Волгоградской области





НазваниеВолгоградской области
страница1/20
Дата публикации28.06.2013
Размер2.31 Mb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Спорт > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20



МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

КУМЫЛЖЕНСКАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА

КУМЫЛЖЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

УТВЕРЖДЕНО на педсовете

МКОУ ДОД Кумылженской ДЮСШ

Протокол № от 18 августа 2012 г

Директор МКОУ ДОД

Кумылженской ДЮСШ

____________________Иванов А.В.
РУКОПАШНЫЙ БОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Программа ориентирована на детей от 6 лет до 21 года

Срок реализации – 15 лет
Автор:

Иванов Александр Викторович

Тренер-преподаватель

высшей квалификационной категории

«Отличник физической культуры и спорта»


Волгоград

2013 год

Рецензенты:

Смирнов Ю.А. - кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой теории и методики физической культуры и спорта ВГАФК

Осколков В.А - кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой бокса и тяжелой атлетики ВГАФК

Непомнящий С.В - кандидат педагогических наук, профессор, зав.кафедрой физической подготовки Волгоградской юридической академии

Допущена к изданию решением Ученого совета ФГОУВПО

«Волгоградская государственная академия физической культуры» в качестве программы для ДЮСШ, 2013 год.

Иванов А.В. Рукопашный бой: образовательная программа дополнительного образования детей для детско-юношеских спортивных школ.

Волгоград: ФГАФК, 2013 – 91с

Волгоград 2013

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Образовательная программа дополнительного образования детей по направленности является физкультурно-спортивной; по функциональному предназначениюспециальной; по форме организациииндивидуально-ориентированной и групповой;

Программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) по рукопашному бою (далее РБ) является модифицированной (Типовая: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР, М.: Советский спорт, 2004г под редакцией Акопян А.О., Долганов Д.И., Королев Г.А., Найденов М.И., Супрунов Е.П., Харитонов В.И.) и составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дополнительном образовании детей (постановление Правительства РФ от 07.03.1995г. № 233), нормативными документами Министерства образования РФ (Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ от 25.01.1995г., с последующими изменениями и дополнениями) и Государственного комитета Российской Федерации по физической, спорту и туризму (за № 390 от 28 июня 2001г.), письма Минобразования России от 11.12.06г. № 061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей.

Настоящая программа содержит нормативно-програмные и правовые основы, регулирующие деятельность детско-юношеских спортивных школ и основополагающие принципы подготовки юных спортсменов.

В процессе разработки содержания настоящей программы использованы нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке юных спортсменов, научно-методические рекомендации по подготовке спортивного резерва.

Учебная программа для ДЮСШ по рукопашному бою рассчитана на 15-ти летнее обучение.

Образовательные, воспитательные, развивающие и оздоровительные задачи программы конкретизированы на каждом этапе спортивной подготовки, которые будут освещены далее.

Нормативная часть программы представлена рекомендациями по составу занимающихся, по содержанию основных видов подготовки, участия в соревнованиях, в инструкторской и судейской практике по годам и этапам тренировки.

Методическая часть программы включает содержание учебного материала, его распределения по годам тренировки, рекомендации по методике тренировки при технической, физической, функциональной и морально-волевой подготовке, организации медико-педагогического контроля.

Новизна программы

Новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта спортсмена, его морально-волевых и нравственных качеств перед работой направленной на освоение предметного содержания

Она также состоит в разработке и обосновании нетрадиционной методики, основанной на дифференцировании тренировочных нагрузок, с учетом физической подготовленности спортсменов, в разделах специальной физической и технико-тактической подготовленности обучающегося.

Новизна данной программы также заключается и в применении большой игровой практики, которой я посвящу отдельную главу.

Используя полученный опыт ведущих тренеров, спортсменов, а, также используя литературные данные по построению тренировочного процесса в различных видах единоборств, в течение ряда лет, проводилась нетрадиционная методика тренировок, где основной упор в ранней специализации делался на обучение основам техники рукопашного боя посредством игр, которые подбирались таким образом, что обучающийся играя, одновременно развивал необходимые физические качества и осваивал базовую технику рукопашного боя.
Актуальность

Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы физкультурно-спортивной направленности в области единоборств, развития физических и морально-волевых качеств школьников, материально-технические условия, для реализации которого имеются только на базе нашей ДЮСШ.

Рукопашный бой является одним из самых сложных видов спортивных единоборств, так как включает в себя технический арсенал практически всех видов единоборств, в которых разрешается применять контролируемые удары, броски, удержания, болевые и удушающие приемы в зависимости от конкретной динамической ситуации поединка (С.М. Ашкинази, 2001, 2007, В.Л. Волков, 2003).

Содержание технических действий бойцов в рукопашном бое, их технико-тактический арсенал свидетельствует об отсутствии какой-либо методологии планомерной подготовки в этом виде спортивной деятельности. Спортсмены - «рукопашники», как правило, являются представителями видов спортивной борьбы, либо ударных единоборств, что проявляется в ограниченности и односторонности их технико-тактического арсенала применительно к задачам и возможностям рукопашного боя (И.В. Зайчиков, 2003).

Основными сложностями, с которыми встречаются тренеры, являются вопросы методики обучения спортсменов, вопросы выбора тренировочных средств, способствующих повышению эффективности их соревновательной деятельности.

Особую актуальность приобретает методика обучения приемам в рукопашном бое на занятиях по технической подготовке детей в ДЮСШ. Несмотря на то, что рукопашный бой уже давно и прочно вошел в программу подготовки в ДЮСШ по спортивным единоборствам, методика обучения рукопашному бою на занятиях по физической подготовке пока еще не имеет под собой научного обоснования. Существует необходимость научного обоснования порядка и последовательности изучения технических действий и приемов самозащиты в рукопашном бое. Проблема осложняется тем, что среди специалистов по рукопашному бою не сформировано единое мнение о последовательности изучения основных групп приемов – защиты от противника, собственно рукопашной схватки без оружия (С. А. Иванов, 1995; А. С. Кузнецов, 2007; А. А. Манаев, А. С. Чабанюк, 2008). Нет и единого подхода к изучению различных видов техники – бросковой, ударной, ударно-бросковой. Отсутствуют методики тактической и психологической подготовки занимающихся (А. И. Абашин, 2009; А. О. Акопян, 2000; А. А. Морозов, 2001).

Феномен развития рукопашного боя в России состоит в том, что рукопашный бой (далее РБ) нельзя назвать видом спорта в полной мере. Рукопашный бой в России развивается в нескольких направлениях: детский спорт, спортивно-оздоровительное направление (сохранение и укрепление здоровья, обучение навыкам самообороны). Кроме того, РБ предполагает возрастной уровень занимающихся (с 4-6 до …лет).

В ДЮСШ, СДЮСШОР, ДЮКФП различной ведом­ственной принадлежности стали открываться отделения, группы и секции по РБ, что потребовало разработки соответствующих образовательных про­грамм.

В связи, с чем появляется потребность общества и детей данного в занятиях рукопашным боем.

Педагогическая целесообразность

Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации в ДЮСШ, каждый воспитанник формирует свои личностные качества, такие как: воля, характер, воспитание патриотизма, физическое развитие.

Правильно выбранные формы, методы и средства образовательной деятельности показали свою результативность в соревнованиях различного уровня.

Эффективным для гармоничного развития детей является такое введение практического и теоретического материала, который был бы вызван требованиями творческой практики. Воспитанники (на этапах ГСС и ВСМ) должны сами уметь формулировать задачи, находить пути их решения.

Новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус и ведет к более глубокому её усвоению.

При систематических занятиях рукопашным боем создаются благоприятные условия, для развития обучающегося, развивается мотивация к познанию и творчеству. Обеспечивается эмоциональное благополучие ребенка. Идет приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Ребенок получает не только физическое, но духовное и интеллектуальное развитие. И что особенно важно, - происходит создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности обучающегося, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур. Ведется профилактика асоциального поведения обучающегося. При систематических занятиях РБ ведется работа не только с обучающимися, но и с их родителями, всей семьей.

Социальная значимость РБ проявляется и в воздействии на качество трудовой деятельности, общественные отношения, сферу потребления, организацию досуга, содержание образования и т.п.

Имея высокое прикладное значение, РБ позволяет тем, кто им занимается, легко и быстро овладевать сложными профессиями, добиваться высокой производительности труда. Навыки РБ и высокий уровень физической подготовки помогает и в боевой обстановке (служба в горячих точках, спецподразделениях и т.д.)

Таким образом, рукопашный бой можно рассматривать как средство формирования физической и духовной гармонии и удовлетворения запросов, как отдельных людей, так и общества в целом.

Данная модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей строится на таких основных принципах обучения как:

  • индивидуальность

  • доступность

  • преемственность

  • результативность

При работе с обучающимися используются различные формы и методы обучения:

  • групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия

  • работа по индивидуальным планам

  • медико-восстановительные мероприятия

  • тестирование и медицинский контроль

  • участие в различных соревнованиях и учебно-тренировочных сборах

  • инструкторская и судейская практика

Цель программы: Создание оптимальных условий для физического и психического развития, самореализации, укрепления здоровья и формирования позитивных жизненных ценностей обучающихся посредством систематических занятий рукопашным боем.

Программа, опираясь на особенности современного этапа развития спорта, охватывает основные методические положения, на основе которых строится рациональная единая педагогическая система многолетней спортивной подготовки и обучения в ДЮСШ, и предусматривает:

  • преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп;

  • преемственность в решении задач по формированию личности спортсмена, укреплению здоровья, гармоничному развитию всех органов и систем организма;

  • целевую направленность по отношению к высшему спортивному мастерству;

  • обеспечение всесторонней и специальной физической подготовки;

  • комплексную систему контроля и анализа состояния подготовленности спортсмена, так и на этапах возрастного развития.

Данная программа может являться основным документом при проведении занятий в спортивных школах. В отдельных случаях, исходя из местных социальных условий и наличия материально-технической базы, могут быть внесены частные изменения в содержание данной программы, сохраняя при этом ее основную направленность.

Образовательные, воспитательные, развивающие и оздоровительные задачи программы конкретизированы на каждом этапе спортивной подготовки.

Этих этапов всего пять:
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  • формирование интереса к занятиям спортом

  • овладение основами техники выполнения комплекса физических упражнений и освоение техники подвижных игр

  • развитие и совершенствование общих физических качеств

  • предварительный отбор детей для занятий РБ

  • выбор специализации в дальнейшем занятии спортом

  • знакомство с требованиями спортивного режима и гигиены

  • социализация детей и подростков


ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

  • укрепление здоровья и расширение функциональных возможностей организма

  • совершенствование показателей физической подготовленности занимающихся

  • совершенствование уровня освоения базовой техники РБ

  • привитие норм личной гигиены и самоконтроля


УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП

  • совершенствование физической и функциональной подготовленности

  • совершенствование технико-тактического мастерства и приобретение соревновательного опыта

  • формирование морально-волевых качеств

  • освоение теоретического раздела программы


ЭТАП СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

  • совершенствование специальной физической подготовленности

  • совершенствование технико-тактического мастерства (применение ударной и бросковой техники в различных условиях)

  • совершенствование динамики спортивно-технических показателей

  • достижение высоких результатов выступлений на Всероссийских соревнованиях


ЭТАП ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

  • совершенствование технико-тактического мастерства с учетом индивидуальных особенностей

  • совершенствование функциональной и морально-волевой подготовленности

  • формирование специализированных знаний

  • достижение высоких результатов выступлений на международных соревнованиях

  • отбор в состав сборной России


Отличительные особенности

  • программа рассчитана на более полное изучение, закрепление, совершенствование полученных навыков и расширенное освоение более глубоких приёмов, в течение 15 летнего обучения. Другие же программы рассчитаны на более короткий срок обучения – 8 лет. Как правило, набор обучающихся производится с 10 лет и с этапа начальной подготовки. В данной же программе обучение допускается с 6 летнего возраста – этап спортивно-оздоровительный. При помощи большой игровой практики и различных ОРУ в СОГ, уже на начальном этапе, обучающийся постепенно подходят к ранней специализации РБ (учитывая особенности организации УТЗ с детьми 4-6 летнего возраста).

  • Помимо того, что другие программы, как правило, заканчивают своё обучение на учебно-тренировочном этапе, данная программа продолжает углубленную специализацию на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

  • Учебный план данной программы, составлен исходя из местных (сельских) условий и рассчитан на 45 недель учебно-тренировочных занятий (согласно Уставу школы).

На тренировках дети знакомятся не только с изучением того или иного приема, но и изучают теоретическую базу (см. в главе теоретическая подготовка). Практические занятия по программе связаны с использованием необходимого спортивного инвентаря и оборудования, что также помогает завлечь ребенка к занятиям РБ, и повышает его интерес. В теоретических занятиях также используется различная видеотехника (просмотр соревнований и последующий их анализ).

В структуру образовательной программы входят 8 образовательных блоков, каждый из которых реализует отдельную задачу. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.

  1. Практические занятия (общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, технико-тактическая подготовка)

  2. Теоретические занятия

  3. Инструкторская и судейская практика

  4. Контрольно-переводные испытания

  5. Соревновательная практика

  6. Восстановительные мероприятия

  7. Медицинское обследование

  8. Воспитательная работа

На учебно-тренировочных занятиях обучающиеся знакомятся не только с основами Российского РБ, как вида спорта, но и с культурами других народов и стран. Анализируются и сравниваются основные принципы обучения, как Западных, так и Восточных школ.

Освоение материала в основном происходит в процессе практической деятельности. Так, в работе над освоением базовой техники РБ, обучающиеся должны добиваться четкого исполнения движений. Необходимо уметь применять полученные знания в практической деятельности (соревновательной практике).

Прохождение каждой новой практической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному» и т.д. придают объемность «линейному», последовательному освоению материала в данной программе.

Обучающийся должен не только грамотно и четко применять полученные знания в соревновательной практике, но и осознавать саму логику их следования. Нельзя необдуманно применять то или иное техническое действие на соревнованиях, отработанное на тренировочном занятии. Все зависит от конкретной ситуации в данный момент. Для этого очень широко используется такой метод, как «Моделирование соревновательных ситуаций». Данная методика будет описана в разделе по технико-тактической подготовке на различных ее этапах.

Предлагаемая методика, помимо наличия большой игровой практики, которую я опишу выше, и индивидуального подхода в дифференцировании тренировочных нагрузок заключается еще и в том, чтобы обучающийся мог сам ставить перед собой наивысшею цель своих занятий этим видом спорта, т.е. создал отличную мотивацию.

Объясню почему. Чтобы достичь высокого спортивного результата,- необходима серьезная не только физическая работа, но и самое главное – мотивация, психологический настрой. Это как планирование и постройка дома. Заложишь малый фундамент – построишь одноэтажный дом. Но чтобы сделать из него, потом 2-х или 3-х этажный дом не выйдет, не хватит мощности заложенного для этого фундамента. Поэтому необходимо заранее ставить перед собой цель постройки многоэтажного здания, а соответственно и закладывать для этого очень добротный фундамент (базу).

Также можно провести параллель и с достижением высокой спортивной результативности спортсмена. Поставив, например, перед собой цель стать Олимпийским Чемпионом, необходимо заложить очень крепкую базу. А каждый этаж – это как пройденный этап (результат на соревнованиях). И даже проиграв на каком-нибудь соревновании (этапе), вы, имея необходимую начальную базу (фундамент), - добьетесь своего результата!

Имея же маленькую цель – добьешься только маленького результата!
Возраст обучающихся

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы составляет 6-21 год.

Порядок зачисления обучающихся в группы спортивной подготовки или перевод на следующий этап подготовки определяется непосредственно тренерским советом, по результатам вступительных или контрольно-переводных экзаменов.

  • Спортивно-оздоровительная (СО) группа формируется как из вновь зачисляемых учащихся, так и из обучающихся, не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься избранным видом спорта. Возраст с 6 лет.

  • На этап начальной подготовки (НП) зачисляются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний и удачно сдавших контрольные нормативы. Возраст – 8-10 лет

  • На учебно-тренировочный (УТ) этап, зачисляются практически здоровые обучающиеся, прошедшие необходимую подготовку на этапе НП не менее 1 года, при условии выполнения ими контрольно-переводных экзаменов по ОФП и СФП. Возраст – 11-15 лет.

  • На этап спортивного совершенствования (СС) рекомендуется зачислять спортсменов, выполнивших норматив спортивного разряда не ниже кандидата в мастера спорта России и выполнивших контрольные нормативы по ОФП, СФП, ТТП. Возраст – 16-18 лет

  • На этап высшего спортивного мастерства (ВСМ) зачисляются перспективные спортсмены, вошедшие в основной или резервный состав сборной команды России и показывающие стабильные высокие результаты (на уровне норматива Мастера спорта России). Возраст на этом этапе может не ограничиваться, если спортсмен продолжает выступать за данную школу и показывает хорошие результаты, но уже на основе письменного договора. Возраст – 19 лет и старше.

Преимущественная направленность тренировочного процесса по годам обучения определяется с учетом наиболее благоприятных периодов развития физических качеств, совершенствующихся в данном возрасте (см. таблица № 3).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Волгоградской области icon"Оценка восприятия населением проявлений коррупции в органах власти...
Российской Федерации по Волгоградской области, начальник Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по...
Волгоградской области iconО проведении открытого конкурса
Во исполнение Закона Волгоградской области от 20 мая 2005 г. N 1064-од "О премиях Волгоградской области в сфере науки и техники"...
Волгоградской области iconПостановление От 9 апреля 2013 г. N 155-п об утверждении порядка...
Во исполнение Закона Волгоградской области от 20 мая 2005 г. N 1064-од "О премиях Волгоградской области в сфере науки и техники"...
Волгоградской области iconДоклад о состоянии гражданского общества в Волгоградской области...
Советом на основе общей информации о ее деятельности, материалов, представленных в сми, отчетов председателей профильных Комиссий,...
Волгоградской области iconДоклад о состоянии гражданского общества в Волгоградской области...
Советом на основе общей информации о ее деятельности, материалов, представленных в сми, отчетов председателей профильных Комиссий,...
Волгоградской области iconВолгоградской области доклад
Министерства промышленности и торговли волгоградской области о результатах за 2011 год, оценке 2012 года и основных направлениях...
Волгоградской области iconЗакон волгоградской области о дополнительных мерах по противодействию...
Подготовка выступлений (отчетов) о состоянии архивного дела для обсуждения на заседаниях
Волгоградской области iconПроект Экспертное заключение о законе Волгоградской области «О дополнительных...
Оборудование нового компьютерного класса. Установка по. Объединение пк в единую локальную сеть
Волгоградской области iconДоклад о наркоситуации на территории Волгоградской области по итогам 2011 года
Утвержден протоколом №2 заседания антинаркотической комиссии Волгоградской области от 23. 03. 2012 года
Волгоградской области iconДоклад на публичных слушаньях по вопросу
Заместитель Главы Администрации Волгоградской области – председатель Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации...
Волгоградской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Волгоградской области (базовый уровень); рекомендовано Комитетом по образованию Администрации Волгоградской области, составитель...
Волгоградской области iconДоклад о достигнутых значениях показателей оценки эффективности деятельности...
Правлениям и целям социально-экономического развития Волгоградской области утверждено 27 основных показателя оценки эффективности...
Волгоградской области iconДоклад о ходе реализации государственной программы Волгоградской области
Наименование программы: государственная программа волгоградской области "комплексная региональная программа развития профессионального...
Волгоградской области iconСпецкурс немецкого языка для специальности «Технология машиностроения»
Допущено учебно-методическим объединением Совета директоров средних специальных учебных заведений Волгоградской области в качестве...
Волгоградской области iconО результатах самообследования при прохождении государственной
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. №522, Положения о Комитете по образованию Администрации Волгоградской...
Волгоградской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рекомендовано учебно-методическим объединением Совета директоров средних специальных учебных заведений Волгоградской области в качестве...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск