Профилактика травматизма в упражнении толчок гиревого спорта





Скачать 55.73 Kb.
НазваниеПрофилактика травматизма в упражнении толчок гиревого спорта
Дата публикации17.07.2013
Размер55.73 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Спорт > Документы

Профилактика травматизма

в упражнении толчок гиревого спорта



г. Чебоксары, Чувашский госуниверситет им. И.Н. Ульянова

к.п.н., доцент кафедры физического воспитания и спорта

Тихонов Владимир Фёдорович
Проблема травматизма является острой во всех видах спорта, особенно в юношеском и молодежном возрасте. Именно молодые люди, стараясь как можно скорее добиться высоких результатов, недостаточно усилий прикладывают для изучения и совершенствования техники движений, пренебрегают принципами постепенного повышения нагрузок, оптимизации соотношения объема и интенсивности нагрузки. Некоторые молодые спортсмены чрезмерно используют фармакологические средства, как для стимуляции мышечной деятельности, так и для быстрого восстановления организма. Такой путь действительно может за короткое время привести к значительным результатам. Однако опорно-двигательный аппарат не всегда успевает подготовиться к повышенным требованиям для достижения высоких целей за короткий срок.

Проблема снижения травматизма в гиревом спорте на наш взгляд также является своевременной и актуальной. Многие люди, а не только спортсмены, могут вспомнить то время, когда, случайно подойдя к гире и, подняв ее, долго испытывали болевые ощущения в предплечье, в спине, в коленях, не говоря уже о пояснице.

В настоящее время в печати редко встречаются научные труды, статьи и исследования по гиревому спорту. Как отмечает А.И. Воротынцев (2002), спортивная наука пока остается в большом долгу перед тысячами поклонников гиревого спорта. Недостаточно специальной литературы, а какая есть, не всегда соответствует действительности.

А.И. Воротынцев (2002) выражает сожаление, что оздоровительное воздействие занятий гиревым спортом на организм различного возраста пока не изучено, поэтому любые эксперименты, проводимые на своем здоровье, не всегда оправданы: одни, занимаясь гирями, становятся здоровыми и убеждаются в пользе этих занятий, другие, из-за поспешности или неумения правильно браться за гири, получают травмы и убеждаются в обратном.

Можно привести множество примеров, указывающие на предельные нагрузки, которые испытывают спортсмены-гиревики. Так, если спортсмен, участвующий на соревнованиях весит 64 кг и выполняет упражнение толчок с двумя гирями по 32 кг, то давление на опору уже в исходном положении составляет 200%!!! Однако ведущие гиревики России даже в легких весовых категориях до 60 кг и до 65 кг за 10 минут соревновательного времени выполняют 100 и более подъемов двух 32 кг гирь в упражнении толчок. Каким образом??? Исследование такого феномена и ответ на этот вопрос привел бы к устранению причин возникновения травм в гиревом спорте и, особенно, среди начинающих гиревиков.

В рамках этой статьи, изучая пути предупреждения возможного травматизма в гиревом спорте, подробно рассмотрим лишь один элемент техники упражнения толчок – статическую позу гиревика перед очередным выталкиванием двух гирь вверх.

Правильное исходное положение служит одной из важных предпосылок эффективного выполнения последующих движений (Л.П. Матвеев, 1991). Стартовое положение, пользуясь выражением А.А. Ухтомского, можно назвать состоянием «оперативного покоя», в котором, хотя и нет внешних движений, концентрированно воплощается целеустремленная готовность к действию.

Рассмотрим действие силы тяжести гири и результирующую силу тяжести головы и туловища в варианте, характерном для начинающих гиревиков (рис.1) и у спортсменов высокой квалификации (рис.2) в исходном положении перед очередным выталкиванием.




Рис.1. Нерациональное И.П. Рис.2. Рациональное И.П.

На рис.1 линия проекции силы тяжести гирь проходит вниз через тазобедренный сустав и, далее за коленным суставом, на опору. Рассматривая действие момента силы тяжести гирь относительно суставов мы видим, что при нерациональном И.П., в тазобедренных суставах действие момента силы тяжести гирь равен нулю, так как плечо этой силы равно нулю, а в коленных суставах этот момент силы сгибает ноги спортсмена. Результирующая сила тяжести туловища и головы создает опрокидывающий момент в тазобедренном суставе и сгибающий момент в коленном суставе. Для сохранения равновесия спортсмен вынужден постоянно напрягать мышцы-сгибатели спины и четырехглавые мышцы бедра. Новички инстинктивно начинают сгибать спину и наклонять голову вперед-вниз, принимая такую позу, при котором максимально сближаются линии проекции сил тяжести гирь и результирующей силы тяжести туловища и головы, уменьшая действия моментов этих сил. Неумение расслаблять дельтовидные и трапециевидные мышцы не позволяет им устанавливать локти на гребни подвздошных костей. Поэтому у начинающих гиревиков наблюдается избыточное сгибание спины и ног в коленях. Отсюда появляются избыточные напряжения в спине и в коленных суставах.

Что же происходит при рациональном исходном положении перед очередным выталкиванием (рис. 2)? В идеальном случае, в тазобедренном суставе выполняется условие равновесия, как на простых качелях. Так как линия проекции силы тяжести гирь проходит перед тазобедренным суставом, то момент силы равняется произведению силы тяжести гирь на плечо этой силы. Этот момент силы стремится наклонить туловище вперед или разогнуть руки. Линия проекции результирующей силы тяжести туловища и головы, проходя за тазобедренным суставом, создает такой момент силы, который стремится наклонить туловище назад. Другими словами, спортсмены высокой квалификации сгибают и наклоняют туловище назад не оттого, что на него действует сила тяжести гирь, а чтобы плечо действия результирующей силы тяжести туловища и головы стало таким, когда наступает равновесие действия пары сил.

Равновесие в коленных суставах также достигается равновесием пары сил: 1 – сила тяжести гирь, проекция которой проходит перед коленными суставами, направлена в сторону разгибания и 2 – результирующая сила тяжести туловища и головы, проекция которой проходит за коленными суставами и направлена в сторону сгибания ног в этих суставах. При равенстве моментов этой пары сил снижается напряжение четырехглавых мышц бедра, а в случае, когда разгибающий момент силы тяжести гирь превышает момент силы сгибания ног в коленном суставе, происходит их полное расслабление.

Наши исследования характеристик двигательных действий более трехсот гиревиков различной квалификации, проведенные на протяжении нескольких лет, начиная с 2002 года, с использованием видеозаписей всех участников Кубков России, Чемпионатов России и Мира и других соревнований, проводимых на региональном уровне, позволили найти некоторые критерии эффективности техники упражнений гиревого спорта и факторы повышения экономичности двигательных действий гиревиков. Не имея возможности описать все из них в рамках нашей статьи, приведем те, которые касаются исходного положения перед очередным выталкиванием.

Расположение дужек гирь на подушках больших пальцев, установка локтей на гребнях подвздошных костей при выпрямленных ногах и максимально расслабленных мышцах рук, снижают избыточное действие сил тяжести и моментов этих сил в суставах, а также повышают экономичность двигательных действий.

Как правило, спортсмены, которые не уделяют должного внимания на развитие гибкости и необходимой подвижности в суставах, не добиваются выдающихся результатов. Большинство из них остаются на уровне КМС. Избыточное напряжение четырехглавых мышц бедра и сгибателей туловища, затрудненность дыхания при нерациональной позе исходного положения перед очередным выталкиванием ограничивают возможности спортсмена. Этому есть и теоретическое обоснование. Спортивной науке известно, что максимум физического эффекта обеспечивается лишь при условии оптимальных уровней напряжения мышц (т.е. когда ни одна из мышц не дает своего максимума). Это объясняется тем, что уровни их активности взаимосвязаны и взаимообусловлены друг с другом. Поэтому чрезмерное повышение уровня активности какой-либо мышцы приводит к падению активности других и снижению общего эффекта двигательных действий (И.П. Ратов, 1983).

Проведенные нами исследования позволяют сделать следующие выводы:

  1. Решение проблемы предупреждения травматизма в гиревом спорте заключается в совершенствовании техники и методики тренировки гиревиков;

  2. Профилактика различных перенапряжений позвоночника, травм коленных суставов, растяжений сухожилий и мышц на всех этапах подготовки проводится путем рационального компенсирования действий сил тяжести и оптимального чередования процессов напряжения и расслабления мышечных групп, участвующих в двигательных действиях при выполнении упражнений гиревого спорта.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Профилактика травматизма в упражнении толчок гиревого спорта iconКонференция учредителей Международной конфедерации мастеров гиревого спорта
Рабочая программа составлена на основании гос впо направления 030600. 62 – «журналистика» (квалификация бакалавр)
Профилактика травматизма в упражнении толчок гиревого спорта iconПлан месячника военно-патриотической работы в 2013-2014г январь
Участие в фестивале гиревого спорта среди допризывной молодёжи общеобр. Уч-ний зао
Профилактика травматизма в упражнении толчок гиревого спорта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Правила дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»
Профилактика травматизма в упражнении толчок гиревого спорта iconПротокол отчетно-выборной Конференции Международного союза гиревого...
Правления ксарс – А. Лесникова, С. Агафонычева-Велла, Ю. Белозерова, Т. Громова, Н. Камильери, А. Курышев, М. Ломакина, И. Литвиненко,...
Профилактика травматизма в упражнении толчок гиревого спорта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Классные часы: «Правила дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»
Профилактика травматизма в упражнении толчок гиревого спорта iconПротокол №1 р одительского собрания будущих первоклассников от 27....
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма (Прокопов С. В., начальник огибдд мо мвд «Колпашевский»)
Профилактика травматизма в упражнении толчок гиревого спорта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Сценарий урока безопасности по пдд для учащихся 7-го класса
Профилактика травматизма в упражнении толчок гиревого спорта iconТема: «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»
Целью нашей работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной...
Профилактика травматизма в упражнении толчок гиревого спорта iconРуководство Минобрнауки России практически устранилось от функций...
Т и 7-Т, обучение по вопросам охраны труда, профилактика детского травматизма и производственного среди работников образовательных...
Профилактика травматизма в упражнении толчок гиревого спорта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Профилактика травматизма детей возможна не только при условии их специальной подготовленности к безопасной жизнедеятельности в транспортной...
Профилактика травматизма в упражнении толчок гиревого спорта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: активизация деятельности образовательных учреждений по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактика...
Профилактика травматизма в упражнении толчок гиревого спорта iconПрограмма вводного инструктажа для педагогических работников и обслуживающего персонала
Охрана здоровья и жизни обучающихся, воспитанников и работников школы, профилактика травматизма, пожарной безопасности и антитеррористической...
Профилактика травматизма в упражнении толчок гиревого спорта iconКалендарно-тематическое планирование уроков по штукатурно-малярному делу в 5 классе
Технические сведения: Ознакомление учащихся с мастерской, порядок получения и сдачи инструментов и приспособлений. Охрана труда и...
Профилактика травматизма в упражнении толчок гиревого спорта iconПрофилактика детского дорожно-транспортного травматизма на уроках иностранного языка
О движения в рамках школьной программы назрела уже давно, но из-за ее крайней загруженности на данном этапе ввести отдельный учебный...
Профилактика травматизма в упражнении толчок гиревого спорта iconПрофилактика глазного травматизма
Тяжелые травмы органа зрения являются одной из наиболее важных причин слепоты на один или оба глаза. Более легкие травмы глаз, каждая...
Профилактика травматизма в упражнении толчок гиревого спорта iconНеизбежны ли травмы при занятиях физкультурой и спортом?
В отечественной и зарубежной литературе достаточно широко освещены проблемы борьбы с различными видами травматизма и совершенно недостаточно...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск