Скачать 261.9 Kb.
|
Янгаева Н.Н., учитель физической культуры МАОУ «Гимназия им. Н.В. Пушкова» Комплексная программа по физическому воспитанию как средство реализации ФГОС в начальной школе В статье раскрываются особенности проведения внеклассной работы в гимназии спортивно-оздоровительного направления учащихся начальной школы для 1-2 классов на основе разработки и апробации программ по народно- подвижным играм и ритмической гимнастике. Особое место уделяется формированию культуры здоровья и знаний для самостоятельных занятий … На основе анализа показаны эффективность данных программ для формирования личности ребенка и его развития. ________________________________________________________________ Ключевые слова: внеурочная деятельность, здоровьесберегающие технологии, физические качества. Проблема здоровья школьников сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика очень много. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», большое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья школьников: «Здоровье человека - важный показатель его личного успеха» [1] С введением Федерального государственного образовательного стандарта в массовую школу спортивные занятия начинают проводиться не только в учебное время на отведенных для этих целей уроках физической культуры, но и во внеурочной деятельности в ходе реализации спортивного направления. В 7-8 летнем возрасте быстрыми темпами развивается гибкость, ловкость. Учитывая морфофункциональные особенности и состояние нервной системы организма в нашей гимназии разработаны программы курсов «Ритмическая гимнастика» и « Народно-подвижные игры» Методическая особенность курса «Ритмическая гимнастика. На Гимнастика – один из основных видов спорта, которым можно заниматься с раннего возраста. Она входит в обязательную программу подготовки любого спортсмена, а её элементы – в любую общую физическую подготовку и корригирующие программы. Занятия ритмической гимнастикой способствуют не только физическому развитию детей (развитию основных физических качеств, исправлению отдельных недостатков фигуры), но и эстетическому развитию (формированию понимания красоты и гармонии, моделированию поведения в жизни, свойственного именно этому виду спорта). Данная программа способствует: - укреплению сердечно - сосудистой и дыхательной систем; - развитию физических качеств, необходимых для успешного освоения техники упражнений ритмической гимнастикой; - развитию мышления, памяти, творческих способностей; - формированию основы здорового образа жизни. Кроме этого у учащихся формируются универсальные компетенции: - умение ставить перед собой задачи и стремиться к их р0—щфй-ешению; - умение организовывать собственную деятельность; - умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками. У учащихся также развиваются творческие способности благодаря танцевальным упражнениям сюжетно-игровой направленности («Игрушкоаэробика»), упражнениям подражательного характера («Звероаэробика»), а также импровизированным движениям под определённую музыку. Ритмическая гимнастика является новым направлением в физической культуре, в основе которой лежат двигательные действия под музыку в различных темпах. Это дает возможность красиво и современно двигаться, поддерживая на определенном уровне работу сердечно – сосудистой, дыхательной и мышечной систем. Ритмическая гимнастика заняла лидирующую позицию среди большинства видов оздоровительных занятий. Девизом ритмической гимнастики являются слова: «МУЗЫКА-ДВИЖЕНИЕ-ЗДОРОВЬЕ!» С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психо-эмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствуют формированию целенаправленной деятельности. Комплексы упражнений ритмической гимнастики танцевального характера основываются на базовых элементах классической аэробики и их разновидностях, в танцевальные комплексы добавлены элементы народных и современных танцев, упражнения на развитие физических способностей. Занятия ритмической гимнастикой направлены на реализацию системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов к обучению. Приоритет индивидуального подхода в обучении позволяет учащимся осваивать программу в соответствии с возможностями каждого. «Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у детей интерес к учебе» [1] Цели программы:
Задачи:
Планируемые результаты освоения программы «Ритмическая гимнастика следующие. Учащиеся должны:
Организационно-методические формы обучения включают нижеследующую последовательность освоения материала:
4. Особенностью занятий является сочетание общеразвивающих упражнений с элементами различных стилей; тесная связь движений с музыкой; динамичность и разнообразие движений, а, следовательно, обогащение двигательного опыта и повышение культуры движения. Здоровому образу жизни надо учить, надо формировать культуру здоровья. Учащиеся должны сами научиться исследовать своё здоровье в процессе познавательной и практической деятельности. Народно-подвижные игры Возраст детей является сенситивным для развития физических качеств и координации движений. Большую роль необходимо в этом возрасте отводить упражнениям, связанным с развитием координационных движений - это способность к ориентации, ориентирование в пространстве, к реакции, равновесию, ритму, точности движений, к произвольному мышечному расслаблению. Цель: систематизация навыков и умений, необходимых в коллективном общении детей. Задачи: 1) развивающая: формировать духовно-эмоциональные и конкретно-практические аспекты поведения (миролюбия, стремление к совершенствованию своих возможностей); 2) воспитательная: воспитывать активность, коммуникабельность, умение работать в группе; 3) образовательная: учить находить решение в игровой ситуации, связанной с работой в коллективе, умение анализировать сложившуюся ситуацию и давать ей оценку. II. Структура основной части конкурсной работы
Актуальность разработки программы курса внеурочной деятельности «Ритмическая гимнастика» обусловлена тем, что ритмическая гимнастика развивает двигательную подготовленность учащихся, позволяет легко переносить физические нагрузки, направлена на укрепление их здоровья и на формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями. Ритмическая гимнастика является новым направлением в физической культуре, в основе которой лежат двигательные действия под музыку в различных темпах. Это дает возможность красиво и современно двигаться, поддерживая на определенном уровне работу сердечно – сосудистой, дыхательной и мышечной систем. Ритмическая гимнастика заняла лидирующую позицию среди большинства видов оздоровительных занятий. Девизом ритмической гимнастики являются слова: «МУЗЫКА-ДВИЖЕНИЕ-ЗДОРОВЬЕ!» С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыкально-ритмические занятия помогают пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление, снимают психо-эмоциональное напряжение, формируют навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Ритмическая гимнастика сочетает в себе компоненты, которые как нельзя лучше отвечают особенностям детского возраста: внимание, память, строгая внутренняя дисциплина. Занятия ритмической гимнастикой направлены на реализацию системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов к обучению, что позволяет учащимся осваивать программу в соответствии с индивидуальными возможностями каждого. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Цели программы:
Задачи программы: 1.Формировать у учащихся знания о ритмической гимнастике. 2.Формировать у учащихся культуру движения. 3. Содействовать нравственному и эстетическому развитию учащихся. При разработке программы использовались следующие источники:
4. Технологическая схема опыта Программа представляет собой систему разработанных комплексов, соответствующих анатомо-физиологическому развитию детей младшего школьного возраста. В программе используется опыт в сфере ритмической гимнастики, современных западных методик (все виды аэробики), достижений восточных оздоровительных систем (йога), отечественных танцевальных элементов. Программа по ритмической гимнастике разработана:
Содержание программы для 1-2-х классов Знания о ритмической гимнастике Понятие «ритмическая гимнастика». Гимнастика как основа физической культуры человека. Личная гигиена. Профилактика травматизма во время занятий гимнастикой. Одежда и место для самостоятельных занятий. Из истории ритмической гимнастики История возникновения и развития ритмической гимнастики и её разновидности. Гимнастические упражнения Гимнастическая ходьба, бег, прыжки, повороты, наклоны, вращения, упоры как жизненно важные способы передвижения человека. Виды гимнастической разминки. Танцевальные движения Основы хореографической подготовки и музыкального восприятия, как средства эстетического воспитания Основные танцевальные упражнения. Ритм и пластика в движении под музыку. Способы физкультурной деятельности Самостоятельные занятия. Наблюдение за физическим развитием. Самостоятельные игры и развлечения (музыкально-танцевальные и спортивные). Физическое совершенствование Физкультурно-оздоровительная деятельность. Проведение ежедневных самостоятельных занятий физическими упражнениями в домашних условиях. Выполнение упражнений для развития основных физических качеств (гармоничного развития, формирования правильной осанки) Спортивно-оздоровительная деятельность Гимнастика с основами акробатики. Выполнение гимнастических, акробатических упражнений под музыку. Ходьба «гимнастическим шагом», «гимнастический» бег. Упражнения для общей, партерной разминки и разминки у опоры. Упражнения для развития гибкости, выносливости, координации, силы, быстроты. Хореографическая подготовка. Танцевальные шаги на месте, основные элементы танцевальных движений в сторону, вперёд. Шаги галопа с подскоками вперёд, назад, с поворотами; полька, шаги польки в сочетании с различными подскоками; элементы танцевальных движений. Комбинация упражнений под музыкальное сопровождение Музыкальные игры, подвижные и спортивные эстафеты. При проведении занятий используются следующие методы: фронтальный – он удобен при изучении упражнений на месте и в движении, его преимущество большой охват детей и достижение высокой плотности занятия; поточный – при выполнении упражнений в движении (шаги галопа, польки, сочетание шагов в движении) по очереди один за другим, чтобы наблюдать за выполнением каждого ученика; индивидуальный – применяется при упражнениях на развитие, формирование и коррекции физических качеств. Форма проведения занятий внеурочная. На занятиях предусмотрено усвоение двигательных навыков посредством музыкального сопровождении, необычное сочетание движений с элементами танцев, благотворно воздействующих на организм учащегося. Организационно-методические формы обучения включают нижеследующую последовательность освоения материала:
5. Результативность Планируемые результаты освоения учебного предмета для учащихся 1-2 классов
Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы:
Приложение №1 Индивидуальная карта здоровья
Показатели физической подготовленности учащегося _________________________
|
Конференция «Учебное проектирование как средство решения проблемы... ... | Выступление учителя нач классов: Нетылевой И. В. Мбоу сош№9 им. М.... Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн... | ||
Курсовая работа Информационные технологии на уроках как средство... Цель: изучение влияния информационных технологий на изменение качества образования в начальной школе | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмента реализации фгос ноо | ||
Методические рекомендации по организации проектов хорошим подспорьем стали Инструкции на портале Цель работы: представить проектную деятельность в начальной школе с использованием средств информатизации, как одну из форм реализации... | План Задачи обучения гимнастике в школе Виды уроков физкультуры Гимнастика один из основных разделов школьной программы по физическому воспитанию и направлена на | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Проектирование современного урока в начальной школе в условиях реализации фгос ноо» | Список литературы Мельникова Е. Л. Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации фгос. Пособие для учителя. М., 2013 | ||
Анализ работы по итогам реализации стандартов второго поколения в начальной школе Согласно приказу №373 от 06. 10. 2009 г. Министерства образования и науки РФ в школе с 01. 09. 2011 г введен в действие новый образовательный... | Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.; /под ред. Е. С. Полат Икт как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках иностранного языка в начальной школе | ||
Использование современных образовательных технологий в процессе обучения... ... | План работы заместителя директора по учебной работе по начальной... Тема работы: «Формирование системы обучения в начальной школе, позволяющей повысить качество образования и воспитания учащихся в... | ||
Методические указания по выполнению рефератов для студентов, освобожденных... Методические указания по выполнению рефератов для студентов, освобожденных от практических занятий по физическому воспитанию | Семинар учителей начальных классов по теме: «Использование современных... Развивать внимание, память, творческое мышление,, умение рассуждать и делать выводы, логически излагать свои мысли | ||
«Технология проблемно-диалогического обучения в ос «Школа 2100» как... Цель: повышение профессионального мастерства педагогов по организации проблемного обучения в школе | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проектная деятельность в начальной школе как способ реализации системно-деятельностного подхода в обучении |