Э. Л. Лимонов внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки





НазваниеЭ. Л. Лимонов внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки
страница1/53
Дата публикации04.10.2013
Размер8.19 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Спорт > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   53
Э. Л. Лимонов

ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА И МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

Издание третье,

переработанное и дополненное

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области водного транспорта Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для высших учебных заведений по специальности 240100 «Организация и управление на транспорте» и в качестве учебного пособия по специальности 060800 «Экономика и управление на транспорте»

000 «Модуль»

Санкт-Петербург

2006

.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемая вашему вниманию книга — учебник для студентов транспортных и внешнеторговых вузов. Он может также использоваться в экспедиторских, агентских, брокерских, судоходных и внешнеторговых компаниях как учебное пособие для повышения квалификации молодых специалистов и как справочное издание. Первое и второе издания этого учебника состоялись в 1997 и 2000 гг. В настоящее время весь тираж раскуплен, имеются новые заказы, что и послужило причиной подготовки новой книги.

В учебнике рассматриваются коммерческие условия всех основных видов договоров по внешнеторговым операциям морского флота и мультимодальным перевозкам. К ним относятся рейсовый чартер, аренда судов, линейный коносамент, контракты на куплю-продажу судов.

Новое издание содержит дополненные и частично переработанные главы, ряд разделов был написан специально для этого издания.

Исходной позицией для разработки указанных выше договоров является внешнеторговый контракт, в первую очередь — база поставки товара и транспортные условия запродажного контракта. В первой главе учебника рассмотрены эти документы. В процессе развития международной торговли, морского флота и портовых терминалов для каждого из видов договоров внешнеторговых операций морского флота разрабатываются и обновляются типовые проформы. При фрахтовании судов в рейсовый чартер эти проформы включают в себя следующие статьи: характеристики судна, сроки готовности судна к погрузке, род и количество груза, порты погрузки и выгрузки, порядок расчета сталийного времени, оплаты грузовых работ и фрахта, прочие условия. Различаются рекомендованные и частные, универсальные и специализированные, современные и архаичные проформы. Получив фрахтовый ордер, брокер в первую очередь согласовывает со своим партнером проформу чартера. В процессе переговоров по ряду позиций этой проформы стороны могут согласовать отступления от базовых условий. При завершении переговоров вновь принятые условия оформляются в виде приложения к договору (аддендум); каждая статья такого приложения получает единую нумерацию со статьями основного текста и фиксируется как неотъемлемая часть чартера.

При перевозках грузов в линейном судоходстве и мультимодальных перевозках условия договора перевозки определяются коносаментом. Проформы разделяются на прямые и сквозные, мультимодальные, опциональные и деливери-ордер. В целом условия рейсового чартера и коносамента резко отличаются друг от друга, так как имеют различную целевую направленность. Рейсовый чартер применяется для регулирования морской перевозки массовых грузов, преимущественно полными судовыми партиями. Судовладелец обязуется доставить груз из порта отправления до порта назначения и предоставляет фрахтователю для размещения груза все судно или согласованную часть грузовых помещений. После погрузки данного груза судовладелец не имеет права без согласования с фрахтователем принимать на этот рейс какие-либо другие грузы. В противном случае фрахтователь может потребовать, чтобы такой дополнительный груз был выгружен, а если перевозка все-таки была выполнена, потребовать возмещения своих убытков из-за несохранности груза или задержки его доставки. Погрузка-выгрузка, как правило, организуется фрахтователем, он выбирает причал и оплачивает грузовые работы. После погрузки груза на борт судна судовладелец должен направить судно в порт назначения со всей возможной скоростью и обычным путем. Любые отклонения от кратчайшего пути следования на море, кроме как для спасения человеческой жизни, допустимы только с согласия фрахтователя (контрактный перевозчик, contract carrier).

Иные условия предусмотрены линейным коносаментом, который разработан для перевозок мелкопартионных дорогостоящих, высокофрахтовых грузов регулярными рейсами по объявленному расписанию. Соответственно, коносамент должен обеспечивать решение двух задач.

Во-первых, размещение груза на судне должно быть оптимальным, исходя из общих интересов рейса (обеспечивать максимальную прибыль). После погрузки данной партии груза судовладелец имеет право грузить и выгружать другие грузы без согласования с грузоотправителем в этом или другом порту. Груз может быть доставлен с отклонениями от кратчайшего пути следования, на обратном пути следования или с перевалкой в одном из промежуточных портов на другое судно.

Во-вторых, обеспечить обработку судна в пределах расписания. Погрузка и выгрузка груза организуется судовладельцем, производится на причалах судовладельца; судовладелец имеет право принимать все возможные меры для ее ускорения. Грузоотправитель должен организовать подачу груза так быстро, как судно может его принять, и прием так быстро, как судно может его выдавать. В случае нарушения этих условий или других упущений, которые могут привести к срыву расписания, капитан может отказаться от принятия части груза в порту погрузки, а в порту выгрузки выгрузить груз на причал или баржу, передать его стивидорной компании или терминалу.

В целом линейный перевозчик выступает в качестве общественного перевозчика (common carrier). Он по своему усмотрению выбирает направление перевозок, состав и количество судов, порты погрузки и выгрузки, разрабатывает схему движения и расписание, коносамент и тарифы линий и такую транспортную схему предлагает любому отправителю на единых условиях.

Являясь общественным перевозчиком, линейная компания в одном и том же рейсе одновременно перевозит большое количество разнородных грузов: по десяткам (сотням) коносаментов, для различных отправителей и получателей, между различными портами. Это позволяет судовладельцу обеспечить рентабельность работы судна при доступных ценах.

В учебнике детально рассматриваются все основные виды договоров внешнеторговых операций морского транспорта, разновидности каждого вида договоров, условия договоров, защищающие интересы каждой из сторон договора. Приводится оценка развития систем договоров в связи с ростом контейнерных перевозок: слот-чартер, фидерные перевозки, бербоут-чартер с переходом в собственность, перевозки сборных контейнеров (less container load, LCL). Рассмотрена техника фрахтовых операций: этапы подготовки, ведения и оценки переговоров, операции, выполняемые после проведения фрахтовки, оформление сделки. Кратко рассматриваются фрахтовый рынок и его конъюнктура. Особое внимание уделено показателям конъюнктуры рынка в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном прогнозах. Детально рассмотрена работа экспедиторской компании по развитию перевозок от двери до двери.

По нашей просьбе ряд разделов согласились написать: А. А. Адрианов (2.3.1, Приложения № 24, 25), А. В. Александров (5.7), А. А. Альтшуллер (8.10), с. г. Лядов (глава 9), С. д. Светлов (8.2—8.8), В. А. Сергеев (1.2, 1.5, 5.4, 8.1, 10), Ю. С. Ткачев (8.8), Г. А. Глухов, В. А. Гай, А. А. Мельников (Приложение № 27).

Остальные главы и параграфы написаны Э. Л. Лимоновым.

Автор благодарит своих коллег и соавторов за большую работу по подготовке учебника.

Глубокое уважение и благодарность автор выражает научному редактору учебника, зав. кафедрой коммерческого менеджмента и права Владимиру Викторовичу Шутенко, который сделал ряд замечаний по рукописи, что важно для учебника. Особенно тепло автор благодарит генерального директора транспортно-экспедиторской компании «Модуль» Александра Абрамовича Альтшуллера и весь дружный и развивающийся коллектив этой компании. Без более чем 10-летнего периода работы консультантом этой компании, без ее поддержки автор не смог бы ни написать эту книгу, ни опубликовать ее.

Руководитель авторского коллектива профессор Э. Л. Лимонов

Глава 1. ДОГОВОР МЕЖДУНАРОДНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ТОВАРОВ

1.1. Виды внешнеторговых операций и формы продвижения товаров на рынок

Виды Внешнеторговых сделок

Торговая сделка — соглашение между двумя сторонами (юридическими или физическими лицами), по которому один из партнеров (продавец) обязуется к обусловленному сроку поставить (передать) партнеру оговоренное количество поименованного в договоре товара, а вторая сторона (покупатель) обязуется оплатить согласованную цену этого товара.

Стандартный договор купли-продажи содержит следующие статьи: преамбула, предмет договора, количество товара, качество товара, методы проверки количества и качества, тара и упаковка, сроки или график поставки, цена товара и условия оплаты, ответственность сторон, порядок рассмотрения споров. В процессе переговоров по каждой статье согласовываются условия сделки, которые в достаточной степени удовлетворяют обе стороны.

Внешнеторговые сделки являются разновидностью торгового договора. Они характеризуются тремя особенностями:

• каждый из партнеров является юридическим лицом другого государства, поэтому в договоре необходимо четко определить, где и по законодательству какой страны будут регулироваться споры между сторонами;

• взаиморасчеты за поставку товара или услуг для одной или для обеих сторон будут производиться в иностранной валюте, поэтому в договоре необходимо четко зафиксировать валюту цены товара и валюту платежа;

• в процессе исполнения договора товар будет пересекать границы двух или более государств, поэтому необходимо определить обязанности каждой из сторон по таможенному оформлению груза и оплате таможенных пошлин и сборов.

Товарооборот страны — суммарная стоимость ее экспорта и импорта. Мировой товарооборот учитывает только суммарную стоимость экспорта, включая его транспортировку. Кроме того, таможенная статистика ведет учет товарооборота в натуральном выражении.

По объекту операций внешнеторговые сделки подразделяются на товарные (сырье, полуфабрикаты, готовая продукция) и экспорт услуг, или невидимый экспорт. На товарные сделки приходится 75%, на экспорт услуг — 25% от общей стоимости мировой торговли.

Товарные сделки дифференцируются по виду внешнеторговых операций:

• экспорт: поставка товаров, произведенных в стране, на внешний рынок;

• импорт: закупка товаров с целью продажи внутри страны или с целью переработки и продажи на внешнем рынке;

• реэкспорт: покупка товара за границей для его последующей перепродажи 3-й стороне без промежуточной переработки;

• реимпорт: возвращение в собственную страну непроданного товара (некондиционные товары, возврат непроданных товаров с консигнационного склада, международных ярмарок и пр.) Экспорт услуг включает в себя следующие разновидности:

• транспортные услуги (перевозка грузов) и туристические услуги — всего около 80% от общего объема доходов;

• научно-технические технологии, банковские услуги, страхование — порядка 20% от общей стоимости экспорта услуг.

Транспортные услуги в зависимости от базы поставки товара оплачиваются либо продавцом, либо покупателем. Уровень транспортных издержек в цене товара определяется дальностью перевозки, уровнем себестоимости перевозок (в зависимости от состава флота, цен на топливо и суда). В торговле топливом и сырьем на океанских направлениях стоимость товара невелика, а транспортная составляющая — существенна. В первую очередь это относится к обслуживанию мелководных и слабо оборудованных портов, где доля транспортной составляющей достигает в цене товара 30% и более. Это стимулирует правительства, экспортеров и импортеров ряда стран заботиться о развитии портов, добиваясь их конкурентоспособности по приему крупнотоннажных судов и ускорению обработки флота.

Наоборот, при перевозке ценных генеральных грузов (продовольствие, готовые изделия производственного или широкого потребления) доля транспортной составляющей снижается до 1—3% и менее от цены товара. Повышается значение сохранности груза, сокращения транзитного времени, строгого выполнения графика поставок и расписания. Новейшая тенденция в этом направлении — развитие мультимодальных перевозок (доставка груза «от двери до двери одним перевозчиком, который выступает как перевозчик по договору).

Туристические услуги включают полный комплекс обслуживания: доставку, проживание, питание, экскурсионное обслуживание, отдых. Различают оздоровительный, медицинский, учебный, познавательный, спортивный, экстремальный и бизнес-туризм.

Научно-технические услуги. К ним относятся:

• торговля лицензиями, т. е. продажа прав на выпуск изделий, которые защищены патентами;

• продажа know-how, т. е. знаний, технологий, методик, не защищенных патентами;

• engineering: разработка технических проектов и рабочих чертежей на строительство промышленных и гражданских объектов, средств транспорта и оборудования;

• строительство объектов «под ключ» и выпуск опытной партии продукции.

Банковские услуги: кредит, финансовый лизинг, банковские расчеты. Кредиты по сроку предоставления средств и назначению подразделяются на три вида:

• краткосрочные (до месяца) — для пополнения оборотных средств на счетах;

• среднесрочные (до года) — в основном для осуществления торговых операций;

• долгосрочные (свыше года) — для закупки основных фондов или под строительство объектов.

При заключении кредитного соглашения банк оговаривает конкретный размер кредита, срок кредита, банковский процент, обеспечение кредита. Обеспечение может быть оформлено в виде залога или банковской гарантией. По долгосрочным кредитам дополнительно оговаривается его размер в процентах от общей суммы закупаемого или строящегося объекта. В настоящее время практически все крупнотоннажные суда строятся судоходными компаниями на базе банковского кредита, в качестве обеспечения которого может выступать залог на судно (ипотека) либо арендные платежи по долгосрочному контракту — и в том и в другом случае речь может идти не только о данном судне, но и о других судах данного судовладельца.

Финансовый лизинг. Этими операциями занимаются специальные дочерние компании банков. Лизинговая компания по заявке клиента закупает необходимые ему производственное оборудование или транспортные средства и передает их клиенту на условиях аренды с выкупом. В договоре оговариваются срок и условия аренды, лизинговый процент, регулярность и размер взносов арендатора, порядок передачи объекта после оплаты последнего взноса. В настоящее время на условиях лизинга закупается значительная часть дорогостоящего оборудования и техники. Достоинства лизинга:

• возможность приобретать необходимые основные фонды с минимальной затратой собственных денежных средств;

• срок лизинга, как правило, больше срока банковского кредита, поэтому уменьшается размер регулярных взносов;

• арендные платежи относятся к расходам кредитора, поэтому на весь срок их выплаты уменьшается налогооблагаемая прибыль.

Банковские учетные операции: перевод денежных средств от покупателя продавцу на основе банковского поручения, аккредитива или в форме инкассо. Операции выполняются банком за установленную плату.

Страхование: медицинское, личного имущества, недвижимости, ответственности, В области судоходства различают страхование судов по корпусу и машине (H&M) и страхование ответственности P&I: за ущерб, нанесенный третьим лицам, за экологический ущерб, столкновение с неподвижными и плавучими объектами, несохранность груза и т. п.

По срокам действия различают разовые сделки и долгосрочные контракты— на 6—12 месяцев и более. В последнем случаев договоре устанавливается график поставок и размер каждой партии (лоты, транши). Кроме того, в долгосрочном контракте устанавливаются порядок номинирования каждой отправки груза и порядок корректировки цены в течение срока договора. В судоходстве примером долгосрочного контракта является COA – contract of affreightment.

По форме взаиморасчетов различаются:

1. договоры с денежной формой оплаты товара. Они, в свою очередь, различаются по срокам оплаты:

наличными, т. е. оплата производится в течение определенного срока после отгрузки или доставки товара (либо, в отдельных случаях, — предоплата, полностью или частично);

В рассрочку, т. е. с согласованием размеров и сроков оплаты каждого взноса;

товарный кредит.

2. Товарообменные операции.

Бартер. Разовая двусторонняя поставка товаров. Стороны оговаривают вид, характеристики и количество товара, который поставляет каждая из сторон, и базисную цену товаров.

Компенсационные сделки. Обычно применяются при межгосударственных соглашениях и соглашениях между транснациональными корпорациями (ТНК) либо между компаниями, входящими в состав ТНК. Одна из сторон обязуется возвести производственный объект или поставить для него комплектное оборудование, а другая сторона — поставить партнеру в течение обусловленного срока товарную продукцию (обычно этого предприятия) до полного возмещения его стоимости. В области судоходства компенсационные сделки нашли применение при строительстве специализированных высокопроизводительных портовых терминалов для крупнотоннажных судов. Оплата такого терминала производится товаром, который отправляется через него на экспорт: железная руда из Бразилии; уголь, лес из российских портов дальнего Востока.

Формы продвижения товаров на рынок

Продажа товаров осуществляется тремя основными методами:

• прямая поставка продавцом покупателю;

• торговля через посредников;

• публичные торги.

Прямая продажа от производителя потребителю в сфере международной торговли осуществляется в основном между предприятиями, входящими в ТНК, либо между ТНК. В остальных случаях торговля ведется через торговцев (купцов, трейдеров). Это экспортные компании, которые скупают товар в свой стране и затем продают ее за рубеж; импортные компании, которые покупают товар у иностранных партнеров (производителей или экспортеров) и затем продают его на внутреннем рынке своей страны (иногда прямо с портового склада). Крупные экспортеры и импортеры создают торговые дома. Они скупают товар у мелких и средних производителей, организуют его хранение, подработку, расфасовку, упаковку, маркировку, облагораживание, затарку в контейнеры, транспортировку. Для выполнения этих операций торговые дома имеют собственные склады, предприятия по производству тары и упаковки, автотранспорт, широкую сеть закупочных контор.

Торговля через посредников. Особое место занимает торговец по договору (дилер, дистрибьютор). Это импортеры, которые закупают товары у иностранных экспортеров с правом продавать их третьим лицам. Территория, в пределах которой дилер может осуществлять эти операции, объем операций, дополнительные услуги, которые должен предоставлять дилер (реклама, снабжение покупателей запасными частями, гарантийный ремонт), оговариваются в договоре. Дилер приобретает у экспортера товар за свой счет и затем продает его третьим лицам от своего имени и на свой риск. За продвижение товара на рынок экспортер предоставляет дилеру специальную скидку (дилерская скидка).

Торговля через посредников имеет две разновидности: с передачей товара посреднику и без передачи товара (агенты, брокеры).

При передаче товара посреднику последний продает его третьим лицам от своего имени, но за счет и на риск принципала. Услуга по продвижению товара оплачивается в процентах от его цены (комиссионные). Различаются комиссионная и консигнационная торговли. Первое — это разовый договор-поручение на продажу единичного или мелкой партии товара в течение оговоренного ограниченного периода. Второе — долгосрочный контракт на продажу со склада консигнатора крупных регулярно возобновляемых партий товара с длительным сроком хранения товара до его продажи покупателю.

Комиссионная форма применяется в основном во внутренней торговле для обслуживания физических лиц, консигнационная — в международной торговле для обслуживания иностранных экспортеров. Консигнация позволяет экспортеру максимально приблизить товар к рынку сбыта и продавать его на условиях «немедленной поставки» (1—14 суток до вывоза товара с биржевого склада, в зависимости от рода груза), что, естественно, повышает его конкурентоспособность. Импортеру, в свою очередь, это позволяет осмотреть товар до его покупки, приобретать товар мелкими партиями, не оплачивать таможенных пошлин до приобретения товара (см. с. 17—2 1).

Брокеры и агенты оказывают принципалу посреднические услуги по подысканию партнеров, ведению переговоров и оформлению договора купли-продажи. При этом сделка заключается от имени, за счет и на риск принципала. Брокер работает на основе разового договора поручения; агент — по долгосрочному агентскому договору. Согласно этому договору принципал может поручить своему агенту, помимо посреднических функций выполнить ряд физических и финансовых операций: осуществлять техническую эксплуатацию и ремонт оборудования, принадлежащего принципалу (контейнеры, трейлеры); инкассировать на свой счет денежные средства, поступающие от покупателя за поставленный ему товар или услуги (например, фрахт); от своего имени заключать договоры на выполнение сопутствующих основной сделке работ (пакетирование, перетарка, довозка). В сфере морского бизнеса важное место занимают фрахтовые брокеры, брокеры по купле-продаже судов, грузовые агенты линейных компаний, судовые агенты.

Публичные торги. Различают три формы этого вида торговли:

Аукцион — периодическая публичная продажа товаров, имеющих индивидуальные потребительские свойства, с предварительным осмотром этих товаров покупателем. Продажа производится либо конкретно каждой единицы товара, выставленного на аукцион (предметы искусства, антиквариат, племенные лошади), либо, по менее дорогостоящим товарам (некоторые виды мехов, морепродукты, цветы), лотами установленного стандартного размера.

Биржа — регулярная публичная продажа массовых сырьевых и продовольственных товаров стандартного качества, без предварительного осмотра покупателем (на бирже товар обычно отсутствует). Купля-продажа товара производится стандартными партиями по установленным стандартам и образцам через брокеров, зарегистрированных на бирже, с использованием компьютерной информационной системы. Сделки заключаются на основе типовых биржевых контрактов, жестко регламентирующих качество и сроки поставки. Собственно, на бирже продаются даже не конкретные партии товара, а биржевые контракты, содержащие установленное биржей количество товара определенного сорта, типа и марки. Покупатель получает на бирже не товар, а документ, подтверждающий его право собственности на товар, — складское свидетельство (варрант). По этому складскому свидетельству покупатель получает товар. Его поставка осуществляется со склада биржи в течение 1—14 суток после подписания контракта. Наряду со сделками с реальным товаром, заключаются сделки с последующей поставкой (forward) и сделки на право распоряжаться пакетом контрактов в течение обусловленного периода (фьючерсы и хеджирование).

Международный биржевой оборот примерно поровну состоит из двух больших групп товаров: во-первых, сельскохозяйственных и лесных товаров, во-вторых, — промышленного сырья и полуфабрикатов.

Торги — это размещение заказов на подрядные работы, комплексное оборудование, товары или транспортные средства на основе привлечения к определенному, заранее оговоренному сроку предложений от нескольких подрядчиков (поставщиков) и закрепление сделки с тем из них, условия которого наиболее выгодны по техническим характеристикам, срокам и ценам. Заказчиками и организаторами торгов наиболее часто выступают правительства развивающихся стран, которые проводят торги на закупку машин и оборудования и строительство промышленных и гражданских объектов. В большинстве из этих стран закон требует, чтобы при стоимости заказа более установленной суммы закупка производилась только через торги. Эти законодательные меры имеют целью ограничить коррупцию чиновников при осуществлении крупных инвестиционных проектов. Торги также организуются при внешнеторговых закупках или подрядах, которые финансируются правительствами развитых стран — США, Канады, Франции, ФРГ. Заказчиками выступают правительственные ведомства, муниципалитеты, крупные фирмы — генеральные подрядчики. Торги позволяют, при недостаточном знании рынка и отсутствии аппарата для проведения маркетинговых исследований, привлечь к конкурсу предложения крупных и имеющих хорошую репутацию фирм и на основе конкуренции между ними выбрать наилучший вариант и уторговать условия подряда (поставки).

Различаются три вида торгов:

Открытые. К участию в таких торгах приглашаются все желающие, о чем делается объявление в местной деловой прессе с перепечаткой в развитых странах. Открытые торги организуются для осуществления сравнительно недорогих типовых строительных проектов или поставок стандартного оборудования.

Закрытые. Для участия в таких торгах направляются индивидуальные приглашения нескольким компаниям, которые специализируются в данной области, и фирмам, с которыми успешно сотрудничали в прошлом.

Смешанные торги. Они проводятся в два этапа — сначала как открытые, затем — как закрытые торги, с приглашением только отобранных на первом этапе партнеров.

Торги проводятся либо в стране заказчика, либо в одной из развитых стран. Порядок и условия проведения торгов в различных странах примерно одинаковы, особенно в странах, где имеется тендерное законодательство.

Общее положение о проведении торгов содержится в Гражданском кодексе РФ (ст. 447, 448, 449), а также в ряде федеральных законов, таких как Федеральный закон «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», Закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и др.

В последние годы торги стали использоваться и в международном судоходстве — для заключения долгосрочных контрактов на перевозку грузов, аренду и покупку крупнотоннажных специализированных судов.

В настоящее время разработаны и активно используется большое количество проформ, договоров на оказание различных посреднических услуг и проформы порядка организации и проведения публичных торгов. В качестве примера ниже приводится примерное содержание двух таких документов.

Основные коммерческие условия договора купли-продажи товаров через консигнационный склад

Стороны договора. Сторонами договора консигнации являются консигнант и консигнатор. Консигнант — это лицо или фирма, которая дает поручение на совершение сделок по продаже товаров со склада за границей. Консигнатор — лицо или фирма, которая принимает и исполняет поручение совершать сделки по продаже товара со склада от своего имени, но за счет консигнанта.

Определение товара. Номенклатура и количество товаров, поставляемых на консигнацию, обуславливаются либо в спецификации, составляющей неотъемлемую часть договора, либо в самом договоре. Номенклатура поставляемых на консигнацию товаров должна быть конкретизирована, например, указаны марки и типы изделий. В этом пункте определяется также максимальное количество товара, которое может находиться на консигнации.

Определение территории. В договоре необходимо указать территорию, на которой консигнатор имеет право продавать консигнационные товары. При этом следует предусмотреть условие о том, что не только консигнатор сам не имеет права продавать товары вне договорной территории без предварительного письменного согласия консигнанта, но и в свои договоры купли-продажи с покупателями он обязан включать условие, что эти покупатели также не могут продавать товары за пределы договорной территории без его письменного согласия.

Сроки консигнации и действия договора. В договоре указывается срок консигнации, т. е. время, в течение которого поставленный на консигнацию товар должен быть продан. Сроки консигнации на практике встречаются разные, но, как правило, они колеблются между 6 и 24 месяцами. Предоставление длительных сроков — это результат незнания истинных потребностей рынка в том или ином консигнационном товаре. Срок консигнации для машин и оборудования чаще всего составляет 12 месяцев.

Срок действия договора обычно больше срока консигнации. В большинстве соглашений он составляет от 1 года до 5 лет. По истечении срока действия договора его условия остаются действительными в отношении всех партий товара, которые к моменту прекращения его действия находятся на консигнации и расчет по которым не закончен.

Право собственности на товары, поставляемые на консигнацию. Товары, передаваемые на консигнацию, остаются собственностью консигнанта до момента их продажи третьим лицам. Довольно часто в договоры консигнации включается оговорка о сохранении права собственности за консигнантом не до момента продажи товаров третьим лицам, а до полной уплаты покупной цены проданного товара или до поступления этой суммы к консигнанту. Для этого на консигнатора возлагается обязанность при заключении договора куплипродажи с третьим лицом также сохранять за собой право собственности до момента оплаты товара.

Цена товара. Выполняя поручения по продаже товара, консигнатор обычно связан указаниями консигнанта в отношении цен, по которым он обязан продавать товары третьим лицам. Они излагаются либо в условиях договора, либо содержатся в общих условиях продажи, прилагаемых к договору. При этом к договору, как правило, прилагаются минимальные цены, ниже которых консигнатор не может продавать товар без предварительного письменного согласия консигнанта. В этом пункте указываются также базисные условия поставки товаров на консигнацию.

Порядок выплаты вознаграждения консигнатору. В договоре должен быть точно определен вид, размер и порядок выплаты вознаграждения консигнатору.

Чаще всего вознаграждение выплачивается в виде определенного процента от стоимости товара, проданного с консигнационного склада. В некоторых договорах сверх этого основного вознаграждения предусматривается выплата дополнительного вознаграждения также в определенном проценте от стоимости, в частности, при продаже консигнатором товара сверх количества, подлежащего продаже в течение срока консигнации, или когда консигнатор реализует товар по цене выше минимальной, установленной для него консигнантом.

В договоре должно быть четко оговорено, с какого момента у консигнатора появляется право на получение вознаграждения. Обычно обуславливается, что консигнатор имеет право на получение вознаграждения только после поступления вырученных сумм в распоряжение консигнанта. Это означает, что эти суммы должны поступить на счет консигнанта в банке его страны или зачислены на особый счет, открываемый консигнатором в банке своей страны с условием, что право распоряжения этим счетом принадлежит только консигнанту. В первом случае вознаграждение может отчисляться от каждой поступившей суммы (для чего консигнант должен дать соответствующее поручение банку своей страны), либо, что значительно удобнее, один раз в месяц или квартал от всех сумм, поступивших за этот период. Во втором случае для упрощения расчетов консигнант может дать поручение банку страны консигнатора производить выплату ему определенного процента от всех сумм, поступающих на этот счет. Такой способ выплаты более удобен для консигнатора (он исключает встречные операции по переводу денег), однако консигнант выплачивает вознаграждение, не имея абсолютной уверенности в правильности взаиморасчетов.

Условие платежа. В договоре консигнации точно определяется порядок расчетов: устанавливается, в какой валюте будут производиться платежи, а также оговаривается, по истечении скольких дней после продажи товаров консигнатором осуществляется платеж в пользу консигнанта. Платеж считается произведенным после того, как консигнант подтвердит его получение и правильность.

При осуществлении продаж на условиях рассрочки платежа консигнатор следит за своевременным поступлением платежей и, в случае необходимости, принимает судебные меры против должников. Поскольку по сделке, совершенной с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным сам консигнатор, при предоставлении рассрочки платежа он становится кредитором по требованиям об оплате покупной цены. Консигнант может предъявить эти требования к третьему лицу лишь в том случае, если они были даны ему консигнатором. Однако известны случаи, когда консигнант обязывал консигнатора уступить ему право требования уплаты покупной цены уже в момент продажи товара третьему лицу.

Обязанности консигнатора. В обязанности консигнатора входит, если это обусловлено договором:

• Подготовка помещения для консигнационного склада, наем персонала для работы на нем, получение разрешения на ввоз товара в свою страну (импортной лицензии). Консигнатор не имеет права перемещать консигнационный склад в другое место без предварительного письменного согласия консигнанта. Это положение имеет особое значение при размещении консигнационного склада в арендуемом помещении, так как собственник помещения в обеспечение своих требований к арендатору может удержать товары, находящиеся на складе.

• Обеспечение полной сохранности качества товаров во время нахождения их на консигнационном складе (например, обеспечение защиты металлических изделий от коррозии, создание необходимого температурного режима для продовольственных товаров и пушнины). В случае порчи, недостачи или повреждения товара консигнатор должен возместить консигнанту все связанные с этим убытки.

• Оплата по мере возникновения всех расходов по организации и содержанию консигнационного склада, найму персонала, транспортировке товара, уплате таможенных пошлин, страховой премии, рекламе с последующим возмещением ему выплаченных сумм консигнантом. При возложении на консигнатора обязанностей, связанных с определенными расходами, он должен учитывать специфику местного законодательства и принятую практику.

• Страхование товаров, находящихся на консигнационном складе, в первоклассном страховом обществе за свой счет в пользу консигнанта и своевременная передача ему страховых документов.

• Предоставление в обеспечение интересов консигнанта гарантии первоклассного банка.

• Осуществление рекламы, показ товаров в демонстрационных залах и послепродажное техническое обслуживание.

• Своевременное в обусловленные сроки предоставление отчетов консигнанту о ходе реализации и о запасах товаров на складе, а также информации о состоянии конъюнктуры рынка и уровне цен на аналогичные товары у конкурентов.

Обязанности консигнанта. Обычно в договоре устанавливаются следующие обязанности консигнанта:

• Поставка к оговоренному сроку на консигнационный склад товаров в обусловленном ассортименте и количестве и в дальнейшем поддержание запасов товаров на определенном согласованном уровне.

• Оплата за свой счет всех расходов по содержанию помещения консигнационного склада. Это условие в некоторых западноевропейских странах является существенным элементом консигнации.

Порядок возврата товаров. В договоре предусматривается и вопрос о том, кто и в какой мере несет расходы по возврату товара в случае, если он не будет продан в течение установленного срока консигнации. Этот вопрос должен решаться в каждом конкретном случае с учетом законодательства страны консигнатора. Наиболее распространенным условием является то, что консигнатор возвращает товар на условиях франко-граница или фоб порт своей страны. Дальнейшие расходы по перевозке товара в свою страну несет консигнант.

Основные этапы организации международных торгов

Подготовка торгов

Распространение информации о торгах — в прессе и СМИ (при открытых торгах) и в виде индивидуальных приглашений (при закрытых). Эта информация включает в себя: кто проводит торги, номер торгов, наименование и количество товара или объем строительно-монтажных работ, порядок и срок предоставления предложений, место, где могут быть получены (за плату) подрядные условия и другие документы — чертежи, спецификации и т. д. Информация распространяется обычно за 1—2, а по крупным заказам — за 2—З месяца до назначенного срока торгов. Иностранные поставщики могут получить дополнительную информацию через торгово-промышленные палаты и торговые представительства своих стран, через свои филиалы в стране заказчика.

Разработка, издание и рассылка условий поставки

Они включают широкий спектр технических, социальных, экологических и экономических требований. Например: энергоемкость, сроки поставки (ввод в эксплуатацию), экологическая чистота, качество выпускаемой продукции (допустимые отклонения), производительность, использование собственных или закупаемых комплектующих, иностранных или местных рабочих и инженеров, развитие инфраструктуры (дороги, тепловые, энергетические и телекоммутационные, жилье, объекты соцкультбыта и пр.), порядок корректировки цены, условия платежа, предоставление кредита, гарантийный залог для участия в торгах, а в случае выигрыша — залог до завершения поставки (строительства), сроки принятия заказчиком решения после проведения торгов (обычно 3—4 месяца). Каждый участник торгов должен внести залог в размере 1—3% от стоимости заказа. Это позволяет исключить из числа претендентов мелкие компании, уменьшает риск нарушения обязательств. Условия поставки товаров разрабатывает непосредственно организация-заказчик, либо специально привлекается фирма-консультант. В сборнике подрядных условий приводится также стандартная проформа заявки на участие в торгах (тендерного предложения), которую каждый претендент должен заполнить и направить в комитет по проведению торгов (тендерный комитет). Как уже указывалось, адрес, по которому можно приобрести тендерные условия и проформу тендерного предложения, указывается по открытым торгам — в объявлении об их проведении, по закрытым торгам — в приглашении к участию в торгах.

Подача заявления на участие в торгах

Подача заявления на участие в торгах означает, что данная компания обязуется строго выполнить все установленные заказчиком тендерные условия. В сборнике подрядных (тендерных) условий приводится порядок предоставления предложений в тендерный комитет. Например, может быть установлено, что предложение направляется в двойном конверте: на первом указывается только адрес, по которому принимаются заявки, на втором — номер торгов, наименование товара (торгов), дата, установленная для приема предложений. Конверт отправляется заказным письмом либо вручается через агента под расписку. В случае получения предложения после оговоренного тендерным комитетом срока, оно не принимается и не участвует в торгах. В предложении приводятся полные данные о фирме-отправителе, включая рекомендательное письмо торгово-промышленной палаты страны регистрации компании, банковскую справку о ее устойчивом финансовом состоянии и гарантии. Далее приводится содержание предложения. Если допущено отклонения от условий, оговоренных в тендерном сборнике, то компания должна обосновать их выгоду для покупателя (заказчика); там же указывается цена товара, а в случае строительства — смета расходов. Прилагается справка о внесении залога.

Регламент торгов

В назначенный день и час тендерный комитет вскрывает конверты и оглашает содержание поступивших предложений. При открытых торгах представители компаний, направивших свои предложения, могут или даже должны присутствовать. Выбор может быть сделан сразу же после изучения поступивших предложений экспертами тендерного комитета; затем этот выбор утверждается организацией — организаторами торгов. Иногда в процессе рассмотрения уточняются или даже уторговываются отдельные условия отдельных продавцов. Их представители могут ознакомиться с ценами и условиями других участников. На практике при выборе продавца предоставляются преференции национальным компаниям или компаниям стран, с которыми страна покупателя имеет военно-экономические связи, либо наоборот, подвергаются дискриминации компании стран — политических противников (например, до 1990 г. — СССР). Тендерными правилами обычно установлено, что тендерный комитет не обязательно должен выбирать самое дешевое предложение и не должен обосновывать принципы своего выбора. Цены местных компаний могут быть на 15—20% выше. В США прямо установлено, что тендерный комитет должен отдавать предпочтение национальным компаниям. Для стран третьего мира важное значение имеют срок экспортного кредита и условия его предоставления, опыт работы с данной компанией, политические мотивы.

Оферент (участник тендера), предложение которого принято, получает извещение в течение срока, установленного тендерными условиями. После этого он вносит второй гарантийный взнос — 5—10% от цены товара (строительства). Из гарантийного взноса в процессе реализации договора делаются вычеты на оплату штрафов и пени в соответствии с предусмотренными тендерами правилами — за задержку поставки или строительства и т. п. Остаток гарантийного взноса возвращается оференту частями по завершении определенного этапа работ либо полностью — после завершения всей поставки. Выбор оферента завершается подписанием контракта между ним и заказчиком. При этом в контракт могут быть внесены дополнительные частные условия, например, использование для поставки товара или строительных материалов и оборудования национального флота страны покупателя.

В настоящее время уже разработано и утверждено российское тендерное законодательство, а в новое издание Таможенного кодекса РФ включен таможенный режим «Свободный таможенный склад», который практически полностью соответствует режиму «Консигнационный склад», применяемому в международной практике.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   53

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Э. Л. Лимонов внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки iconРабочая программа по дисциплине дс. Ф. 4 «Мультимодальные перевозки»
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Э. Л. Лимонов внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки iconРабочая программа по дисциплине сд. Ф. 8 «Внешнеторговые операции и их транспортное обеспечение»
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Э. Л. Лимонов внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки iconТранспортное право
Ответственность за нарушение обязательств по перевозке. Перевозки автомобильным транспортом. Перевозки железнодорожным транспортом....
Э. Л. Лимонов внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки iconУчебно-методический комплекс «Внешнеторговые транспортные операции»

Э. Л. Лимонов внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки iconСостояние отдельных видов транспорта Железнодорожный транспорт
В секторе перевозок генеральных грузов железнодорожный транспорт испытывает растущую конкуренцию со стороны автомобильного транспорта....
Э. Л. Лимонов внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки iconРефератов и докладов по дисциплине «Пассажирские перевозки»
Роль и значение пассажирского автомобильного транспорта в транспортной системе страны
Э. Л. Лимонов внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки iconФедеральное агентство морского и речного транспорта
Использование электронных библиотечных систем и электронной каталога библиотеки университета в образовательном процессе
Э. Л. Лимонов внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки iconОрганизационно-экономическая характеристика субъекта встречной торговли
К встречной торговле относятся такие внешнеторговые операции, при совершении которых в едином контракте фиксируются твердые обязательства...
Э. Л. Лимонов внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки iconРеферат Вопрос №58 : «цб рф: основные операции в т ч. операции на «открытом рынке»
Вопрос №58: «цб рф: основные операции (в т ч операции на «открытом рынке» и девизные операции), нормы обязательного резервирования,...
Э. Л. Лимонов внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки iconСовет учебно-методического объединения по образованию в области эксплуатации водного транспорта
Ректор Государственного университета морского и речного флота им адм. С. О. Макарова
Э. Л. Лимонов внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки iconСборни кдоклад
Коллеги Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на тему: «О системе обеспечения безопасности судоходства на водном транспорте...
Э. Л. Лимонов внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки iconФедеральное агентство морского и речного транспорта РФ федеральное...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Э. Л. Лимонов внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки iconРабочая программа дисциплины внешнеторговые контракты цикл: в. 6...
Рабочая программа дисциплины «Внешнеторговые контракты» предназначена для магистрантов юридического факультета (очная форма обучения),...
Э. Л. Лимонов внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки iconРабочая программа дисциплины «Грузовые перевозки»
Дисциплина имеет целью подготовить специалистов в сфере автомобильного транспорта широкого профиля, способных самостоятельно применять...
Э. Л. Лимонов внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки iconПравила техники безопасности на судах морского флота рд 31. 81. 10-91
Разработаны: Центральным ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом морского...
Э. Л. Лимонов внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки iconСоглашени е между Правительством Российской Федерации и Правительством...
Автор: Штылева М. В., ассистент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск