Рабочая программа модуля управление и организация учебного процесса





Скачать 385.88 Kb.
НазваниеРабочая программа модуля управление и организация учебного процесса
страница1/3
Дата публикации09.06.2015
Размер385.88 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского

Географический факультет

УТВЕРЖДАЮ

проректор по учебно-методической работе _____________ Е. Г. Елина

"____" __________________2011 г.

Рабочая программа модуля

УПРАВЛЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


Направление подготовки

050100 Педагогическое образование


Профиль подготовки

География


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

Заочная

Саратов,

2011 год

  1. Цели освоения модуля «Управление и организация учебного процесса»


Целями освоения модуля «Управление и организация учебного процесса» являются:

  • совершенствование и повышение уровня преподавания географии с учетом общей географической культуры;

  • выработка у студентов понимания научных и методологических основ географии;

  • совершенствование географическое мышления;

  • оценивание реформирования школьного образования в стране и за рубежом;

  • развитие творческих способностей и формирование научного мировоззрения;

  • вооружение студентов знаниями организации отечественного школьного образования,

  • подготовка бакалавров к исследованию деятельности должностных лиц в школе, форм и методов руководства учебно-воспитательным процессом в учебном заведении;

  • формирование у студентов культуры педагогического общения;

  • совершенствование и повышение уровня преподавания географии с учетом общей географической культуры;

  • совершенствование географическое мышления;

  • выработка у студентов понимания научных и методологических основ географии;

  • оценивание реформирования школьного образования в стране и за рубежом;

  • развитие творческих способностей и формирование научного мировоззрения.


2. Место модуля в структуре ООП бакалавриата
Модуль «Управление и организация учебного процесса» входит в вариативную часть профессионального цикла. Курс расценивается как один из базовых по своей методологической и предметно-содержательной значимости в подготовке бакалавров. Для изучения данного курса студентам необходимы базовые знания, полученные при изучении таких дисциплин как: методика обучения и воспитания географии, современные средства оценивания результатов обучения, методология и методика научно-педагогического исследования, современные учебники географии, ролевые игры в географии.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения модуля «Управление и организация учебного процесса»
ОК – 3. Способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

ОК – 7. Готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;

ОК – 8. Готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовностью работать с компьютером как средством управления информацией;

ОК – 13. Готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

ОК – 16. Использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики;

ОПК – 1. Осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

ОПК – 2. Способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

ОПК – 3. Владеть основами речевой профессиональной культуры;

ОПК – 4. Способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

ПК – 1. Способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

ПК – 5. Готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса;

ПК – 6. Способность организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников;

ПК – 8. Способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

ПК – 9. Способность профессионально взаимодействовать с участниками культурно просветительской деятельности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:

  • основные географические понятия, определения, номенклатуру;

  • общие представления о предмете, структуре, об основных научных направлениях в географической науке;

  • методологию педагогических исследований проблем образования (обучения, воспитания, социализации);

  • закономерности управления школой;

  • сущность и структуру процессов обучения и воспитания;

  • особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;

  • тенденции развития современных концепций и теорий образования, особенности современного этапа развития образования в мире;

  • теории и технологии обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса;

  • современные требования управления школой;

  • сущность и структуру процессов обучения и воспитания;

  • особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;

  • тенденции развития современных концепций и теорий образования, особенности современного этапа развития образования в мире;

  • теории и технологии обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса;

  • способы профессионального самопознания и саморазвития;

  • историю возникновения географии, основные категории и понятий;

  • общие представления о предмете, структуре, об основных научных направлениях, законах географической науки;

  • основные концепции географической науки.


Уметь:

  • оперировать географической терминологией;

  • анализировать учебные программы, школьные учебники;

  • моделировать урок;

  • системно анализировать и выбирать образовательные концепции;

  • применять на практике научные знания и навыки;

  • анализировать и выбирать образовательные концепции;

  • использовать методы педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;

  • проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий;

  • осуществлять педагогическую деятельность с разными возрастными группами и в различных типах образовательных учреждений;

  • создавать педагогически целесообразную образовательную среду;

  • анализировать и выбирать образовательные концепции;

  • использовать методы педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;

  • проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий;

  • осуществлять педагогическую деятельность с разными возрастными группами и в различных типах образовательных учреждений;

  • создавать педагогически целесообразную образовательную среду;

  • осуществлять принцип научности и доступности в обучении географии;

  • анализировать содержание учебных программ, школьных учебников;

  • пользоваться учебно-методической литературой по географии;

  • проводить научно-исследовательскую работу в рамках изучения географии в школе.


Владеть:

  • навыками работы со специализированной литературой;

  • методологией географических исследований;

  • знаниями для решения исследовательских и прикладных задач;

  • способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы);

  • способами организации и осуществления проектной и инновационной деятельности в образовании;

  • различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

  • способами совершенствования профессиональных знаний и умений.

  • способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы);

  • способами организации и осуществления проектной и инновационной деятельности в образовании;

  • различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

  • способами совершенствования профессиональных знаний и умений.

  • навыками работы со специализированной литературой;

  • методологией географических исследований;

  • знаниями для решения исследовательских и прикладных задач.



4. Структура и содержание модуля «Управление и организация учебного процесса»
Модуль «Управление и организация учебного процесса» состоит из четырёх частей: «Географическая культура в школьном образовании», «Школоведение», «Педагогическое общение» и «Научные основы школьных курс». Его трудоёмкость составляет 12 зачётных единиц (432 часа).
Часть 1. «Географическая культура в школьном образовании»
Общая трудоемкость раздела 1. составляет 4 зачетные единицы (144 часа).




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Лабораторные

Практические

Самостоятельная работа




1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Предмет, методы исследования. Дифференциация, интеграция географии. Сквозные направления. Основные школы в географии

8




2







34

Устный контроль

2.

Учения, теории, гипотезы, концепции в школьной географии

9







10




60

Устный контроль

3.

Формирование научного мышления. Язык географии

9




4







25

Устный контроль

Всего







6

10




119

Экзамен


Предмет, методы исследования. Дифференциация, интеграция географии. Сквозные направления. Основные школы в географии.
Объект и предмет современной географии. Внутренняя структура географической науки. Связь географии с другими науками: историей, экономикой, статистикой, математикой, информатикой, экологией, биологией, геологией и другими науками. Экологизация, гуманизация, социологизация, математематизация, информатизация географии.

Место географии в системе научного знания. Дифференциация и интеграция в географии. Основные школы в географической науке.

Учения, теории, гипотезы, концепции в школьной географии .
Учения в школьной географии: о природопользовании, о Мировом океане, о почвах, биосфере, ноосфере, географической оболочке, географической зональности, природном комплексе, ландшафте, экономико-географическом положении, ТПК, о карте. Теории в школьной географии: прогнозирования, устойчивого развития, регионального развития, географических оценок, природного и техногенного риска, литосферных плит, размещения производительных сил, экономического районирования, мирового хозяйства, демографического перехода, центральных мест. Гипотезы: космогоническая, дрейфа материков, парникового эффекта, заселения материков. Концепции в школьной географии: геотехнических систем, мониторинга окружающей среды, поляризованного ландшафта, географической экспертизы, природно-ресурсного потенциала, ЭПЦ геополитики, историко-культурных регионов.

Формирование научного мышления. Язык географии.
Традиционные подходы: территориальный, региональный, страноведческий, комплексный, исторический, новые подходы: системный, проблемный, экологический, конструктивный, поведенческий.. Научные методы: описания, картографический, сравнительного анализа, статистический, моделирования. Язык школьной географии: понятия, термины, представления, цифры, факты, названия, язык карты.
Перечень лабораторных работ:

  1. Иерархия научных знаний:

  2. Современный этап перестройки школы школьного образования.

  3. Формирование геогр. мышления.

  4. Знакомство с научными методами.

  5. Язык школьной географии.


Часть 2. «Школоведение»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).




п/п

Наименование темы

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Практические

Лабораторные

Самостоятельная работа

1.

Принципы государственной политики в области образования. Типы образовательных учреждений и органы руководства ими.

8




2

-



34

Устный и письменный контроль

2.

Планирование работы в школе.

9




2

-

4

26

Устный и письменный контроль

3.

Методическая работа в школе и аттестация педагогического коллектива.

9




2

-


6

28

Устный и письменный контроль

Итого







6

-

10

88

Зачет


Принципы государственной политики в области образования. Типы образовательных учреждений и органы руководства ими.
Основные положения «Закона об образовании». Демократизация управления школой. Устав школы. Взаимодействие школы и органов образования. Стандарт образования. Типы образовательных учреждений, их характеристика (общеобразовательные школы, лицеи, колледжи, учреждения дополнительного образования, учреждения специальные (коррекционные)). Требования к руководителю школы. Деятельность руководителя образовательного учреждения. Внутришкольный контроль и руководство.
Планирование работы в школе.
Виды планирования. Распределение обязанностей. Упорядочивание труда учителя. Школьная документация.
Методическая работа в школе и аттестация педагогического коллектива.
Содержание и методика работы педагогического совета. Предметные методические объединения. Самообразование учителей. Организация помощи молодому учителю. Педагогическое мастерство. Работа по повышению квалификации и аттестации педагогических кадров.
Перечень лабораторных работ

  1. Органы внутришкольного управления.

  2. Два вида управления школой

  3. Планирование работы школы

  4. Организационное строение педагогического коллектива


Часть 3. «Педагогическое общение»
Общая трудоемкость части 3. составляет 3 зачетные единицы (108 часов).




п/п

Наименование темы

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Практические

Лабораторные

Самостоятельная работа




1

Педагогическое общение. Виды функции и стили общения.

8




2





34

Устный и письменный контроль

2

Конфликты. Их классификации и профилактика.

9




2



8

58

Устный и письменный контроль

Итого







4



8

92

Зачет


Педагогическое общение. Виды функции и стили общения.
Педагогическое общение. Функции общения. Стиль педагогического руководства. Классификация стилей. Формирование стиля педагогического общения. Психология общения. Виды общения. Типы общения. Понятие общения. Функции и стороны и средства общения. Факторы, влияющие на общение. Требования к педагогическому общению. Коммуникативные способности и культура: анкетные и внешние данные, двигательная активность, речевые особенности, склад ума и дарования, эмоционально-чувственная сфера, деловые качества личности, социально профессиональная направленность, нравственная направленность, отношение к другим людям, отношение к самому себе. Общие и индивидуальные принципы педагогического общения. Профессиональная культура общения учителя. Характер и виды педагогического общения. Предпосылки продуктивного общения. Барьеры восприятия информации. Уровни информации. Невербальное общение: позы, взгляд, жесты, голос, мимика, одежда и внешний вид учителя. Структура общения на уроке. Авторитарный, демократический и либеральные стили общения. Организация урока. Деловые и ситуационно-ролевая игра как способ организации активного общения. Психологическая установка как средство управление эмоционально-волевой сферой. Настроение учителя как социально-психологический механизм оптимизации педагогического общения. Морально-психологический климат в педагогическом коллективе. Формальные и неформальные связи в учебном учреждении. Общественное мнение и его формирование. Вкусы, влечение и дружба и их влияние на характер взаимоотношений в коллективе. Понятие конфликт как социальный феномен. Структура конфликта (проблема-противоречие, конфликтная ситуация, участники, инцидент). Конструктивные и деструктивные конфликты в педагогической деятельности. Основные модели поведения личности в конфликте. Технология разрешения конфликта. Сигналы конфликта (дискомфорт, инцидент, недоразумение, напряжение, кризис). Технологические цепочки разрешения конфликтов. Управление разрешением конфликта. Правила поведения для конфликтных людей. Возрастная периодизация педагогических конфликтов. Технологии продуктивного общения среди учащихся. Формы общения среди учащихся.
Конфликты. Их классификации и профилактика.
Конфликты и их классификации: внутриличностные, межличностные, межгрупповые. Причины конфликтов. Управление конфликтами. Технология урегулирования конфликтов. Профилактика конфликтов.
Перечень лабораторных работ к части 3. «Педагогическое общение»

  1. Сущность педагогического общения. Функции общения.

  2. Стиль педагогического руководства. Классификация стилей. Формирование стиля педагогического общения.

  3. Психология общения. Виды общения. Каналы общения. Типы общения.

  4. Классификация конфликтов: внутриличностные, межличностные, межгрупповые. Причины конфликтов

  5. Управление конфликтами. Источник и причины конфликта.

  6. Профилактика конфликтов.

  7. Технология урегулирования конфликтов.


Часть 4. «Научные основы школьных курсов»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Лабораторные

Практические

Самостоятельная работа




1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Содержание учебного предмета

7




2







32

Устный контроль

2.

Учебники по географии

8







2




8

Устный контроль

3.

Принципы построения школьного курса географии

8




2







10

Устный контроль

4.

Концепция школьной географии

8







2




10

Устный контроль

Всего







4

4




60

Зачет


Содержание учебного предмета.
Понятие «Стандарт географического образования». Содержание и структура стандарта географического образования. Школьная программа по географии. Принципы и особенности построения школьной программы. Основные разделы программы. Виды программ. Система географических понятий.
Учебники по географии.
Виды учебников по географии в школе и их сравнительная характеристика. Требования к современному учебнику географии. Учебно методический (УМК) по географии для учителя и учащегося. Дидактический материал, органайзеры, хрестоматии, словари, справочники для учителя и учащихся.
Основные принципы построения школьного курса географии.
Принцип научности обучения и его осуществление. Решение проблемы усиления научных основ школьных курсов географических дисциплин. Преемственность между курсами физической и социально-экономической географии. Принцип научности и стабильности учебников по географии.



Структурная концепция школьной географии.
Два основных подхода в структуре школьного географического образования: общеотраслевой и регионально-страноведческий. Их сочетание в рабочих программах и школьных учебниках. Понятие комплексное страноведение и методика изучения. Зарубежный опыт. Развитие внутрипредметных и межпредметных связей в школьной географии.
Перечень лабораторных работ:

  1. Новые технологии обучения

  2. Учебные издательства и новые школьные учебники географии с 6 по 10 классы


5. Образовательные технологии



При реализации учебной работы в форме лекций используются различные формы визуализации наглядного материала (мультимедийные презентации MS PowerPoint, таблицы, настенные карты и атласы)

При проведении практических занятий применяется система устных докладов студентов, подготовленных ими в ходе самостоятельной работы. Доклады завершаются дискуссией по основным вопросам, затронутых в устных сообщениях.

При реализации учебной работы в форме лабораторных занятий студенты работают с атласами и контурными картами, выполняют задания, связанные с построением и анализом карт, графиков, таблиц, схем и диаграмм.

В ходе реализации различных видов учебной работы по освоению курса «Школоведение» используются образовательные технологии, направленные на развитие творческой активности и инициативы студента, повышения уровня его мотивации, ответственности за качество освоения образовательной программы. Используемые активные инновационные методы позволяют формировать требуемые образовательной программой общекультурные и профессиональные компетенции.

- Проблемная лекция. Используется при освоении следующих тем дисциплины:
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа модуля управление и организация учебного процесса iconРабочая программа профессионального модуля организация процесса приготовления...
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Рабочая программа модуля управление и организация учебного процесса iconРабочая программа профессионального модуля организация процесса приготовления...
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Рабочая программа модуля управление и организация учебного процесса iconТема Ознакомление с Уставом Удгу и Положением об иэиУ >(0,5 часа)
Организация учебного процесса по специальности 081100 «государственное и муниципальное управление»
Рабочая программа модуля управление и организация учебного процесса iconТема Ознакомление с Уставом Удгу и Положением об иэиУ >(0,5 часа)
Организация учебного процесса по специальности 081100 «государственное и муниципальное управление»
Рабочая программа модуля управление и организация учебного процесса iconРабочая программа профессионального модуля организация процесса приготовления...
Ля «Организация процесса приготовления и приготовление сложной горячей кулинарной продукции» разработана на основе Федерального государственного...
Рабочая программа модуля управление и организация учебного процесса iconРабочая программа профессионального модуля пм. 02 Организация обслуживания...
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Рабочая программа модуля управление и организация учебного процесса iconРабочая программа профессионального модуля пм. 02 Организация процесса...
ПМ. 02 Организация процесса приготовления и приготовление сложной холодной кулинарной продукции
Рабочая программа модуля управление и организация учебного процесса iconРабочая программа профессионального модуля организация питания в...
Рабочая программа профессионального модуля «Организация питания в организациях общественного питании» разработана на основе Федерального...
Рабочая программа модуля управление и организация учебного процесса iconРабочая программа по дисциплине «Организация пассажирских перевозок»...
Рабочая программа составлена Каликиной Т. Н. доцентом кафедры «Управление эксплуатационной работой»
Рабочая программа модуля управление и организация учебного процесса iconРабочая программа по дисциплине сд 02. Грузоведение
Рабочая программа составлена на основании гос впо и учебного плана мгту по специальности 190701 Организация перевозок и управление...
Рабочая программа модуля управление и организация учебного процесса iconРабочая программа по дисциплине сд. 01 Общий курс транспорта
Рабочая программа составлена на основании гос впо и учебного плана мгту по специальности 190701 Организация перевозок и управление...
Рабочая программа модуля управление и организация учебного процесса iconРабочая программа по дисциплине сд. 07. 6 Организация пассажирских перевозок
Рабочая программа составлена на основании гос впо по специальности (направлению) 080502 Экономика и управление на предприятии (по...
Рабочая программа модуля управление и организация учебного процесса iconРабочая программа по дисциплине сд. 10. Организация, управление и планирование в строительстве
Рабочая программа составлена на основании гос впо и учебного плана мгту по специальности (направлению) 270102 Промышленное гражданское...
Рабочая программа модуля управление и организация учебного процесса iconРабочая учебная программа по дисциплине «Управление и организация...
Радион М. А. Управление и организация внешнеэкономической деятельности [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп»....
Рабочая программа модуля управление и организация учебного процесса iconРабочая программа по дисциплине Подвижной состав: техническое обслуживание...
Рабочая программа составлена на основании гос спо и учебного плана специальности 190701 Организация перевозок и управление на транспорте...
Рабочая программа модуля управление и организация учебного процесса iconРабочая программа по дисциплине Подвижной состав: техническое обслуживание...
Рабочая программа составлена на основании гос спо и учебного плана специальности 190701 Организация перевозок и управление на транспорте...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск