Скачать 362.42 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра химии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Безопасность жизнедеятельности Направление подготовки 020100.62 Химия Квалификация (степень) выпускника бакалавр Форма обучения очная Сыктывкар 2012 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра химии УТВЕРЖДЕНО На заседании учебно-методической комиссии института ИЕН «_3_» __сентября__2012 г. Протокол №_1_ Председатель УМК ИЕН Л.А.Тулаева______________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Безопасность жизнедеятельности Направление подготовки 020100.62 Химия Квалификация (степень) выпускника бакалавр Форма обучения Очная Блок дисциплин Б3. Б.7 Семестр 2. Всего учебных занятий – 72 час., 2 зач.ед. В том числе: Аудиторные – 39 час, из них: Лекции – 18 час, 0.5 зач.ед Практические занятия – 18 час, 0.5 зач.ед. Самостоятельная работа – 33 час. 1 зач.ед. Интерактивные и активные – 18 час. КСР – 3 час., Промежуточный контроль – зачет. Сыктывкар 2012 ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО, в соответствии с целями (миссией) и задачами ООП ВПО и учебного плана направления 020100.62 Химия «бакалавр» Составитель(ли) (или автор) рабочей программы Доцент кафедры биологии, к.б.н. _________________Степанов В.Г. Сведения о рецензентах: Доцент кафедры биологии, к.б.н._______________Бознак Э.И. Доцент кафедры биологии, к.б.н._______________Голикова Е.А. Рабочая программа рассмотрена и одобрена На заседании кафедры химии ИЕН Протокол заседания №_1_ от «_31_»_августа_2012 г. Заведующий кафедрой Доцент, к.х.н _______________(Залевская О.А.) Пояснительная записка 1. Цели и задачи освоения дисциплины: 1.1. Цель освоения дисциплины Целью курса «Безопасность жизнедеятельности» является развитие у студентов навыков разработки систем и методов защиты человека от опасностей и проведения необходимых мероприятий в случае появления различных чрезвычайных ситуаций. Предлагаемые для изучения темы курса и семинарские занятия позволят сформировать у студентов навыки, мировоззрение и поведенческие реакции по предупреждению и минимизации воздействия последствий чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения. 1.2. Задачи освоения дисциплины Основными задачами дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» являются: 1. проведение превентивного анализа источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия в пространстве и во времени; 2. идентификация и описание зон воздействия опасностей и отдельных их элементов; 3. разработка и реализация наиболее эффективных систем и методов защиты от опасностей; 4. формирование системы контроля опасностей и управления состоянием безопасности; 5. разработка и реализация мер по ликвидации последствий проявления опасностей; 6. организация обучения населения основам безопасности; Теоретические знания, полученные студентами на лекциях и в ходе самостоятельной работы с учебниками и методической литературой, закрепляются проведением семинарских занятий, на которых студенты повторяют, закрепляют и расширяют изученный материал. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Место в учебном плане – цикл Б.3. Б. 7 - профессиональный цикл. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-18- студент владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; ПК-9 - владеет методами безопасного обращения с химическими материалами с учетом их физических и химических свойств, способностью проводить оценку возможных рисков; В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе "человек—среда обитания"; правовые и организационные основы безопасности жизнедеятельности; основы физиологии и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, их идентификацию; методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработки моделей их последствий. Уметь: проводить контроль параметров и уровня отрицательных воздействий на организм человека на их соответствие нормативным требованиям; эффективно применять средства защиты от отрицательных воздействий; разрабатывать мероприятия по повышению безопасности различных видов деятельности; планировать мероприятия по защите населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Владеть: навыками безопасности и проведения необходимых мероприятий в случае появления различных чрезвычайных ситуаций. 4. Структура и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» Объем дисциплины: Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, в том числе самостоятельная работа в объеме 33 часов. Виды учебной работы: Лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа (реферирование, подготовка к семинарским занятиям, подготовка к зачету). При освоении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» занятия проводятся в интерактивной форме с использованием мультимедийной системы для показа презентаций и других фото- и видеоматериалов. 4.1. Тематический план
Содержание учебной дисциплины Тема 1. Определение понятия и содержания предмета «Безопасность жизнедеятельности» Студент должен знать: цель, задачи безопасности жизнедеятельности, четко представлять взаимосвязь предмета с другими дисциплинами, понимать комплексный характер безопасности жизнедеятельности. теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе "человек-среда обитания". Студент должен уметь: находить взаимосвязь между организмом человека и средой; анализировать достижения и перспективы развития отечественной и зарубежной науки в области безопасности жизнедеятельности. Студент должен владеть: теоретическими основами безопасности жизнедеятельности в системе "человек-среда обитания". Содержание темы. Цель и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», её основные задачи, место и роль в подготовке специалиста. Понятие безопасности. Комплексный характер дисциплины: социальные; медико-биологические; экологические; технологические; правовые и международные аспекты. Опасности и угрозы для человека. Глобальные опасности. Угроза безопасности Родины (внутренняя и внешняя). Система "человек - среда обитания". Взаимодействие человека со средой обитания. Нарушение устойчивого развития экосистем, неконтролируемый выход энергии, ошибочные и несанкционированные действия человека, стихийные явления - причины возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, критерии оценки, их значимость. Этапы формирования и решения проблемы оптимального взаимодействия человека со средой обитания: техника безопасности; охрана труда; промышленная экология; гражданская оборона; защита в чрезвычайных ситуациях; достижения и перспективы развития отечественной и зарубежной науки в области безопасности жизнедеятельности. Семинар№1 по теме определение понятия и содержания предмета «Безопасность жизнедеятельности»
Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Аксиомы науки о безопасности жизнедеятельности. 2. Понятие объектов и субъектов угроз и опасностей. 5. Классификация опасностей для системы «человек - среда обитания». 6. Признаки классификации чрезвычайных ситуаций. 7. Источники техногенных опасностей и опасностей природного происхождения. 8. В чем заключается суть концепции риска. 9. Иерархия факторов, определяющих величину риска для здоровья человека. 10. Из чего складывается система управления риском. Рекомендуемая литература по теме: 1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. – 12-е изд., перераб. И доп. – 2007. 188 с. 2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Л.И. Глушковой, И.В. Корабельникова. – Сыктывкар : СыктГУ, 2008. – 288 с. 3. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов. Доп. УМО / Л.А. Михайлов и др. – СПб., 2006. 320 с. 4. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений. / Л.А. Михайлов и др. под ред. Л.А. Михайлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. 272 с. Тема 2. Вопросы безопасности жизнедеятельности в законах и подзаконных актах. Содержание темы. Предупреждение чрезвычайных ситуаций в законах и подзаконных актах. Вопросы охраны труда в законах и подзаконных актах Охрана окружающей среды. Нормативно-техническая документация по охране окружающей среды. Система стандартов "Охрана природы". Управление охраной окружающей среды в РФ, регионах, селитебных зонах, на промышленных объектах Международное сотрудничество по охране окружающей среды. Мониторинг окружающей среды в РФ и за рубежом. Правила контроля состояния окружающей среды. Организация контроля состояния окружающей среды, в регионах и селитебных зонах. Контроль выбросов промышленных предприятий и транспортных средств, его метрологическое обеспечение. Законодательство о труде. Подзаконные акты по охране труда. Санитарные нормы и правила. Инструкции по охране труда. Система стандартов безопасности труда. Стандарты предприятий по безопасности труда. Система управления охраной труда (суот) на предприятии. Планирование мероприятий по охране труда, и их стимулирование. Виды контроля условий труда: текущий контроль, целевые и комплексные проверки, аттестация рабочих мест. Контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда. Закон Российской Федерации "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Государственное управление в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования постоянной готовности. Координация планов и мероприятий гражданской обороны с народнохозяйственными планами. Паспортизация инженерных сооружений ГО. Целевые и комплексные проверки готовности к действиям в ЧС. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). Коми республиканская подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧСРФ. Применение средств защиты в условиях ЧС. Порядок оповещения населения. Укрытие населения в защитных сооружениях. Эвакомероприятия. Структура гражданской обороны на промышленном объекте, силы и службы гражданской обороны. Планирование мероприятий по гражданской обороне на объектах. Структура ГО и ЧС объекта СГУ. Характеристика объекта. Студент должен знать: правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности. Студент должен уметь: разбираться в нормативно-правовых документах по вопросам охраны труда и охраны природы. Студент должен владеть: правилами контроля состояния окружающей среды.. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Что является правовой основой обеспечения безопасности жизнедеятельности. 2. Какова роль Закона «О техническом регулировании» в обеспечении безопасности жизнедеятельности. 3. Из каких направлений сформирована законодательная основа обеспечения безопасности жизнедеятельности в Российской Федерации. Рекомендуемая литература по теме: 1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. – 12-е изд., перераб. И доп. – 2007. 188 с. 2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Л.И. Глушковой, И.В. Корабельникова. – Сыктывкар : СыктГУ, 2008. – 288 с. 3. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов. Доп. УМО / Л.А. Михайлов и др. – СПб., 2006. 320 с. 4. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений. / Л.А. Михайлов и др. под ред. Л.А. Михайлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. 272 с. Семинар № 2 по теме профессиональные обязанности и обучение правилам безопасности. Чрезвычайные ситуации в законах и подзаконных актах.
Тема 3. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности. Студент должен знать: основы физиологии человека и рациональные условия деятельности; гигиеническое нормирование производственных факторов, влияние физических факторов на состояние здоровья человека. Студент должен уметь: разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности. Студент должен владеть: навыками повышения работоспособности человека. Содержание темы. Основы физиологии труда. Классификация основных форм деятельности человека. Физический и умственный труд. Характеристики тяжести напряженности трудового процесса. Утомление, переутомление. Пути повышения работоспособности. Вопросы гигиенического нормирования производственных факторов. Влияние производственных физических факторов на состояние здоровья. Семинар № 3 по теме основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности
Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Виды трудовой деятельности человека. 2.Понятия «работоспособность», «утомление». Периоды изменения уровня работоспособности человека в период рабочего дня. Рекомендуемая литература по теме: 1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. – 12-е изд., перераб. И доп. – 2007. 188 с. 2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Л.И. Глушковой, И.В. Корабельникова. – Сыктывкар : СыктГУ, 2008. – 288 с. 3. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов. Доп. УМО / Л.А. Михайлов и др. – СПб., 2006. 320 с. 4. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений. / Л.А. Михайлов и др. под ред. Л.А. Михайлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. 272 с. Тема 4. Факторы риска окружающей среды для человека и его здоровья. Студент должен знать: анатомо-физические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов; идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов. Студент должен уметь: Проводить оценку качества окружающей среды, эффективно применять средства защиты от негативных воздействий, производить расчет потенциального риска; индивидуального риска. Студент должен владеть: методами расчета и оценки потенциального риска, реального риска и индивидуального риска Содержание темы. Классификация факторов окружающей среды: естественные и антропогенные, физические, химические, биологические, психофизические и др. Производственное освещение. Шум, вибрация, ультразвук, как производственные вредности. Промышленные яды и отравления. Метеорологические условия на производстве. Производственная пыль. Лучистая энергия на производстве. Понятие профессиональных отравлений и заболеваний, их предупреждение. Нормирование параметров производственной среды и контроль за их соблюдением. Оценка качества окружающей среды и определение связей в системе "среда - здоровье". Факторы риска в экстремальных ситуациях. Оценка риска, как вид экспертных работ. Расчет потенциального риска, оценка реального риска, расчет индивидуального риска. Экологические аспекты оценки риска здоровью, управление риском. Семинар №4 по теме факторы риска окружающей среды для человека и его здоровья
Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Нормативные документы определяющие мероприятия по охране труда работающих. 2. Действия, обеспечивающие защиту работающего от негативных факторов производственной среды. 3. Индивидуальная защита работающего на производстве и как она обеспечивается. Рекомендуемая литература по теме: 1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. – 12-е изд., перераб. И доп. – 2007. 188 с. 2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Л.И. Глушковой, И.В. Корабельникова. – Сыктывкар : СыктГУ, 2008. – 288 с. 3. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов. Доп. УМО / Л.А. Михайлов и др. – СПб., 2006. 320 с. 4. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений. / Л.А. Михайлов и др. под ред. Л.А. Михайлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. 272 с. Тема 5. Основы психологии безопасности жизнедеятельности. Студент должен знать: основы психологии безопасности: современные представления о психике, процессы, психические свойства личности, психические состояния. Студент должен уметь: применять знания по психологии безопасности для ликвидации чрезвычайных ситуаций или их последствий. Студент должен владеть: методами определения психических свойств и состояний личности. Содержание темы. Человеческий фактор является определяющим в структуре управления безопасностью. Сведения по психологии безопасности: современные представления о психике, процессы, психические свойства личности, психические состояния. Семинар №5 по теме основы психологии безопасности жизнедеятельности 1. Психические свойства 2. Психические процессы 3. Психические состояния Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Психологическая безопасность. Основной механизм психологической защищенности человека. 2. Основные социальные аспекты современности. 3. Основные организационно-психологические причины, лежащие в основе аварийности и травматизма на производстве. Рекомендуемая литература по теме: 1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. – 12-е изд., перераб. И доп. – 2007. 188 с. 2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Л.И. Глушковой, И.В. Корабельникова. – Сыктывкар : СыктГУ, 2008. – 288 с. 3. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов. Доп. УМО / Л.А. Михайлов и др. – СПб., 2006. 320 с. 4. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений. / Л.А. Михайлов и др. под ред. Л.А. Михайлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. 272 с. Тема 6. Безопасность питания. Эпидемиологическая безопасность. Понятие об инфекционном процессе. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи. Студент должен знать: механизмы передачи инфекций, мероприятия по предупреждению возникновения, распространения инфекционных заболеваний; понятие иммунитет, виды иммунитета, иммунная система организма. Студент должен уметь: применять навыки по предупреждению заражения инфекционными заболеваниями. Студент должен владеть: навыками организации мероприятий по предупреждению распространения инфекционных заболеваний. Содержание темы. Актуальные вопросы гигиенического нормирования питания, теоретические основы рационализации питания. Научные и практические аспекты рационального питания. Основные теории питания. Теория сбалансированного питания, теория адекватного питания, концепция направленного и индивидуального питания. Альтернативные теории питания. Опасности, связанные с недостатком или избытком питательных веществ, основные питательные вещества. Характеристика белков, жиров, углеводов как питательных веществ. Витамины и их роль в питании человека. Микро-, макро- нутриенты, пищевые добавки и генетически модифицированные продукты, ксенобиотики. Опасности, связанные с загрязнением пищевых продуктов чужеродными веществами. Токсины естественного происхождения. Инфекционные болезни. Классификация. Понятие об эпидемическом процессе. Источник, факторы передачи, восприимчивый организм. Механизмы передачи инфекций. Мероприятия по локализации инфекционного процесса: лечебные и противоэпидемические. Мероприятия по предупреждению возникновения, распространения инфекционных заболеваний. Профилактика распространения инфекционных заболеваний гражданами. Иммунитет, виды иммунитета, иммунная система организма. Клеточный и гуморальный иммунитет. Роль Т и В лимфоцитов. Классы иммуноглобулинов А, М, Е, G. Иммунная память. Специфическая профилактика болезней. Вакцины, анатоксины, сыворотки. Привитие навыков и поведенческих реакций по предупреждению заражения инфекционными заболеваниями. Первая медицинская помощь при различного рода повреждениях: травмы, кровотечения, ожоги, обморожения, электротравмы, ушибы, сдавления, контузии, шок, электрошок, открытые и закрытые переломы костей. Способы искусственного дыхания и непрямой массаж сердца. Особенности оказания первой медицинской помощи при поражении хлором, аммиаком, угарным газом, другими сильнодействующими веществами. Уход за инфекционным больным, его особенности. Семинар № 6 по теме эпидемиологическая безопасность
Семинар № 7 по теме основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Мероприятия по предупреждению возникновения, распространения инфекционных заболеваний. 2. Профилактика распространения инфекционных заболеваний. 3. Медицина катастроф, ее основные задачи. 4. Режимы функционирования службы медицины катастроф. Рекомендуемая литература по теме: 1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. – 12-е изд., перераб. И доп. – 2007. 188 с. 2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Л.И. Глушковой, И.В. Корабельникова. – Сыктывкар : СыктГУ, 2008. – 288 с. 3. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов. Доп. УМО / Л.А. Михайлов и др. – СПб., 2006. 320 с. 4. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений. / Л.А. Михайлов и др. под ред. Л.А. Михайлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. 272 с. Тема 7. Методы и средства повышения безопасности технических систем и технологических процессов. Прогнозирование и оценка обстановки при ЧС. Студент должен знать: общие требования к безопасности технических средств и технологических процессов, понятия ПДК и ПДВ, основы применения экобиозащитной техники. Студент должен уметь: применять экобиозащитную технику, осуществлять выбор и применение СИЗ на производстве. Студент должен владеть: теоретическими основами методов и средств повышения безопасности технических систем и технологических процессов. Содержание темы. Идентификация травмирующих и вредных факторов. Общие требования к безопасности технических средств и технологических процессов. Нормативные показатели безопасности. Определение предельно-допустимых или временно согласованных токсичных выбросов (ПДВ или ВСВ). Защита от токсичных выбросов. Экобиозащитная техника. Классификация и основы применения экобиозащитной техники: аппараты и системы для улавливания и утилизации токсичных примесей; устройства для рассеивания примесей в биосфере; защитное экранирование, санитарно-защитные зоны, СИЗ. Выбор и применение СИЗ на производстве. Прогнозирование возможной радиационной обстановки. Оценка фактической радиационной обстановки по данным разведки. Решение типовых задач: приведение уровней радиации к одному времени; определение возможных доз облучения; определение допустимой продолжительности пребывания людей и времени начала работы на радиоактивно загрязненной местности; расчет радиационной защити населения и производственной деятельности объекта. Использование типовых режимов радиационной защиты. Оценка химической обстановки прогнозированием и по данным разведки. Прогнозирование обстановки в районе пожар - или взрывоопасного объекта. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Определение предельно-допустимых или временно согласованных токсичных выбросов. 2. Защита от токсичных выбросов. 3. Понятие чрезвычайная ситуация. 4. Классификация ЧС Рекомендуемая литература по теме: 1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. – 12-е изд., перераб. И доп. – 2007. 188 с. 2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Л.И. Глушковой, И.В. Корабельникова. – Сыктывкар : СыктГУ, 2008. – 288 с. 3. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов. Доп. УМО / Л.А. Михайлов и др. – СПб., 2006. 320 с. 4. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений. / Л.А. Михайлов и др. под ред. Л.А. Михайлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. 272 с. Тема 8. Устойчивость функционирования объектов экономики. Студент должен знать: факторы, влияющие на устойчивость функционирования отраслей и объектов экономики, мероприятия по подготовке к быстрому восстановлению производства, обязанности должностных лиц. Студент должен уметь: применять принципы и способы повышения устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях. Студент должен владеть: теоретическими основами мероприятий по повышению устойчивости объектов в чрезвычайных ситуациях. Содержание темы. Понятие об устойчивости в ЧС. Устойчивость объектов в ЧС. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования отраслей и объектов экономики. Принципы и способы повышения устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях. Мероприятия по повышению устойчивости их инженерно-технического комплекса. Подготовка к безаварийной остановке производства. Повышение устойчивости материально-технического снабжения. Мероприятия по подготовке к быстрому восстановлению производства. Повышение устойчивости системы управления объектом. Обязанности должностных лиц. Семинар №8 по теме прогнозирование и оценка при ЧС
|
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд безопасность жизнедеятельности... «Безопасность жизнедеятельности со специализацией Экологическая безопасность и охрана труда» | Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» Руп дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Направление подготовки 190205. 65 «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины медицина катастроф направление... ... | Учебно-методический комплекс дисциплины ен. В. Безопасность жизнедеятельности Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании основной образовательной программы специальности 040201 "Социология"... | ||
Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы... В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления 030200.... | Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы... В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов специальности... | ||
Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы... В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов очного и заочного... | Учебно-методический комплекс дисциплины «безопасность жизнедеятельности» Умкд «Безопасность жизнедеятельности» часть 1 составлен на основании типовой программы гос впо, гос №215 тех/бак от 23. 03. 2000... | ||
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры математики и информатики... Настоящий учебно-методический комплекс по курсу «Безопасность жизнедеятельности» предназначен для студентов, обучающихся по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы... «Безопасность жизнедеятельности» со специализацией «Экологическая безопасность и охрана труда», 050104 «Безопасность жизнедеятельности... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» Безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая... | Учебно-методический комплекс дисциплины «безопасность жизнедеятельности» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» Безопасность жизнедеятельности – область научных знаний, изучающая природу опасностей, угрожающих человеку и окружающему миру, закономерности... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Правовое регулирование и... «Безопасность жизнедеятельности», 050720 «Физическая культура», утвержден ученым советом вгпу 29. 09. 05, протокол №2 | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф» | Учебно-методический комплекс дисциплины «безопасность жизнедеятельности» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |