Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
| Объем часов
| Уровень освоения
|
1
| 2
| 3
| 4
|
ПМ 02 Техническое обслуживание и ремонт подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования в стационарных мастерских и на месте выполнения работ
|
| 999
|
|
МДК.02.01. Организация технического обслуживания и ремонта подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования в различных условиях эксплуатации
|
| 846
|
|
1. Автомобили и тракторы
|
| 210
|
|
Раздел I. Устройство автомобильных и тракторных двигателей
|
| 114
|
|
Тема 1.1. Общее устройство и рабочие процессы
| Содержание
| 6
| 2
|
Назначение и классификация автотракторных двигателей. Общее устройство одноцилиндрового 4-х тактного поршневого двигателя. Основные понятия и определения: “мертвые” точки, ход поршня, диаметр цилиндра, рабочий объем, литраж, объем камеры сгорания, полный объем цилиндра, степень сжатия.
Рабочие циклы поршневых двигателей. Рабочий цикл 4-х тактного карбюраторного и дизельного двигателей и их индикаторные диаграммы. Рабочий цикл 2-х тактного карбюраторного двигателя. Сравнительная характеристика 2-х тактных и 4-х тактных двигателей, карбюраторных и дизельных двигателей. Преимущества и недостатки.
Дизелизация автотранспорта и ее значение. Перспективные разновидности рабочих циклов поршневых двигателей: двигатели с предкамерно-факельным зажиганием, дизельные двигатели с турбонаддувом, двигатели с впрыском легкого топлива, газодизельные и многотопливные двигатели.
Понятие о роторно-поршневом двигателе. Типы многоцилиндровых двигателей и их преимущества. Работа 4-х цилиндрового и 6-ти цилиндрового однорядных двигателей и 6-ти и 8-ми цилиндровых V - образных двигателей. Порядок работы цилиндров. Таблицы порядка работы цилиндров. Взаимодействие цилиндров.
Краткая техническая характеристика двигателей автомобилей и тракторов.
|
Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий.
Подготовка презентаций по темам:
«Классификация автотракторных двигателей»
«Общее устройство 4 тктного поршневого двигателя»
«Рабочий цикл 4-х тактного дизельного двигателя»
«Рабочий цикл 4-х тактного карбюраторного двигателя»
«Рабочий цикл 2-х тактного двигателя»
Оформление рабочей тетради МДК 02.01 стр. 3-7
Подготовка к тестированию по теме.
Домашнее задание: конспект, 1) стр.1-15, 2) стр.4-15
|
1
2
|
|
Тема 1.2. Кривошипно-шатунный механизм
| Содержание
| 8
| 2
|
Назначение кривошипно-шатунного механизма, основные части. Устройство неподвижных деталей: блока цилиндров, головки блока, прокладки головки блока, картера.
Особенности устройства неподвижных деталей двигателей с воздушным охлаждением. Назначение и устройство подвижных деталей: поршня, поршневых колец, поршневого пальца, шатуна, коленчатого вала, коренных и шатунных подшипников, маховика. Конструктивные особенности деталей изучаемых двигателей. Материал деталей и конструктивно-технологические меры, повышающие прочность, надежность, долговечность деталей и моторесурс двигателя. Крепление двигателя на раме.
|
Лабораторное занятие. Изучение устройства деталей КШМ основных марок двигателей автомобилей и тракторов, их соединения и крепления с частичной разборкой и сборкой.
| 4
| 3
|
Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий.
Подготовка презентаций по темам:
«Кривошипно-шатунный механизм двигателя ЯМЗ»
«Кривошипно-шатунный механизм двигателя ЗИЛ»
«Кривошипно-шатунный механизм двигателя ГАЗ»
«Кривошипно-шатунный механизм двигателя ЗМЗ»
«Кривошипно-шатунный механизм двигателя ВАЗ»
«Кривошипно-шатунный механизм двигателя КамАЗ»
«Кривошипно-шатунный механизм двигателя с воздушным охлаждением»
«Основные отличия кривошипно-шатунного механизма дизельного и карбюраторного двигателей»
Оформление рабочей тетради МДК 02.01 стр. 7-9
Оформление лабораторной работы и подготовка её к защите
Домашнее задание: конспект, 1) стр.20-30, 2) стр.54-81
| 2 2
2
|
|
Тема 1.3. Газораспределительный механизм
| Содержание
| 6
| 2
|
Назначение, типы газораспределительных механизмов. Общее устройство, работа и сравнительная характеристика газораспределительного механизма с верхним и нижним расположением клапанов. Особенности газораспределительных механизмов с верхним расположением распределительного вала. Конструктивные особенности ГРМ форсированных двигателей. Устройство деталей: клапанной группы, передаточного механизма, распределительного вала и его привода. конструктивные особенности деталей изучаемых двигателей. Материал и конструктивно-технологические меры, повышающие прочность, надежность, долговечность деталей и моторесурс двигателя. Фазы газораспределения. Диаграмма фаз газораспределения. Тепловой клапанный зазор и его регулировка. Назначение, устройство и работа декомпрессионного механизма.
|
Лабораторное занятие. Изучение особенностей устройства газораспределительного механизма основных марок двигателей и их деталей. Регулировка газораспределительного и декомпрессионного механизма.
| 4
| 3
|
Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий.
Оформление лабораторной работы и подготовка её к защите
Подготовка презентаций по темам:
«Газораспределительный механизм двигателя ЯМЗ»
«Газораспределительный механизм двигателя ГАЗ с нижним расположением клапанов»
«Газораспределительный механизм двигателя ЗМЗ»
«Газораспределительный механизм двигателя ЗИЛ»
«Газораспределительный механизм двигателя ВАЗ»
«Газораспределительный механизм двигателя КамАЗ»
«Тепловой зазор газораспределительного механизма и его регулировка»
«Назначение и устройство гидрокомпенсаторов»
«Назначение и устройство декомпрессионного механизма»
Подготовка к тестированию по теме
Оформление рабочей тетради МДК 02.01 стр. 9 -11
Домашнее задание: конспект, 1) стр.32-38, 2) стр.93-100
|
2
2
1
|
|
Тема 1.4. Система охлаждения
| Содержание
| 4
| 2
|
Назначение системы охлаждения. Влияние перегрева и переохлаждения на износ деталей, мощность и расход топлива. Виды систем охлаждения. Общее устройство и работа жидкостной системы охлаждения с принудительной циркуляцией изучаемых двигателей. Циркуляция жидкости в холодном и прогретом двигателе. Основные части, их назначение. Устройство и работа: радиатора, расширительного бачка, термостата, жалюзи, жидкостного насоса. Открытая и закрытая система охлаждения. Способы регулирования теплового режима. Воздушное охлаждение, его устройство и работа. Преимущества и недостатки воздушного охлаждения. Гидромуфта привода вентилятора.
|
Лабораторное занятие Изучение особенностей систем жидкостного и воздушного охлаждения основных марок двигателей, устройства и работы узлов и приборов. Отопитель салона автомобиля. Регулировка, натяжения ремня привода вентилятора и жидкостного насоса. Изменение режима работы гидромуфты.
| 4
| 3
|
Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий.
Оформление лабораторной работы и подготовка её к защите
Подготовка презентаций по темам:
«Система воздушного охлаждения двигателя»
«Система жидкостного охлаждения двигателя»
«Типы приводов вентиляторов системы охлаждения»
Подготовка докладов по темам:
«История создания системы охлаждения двигателя»
«Преимущества жидкостной системы охлаждения»
Оформление рабочей тетради МДК 02.01 стр. 12 -14
Домашнее задание: конспект, 1) стр.39-49, 2) стр.201-215
|
1
2
1
|
|
Тема 1.5. Смазочная система
| Содержание
| 6
| 2
|
Назначение смазочной системы. Способы подачи масла к трущимся деталям. Виды систем смазки. Основные части и общее устройство комбинированной смазки изучаемых двигателей. Пути подвода масла к трущимся деталям. Устройство и работа узлов и приборов системы: маслоприемника, масляного насоса и его привода, масляных фильтров, масляного радиатора, пускового маслоподкачивающего насоса. Назначение, расположение и работа редукционного, перепускного, предохранительного и других клапанов системы смазки.
Влияние качества очистки на долговечность двигателя. Система вентиляции картера. Влияние системы вентиляции картера на загрязнение окружающей среды. Контроль работы смазочной системы.
|
Лабораторное занятие. Изучение особенностей систем смазки основных марок двигателей, устройства и работы узлов и приборов.
| 2
| 3
|
Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий, подготовка к практической работе
Оформление лабораторной работы и подготовка её к защите
Подготовка презентаций по темам:
«Система смазки V-образного двигателя ЗИЛ»
«Система смазки V-образного двигателя ЯМЗ»
«Система смазки двигателя ВАЗ»
«Приводы масляных насосов»
«Устройство и работа узлов и приборов системы смазки двигателя»
Оформление рабочей тетради МДК 02.01 стр. 14-16
Домашнее задание: конспект, 1) стр.49-59, 2) стр.186-198
|
1
2
1
|
|
Тема 1.6. Система питания карбюраторных и газовых двигателей
| Содержание
| 10
| 2
|
Назначение, основные части, общее устройство и работа системы питания карбюраторного двигателя. Горючая смесь и ее образование. Понятие о детонации. Состав горючей смеси и его влияние на работу двигателя. Коэффициент избытка воздуха. Режимы работы двигателя. Требования к составу смеси на различных режимах. Устройство и работа простейшего карбюратора. Недостатки.
Основные устройства и системы современных карбюраторов: главная дозирующая система, система компенсации состава смеси, система холостого хода, экономайзер, эконостат, ускорительный насос, система балансировки и разбалансировки поплавковой камеры, экономайзер принудительного холостого хода; их назначение и принцип действия. Назначение, типы устройства и работа ограничителей частоты вращения коленчатого вала. Влияние системы питания на загрязнение окружающей среды токсичными веществами и экономию топлива. Типы карбюраторов. Устройство и работа 2-х камерных карбюраторов с параллельной работой смесительных камер на разных режимах. Особенности 2-х камерных карбюраторов с последовательной работой смесительных камер. Переходная система. Назначение, устройство и работа топливного бака, топливных фильтров, топливного насоса, воздухоочистителя и глушителя. Впускной и выпускной коллекторы и подогрев горючей смеси. Устройство и работа системы питания газобаллонных автомобилей (баллоны, редуктор, карбюратор-смеситель и др.).
|
|