Скачать 184.74 Kb.
|
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ГЛАВЫ ГОРОДА АСБЕСТ Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала» 2006 - 2007 учебный год Комплект материалов для проведения городской олимпиады по физике г. Асбест 2006 г Подготовлено программным комитетом проведения городских Олимпиад. Составитель: Толкачёв Вячеслав Владимирович, учитель физики средней школы №24 г. Асбеста Свердловской обл., I квалификационная категория Содержание Пояснительная записка……………………………………... 9 класс………………………………………………………….. 10 класс………………………………………………………… 11 класс………………………………………………………… Уважаемые коллеги! Замечания и предложения по качеству заданий и технологии проведения Олимпиады по физике направляйте представителю программного комитета городского тура Олимпиад по электронной почте: tolk@intersat.ru Пояснительная записка Комплект материалов включает в себя набор заданий, решения предложенных задач, методические рекомендации и критерии оценивания работ участников олимпиады. Задания городского тура Олимпиады по физике составлены в соответствии с минимумом содержания образования по физике, но рассчитаны на учащихся, проявляющих интерес к изучению предмета, занимающихся на факультативных и элективных курсах. Содержание заданий для всех параллелей имеет практическую направленность, что обусловлено внедрением в систему школьного образования компетентностного подхода, который предполагает развитие у учащихся навыков адекватного реагирования на нестандартные, но важные с практической точки зрения, ситуации. На выполнение работы участникам олимпиады отводится ЧЕТЫРЕ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ЧАСА. Все необходимые для решения задач данные приведены в условиях и на рисунках. В части задач необходимо получить расчетную формулу и вычислить искомую величину. Ряд задач требуют лишь качественного анализа ситуации, логичного и физически корректного обоснования выбранного ответа. В связи с внедрением стандартизованных подходов к оцениванию учебных достижений и перспективой введения Единого государственного экзамена, а также учитывая положительный опыт и отзывы педагогов в прошлом учебном году ключи составлены с подробной разбалловкой по этапам решения. Такой подход необходим по целому ряду причин. Во-первых, работы окружного тура проверяет жюри городской олимпиады и таким образом определяются не только победители и призеры городского тура, но и участники окружного, что требует единого стандартизованного подхода к оцениванию работ учащихся. Немаловажным является идеологический аспект технологии стандартизованного оценивания учебных достижений, сформированности ключевых компетентностей учащихся, что является неотъемлемой частью реализации норм НРК ГОС. Хорошо было воспринято участниками олимпиады и введение в оценивание олимпиадных работ «бонусных» 5 баллов за каждую полностью решенную задачу. Практика проверки работ учащихся показывает, что набирая по нескольку баллов за каждую задачу, но не доводя их решение до логического завершения, учащиеся имеют возможность стать призерами олимпиады. Социально значимой компетентностью напротив является способность доводить начатое дело до конца. Возможность заработать дополнительные баллы, решая даже не самую сложную задачу, способствует при проведении олимпиады созданию атмосферы успешности. В то же время такой подход отсекает от пьедестала почета тех, кто не в состоянии решать физические задачи олимпиадного уровня. Олимпиада по физике, 9 класс 1. Автомобиль первую треть пути проехал со скоростью 60 км/ч, а оставшееся расстояние со скоростью 90 км/ч. Определите среднюю скорость автомобиля. 20 баллов 2. Товарный поезд идет со скоростью 10 м/с. Спустя 30 минут с той же станции по тому же направлению вышел экспресс со скоростью 72 км/ч. Через какое время после выхода товарного поезда и на каком расстоянии от станции экспресс нагонит товарный поезд? 15 баллов 3. Амперметр, включенный в цепь, состоящую из источника тока и электрической лампы а, показывает некоторую силу тока. Как изменится показание амперметра, если в эту цепь включить еще одну лампу б? 15 баллов 4. Ледяной кубик с воздушными пузырьками аккуратно положили в кастрюлю, доверху заполненную водой. Часть воды вылилась через край, и верхняя грань кубика, параллельная поверхности воды, стала выступать над ней на высоту h = 2 см. Какой объем V1 воды вылился из кастрюли сразу после опускания кубика? Какой объем V2 воды дополнительно вытечет из кастрюли к тому времени, когда кубик полностью расплавится? (Плотность воды 1000 кг/м3, средняя плотность кубика - 800 кг/м3). 25 баллов 5. Молодые люди решили на Новый год угостить своих друзей коктейлем со льдом и 31 декабря в 23.00 поставили ванночку с водой в морозильник. Через 15 минут они заглянули в морозильник и обнаружили, что за это время температура воды понизилась с 16 до 4 ° С. Успеет ли замерзнуть вся вода до наступления Нового года? Когда же будет готов лед? (Удельная теплоемкость воды 4,2 • 103 Дж/кг • оС, удельная теплота плавления льда 3,35 • 105 Дж/кг.) 25 баллов 1. Автомобиль первую треть пути проехал со скоростью 60 км/ч, а оставшееся расстояние со скоростью 90 км/ч. Определите среднюю скорость автомобиля. 20 баллов
2. Товарный поезд идет со скоростью 10 м/с. Спустя 30 минут с той же станции по тому же направлению вышел экспресс со скоростью 72 км/ч. Через какое время после выхода товарного поезда и на каком расстоянии от станции экспресс нагонит товарный поезд? 15 баллов графическое решение
аналитическое решение
3. Амперметр, включенный в цепь, состоящую из источника тока и электрической лампы а, показывает некоторую силу тока. Как изменится показание амперметра, если в эту цепь включить еще одну лампу б? 15 баллов
4. Ледяной кубик с воздушными пузырьками аккуратно положили в кастрюлю, доверху заполненную водой. Часть воды вылилась через край, и верхняя грань кубика, параллельная поверхности воды, стала выступать над ней на высоту h = 2 см. Какой объем V1 воды вылился из кастрюли сразу после опускания кубика? Какой объем V2 воды дополнительно вытечет из кастрюли к тому времени, когда кубик полностью расплавится? (Плотность воды 1000 кг/м3, средняя плотность кубика - 800 кг/м3). 25 баллов
5. Молодые люди решили на Новый год угостить своих друзей коктейлем со льдом и 31 декабря в 23.00 поставили ванночку с водой в морозильник. Через 15 минут они заглянули в морозильник и обнаружили, что за это время температура воды понизилась с 16 до 4 ° С. Успеет ли замерзнуть вся вода до наступления Нового года? Когда же будет готов лед? (Удельная теплоемкость воды 4,2 • 103 Дж/кг • оС, удельная теплота плавления льда 3,35 • 105 Дж/кг.) 25 баллов
Олимпиада по физике, 10 класс 1. Начиная движение автомобиль двигался 5 секунд с ускорением 2 м/с2, а затем проехал с набранной скоростью 200 метров. Определите среднюю скорость автомобиля. 15 баллов 2. Три одинаковые лампы и амперметр включены так, как показано на рисунке. Во сколько раз отличаются показания амперметра при разомкнутом и замкнутом ключе? Напряжение поддерживается постоянным. 20 баллов 3. Небольшое тело пустили вверх по наклонной плоскости, составляющей угол α = 30° с горизонтом. Найдите коэффициент трения тела о плоскость, если время его подъема в два раза меньше времени спуска. 30 баллов 4. На наклонную плоскость, составляющую с горизонтом угол α = 30о, опирается стержень, который может перемещаться только по вертикали благодаря направляющему устройству АВ. С какой скоростью поднимается стержень, если наклонная плоскость движется влево со скоростью u = 10 м/с? 15 баллов 5. Для измерения температуры воды, имеющей массу 66 г, в нее погрузили термометр, который показал температуру 32,4°С. Какова действительная температура воды, если теплоемкость термометра СТ= 1,9 Дж/оС и перед погружением в воду он показывал температуру помещения 17,8°С? (Теплоёмкость – это величина, показывающая какое количество тепловой энергии необходимо для изменения температуры всего тела на 1оС, равна произведению удельной теплоёмкости тела на его массу) 20 баллов 1. Начиная движение автомобиль двигался 5 секунд с ускорением 2 м/с2, а затем проехал с набранной скоростью 200 метров. Определите среднюю скорость автомобиля. 15 баллов
2. Три одинаковые лампы и амперметр включены так, как показано на рисунке. Во сколько раз отличаются показания амперметра при разомкнутом и замкнутом ключе? Напряжение поддерживается постоянным. 20 баллов
3. Небольшое тело пустили вверх по наклонной плоскости, составляющей угол α = 30° с горизонтом. Найдите коэффициент трения тела о плоскость, если время его подъема в два раза меньше времени спуска. 30 баллов
4. На наклонную плоскость, составляющую с горизонтом угол α = 30о, опирается стержень, который может перемещаться только по вертикали благодаря направляющему устройству АВ. С какой скоростью поднимается стержень, если наклонная плоскость движется влево со скоростью u = 10 м/с? 15 баллов
5. Для измерения температуры воды, имеющей массу 66 г, в нее погрузили термометр, который показал температуру 32,4°С. Какова действительная температура воды, если теплоемкость термометра СТ= 1,9 Дж/оС и перед погружением в воду он показывал температуру помещения 17,8°С? (Теплоёмкость – это величина, показывающая какое количество тепловой энергии необходимо для изменения температуры всего тела на 1оС, равна произведению удельной теплоёмкости тела на его массу) 20 баллов
Олимпиада по физике, 11 класс 1. Начиная подъём, ракета движется 10 секунд вертикально вверх с ускорением 3g, после чего перестают работать двигатели. Через какое время с момента старта ракета упадёт на землю? 20 баллов 2. Тело 1 начинает двигаться из точки А по направлению к точке В со скоростью v1 = 10 м/с; одновременно тело 2 начинает двигаться из точки В по направлению к точке С со скоростью v2 = 14 м/с. Расстояние АВ = 200 метров. Угол α = 45о. В какой момент времени t расстояние l между телами 1 и 2 будет минимальным и каково это расстояние? 25 баллов 3. Давление воздуха в шинах автомобиля 500 кПа при температуре 14°С. Во сколько раз уменьшится площадь соприкосновения колес с дорогой, если после поездки температура в шинах повысилась до 57°С? Атмосферное давление 100 кПа. Изменением объема шины можно пренебречь. 25 баллов 4. В цепь включены две одинаковые лампы. При положении ползунка реостата в точке В амперметр А1 показывает силу тока 0,4 А. Что показывают амперметры А и А2? Изменятся ли показания амперметров при передвижении ползунка к точке А? 15 баллов 5 На какую высоту можно было бы поднять груз массой mгр = 103 кг, если бы удалось полностью использовать энергию, освобождающуюся при остывании 1 кг воды от 100° С до 20° С? (удельная теплоёмкость воды 4200 Дж/кг оС) 15 баллов 1. Начиная подъём, ракета движется 10 секунд вертикально вверх с ускорением 3g, после чего перестают работать двигатели. Через какое время с момента старта ракета упадёт на землю? 20 баллов
2. Тело 1 начинает двигаться из точки А по направлению к точке В со скоростью v1 = 10 м/с; одновременно тело 2 начинает двигаться из точки В по направлению к точке С со скоростью v2 = 14 м/с. Расстояние АВ = 200 метров. Угол α = 45о. В какой момент времени t расстояние между телами 1 и 2 будет минимальным и каково это расстояние? 25 баллов
3. Давление воздуха в шинах автомобиля 500 кПа при температуре 14°С. Во сколько раз уменьшится площадь соприкосновения колес с дорогой, если после поездки температура в шинах повысилась до 57°С? Атмосферное давление 100 кПа. Изменением объема шины можно пренебречь. 25 баллов
4. В цепь включены две одинаковые лампы. При положении ползунка реостата в точке В амперметр А1 показывает силу тока 0,4 А. Что показывают амперметры А и А2? Изменятся ли показания амперметров при передвижении ползунка к точке А? 15 баллов
5 На какую высоту можно было бы поднять груз массой mгр = 103 кг, если бы удалось полностью использовать энергию, освобождающуюся при остывании 1 кг воды от 100° С до 20° С? (удельная теплоёмкость воды 4200 Дж/кг оС) 15 баллов
|
Для жюри Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала» Муниципальный... В международную и Российскую Красную книгу исчезающих животных из представителей фауны В. О. включено | Для жюри Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала» Муниципальный... Министерством образования РФ и в соответствие с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего образования,... | ||
Положение о проведении XXXV Свердловской области №684-и от 31. 10. 2012г. «Об организации и проведении XIII областного Фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего... | О проведении 19-й открытой городской олимпиады школьников по геологии в 2012/2013 учебном году «Юные интеллектуалы Среднего Урала». Ответственность за организацию и проведение олимпиады возлагается на мбоу дод горсютур | ||
Конкурс проводится с 1 сентября 2010 года по 15 февраля 2011 года Новоуральской городской территориальной избирательной комиссией и Управления образования Новоуральского городского округа в рамках... | Доклад асбестовского муниципального общеобразовательного учреждения... Место нахождения школы (юридический и фактический адрес): 624260 Свердловская область, город Асбест, улица Садовая, дом 11. телефон... | ||
Отчет о работе образовательного учреждения за 2006-2007 учебный год.... Школьное методическое объединение учителей естественно – гуманитарного цикла работало по плану, намеченному на 2006-2007 учебный... | Отчет «Итоги учебно-методической работы за 2006/2007 учебный год... Обстоятельства, подлежащие доказыванию при расследовании грабежей и разбойных нападений | ||
Публичный отчет директора Гимназии №15 за 2011-2012 учебный год Общая характеристика учреждения «Гимназия №15» города Костромы функционирует на основе лицензии Департамента образования и науки Костромской области (№167279 Серия... | Социологи я планы и программа практических занятий на 2007/2008 учебный год Пермь, 2007 Социология: Планы и программа практических занятий на 2006/07 учебный год / Составители: В. Д. Разинская, О. В. Борисова, О. С. Беляева,... | ||
Доклад о состоянии образовательного процесса гимназии №18 за 2006-2007... Состав учащихся (основные количественные данные, в том числе по классам, возрастам, социальным особенностям семей) 3 | П ланирование работы математического научного общества учащихся на 2006 – 2007 учебный год Планирование работы математического научного общества учащихся на 2006 – 2007 учебный год | ||
Доклад директора гоу сош №867 Островской Л. Т. "Результаты работы... «Столичное образование – 4» по следующим направлениям: дополнительное образование, профильное обучение, образовательная подготовка,... | Постановление от 29. 05. 2013 №1056 о кадровом резерве в администрации... О кадровом резерве в администрации города Нижневартовска и о признании утратившими силу распоряжений Главы города от 29. 12. 2007... | ||
Департамент образования города москвы южное окружное управление образования... Утвердить следующий годовой календарный учебный график гбоу средней общеобразовательной школы №915 на 2013-2014 учебный год | 2006-2007 учебный год С 01. 09. 1995 школа переименована из основной общеобразовательной в среднюю (полную) общую школу. С 01. 09. 2001 года школа получила... |