Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида №47
426027, г. Ижевск, ул. Володарского, 52; тел.: 66-58-50, факс 63-64-09
e-mail: izh-school47@rambler.ru
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ:
на педсовете Директор школы №47
протокол №1 _____________Лапина Г.Н.
от 31.08.2012 г приказ №69о-д о31.08.2012г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о системе воспитательной работы в МКСКОУ (VII вида) школе №47 I. Общие положения
1.1. Данное положение является локальным актом, регламентирующим систему воспитательной работы в МСКОУ №47 (VII вида)
1.2. Система воспитательной работы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную деятельность и общение.
1.3. Настоящее положение составлено в соответствии с Законом российской Федерации «Об образовании», Санитарными правилами (сп. 2.4.2 782 – 99), Федеральным законом №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Государственной программой «Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года» Типовым положением о специальном коррекционном учреждении, Уставом школы. II. Цели и задачи системы воспитательной работы
2.1. Создать условия для развития личности ребенка – это процесс создания системы отношений, помогающий ребенку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности.
2.2. Воспитывать и развивать свободную, талантливую, физически здоровую личность, обогащенную знаниями, готовую к созидательной, трудовой деятельности и нравственному поведению. III. Виды внеурочной деятельности
При переходе на новые стандарты воспитательная работа осуществляется планируется по следующим направлениям
3.1. Спортивно – оздоровительное направление
3.5.1. Утренняя зарядка – проводится ежедневно перед 1 уроком для укрепления здоровья, активизации работы учащихся на уроках. Продолжительность утренней гимнастики – 8-10 минут. Она должна состоять из 6-10 упражнений различной направленности и соответствовать месту проведения гимнастики, возрасту, физическому развитию детей В 1-4 классах зарядка проводится в классных комнатах классными руководителями, в 5-9 классах – в музыкальном зале учителем физической культуры.
3.5.2. Подвижные перемены – помогают укреплению здоровья, активному отдыху, поддержанию работоспособности. Продолжительность 10-15 мину Проводятся после 3-го или 4-го уроков с 1-5 класс. Учащиеся 5-9 классов привлекаются к их организации. Общее руководство осуществляет педагог – организатор. В 1 и 4 четвертях двигательные перемены желательно проводить на свежем воздухе. Могут проходить в виде подвижных игр, ритмической гимнастики, эстафеты, перетягивания каната, спортивных танцев, элементов спортивных игр и т. д.
3.5.3. Спортивный час – проводится в рамках ГПД. Включает в себя подвижные игры, элементы из физических упражнений – беговые упражнения «Кто быстрее», метательные – «Кто точнее попадет в цель», прыжковые – «Кто дальше или выше прыгнет», элементарные эстафеты, игры с мячом «Футбол» и др., зимой – лыжи, коньки, санки, игры в «Снежки» и т.д. Проведение осуществляет воспитатель ГПД, можно привлекать актив старшеклассников.
3.5.4. Спортивные соревнования – проводятся как по параллелям, так и между ними. Каждый обучающийся (с учетом мед. группы) должен участвовать в самых разнообразных соревнованиях 8-10 раз в учебном году. Планирование и проведение осуществляет учитель физической культуры.
3.5.5. Дни Здоровья – проводится с целью пропаганды среди учащихся МСКОУ №47 здорового образа жизни, развития интереса к физической культуре и спорту. Организуются заместителем директора по ВР совместно с учителями физической культуры, педагогами – организаторами, активом старшеклассников.
Могут включать:
Подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями, передачей и ловлей мяча, с силовыми упражнениями, с элементами футбола, баскетбола и других спортивных игр;
Народные игры – лапта, городки, крокет;
Спортивные игры – футбол, баскетбол, волейбол и прочие;
Забеги на различные дистанции, кросс;
Прогулки и походы с играми на местности;
Спортивные соревнования - «Веселые старты», многоборье, конкурсы на лучшего бегуна, метателя, силача и т.д.
План мероприятий в рамках Дня здоровья составляется учителем физической культуры и утверждается заместителем директора по ВР. Классные руководители осуществляют организацию детей в соответствующей форме, проводят инструктаж по технике безопасности с записью в журнале инструктажа по ТБ.
3.2. Художественно – эстетическое направление – развивает художественный вкус, интересы, способности, культуру детей
3.4.1. Конкурсы
3.4.2. Школьный театр;
3.4.3. Концерты;
3.4.4. Фестивали;
3.4.5. Экскурсии в музеи
3.4.6. Посещение театров
3.3. Научно-познавательное направление – включает в себя развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и пр.
3.3.1. Туристско – краеведческая деятельность – это совместная деятельность родителей, учащихся, педагогического и ученического коллективов школы по организации прогулок, походов, путешествий, соревнований, игр в природной среде.
Цели туристско – краеведческой деятельности:
Развитие у школьников интереса к изучению родного края;
Закрепление полученных на уроках знаний, умений навыков за счет использования краеведческого подхода в преподавании различных учебных дисциплин;
Сбор наглядных материалов для предметов;
Формирование детского коллектива;
Оздоровление в активной деятельности на природе;
Развитие экологической культуры;
Гражданско – патриотическое воспитание;
В ходе экскурсий проводится показ различных объектов. Это могут быть памятники истории и культуры, здания, сооружения, природные объекты, места знаменательных событий, элементы благоустройства города, промышленные и сельскохозяйственные предприятия.
3.3.2. Предметные недели – проводятся методическими объединениями и учителями – предметниками с целью повышения профессиональной компетентности учителей в рамках методической работы, а также для развития познавательной и творческой активности обучающихся.
Предметные недели проводятся в сроки, указанные в плане школы. Руководителем методического объединения или учителем – предметником, ответственным за проведение предметной недели составляется план, вывешивается на стенде. На стенде должна присутствовать разнообразная наглядная информация, занимательный материал по предмету. В начале предметной недели проводится линейка – открытие предметной недели, в конце недели – линейка – закрытие.
В рамках предметной недели могут проводиться:
Олимпиады;
Предметные вечера, праздники, конкурсы, викторины, КВН, сценки и т.д.
Выпуск предметных газет, листовок, дидактических материалов, поделок, наглядных пособий и т.п.
Выставки ученических работ, лучших тетрадей и т.п.
Открытые уроки учителей – предметников с использованием нестандартных форм;
Написание и защита рефератов, творческих работ, интересных сообщений и т.п.
Составление кроссвордов, викторин, творческих заданий по предмету и их оформление.
Общешкольные мероприятия
В конце предметной недели подводятся итоги и участники поощряются. Наиболее активные участники (как учителя, так и учащиеся) награждаются призами и грамотами. На совещании учителей проводится анализ мероприятий, проведенных в рамках предметной недели
По итогам предметной недели заместителю директора по воспитательной работе, сдаются следующие работы:
План предметной недели;
Планы или сценарии открытых мероприятий;
Итоги и анализ итогов предметной недели.
Заместителю директора по учебно – воспитательной работе сдаются:
тексты заданий для проведения предметных олимпиад
и протоколы с их результатами.
3.4. Патриотическое направление– представляет собой процесс формирования отношения к миру, формирование убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей.
3.2.1. Классный час – это форма развития (расширения) сознания или коррекции поведения ученика через влияние на его сознание содержанием, формами, методами и технологиями.
Формы проведения классного часа:
Этическая беседа;
Диспут;
Дискуссия;
Встреча с интересными людьми;
Игра – путешествие;
Защита фантастических проектов;
КВН;
Музыкальная викторина и т.д
Классные часы проводит классный руководитель или творческая группа учащихся (старшие классы).
3.2.2 Экскурсии в Музеи, на выставки – на патриотическую тематику
3.5. Общественно-полезная деятельность - предполагает участие школьников в органах управления школой, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых и других акциях и кампаниях.
3.5.1. Уборка школы и ее территории, ремонт школы;
3.5.2. Дежурство по школе способствует развитию культуры взаимоотношений и чувства ответственности за поддержание уклада жизни школьного коллектива.
Дежурство педагогических кадров и школьников осуществляется в соответствии с графиком, составляемым заместителем директора по ВР и утверждается директором школы.
Дежурный администратор обязан:
Осуществлять контроль за организацией образовательного процесса, при необходимости вносить коррективы в расписание учебных занятий;
Организовать работу дежурной смены;
Принять оперативные меры по устранению выявленных недостатков, препятствующих нормальному осуществлению образовательного процесса;
Докладывать о происшествиях директору школы, а при необходимости обращаться в соответствующие службы города.
Дежурный классный руководитель обязан:
Организовать коллектив класса для дежурства в соответствии с графиком на следующих постах: у входа в школу, в столовой, на лестничных площадках, в коридоре 1 этажа, у библиотеке, на территории школы.
Провести инструктаж дежурных школьников;
Проверить уборку кабинетов;
Следить за проветриванием кабинетов, рациональным использование электроэнергии, воды, санитарным состоянием здания школы, территории;
Немедленно докладывать дежурному администратору о происшествиях и выявленных недостатках. В случае отсутствия дежурного администратора, выполняет его обязанности;
Обеспечивать соблюдение правил поведения и правил внутреннего трудового распорядка.
3.5.3. Разбивка и устройство сада, парка
3.5.4. Школьные собрания;
3.5.5. Работа ученических органов управления;
3.5.6. Участие в детских общественных объединениях.
3.5.7. Помощь нуждающимся.
3.6. Проектная деятельность – предполагает составление учащимися проектов по разным направлениям IV. Учет единого психолого – логопедического режима школы при планировании внеклассных мероприятий
4.1. Логопедические требования
4.1.1. Учет психолого – логопедического режима ведется по принципу поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин) с учетом дифференцированного подхода, который предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности, а именно: возрастные особенности учеников, работоспособности, особенности моторного развития уровня несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы.
4.1.2. Непременным условием в процессе специально организованных воспитательных мероприятиях является коррекционное воздействие, направленное на развитие:
Слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти;
Слуходвигательного, слухозрительного,зрительно – двигательного взаимодействия, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения)
4.1.3. В сценарных разработках воспитательных мероприятий необходимо:
А) Уделять внимание логопедическим приемам (артикуляционная гимнастика, четкое проговаривание стихов, скороговорки, орфографическое проговаривание)
Б) Воспитывать культуру речи учащихся:
Следить за четкой артикуляцией и звукопроизношением;
Работать над тембром, ритмом, плавностью речи и силой голоса;
Учить развернутой фразе и связному высказыванию.
Следует поддерживать интерес к исправлению речи, воздействовать на его эмоциональную сферу.
4.1.4. Использовать дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей высшей психической деятельности:
Возрастные психологические особенности учеников
Работоспособность
Особенности моторного развития
Уровень несформированности речи
Симптоматику речевых расстройств, их механизмы
4.2. Психологические требования
4.2.1. Организуя воспитательные мероприятия дать возможность учащимся восстановить психологические и физиологические силы каждого учащегося;
4.2.2. Снять накопившиеся стрессы и напряжение;
4.2.3. Формировать у детей доброжелательную атмосферу взаимопонимания.
4.2.4. Способствовать эффективному обучению.
4.2.5. Повысить эмоциональный тонус.
4.2.6. Восстанавливать и развивать высшие психические функции. |