Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Безопасность жизнедеятельности





Скачать 362.42 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Безопасность жизнедеятельности
страница1/2
Дата публикации26.06.2013
Размер362.42 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Химия > Рабочая программа
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук

Кафедра химии


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Безопасность жизнедеятельности

Направление подготовки

020100.62 Химия


Квалификация (степень) выпускника

бакалавр


Форма обучения

очная


Сыктывкар 2012

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук

Кафедра химии
УТВЕРЖДЕНО

На заседании учебно-методической

комиссии института ИЕН

«_3_» __сентября__2012 г.

Протокол №_1_


Председатель УМК ИЕН

Л.А.Тулаева______________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Безопасность жизнедеятельности


Направление подготовки

020100.62 Химия


Квалификация (степень) выпускника

бакалавр


Форма обучения

Очная


Блок дисциплин Б3. Б.7

Семестр 2.

Всего учебных занятий – 72 час., 2 зач.ед.

В том числе:

Аудиторные – 39 час, из них:

Лекции – 18 час, 0.5 зач.ед

Практические занятия – 18 час, 0.5 зач.ед.

Самостоятельная работа – 33 час. 1 зач.ед.

Интерактивные и активные – 18 час.

КСР – 3 час.,

Промежуточный контроль – зачет.
Сыктывкар 2012

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ



Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО, в соответствии с целями (миссией) и задачами ООП ВПО и учебного плана направления 020100.62 Химия «бакалавр»


Составитель(ли) (или автор) рабочей программы
Доцент кафедры биологии, к.б.н. _________________Степанов В.Г.

Сведения о рецензентах:

Доцент кафедры биологии, к.б.н._______________Бознак Э.И.

Доцент кафедры биологии, к.б.н._______________Голикова Е.А.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена

На заседании кафедры химии ИЕН

Протокол заседания №_1_ от «_31_»_августа_2012 г.

Заведующий кафедрой

Доцент, к.х.н _______________(Залевская О.А.)

Пояснительная записка

1. Цели и задачи освоения дисциплины:
1.1. Цель освоения дисциплины

Целью курса «Безопасность жизнедеятельности» является развитие у студентов навыков разработки систем и методов защиты человека от опасностей и проведения необходимых мероприятий в случае появления различных чрезвычайных ситуаций. Предлагаемые для изучения темы курса и семинарские занятия позволят сформировать у студентов навыки, мировоззрение и поведенческие реакции по предупреждению и минимизации воздействия последствий чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения.

1.2. Задачи освоения дисциплины

Основными задачами дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» являются:

1. проведение превентивного анализа источников и причин возникновения опас­ностей, прогнозирование и оценка их воздействия в пространстве и во времени;

2. идентификация и описание зон воздействия опасностей и отдельных их элементов;

3. разработка и реализация наиболее эффективных систем и методов защиты от опасностей;

4. формирование системы контроля опасностей и управления состо­янием безопасности;

5. разработка и реализация мер по ликвидации последствий прояв­ления опасностей;

6. организация обучения населения основам безопасности;

Теоретические знания, полученные студентами на лекциях и в ходе самостоятельной работы с учебниками и методической литературой, закрепляются проведением семинарских занятий, на которых студенты повторяют, закрепляют и расширяют изученный материал.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Место в учебном плане – цикл Б.3. Б. 7 - профессиональный цикл.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

ОК-18- студент владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

ПК-9 - владеет методами безопасного обращения с химическими материалами с учетом их физических и химических свойств, способностью проводить оценку возможных рисков;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: теоретические основы бе­зопасности жизнедеятельности в системе "человек—среда обитания"; правовые и организа­ционные основы безопасности жизнедеятельности; основы физиологии и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, их иден­тификацию; методы прогнозирования чрезвы­чайных ситуаций и разработки моделей их последствий.

Уметь: проводить контроль пара­метров и уровня отрицательных воздействий на организм человека на их соответствие нормативным требованиям; эффективно применять средства защиты от отрицатель­ных воздействий; разрабатывать мероприятия по повыше­нию безопасности различных видов деятельности; планировать мероприятия по за­щите населения в чрезвы­чайных ситуациях и при необходимости принимать учас­тие в проведении спасательных и других неотложных ра­бот при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Владеть: навыками безопасности и проведения необходимых мероприятий в случае появления различных чрезвычайных ситуаций.
4. Структура и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

Объем дисциплины:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, в том числе самостоятельная работа в объеме 33 часов.

Виды учебной работы:

Лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа (реферирование, подготовка к семинарским занятиям, подготовка к зачету).

При освоении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» занятия проводятся в интерактивной форме с использованием мультимедийной системы для показа презентаций и других фото- и видеоматериалов.
4.1. Тематический план




Наименование темы

Количество часов по учебному плану




Макси-мальная нагрузка студен-тов (часов)

Аудиторная нагрузка

Самостоят.

Всего

В том числе

работа

Лек-ция

Семинар

Прак-тич. работа

КСР




1

Тема 1. Определение понятия и содержания предмета «Безопасность жизнедеятельности. Система "человек - среда обитания".

6

4

2

2

-

-

2

2

Тема 2. Вопросы безопасности жизнедеятельности в законах и подзаконных актах. Предупреждение чрезвычайных ситуаций в законах и подзаконных актах. Вопросы охраны труда в законах и подзаконных актах.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)

9

5

2

2

-

1

4




3

Тема3. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности.

7

4

2

2

-

-

3




4

Тема 4. Факторы риска окружающей среды для человека и его здоровья.

9

5

2

2

-

1

4




5

Тема 5. Основы психологии безопасности жизнедеятельности

9

5

2

2

-

1

4




6

Тема 6. Безопасность питания. Эпидемиологическая безопасность

8

4

2

2

-

-

4




7

Тема 7. Методы и средства повышения безопасности технических систем и технологических процессов. Прогнозирование и оценка обстановки при ЧС.

8

4

2

2

-

-

4




8

Тема 8. Устойчивость функционирования объектов экономики

8

4

2

2

-

-

4




9

Тема 9. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени

8

4

2

2

-

-

4







Итого:

72

39

18

18

-

3

33





Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Определение понятия и содержания предмета «Безопасность жизнедеятельности»

Студент должен знать: цель, задачи безопасности жизнедеятельности, четко представлять взаимосвязь предмета с другими дисциплинами, понимать комплексный характер безопасности жизнедеятельности.

теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе "человек-среда обитания".

Студент должен уметь: находить взаимосвязь между организмом человека и средой; анализировать достижения и перспективы развития отечественной и зарубежной науки в области безопасности жизнедеятельности.

Студент должен владеть: теоретическими основами безопасности жизнедеятельности в системе "человек-среда обитания".
Содержание темы.

Цель и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», её основные задачи, место и роль в подготовке специалиста. Понятие безопасности. Комплексный характер дисциплины: социальные; медико-би­ологические; экологические; технологические; правовые и международные аспекты. Опасности и угрозы для человека. Глобальные опасности. Угроза безопасности Родины (внутренняя и внешняя).

Система "человек - среда обитания". Взаимодействие человека со средой обитания. Нарушение устойчивого развития экосистем, неконтролируемый выход энергии, ошибочные и несанкционированные действия человека, стихийные явления - причины возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, критерии оценки, их значимость.

Этапы формирования и решения проблемы оптимального взаимодействия человека со средой обитания: техника безопасности; охрана труда; промышленная экология; гражданская оборона; защита в чрезвычайных ситуациях; достижения и перспективы развития отечественной и зарубежной науки в области безопасности жизнедеятельности.
Семинар№1 по теме определение понятия и содержания предмета «Безопасность жизнедеятельности»

  1. Цель и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», ее основные задачи.

  2. Опасности и угрозы для человека

  3. Система "человек - среда обитания".


Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Аксиомы науки о безопасности жизнедеятельности.

2. Понятие объектов и субъектов угроз и опасностей.

5. Классификация опасностей для системы «человек - среда обитания».

6. Признаки классификации чрезвычайных ситуаций.

7. Источники техногенных опасностей и опасностей природного происхождения.

8. В чем заключается суть концепции риска.

9. Иерархия факторов, определяющих величину риска для здоровья человека.

10. Из чего складывается система управления риском.
Рекомендуемая литература по теме:

1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. – 12-е изд., перераб. И доп. – 2007. 188 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Л.И. Глушковой, И.В. Корабельникова. – Сыктывкар : СыктГУ, 2008. – 288 с.

3. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов. Доп. УМО / Л.А. Михайлов и др. – СПб., 2006. 320 с.

4. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений. / Л.А. Михайлов и др. под ред. Л.А. Михайлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. 272 с.
Тема 2. Вопросы безопасности жизнедеятельности в законах и подзаконных актах.

Содержание темы.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций в законах и подзаконных актах. Вопросы охраны труда в законах и подзаконных актах

Охрана окружающей среды. Нормативно-техническая документация по охране окружающей среды. Система стандартов "Охрана природы". Управление охраной окружающей среды в РФ, регионах, селитебных зонах, на промышленных объектах Междуна­родное сотрудничество по охране окружающей среды. Мониторинг окружающей среды в РФ и за рубежом. Правила контроля состояния окружающей среды. Организация контроля состояния окружающей среды, в регионах и селитебных зонах. Контроль выбросов про­мышленных предприятий и транспортных средств, его метрологи­ческое обеспечение.

Законодательство о труде. Подзаконные акты по охране труда. Санитарные нормы и правила. Инструкции по охране труда. Система стандартов безопасности труда. Стандарты предприятий по безопасности труда.

Система управления охраной труда (суот) на предприятии. Плани­рование мероприятий по охране труда, и их стимулирование. Виды контроля условий труда: текущий контроль, целевые и комплексные проверки, аттестация рабочих мест. Контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда.

За­кон Российской Федерации "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Государственное управление в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования постоянной готовности. Координация планов и мероприятий гражданской обороны с народнохозяйственными планами. Паспортизация инженерных сооружений ГО. Целевые и комплексные проверки готовности к действиям в ЧС.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). Коми республиканская подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧСРФ.

Применение средств защиты в усло­виях ЧС. Порядок оповещения населения. Укрытие населения в защитных сооружениях. Эвакомероприятия.

Структура гражданской обороны на промышленном объекте, силы и службы гражданской обороны. Планирование мероприятий по гражданской обороне на объектах. Структура ГО и ЧС объекта СГУ. Характеристика объекта.
Студент должен знать: правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жиз­недеятельности.

Студент должен уметь: разбираться в нормативно-правовых документах по вопросам охраны труда и охраны природы.

Студент должен владеть: правилами контроля состояния окружающей среды..

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Что является правовой основой обеспечения безопасности жизнеде­ятельности.

2. Какова роль Закона «О техническом регулировании» в обеспечении безопасности жизнедеятельности.

3. Из каких направлений сформирована законодательная основа обеспече­ния безопасности жизнедеятельности в Российской Федерации.
Рекомендуемая литература по теме:

1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. – 12-е изд., перераб. И доп. – 2007. 188 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Л.И. Глушковой, И.В. Корабельникова. – Сыктывкар : СыктГУ, 2008. – 288 с.

3. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов. Доп. УМО / Л.А. Михайлов и др. – СПб., 2006. 320 с.

4. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений. / Л.А. Михайлов и др. под ред. Л.А. Михайлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. 272 с.
Семинар № 2 по теме профессиональные обязанности и обучение правилам безопасности. Чрезвычайные ситуации в законах и подзаконных актах.

  1. Профессиональная подготовка, инструктаж и обучение правилам безопасности и экологичности.

  2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

  3. Коми республиканская подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧСРФ.

  4. Применение средств защиты в усло­виях ЧС.

  5. Укрытие населения в защитных сооружениях. Эвакомероприятия.

  6. Структура гражданской обороны на промышленном объекте, силы и службы гражданской обороны.


Тема 3. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности.

Студент должен знать: основы физиологии человека и рациональные условия деятельности; гигиеническое нормирование производственных факторов, влияние физических факторов на состояние здоровья человека.

Студент должен уметь: разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности.

Студент должен владеть: навыками повышения работоспособности человека.

Содержание темы.

Основы физиологии труда. Классификация основных форм деятельности человека. Физический и умственный труд. Характеристики тяжести напряженности трудового процесса. Утомление, переутомление. Пути повышения работоспособности.

Вопросы гигиенического нормирования производственных факторов. Влияние производственных физических факторов на состояние здоровья.
Семинар № 3 по теме основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности

  1. Основы физиологии труда.

  2. Физический и умственный труд

  3. Утомление. Пути повышения работоспособности

  4. Влияние производственных физических факторов на состояние здоровья человека


Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Виды трудовой деятельности человека.

2.Понятия «работоспособность», «утомление». Пери­оды изменения уровня работоспособности человека в период рабочего дня.
Рекомендуемая литература по теме:
1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. – 12-е изд., перераб. И доп. – 2007. 188 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Л.И. Глушковой, И.В. Корабельникова. – Сыктывкар : СыктГУ, 2008. – 288 с.

3. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов. Доп. УМО / Л.А. Михайлов и др. – СПб., 2006. 320 с.

4. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений. / Л.А. Михайлов и др. под ред. Л.А. Михайлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. 272 с.
Тема 4. Факторы риска окружающей среды для человека и его здоровья.

Студент должен знать: анатомо-физические последствия воздействия на челове­ка травмирующих, вредных и поражающих факторов; идентифи­кацию травмирующих, вредных и поражающих факторов.

Студент должен уметь: Проводить оценку качества окружающей среды, эффективно применять средства защиты от негативных воздействий, производить расчет потенциального риска; индивидуального риска.

Студент должен владеть: методами расчета и оценки потенциального риска, реального риска и индивидуального риска

Содержание темы.

Классификация факторов окружающей среды: естественные и антропогенные, физические, химические, биологические, психофизические и др.

Производственное освещение. Шум, вибрация, ультразвук, как производственные вредности. Промышленные яды и отравления. Метеорологические условия на производстве. Производственная пыль. Лучистая энергия на производстве.

Понятие профессиональных отравлений и заболеваний, их предупреждение. Нормирование параметров производственной среды и контроль за их соблюдением.

Оценка качества окружающей среды и определение связей в системе "среда - здоровье". Факторы риска в экстремальных ситуациях. Оценка риска, как вид экспертных работ. Расчет потенциального риска, оценка реального риска, расчет индивидуального риска. Экологические аспекты оценки риска здоровью, управление риском.
Семинар №4 по теме факторы риска окружающей среды для человека и его здоровья


  1. Классификация факторов окружающей среды

  2. Производственное освещение

  3. Шум и вибрация

  4. Промышленные яды и отравления

  5. Профессиональные заболевания

  6. Оценка качества окружающей среды


Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Нормативные документы определяющие мероприятия по охране труда работающих.

2. Действия, обеспечивающие защиту работающе­го от негативных факторов производственной среды.

3. Индивидуальная защита работающего на произ­водстве и как она обеспечивается.
Рекомендуемая литература по теме:

1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. – 12-е изд., перераб. И доп. – 2007. 188 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Л.И. Глушковой, И.В. Корабельникова. – Сыктывкар : СыктГУ, 2008. – 288 с.

3. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов. Доп. УМО / Л.А. Михайлов и др. – СПб., 2006. 320 с.

4. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений. / Л.А. Михайлов и др. под ред. Л.А. Михайлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. 272 с.
Тема 5. Основы психологии безопасности жизнедеятельности.

Студент должен знать: основы психологии безопасности: современные представления о психике, процессы, психические свойства личности, психические состояния.
Студент должен уметь: применять знания по психологии безопасности для ликвидации чрезвычайных ситуаций или их последствий.

Студент должен владеть: методами определения психических свойств и состояний личности.

Содержание темы.

Человеческий фактор является определяющим в структуре управления безопасностью. Сведения по психологии безопасности: современные представления о психике, процессы, психические свойства личности, психические состояния.
Семинар №5 по теме основы психологии безопасности жизнедеятельности
1. Психические свойства

2. Психические процессы

3. Психические состояния
Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Психологическая безопасность. Основной механизм психологической защищеннос­ти человека.

2. Основные социальные аспекты современности.

3. Основные организационно-психологические причины, ле­жащие в основе аварийности и травматизма на производстве.

Рекомендуемая литература по теме:
1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. – 12-е изд., перераб. И доп. – 2007. 188 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Л.И. Глушковой, И.В. Корабельникова. – Сыктывкар : СыктГУ, 2008. – 288 с.

3. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов. Доп. УМО / Л.А. Михайлов и др. – СПб., 2006. 320 с.

4. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений. / Л.А. Михайлов и др. под ред. Л.А. Михайлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. 272 с.
Тема 6. Безопасность питания. Эпидемиологическая безопасность. Понятие об инфекционном процессе. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

Студент должен знать: механизмы передачи инфекций, мероприятия по предупреждению возникновения, распространения инфекционных заболеваний; понятие иммунитет, виды иммунитета, иммунная система организма.

Студент должен уметь: применять навыки по предупреждению заражения инфекционными заболеваниями.

Студент должен владеть: навыками организации мероприятий по предупреждению распространения инфекционных заболеваний.

Содержание темы.

Актуальные вопросы гигиенического нормирования питания, теоретические основы рационализации питания. Научные и практические аспекты рационального питания. Основные теории питания. Теория сбалансированного питания, теория адекватного питания, концепция направленного и индивидуального питания. Альтернативные теории питания.

Опасности, связанные с недостатком или избытком питательных веществ, основные питательные вещества. Характеристика белков, жиров, углеводов как питательных веществ. Витамины и их роль в питании человека. Микро-, макро- нутриенты, пищевые добавки и генетически модифицированные продукты, ксенобиотики. Опасности, связанные с загрязнением пищевых продуктов чужеродными веществами. Токсины естественного происхождения.

Инфекционные болезни. Классификация. Понятие об эпидемическом процессе. Источник, факторы передачи, восприимчивый организм. Механизмы передачи инфекций. Мероприятия по локализации инфекционного процесса: лечебные и противоэпидемические. Мероприятия по предупреждению возникновения, распространения инфекционных заболеваний. Профилактика распространения инфекционных заболеваний гражданами.

Иммунитет, виды иммунитета, иммунная система организма. Клеточный и гуморальный иммунитет. Роль Т и В лимфоцитов. Классы иммуноглобулинов А, М, Е, G. Иммунная память. Специфическая профилактика болезней. Вакцины, анатоксины, сыворотки.

Привитие навыков и поведенческих реакций по предупреждению заражения инфекционными заболеваниями.

Первая медицинская помощь при различного рода повреждениях: травмы, кровотечения, ожоги, обморожения, электротравмы, ушибы, сдавления, контузии, шок, электрошок, открытые и закрытые переломы костей.

Способы искусственного дыхания и непрямой массаж сердца. Особенности оказания первой медицинской помощи при поражении хлором, аммиаком, угарным газом, другими сильнодействующими веществами. Уход за инфекционным больным, его особенности.

Семинар № 6 по теме эпидемиологическая безопасность

  1. Инфекционный процесс.

  2. Инфекционные болезни. Классификация.

  3. Механизмы передачи инфекций.

  4. Мероприятия по предупреждению возникновения, распространения инфекционных заболеваний.

  5. Иммунитет, виды иммунитета, иммунная система организма.

  6. Роль Т и В лимфоцитов.


Семинар № 7 по теме основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи


  1. Раны. Правила наложения повязок.

  2. Виды кровотечений. Первая помощь.

  3. Переломы. Первая помощь.

  4. Термические ожоги. Холодовая травма. Первая помощь.

  5. Ушибы, синдром длительного сдавления мягких тканей конечностей, контузии, электрошок, порядок оказания доврачебной помощи.

  6. Шок, первая помощь.

  7. Первая помощь утопающему.

  8. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.


Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Мероприятия по предупреждению возникновения, распространения инфекционных заболеваний.

2. Профилактика распространения инфекционных заболеваний.

3. Медицина катастроф, ее основные задачи.

4. Режимы функционирования службы медицины катаст­роф.
Рекомендуемая литература по теме:
1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. – 12-е изд., перераб. И доп. – 2007. 188 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Л.И. Глушковой, И.В. Корабельникова. – Сыктывкар : СыктГУ, 2008. – 288 с.

3. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов. Доп. УМО / Л.А. Михайлов и др. – СПб., 2006. 320 с.

4. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений. / Л.А. Михайлов и др. под ред. Л.А. Михайлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. 272 с.

Тема 7. Методы и средства повышения безопасности технических систем и технологических процессов. Прогнозирование и оценка обстановки при ЧС.

Студент должен знать: общие требования к безопасности технических средств и технологических процессов, понятия ПДК и ПДВ, основы применения экобиозащитной техники.

Студент должен уметь: применять экобиозащитную технику, осуществлять выбор и применение СИЗ на производстве.

Студент должен владеть: теоретическими основами методов и средств повышения безопасности технических систем и технологических процессов.

Содержание темы.

Идентификация травмирующих и вредных факторов. Общие требования к безопасности технических средств и технологических процессов. Нормативные показатели безопаснос­ти. Определение предельно-допустимых или временно согласованных токсичных выбросов (ПДВ или ВСВ). Защита от токсичных выбросов.

Экобиозащитная техника. Классификация и основы применения экобиозащитной техники: аппараты и системы для улавливания и утилизации токсичных при­месей; устройства для рассеивания примесей в биосфере; защит­ное экранирование, санитарно-защитные зоны, СИЗ. Выбор и применение СИЗ на производстве.

Прогнозирование возможной радиационной обстановки. Оценка фактической радиационной обстановки по данным разведки. Реше­ние типовых задач: приведение уровней радиации к одному време­ни; определение возможных доз облучения; определение допустимой продолжительности пребывания людей и времени начала работы на радиоактивно загрязненной местности; расчет радиационной защити населения и производственной деятельности объекта. Использование типовых режимов радиационной защиты. Оценка химической обстановки прогнозированием и по данным разведки. Прогнозирование обстановки в районе пожар - или взрывоо­пасного объекта.
Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Определение предельно-допустимых или временно согласованных токсичных выбросов.

2. Защита от токсичных выбросов.

3. Понятие чрезвычайная ситуация.

4. Классификация ЧС
Рекомендуемая литература по теме:
1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. – 12-е изд., перераб. И доп. – 2007. 188 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Л.И. Глушковой, И.В. Корабельникова. – Сыктывкар : СыктГУ, 2008. – 288 с.

3. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов. Доп. УМО / Л.А. Михайлов и др. – СПб., 2006. 320 с.

4. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений. / Л.А. Михайлов и др. под ред. Л.А. Михайлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. 272 с.


Тема 8. Устойчивость функционирования объектов экономики.

Студент должен знать: факторы, влияющие на устойчивость функционирования отраслей и объектов экономики, мероприятия по подготовке к быстрому восстановлению производства, обязанности должностных лиц.

Студент должен уметь: применять принципы и способы повышения устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях.

Студент должен владеть: теоретическими основами мероприятий по повышению устойчивости объектов в чрезвычайных ситуациях.

Содержание темы.

Понятие об устойчивости в ЧС. Устойчивость объектов в ЧС. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования отраслей и объектов экономики.

Принципы и способы повышения устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях. Мероприятия по повышению устойчивости их инженерно-технического комплекса. Подготовка к безаварийной остановке производства. Повышение устойчивости материально-технического снабжения. Мероприятия по подготовке к быстрому восстановлению производства. Повышение устойчивости системы управления объектом. Обязанности должностных лиц.
Семинар №8 по теме прогнозирование и оценка при ЧС


  1. Оценка фактической радиационной обстановки по данным разведки.

  2. Реше­ние типовых задач.

  3. Оценка химической обстановки прогнозированием и по данным разведки.

  4. Прогнозирование обстановки в районе пожаро - или взрывоо­пасного объекта.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Безопасность жизнедеятельности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд безопасность жизнедеятельности...
«Безопасность жизнедеятельности со специализацией Экологическая безопасность и охрана труда»
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Безопасность жизнедеятельности iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Руп дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Направление подготовки 190205. 65 «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные...
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Безопасность жизнедеятельности iconУчебно-методический комплекс дисциплины медицина катастроф направление...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Безопасность жизнедеятельности iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. В. Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании основной образовательной программы специальности 040201 "Социология"...
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Безопасность жизнедеятельности iconУчебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы...
В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления 030200....
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Безопасность жизнедеятельности iconУчебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы...
В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Безопасность жизнедеятельности iconУчебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы...
В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов очного и заочного...
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Безопасность жизнедеятельности iconУчебно-методический комплекс дисциплины «безопасность жизнедеятельности»
Умкд «Безопасность жизнедеятельности» часть 1 составлен на основании типовой программы гос впо, гос №215 тех/бак от 23. 03. 2000...
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Безопасность жизнедеятельности iconРабочая программа обсуждена на заседании кафедры математики и информатики...
Настоящий учебно-методический комплекс по курсу «Безопасность жизнедеятельности» предназначен для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Безопасность жизнедеятельности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы...
«Безопасность жизнедеятельности» со специализацией «Экологическая безопасность и охрана труда», 050104 «Безопасность жизнедеятельности...
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Безопасность жизнедеятельности iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая...
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Безопасность жизнедеятельности iconУчебно-методический комплекс дисциплины «безопасность жизнедеятельности»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Безопасность жизнедеятельности iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф»
Безопасность жизнедеятельности – область научных знаний, изучающая природу опасностей, угрожающих человеку и окружающему миру, закономерности...
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Безопасность жизнедеятельности iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Правовое регулирование и...
«Безопасность жизнедеятельности», 050720 «Физическая культура», утвержден ученым советом вгпу 29. 09. 05, протокол №2
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Безопасность жизнедеятельности iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф»

Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Безопасность жизнедеятельности iconУчебно-методический комплекс дисциплины «безопасность жизнедеятельности»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск