Скачать 135.8 Kb.
|
Фамилия, имя автора статьи Самохин Александр Класс 11в Название ОУ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №5 города Ельца Липецкой области Фамилия, имя, отчество руководителя Алексеева Елена Николаевна Тема работы: Комплексная оценка экологического состояния микрорайона МБОУ лицея №5 г. Ельца e-mail: facel21@mail.ru Комплексная оценка экологического состояния микрорайона МБОУ лицея №5 г. Ельца Одна из остро стоящих на сегодняшний день экологических проблем – загрязнение атмосферы. Сильно загрязняют атмосферу продукты неполного окисления бензина в двигателях внутреннего сгорания, керосина в турбореактивных двигателях, солярки – в дизельных. Даже исправно работающий двигатель не спасает атмосферу от загрязнения. В выхлопных газах обнаружено более двухсот веществ. Наиболее опасны оксиды азота, угарный газ, бензопирен и др. Эти вещества делают воздух городов весьма опасным для здоровья их жителей. Кроме того, наполнение их в атмосфере усиливает парниковый эффект и обостряет другие экологические проблемы. Это обусловило тему нашей работы «Комплексная оценка экологического состояния окружающей среды микрорайона МБОУ лицея №5 г. Елец». Проблема которого может быть сформулирована следующим образом, каково влияние автотранспорта на экологическое состояние окружающей среды микрорайона МБОУ лицея №5 г Елец. Решение этой проблемы составляет цель исследования: выяснить, насколько актуальна проблема загрязнения окружающей среды для микрорайона МБОУ лицея №5 г. Елец. Объект исследования – окружающая среда микрорайона МБОУ лицея №5 г Елец. Предмет исследования – комплекс факторов, определяющих экологическое состояние окружающей среды микрорайона МБОУ лицея №5 г Елец. Нами выдвинута гипотеза: экологическое состояние окружающей среды микрорайона МБОУ лицея №5 не может быть благоприятной из-за близкого расположения двух автодорог по прилежащим улицам Героев и Свердлова. В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования, были выдвинуты следующие задачи: определить интенсивность и состав транспортного потока на контрольных участках; рассчитать количество топлива разного вида, сжигаемого двигателями автомашин; рассчитать количество образованных вредных веществ по бензину; определить физические характеристики, качественный и количественный состав талого снега, почвы, растительности, атмосферы; 1. Состав выхлопных газов и влияние их на здоровье человека В 2010 году объём загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу Липецкой области автотранспортом, составил по разным данным от 154000 до 210000 тонн. Это на 15000 – 16000 тонн больше, чем в предыдущем 2009 году. Выхлопные газы автомобилей стали сильнее загрязнять воздух Липецкой области в результате того, что в регионе стало на 14400 машин больше. [14] В выхлопных газах содержится около 200 химических соединений. Среди них вещества как безвредные для организма человека (азот N2, кислород O2, водяные пары H2O, углекислый газ CO2), так и весьма токсичные соединения, в том числе канцерогены (вещества, повышающее вероятность возникновения злокачественных новообразований (опухолей). Кто подвержен влиянию? Наибольшее влияние выхлопные газы оказывают на водителей и пассажиров автотранспорта, особенно тех, кому подолгу приходится стоять в пробках. Среди пешеходов, больше всех страдают дети, так как наибольшая концентрация вредных веществ происходит в приземном воздушном слое, как раз на уровне дыхательных путей ребенка. 2. Исследование экологического состояния окружающей среды Автомобиль – один из главных источников загрязнения окружающей среды в больших городах. Отработанные газы двигателей внутреннего сгорания содержат более 200 вредных веществ и соединений, в том числе и канцерогенных. Среди веществ, вызывающих химическое загрязнение воздуха, наиболее распространены и опасны оксиды азота, серы, угарный газ, углеводороды, тяжелые металлы, сажа – продукт неполного сгорания топлива. [14] В данной части работы проведено исследование влияния выхлопных газов автомобилей на экологическое состояние микрорайона лицея №5. 2.1. Определение содержания количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу автотранспортомЛицей №5 расположен в Центральном федеральном округе (ЦФО), городском округе «Город Елец» (рис. 1). Лицей №5 расположен в центре квадрата, ограниченном улицами Коммунаров, Спутников, Свердлова, Героев. Ближайшие к школе дороги находятся на улицах Героев и Свердлова. Определение количества единиц автотранспорта, проходящего по контрольному участку исследования. 1. На выбранном для исследования участке длиной 100 м, неоднократно производился подсчет автомобилей, движущихся в оба направления. Работа производилась в утренние, дневные и вечерние часы следующим образом: занималось место у исследуемого участка, и в течение 15 минут в отдельный бланк заносились данные о проезжающем транспорте. Исследуемый участок дороги по улице Героев находится на расстоянии 170 метров от здания школы; контрольный участок «дорога перед школой» - 50 метров. На основе пятикратного проведения эксперимента были получены усредненные характеристики транспортного потока, представленные в таблице. Таблица 1. Среднесуточный поток автотранспорта на контрольных участках
В таблице представлен расчет количества загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу исследуемым количеством автомобилей, проезжающих на контрольном участке за сутки. Таблица 2. Количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу
Вывод: полученные результаты говорят о том, что среднесуточный транспортный поток на ул. Героев и ул. Свердлова намного превышает санитарные нормы. Следовательно, наблюдается превышение количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу работающими автомобильными двигателями. На дороге при подъезде к школе обстановка благоприятная. 2.2. Определение содержания свинца в опавших листьяхПробоотбор опавших листьев проводился 7 марта 2012 г. Результаты эксперимента представлены в таблице: Таблица 3. Наличие ионов свинца в листьях растений
Вывод: Анализ показал, что соединения свинца присутствуют во всех исследуемых образцах. 2.3. Определение содержания свинца и хлоридов в почвенной вытяжкеВокруг крупных городов, металлургических предприятий, вдоль дорожных магистралей и вокруг мест свалок промышленных отходов образуются зоны загрязнения почвы свинцом, мышьяком, висмутом, медью, кадмием и т. д. Поэтому качественный химический анализ почвенного раствора является одним из простых и доступных методов обнаружения «нежелательных элементов». [4] Для качественного анализа почв было исследовано три образца, взятые из разных мест: с придорожной полосы ул. Героев (проба №1), ул. Свердлов (проба 2), с дороги перед школой (проба №3) и со школьного двора (проба №4). Пробоотбор проводился 6 ноября 2009 г. Результаты эксперимента представлены в таблице. Таблица 4. Количество ионов свинца и хлора в почвенной вытяжке
Выводы: анализ показал, что в почвах не содержатся вредные примеси. 2.4. Определение загрязнений воздуха по снежному покровуОсновные агенты воздействия атмосферы на гидросферу – это атмосферные осадки в виде дождя и снега. Снежные хлопья и дождевые капли захватывают примеси и выводят их из атмосферы. Таким образом, осадки приводят к уменьшению концентрации загрязняющих веществ в воздухе. Снежные хлопья за счет большой поверхности адсорбции являются лучшими его очистителями. При таянии снежного покрова примеси загрязняют водоемы. Снежный покров накапливает в своем составе практически все вещества, поступающие в атмосферу. Поэтому по результатам качественного анализа талого снега можно судить и об атмосферном загрязнении. [1] Отбор проб снега проводился методом конверта пластмассовой трубкой, которую врезают на всю толщину снежного покрова до поверхности земли, после чего вытаскивают со снегом, поддерживая ее снизу полиэтиленовой лопаткой. Нижняя часть трубки тщательно очищается от частиц грунта. Проба снега из трубки высыпается в полиэтиленовый мешок, подписывается номер пробы и снег оставляется в пакете до полного таяния. После таяния снега и достижения талой воды комнатной температуры, проба готова к проведению анализа. Методика определения химических свойств талого снега 1. Определение кислотности. Снег может иметь как кислую, так и щелочную реакцию, в зависимости от преобладания тех или иных загрязняющих веществ. Если в снег попадают основания различных кислот, он приобретает кислотную реакцию. Присутствие соединений металлов, ароматических углеводородов защелачивает снег. [10] Актуальную кислотность (рН) определяли специальным прибором: рН – метр (приложение 4) 2. Обнаружение органических веществ. В одну пробирку наливают 5 мл дистиллированной воды, в другую – исследуемую воду. В каждую пробирку прибавляют по капле 5% перманганата калия КМnО4. В пробирке с дистиллированной водой окраска сохранится. Исчезновение окраски в исследуемой воде указывает на присутствие в ней органических веществ (иногда неорганических восстановителей).(приложение 6) 3. Определение ионов железа Fe3+. К 10 мл исследуемого талого снега прибавляют 1-2 капли соляной кислоты HCl, несколько капель пероксида водорода и 0,2 мл (4 капли) 50%-го раствора тиоцианата калия KNCS. Перемешивают и наблюдают за развитием окраски. Примерное содержание железа находят по таблице. Метод чувствителен, можно определить до 0,02 мг/л. Качественная реакция протекает по ионному уравнению: Fe3+ + 3NCS- = Fe(NCS)3 Таблица 9. Результаты химического анализа проб талого снега
Проводя анализ на наличие катионов и анионов в пробах талого снега, использовали в качестве контрольного раствора дистиллированную воду. Выводы:
Заключение
• переход, по возможности, на использование газобаллонных двигателей, • качественная регулировка двигателя, • использование нейтрализаторов отработанных газов, • выбор рационального режима работы двигателя, • минимизация количества поездок на автомобиле, по возможности объединение для совместных поездок с соседями или коллегами, • для передвижения на небольшие расстояния - использование велосипеда или пешеходные прогулки. Литература 1.Боев В.М., Верещагин Н.Н., Дунаев В.Н. Определение атмосферных загрязнений по результатам исследований снегового покрова // Гигиена и санитария.-2003.-№ 5.-С.69-71. 2. Данилов-Данильян, В. И. Экологическая безопасность. Общие принципы и российский аспект / В. И. Данилов-Данильян, М. Ч. Залиханов, К. С. Лосев. - Изд. 2-е, дораб.- М: МППА БИМПА, 2007.- 288 с. 3. Дергольц В.Ф. Мир воды.-Л.Недра,1979 4.Геохимическая оценка загрязнения территорий городов химическими элементами / Б. А. Ревич, Ю.Е. Сает, и др. -М., 1982. -112 с. 5. Ерёмченко, О. З. Учение о биосфере : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. 3. Ерёмченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издат. центр «Академия», 2006. - 240 с. 6. Крупенио, Н. Н. Экологический мониторинг / Н. Н. Крупенио. - М.: Маршрут, 2005. - 132 с 7. Методическое пособие к программам экологического образования для школ, гимназий, лицеев, вузов. Часть 2.Липецк,1997. 8.Общественный региональный экологический мониторинг природно-антропогенных комплексов (ландшафтов) Липецкой области: Авт.-сост.: Н. В. Пешкова.-Липецк, ОРИУС, 2009.-120 с. 9.Состояние и охрана окружающей среды Липецкой области в 2009 году. Доклад – Липецк, 2010 -192 стр. 10.Созонтова О.В. Природа и экология Липецкой области: учебное пособие для учащихся 6 – 8 классов общеобразовательной школы / О.В. Созонтова, Н.Н. Долбилова. – Липецк: ИРО, 2006. – 206 с. 11.Стрельникова Т.Д., Пешкова Н.В. География Липецкой области: Учебное пособие для учащихся и студентов учебных заведений области. – Липецк: ООО «Неоновый город», 2006. – 192 с. Internet-источники информации 12(http://www.greensalvation.org/index.php?page=influenceAvtoZV) 14(http://www.dishisvobodno.ru/eco_lipetsk_region.html (http://yabrukova.21310s16.edusite.ru/p65aa1.html) 15.http://meteovlab.meteorf.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=259&Itemid=130&lang=ru 16.www.ecosystema.ru 17. http://www.gicpv.ru/him5-5.htm 18. http://chem5.rusedu.net/resource/633/37408 |
Оценка экологического состояния озер р-на о. Великого В последнее десятилетия при определении экологического состояния водоемов все больше внимание уделяют биологическим методам. Животный... | Публичный отчет муниципального общеобразовательного учреждения лицея «Синтон» «Газовичок», и «Белый парус», открытый спортивный корт. Руководство лицея сотрудничает с Советом микрорайона «Азинский», с Советом... | ||
Протокол Оценочных листов Секция Биология, экология, география, медицина 6-8 класс Оценка экологического состояния окружающей среды в зоне промышленного загрязнения г. Ачинска методами биоиндикации | Отчет о научно-исследовательской работе разработка плана стратегического... Цель научного исследования — комплексная оценка современного экономического и социального состояния территории и потенциала города... | ||
Директор школы: администрации кожууна Целевая комплексная программа развития мбоу сош №3 города Чадана Дзун- хемчикского кожууна Республики Тыва на 2012 – 2015 г г. «Формирование... | Комплексная оценка состояния здоровья, образа и качества жизни лиц... Работа выполнена на кафедре общественного здоровья и здравоохранения №2 гбоу впо «Оренбургская государственная медицинская академия»... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Евсеева О. В., учитель русского языка и литературы лицея №24 г. Ельца Липецкой области | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данилина И. Ю., учитель русского языка и литературы лицея №24 г. Ельца Липецкой области | ||
Совершенствование нормативно-правовой базы Проблемный анализ текущего состояния образовательной системы лицея и задачи развития лицея на 2011-2012 учебный год | Удк 630*18: 630*425: 582. 475. 4 Комплексная оценка состояния ассимиляционного... Губарева Л. И., Мизирева О. М., Чурилова Т. М., Практикум по экологии человека (учебное пособие) / Под ред. Л. И. Губаревой. – М.:... | ||
Урок литературы и истории в 9 классе на тему: «Общественное и нравственное... Евсеева О. В., учитель русского языка и литературы лицея №24 г. Ельца Липецкой области | Перспективный план воспитательной работы с учащимися 5-11 классов... Афганистане и Чечне, ликвидаторами аварии на чаэс, военнослужащими Ставропольского гарнизона, молодежными объединениями, творческими... | ||
Комплексная оценка состояния степных экосистем с разным уровнем антропогенной нагрузки Защита диссертации состоится 20 июня 2008 г в 1300 на заседании диссертационного совета д 212. 208. 16 по биологическим наукам при... | Мку «уо и мп» с 28. 03. 2014 года по 03. 04. 2014 года сош 26. 03.... Бердска, которые были развернуты на базе мбоу дод гцдт, Экономического лицея, мбоу «дарс», Лицея-интерната №7. (в т ч участие принимали:... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель доклада: представить анализ состояния образовательной деятельности мбоу «Ефремовский физико-математический лицей» за 2012-2013... | «Новокинерский лицей» и филиалы лицея Устава лицея, призваны способствовать укреплению трудовой общекультурной дисциплины, рациональному использованию рабочего времени,... |