

+0,04

+0,63

-0,04

+0,43

+0,01

+0,14

+0,21

+0,58

-0,06

-0,02

+0,12

+0,56

+0,20

+0,62

В социальных связях

+0,16

+0,31

+0,16

+0,11

+0,28

+0,54

+0,49

+0,04

+0,03

-0,11

+0,21

+0,14

-0,17

+0,06

В самоуважении


+0,25

-0,05

-0,06

-0,03

+0,15

+0,09

+0,32

+0,23

-0,12

-0,12

+0,24

+0,48

+0,04

+0,21

В личных достижениях

+0,22

+0,32

+0,22

-0,05

+0,08

+0,17

+0,50

+0,75

-0,11

-0,20

+0,12

+0,16

+0,18

+0,22

В компетентности


+0,47

+0,73

-0,18

+0,04

+0,28

+0,25

+0,35

+0,14

-0,04

-0,10

+0,16

+0,29

+0,03

-0,07

В уважении окружающих

+0,07

+0,24

+0,12

+0,24

-0,07

+0,06

+0,37

+0,17

+0,08

-0,09

+0,25

+0,25

-0,18

+0,02

В признании

+0,11

+0,20

-0,02

+0,68

+0,19

+0,10

+0,39

+0,67

+0,04

-0,27

+0,27

+0,47

-0,17

+0,09

В одобрении

+0,23

+0,31

-0,03

-0,09

+0,42

+0,35

+0,46

+0,27

+0,09

-0,12

+0,08

+0,16

+0,04

+0,05

В авторитете

+0,23

+0,17

-0,05

+0,29

+0,19

+0,17

+0,54

-0,05

-0,01

-0,32

+0,40

+0,13

+0,01

+0,02

В самоактуализации

+0,31

+0,63

-0,21

+0,70

+0,33

-0,11

+0,46

+0,77

-0,13

-0,17

+0,17

+0,23

-0,12

+0,07

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование спортивной мотивации у боксеров на этапе начальной спортивной специализации посредством удовлетворения их потребностей icon«спортивная школа №4» москомспорта
Программа предназначена для подготовки боксеров на этапе начальной подготовки (энп), тренировочных этапах (этапах спортивной специализации)...
Формирование спортивной мотивации у боксеров на этапе начальной спортивной специализации посредством удовлетворения их потребностей iconФормирование основ тактического мышления у баскетболисток 11-13 лет...
Обязательного минимума содержания образования по русскому языку федерального компонента государственного образовательного стандарта...
Формирование спортивной мотивации у боксеров на этапе начальной спортивной специализации посредством удовлетворения их потребностей icon«спортивная школа №4» москомспорта
Программа предназначена для подготовки футболистов на этапе начальной подготовки (энп), тренировочных этапах (этапах спортивной специализации...
Формирование спортивной мотивации у боксеров на этапе начальной спортивной специализации посредством удовлетворения их потребностей iconРеферат (Реф)
Анализ нагрузок при воспитании выносливости у футболистов, занимающихся в группах начальной спортивной специализации (Дип)
Формирование спортивной мотивации у боксеров на этапе начальной спортивной специализации посредством удовлетворения их потребностей iconСамостоятельная работа, в час. Итого часов по теме Лекции*
Технологии целеполагания, проектирования жизненного пути, спортивной и пост-спортивной карьеры
Формирование спортивной мотивации у боксеров на этапе начальной спортивной специализации посредством удовлетворения их потребностей iconНормативные документы
Ким В. С., областной ведущий специалист по лечебной физкультуре и спортивной медицине, директор Кемеровского клинического центра...
Формирование спортивной мотивации у боксеров на этапе начальной спортивной специализации посредством удовлетворения их потребностей iconРазвитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной...
Оборудование: изображения гербов на листах, кроссворд, выставка литературы, энциклопедия, таблички, учебник по истории Саплина Е....
Формирование спортивной мотивации у боксеров на этапе начальной спортивной специализации посредством удовлетворения их потребностей iconАнализ физкультурно-спортивной работы учителей физической культуры...
«Марлин» (создание рефератов, компьютерных презентаций на тему здорового образа жизни, спортивной жизни цо)
Формирование спортивной мотивации у боксеров на этапе начальной спортивной специализации посредством удовлетворения их потребностей iconДоклад муниципального образовательного учреждения дополнительного...
Коллективом спортивной школы определены и с успехом решаются следующие основные задачи
Формирование спортивной мотивации у боксеров на этапе начальной спортивной специализации посредством удовлетворения их потребностей iconПлан проведения месячника по оборонно-спортивной и военно-патриотической работе
Линейка, посвященная месячнику по оборонно-спортивной и военно-патриотической работе
Формирование спортивной мотивации у боксеров на этапе начальной спортивной специализации посредством удовлетворения их потребностей iconТемы рефератов по спортивной медицине. Особенности телосложения и...
Функциональное состояние внешнего дыхания у спортсменов (показатели, методы их определения, динамика в макроцикле)
Формирование спортивной мотивации у боксеров на этапе начальной спортивной специализации посредством удовлетворения их потребностей iconГородской детско-юношеский центр физической культуры и спорта как...
Образовательная программа по боксу (адаптированная) для Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей...
Формирование спортивной мотивации у боксеров на этапе начальной спортивной специализации посредством удовлетворения их потребностей iconРабочая программа учебной дисциплины «Технологии спортивной тренировки в избранном виде спорта»
Пояснительная записка по изучению (модуля) «Технологии спортивной тренировки в избранном виде спорта» (бокс)
Формирование спортивной мотивации у боксеров на этапе начальной спортивной специализации посредством удовлетворения их потребностей iconУскоренного обучения плаванию, спортивной тренировки и оздоровления...
...
Формирование спортивной мотивации у боксеров на этапе начальной спортивной специализации посредством удовлетворения их потребностей iconГуманистически ориентированные формы физкультурно-спортивной работы с инвалидами
Спорт, духовные ценности, культура. Вып восьмой. Гуманистически ориентированные формы физкультурно-спортивной работы с инвалидами:...
Формирование спортивной мотивации у боксеров на этапе начальной спортивной специализации посредством удовлетворения их потребностей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Российской Федерации с целью подготовки специалистов со средним специальным образованием в области культуры и искусства, удовлетворения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск