МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет»
Факультет инженерно-экономический Кафедра сервиса транспортных и технологических машин и оборудования
УТВЕРЖДАЮ
Декан инженерно-экономического факультета
______________М.К. Беданоков
«____» ________________20 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине В.3.1 Системы, технологии и организация услуг в сервисе
по направлению
подготовки бакалавров 190600.62 Эксплуатация транспортно – технологических машин и комплексов
по профилю подготовки Автомобильный сервис
Квалификация (степень)
выпускника Бакалавр
Майкоп Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО и учебного плана МГТУ по подготовки бакалавров 190600.62 Эксплуатация транспортно – технологических машин и комплексов (автомобильный транспорт)
Составитель рабочей программы
Доцент, к.т.н. _____________ В.В. Артамонова
(должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.)
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
Сервиса транспортных и технологических машин и оборудования
(наименование кафедры)
Заведующий кафедрой
«___»________20__г. _____________ М.А. Меретуков
(подпись) (Ф.И.О.) Одобрено научно-методической комиссией факультета
(где осуществляется обучение) «___»_________20__г.
Председатель
научно-методического
совета специальности _______________ М.А.Меретуков
(где осуществляется обучение) (подпись) (Ф.И.О.)
Декан факультета
(где осуществляется обучение) ________________ М.К. Беданоков
«___»_________20_г. (подпись) (Ф.И.О.)
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ ______________ Г.А. Гук
«___»_________200__г. (подпись) (Ф.И.О.)
Зав. выпускающей кафедрой ______________ М.А. Меретуков
по направлению (специальности) (подпись) (Ф.И.О.)
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины - усвоение студентами основ теоретических знаний и практических навыков, необходимых для умения создания для населения комплекса услуг по обслуживанию и ремонту автомобилей, управления процессом предоставления этих услуг и контроля за их выполнением.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- участие в составе коллектива исполнителей в разработке обобщенных вариантов решения проблемы, анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений;
- изучение существующих и перспективных систем и технологий обслуживания автомобилей, особенностей эксплуатации автомобилей в различных условиях и влияние этих условий на техническое состояние автомобилей;
- изучение форм и видов услуг автосервиса, его организационно - управленческих структур, правилам общения с потребителем;
- освоение законодательной базы, регламентирующей деятельность предприятий автосервиса;
- изучение систем материально-технического обеспечения, спецификой взаимоотношения предприятий автосервиса с другими организациями.
- формирование у студентов практических навыков по выбору основных видов технологического и вспомогательного оборудования для предприятий по обслуживанию автомобилей и работе с клиентурой;
- изучить методы разработки технологических проектов реконструкции и технического перевооружения предприятий автосервиса в условиях изменяющегося спроса на рынке услуг;
- изучить состояние и перспективы развития автомобильного транспорта и автосервиса в нашей стране и за рубежом;
- изучить причины потери работоспособности; технологию и формы организации диагностики, технического обслуживания и ремонта автомобиля.
- освоить общие навыки научного подхода к изучению и оценке качества работ по ТО и Р автомобилей;
-ознакомиться с современным лабораторным оборудованием и приборами, с современными достижениями отечественной и зарубежной науки и техники в области контроля качества работ по ТО и Р автомобилей;
- участие в составе коллектива исполнителей в разработке обобщенных вариантов решения проблемы, анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений;
- участие в составе коллектива исполнителей в разработке проектов объектов профессиональной деятельности с учетом механико-технологических, эстетических, экологических и экономических требований;
- использование информационных технологий при проектировании и разработке в составе коллектива исполнителей новых видов транспорта и транспортного оборудования, а также транспортных предприятий;
участие в составе коллектива исполнителей в разработке конструкторской и технологической документации для ремонта, модернизации и модификации транспорта и транспортного оборудования. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина входит в перечень курсов вариативной (профильной) части профессионального цикла ООП. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и для продолжения профессионального образования в магистратуре.
Изучение дисциплины «Системы, технологии и организация услуг в сервисе» неразрывно связано со знаниями, полученными при изучении дисциплин: "Высшая математика", "Основы научных исследований", "Основы технологии производства и ремонта ТиТТМО", "Технологические процессы ТО и Р ТиТТМО", "Типаж и эксплуатация технологического оборудования" и др. Изучаемая дисциплина наряду с другими специальными дисциплинами формирует высокий уровень специалиста автомобильного транспорта. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать: основные понятия сопротивления материалов; методы расчета элементов конструкций на прочность и жесткость в условиях статического нагружения; расчет движущихся с ускорением элементов конструкций; расчет удара усталости по несущей способности; основные уравнения линейной теории упругости; вариационные принципы механики деформируемого твердого тела; метод конечных элементов; кулачковых механизмов; вибрационных транспортеров; вибрации; динамического гашения колебаний; динамики приводов; электропривода механизмов; гидропривода механизмов; пневмопривода механизмов; выбор типа приводов; синтеза рычажных механизмов; методов оптимизации в синтезе механизмов с применением ЭВМ; синтеза механизмов по методу приближения функций; синтеза передаточных механизмов; синтеза по положениям звеньев; синтеза направляющих механизмов, классификации механизмов, узлов и деталей; основ проектирования механизмов, стадий разработки; требований к деталям, критериев работоспособности и влияющих на них факторов. Механические передачи: зубчатые, червячные, планетарные, волновые, рычажные, фрикционные, ременные, цепные, передачи винт-гайка; расчет передач на прочность; валы и оси, конструкция и расчеты на прочность, и жесткость; подшипники качения и скольжения, выбор и расчеты на прочность; уплотнительные устройства; конструкции подшипниковых узлов (ПК-3, ПК -5, ПК – 6, ПК -13,).
уметь: выполнять графические построения деталей и узлов, использовать конструкторскую и технологическую документацию в объеме, достаточном для решения эксплуатационных задач; осуществлять рациональный выбор конструкционных и эксплуатационных материалов; выполнять стандартные виды компоновочных, кинематических, динамических и прочностных расчетов; выполнять технические измерения механических, газодинамических и электрических параметров ТиТТМО, пользоваться современными измерительными средствами; выполнять диагностику и анализ причин неисправностей, отказов и поломок деталей и узлов ТиТТМО; пользоваться имеющейся нормативно-технической и справочной документацией (ПК-5, ПК - 6).
владеть: навыками организации технической эксплуатации транспортных и транспортно - технологических машин и комплексов; методиками выполнения процедур стандартизации и сертификации; способностью к работе в малых инженерных группах; методиками безопасной работы и приемами охраны труда (ПК-3, ПК -5, ПК – 6, ПК -13, ПК – 14).
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц (144 часов).
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы для ОФО
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 7
| Аудиторные занятия (всего)
| 72/2,5
| 72/2,5
| В том числе:
|
|
| Лекции (Л)
| 36/1,0
| 36/1,0
| Практические занятия (ПЗ)
| 36/1,0
| 36/1,0
| Семинары (С)
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 72/2,5
| 72/2,5
| В том числе:
|
|
| Курсовой проект (работа)
| 7/0,19
| 7/0,19
| Расчетно-графические работы
|
|
| Реферат
| 2/0,06
| 2/0,06
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составление плана-конспекта
2. Реферирование статей
3. Подготовка творческого эссе.
|
10/0,28
10/0,28
7/0,19
|
10/0,28
10/0,28
7/0,19
| Форма промежуточной аттестации:
экзамен
| 36/1,0
| 36/1,0
| Общая трудоемкость
| 144/4
| 144/4
|
4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы для ЗФО
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 9
| Аудиторные занятия (всего)
| 14/0,39
| 14/0,39
| В том числе:
|
|
| Лекции (Л)
| 8/0,22
| 8/0,22
| Практические занятия (ПЗ)
| 6/0,17
| 6/0,17
| Семинары (С)
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 130/3,61
| 130/3,61
| В том числе:
|
|
| Курсовой проект (работа)
| 9/0,25
| 9/0,25
| Расчетно-графические работы
| 11/0,31
| 11/0,31
| Реферат
| 36/1,0
| 36/1,0
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составление плана-конспекта
2. Реферирование статей
3. Подготовка творческого эссе.
|
20/0,55
27/0,75
27/0,75
|
20/0,55
27/0,75
27/0,75
| Форма промежуточной аттестации:
экзамен
| -
| -
| Общая трудоемкость
| 144/4
| 144/4
|
5. Структура и содержание дисциплины
5.1. Структура дисциплины для студентов ОФО
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
| Раздел 1 Содержание, назначение и порядок изучения дисциплины
| 1.
| Понятие о технической эксплуатации автомобилей в автомобильном сервисе
Требования и особенности подготовки инженера для работы на предприятиях автосервиса и на АТП
| 1
| 2
| 2
| -
| 4
| Фронтальный опрос,
Обсуждение рефератов, защита практических работ
| Раздел II. Системы и технологии обслуживания и ремонта автомобилей
| 2.
| Структура автосервиса и виды предприятий автомобильного транспорта.
Типы и функции предприятий автомобильного транспорта. Структура и назначение предприятий автомобильного сервиса (специализированные автоцентры, автосалоны, дилеры как промежуточная структура между производителем и потребителем).
| 2
| 2
| 2
| -
| 4
| Фронтальный опрос,
тестирование, защита практических работ
| 3.
| Система технического обслуживания и ремонта.
Цель и основы планово-предупредительной системы ТО и ремонта автомобилей. Виды ТО и ремонта
| 3
| 2
| 2-
| -
| 4
| Промежуточное тестирование, фронтальный опрос, защита практических работ
| 4.
| Виды работ общего назначения по ТО и ТР
Назначение, содержание и место в технологическом процессе видов работ по обслуживанию автомобилей в целом.
Специфика работ по требованиям экологической безопасности.
Основные типы применяемого оборудования, их принцип работы
| 4
| 2
| 2
|
| 5
| Фронтальный опрос,
тестирование, защита практических работ
| 5.
| Диагностика технического состояния автомобилей Диагностика как метод получения индивидуальной информации об уровне работоспособности автомобиля и его элементов.
Нормативы: применение существующих, разработка новых. Диагностика технического состояния автомобилей в целом по топливным и мощностным характеристикам, по характеристикам, обеспечивающим безопасность движения согласно ГОСТ 25278-91.
| 5
| 2
| 2
|
| 5
| Фронтальный опрос,
тестирование, защита практических работ
| 6.
| Технико-экономические показатели, оценивающие эксплуатацию автомобиля.
Затраты на эксплуатацию автомобиля и на поддержание его в технически исправном состоянии как основные составляющие, определяющие себестоимость перевозок.
| 6
| 2
| 2
|
| 6
| Фронтальный опрос,
тестирование, защита практических работ
| 7.
| Организация технической эксплуатации в АТП с малой численностью подвижного состава
Производственные процессы ТО и ТР в АТП. Методы организации проведения ТО на универсальных постах. Индивидуальный и агрегатный методы проведения ТР. Преимущества и недостатки
| 7
| 2
| 2
|
| 4
| Фронтальный опрос,
тестирование, защита практических работ
| Раздел III. Виды и формы организации услуг автосервиса
| 8.
| Автосервис как подсистема отрасли автомобильного транспорта
| 8
| 2
| 2
| -
| 4
| Промежуточное тестирование, фронтальный опрос, защита практических работ
| 9.
| Понятия об услугах автосервиса
Общероссийский классификатор услуг населению. Содержание раздела по ТО и ремонту автомототранспортных средств.
.Виды услуг: локальная, косвенная, услуги торговли. Обслуживание автотуристов. Предпродажная подготовка, гарантийный ремонт, ТО по талонам сервисных книжек.
| 9
| 2
| 2
|
| 6
| Фронтальный опрос,
тестирование, защита практических работ
| 10.
| Формирование рынка услуг
Требования межгосударственных стандартов серии ИСО 9000 к обеспечению качества услуг. Государственное регулирование развития сервиса.
| 10
| 2
| 2
|
| 4
| Промежуточное тестирование, фронтальный опрос, защита практических работ
| 11.
| Планирование производства. Организационно-управленческие структуры инженерно-технической службы предприятий автосервиса различного размера.
Требования к персоналу при предоставлении услуг по подготовке автомобилей к государственному техническому осмотру.
| 11
| 2
| 2
|
| 2
| Фронтальный опрос,
тестирование, защита практических работ
| Раздел IV. Нормативно-правовая база автосервиса
| 12.
| Основы государственного регулирования деятельности предприятий автосервиса и взаимоотношений с клиентом
Роль, состояние и развитие системы государственного регулирования автотранспортной деятельностью.
| 12
| 2
| 2
|
| 2
| Промежуточное тестирование, фронтальный опрос, защита практических работ
| 13.
| Предприятия автомобильного транспорта и сервиса по формам предпринимательской деятельности
Классификация предприятий автомобильного транспорта и автосервиса по видам, формам предпринимательской деятельности.
| 13
| 2
| 2
|
| 4
| Фронтальный опрос,
тестирование, защита практических работ
| 14.
| Сертификация услуг по техническому обслуживанию и ремонту на предприятиях автосервиса
Лицензирование услуг по ТО и ремонту
Лицензирование, понятия, цели, задачи, правовые основы.
| 14
| 2
| 2
|
| 2
| Промежуточное тестирование, фронтальный опрос, защита практических работ
| Раздел V. Материально-техническое обеспечение предприятий автосервиса и владельцев автомобилей
| 15.
| Общая характеристика материально-технического обеспечения
Понятие и роль ресурсов в сферах автосервиса и автомобильного транспорта. Значение, основные задачи МТО.
Формы и системы снабжения и обеспечения материально-техническими ресурсами.
| 15
| 2
| 2
|
| 2
| Фронтальный опрос,
тестирование, защита практических работ
| 16.
| Характеристика материально-технических ресурсов
Виды технических изделий и эксплуатационных материалов: автомобили, запасные части, шины и др. материалы. Изделия и материалы для хозяйственной деятельности: металл, электротехнические изделия, химикаты, спецодежда, оборудование и др.
| 16
| 2
| 2
|
| 2
| Промежуточное тестирование, фронтальный опрос, защита практических работ
| 17.
| Производственно-складская база автосервиса
Назначение и классификация складов. Технические характеристики и оборудование складов. Организация складского хозяйства на предприятиях автосервиса. Технология складских работ.
| 17
| 2
| 2
|
| 2
| Фронтальный опрос,
тестирование, защита практических работ
| Раздел VI. Перспективы развития системы автосервиса
| 18.
| Факторы, определяющие совершенствование структуры и функций автосервиса
Прогноз изменения структуры и возрастного состава автомобильного парка страны. Тенденции конструктивных изменений автомобилей. Совершенствование информационных и производственных технологий.
| 18
| 2
| 2
|
| 2
| Промежуточное тестирование, фронтальный опрос, защита практических работ
|
| Промежуточная аттестация.
| 18
|
|
|
|
| Экзамен в устной форме
|
| ИТОГО:
|
| 36
| 36
|
| 72
|
|
5.2. Структура дисциплины для студентов ЗФО
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
| Раздел 1 Содержание, назначение и порядок изучения дисциплины
| 1.
| Понятие о технической эксплуатации автомобилей в автомобильном сервисе
Требования и особенности подготовки инженера для работы на предприятиях автосервиса и на АТП
| 1
| 2
| 2
| -
| 10
| Фронтальный опрос,
Обсуждение рефератов, защита практических работ
| Раздел II. Системы и технологии обслуживания и ремонта автомобилей
| 2.
| Структура автосервиса и виды предприятий автомобильного транспорта.
Типы и функции предприятий автомобильного транспорта. Структура и назначение предприятий автомобильного сервиса (специализированные автоцентры, автосалоны, дилеры как промежуточная структура между производителем и потребителем).
| 2
| -
| -
| -
| 14
| Фронтальный опрос,
тестирование, защита практических работ
| 3.
| Система технического обслуживания и ремонта.
Цель и основы планово-предупредительной системы ТО и ремонта автомобилей. Виды ТО и ремонта
| 3
| -
| -
| -
| 6
| Промежуточное тестирование, фронтальный опрос, защита практических работ
| 4.
| Виды работ общего назначения по ТО и ТР
Назначение, содержание и место в технологическом процессе видов работ по обслуживанию автомобилей в целом.
Специфика работ по требованиям экологической безопасности.
Основные типы применяемого оборудования, их принцип работы
| 4
| -
| -
|
| 10
| Фронтальный опрос,
тестирование, защита практических работ
| 5.
| Диагностика технического состояния автомобилей Диагностика как метод получения индивидуальной информации об уровне работоспособности автомобиля и его элементов.
Нормативы: применение существующих, разработка новых. Диагностика технического состояния автомобилей в целом по топливным и мощностным характеристикам, по характеристикам, обеспечивающим безопасность движения согласно ГОСТ 25278-91.
| 5
| -
| -
|
| 5
| Фронтальный опрос,
тестирование, защита практических работ
| 6.
| Технико-экономические показатели, оценивающие эксплуатацию автомобиля.
Затраты на эксплуатацию автомобиля и на поддержание его в технически исправном состоянии как основные составляющие, определяющие себестоимость перевозок.
| 6
| -
| -
|
| 5
| Фронтальный опрос,
тестирование, защита практических работ
| 7.
| Организация технической эксплуатации в АТП с малой численностью подвижного состава
Производственные процессы ТО и ТР в АТП. Методы организации проведения ТО на универсальных постах. Индивидуальный и агрегатный методы проведения ТР. Преимущества и недостатки
| 7
| -
| -
|
| 10
| Фронтальный опрос,
тестирование, защита практических работ
| Раздел III. Виды и формы организации услуг автосервиса
| 8.
| Автосервис как подсистема отрасли автомобильного транспорта
| 8
| 2
| 2
| -
| 5
| Промежуточное тестирование, фронтальный опрос, защита практических работ
| 9.
| Понятия об услугах автосервиса
Общероссийский классификатор услуг населению. Содержание раздела по ТО и ремонту автомототранспортных средств.
Виды услуг: локальная, косвенная, услуги торговли. Обслуживание автотуристов. Предпродажная подготовка, гарантийный ремонт, ТО по талонам сервисных книжек.
| 9
| -
| -
|
| 15
| Фронтальный опрос,
тестирование, защита практических работ
| 10.
| Формирование рынка услуг
Требования межгосударственных стандартов серии ИСО 9000 к обеспечению качества услуг. Государственное регулирование развития сервиса.
| 10
| -
| -
|
| 10
| Промежуточное тестирование, фронтальный опрос, защита практических работ
| 11.
| Планирование производства. Организационно-управленческие структуры инженерно-технической службы предприятий автосервиса различного размера.
Требования к персоналу при предоставлении услуг по подготовке автомобилей к государственному техническому осмотру.
| 11
| -
| -
|
| 5
| Фронтальный опрос,
тестирование, защита практических работ
| Раздел IV. Нормативно-правовая база автосервиса
| 12.
| Основы государственного регулирования деятельности предприятий автосервиса и взаимоотношений с клиентом
Роль, состояние и развитие системы государственного регулирования автотранспортной деятельностью.
| 12
| 2
| 2
|
| 5
| Промежуточное тестирование, фронтальный опрос, защита практических работ
| 13.
| Предприятия автомобильного транспорта и сервиса по формам предпринимательской деятельности
Классификация предприятий автомобильного транспорта и автосервиса по видам, формам предпринимательской деятельности.
| 13
|
| -
|
| 5
| Фронтальный опрос,
тестирование, защита практических работ
| 14.
| Сертификация услуг по техническому обслуживанию и ремонту на предприятиях автосервиса
Лицензирование услуг по ТО и ремонту
Лицензирование, понятия, цели, задачи, правовые основы.
| 14
|
| -
|
| 5
| Промежуточное тестирование, фронтальный опрос, защита практических работ
| Раздел V. Материально-техническое обеспечение предприятий автосервиса и владельцев автомобилей
| 15.
| Общая характеристика материально-технического обеспечения
Понятие и роль ресурсов в сферах автосервиса и автомобильного транспорта. Значение, основные задачи МТО.
Формы и системы снабжения и обеспечения материально-техническими ресурсами.
| 15
| -
| -
|
| 5
| Фронтальный опрос,
тестирование, защита практических работ
| 16.
| Характеристика материально-технических ресурсов
Виды технических изделий и эксплуатационных материалов: автомобили, запасные части, шины и др. материалы. Изделия и материалы для хозяйственной деятельности: металл, электротехнические изделия, химикаты, спецодежда, оборудование и др.
| 16
|
| -
|
| 5
| Промежуточное тестирование, фронтальный опрос, защита практических работ
| 17.
| Производственно-складская база автосервиса
Назначение и классификация складов. Технические характеристики и оборудование складов. Организация складского хозяйства на предприятиях автосервиса. Технология складских работ.
| 17
|
| -
|
| 5
| Фронтальный опрос,
тестирование, защита практических работ
| Раздел VI. Перспективы развития системы автосервиса
| 18.
| Факторы, определяющие совершенствование структуры и функций автосервиса
Прогноз изменения структуры и возрастного состава автомобильного парка страны. Тенденции конструктивных изменений автомобилей. Совершенствование информационных и производственных технологий.
| 18
| 2
| -
|
| 5
| Промежуточное тестирование, фронтальный опрос, защита практических работ
|
| Промежуточная аттестация.
| 18
|
|
|
|
| Экзамен в устной форме
|
| ИТОГО:
|
| 8
| 6
|
| 130
|
|
5.3. Содержание разделов дисциплины «Системы, технологии и организация услуг в сервисе», образовательные технологии
|