Скачать 329.72 Kb.
|
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФАКУЛЬТЕТ ДЕТСТВА Кабинет основ безопасности жизнедеятельности ДОПУЩЕНО Председатель президиума РЭС _____________ В.Е. Фрадкин Председатель секции по ОБЖ РЭС _________________________ Ф И О Протокол № ___ от «___» ___________ 2006 г. УТВЕРЖДЕНО на Совете факультета Протокол № ___ от «___» ____________ 2006 г. Декан ______________________ Ф И О Программа учебного модуля «Дорожная безопасность» по курсу основ безопасности жизнедеятельности для учащихся 1 - 9 классов Авторы: Мельникова Т.В., заведующая кабинетом ОБЖ СПбАППО Данченко С.П., к.п.н., методист кабинета ОБЖ СПбАППО Форштат М.Л, независимый эксперт по ПДД Санкт-Петербург 2006 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Анализ состояния детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) показывает, что количество погибших детей на дорогах ежегодно увеличивается на 15%, а из числа пострадавших более 80% становятся инвалидами (по А.М. Якупову, Магнитогорск). Обучение детей дошкольного возраста и школьников правилам дорожного движения (ПДД) и безопасному поведению на дорогах является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 14.12.95, №198-ФЗ. Однако это требование Закона в настоящее время в Санкт-Петербурге не выполняется. Мероприятия, направленные на снижение ДДТТ административными методами, являются несостоятельными. Дорожно-транспортный травматизм в городе является самым распространенным видом детского травматизма. По данным городского медицинского методического центра ежегодно из общего количества детей, получивших различные травмы не совместимые с жизнью, по причине дорожно-транспортных травм умирает 30 - 35% детей. Решение проблемы снижения роста ДДТТ возможно при одновременном проведении комплекса мер: социально-экономических, организационно-технических и учебно-воспитательных. При этом в учебно-воспитательной работе необходимо объединение усилий образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, родителей и ГИБДД, а также создание условий для обучения детей не только ПДД, но и безопасному поведению на дорогах. Этой позиции придерживаются Главное управление ГИБДД МВД РФ и Управление ГИБДД ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Анализ существующих вариантов учебных программ показал, что проблеме подготовки детей к безопасному участию в дорожном движении, воспитанию дисциплинированности и культуры поведения на дорогах уделяется недостаточное внимание. На федеральном уровне обучение безопасному поведению на дорогах предусматривается лишь в начальной школе при изучении предметной области «Окружающий мир». В тоже время имеется ряд причин, позволяющих утверждать о необходимости обучения детей дорожной безопасности не только в начальной, но и в основной школе:
В этих условиях актуальность создания учебного модуля курса ОБЖ «Дорожная безопасность» обусловлена противоречием между высоким уровнем ДДТТ и недостаточным вниманием, уделяемым в школьном образовательном процессе вопросам дорожной безопасности; недостаточной подготовленностью педагогических работников; отсутствием необходимой учебно-материальной базы для проведения занятий. Для Санкт-Петербурга проблема дорожной безопасности является особенно актуальной. В связи с отсутствием в действующем Базовом учебном плане курса ОБЖ в 1 - 4 классах возникает реальная угроза роста ДДТТ. Если до второй половины XX века Ленинград был образцовым городом по культуре дорожного движения, то в настоящее время Санкт-Петербург из 125 крупнейших городов России имеет наихудший показатель детского дорожно-транспортного травматизма. Место модуля в образовательном процессе. Учебный модуль «Дорожная безопасность» подразумевает использование как самостоятельно, так и органической составной частью программы курса ОБЖ для общеобразовательных учреждений. Модули – это логические блоки, на которые разбивается программный материал курса «Основы безопасности жизнедеятельности», представляющие завершенный цикл учебной работы. Чаще всего это одна или несколько тем. В качестве структурно–логических самостоятельных модулей могут рассматриваться отдельные темы и разделы, индивидуальные программные задания для самостоятельной проработки теоретического материала, причем в этом случае для модулей разрабатываются пороговые рейтинговые значения в баллах, которые выставляются учащимся как оценка в зависимости от качества и сроков выполнения задания. Основополагающими, определяющими общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации, являются следующие принципы: принцип модульности, структуризации содержания обучения на обособленные элементы, динамичности, гибкости, осознанной перспективы, разносторонности методического консультирования и паритетности. Модульная система организации образовательного процесса, ориентируясь на развитие ребенка, предполагает в начале каждого цикла деятельности обязательность мотивационного этапа. Многократно повторяющаяся учебная деятельность учащихся в ходе самостоятельной работы на адекватном и индивидуализированном уровне сложности и трудности учебного материала переводит умения в навыки. На всех этапах учитель выступает как организатор и руководитель процесса, а ученик выполняет роль самостоятельного исследователя последовательности задач, решение которых приводит к заранее определенной структуре знаний, Типовая структура учебного модуля включает:
Цель должна быть диагностичной, т.е. настолько точно и определенно поставленной, чтобы можно было однозначно делать заключение о степени ее реализации и построить вполне определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время. Учитель формулирует дидактическую цель, включающую в себя:
Учебные задания по форме могут быть разнообразными: задания, заучивание, контрольные работы, лабораторные работы, практические упражнения, участие в работе малых групп, доклады, рефераты. В последнее время для контроля знаний активно пользуются тестовыми заданиями. С целью стимулирования планомерной работы учащихся, устранения субъективизма преподавателя, в модульном обучении используется накопительная оценка, предусматривающая вариативность результатов образования и способствующая проявлению индивидуально-личностных особенностей учащихся. Накопительная система позволяет использовать рейтинговый балл для разных видов деятельности школьника. Результаты освоения модульной программы (накопительная оценка) могут фиксироваться в маршрутной книжке и в собственном журнале учета достижений учащегося (портфолио). В конце освоения модульной программы каждый ученик получает реальный рейтинговый балл, отражающий интенсивность и успешность его учебной деятельности. По результатам сравнения реального и максимального рейтингового баллов выставляется окончательная оценка. Учебный модуль «Дорожная безопасность» основывается на специфических принципах: - модульный принцип построения образовательной программы, позволяющий использовать ее как составляющую часть школьного курса ОБЖ, а также в виде отдельного спецкурса в других учебных предметах. Построение курса ОБЖ в виде отдельных модулей может стать перспективным направлением его развития. - принцип непрерывности определяется постепенным и поэтапным становлением и развитием культуры поведения на дорогах. Он предполагает организацию обучения на всех этапах: начального, основного и среднего образования; - принцип обязательности обучения, подразумевающий обязательное обучение детей во всех государственных и негосударственных образовательных учреждениях с 1-го по 9-й класс. - принцип целостности определяет базовую подготовку выпускника школы для сдачи обязательного экзамена по ПДД для водителей категории «А» или «В» и, по желанию, сдачу экзамена по вождению мотоцикла или автомобиля и получение соответствующего удостоверения водителя (в соответствии со статьей 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»). Целью учебного модуля «Дорожная безопасность» является формирование культуры поведения на дорогах, как части культуры безопасности жизнедеятельности человека посредством освоения знаний, овладения умениями и практического их применения в повседневной жизни. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: - приобретение знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения (ПДД), необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда (мопеда) и пассажира; знакомство с ПДД, касающихся движения механических транспортных средств; - овладение умениями пользоваться ПДД, распознавать дорожные «ловушки» - ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности, когда участники дорожного движения не нарушают ПДД или когда их поведение на дороге соответствует их бытовым привычкам; - развитие правопослушности, сознательного отношения к соблюдению безопасности на дорогах; способности к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей; - воспитание чувства ответственности за личную безопасность и безопасность других участников дорожного движения. Важнейшим аспектом создания организационно-педагогических условий изучения вопросов дорожной безопасности является мотивация у учащихся к обучению ПДД. Для этого предусматривается оценивание результатов обучения каждого учащегося в виде портфолио. В портфолио заносятся результаты зачетов на всех этапах обучения, достижения во внеурочных дополнительных мероприятиях, а также замечания сотрудников ГИБДД о правонарушениях, допущенных учащимся. Для объективности оценивания достижений учащихся зачеты на этапах обучения рекомендуем принимать совместно с инспектором ГИБДД, курирующим образовательное учреждение. Предполагается принятие зачетов у учащихся производить на уроках ОБЖ или во внеурочное время. Вся информация портфолио заносится в зачетную книжку и может служить основанием для обучения автоделу в межшкольных учебных комбинатах и получения прав управления автомобилем и механическими транспортными средствами категории А или В. Для выполнения поставленной цели необходимо обеспечить подготовку педагогических кадров; разработать учебно-методическую базу реализации программы. При определении необходимого количества часов для осуществления программы учитывались:
|
Программа учебного модуля «Дорожная безопасность» Анализ состояния детского дорожно-транспортного травматизма (ддтт) показывает, что количество погибших детей на дорогах ежегодно... | Классный час Тема: Перекрестки и их виды. Дорожная разметка Учебно-наглядные пособия: набор фигур по правилам дорожного движения, таблицы «Перекрестки и их виды», «Дорожная разметка» | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) безопасность жизнедеятельности... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 9 | «Дорожная безопасность.» Управления образования, информационно- методического центра на 2012/ 2013 учебный год, в целях профилактики детского дорожно- транспортного... | ||
Поурочное планирование по обж, с включенным модулем «Дорожная безопасность»... Данная программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта по обж 2004 года. В ней изучаются все вопросы,... | Рабочая программа модуля управление и организация учебного процесса Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения модуля «Управление и организация учебного процесса» | ||
Программа профессионального модуля пм 02 Выполнение монтажа какасно-обшивочных конструкций ... | Рабочая программа по дисциплине опд. В. 02 Пожарная безопасность промышленных предприятий ... | ||
Рабочая программа модуля «Безопасность жизнедеятельности» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный... | Рабочая программа модуля «Безопасность жизнедеятельности» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный... | ||
Рабочая программа модуля «Безопасность жизнедеятельности» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный... | Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Безопасность жизнедеятельности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора территориальное управление в Брянской области | ||
Рабочая программа для студентов направлений: 090301. 65 «Компьютерная безопасность» ... | Рабочая программа дисциплины (модуля) «Гигиенические основы питания,... «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (гцолифк)» | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) «Гигиенические основы питания,... «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (гцолифк)» | Программа профессионального модуля участие в проведении ветеринарно-санитарной... Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и регионального... |