Скачать 90.54 Kb.
|
Автор: Пенкин Сергей Викторович. Около 2500 лет назад в Элладе на огромной скале были высечены слова: «Хочешь быть сильным — бегай, хочешь быть красивым — бегай, хочешь быть умным — бегай». История, к сожалению, умалчивает, от кого или за кем следует бегать, для того чтобы поумнеть. Но если серьёзно, то речь пойдёт о влиянии физической активности на активность исключительно умственную, оставив в стороне рассуждения про избыточный вес и гиподинамию. Истории известна внушительная череда примеров, когда бывшие атлеты становились известными учёными, бизнесменами и политиками: начиная с Пифагора, Плутарха, Милона Кротонского и Платона, которые были олимпиониками Древней Греции, и заканчивая, например, нашими президентами. Прошу не расценивать мою статью как участие в политике выборов. Владимир Путин — мастер спорта по самбо и по дзюдо. Был чемпионом Ленинграда, выигрывал чемпионат спортобщества «Жальгирис», становился призером Кубка СССР. Дмитрий Медведев занимался греблей на байдарках и штангой, выигрывал университетские соревнования. В настоящее время увлекается йогой. В то же время, в быту мы нередко подшучиваем над интеллектом действующих спортсменов. Может, до поры до времени им нет необходимости нагружать свои собственные мозги, в то время как есть мозги тренера? Насколько актуальна регулярная физическая активность для обычного человека, и в какой форме она должна проводиться? В 1995 году г-ном Орловым А.А. было проведено диссертационное исследование по восстановлению профессиональной работоспособности работников умственного труда методами физической тренировки. В нём была разработана специальная методика и проведён её анализ в сравнении с традиционными видами двигательной активности. Методика состояла из комплексов статических и стретчинговых упражнений, чередующихся друг с другом и дозированных по интенсивности и длительности. В качестве критериев оценки работы головного мозга были использованы:
Учитывались также параметры работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, которые во многом определяют работоспособность и активность человека. Это МОД — минутный объём дыхания (количество воздуха, проходящего в спокойном состоянии через легкие), КДО — конечный диастолический объём (объём крови в правом и/или левом желудочке в конечный момент наполнения диастолы), ЧСС — частота сердечных сокращений, а также систолическое и диастолическое артериальное давление (АД). Все испытуемые были разделены на четыре группы. Первая группа (К-1) занималась традиционными динамическими упражнениями. Вторая, третья и четвёртая группы (К-2, К-3 и К-4) использовали статические и стретчинговые упражнения в разных вариациях. Тестирование проводилось до физической нагрузки и после неё. Бодрящее действие зарядки известно давно, но в данном исследовании выявлено заметное преимущество комплексов, использующих статические и стретчинговые упражнения. Выяснилось следующее. Распределение внимания по тесту Шульте – Платонова при статодинамике улучшилось на 33% по сравнению с исходным уровнем, а при динамической нагрузке только на 15%. Коэффициент точности работы — 37% против 25%. Коэффициент работоспособности — 27% против 12%. Сложение трёхзначных чисел — 55% против 41%. Наибольшее отличие параметров наблюдается в изменении минутного объёма дыхания (5-я колонка) — 118% против 21%. Это говорит о более сильном влиянии «гипоксии нагрузки» (о ней я расскажу чуть ниже) при использовании экспериментальных комплексов. К сожалению, эффект от физкультурных пауз длится недолго. Примерно 2,5-3 часа после статодинамических и 1,5 часа после динамических комплексов [Орлов А.А., 1995 г.]. Можно ли его зафиксировать в устойчивом признаке — ещё вопрос. Данный комплекс длится недолго. Он не вызывает утомления и предлагается к использованию в режиме физкультурных пауз на производстве. Механизмы возникновения такого эффекта в то время раскрыты не были. Более поздние исследования позволили сформировать гипотезу. Гипоксия и физические нагрузки. Действие гипоксии на организм давно находится под пристальным вниманием учёных. Сильная гипоксия — безусловно, вредна. Организм не в состоянии к ней адаптироваться. Это приводит к серьёзным нарушениям метаболизма вплоть до летального исхода. Умеренная гипоксия, напротив, чрезвычайно полезна как тренировочный фактор. Она включает адаптивные механизмы. В основном они заключаются в компенсаторном усилении кровоснабжения тканей. Увеличивается просвет артерий, раскрываются резервные капилляры. Всё многообразие упражнений, используемых в фитнесе, можно условно разделить на упражнения физические и дыхательные. Большинство дыхательных практик как раз таки направлено на создание в организме кратковременной умеренной гипоксии. Это некоторые Пранаяма-йоги, пользующаяся огромной популярностью американская фитнес-программа «Бодифлекс», дыхательная гимнастика доктора Буланова и т.д. Хочется особо отметить замечательную работу «Прерывистая гипоксия — новый метод тренировки, реабилитации и терапии» доктора биологических наук, профессора Волкова Н.И. (Российский государственный университет физической культуры, Москва). Почему-то мы не всегда вспоминаем, что при физических нагрузках тоже возникает гипоксия. Об этом свидетельствует учащение сердцебиения и одышка. Этот вид гипоксии так и называется — гипоксия нагрузки. В 2004 году на кафедре адаптивной физической культуры Ульяновского государственного университета было выполнено исследование по сравнительной характеристике дыхательной гипоксии и гипоксии физических нагрузок. Оно проводилось на крысах с использованием гистологической оценки тканей головного мозга. Предварительно брались образцы крови для определения её газового состава после воздействия гипоксии и физических нагрузок. Было сделано 3 серии экспериментов:
рО2, мм рт. ст. — напряжение кислорода; SaO2, % — насыщение крови кислородом (определяли при помощи оксигемометра); CaO2, об. % — содержание кислорода (рассчитывали по нормограммам Зиггаард – Андерсена); PHa — кислотно-щелочное состояние артериол; PaCO2, мм рт. ст. — напряжение углекислого газа; коэф. утил. О2, % — коэффициент утилизации кислорода Как видно из таблиц, при гипоксии происходят гораздо более заметные сдвиги газового состава крови, чем при физической нагрузке. В общем-то, это логично, так как «гипоксия нагрузки» компенсируется увеличением глубины и частоты дыхания. Как при гипоксии, так и при физической нагрузке нет заметных сдвигов рН. Но вот коэффициент утилизации кислорода на 15-30 сутки в обоих случаях меняется существенно. А именно, увеличивается более чем в два раза по сравнению с исходным уровнем. Сравнительная характеристика сосудистых реакций при гипоксии и физической нагрузке несколько иная, чем изменение газового состава крови. Д. а. вн., мкм — диаметр артерий (артериол); N. c. на мм2 — плотность капилляров; Д. с., мкм — диаметр капилляров; Д. v., мкм — диаметр вен (венул) Как видно из таблиц, реакция микрососудов при физической нагрузке и гипоксии почти аналогична. Она характеризуется увеличением просвета артериол и венул, а также плотности капилляров. Вывод: физическая нагрузка, как и умеренная гипоксия, улучшают кровоснабжение головного мозга. Газовый состав крови, в отличие от гипоксии, при физической нагрузке менялся незначительно. Следовательно, воздействие на хеморецепторы можно исключить. Вероятно, при физических нагрузках срабатывает другой, более сложный механизм, расширяющий сосуды головного мозга. Почему статические и стретчинговые упражнения? В работе Орлова А.А., о чём говорилось выше, было выявлено преимущество комплексов, состоящих из статических и стретчинговых упражнений. Напомню, что статическими (изометрическими) принято считать те упражнения, которые сохраняют неподвижность тела и его частей при постоянном мышечном напряжении. Стретчинг — это растягивание мышц. Стретчинговые упражнения вообще полезно и даже необходимо сочетать со статикой. Статическое напряжение укорачивает мышцы, делая их ригидными. Мышцы теряют сократительную способность. Статические нагрузки длительностью более 4 часов вообще приводят к деградации сократительного аппарата мышц [Резвяков Н.П. и др., 1981 г.]. Всё это можно предотвратить, используя менее длительные статические упражнения, чередуя их со стретчингом. Теперь о действии самих статических нагрузок на организм в целом. Давно известно, что в постоянно напряженную мышцу, что характерно для статических упражнений, кровь не поступает или поступает недостаточно. Это происходит вследствие сдавливания мышцей кровеносных сосудов (окклюзии). Таким образом, гипоксия во время статических нагрузок возникает гораздо раньше и имеет более выраженный характер, чем при динамических упражнениях, где в отличие от статики есть фаза расслабления мышц. Кроме того, есть данные, что статика раньше и в большей степени, чем динамика, активирует эндокринную систему, в особенности надпочечники и щитовидную железу [Хорева С.А., 1991 г.; Мякинченко Е.Б., Селуянов В.Н., 2001 г.; Селуянов В.Н., 2001 г.; Криштоп В.В., 2005 г.]. Гормоны этих желез во многом определяют уровень как физического, так и умственного развития человека. Так можно ли поумнеть от фитнеса? Я думаю, нет. Для того чтобы поумнеть, недостаточно снабжать мозг кровью и гормонами. Нужно ещё загружать его информацией и тренировать, подобно тому как тренируют мышцы. Но бесспорно то, что мозг работает гораздо эффективнее при использовании разумных физических тренировок. Удалось ли поумнеть от фитнеса автору этой статьи? Надеюсь услышать ответ на этот вопрос от Вас, уважаемый читатель. Пишите! Литература
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Физиология организма в целом. Клиническая физиология. Нормальная физиология. Физиология труда. Физиология спорта и физической культуры.... | Эволюция системы российской науки в области физической культуры и... Всероссийский турнир по боксу класса «А» среди юниоров 1995- 1996 г р памяти полковника милиции А. Т. Каюмова | ||
Исследование проведено в Ленинском районе г. Екатеринбурга. Методами... ... | С углубленным изучением английского языка Здание школы было построено в 1936 году, капитально отремонтировано в 1995 году и рассчитано на 740 учащихся. До 1995 года школа... | ||
Реферат на тему «Приёмы влияния на поведение работников» Дряхлов Н. И. Социология труда. М.: изд. Московского университета, 1995. 415 с | Исследование было проведено в течение одного месяца в лицее №11 «Физтех» ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд психофизиологические основы спортивной тренировки В курсе освещаются вопросы, связанные с совершенствованием физического развития и функционального состояния, физической работоспособности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В течении 2-ой четверти было проведено мониторинговое исследование. Результаты, полученные были обработаны и проанализированы. Анализ... | ||
Отчет о научно исследовательской работе по теме: «Разработка системы... Целью выполнения работы является разработка системы критериев определения досрочной утраты профессиональной трудоспособности работников,... | Исследование было проведено среди учащихся 5 11 классов, а также... Интернета в нашей жизни. Всемирная паутина, оправдывая своё название, вовлекает в свои сети всё больше и больше людей. Согласно исследованию... | ||
Исследование операций и системный анализ Информационные системы и их исследование методами математического прогнозирования и системного анализа | Методические рекомендации по вопросам охраны труда разработаны по... Методические рекомендации предназначены для руководителей организаций и работников, не имеющих специального образования в области... | ||
Предсоревновательная подготовка юниоров 12-13 лет в спортивных танцах... Научная сессия по итогам работы университета в 2011 году состоялась со 20 по 30 марта 2012 года на базе Сибирского государственного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оу «Погорельская сош» имени Героя Советского Союза Н. И. Черкасова Зубцовского района Тверской области. Материалы сценария использовались... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одновременно в силу своей специфики оно оказывает оздоровительное, реабилитационное и рекреативное воздействие, способствует восстановлению... | Программа кандидатского экзамена по научной специальности 13. 00.... Программа обсуждалась на совместном заседании кафедры теории и методики физического воспитания и адаптивной физической культуры и... |