Между учителем и учеником





Скачать 105.75 Kb.
НазваниеМежду учителем и учеником
Дата публикации21.05.2015
Размер105.75 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Спорт > Документы
МОЯ ФИЛОСОФИЯ ОТНОШЕНИЙ

МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧЕНИКОМ

Учитель русого языка и литературы МОУ «Гимназия № 12» Сазонова Е.В.

Модернизация образования поставили перед учителем главную задачу – повышение качества образования, что является основным критерием успешности учителя. Решая эту задачу, пытаюсь добиваться положительной динамики учебных достижений учащихся.

Участие в предметных олимпиадах и научно-практических конференциях способствует развитию у учеников интереса к научной деятельности, созданию оптимальных условий для выявления одарённых и талантливых детей, их дальнейшему развитию и профессиональной ориентации. С этой целью ежегодно провожу школьные олимпиады, принимаю участие в городских и республиканских конкурсах и олимпиадах, заочных Всероссийских конкурсах. Учащиеся демонстрируют хорошие знания и занимают призовые места.

Основной целью школы является обеспечение интеллектуального и личностного развития ребёнка, формирование у него потребности к самообразованию, пробуждения интереса к знаниям, к учёбе, развития коммуникативно-деятельных способностей. Добиваться данной цели помогает использование в учебно-воспитательном процессе различных педагогических технологий.

Ведущая педагогическая идея, над которой я работаю на протяжении нескольких лет, «Развитие индивидуального стиля речи на уроках русского языка и литературы». Отрадно, что методика организации творческой деятельности пересматривает свои ориентиры, что является особенно актуальным в свете последних требований к школе: в центре внимания оказывается не столько текст, сколько ребенок – со всеми его впечатлениями, с потребностью в его творческом мышлении, с внутренними критериями нормативности речи, среди которых важным для учителя и ученика оказывается критерий свободного выбора и неповторимости языковых средств и композиции создаваемого речевого произведения.

Концептуальность педагогического опыта.

«Настоящее образование, – писал в свое время Н.А. Добролюбов, – это такое образование, которое заставляет определить свое отношение ко всему окружающему».

Качественно новый этап развития современной методики развития речи сегодня связывают, во-первых, с обогащением этой области методики обучения русскому языку данными других научных дисциплин, изучающих язык, речь и речевую деятельность; во-вторых, с такими фундаментальными лингвистическими новациями, как когнитивная лингвистика ( я была на курсах «Когнитивная лингвистика и концептуальные исследования в славянских и финно-угорских языках и литературе» на базе МГУ им Н.П.Огарёва, 2014 год), в-третьих, с основополагающими принципами пректирования обучающей деятельности как ретранслятора нового социального заказа. Понятие «развитие речи» интерпретируется в современной науке с позиций теорий речевой деятельности. Под последней принято понимать «активную, целесообразную, мотивированную деятельность говорящего/пишущего, представляющего свой собственный смысл в языковой форме, сознательно выбирая для этого средства языка». (Бутакова, htt//www.auditorium.ru). На учителе лежит ответственность за формирование концептуальной системы ученика и научение последнего вариативно выражать имеющийся актуальный смысл в процессе активной культурно-речевой деятельности, представляется весьма современной и социально востребованной.

Научную основу методики развития речи составляют сегодня основные постулаты психологической теории Л.С.Выготского и его школы. Как известно, Л.С.Выготский, рассматривая значение слова в качестве единицы речевого мышления, видел за каждым словом обобщение, «чрезвычайный словесный факт мысли» (Выготский, 1999,14). Именно поэтому «слово почти всегда готово, когда готово понятие» и «отношение мысли к слову есть живой процесс рождения мысли в слове».

Сама речь – не простое зеркальное отражение мысли: «она не может надеваться на мысль, как готовое платье». Речь не служит выражением готовой мысли, поскольку она, превращаясь в речь, перестраивается и видоизменяется: «Мысль не выражается, но совершается в слове» (там же).

Наличие теоретической базы.

Роль М. В. Ломоносова в обучении русских детей на родном языке. Взгляды Л.Н.Толстого на значение дошкольного детства для последующей жизни человека. Роль К.Д. Ушинского в создании системы первоначального обучения отечественному языку. Вопросы развития речи и обучения родному языку детей дошкольного возраста в теоретической и практической деятельности Е.Н. Водовозовой, Е.И. Конрады, А.С.Симонович, М.Х.Свентицкой. Исследования детской речи в работах Я.А. Рыбникова, Е.А.Аркина.  Вклад Е.И. Тихеевой в становление методики развития речи школьников. Роль Е.А. Флериной в развитии методики как составной части системы эстетического воспитания.  Научные исследования детской речи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Гвоздев, А.М.Леушина и др.). Обобщения опыта и собственных исследований в работах О.И. Соловьевой. Общая теория обучения в детском саду А.П.Усовой. Изучение речи детей раннего возраста (Н.М. Щелованов, Ф.И. Фрадкина, Г.Л. Розенгарт-Пупко, Н.М. Аксарина, Г.М. Лямина). Влияние на развитие научной методики Ф.А.Сохина, О. С. Ушаковой и др. Вклад М. М. Кониной, А. М. Бородич, В.И. Логиновой в исследования разных сторон речевого развития детей. Три направления психолого-педагогического исследования детской речи (по Ф.А.Сохину): структурное (лексика – Н.П. Савельева, Ю.С. Ляховская, А.НБогатырева, В.В. Гербова, А.П. Иваненко, В.И. Яшина, Г.Н. Бавыкина, Е.М. Струнина, Н.П. Иванова, А.А. Смага; морфология и синтаксис – А.А.Захарова, В.И. Ядэшко, М.С. Лаврик, Л.А. Калмыкова; словообразование – А.Г. Арушанова, Э.А. Федеравичене; звуковая система родного языка –  М.М. Алексеева, А.И. Максаков), функциональное (обучение рассказыванию – Н.А. Орланова, О.И. Коненко, Э.П. Короткова, Н.Ф. Виноградова; исследования в области лингвистики текста – Г.А. Кудрина, Л.В. Ворошнина, А.А. Зрожевская, Н.Г. Смольникова, Е.А. Смирнова, Л.Г. Шадрина), когнитивное (осознание языка и речи, фонематическое восприятие – С.Н.Карпова, Д.Б. Эльконин, Ф. А. Сохин, Г. П. Белякова, Г. А. Тумакова, Л.Е. Журова; методика обучения чтению детей пяти-шести лет – Н.В.Дурова, Н.С. Баренцева, Л.Н. Невская; проблемы онтогенеза общения – М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова). Вариативные программы для разных типов дошкольных образовательных учреждений («Радуга», «Детство», «Развитие» и др.). Фундаментальные и прикладные задачи методики развития речи на современном этапе.

Результативность опыта.

Опираясь на принципы природосообразности, культуросоообразности, индивидуально-творческого подхода, сотворчество учителя и учащихся, можно добиться высоких конечных результатов. Об этом свидетельствуют количественные показатели. Так уровень успеваемости по русскому языку и литературе составляет в среднем 82%, качество знаний учащихся в среднем – 76%.

Только за последние четыре года по результатам работы по данной проблеме большое количество обучающихся стали победителями, призёрами олимпиад, конкурсов и конференций муниципального и республиканского уровней.

Оптимальность и эффективность средств.

Над проблемой «Развитие устной и письменной речи» я работаю больше десяти лет.

Я на собственном опыте убедилась, что часто происходит не творческое усвоение ребятами нового теоретического материала, а механическое его зазубривание, которое - увы! – держится в детской памяти очень недолго. Между тем даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка. Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, рассказы и сказки благотворно влияют на отношение ребят к русскому языку как учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти. При этом учащиеся легко и быстро овладевают не только обязательным минимумом знаний и навыков, заложенным в действующей программе по русскому языку для средней школы, но и некоторыми элементами программы по русскому языку для высшей школы, что подтверждает широкие возможности использования на уроках методики опережающего обучения.

Научность и глубина излагаемого на уроках теоретического материала, показ его практической значимости не могут быть оторваны от увлекательной формы подачи этого материала, эмоциональности и живости преподавания. Занимательность, выступая первоначальным толчком в проявлении познавательного интереса, выступает как средство создания положительного эмоционального фона всего урока, является опорой для развития профессиональной памяти.

Стараюсь всячески поощрять речевую импровизацию, употребление незапланированных языковых средств, стремление учащегося к собственному узнаваемому стилю. К сожалению, систематически заниматься формированием индивидуального стиля речи у каждого школьника на уроках не представляется возможным. Формы и методы работы по данной проблеме, думаю, всем хорошо известны: сочинения, изложения, диктанты, пересказы и т.д. На своих уроках я учу детей рассуждать, выражать свои мысли на бумаге. Как того требует программа, мы пишем разножанровые сочинения: сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания, изложения с элементами сочинения, диктанты с творческим заданием, сочинения по картинам. Ребята работают очень активно, подбирают языковой материал, строят фразы, учатся высказывать отношение к тому или иному произведению живописи. Картины оживают в сочинениях ребят, читаю их и слышу, как кричат грачи на картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели», как шепчутся верхушки берёз в свинцовой синеве неба, как осторожно бежит солнечный лучик по хрустящей корочке последнего снега…

Ребята очень любят писать сочинения-миниатюры, темы для которых выбираю самые разнообразные: «О чём поёт весной синичка», «Мой четвероногий друг», «Сказка лесного ручейка», «Письмо любимому литературному герою» и др.

Когда мы с ними читаем художественные произведения того или иного автора, всегда стараюсь обратить их внимание на красивые фрагменты описания природы, человеческих взаимоотношений. Например, все вы хорошо помните прекрасное описание рождественской ночи в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Детям оно тоже очень нравится. Читая, мы «смакуем» каждое слово, представляя картину, нарисованную писателем. Наша работа не прошла даром. Спустя полгода ученица 6 класса Степанова Ангелина в своём сочинении опишет ночь так: «Ночь была словно из чёрного бархата с россыпью жемчужных звёзд по всему небосклону». Фраза не списана, она прочувствована, осмыслена. На сочинение-миниатюру отводится 10—15 минут от урока. За это время учащиеся (не все, конечн6о же) успевают создать маленькие шедевры. Например, я предлагаю им первое предложение их будущего сочинения: «Я вхожу в… лес и вижу…». Каждый выбирает свой лес: зимний, весенний… Дальше работает воображение, которое уводит кого-то в «чащу заснеженных деревьев», «в берёзовую рощицу с ветками, увешанную золотыми с листьями-монетками, «на изумрудную поляну с красным ожерельем земляники» … Такую работу я провожу из года в год. В 5-6 классах большое внимание отвожу описанию природы, потому что именно в природе больше всего, по моему мнению, красоты, гармонии, совершенства, а ещё считаю, что важнейшим компонентом обучения словесности являются умения творческого характера, овладевая которыми учащиеся получают новые знания путём самостоятельного поиска, а также имеют возможность реализовать свой творческий потенциал, занимаясь, к примеру, проектно-исследовательской деятельностью.

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ЭТО образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством учителя,  в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования).

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленные цели.

В основе проектно–исследовательской деятельности лежит какая-то проблема, для решения которой требуются определённые знания и умения. Например: «Проблема выбора русских писателей ХIХ века”. Данная тема может быть начата в 10, а продолжена в 11 классе, причём можно включить в исследование и зарубежных писателей.

В 2014-2015 учебном году учащиеся 11 Б класса сделали творческий проект к 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова « История создания драмы М.Ю.Лермонтова «Маскарад»» и стали призёрами внутривузовской олимпиады студентов и школьников на базе МГПИ им. М.Е.Евсевьева.

Итак, вернёмся к знаниям и умениям, необходимым для создания исследовательской работы.

  1. интеллектуальные (умение работать с информацией, с текстом, вести поиск информации, анализировать информацию, делать выводы).

  2. творческие (умение генерировать идеи, умение находить множество вариантов решения проблемы, умение прогнозировать последствия того или иного явления).

  3. коммуникативные (умение держаться перед аудиторией, лаконично излагать мысли, отстаивать свою точку зрения).

Проектно–исследовательские технологии позволяют реализовывать личностно – ориентированный подход в обучении, а это немаловажно для индивидуального контроля. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности. Формы реализации проектов также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, мультимедиапрезентация, творческий отчёт, реферат и т.д.

Роста мотивации к предмету добиваюсь и с помощью внеклассных мероприятий, которые традиционны среди учащихся (литературные гостиные, КВН по русскому языку и литературе, олимпиады, конкурсы чтецов, выпуски тематических газет).
Возможность тиражирования.

Работа над словом включает многообразные приемы работы и систематизированные упражнения.

Анализ любого произведения требует характеристики.

Концентрируя внимание учащихся на пейзажных зарисовках, отрабатываю навыки комплексного анализа текста уже с пятого класса.

Как организовать на уроках словесности образовательную развивающую среду, которая сохранит структуру личности ученика и при этом позволит ему быть активным участником совместной творческой деятельности? Подобные задачи возможно решить на уроках поэзии, в наибольшей степени из словесных искусств соединяющей в себе логику и эмоции.

В прошлом году мои пятиклассники писали стихи. Многие из них храню, потому что в них поёт душа ребёнка.

У меня под окном старый клён облетел.

Жёлтый лист жалким странником в дом залетел.

Слышен стон журавлей,

И журчащий ручей,

И печальная песня синички.

Грустно капает дождь.

Мрачен день на заре.

И расплакался клён у меня во дворе.

Вот такую картину унылой поздней осени нарисовала ученица 6 В класса Гутрова Елена. А вот другое по жанру стихотворение, шутливое, его написала ученица 6 В класса Хлебникова Татьяна.

Открыла красный глазик

Клубничка на лугу и

Сразу же сказала: «Ходить я не могу!»

По лугу проходили ребята из села,

И глазки у клубничек срывала детвора.

Испуганно клубничка закрыла красный глаз

Свей зелёной лапкой.

И так она спаслась.

Русский язык и литература как учебные предметы занимают важное место в системе развития личности школьника. Чем богаче мир языка, в который мы вводим наших учеников, тем глубже будет развит их мир.Это не только область внешнего общения, но и их душа, которая, как сказал поэт, «обязана трудиться и день, и ночь».

Итак, цель учителя и ученика – осуществление связи времён посредством родного языка, а на пути к этой цели их поддерживает ахматовская вера в «грядущее» и надежда на потенциальные возможности русского языка и отечественной культуры в целом.

Думаю, что осознание этой цели и её достижение наиболее удачно реализуется в работе по развитию устной и письменной речи с пятого класса по одиннадцатый.

В заключение хочу обратиться к высказыванию Александра Кушнера из его книги «Аполлон в снегу»: «Человек, любящий стихи, всю жизнь имеет дело со свободой в одном из её самых прекрасных проявлений; в конце концов он однажды просыпается свободным человеком».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Между учителем и учеником iconПлан-конспект урока обобщающий урок по теме: «Царство Грибы»
Обеспечивает заинтересованность учащихся через художественное слово, гуманные отношения между учителем и учеником
Между учителем и учеником iconЗачем нужен уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса в школе?
С насилием в семье, психологическим давлением, конфликтами между учеником и учителем, учителем и родителями в школе. Именно потому...
Между учителем и учеником iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Древней Греции лучшим методом воспитания был дух равноправия, свободного диалога между учителем и учеником
Между учителем и учеником iconМетодическая разработка на тему «Проектная деятельность учащихся на уроках литературы»
«…В новых условиях учителю необходимы новые (а может быть, и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по-новому организовать процесс...
Между учителем и учеником icon«Предлог» (7 класс) Работа по тексту
Происходит сближение между учителем и учеником. При таком подходе ученик является не только объектом, но и субъектом обучения, и...
Между учителем и учеником iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Безусловно, все это невозможно без адекватного восприятия как личности себя самого и другого участника образовательного процесса...
Между учителем и учеником iconНаправления и формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных...
Сегодня многие ученые и практики указывают на необходимость тесного сотрудничества между учителем-логопедом и учителем начальных...
Между учителем и учеником iconРекомендуемая статья
В связи с тем, что учащиеся плохо представляют себе, как писать реферат, необходимо перед началом работы дать инструкцию, а также...
Между учителем и учеником iconКонтрольная работа по русскому языку за 1 четверть
Все года была учителем начальных классов, учителем технологии (обслуживающего труда), учителем дополнительного образования: вела...
Между учителем и учеником iconМоя любимая «Умная доска – smartbord»
«кем быть» для меня был решен давно. Конечно, учителем! Мои родители – учителя. Папа был учителем физкультуры, тренером по баскетболу,...
Между учителем и учеником icon1. Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал...
Рабочая программа по обществознанию 10 класс составлена учителем моу ксош №32 Сасиной Е. Н
Между учителем и учеником iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Средства обучения – это материальный или идеальный объект, который «помещен» между учителем и учащимися и используется для усвоения...
Между учителем и учеником iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок подготовлен учителем русского языка и литературы Плотниковой О. И. и учителем истории Разумининой И. В
Между учителем и учеником iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В статье рассмотрен метод организации диалога между учителем и учащимся в письменной форме для достижения целей обучения математике...
Между учителем и учеником iconИспользование смарт-доски на уроках английского языка
Как показывает практика, использование и внедрение современных технологий, мультимедийного оборудования обогащает содержание образовательного...
Между учителем и учеником iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск