Скачать 0.76 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Школа ИСКУССТВА, КУЛЬТУРЫ И СПОРТА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «Спортивные сооружения» Специальность 032100.62 Физическая культура Форма подготовки очная Школа искусства, культуры и спорта Кафедра теории, методики физической культуры и спортивно-оздоровительной рекреации курс ___4____ семестр __7______ лекции ___28___ (час.) практические занятия___14____час. лабораторные работы_______час. всего часов аудиторной нагрузки____42____ (час.) самостоятельная работа ____63_____ (час.) реферативные работы (количество) контрольные работы (количество) зачет ___7_______ семестр экзамен_________семестр Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (№ 423 физ/бак от 02.06.2000 г.) Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры Заведующая (ий) кафедрой к.п.н., доцент Вонорбао В.Н. Составитель (ли): к.п.н., доцент Вонорбао В.Н Содержание УМК
Аннотация Учебно-методический комплекс дисциплины «Спортивные сооружения» разработан для студентов 4 курса по направлению 032100.62 «Физическая культура» в соответствии с требованиями ГОС ВПО по данному направлению (№ 423 физ/бак от 02.06.2000 г. Дисциплина «Спортивные сооружения» входит в вариативную часть цикла специальных дисциплин. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 105 часов. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (28 часа), практические занятия (14 часов), самостоятельная работа студентов (63 часов). Дисциплина реализуется на 4 курсе в 7 семестре. Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с общими основами проектирования, строительства, ремонта и эксплуатации спортивных сооружений, предназначенных для занятий спортом, массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий по месту жительства, в учебных заведениях, на производстве, спортивных клубах, в местах отдыха, в лечебных и оздоровительных учреждениях, а также рассматриваются вопросы, связанные с видами и значением экипировки для различных видов спорта. Знание правил рационального использования и эксплуатации спортивных сооружений позволяет преподавателям, инструкторам, тренерам, руководителям спортивных объектов использовать их эффективно, с учетом требований спортивной педагогики. Дисциплина «Спортивные сооружения» логически и содержательно связана с такими курсами, как гигиена, экология, валеология, безопасность жизнедеятельности, история физической культуры, биомеханика, менеджмент, спортивные специализации и др. Дисциплина направлена на формирование профессиональных знаний умений и навыков выпускника. Учебно-методический комплекс включает в себя:
Автор-составитель учебно-методического комплекса: к.п.н., доцент, доцент кафедры методики преподавания спортивных единоборств и атлетизма Школы искусства, культуры и спорта ДВФУ Вонорбао В.Н. Зав. кафедрой методики преподавания единоборств и атлетизма Вонорбао В.Н. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Школа ИСКУССТВА, КУЛЬТУРЫ И СПОРТА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Спортивные сооружения Специальность 032100.62 Физическая культура Форма подготовки очная Школа искусства, культуры и спорта Кафедра теории, методики физической культуры и спортивно-оздоровительной рекреации курс ___4____ семестр __7______ лекции ___28___ (час.) практические занятия___14____час. лабораторные работы_______час. всего часов аудиторной нагрузки____42____ (час.) самостоятельная работа ____63_____ (час.) реферативные работы (количество) контрольные работы (количество) зачет _____7_____ семестр экзамен_________семестр Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (№ 423 физ/бак от 02.06.2000 г.) Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры_методики преподавания спортивных единоборств и атлетизма Заведующий кафедрой _к.п.н., доцент Вонорбао В.Н.. Составитель (ли): к.п.н., доцент Вонорбао В.Н.. I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ В.Н, Вонорбао (подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______ Заведующий(ая) кафедрой _______________________ В.Н. Вонорбао (подпись) (И.О. Фамилия) Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Спортивные сооружения» является изучение общих основ проектирования, строительства, ремонта и эксплуатации спортивных сооружений, предназначенных для занятий спортом, массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий по месту жительства, в учебных заведениях, на производстве, спортивных клубах, в местах отдыха, в лечебных и оздоровительных учреждениях. Задачи: 1. Изучить нормативные данные и требования, необходимые при сооружении спортивных объектов; 2. Приобрести знания и практические навыки, необходимые при эксплуатации спортивных сооружений; 3. Овладеть практикой строительства простейших спортивных сооружений, не требующих больших материальных и финансовых затрат; 4. Знать основы организации, проектирования, строительства, финансирования и эксплуатации спортивных сооружений. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Спортивные сооружения» входит в вариативную часть цикла специальных дисциплин. Он тесно связан с такими дисциплинами, как гигиена, экология, валеология, безопасность жизнедеятельности, история физической культуры, биомеханика, менеджмент, спортивные специализации и др. Взаимодействуя с указанными дисциплинами, курс «Спортивные сооружения» как единая научно-учебная дисциплина преследует цель создания необходимых предпосылок и условий для профессиональной подготовки, роста и совершенствования специалиста по физической культуре и спорту. Дисциплина «Спортивные сооружения» необходима для того, чтобы передать будущим выпускником знания и социальный опыт, необходимые для профессионально-практической деятельности преподавателя и тренера, а также для организаций и лиц, эксплуатирующих различные спортивные сооружения. В результате освоения дисциплины обучающийся должен Знать:
Уметь:
Владеть:
Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 105 часов.
I. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА (28 часов) Раздел 1. Сооружения, оборудование и инвентарь для занятий различными видами физкультурно-спортивной деятельности. Особенности их эксплуатации. (14час) Тема 1. (2 час) Предмет и задачи курса «Спортивные сооружения». Спортивные сооружения — материально-техническая основа развития массовой физической культуры и спорта. Общие сведения о спортивных сооружениях древности, средневековья и нашего времени. Архитектурные и конструктивные особенности спортивных сооружений и их влияние на структуру населенных мест. Тема 2. (2 час) Спортивные сооружения в учебных заведениях: в детских садах, в школе, в ССУЗах и ВУЗах. Классификация, технология и категорийность физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений. Тема 3. (1 час) Игровые площадки, футбольные поля. Игровые и строительные размеры площадок. Специализированные и универсальные игровые площадки. Футбольные поля с газонным, грунтовым и синтетическим покрытием. Электроподогрев. Искусственное орошение. Тема 4. (2 час) Спортивные залы. Основные размеры спортивных залов. Залы для спортивной гимнастики, тяжелой атлетики, борьбы и бокса. Залы для спортивных игр, для футбола, лёгкой атлетики. Интерьер и трансформация спортзалов. Оборудование универсальных залов. Залы для физкультурно-оздоровительных занятий. Стадионы. Тема 5. (1 час) Места для занятий лёгкой атлетикой. Прямые и замкнутые беговые дорожки. Грунтовые и синтетические покрытия, требования к их эксплуатации. Места для прыжков в длину, в высоту, тройного, с тестом. Место для метания молота, диска, толкания ядра. Тема 6 (2 час) Спортивное ядро, типология и основные размеры. Тема 7. (1 час) Места для занятий зимними видами спорта. Сооружения для лыжного спорта. Катки. Выбор участка. Подготовка участка под заливку катка. Толщина льда. Порядок и последовательность заливки. Катки па естественном водоёме. Тема 8 (2 часа) Бассейны для спортивного и оздоровительного плавания. Типы бассейнов. Размерные параметры и основное оборудование ванн бассейнов. Основные требования к функциональной организации бассейнов. Безопасность на воде. Физкультурно-оздоровительные сооружения по месту жительства и отдыха. Парковые физкультурные комплексы. Физкультурные зоны. Спортивные парки. Озеленение территорий спортивных сооружений. Тема 9 (1 час) Вспомогательные помещения. Помещения учебно-тренировочных сооружений. Медико-восстановительные центры. Помещения для тренеров и администрации, для проведения культурных и общественных мероприятий, для хранения и ремонта инвентаря. Раздел 2.Требования к экологической обстановке в местах занятий физической культурой и спортом. (4час) Тема 10 (2 часа) Требования к грунтам и гидрогеологии участка. Запыленность. Влияние рельефа участка. Скорость движения воздуха, общая экология. Тема 11 (2 часа) Требования к грунтам и гидрогеологии участка Планировка участка. Понятие об уклонах. Дренажная система для отвода грунтовых, ливневых и талых вод. Раздел 3. Тренажеры, используемые на занятиях физической культурой и спортом. Их назначение, конструктивные особенности. Эксплуатационные характеристики. (4час) Тема 12 (2 часа) Понятие «Тренажер». Понятие «Тренировочные устройства». Роль тренажеров и тренировочных устройств в обучении технике, тренировке и восстановлении физических качеств и работоспособности спортсменов. Значение тренажеров и тренировочных устройств в профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП) рабочих и служащих. Тема 13 (2 часа) Понятие «Тренажер». Понятие «Тренировочные устройства». Простейшие тренажеры и тренировочные устройства для физкультурно-оздоровительной работы среди населения. Основные принципы классификации тренажеров. Конструктивные особенности серийно выпускаемых тренажеров. Табель оборудования, инвентаря для оснащения спортивных сооружений массового пользования. Раздел 4 .Требования к сооружениям, оборудованию и инвентарю с позиции техники безопасности. (4час) Тема 14 (2 часа) Правила техники безопасности при эксплуатации спортивных сооружений. Правила ухода за площадками, полями, дорожками, аренами спортивных сооружений. Оборудование и инвентарь для ухода и обеспечения нормальной работы спортивных сооружений. Отопление и вентиляция. Водопровод и канализация. Тема 15 (2 часа) Правила техники безопасности при эксплуатации спортивных сооружений. Искусственное освещение и электротехнические устройства. Естественное освещение и цвет в спортивном сооружении. Эксплуатация спортсооружений: профилактический осмотр, текущий и капитальный ремонт, сроки и порядок их выполнения. Учёт на спортивных сооружениях. Раздел 5. Инвентарь и экипировка для летних и зимних видов спорта (2часа) Тема 13 (1 часа) Инвентарь и экипировка для летних видов спорта: легкой атлетики, игровых видов спорта, единоборств, плаванья, водных видов спорта, экстремальных видов спорта, велоспорта, технических видов спорта, туризма, конного спорта и др. Тема 13 (1 часа) Инвентарь и экипировка для зимних видов спорта: игровых видов спорта, лыжного спорта, биатлона, санного спорта, бобслея, экстремальных видов спорта, горнолыжного спорта и др. II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА (14 часов) Занятие 1. Нормативные показатели и ориентация игровых площадок, полей и других мест для занятий физическими упражнениями (2 час). Размеры и пропускная способность игровых площадок, полей. Приемы ориентации сооружений и мест для зрителей. Конструкции покрытий. Занятие 2. Выбор и подготовка участка для открытых игровых полей и площадок, планировка (2 час). Нормативные показатели. Водоотвод и организация дренажа. Искусственное освещение площадок и полей, оборудование. Занятие 3. Места для занятий легкой атлетикой (2 часа). Габариты беговых дорожек, ориентация и разметка. Виды дорожек по форме — прямая, прямоугольная, коробовая, одноцентровая, полицентрическая. Параметры дорожек, их оборудование. Ориентация в пространстве. Места для прыжков и метаний. Виды мест по назначению. Минимальные габариты, разметка, обеспечение безопасности участников и зрителей. Занятие 4. Комплексное спортивное ядро (1 час). Общая характеристика. Структура ядра. Выбор участка, оборудование. Правила эксплуатации и ухода. Конструкции покрытий. Занятие 5. Бассейны для плавания, прыжков, поло (1 час). Общая характеристика. Назначение, типы ванн. Требования к бассейнам. Прыжковые устройства. Расположение трибун. Размеры дорожек. Занятие 6. Сооружения для занятий зимними видами спорта (2 часа). Лыжные трассы и трамплины. Общая характеристика. Выбор участка, оборудование. Конькобежные дорожки, площадки и поля для хоккея, трассы и стрельбища биатлона. Общая характеристика и классификации. Подготовка к эксплуатации. Оборудование. Нормативные показатели для видов зимнего спорта. Занятие 7. Вспомогательные помещения и устройства для зрителей (2 часа). Характеристика помещений – назначение, размеры. Формы трибун, профили, конструкции. Эвакуация зрителей. Занятие 8. Правила и нормы эксплуатации спортивных сооружений (2 часа). Основные правила техники безопасности в зависимости от назначения спортивных сооружений. Проверка готовности снарядов к занятиям. Мероприятия по уходу за спортивными сооружениями. III. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (63 часа) ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ Раздел 1. Сооружения, оборудование и инвентарь для занятий различными видами физкультурно-спортивной деятельности. Особенности их эксплуатации. 1. Классификация спортивных сооружений. 2. Краткая история развития спортивных сооружений. 3. Спортивные сооружения закрытого типа по различным видам спорта. 4. Спортивные сооружения для занятий водными видами спорта. 5. Спортивные сооружения открытого типа по различным видам спорта. Раздел 2. Требования к экологической обстановке в местах занятий физической культурой и спортом. 1. Нормативные требования к освещению и температуре спортивных сооружений. 2. Выбор площадки для строительства спортивных сооружений. Раздел 3. Тренажеры, используемые на занятиях физической культурой и спортом. Их назначение, конструктивные особенности. Эксплуатационные характеристики. 1. Оборудование тренажерных залов. 2. Назначение и конструктивные особенности тренажеров. 3. Эксплуатационные характеристики тренажеров. Раздел 4. Требования к сооружениям, оборудованию и инвентарю с позиции техники безопасности. 1. Техника безопасности при эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и инвентаря. Раздел 5. Инвентарь и экипировка для летних и зимних видов спорта 1. Инвентарь и экипировка для летних видов спорта. 2. Инвентарь и экипировка для зимних видов спорта. Раздел 6. Краткие исторические сведения о спортивных сооружениях Тема I. Спортивные сооружения древнего мира:
Тема II. Спортивные сооружения средних веков:
Тема III. Спортивные сооружения нового и новейшего времени:
Раздел 7. Классификация спортивных сооружений
Раздел 8. Категорийность спортивных сооружений Основные показатели, необходимые для определения категорий спортивных сооружений:
Раздел 9. Площадки для бокса, борьбы, тяжелой атлетики и фехтования
Раздел 10. Санные трассы.
Раздел 11. Спортивные сооружения для водных видов спорта.
Раздел 12. Сооружения для стрелкового спорта.
Раздел 13. Спортивные корпуса.
Раздел 14. Крытые стадионы.
Раздел 15. Вспомогательные помещения и сооружения для зрителей .
Раздел 16. Спортивные сооружения учебных заведений.
1) Оборудование школьных гимнастических залов.
б) Рекомендации по рациональному размещению оборудования в зале. в) Крепление основных спортивных снарядов в зале. 2) Школьные спортивные площадки.
б) Площадки, их назначение и оборудование. в) Устройство катка и оборудование хоккейного поля. г) Размещение площадок на школьном участке. д) Методические указания по использованию школьных спортивных площадок. е) Технические рекомендации по использованию основных школьных снарядов. ж) Основные сведения по уходу, ремонту и хранению школьного спортивного инвентаря. 3) Система нормативных требований предъявляемых при планировке, эксплуатации и уходу за спортивными школьными площадками; при планировке и эксплуатации залов для занятий гимнастикой в школе. Раздел 17. Спортивные комплексы по месту жительства (2 часов).
Раздел 18. Требования к экологической обстановке в местах занятий физической культурой и спортом.
Раздел 19. Тренажеры, используемые на занятиях физической культурой и спортом. Их назначение, конструктивные особенности. Эксплуатационные характеристики .
Раздел 20. Требования к физкультурно-спортивным сооружениям, оборудованию и инвентарю с позиции техники безопасности.
Раздел 21. Инвентарь и экипировка для летних и зимних видов спорта .
IV. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЙ ЦЕЛЕЙ КУРСА Вопросы к зачету 1. Классификация спортивных сооружений. 2. Категорийность спортивных сооружений. 3. Характеристика экологических условий к проектированию и строительству спортивных сооружений. 4. Сооружения для спортивно-развлекательных занятий. 5. Сооружения для физкультурно-спортивных занятий. 6. Инвентарь и оборудование для физкультурно-спортивных занятий. 7. Тренажеры для физкультурно-спортивных занятий. 8. Спортивные площадки и игровые поля для баскетбола, волейбола, ручного меча, бадминтона и тенниса. 9. Площадки для учебных заведений. 10. Площадки для борьбы, бокса, тяжёлой атлетики и фехтования. 11. Футбольные поля. Габариты и ориентация футбольных полей, конструкции футбольных полей, уход за футбольными полями. 12. Открытые сооружения для лёгкой атлетики, габариты и конструкции беговых дорожек и их строительство, эксплуатация и уход за ними. 13. Вспомогательные помещения спортивных сооружений. 14. Сеть спортивных сооружений в различных типах жилых образований. 15. Места для легкоатлетических прыжков в длину и высоту и метаний копья, ядра, молота и диска. 16. Сооружения для водных видов спорта. 17. Сооружения для зимних видов спорта. 18. Спортивные комплексы в городах и сельской местности. 19. Спортивные сооружения учебных заведений. 20. Организационные основы эксплуатации спортивных сооружений. 21. Инвентарь и экипировка для летних видов спорта. 22. инвентарь и экипировка для зимних видов спорта. 23. История развития спортивных сооружений. V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная литература:
Дополнительная литература:
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «ф изкультурно-спортивные сооружения» Дпп. Ф. 15 Базовые и новые физкультурно-спортивные виды: физкультурно-спортивные сооружения | Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «Новые физкультурно-спортивные виды» / Сост.: А. Ю. Лахтин; Бийский... | ||
Проект) (КР,КП), Расчётно-графическая работа (ргр) Домашнее задание... Учебно-методический комплекс дисциплины обсуждён и утверждён на заседании кафедры «Гидротехнические сооружения» | Проект) (КР,КП), Расчётно-графическая работа (ргр) Домашнее задание... Учебно-методический комплекс дисциплины обсуждён и утверждён на заседании кафедры «Гидротехнические сооружения» | ||
Проект) (КР,КП), Расчётно-графическая работа (ргр) Домашнее задание... Учебно-методический комплекс дисциплины обсуждён и утверждён на заседании кафедры «Гидротехнические сооружения» | Проект) (КР, кп), Расчётно-графическая работа (ргр) Домашнее задание... Учебно-методический комплекс дисциплины обсуждён и утверждён на заседании кафедры «Гидротехнические сооружения» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | Учебно-методический комплекс дисциплины «физическая культура» Т. В. Никольская, О. Ю. Масалова (раздел гимнастика); Т. Н. Хатанцева, Е. П. Панова, Ю. В. Булков (раздел легкая атлетика); А. Б.... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов |