Скачать 385.88 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского Географический факультет УТВЕРЖДАЮ проректор по учебно-методической работе _____________ Е. Г. Елина "____" __________________2011 г. Рабочая программа модуля УПРАВЛЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль подготовки География Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Заочная Саратов, 2011 год
Целями освоения модуля «Управление и организация учебного процесса» являются:
2. Место модуля в структуре ООП бакалавриата Модуль «Управление и организация учебного процесса» входит в вариативную часть профессионального цикла. Курс расценивается как один из базовых по своей методологической и предметно-содержательной значимости в подготовке бакалавров. Для изучения данного курса студентам необходимы базовые знания, полученные при изучении таких дисциплин как: методика обучения и воспитания географии, современные средства оценивания результатов обучения, методология и методика научно-педагогического исследования, современные учебники географии, ролевые игры в географии. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения модуля «Управление и организация учебного процесса» ОК – 3. Способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; ОК – 7. Готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе; ОК – 8. Готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовностью работать с компьютером как средством управления информацией; ОК – 13. Готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности; ОК – 16. Использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики; ОПК – 1. Осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; ОПК – 2. Способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; ОПК – 3. Владеть основами речевой профессиональной культуры; ОПК – 4. Способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности; ПК – 1. Способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях; ПК – 5. Готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса; ПК – 6. Способность организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников; ПК – 8. Способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; ПК – 9. Способность профессионально взаимодействовать с участниками культурно просветительской деятельности; В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
4. Структура и содержание модуля «Управление и организация учебного процесса» Модуль «Управление и организация учебного процесса» состоит из четырёх частей: «Географическая культура в школьном образовании», «Школоведение», «Педагогическое общение» и «Научные основы школьных курс». Его трудоёмкость составляет 12 зачётных единиц (432 часа). Часть 1. «Географическая культура в школьном образовании» Общая трудоемкость раздела 1. составляет 4 зачетные единицы (144 часа).
Предмет, методы исследования. Дифференциация, интеграция географии. Сквозные направления. Основные школы в географии. Объект и предмет современной географии. Внутренняя структура географической науки. Связь географии с другими науками: историей, экономикой, статистикой, математикой, информатикой, экологией, биологией, геологией и другими науками. Экологизация, гуманизация, социологизация, математематизация, информатизация географии. Место географии в системе научного знания. Дифференциация и интеграция в географии. Основные школы в географической науке. Учения, теории, гипотезы, концепции в школьной географии . Учения в школьной географии: о природопользовании, о Мировом океане, о почвах, биосфере, ноосфере, географической оболочке, географической зональности, природном комплексе, ландшафте, экономико-географическом положении, ТПК, о карте. Теории в школьной географии: прогнозирования, устойчивого развития, регионального развития, географических оценок, природного и техногенного риска, литосферных плит, размещения производительных сил, экономического районирования, мирового хозяйства, демографического перехода, центральных мест. Гипотезы: космогоническая, дрейфа материков, парникового эффекта, заселения материков. Концепции в школьной географии: геотехнических систем, мониторинга окружающей среды, поляризованного ландшафта, географической экспертизы, природно-ресурсного потенциала, ЭПЦ геополитики, историко-культурных регионов. Формирование научного мышления. Язык географии. Традиционные подходы: территориальный, региональный, страноведческий, комплексный, исторический, новые подходы: системный, проблемный, экологический, конструктивный, поведенческий.. Научные методы: описания, картографический, сравнительного анализа, статистический, моделирования. Язык школьной географии: понятия, термины, представления, цифры, факты, названия, язык карты. Перечень лабораторных работ:
Часть 2. «Школоведение» Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).
Принципы государственной политики в области образования. Типы образовательных учреждений и органы руководства ими. Основные положения «Закона об образовании». Демократизация управления школой. Устав школы. Взаимодействие школы и органов образования. Стандарт образования. Типы образовательных учреждений, их характеристика (общеобразовательные школы, лицеи, колледжи, учреждения дополнительного образования, учреждения специальные (коррекционные)). Требования к руководителю школы. Деятельность руководителя образовательного учреждения. Внутришкольный контроль и руководство. Планирование работы в школе. Виды планирования. Распределение обязанностей. Упорядочивание труда учителя. Школьная документация. Методическая работа в школе и аттестация педагогического коллектива. Содержание и методика работы педагогического совета. Предметные методические объединения. Самообразование учителей. Организация помощи молодому учителю. Педагогическое мастерство. Работа по повышению квалификации и аттестации педагогических кадров. Перечень лабораторных работ
Часть 3. «Педагогическое общение» Общая трудоемкость части 3. составляет 3 зачетные единицы (108 часов).
Педагогическое общение. Виды функции и стили общения. Педагогическое общение. Функции общения. Стиль педагогического руководства. Классификация стилей. Формирование стиля педагогического общения. Психология общения. Виды общения. Типы общения. Понятие общения. Функции и стороны и средства общения. Факторы, влияющие на общение. Требования к педагогическому общению. Коммуникативные способности и культура: анкетные и внешние данные, двигательная активность, речевые особенности, склад ума и дарования, эмоционально-чувственная сфера, деловые качества личности, социально профессиональная направленность, нравственная направленность, отношение к другим людям, отношение к самому себе. Общие и индивидуальные принципы педагогического общения. Профессиональная культура общения учителя. Характер и виды педагогического общения. Предпосылки продуктивного общения. Барьеры восприятия информации. Уровни информации. Невербальное общение: позы, взгляд, жесты, голос, мимика, одежда и внешний вид учителя. Структура общения на уроке. Авторитарный, демократический и либеральные стили общения. Организация урока. Деловые и ситуационно-ролевая игра как способ организации активного общения. Психологическая установка как средство управление эмоционально-волевой сферой. Настроение учителя как социально-психологический механизм оптимизации педагогического общения. Морально-психологический климат в педагогическом коллективе. Формальные и неформальные связи в учебном учреждении. Общественное мнение и его формирование. Вкусы, влечение и дружба и их влияние на характер взаимоотношений в коллективе. Понятие конфликт как социальный феномен. Структура конфликта (проблема-противоречие, конфликтная ситуация, участники, инцидент). Конструктивные и деструктивные конфликты в педагогической деятельности. Основные модели поведения личности в конфликте. Технология разрешения конфликта. Сигналы конфликта (дискомфорт, инцидент, недоразумение, напряжение, кризис). Технологические цепочки разрешения конфликтов. Управление разрешением конфликта. Правила поведения для конфликтных людей. Возрастная периодизация педагогических конфликтов. Технологии продуктивного общения среди учащихся. Формы общения среди учащихся. Конфликты. Их классификации и профилактика. Конфликты и их классификации: внутриличностные, межличностные, межгрупповые. Причины конфликтов. Управление конфликтами. Технология урегулирования конфликтов. Профилактика конфликтов. Перечень лабораторных работ к части 3. «Педагогическое общение»
Часть 4. «Научные основы школьных курсов» Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
Содержание учебного предмета. Понятие «Стандарт географического образования». Содержание и структура стандарта географического образования. Школьная программа по географии. Принципы и особенности построения школьной программы. Основные разделы программы. Виды программ. Система географических понятий. Учебники по географии. Виды учебников по географии в школе и их сравнительная характеристика. Требования к современному учебнику географии. Учебно методический (УМК) по географии для учителя и учащегося. Дидактический материал, органайзеры, хрестоматии, словари, справочники для учителя и учащихся. Основные принципы построения школьного курса географии. Принцип научности обучения и его осуществление. Решение проблемы усиления научных основ школьных курсов географических дисциплин. Преемственность между курсами физической и социально-экономической географии. Принцип научности и стабильности учебников по географии. Структурная концепция школьной географии. Два основных подхода в структуре школьного географического образования: общеотраслевой и регионально-страноведческий. Их сочетание в рабочих программах и школьных учебниках. Понятие комплексное страноведение и методика изучения. Зарубежный опыт. Развитие внутрипредметных и межпредметных связей в школьной географии. Перечень лабораторных работ:
5. Образовательные технологии При реализации учебной работы в форме лекций используются различные формы визуализации наглядного материала (мультимедийные презентации MS PowerPoint, таблицы, настенные карты и атласы) При проведении практических занятий применяется система устных докладов студентов, подготовленных ими в ходе самостоятельной работы. Доклады завершаются дискуссией по основным вопросам, затронутых в устных сообщениях. При реализации учебной работы в форме лабораторных занятий студенты работают с атласами и контурными картами, выполняют задания, связанные с построением и анализом карт, графиков, таблиц, схем и диаграмм. В ходе реализации различных видов учебной работы по освоению курса «Школоведение» используются образовательные технологии, направленные на развитие творческой активности и инициативы студента, повышения уровня его мотивации, ответственности за качество освоения образовательной программы. Используемые активные инновационные методы позволяют формировать требуемые образовательной программой общекультурные и профессиональные компетенции. - Проблемная лекция. Используется при освоении следующих тем дисциплины: |
Рабочая программа профессионального модуля организация процесса приготовления... Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Рабочая программа профессионального модуля организация процесса приготовления... Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | ||
Тема Ознакомление с Уставом Удгу и Положением об иэиУ >(0,5 часа) Организация учебного процесса по специальности 081100 «государственное и муниципальное управление» | Тема Ознакомление с Уставом Удгу и Положением об иэиУ >(0,5 часа) Организация учебного процесса по специальности 081100 «государственное и муниципальное управление» | ||
Рабочая программа профессионального модуля организация процесса приготовления... Ля «Организация процесса приготовления и приготовление сложной горячей кулинарной продукции» разработана на основе Федерального государственного... | Рабочая программа профессионального модуля пм. 02 Организация обслуживания... Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | ||
Рабочая программа профессионального модуля пм. 02 Организация процесса... ПМ. 02 Организация процесса приготовления и приготовление сложной холодной кулинарной продукции | Рабочая программа профессионального модуля организация питания в... Рабочая программа профессионального модуля «Организация питания в организациях общественного питании» разработана на основе Федерального... | ||
Рабочая программа по дисциплине «Организация пассажирских перевозок»... Рабочая программа составлена Каликиной Т. Н. доцентом кафедры «Управление эксплуатационной работой» | Рабочая программа по дисциплине сд 02. Грузоведение Рабочая программа составлена на основании гос впо и учебного плана мгту по специальности 190701 Организация перевозок и управление... | ||
Рабочая программа по дисциплине сд. 01 Общий курс транспорта Рабочая программа составлена на основании гос впо и учебного плана мгту по специальности 190701 Организация перевозок и управление... | Рабочая программа по дисциплине сд. 07. 6 Организация пассажирских перевозок Рабочая программа составлена на основании гос впо по специальности (направлению) 080502 Экономика и управление на предприятии (по... | ||
Рабочая программа по дисциплине сд. 10. Организация, управление и планирование в строительстве Рабочая программа составлена на основании гос впо и учебного плана мгту по специальности (направлению) 270102 Промышленное гражданское... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Управление и организация... Радион М. А. Управление и организация внешнеэкономической деятельности [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп».... | ||
Рабочая программа по дисциплине Подвижной состав: техническое обслуживание... Рабочая программа составлена на основании гос спо и учебного плана специальности 190701 Организация перевозок и управление на транспорте... | Рабочая программа по дисциплине Подвижной состав: техническое обслуживание... Рабочая программа составлена на основании гос спо и учебного плана специальности 190701 Организация перевозок и управление на транспорте... |