Проектные технологии в образовательном пространстве начальной школы





НазваниеПроектные технологии в образовательном пространстве начальной школы
Дата публикации14.08.2015
Размер64.5 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Спорт > Документы
Проектные технологии в образовательном пространстве начальной школы

Айгишева А. В.

учитель начальных классов

МОБУ СОШ с. Железнодорожный Белорецкого района

Введение

Каждый человек получает образование. Под образованием обычно понимается получение теоретических знаний. Но в наши дни только теоретических знаний недостаточно-бурно развивающаяся наука приводит к их быстрому устареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к самосовершенствованию своих знаний и умений. Школа должна не только давать ученику знания, но и формировать у него умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, что является основой социальной адаптации.

Это может произойти только в том случае, если в педагогическом пространстве школы будут применяться не только традиционная классно-урочная система, но и деятельностные технологии, где усвоение знаний происходит не до начала деятельности, а в ее процессе. Одной из таких технологий является проектная, в основе которой лежит метод проектов.

Историческая справка

Метод проектов возник в США в 20-ые годы 19 в., его основоположником является Джон Дьюи. В России метод проектов известен с 1905 г. После революции он применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской, А. С. Макаренко является основоположником теории и практики педагогического проектирования. В 1931 г. постановлением ЦК ВКПб метод был признан чуждым для нашей системы воспитания. Сегодня метод проектов в соответствии с ФГОС становится интегрированным компонентом современной системы образования.

Педагогический опыт

Впервые о проектной технологии в образовании я узнала 9 лет назад, когда в нашем городе проводился семинар «Проектная деятельность школьников». Я сразу начала применять метод проектов в своей работе. Тогда я преподавала в классах КРО 7 вида. Но первые попытки, хотя и был успешными, были нерегулярными. Затем я перешла в массовый класс, где преподавание шло по УМК «Планета знаний». Авторы этого УМК одними из первых включили проектную деятельность в программу обучения. И последние 5 лет проектная деятельность ведется мною уже регулярно на систематической основе. Для повышения теоретической базы я прошла курсы повышения квалификации «Инновационные технологии в обучении младших школьников как инструмент практической реализации ФГОС НОО», приняла участие в работе 13 Всероссийской видеоконференции «Интерактивные технологии», прочитала литературу по данной теме.

Цель моей работы - сформировать у учащихся начальные умения, необходимые для проектной работы.

Проект как метод обучения

Прежде всего, необходимо понять: а что же такое проект как вид работы? В педагогической литературе приводятся следующие определения.

Проект- замысел переустройства согласно определенным правилам, буквально в переводе с латинского «брошенный вперед».

Метод проектов- это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата.

Проект как метод обучения-работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

В школе очень часто проектом называют любую творческую или самостоятельную работу ученика (реферат, плакат и др.). И это большая ошибка.

Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта. Каждый педагог, начинающий работу над проектами, должен знать следующие их особенности.

Характерные особенности проекта

  1. Наличие проблемы, которую нужно решить.

  2. Реально достижимая цель.

  3. Создание умозрительного образа продукта. Уже в начале работы ученик должен четко знать, что он получит на выходе.

  4. Предварительное планирование работы.

  5. Осуществление плана работы.

  6. Создание проектного продукта.

  7. Должен иметь письменную часть-отчет о ходе работы (паспорт проекта).

  8. Презентация продукта.

Типология учебных проектов

  1. По количеству участников: индивидуальные, парные, групповые (внутриклассные, внутришкольные, региональные. межрегиональные, международные).

  2. По продолжительности: мини-проекты (урок или менее урока); краткосрочные (4-6 уроков); недельные (проектная неделя); годичные (во внеурочное время).

  3. По предметно-содержательной части: монопроекты (один предмет), межпредметные (разные области знаний, во внеурочное время).

  4. По содержанию:

  • практико-ориентированный (решение практических задач заказчика проекта-учебные пособия, макеты, инструкции, памятки);

  • исследовательский (доказательство или опровержение гипотезы);

  • информационный (сбор информации о каком-либо объекте-статистика, результаты опросов);

  • творческий (привлечение интереса публики к проблеме- литературные произведения, произведения ДПИ, изобразительного искусства, видеофильмы);

  • игровой или ролевой (предоставление публике опыта участия в решении проблемы-мероприятие, игра, экскурсия и др.)

Письменная часть проекта

Часто на эту часть проектной работы не обращают внимания. Но письменная часть является важнейшей составляющей всей работы, ведь именно она и является главным отличием проекта от любой другой работы ученика.

Даже если проект представляет собой письменную работу, к нему должна быть приложена письменная часть, в которой изложен весь ход работы над проектом и рефлексия: что задумывали, что получилось или не получилось. Это может быть представлено как паспорт проекта или отчет по шаблону.

Паспорт проекта включает в себя следующие пункты:

  1. Название проекта

  2. Руководитель проекта

  3. Возраст учащегося

  4. Состав проектной группы

  5. Тип проекта

  6. Заказчик проекта

  7. Цель

  8. Задачи

  9. Вопросы проекта

  10. Объект исследования

  11. Предмет исследования

  12. Методы исследования

  13. Гипотеза

  14. Оборудование

  15. Аннотация

  16. Практический результат

  17. Этапы работы

Защита проектов

Важнейший навык, приобретаемый в ходе проектной деятельности,- это навык публичного выступления (7-10 минут) с целью презентации результата своей работы (проектного продукта) и самопрезентации собственной компетентности. После выступления слушатели задают вопросы по теме проекта, а ученик должен убедительно ответить и доказать целесообразность и значимость своей работы.

Система работы над проектами в начальных классах:

В последнее время почему-то считается, что дети, приходящие в школу, знают больше, чем учитель. Но на практике часто в 1 класс дети приходят, не умея читать, писать, не обладая навыками разговорной речи и элементарными знаниями об окружающем мире. Поэтому начинать приходится с самого простого, а проектная деятельность подразумевает владение сложными специфическими навыками и умениями. Чтобы на выходе из 4 класса получить положительный результат, я разработала следующую систему работы:

1 класс. Знакомство с проектом как видом работы. Проговаривание терминов, используемых при работе над проектом. Формирование навыков планирования.

2 класс. Знакомство с правилами выполнения письменной части работы- паспортом проекта.

3 класс. Увеличение объема самостоятельной работы учащихся, первые самостоятельные проекты.

4 класс. Знакомство с типологией проектов, выполнение разных видов проектов. Правила защиты проектов.

Таким образом, формирование УУД идет постепенно, и к окончанию начальных классов ученики уже могут самостоятельно выполнять проекты, соответствующие их возрасту и способностям. В моей практике есть и грамоты, и завоеванные места на конкурсах и конференциях, но для меня более важным является видеть радость и удовольствие ребят от процесса работы; после окончания работы над проектом ученики меня спрашивают : «А когда мы начнем следующий проект?»

Заключение

Применение проектного метода на практике способствует развитию познавательного интереса учащихся, формированию умения самостоятельно строить знания, развитию критического мышления, расширяет кругозор, создает атмосферу общей увлеченности и развивает творческие способности учеников.

Учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной, исследовательской, творческой деятельности учеников. Я надеюсь, что учителя среднего звена тоже продолжат эту работу. И по окончании школы дети найдут применение полученным знаниям, ведь по сути главный проект каждого человека-это его жизнь.

Литература

  1. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Справочник для студентов/ авт.-сост. А. В. Виневская; под ред. И. А. Стеценко.-Ростов н/Д:Феникс, 2014.

  2. Проектная деятельность младших школьников. Лекция курса «Инновационные технологии в обучении младших школьников как инструмент практической реализации ФГОС НОО»/ вед. Пичугин С. С.

  3. Ступницкая М. А. Что такое учебный проект?-М.: Первое сентября, 2010.

  4. Федеральный государственный стандарт общего образования: Начальное общее образование.-М.: Просвещение, 2009.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проектные технологии в образовательном пространстве начальной школы iconРасписание открытых мероприятий по теме «Роль и место проектной деятельности...
«Роль и место проектной деятельности учащихся в образовательном пространстве школы»
Проектные технологии в образовательном пространстве начальной школы iconЗдоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном...
Проектные технологии в образовательном пространстве начальной школы iconРабочая программа по технологии в 5-8 классах Учитель технологии: Писцова
М.: Мнемозина, 2012. Она рассматривает подготовку учениц основной школы по разделам «Кулинария», «Создание изделий из текстильных...
Проектные технологии в образовательном пространстве начальной школы iconПрезентация для педагогов и воспитателей начальной школы по теме:...
Издательский дом «Первое сентября», Московский педагогический марафон учебных предметов по теме: «Личностно-ориентированные технологии...
Проектные технологии в образовательном пространстве начальной школы iconФормулируется свободно в соответствии с заданным направлением
Региональная научно-практическая конференция «Проблемы воспитания младших школьников в образовательном пространстве школы»
Проектные технологии в образовательном пространстве начальной школы iconСовременные методы и технологии обучения пожилых людей в информационном...
«Компьютерное видео, основы работы с программой нелинейного монтажа видео в Adobe Premiere Pro»
Проектные технологии в образовательном пространстве начальной школы iconН. Н. Семенова ран, Москва математическое моделирование взрыва дисперсных...
Ие приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры. Удовлетворению общественной...
Проектные технологии в образовательном пространстве начальной школы iconНеделя начальной школы сроки проведения: 28 января-2 февраля 2013...
Он может попробовать себя в разных ролях, попробовать свои силы в различных видах деятельности
Проектные технологии в образовательном пространстве начальной школы iconМосковского района г. Казани программа «Школа здоровья»
Создание и реализация в образовательном пространстве школы системы формирования здорового образа жизни, обеспечивающей становление...
Проектные технологии в образовательном пространстве начальной школы iconФормирование информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся...
Цель: Создание условий в образовательном пространстве школы, необходимых для формирования информационно – коммуникативной компетенции,...
Проектные технологии в образовательном пространстве начальной школы iconПрограмма Введение фгос нового поколения в образовательном пространстве...
Программа введения фгос нового поколения в образовательном пространстве городского округа «Город Чита» (2010-2014 г г.)
Проектные технологии в образовательном пространстве начальной школы iconМатериально-техническая база муниципального бюджетного общеобразовательного...
В кабинетах начальной школы, английского языка, биологии, физики, технологии, в библиотеке
Проектные технологии в образовательном пространстве начальной школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Проектирование уроков деятельностной направленности в образовательном процессе начальной школы»
Проектные технологии в образовательном пространстве начальной школы iconМетодические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном...
Основные цели для организации проектной деятельности учащихся младших классов
Проектные технологии в образовательном пространстве начальной школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы
Проектные технологии в образовательном пространстве начальной школы icon«Информационно – коммуникационные технологии и их применение в работе...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск