МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Дальневосточный федеральный университет
(ДВФУ)
ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА ДВФУ
| «УТВЕРЖДАЮ»
|
| Заведующий кафедрой
Приборостроения
|
| ______________ В.И. Короченцев
|
|
« 01 » сентября 2011 г.
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
200105.65 Акустические приборы и системы
Форма подготовки очная Инженерная школа ДВФУ
Кафедра Приборостроения
Курс 3 семестр 6
лекции 32 (час.)
практические занятия 16 (час.)
консультации
всего часов аудиторной нагрузки 48 (час)
самостоятельная работа 52 (час.)
зачет 6 семестр
экзамен семестр
Реферативные работы предусмотрены
Курсовые работы не предусмотрены Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 №686 Учебно-методический комплекс учебной дисциплины обсужден на заседании кафедры Приборостроение « 01 » сентября 2011г.
Заведующий кафедрой: В.И. Короченцев
Составил: ст. препод. Пынько И.В.
АННОТАЦИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» разработан для студентов 3 курса по специальности 200105.65 «Акустические приборы и системы» в соответствии с требованиями ГОС ВПО по данной специальности.
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является обязательной обще профессиональной дисциплиной для обучения студентов и включается в учебные планы в качестве самостоятельного курса в объеме 52 учебных часов.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 100 часов. Учебным планом предусмотрены аудиторные работы (48 часов), самостоятельная работа студента (52 часа). Дисциплина реализуется в 6 семестре на 3 курсе.
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) – совокупность организационно-методических документов и учебно-методических материалов, обеспечивающих учебный процесс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» и способствующих эффективному и результативному освоению студентами учебного материала дисциплины основной образовательной программы специальности «Акустические приборы и системы» согласно учебному плану. УМКД является обязательной составной частью основной образовательной программы по специальности «Акустические приборы и системы» 200105.65, используемой в процессе преподавания и изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
УМК учебной дисциплины является одним из элементов организации образовательной деятельности по очной форме обучения. УМК учебной дисциплины разрабатывается для студентов с учетом необходимости повышения качества усвоения содержания учебного материала, на уровне требований ГОС ВПО.
Основная цель создания УМКД – предоставить студенту полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины. При этом, помимо непосредственного обучения студентов, задачами преподавателя являются: оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка знаний, мотивация к самостоятельной работе.
УМКД в учебном процессе направлен на разрешение следующих задач:
1.Повышение качества подготовки студентов путем системно-методического обеспечения учебного процесса по специальности «Акустические приборы и системы» 200105.65;
2. Четкое определение места и роли учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в образовательной программе по специальности «Акустические приборы и системы» 200105.65, ее основных учебных целей и задач;
3.Отражение в содержании учебной дисциплины современных достижений науки, техники, культуры и других сфер общественной практики, связанных с данной учебной дисциплиной;
4. Рациональное распределение учебного времени по разделам курса и видам учебных занятий;
5. Планирование и организация самостоятельной работы студентов с учетом рационального использования и распределения учебного времени между аудиторными занятиями и самостоятельной работой студентов;
6. Определение круга учебно-методического обеспечения дисциплины, необходимого для ее освоения;
7. Разработка оптимальной системы текущего и итогового контроля знаний студентов.
УМКД по ГОС 2 состоит из следующих разделов:
рабочая программа учебной дисциплины (РПУД);
материалы для организации самостоятельной работы студентов;
контрольно-измерительные материалы;
список литературы и электронные информационные образовательные ресурсы.
Составил: ст. препод. Пынько И.В.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Дальневосточный федеральный университет
(ДВФУ)
ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА ДВФУ
| «УТВЕРЖДАЮ»
|
| Заведующий кафедрой
Приборостроения
|
| ______________ В.И. Короченцев
|
|
« 01 » сентября 2011 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
200105.65 Акустические приборы и системы
Форма подготовки очная Инженерная школа ДВФУ
Кафедра Приборостроения
Курс 3 семестр 6
лекции 32 (час.)
практические занятия 16 (час.)
консультации
всего часов аудиторной нагрузки 48 (час)
самостоятельная работа 52 (час.)
зачет 6 семестр
экзамен семестр
Реферативные работы предусмотрены
Курсовые работы не предусмотрены Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 №686
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры Приборостроения « 01 » сентября 2011г.
Заведующий кафедрой: В.И. Короченцев
Составил: ст. препод. Пынько И.В. Оборотная сторона титульного листа РПУД I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________ Изменений нет.
II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________
При разработке рабочей учебной программы использованы:
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования образовательной программы, утверждённый «____»___________20 г., №___ , рабочий учебный, утверждённый «____»____________20 г. Структура рабочей учебной программы
Введение
1.Цели и задачи дисциплины.
2.Начальные требования к освоению дисциплины (перечень предшествующих дисциплин, разделов их)
3.Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате теоретического изучения дисциплины студент должен знать:
В результате практического изучения дисциплины студент должен уметь:
4. Объём дисциплины и виды учебной работы
5. Распределение учебного материала по видам занятий.
7. График изучения дисциплины.
8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
9. Контрольные задания.
10.Текущий и итоговый контроль по дисциплине.
11.. Рейтинговая оценка по дисциплине. Введение
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является обязательной обще профессиональной дисциплиной для обучения студентов и включается в учебные планы в качестве самостоятельного курса в объеме 52 учебных часов.
Предметом дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является совокупность процессов и явлений, свойства которых и отношения между которыми связаны с проблемой взаимодействия человека с окружающей природной средой, обеспечивающего его выживание в аномальных условиях, сохранение экологического равновесия и преодоление чрезвычайных ситуаций, складывающихся вследствие этих условий.
Таким образом, в учебной дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" соединены тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.
1. Цель дисциплины
Формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Изучением дисциплины достигается понимание того, что реализация требований безопасности жизнедеятельности гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека в различных жизненных ситуациях и готовит его к рациональным действиям при возникновении экстремальных условий.
Задачи дисциплины
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
- негативные факторы в системе «человек – среда обитания»;
- воздействие негативных факторов на человека и среду его обитания;
- теоретические основы безопасности жизнедеятельности при чрезвычайных ситуациях, способы защиты населения от них;
- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;
- анатомо-физиологические последствия воздействия на человека
травмирующих, вредных и поражающих факторов;
- методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработки моделей
их последствий;
- основы организации и проведения аварийно-спасательных и других
неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций;
- методики подготовки формирований и обучения населения вопросам безопасности жизнедеятельности; 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В процессе освоения программы студенты должны овладеть рядом практических навыков и уметь:
- прогнозировать и оценивать последствия чрезвычайных ситуаций;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты населения при чрезвычайных ситуациях;
- принимать решения по целесообразным действиям в чрезвычайных ситуациях;
- усвоить правила оказания первой медицинской помощи.
3. Объём дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего часов
| Распределение по семестрам
| 5
| 6
| Общая трудоёмкость дисциплины
| 100
|
| 100
| Лекции
| 32
|
| 32
| Практические занятия
| 16
|
| 16
| Всего самостоятельная работа
| 52
|
| 52
| Другие виды (РГЗ, рефераты и др.)
|
|
|
| Вид итогового контроля (зачёт, экзамен)
|
|
| зачёт
|
4. Содержание дисциплины
4.1. Введение в предмет
Общие сведения о предмете. Актуальность предмета. Основные понятия. Роль и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Безопасность жизнедеятельности человека и среда его обитания. Опасности и их источники. Безопасность, системы безопасности. Основы физиологии труда и обеспечение комфортных условий жизнедеятельности. Влияние негативных факторов на безопасность жизнедеятельности человека в среде его обитания и защита от них. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. Мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Устойчивость функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях. Управление безопасностью жизнедеятельности. 4. 2. Анализ опасностей
Понятия и аппарат анализа опасностей. Предмет анализа опасностей. Объекты анализа системы «человек – техника (технология) – общество – среда (среда обитания)» (ЧТОС). ЧП. Несчастный случай. Отказ. Инцидент. Источник опасности. Опасная зона. Ущерб. Техника вычислений вероятностей ЧП. Качественный анализ опасностей. Общий подход к анализу опасностей. Предварительный анализ опасностей (ПАО). Анализ последствий отказов (АПО). Анализ опасностей с помощью дерева последствий потенциального ЧП (АОДПО). Анализ опасностей методом потенциальных отклонений (АОМПО). Анализ ошибок персонала (АОП). Причинноследственный анализ (ПСА).
Количественный анализ опасностей. Функция опасностей для системы ЧМС и ЧТОС. Подсистемы и ЧП, ИЛИ, И. Численный анализ риска. Коэффициент (показатель) частоты. Коэффициент (показатель) тяжести. Анализ последствий ЧП.
Производственный травматизм причины и меры борьбы с ним. Регистрация, учёт и анализ несчастных случаев, связанных с производством. Отдельные виды травм и их профилактика. 4.3. Негативные факторы в системе «человек – среда обитания»
Классификация негативных факторов, негативные факторы естественного и антропогенного происхождения. Стихийные явления и источники естественных негативных факторов в атмосфере, космосе, гидросфере и литосфере. Техногенные источники негативных факторов. Виды, источники и уровни факторов производственной среды, оказывающие негативное влияние на здоровье и производственную деятельность работников предприятий. Виды и масштабы негативного воздействия производственной деятельности на окружающую природную среду. Экологическая безопасность и экологическое равновесие. Принципы обеспечения экологического равновесия. Источники и уровни негативных факторов бытовой среды. Город как источник опасности.
Воздействие негативных факторов на человека и среду его обитания. Вредные и сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ). Классификация, агрегатное состояние, основные физико-технические характеристики, пути поступления в организм человека, поражающее действие, предельно допустимые концентрации СДЯВ в различных средах.
Источники радиации, виды радиоактивных излучений, внешнее и внутренне облучение людей. Вредные негативные факторы воздействия на человека и среду его обитания пожаров и взрывов. Возбудители особо опасных инфекционных заболевания человека, животных и растений. Бактерии, вирусы, риккетсии, грибки, токсины. |